Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Села Ардатовского уезда

Нижегородская губерния. Вопросы краеведения. Информация о духовенстве

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: gutta57
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29439
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 32016

gutta57 написал:
[q]
къ Троицкой церкви села Лемети, Ардатовскаго уѣзда, —Павелъ Меркуловъ Кузнецовъ,

къ Знаменской церкви села Хрипунова, того же уѣзда, Иванъ Ивановъ Утинъ
[/q]

Маслов Фёдор Александрович
Ардатовского уезда, Хрипуновской вол. и села.

Православный.
Женат.
Мл. унтер-офицер 10 гренадер. Малороссийского п.
Награжден ГК 4 ст. № 172257 "за боевые отличия на р. Висле".
Остался на поле сражения в бою при дер. Врунов (?) 8 июля 1915 г.



Источник:
Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста Великой войны. – Книга памяти. Вып. II, т. 1. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2018. С. 55.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29439
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 32016
Верещагин Сергей Иванович
ок. 1893 г. р., Ардатовского уезда, Большемакателемской вол., с. Малый Макателем.

Православный.
Женат.
Брак с 1912 г., жена Евдокия Захаровна ок. 1894 г. р., свед. о детях нет.
Из послужного списка: "зачислен в 1 роту 197 запас. пех. батальона молодым солдатом 10 ноября 1914 г., зачислен в учебную команду 20 декабря 1914 г., окончил курс учебной команды 1 марта 1915 г., ефрейтор с 4 апреля 1915 г., прибыл и зачислен в 271 пех. Красносельский п., мл. унтер-офицер с 18 августа 1915 г., награжден 1 сентября 1915 г. ГК 4 ст. № 428195 "от Имени Государя Императора, флигель-адъютантом полковником Мордвиновым за отличие в боях", контужен в бою под Сморгонью 15 сентября 1915 г., переведен в 100 пех. Островский п. и исключен из списков Красносельского п. 13 октября 1915 г., прибыл в п. 27 ноября 1915 г., убит в бою с неприятелем у дер. Колтагузы 8 марта 1916 г., исключен из списков п. 9 марта 1915 г.
Сопроводительная Ардатовского УВН в НКП от 28 июля 1916 г., зарег. 30 июля 1916 г.
Доклад 1 отделения 3 стола НКП от 13 апреля 1917 г.: назначено казенное пособие 48 руб. в год с 28 июля 1916 г.



Источник:
Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста Великой войны. – Книга памяти. Вып. II, т. 1. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2018. С. 45.
---
Знания - сила
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
Памяти доброго пастыря и сотрудника



Долгом поставляю уведомить Редакцию «Душеполезного чтения» о последовавшей 4-го июля 1902года кончине старого сотрудника журнала, священника села Череватово Нижегородской губернии, Василия Ксенофонтовича Владимирского.

Покойный – сын священника села Таможниково, родился в 1834 году; по окончании курса семинарии со званием студента был определен во священники в село Семово Макарьевского уезда в 1859 году. В 1862 же году перемещен для поддержания родственной осиротевшей семьи в с.Череватово, где священствовал до самой своей смерти в течение 40 лет. С 1867г. по 1870 г. состоял депутатом и делопроизводителем съезда Арзамасского училищного округа, с 1870г. по 1893г благочинным 2-го Ардатовского округа, в течение нескольких лет цензором проповедей и наблюдателем церковно-приходских школ.

Плодотворность деятельности о.Василия засвидетельствована начальством. Его гуманное братское отношение к подчиненным надолго останется в памяти всех знавших его. Но не одно выдающееся служебное положение сделало имя о.Василия популярным. Сему способствовала его литературная известность и обаятельность его личности. Произведения о.Василия печатались в «Душеполезном чтении» (1866 – 1887 гг), свидетельствуя о весьма значительной научной эрудиции автора. Эти произведения одними своими заглавиями ясно говорят и о тех залежах эстетических чувств, кои таились в душе автора. Исходный пункт его мысли – гармония, красота, изящество, проявились ли они в стиле зданий ,в картине или иконе ,или навеяны были чудным строем видимой природы. Даже статья публицистического характера «Наши успехи» (1874г) рассматривает свой предмет с точки зрения соответствия современного состояния науки и прикладных знаний с теми вечными законами физической и нравственной гармонии, и, так сказать, выражением коих для всех времен служит библейский рай.

Сам нечуждый трудов художника – иконописца ( в храме Череватово есть иконы работы о.Василия), о.Василий и в обыденной жизни везде и ко всему относился с той непосредственной простотой и задушевностью, которая так присуща истинным художникам. Все, что окружало о.Василия, одухотворялось им, все жило, ничто не было немо. Вырывалась в череватовской руде какая–нибудь окаменелость, она принималась о.Василием с восторгом, давала толчок его мысли к слову. Бедная ,сравнительно, окружающая Череватово, природа не казалась таковою о.Василию : достаточно было ямы, заросшей лопухами, чтобы о.Василий отыскал в ней особенную красоту и проверял на ней те научные данные, коими пользовался при составлении своих произведений. Какая –то проникновенность и добродушие чуялись в каждом слове о.Василия.

