Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свои мысли уникальными. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через Поиск, также можно посмотреть в других разделах форума, например: Общение >> https://forum.vgd.ru/?f=22 Обсуждения >> https://forum.vgd.ru/11/
Ключевые слова для ЭТОГО раздела - пофилософствуем \ порассуждаем!

Материнство в России в прошлые века

Как складывались семейные отношения, что разрешали беременным и чем заканчивались споры об опеке в X-XV веках.

← Назад    Вперед →Модераторы: Erla, TatianaLGNN, valcha, dimarex
Leontiya

Leontiya

ПОМОЩЬ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ ПЕТЕРБУРГА
Сообщений: 9712
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8963
Каким было материнство на Руси более 500 лет назад

Как складывались семейные отношения, что разрешали беременным и чем заканчивались споры об опеке в X-XV веках.

Источников, по которым можно судить о том, каким было материнство тысячу лет тому назад, до нас дошло не очень много. Остались законодательные сборники и поучительные книги о том, какими должны быть семейные отношения. Но пытаться воссоздать картину материнства на таком материале – примерно то же самое, что судить о современной семье, опираясь на уголовный и гражданский кодексы и учебники педагогики.
Вот почему так важны сведения, случайно оказавшиеся на страницах летописей и берестяных грамотах, в житиях и фольклорных произведениях. В таких источниках исследователи и находят интересные факты о материнстве в X-XV веках.  
Факт 1. Закон — на стороне матери
На Руси женщина могла быть единственным управляющим имуществом, в том числе недвижимостью, и единственным опекуном детей. Более того, мать имела право решать, кому какая доля наследства достанется.
В конце XIII века даже если женщина не состояла с мужчиной в законном браке, она могла вести с ним тяжбу, чтобы получить часть имущества, необходимую для содержания их общих детей. Более того, по закону мать имела право на содержание от выросших детей. Закон защищал женщину, если сын или пасынок пытался выгнать ее из дома или поднимал на нее руку.
Факт 2. Вместо отчества ребенок мог получить матерство
Существовала традиция давать некоторым детям не только отчество, но и матерство. Например, Василько Маринич (XII в.) – сын княгини Марии Владимировны, внук Владимира Мономаха. Мономах выдал дочь за бежавшего на Русь самозванца, который выдавал себя за сына византийского императора. Очевидно, называя юношу по матерству, летописец желал указать материнский род как несомненно знатный на Руси.
Факт 3. «Семеро по лавкам» — скорее исключение
Многодетность в те времена была и необходимостью, и труднодостижимой мечтой. Дело в том, что детская и младенческая смертность оставалась очень высокой. Женщины рожали едва ли не каждый год, но в семье выживали, по разным подсчетам, 1-2 или 2-4 ребенка. И до XVII века семья с тремя детьми считалась большой.
Факт 4. За аборт — епитимья
Несмотря на то, что многодетное материнство считалось идеалом, женщины не всегда хотели рожать. Сохранились известия об «извержении плода», аборте, который на протяжении столетий оставался единственным средством избежать появления ребенка.
Женщинам приходилось обращаться к знахаркам, которые составляли нужное зелье: в лечебниках подобных средств нет. Священники выспрашивали, прибегала ли женщина к такой процедуре и – сколько раз. Наказание назначали в зависимости от срока прерванной беременности.
Сохранился пример: «аще зарод еще» – пять лет епитимьи, «аще образ есть» – семь лет, «аще живое» – пятнадцать лет поста и покаяний. Женщину не наказывали, если выкидыш происходил в результате домашних побоев.
Факт 5. После родов — на 40 дней в баню
Церковь освобождала беременных от земных поклонов и непосильной работы. Но, конечно, крестьянке приходилось работать независимо от того, беременна она или нет.
После родов женщина считалась «нечистой» 40 дней, так что ее старались содержать отдельно от семьи. В некоторых случаях она жила в той же бане, где рожала. Церковные нормы исключали в этот период интимную близость между супругами, и это помогало матери восстановить здоровье.
Факт 6. Мать — оплот нравственности
В церковной литературе X-XV веков немало благостных речей о святости материнского слова и мудрости материнского воспитания. Главной заботой матери было здоровье ребенка, об этом писались и лечебники, и травники.
Мать отвечала и за нравственное развитие детей. Именно она должна была вложить в ребенка высокие моральные ценности. Даже на страницах литературных произведений мать никогда не унижается до трусости и не толкает дочь или сына на неблаговидный поступок, например, ради сохранения жизни ценой позора. Высокодуховные образы матерей сохранились в фольклоре, в светской и в духовной литературе.
Факт 7. Воспитание детей было стихийным
Поучительное чтение о том, как должна вести себя мать, было доступно узкому кругу женщин знатного происхождения. Воспитание детей простого народа, крестьян и простых горожан, происходило, как считают исследователи, «стихийно», «само собой», и теми методами, которые были удобны взрослым

