Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чтобы не отлучаться от нее до конца жизни своей

С устройством единоверческой церкви в селе Сладких-Карасях в первой половине прошлого столетия к ея приходу пожелали принадлежать и некоторые православные, которые объявили себя приверженцами старых обрядов...

← Назад    Вперед →Модератор: corian55
corian55
Модератор раздела

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4160
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11192
К истории единоверия в Оренбургской епархии
Попытка перейти из православия в единоверие
(Архивная справка)

«С устройством единоверческой церкви в селе Сладких-Карасях в первой половине прошлого столетия к ея приходу пожелали принадлежать и некоторые православные, которые объявили себя приверженцами старых обрядов»(1). В числе других пожелали перейти из православия в единоверие и некоторые жители из деревень Коноваловой, Малетиной и Нижней Куртамышской волости. Приводим здесь некоторые данные этой неудавшейся попытки.
Челябинский земский исправник г. Деругин в отношении своем, от 7 июля 1833 года за №1517, на имя Куртамышского причта писал: «До сведения моего дошло, что Куртамышской волости деревень Коноваловой и Малетиной жители отреклись от православной и перечисляются в единоверческую Спасскую церковь. Я, проезжая прошедшего 25 июня месяца чрез деревню Коновалову, действительно удостоверился от самих их, что они, не желая более, по неизвестным причинам, принадлежать к православной церкви, составили обще с жителями деревни Малетиной приговор, которым избрали поверенного крестьянина Ивана Малетина, с каковым Малетин отправился к единоверческому священнику Сергию Игумнову для испрошения у него причисления их к единоверческой Спасской церкви, который, якобы одобрив их желание, требовал от них письменную сказку по смерть принадлежать помянутой единоверческой церкви, которую они и дали ему, Игумнову, но как с нею поступлено, им не известно. И затем они почитают себя принадлежащими к единоверческой церкви. 2 числа сего июля при производстве мною о поступке сем дознания крестьяне Максим Федоров Показаньев, Василий Григорьев Кобяков и Егор Кобяков по многократному убеждению моему и внушению о сем богопротивном поступке, явясь ко мне того же 2 числа, предъявили, что они, познав заблуждение свое, желают обратиться к православной Петро-Павловской церкви, в чем и дали мне обязательство с тем, чтобы по день смерти не входить ни в какие секты и расколы, в коем просят удостоверить о сем и вас, церковнослужителей, а равно просят о том, дабы исходатайствовать у начальства об исключении их из той сказки, поданной священнику Игумнову».
При этом отношении исправник приложил и самое обязательство вышеозначенных крестьян, в котором содержится следующее: «По убеждению неизвестных нам старообрядцев и по общественному обсуждению сделали мы сего года 5 апреля приговор, которым избрали деревни Малетиной государственного крестьянина Ивана Еремеева Малетина поверенным для исходатайствования о перечислении нас с семействами из своей православной церкви в единоверческую Спасскую церковь, состоящую в Карасинской волости селе Сладких-Карасях, с которым наш поверенный Малетин отправился в то селение к единоверческому священнику Сергию Игумнову и по возвращении объявил нам, что тот священник, одобрив наше желание, требует от нас сказку с обязательством присоединиться к помянутой церкви с тем, чтобы не отлучаться от нее до конца жизни своей и исполнять все требы; в каковом смысле мы и дали таковую сказку, что же со оной он, священник Игумнов, учинил, нам еще не известно, только получили от него о желании нашем со свидетельства копию от 18 апреля сего года за № 14.
В проезде же челябинского земского исправника Деругина через деревню Коновалову 25 числа прошедшего июня месяца он на сходке словесно дознавал от нас причину нашего желания о перечислении в единоверческую церковь из православной, тогда как мы по рождении крестились, венчались и все требы исполняли в оной, и притом истолковал нам, что сие сделали мы противозаконно, ибо из православной церкви запрещено узаконениями переходить в какие-либо секты и расколы, и убеждениями своими доказал нам наше заблуждение, в которое мы ввергнуты своими недоразумениями, а более тем, что при подаче нашего приговора единоверческий священник Игумнов одобрил наше общее желание и для ходатайства о причислении нас в единоверческую церковь принял обязательную сказку, чем самым и заставил предполагать, что мы сие сделали законно и до объявления г. исправника считали себя совершенно правыми» (2).
Ныне же, чувствуя вину свою, происшедшую от вышеизъясненных причин и по убедительнейшему г. исправником Деругиным доказательству, в полноте чувств своих видим содеянное прегрешение наше, тем более, что противу правил нашей православной церкви мы ничего не имели и, хотя минутно дали себя в соблазн, но были к оной привязаны христианской любовью и потому умоляем г. исправника и кавалера Тимофея Ивановича Деругина уважить наше чистосердечное раскаяние и исходатайствовать у высшего начальства об исключении нас из сказки, поданной села Сладко-Карасинского единоверческой Спасской церкви священнику Сергию Игумнову и удостоверить прихода нашего церкви святых апостолов Петра и Павла священно-церковнослужителей что мы с семействами своими каемся в содеянном нам соблазне, приняли б по-прежнему под покров православной церкви и после сего нашего проступка обязуемся своеручным подписанием быть достойными и твердыми исполнителями христианских обязанностей со исполнением в точности всех треб церковных и молитвенных с тем, что мы ни в коем случае не вдадимся ни в какие секты и расколы и решительно остаемся истинными сынами православной церкви до конца нашей жизни».
Приговор о перечислении был подписан 41 домохозяином, из них 25 домохозяев были жителями деревни Коноваловой и 16 – деревни Малетиной. В этих семействах было 78 душ муж. и 85 женского пола коноваловских и 60 муж. и 67 женских малетинских.
Попытка вышеупомянутых крестьян перейти из православия в единоверие вызвала подобное же ходатайство со стороны соседней деревни Нижней, которые чрез доверенного своего крестьянина Василия Печенкина подали в этом смысле прошение на имя Преосвященного. Вследствие чего указом Оренбургской духовной консистории, от 19 сентября 1833 года за № 4167, было предписано благочинному свящ. Бурову произвести законное исследование в том, по какому случаю вышеозначенные крестьяне изъявили желание присоединиться к единоверческой Сладко-Карасинской церкви, и действительно ли они из давнего времени содержат старообрядческую веру.
При объявлении благочинным Буровым этого указа при депутате со светской стороны крестьянине Ионе Кучумове «он, Печенкин, со всеми доверителями своими, кроме двух семейств крестьян Гавриила Зубова и Прокопия Тельминова, письменный от себя дали отзыв, что они по убеждению своих приходских священников, а паче по толкованию им Священного Писания, уразумели, что восточная греко-российская церковь содержит точно те же самые правила, постановления и св. таинства и в той же силе, как переданы от святых апостолов и св. отцов выполняются, которые совершаются и в старообрядческой церкви с переменою только слов, а потому, оставя прежнее намерения быть перечисленными к единоверческой Сладко-Карасинской церкви, желают остаться в приходе Петро-Павловской церкви Куртамышской слободы и обязуются пребывать в вере христианского греко-российского исповедания до конца их жизни и исполняют все ея таинства чрез православных священников».
Ввиду этого консистория постановила: 1) поверенному Печенкину с доверителями его, кроме крестьян Гавриила Зубова и Прокопия Тельминова, за оставление намерения быть перечисленными к единоверческой церкви и за изъявление желания остаться в приходе православной церкви Куртамышской слободы, пребывать в вере христианского греко-российского исповедания и исполнять все ея таинства, испросить у Его Преосвященства Архипастырское благословение. 2) Гавриилу же Матфиеву Зубову и Прокопью Прокопьеву Тельминову с семействами их велеть благочинному вместе со священно-церковнослужителями Куртамышской слободы при депутате с светской стороны учинить пастырское увещание об оставлении, по примеру их доверенного Печенкина и прочих доверителей, их намерения в уклонении от приходской православной церкви к единоверческой и о пребывании в вере христианского исповедания» (3).
Таким образом, попытка означенных крестьян перейти из православия в единоверие не удалась, тем не менее они не исполняли христианских обязанностей в православной церкви, так что причт Куртамышской церкви, отношением своим 24 сентября 1834 года за № 47, обратился к Челябинскому земского исправнику с просьбою рассмотреть, не обратились ли в прежнее заблуждение крестьяне деревень Коноваловой, Малетиной и Нижней, а 10 февраля 1836 года причт просил г. исправника о побуждении их к исповеди и св. причастию. На эти отношения Челябинский земский исправник дал знать причту, что им сделано предписание Куртамышскому волостному правлению, а также сделано предложение дворянскому заседателю учинить удостоверение, не уклонился ли кто из поселян означенных деревень из православия в раскол, по открытии, над виновными произвесть следствие.
Дворянский заседатель просил причт указать, кто именно, по мнению причта, уклоняется из православия или кто уклонился и с которого времени, а Куртамышское волостное правление писало причту, что после обращения в православие означенные крестьяне были вызваны к выполнению христианских обязанностей, но кто из них был у исповеди и св. причастия, оное не знает.
Дворянский заседатель отношением своим, от 31 октября за №972, об уклоняющихся от исповеди и св. причастия по содержании ими якобы старообрядческой секты уведомил причт, что им сделано разыскание, но ни один из них на отобранных покаяниях в уклонении от православия себя не почитает и сознания не учинил и «желают быть во оном непоколебимыми поставляя причину своего долговременного небытия у исповеди и св. причастия безпечное сельское житье в домашних работах».
Священник Мих. Горбушин