Пишущему эти строки невольно вспоминается один мелочной , но характерный эпизод из жизни о.Василия, показывающий его отношение к миру неодушевленному. Усердием о.Василия и значительными его пожертвованиями (из гонорарных за печатные произведения денег) воздвигнут был на кладбище деревянный храм. К храму сему приобретен был небольшой колокол. О первом звоне этого колокола о.Василий рассказывал так : « Все думают ,что вот сейчас ухнет колокол у старой церкви (очень большой и звучный ), а мы взяли да назло и зазвонили в свой : -не хвались!» Под впечатлением этого добродушного рассказа как-то жалко сделалось за старого служаку и радостно за нового…

Если так относился о.Василий к природе и миру неодушевленных предметов, то какое богатство души его открылось в сношениях с людьми, окружающими его! Не наслушаешься, бывало, его умных бесед, не налюбуешься уравновешенностью и даровитостью этой натуры. Счастлива паства, пользовавшаяся 40 лет учительством просвещенного и в высшей степени добродушного пастыря. Старец 68 лет со слабым здоровьем добросовестно трудился на своем поприще до последнего издыхания. Привычка к труду сделала отца Василия исполнительным до кропотливости : на затребования местного благочинного о.Василий давал ответы в 2-х экземплярах : «какой, говорит , понравится». В пример прочим собратиям, о.Василий не пользовался привилегией шестидесятилетних проповедников не предоставлять цензору шести годовых поучений ; ежегодно им представлялись по 12-16 поучений прекрасно задуманных и тщательно образно и доступно написанных. Из этих поучений особенного внимания заслуживают бытовые; таковы: о сострадании к животным, о неосторожности обращения с огнем, о безалаберности на сельских сходах, о пользе леса, воды и др.

К погребению о.Василия только вышла из работы икона Спасителя, поднесением коей духовенство округа желало подбодрить угасающие силы о.Василия. Пришлось принести дар мертвому. И это принесение чудно соответствовало известной всем скромности почившего. Недаром на предложение высокочтимого ректора, ныне Преосвященного Архипастыря Виссариона, перейти на службу в столицу, о.Василий ответил благодушной шуткой ,что и для Череватово его едва хватает. Недаром торжество поднесения прихожанами украшенного креста о.Василию не было известным даже соседним его собратиям.

После погребения о.Василия, одному из нас, собратий почившего, случайно попался в руки лоскуток бумаги. Рукою о.Василия написано приблизительно следующее : «Фантазия. Около Всесвятского храма нужно рассадить сад. Несколько деревьев обещал старшина, прибавлю из своего сада. Для поливки сделал такую тачку (рисунок тачки). То-то ребятишкам будет потеха!»
Не верится, что это писал болезненный старец, приготовивший себе и ризу, и Евангелие, и одежду на случай ожидаемой кончины.

Долго не изгладится из памяти всех знавших о.Василия его духовный облик, долго будет передаваться из уст в уста его беседы, его добродушные шутки, его меткие названия. Многих обязал о.Василий своей незабвенной личностью молиться о нем.
Мир душе его!


Благочинный 2-го округа Ардатовского уезда Нижегородской Епархии священник Венедикт Гагинский.
Г.Ардатов, с.Нарышкино
«Душеполезное чтение» (духовное содержание),1902год,N 9, ч.III.cтр.77

Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29439
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 32016
Грязнов Иван Николаевич
Ардатовского уезда, Ивановской вол.

Православный.
Ефрейтор 39 пех. Томского п.
Награжден 29 августа 1915 г. ГК 4 ст. № 445736 "от Имени Государя Императора, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем". Отличия не уст.
Произведен в мл. унтер-офицеры. Пулеметная команда.
Награжден ГК 3 ст. № 101040 "за то, что в бою 8 марта 1916 г. у фольварка Стаховцы, за убылью всех офицеров, по собственному почину выдвинул пулемет на опасно близкую дистанцию и действием его поддержал атаку, чем способствовал занятию неприятельских окопов".
Награжден ГК 2 ст. № 46366 "за то, что в бою 3 июля 1916 г. у дер. Губин, командуя пулеметным взводом, выдвинул пулемет на опасно близкую дистанцию на фланг австрийцам и губительным огнем в упор обстреливал противника, чем способствовал быстрому занятию окопов противника».
Произведен в ст. унтер-офицеры.
Награжден 18 ноября 1916 г. ГК 1 ст. № 15733 "по Высочайшему повелению Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем "за боевые отличия" в делах против неприятеля".



Источник:
Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста Великой войны. – Книга памяти. Вып. II, т. 1. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2018. С. 17.
---
Знания - сила
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70

gutta57 написал:
[q]
Памяти доброго пастыря и сотрудника



Долгом поставляю уведомить Редакцию «Душеполезного чтения» о последовавшей 4-го июля 1902года кончине старого сотрудника журнала, священника села Череватово Нижегородской губернии, Василия Ксенофонтовича Владимирского.