https://deti.mail.ru/family/ka...let-nazad/
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25502
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21020

Не все было так благостно....

\Статьями, касающимися гражданского и семейного права, женщины древней Руси признавались самостоятельными юридическими лицами, и в браке — отдельными от мужей; они вполне самостоятельно владели своей собственностью отдельно от семейного имущества. Но девушки вообще не считались наследницами после родителей; они имели право только на приданое из имущества отца, размеры которого по-прежнему не определялись; за смертью отца братья-наследники обязаны были позаботиться о приданом сестер. Что приданое никогда не считалось за собственность, приобретенную по наследству, доказывается тем, что по смерти бездетной жены, ее приданое всегда возвращалось семье ее отца и братьев....................

Впрочем, права дочерей резко различались по их положению на социальной лестнице. Так, по смерти человека низшего класса, людина или смерда, не оставившего сыновей, его имущество отписывалось на князя, и уже от имени этого высокого лица выделяли приданое незамужним осиротевшим дочерям. Такое ограничение прав дочерей объясняют различно; одни видят в нем пережиток родового быта; другие говорят, что смерды часто пользовались общественной землей или работали на земле частного собственника, и дочери не могли вместе с имуществом принимать на себя их обязательств перед землевладельческой общиной.

Но отстранение дочерей от наследования не касалось высшего класса и княжеской дружины. Этот класс княжих слуг давно занял особое положение среди населения Руси. Слуги князя переходили вслед за ним из одной области в другую и не имели связей с местными обществами. Они имели особые привилегии в своих владельческих правах; даже внутри их семей между их членами зарождались особые юридические отношения; и права дочерей в высшем классе княжих слуг оказались отчасти сходными с правами феодалок в Англии; закон говорил: умрет княжий муж и не оставит сыновей, то дочери наследуют его земли и имущество. Только гораздо позже, в Московской Руси XVI в. стали сокращать права дочерей знати на наследование вотчин.

Наше раннее законодательство особенно внимательно к вдовам-матерям, тесно связанным с экономическими и интересами младшего поколения дома. Жена и при жизни мужа может вполне самостоятельно владеть своим приданым, тем, что ей даст муж, и что сама она приобрела в годы замужества; все это сохраняет она за собой и по смерти мужа. Значение личности матери-вдовы признается общим правилом: если муж умрет, оставив жену с детьми, то вдова заступает его место перед семьей и обществом; она берет себе на свое содержание долю из наследства детей, если муж сам не наградил ее при жизни (но без права ею распоряжается); она одна опекает и воспитывает детей до совершенного возраста, ведет хозяйство, торговлю, все дела, какие оставил муж, отвечая за свои промахи и растраты. Ей не назначают соопекунов, как это делается на западе и до сих пор.

Несомненно под влиянием церкви внесена в «Русскую Правду» статья, требующая, чтобы рабыня, состоявшая наложницей господина, отпускалась на свободу вместе со своими детьми; но ее дети не могли считаться членами христианской семьи, и потому не получали ни наследства, ни приданого из имущества отца; закон только давал им свободу; о их дальнейшей судьбе не заботились; но тут за них вступался обычай: есть указание, что семья выдавала им кое-что из вещей или скота. Затем церковь могла их взять под свое покровительство: на церковной земле обычно ставились избушки, мазанки, келейки, где ютились только что отпущенные на свободу люди, пока не устраивались где-нибудь, не находили приложение своему труду.