ПРИМЕЧАНИЯ
1. «До 1828 года единоверцы, или иначе старообрядцы Челябинского уезда, состоявшие в правилах единоверия, принадлежали приходом к Спасской церкви гор. Екатеринбурга Пермской епархии, а потом, в начале 20-х годов, они решили устроиться на самостоятельных началах в отношении приходской жизни с устройством для себя на месте единоверческой церкви. Число изъявивших желание образовать самостоятельный приход оказалось 660 муж. 782 жен., а всего 1442 старообрядца, которые были рассеяны в 234 деревнях. Церковь было решено соорудить в селе Сладких-Карасях» - Н. Чернавский. «Оренб. епарх.» II, стр. 233, 814.
2. Интересно, что при определении священника Игумнова в приход Сладко-Карасинский он был обязан подпиской «чтобы отнюдь не осмеливался привлекать к себе в приход кого-либо из церкви православной и тем паче склонять от православия в свою сторону, а равно, чтобы не исправлял у прихожан других церквей никаких треб, разве только бы приобщал св. Таин в смертном случае, если не случится найти православного священника». (Н. Чернавский, II, стр. 317). Кроме того, преосвященный Аркадий велел внушить ему «что к единоверческой церкви присоединять дозволено только издавна удалившихся от православной церкви, - и то не иначе, как по исследовании от епископа, что таковые лица никуда в церковь православную не ходили и таинств ея не принимали». (Там же, стр. 318).
3. Указ Консист. за № 3829 от 4 дек. 1834 г.

ОЕВ 1904 №5 (1 марта). Л. 209 - 214
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (5)
← Назад    Вперед →Модератор: corian55
Вверх ⇈