Покойный – сын священника села Таможниково, родился в 1834 году; по окончании курса семинарии со званием студента был определен во священники в село Семово Макарьевского уезда в 1859 году. В 1862 же году перемещен для поддержания родственной осиротевшей семьи в с.Череватово, где священствовал до самой своей смерти в течение 40 лет. С 1867г. по 1870 г. состоял депутатом и делопроизводителем съезда Арзамасского училищного округа, с 1870г. по 1893г благочинным 2-го Ардатовского округа, в течение нескольких лет цензором проповедей и наблюдателем церковно-приходских школ.


«Душеполезное чтение» (духовное содержание),1902год,N 9, ч.III.cтр.77
[/q]

Хочу добавить сведения по селу Череватово Ардатовского уезда.
Священники, служившие в с.Череватово Ардатовского уезда (из архивных данных по деревянным и каменной церквям с.Череватово
поп Алексий Яковлевич служил ранее 1777г,умер в Череватово
Священник Михаил Васильевич присутствует в документе 1777г
Священник Алексей Семенович(зять попа Алексея Яковлевича) присутствует в документе 1777г
Оба от должности уволены за венчание незаконных браков
В Ревизских сказках 1782г (4-я Ревизия) по священно-церковнослужителям Ардатовского уезда в с.Череватово
Священник Иван Гаврилов 26 лет
Священник Николай Иванов 28 лет,в ревизию за 1833г ему 79 лет.Умер в Череватово.
У него сын Снегирев Сергий Николаевич ( в 1795г 18 лет,пономарь с.Череватова,в 1799г переведен диаконом в с.Круглые Паны Ардатовской округи,с 1803г священник в оном селе).
Священник Иван Алексеев (47лет в 1795г,переведен из Знаменского собора г.Ардатова в 1784г)Умер в Череватове в 1815г.
2-м священником в 1812г был назначен Назарий Васильевич (Вознесенский )24 года ,который после окончания курса НДС был направлен в Череватово, женой его стала внучка священника Ивана Алексеева –Надежда Андреева.Прослужит в Череватово до 1817г,затем будет переведен в с.Сарминский Майдан Ардатовского уезда.С 1814г по 1824г благочинный.
Священник Иван Николаевич Снегирев 26 лет в 1817г,младший сын священника Николая Ивановича,служил с 1817г по 1853г,первый священник каменной Покровской церкви(1851г.постройки) в Череватово.
Священник Андрей Иванович Березинский 22 года,служил с 1817г,в 1848г 54 года)Умер в 1849г в Череватово.
Священник Прозоровский Василий Александрович,свящ.сын(26),служил здесь с 1857 г.по 1860г.
Священник Владимирский Василий Ксенофонтович(39),свящ.сын,служит здесь с 1862 года по 1902 год
Священник Покровский Александр Николаевич (22),дьяконский сын, служ. здесь с 1902г по 1906г,перемещен в с.Безстужево Ардатовского уезда.
Священник Виноградов Яков Львович (30),сын псаломщика, служил здесь с 1906 года ,в 1916г служит еще здесь.



---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Село Череватово(продолжение)

Село Череватово ЦАНО Ф.570, оп.559, д.93 1872 г. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы села Череватова
1) Построена в 1851 г. старанием прихожан.
2) Зданием каменная с таковою же колокольнею.
3) Приделов в ней три: с настоящей холодной в честь Покрова Богородицы освящён в 1852 г. сентября 28 дня; с трапезной тёплый в честь Святителя Чудотворца Николая освящён в 1864 г. октября 11 дня; с приделом Живоначальныя Троицы освящён 1867 г. мая 5 дня. Опись церковного имущества составлена в 1848 г.
Ближайшие к ней церкви суть: Казанская села Дивеева в 5 верстах, села Круглых Панов в 6, Пятницкая села Ат....... в 8 верстах и Дмитриевский с.Силева в 4-х верстах. ............
Опись церковного имущества составлена в 1848 г.
Сиротствующие Умершаго священника Ивана Снегирева жена Мария Дмитриевна (72 г), должности никакой не проходит получает из попечительства на пропитание по 9 р. в год. В семействе у нея девица Евгения Ивановна (44 г). Умершаго пономаря села Сарминский Майдан жена Татьяна Ивановна Садовская (47 л) получает на содержание из попечительства по 3 р. в год, походит должность просфирни. В семействе к нея дети: Василий (20 л) исключённый из нисшего отделения Нижегородского Духовного Училища, Марфа (18), Васса (16) Владимировские.