Положение женщины на Руси в 10-16 веках

Старый закон на глазах церкви признавал полную имущественную самостоятельность не только вдов, но и замужних женщин, как бы впадая в противоречие с принципом полной покорности и подчинение жены мужу, которым учила сама церковь. Как понять такое разногласие? Как умещались в женской жизни подчиненность с самостоятельностью? Следует думать, что самостоятельность женщин-собственниц существовала главным образом в теории, в сфере допустимых возможностей; на практике жена отвечала за долги мужа не только своим имуществом, но и личностью: в случае несостоятельности, — она вместе с детьми поступала в рабство в счет уплаты долга кредитору; и лишь значительно позже было установлено призывать ее к ответственности только тогда, если она своими средствами участвовала в предприятиях мужа. С имущественной самостоятельностью женщины мало считались судьи и исполнители их постановлений; в семье личность подавлялась властью мужа и старших.

Мудрено себе представить, как женщины средних и низших классов могли распоряжаться своими маленькими имуществами, когда они входили в состав общего с мужем хозяйства; ведь самих женщин мужья и свекры закладывали на отработки, брали на них кабалы, уводили с собой в холопство. Другое дело— боярыни и представительницы высшего купечества; они владели крупными имуществами, и могли вести вполне самостоятельные хозяйства в своих владениях.

Среди начавшей складываться христианской семьи люди уже начали чувствовать обаяние женщины и матери, которая давала им мир и тепло в обстановке личной, земной жизни, даже становилась иногда ее центром; но скопление тяжелых неблагоприятных условий не дало семье развиваться. Огромное бедствие обрушилось на страну; разразился татарский погром, потянулись годы тяжелого ига.

Бодрый дух народа замутился. Тягота жизни побуждала самые закаленные сердца искать утешение в благочестии. Упадок веры в себя среди униженного народа выдвинул влияние идеи греховности, которую так охотно проповедовало духовенство: иго азиатов — наказание за грехи народа; настало время думать о покаянии и спасении души. Аскетические настроения сразу повысились. Число монастырей быстро росло, развивалось отшельничество и пустынножительство. Искание путей к спасению грешных душ вытеснило из сознания книжников и духовенства заботы о просвещении и грамотности, что очень невыгодно отразилось на отношении к женщинам.

Новое направление мысли не одобряло наслаждения жизнью, доставляемого сердечной связью мужчин и женщин; в любви не видели ничего кроме плотской чувственности, поощряемой нечистым, врагом Христа; привязанности, привлекательность семьи могли только мешать человеку проникаться настроениями покаяния и умиления, проповедуемых духовенством, которое в годины бедствий усердно укрепляло свои власть и влияние на развалинах старой вольной жизни Руси. Указывая пути к спасению души, литература и проповедники рисовали женщину носительницей самых мощных соблазнов грешного мира, первую жертву и верную служанку дьявола, своими прелестями подчиняющую ему все новых и новых жертв. В отдельных поучениях, в сборниках для назидания верующих подбирались мнения великих людей «о злобе и лукавстве женщин»; книжники выхватывали отвечавшие их цели отрывки из страстных филиппик Златоуста против враждебной ему императрицы, написанных в минуты напряженного раздражения, из поучений восточных аскетов-пустынников, измученных соблазнительными видениями; приплетали к ним суровые отзывы о женщинах ветхозаветных пророков и мудрецов древности — Сократа, измученного своей Ксантиппой. Получался очень цельный по выдержанности основной мысли подбор ярких образцов красноречия, род хорошей хрестоматии, какими в наше время опытные педагоги умело настраивают учеников на заранее намеченные размышления,

И в западной Европе в средние века под влиянием литературы востока и аскетов-проповедников распространялись беспощадные обличения греховности дочерей Евы, писались грубые до цинизма сатиры на женщин; но на западе крепко привилось влияние школы, поддерживавшее навыки к критической работе мысли; и изуверские нападки на женскую личность вызывали среди лучшей части общества обратное явление — горячую защиту чистоты женской души, «панегирики женской добродетели, рыцарское поклонение, прославление женщины, как источника красоты и счастья на земле.

Не то у нас; запуганное воображение аскетов ни в чем не находило противовеса; при отсутствии материала для чтения литература «о злых женах», отвечая общему настроению приниженности и трепета, производила сильное впечатление. Работа мысли была еще чужда русскому обществу того времени; оно само еще жило воображением; а это воображение запугивалось на таком всем близком и знакомом аффекте, как влечение к женщине; ему особенно легко внушалась навязчивая идея о темном наваждении, о силе дьявола, и слабый духом, лишенный нравственной устойчивости люд охотно слагал на женщину ответственность за первородный грех и за пагубную власть дьявола над земной жизнью человека.

Сторонники авторов посланий о злобе женской создавали для женщин глубоко трагическое положение. Их унижали до отрицания в них образа Божия; глушили в них чувство собственного достоинства и строго требовали от женщин искренности и чистоты душевной. Относясь очень взыскательно к женщинам, осыпая их беспощадными осуждениями, наши моралисты не заботились о воспитании их душ, их наставлении, чтобы помочь им бороться со своими слабостями и мирскими соблазнами. На западе в средние века тоже страшились женской нечистой прелести; зато при женщинах состояли руководители совести, исповедники и наставники в деле веры. В тяжелые минуты сомнений и душевных тревог католички шли в церковь отвести душу и получить наставление. Можно не сочувствовать характеру этого воспитания, но, во всяком случае, заботы о воспитании, об удовлетворении духовных потребностей там на лицо.

Положение женщины на Руси в 10-16 веках

У нас очень мало занимались духовной жизнью женщин; не помогали им спасаться от соблазнов. Грубое невежество и тяжелый труд женщин низших классов держал их в отдалении от церкви. В более состоятельной среде женщин и девушек старались
не выпускать из дома, подозревая в склонности к любовным похождениям, и ревниво подозрительно следили за ними; чтобы отстоять обедню или заутреню, женщины и девушки выпрашивали позволения мужей и старших; малейшая неосторожность вызывала подозрения, и женские члены семьи, кроме самых старых, лишались права даже посещать церкви.

Много девушек ни разу не бывали в церкви до самого дня своей свадьбы. Молодым священникам не позволяли исповедовать женщин, опасаясь соблазна; женщинам давали в духовные отцы старичков, забывших грамоту, глухих, полуслепых, не считаясь с тем, слышат ли они исповедниц, понимают ли их речи; исполнить обряд мог и одряхлевший служитель церкви; большего женщине не полагалось, о ее духовных потребностях редко заботились.

Свою впечатлительность, работу воображение женщины могли удовлетворить старыми языческими поверьями, тайными обращениями к фантастическим существам и явлениям природы; отсюда страшная отсталость женщин в религиозных понятиях.

Приниженные, лишенные доверия, они могли искать спасения и отрады только в изворотливости, лукавстве и притворстве. Женщина могла действовать на своих владык и судей тем же орудием, которым угнетали ее — страхом; она прибегала к волшебству, наговорам, ловким гаданьям, которым верили и перед которыми трепетали; она научалась говорить замысловатым языком, изощряя свое остроумие, отвечала притчами и загадками, которые исстари привлекали внимание и уважение слушателей. Женскую личность замечали и ценили грубочувственными эмоциями; она мстила грубым и дерзким кокетством или пугала притеснителей чарами и ведовством, и урывала у горькой судьбы минуты дикого личного счастья и наслаждение властью.

......

Общество игнорировало женщину в ее нормальном состоянии, как деятельную личность с инициативой и энергией, но преклонялось перед пророчицами и изуверками.
Понятно, что при такой оценке женской личности ее могли находить опасной для общества благочестивых людей и старались отстранять от него, помещая в стороне под присмотром.

На порядках наших теремов сильнее всего сказалось влияние церкви, подчинившей женщину главе семьи, отчасти и литературы «о злых женах», запугавшей воображение благочестивых руководителей семейной жизни. Повлияло и строгое отношение к брачному союзу, единому, по учению церкви, трудно заменимому для благочестивого лица, что вызывало усиленное оберегание жены. Конечно, нужно отметить и страх перед насилиями инородцев и своих; молодое, красивое существо тогда опасно было показывать и не одним татарам; соблазн был велик всем. Может быть, тут просто проявился грубый способ создать себе более крепкую семью, которую по некультурности не умели иначе устроить. В крайних формах развитие затворничества со строго установленным ритуалом семейной жизни на монастырский лад, с устранением жены даже от домашнего хозяйства сказалось чванство московской знати, напыщенность и чопорность, свойственная правящим классам московского государства.