ЦАНО Ф.570, оп.559, д.53 1875 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви. Построена в 1874 г. тщанием Титулярной Советницы Надежды Ивановны Прозоровской и усердием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, которая ещё не достроена. Престол один в честь Всех Святых. Утварь необходимая есть. Ризница и богослужебные книги во время службы приносятся из главной Покровской церкви.
Село Череватово ЦАНО Ф.570, оп.559, д.93 1872 г. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы села Череватова 1) Построена в 1851 г. старанием прихожан. 2) Зданием каменная с таковою же колокольнею. 3) Приделов в ней три: с настоящей холодной в честь Покрова Богородицы освящён в 1852 г. сентября 28 дня; с трапезной тёплый в честь Святителя Чудотворца Николая освящён в 1864 г. октября 11 дня; с приделом Живоначальныя Троицы освящён 1867 г. мая 5 дня. Опись церковного имущества составлена в 1848 г. ........... 11) Ближайшие к ней церкви суть: Казанская села Дивеева в 5 верстах, села Круглых Панов в 6, Пятницкая села Ат....... в 8 верстах и Дмитриевский с.Силева в 4-х верстах. ............ 14) Опись церковного имущества составлена в 1848 г.
Сиротствующие Умершаго священника Ивана Снегирева жена Мария Дмитриевна (72 г), должности никакой не проходит получает из попечительства на пропитание по 9 р. в год. В семействе у нея девица Евгения Ивановна (44 г). Умершаго пономаря села Сарминский Майдан жена Татьяна Ивановна Садовская (47 л) получает на содержание из попечительства по 3 р. в год, походит должность просфирни. В семействе к нея дети: Василий (20 л) исключённый из нисшего отделения Нижегородского Духовного Училища, Марфа (18), Васса (16) Владимировские.

ЦАНО Ф.570, оп.559, д.53 1875 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви. Построена в 1874 г. тщанием Титулярной Советницы Надежды Ивановны Прозоровской и усердием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, которая ещё не достроена. Престол один в честь Всех Святых. Утварь необходимая есть. Ризница и богослужебные книги во время службы приносятся из главной Покровской церкви. Ф. ЦАНО 570, оп.559, д.61 1877 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви. Построена в 1874 г. тщанием Титулярной Советницы Надежды Ивановны Прозоровской и усердием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, крыта железом. Престол один в честь Всех Святых. Утварь необходимая есть. Ризница и богослужебные книги во время службы приносятся из главной Покровской церкви. Престол освящён 1874 г. октября ......дня
.ЦАНО Ф.570, оп.559, д.185. 1893 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви села Череватова ....... (то же, что и в 1877 г.) 2) Зданием деревянная, внутри оштукатуренная, с таковою же колокольнею крыта железом и окрашена масляною краской. Иконостас позолочен наполимент в 1890 г. 3) Престол один во имя Всех Святых, освящён в 1874 г. октября 24 дня. Зимою службы в нём нет. Сиротствующие После умершаго священника сего села Иоанна Снегирева дочь девица Евгения Ивановна (68 л) из Духовного Попечительства 8 р. в год, сестра ея Сарминскаго Майдана вдова пономарщица Татьяна Ивановна Садовская (72 г)
570, оп.559, д.61 1877 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви. Построена в 1874 г. тщанием Титулярной Советницы Надежды Ивановны Прозоровской и усердием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, крыта железом. Престол один в честь Всех Святых. Утварь необходимая есть. Ризница и богослужебные книги во время службы приносятся из главной Покровской церкви. Престол освящён 1874 г. октября ......дня
.ЦАНО Ф.570, оп.559, д.185. 1893 г. Ведомость о Всесвятской кладбищенской церкви села Череватова ....... (то же, что и в 1877 г.) 2) Зданием деревянная, внутри оштукатуренная, с таковою же колокольнею крыта железом и окрашена масляною краской. Иконостас позолочен наполимент в 1890 г. 3) Престол один во имя Всех Святых, освящён в 1874 г. октября 24 дня. Зимою службы в нём нет. Сиротствующие После умершаго священника сего села Иоанна Снегирева дочь девица Евгения Ивановна (68 л) из Духовного Попечительства 8 р. в год, сестра ея Сарминскаго Майдана вдова пономарщица Татьяна Ивановна Садовская (72 г)


---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Село Череватово( продолжение)

Приводим здесь отрывки из ежедневных записей о.Василия Ксенофонтовича Владимирского.
(Опубликовано частично в Дивеевском альманахе №5 2024г)
1892

20е авг.Тридцать лет нашей свадьбы. Зацвел …олеандр! Вечером приехали и ночевали с. Павловского о. Апполон И(ванович) Нечаев сын Папуловского и муж моей крестницы Катер(ины) Петр(овны) (Ореховской) и Павел Петрович Никольский мой крестник сын о. Петра Ореховского Никольского-кума. Ездили смотреть в Челатьму.
23е.Б(ыли) Лидия Петровна Гусева с Раисой(жена и дочь священника Дивеевского монастыря Иоанна Феофановича Гусева-ЕС).

1893
Март. 13-14.Многомятежные дни! Служба, слякоть, репорты. С начала месяца царские дни, потом преждеосвящ. обедни, затем с среды Оранская икона ,парадныя службы, в субботу проводы и служба до часу п.ч. 300 исповедников. Частиц для причастников в обрез хватило- а прочее Господь невидимо укреплял меня и на другой день, т.е. ныне служил с удовольствием , с благодарением. Послал Им.(?) образчик чугунной руды и обломок кремня с крупными кристаллами горного хрусталя, да еще с какой-то изящной игрушечкой- допотопной раковинкой…
Апрель 10.-В Великую субботу и светлое Воскресение очень удались обходы около церкви. Был тихий мороз, светила луна, свечи горели как в комнате. Пасха шла по обыкновению; с среды по ночам у меня мозжило все тело; но в заутреню разгуливаюсь на весь день. Из деревни мы возвратились оч(ень)поздно. Народ с нами вышел навстречу возвращающимся иконам, вся масса пела Пасху и, когда вошли в церковь все паникадила горели!
Погода с Пасхи испортилась. Снег и холод. Снеговой ураган 7,8,9го наставил целые горы засыпал и пруды и лужи и нет ни ходу, ни пуду! Нынче весь день идет мокрый снег. Поутру дня 3 бывает до 7 гр холода; ясно, а среди дня опять бушует невообразимая метель. Воротилась зима; февральские вьюги; мартовские морозы. Завтра нед(еля) Мироносиц, а глубокий снег, придется идти в шубе.-
Май.
2е.Крест.ход около села.
3е.Запечатал на почту в Душ(еполезное).Чтен(ние). статью И(оанн)Креститель и в Казань Петру В(асильевичу).Знаменскому(известный профессор Казанской духовной Академии, видимо, однокашник о.Василия по семинарии-ЕС) письмо с карточкой, где сняты мы с женой. Обещаюсь прислать ему вид Нижнего с Стрелки и для Преображенского Семовскую и Ермолинскую церкви.
Июнь
16е Ночью теплый дождь. Утром сильный туман; в 7м часу вечера… ливень, с гвоздочками, с полчаса; полны кадушки, лужи, ручьи…Белая лилия в полном расцвете: пять цветов по 6 лепестков- великолепный букет.(Б(ыл) о.Георгий Кузятовский).Великолепная двойная радуга.
17е. Ночью дождь. Хороший ясный но не жаркий день. Часов в 7мь приехала Анна(дочь отца Василия, автор вышеупомянутых «Воспоминаний»-ЕС) с великолепным аттестатом и подарками от училища и Архиерея- Евангелиями и общей карточкой.
19е.Зацвел воздушный или садовый жасмин.
22е.Туча с легким дождем.
23е. Владимирская. Парадная служба. В половине 11го сильный ливень с грозой и небольшим градом. Прошли реки. В 11 кончился.- С трех до вечера сильный дождь с молниями и грозой переходящий в ненастье, а потом опять в ливень. Лилия кончила цвести.
Июль авг.
Июля 15го. С 1го великолепные дожди, ливни с грозами, тепло. Дождя 3 днем, четвертый ночью. Вся растительность оживилась до пышности; в ограде трава в колено; цветов миллионы … приносят хлебцы (цветы трилистника) величиной с яйцо; деревья объеденные червем дали новую чудесную листву; грибов много.-
Ливень 13го авг снес часть сена в винокурне. Другой день тихо и ведро.
Травы овсые загляденье; конопли в мой рост, пропасть черемухи. Лето в полной красоте, зелени, благоухании , без жаров, без пыли… У нас на китайском розане 5 цветков больше чайной чашки. Олеандр цветет и набил тысячу бутонов, Пеларгониум цветет без отдыху с самой кажется Пасхи.
С 14 по 15 авг. переменная погода: дождички, холодные ночи, простудил голову – болят глаза.
Писал образ Казанской Б. Остается только Младенец.
26 авг Попробовать: из четверной сделать лампу:
а) дно отрезать; b) поставит на тарелку; с) внутри повесить копчушку;d)на трех проволоках подвесить на якорь-кошку о трех лапах; е)можно по желанию прибавить зонт- отражатель…
Все зависит от того как удастся отрезать дно. Это будет фонарь для сеней. Это фантазия ночи.( Рисунок о.Василия)
Другая: образу Казанской иконы придать форму складней: затворять ее плотно двумя дверками а(когда отворена) на боковых створках написать Арх.Михаила и Гавриила. Улита едет… Третья: пока есть белая краска – выкрасить резное распятие в Цви. и дома – и абажуры ламп. (исп)
Сентябрь
6е сент. Пишу в понедельник. Ясный ветреный день: давно не было. У нас хлеб с полей свезен на гумно: три больших копны (овса) две маленьких (ячменя и овса). Велеть сшить к Пасхе ризы и стихарь из зеленого полусукна (драдедали) с коричневыми оплечьями и оподольниками из коричневого сукна, и малиновыми шелковыми лентами. И красиво и легко и кажется недорого.
7го докончил обр.Казанской(т.е.сделал надписи).-
8е. Заказано …:возможно изящную раму для образа Г.Саваофа, написанную Марьей И.(Маргаритой) Заниной.
20е. Без службы и гостей. Дописал последний образ – Саваоф с херувимами и т.о.кончил работу трех икон, начатую тоже около 20августа.
21е.Службы нет. Золотим капитель в иконостас в алтаре. Плохо самоучит. И отпили нет, и золото не слушается ,и руки трясутся. А вышло хорошо!
22е. В Казанскую освящали написанный мною образ Казанской.