Влияла, впрочем, и экономическая сторона жизни; женщина все-таки сохраняла за собой права собственности на свое отдельное имущество. Скрыв ее в глубине дома, контролируя малейшие сношение ее с внешним миром, муж мог легко завладевать ее имением, не допуская ее самостоятельных распоряжений. Дочери разделяли заключение вместе с матерями и невестками; нередко их оберегали пуще глаза, строже замужних. Затворничество помогало легко и свободно распоряжаться их браком и приданым.

Затворничество женщин и соответствующий обряд домашней жизни развивались медленно, достигнув расцвета во 2-й половине XVI в., когда они пустили корни в теремах Кремлевского дворца. В Новгороде до конца вечевой свободы они так и не получили большего развития. Да и в Москве, в самом центре строгого благочестия, сами великие княгини долго не отстранялись от общественной и политической деятельности. Огромным авторитетом пользовалась вдова Донского, довольно долго и при взрослых детях не уходившая в монастырь чтобы закончить свои мирские дела. Ее невестка Софья Витовтовна, литовка родом, отличалась самостоятельным и властным нравом. Оставив в стороне влияние Софии Палеолог, гречанки европейского воспитания, можно отметить, что Иоанн III был окружен энергичными, деятельными женщинами; его сестра Агриппина и дочь Елена служили ему хорошими агентами его сложной политики, первая в Рязанском княжестве, вторая — в Литве, где сумела выдержать свою роль в очень ответственном положении. Особенно интересна обрусевшая молдаванка, невестка Иоанна III, мать погибшего в тюрьме его наследника Дмитрия. Молодая Елена Степановна имела свою партию близ первого из Грозных царей; по-видимому, довольно начитанная, она увлеклась религиозной проповедью свободомыслящих, представителей ереси жидовствующих, и помогла соблазнительному учению свить себе гнездо в самом Кремле. Такая женщина могла бы и на Западе с честью занять место в строю современниц эпохи Возрождения: в Москве её интеллектуальные силы не находили себе полного приложения, и память о ней, как и о многих других лицах, как-то затерялась среди придворных интриг и безразличия некультурного общества.

......
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25502
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21020
.Брак и семейная жизнь
.....................
КАРТИНА МИРА И ОСНОВНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ «ДОМОСТРОЯ»

Пространство

Пространственные модели памятника на первый взгляд тяготеют к традиционным.

По горизонтали пространство делимо на внешнее (мужское) и внутреннее (женское). На первый взгляд кажется, что автор «Домостроя» помещает женщину в центр, но это всего лишь первое впечатление.
Цель автора – дать рецепт контроля за этим «центром» и изолировать его, что осуществляется: 1) через контроль доходов, денежных сумм; 2) через подчинение себе, а не жене важной фигуры домоправителя-ключника; 3) через лишение женщины права принимать самостоятельные решения и отсечения ее от общения с болтающими пустое подругами; 4) через присвоение мужской половине дома права вмешиваться в области, негласно принадлежащие женской половине (воспитание детей, контроль за продуктами питания, женскими рукоделиями и т. п.).
.................
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
ВадимЗ

Сообщений: 581
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 953

Leontiya написал:
[q]
Существовала традиция давать некоторым детям не только отчество, но и матерство. Например, Василько Маринич (XII в.) – сын княгини Марии Владимировны, внук Владимира Мономаха. Мономах выдал дочь за бежавшего на Русь самозванца, который выдавал себя за сына византийского императора. Очевидно, называя юношу по матерству, летописец желал указать материнский род как несомненно знатный на Руси.
[/q]

А был ещё князь Олег Настасьич. В данном случае указывалось на незнатное происхождение его матери.

Leontiya написал:
[q]
На Руси женщина могла быть единственным управляющим имуществом, в том числе недвижимостью, и единственным опекуном детей. Более того, мать имела право решать, кому какая доля наследства достанется.
[/q]

Могла быть и была - две разные вещи. Только если в семье не было взрослых мужчин, то женщина управляла семьёй и её имуществом.
А вообще фокус обычного права - в его неабсолютности и многочисленных исключениях.
← Назад    Вперед →Модераторы: Erla, TatianaLGNN, valcha, dimarex
Генеалогический форум » Разговоры » Просто генеалогические разговоры » Материнство в России в прошлые века [тема №87200]
Вверх ⇈