1894 г.
Новый год встретил невесело. В 2 ч. ночи начался припадок катара. Заутреню служил сидя; обедню кое как стоял, а обедня Васильевская, а потом молебен, а потом панихида по о.Серафиму, а потом крест. ход в новую калачную и молебен водосвятный.
Февраль В Прощеное В(оскресение) полна улица катающихся и целые полки стоящих зрителей.
Март
23е. Вчера пришла Оранская икона. В прошлую субботу б. 115 причастников; нынче 220 или около того. Послана маленькая статья в р. Д.Чтение «Заметка о литографии». Полная ростополь с ночными морозами – Великолепно расцвел китайский розан и приготовил множество бутонов. Цвел шпажист.
27е. воскресенье. – после обедни часов в 10 проводили икону при великолепной погоде и грязи с огромным количеством богомольцев. На неделе было до 200 говельщиков.
Апрель
17е Пасха. Великолепнейшая погода; во время крестного хода и в великую субботу и в Пасху сухо и тихо до того, что ни одна свечка не погасла.
19е апр. Вторник и с полдня захворал, ночь катар, сода…. Поэтому обедни не было – часы; от Фомичева до Филимонова т.е. с 12 до 6 шел со слезами а потом отпустило. Всю остальную Пасху служил благополучно, хотя под страхом. В субботу пришлииз деревни еще рано; встреча двух крестных ходов б(ыла) великолепная.
Пишу 4го мая доселе не было еще спокойных дней; весна в полной красе, черемуха благоухает, луга зеленеют.
1894 июнь
9е. Самый долгий день. Прощание весны. Полная пышность растительности. Немудрено: б. долгая засуха, но растения жили весенней почвенной влагой;
С 11го 12 мая т.е. месяц тому начали перепадать дожди и с хорошим теплом, особенно 17-го, 24-го, 27-го (ливень, град, дождь, солнце) – трава в колено, ржи в пояс. У нас цветут палестин. лилия – два цветка, олеандр – два цветка, китайский розан.По другой день странный дождь: небо все в тучах, идет ненастный дождь, а гремит долгими раскатами тихий гром, потом солнце, жар, а тут туча, ливень, кадушки полны. Колодезь почти полон. Такой благодати давно не бывало. Нынче подкосили ограду мою половину; клевер в половину цвету.
11е. Каждый день дождь, а то и два. Сено лежит. Посылаем Анне диплом.
12е. Всех Святых. Великолепно удавшийся праздник. Ясное солнце, тихое утро. Место престола убрали хоругвями, образами, посадили рябину. Удачная проповедь об осторожности с огнем. Крестный ход и вселенская панихида при великолепнейшей погоде. В 11ть кончили, в 12 сильный дождь – когда духовные были у меня. К вечеру опять ясно и сухо. За вечерней водоосвящение при большом стечении.
26е авг

Фрагмент ежедневника о.Василия1894г
1894 г. памятный год:
1)1834 г. – я родился 60 лет назад; 2) 1864 г. я стал сноситься с ж.Душеполезное Чтение – 30 л. назад; 3) 1874 г. – освящение деревянной церкви 20 лет тому назад; 4) 20 сент. будет 35 лет нашей свадьбы, а 25 октября 35 л. моему посвящению.
Декабрь. С 1го на 2е всю ночь бессонница; галлюцинации зрения и слуха – звон чрезвычайный и в тоже время возвышенные неизъяснимые мечты о Боге, вечности и т.д. Когда у досуга надо записать их под названиям: «вера без писаний», естественная религия… но тогда уже остынет интенсивность этих возвышенных мечтаний!
21е.Попадаются объявления о тугостях с светяшихся набалдашников электрических. Купил на тот год для славления училищ.мальчикам. Христос рождается пусть пропоют в полумраке. При словах: зведами служащии – звездою учахуся… снять колпачек со звезды. Это будет - волсхви же со звездою путешествуют – нагляднее.

1895
Январь
13го получено уведомление от Д.И.Садовского (будущего мужа Марии Васильевны Владимирской-дочери о Василия-ЕС), что он согласен на всякие условия и просит назначить день свадьбы. Тут же приехал Благочинный с самыми лестными отзывами о женихе и дал без всякого прошения 50 руб. на будущую свадьбу, тут же получено письмо Андр.И. Звездина с такими же отзывами (Анне). Началась суматоха. Я все пишу письма извещения, приглашения № 14 и № 15 в Калугу в Рогожку, в Григорово, Васе, в Казань, и еще и еще – а требы нарочно в усиленном количестве! Попадья с Марьей уехали в Арзамас за закупками и нарядами; утром общество принесло 100 р….. Вечером получено с общества сколько-то денег и письмо от Лизаветы(старшая дочь о Василия-ЕС), где она обещает денежное пособие кольцо с гранатом перчатки и еще что-то придумает…
18е. На ночь приехал в 10 часов о.Николай Щеглов на обратном пути из Ковыляй. В эти же часы приехали к дьякону Д.И.Садовский.
24е. Многомятежные дни. Каждый день у нас гости или мы в гостях. Тут же требы: …Миша мельник, Мороз… в воскресенье: акафист, водосвятие, крещение четырех младенцев, погребение. Перед вечерней опять крещение, опять погребение, после вечерни акафист, в доме гости! Вечером лежал.
26е. Именины Марьи (дочери) и обручение. Были Гусев и дьякон, попадья Софья и дьяконица также и наши. Разошлись и разъехались после полуночи.
28е. Сейчас привезли из Ардатова платьев, тарелок, рюмок.
29е. воскресенье: после обедни много треб и служб, немного годя всенощная. Приехал брат(о.Александр Ксенофонтович Владимирский-ЕС). Когда я воротился застал девичник в полном разгаре.
Приехали Михеевские, Ивановский, Григоровская Александра Ив. Приехали Иван и Федя Щегловы, Вилков. Я не ужинал ушел спать в баню.
30го Три Святителя служил по рану, ради гостей и базара. Ходили с образом по всему базару: на Холину а тут же к Рощину … Около 3х часов благословение и свадьба. Венчал Ивановский; давка была говорят неописуемая несмотря на то что б. два урядника и двое сотских.По проводе молодых опять ничего не видел; в залу я входил на минутку взять бокал за здравие молодых; ……
Февраль 1895
1е ф. служил. На Сретенье спали кто где – я на полу в кухне. Разбился Григоровский кучер. В Сретенье служил всенощную (утром)и утром и неохотой; к обедне разгулялся… Боялся что в Сретенье и родительскую (4е) не гожусь, захвораю, но Бог спас. Молодые в эти дни ездили в Дивеево, в Ардатов, в Чуварлей Майдан; в Прощенное воскресенье катались по селу…
19го б. проповедь воспоминание крепостного права (о духовном рабстве) и общирное собеседование о православии. Молодые выехали в полдень 16го. 19го вечером писали нам из Нижнего.

Март 1895
С 1го на 2е жестокий приступ катара, который впрочем к 5 утра прошел. Мавра видела игру восходящего солнца оч.занимательную и разнообразную.
15е. Вчера часов в 6ть вечера принесли Оранскую. Парадная всенощная. Брали оч. много свеч. Пошли парадные службы.
18го проводили –
Редкое стечение праздников: 25го Лазарева суббота и Благовещенье, а 26го воскресенье и Вербное воскресенье. Оба дня большое стечение народа в церкви и множество панихид. Вечером в Благовещенье сильнейшая снеговая буря не пустила к вечерне. Вечером Вербное собеседование и чтение о шествии на осляти (Душ.чтение 1895 Март) почти при пустой церкви (человек 20)
27е. Во время часов проносили базаром с парадным звоном в Смирново из Дивеево икону Распятие (у нас за престолом в деревянной).В церкви служили в половине часов молебен.
Апрель
12 апреля. Печальная Пасха. Служил уж все полубольной. В В.Четверток 90 исповедников. В Пятницу – 31 – 12 Евангелий и 240 исповедников, в субботу причащались до 5 часов; я как пришел домой почувствовал что захворал; хлоралгидрат не помогает; в Ц(ерковь) на Святое воскресенье приехал на лошади; заутреню сидел; только ходил кадил. Потом обычные молебны по грязи! В среду между заутреней и обедней получил письмо о смерти Ивановского и приглашение в четверг 6-го на похороны; но и сам в этот день захворал ,и обедни не б. – д.служить часы; но я ходил, в пятницу служил в новой церкви, впрочем заутреню сидя; потом 38 молебнов; а тут крестный ход за Сентюрин(?) створ в поле, водосвятие, Пасха ... В субботуя не мог служить п.ч. хворал; писал к монастырским, прося обойти вместо меня деревню: но все таки начал сам и прошел около 1/3, а тут спасибо приехал о. И.Гусев – Встречать иконы возвращающиеся из деревни я выходил сам и чуть не умер в глубокой грязи конопляников; но последнюю Пасхальную вечерню служил.
25е.. Череватовские сдали базар за 5000 р. 200 пожертвовали на нужды церкви (на позолоту Никольского иконостаса).
Май
27е. На Всех Святых (28) уснул только в часть, думал, что не гожусь служить, но к заутрене полегчало, к обедне и вовсе выздоровел, службы б.оч. много; в ц. жарко донельзя, а на воле холод. Ветер с небольшим дождем; вселенская панихида у Покровского престола(место престола старой деревянной Покровской церкви-ЕС) шла с час; решотка престола была убрана березками; а ворота ограды флагами; служили заутреню и обедню в зеленых Троицких ризах, а водосвятие и крестный ход в баушкиных; Потом крестили; воротились в час. После обеда какой сильный ливень; дождь окрашен в зеленый цвет какой то пылью вроде бузинного цвета. После дождя яркое солнце и чудный вид на пышную зелень. Акация, сирень, яблони, рябина и вишня в цвету; зелень изумрудная, толковая; после вечерни служил благодар. молебен.
Июнь
3е.Принесли из Понетаевки икону Знамение. У нас ночевала. После заутрени проводили. Продолжаю сушить впрок крапиву. Икона написана в Челатьму за 130 р.
10е. Шиповник, клевер, в полном цвету. Вчера в 9 ч. вечера (11го)получили письма из Тобольска от Васи(старший сын о Василия-ЕС) и Маши, Дм.Ив.(Садовские) в воскресенье (14 мая)посвящен в дьяконы, в след. Воскресенье (21) в священники, в Троицу служил в училище. Я нынче за обедней помянул его в первый раз священником. Нынче писал в Тобольск.
19е. В 5 м часу сошлись три тучи, грянул ливень с небольшим градом и непрерывным громом… Вода с гвоздями бежала на ровном месте, образовала лужи, налила Васин пруд. Сейчас кругом тучи и идет тихий спорый дождь. На дворе огромная лужа, купаются утки. – Засуха стояла со Всех Святых(28 мая).
25е. Воскресенье; столетие рождению Петра В. Четыре молебна
28е поправился: 4 обедни и конец сорокоуста. Весь дом в полном цвету: красный (китайский розан, белая лилия, красная (ерихонская) жонкиль, розакель (белая) и ….розовая или герань, жасмин, гелиотроп, жонкиль, рожа (што и роза) пелагрониум, в саду гвоздика…
Июль 1895
11е. Именины Ольги(дочь о Василия-ЕС). Служил Д(митрий) И(ванович) (Садовский) в красных ризах.
Нынче (18е) наши все кроме Д.И. в Дивееве.
20е. Илья. Пасмурно и прохладно. Наши Д.И., Марья и Анна(младшая дочь о Василия-ЕС) в два часа уехали в Рогожку и оттуда в Неверово на родину Д(митрия) И(вановича) к его матери. Неверово близ Лукояново (10 в) Крюковской В.
21е. В 7 утра с ребятами (с Мишей и Ваней-младшими детьми о Василия) на двух подводах выехали в Арзамас, кормили в Кологрееве и в 8 веч.приехали на подворье Алексеевского монастыря к матушке Глафире. В понедельник подал прошение, были с попадьей у Владимира И.Введенского.
Вторник 22го по его совету подал прошение на полуказенное которого нибудь. Был экзамен.
23го в 11 ч. б.молебен и объявлены постановления Правления И(ван) принят в приготовительный кл. Михаил на Кирилло-мефодьевскую стипендию. Первый поселен в доме Амосова под надзор Николая Ивановича Лаврова. 2-й в д.Рачинскаго под надзор Петра Михайловича.

Октябрь 1895
12е. Зеленый, (особенно) красный фуксин на спирту очень (дескать) стойкий, прочные краски; обычн. чернила – тоже. Попробовать а) купить белый войлок или белого сукна (онучи) или около того (чапаннаго) и сделать ковер для новой церкви (пробный); в) придумать и нарисовать узор состоящий из вышепомянутых колеров – на пример (…..каймы и кое где узоры белого или желтого фона) по черному полю, зеленые листья, розовые цветы.
28е. Параскевы. Ночью выпал снег. Писал в Тобольск поздравление. Вчера заезжали Журелей(ский) свящ. Федор Евгеньевич Пальмов, зять отца И.Гусева, муж Раисы Ивановны – ненадолго.
1901г
11апр. Я писал в Омск,и вдруг фальшивая тревога! Бежит перепуганный дьякон: видел – работник Дм.Алексеева метет площадь перед церковью. Что это делает не свое дело! Да вот урядник велел. Исправник писал ему что завтра владыка будет в Дивееве. Чтобы села, дороги, все было в порядке! Лампады нигде не чищены. Пошла суматоха – хорошо что в полдень! Добились лошадей, привезли воды, ……бабы начали мыть церковь, а я писать приходные набело; написал. Послали справиться к о.И.Гусеву. Он ответил, часам к 4м, что дескать и у нас подобные речи ходят, но ничего определенного не знает: на освящение барину в Яковлевку обещал, но когда или точно ли ничего не знаем. Если бы правда, монахини по телеграфу знали бы, и мы бы вас уведомили… Но все таки богослужеб. журнал и приходо расходные книги завтра подписать не мешает всему причту.(в результате Владыко не приехал-ЕС)
21 мая . Духов День, многомятежный. Заутреню отслужили вечером для облегчения. Завтра 6 свадеб. Утром в 6 обедня. Потом ходил крестом по базару – в это время моросил ненастный дождь. Воротясь в церковь отправились по свадьбам начиная с Чудакова и Рощина. Хотя я не надеялся написал было письмо и отцу И.Гусеву о помощи – но Бог помог, обвенчал все свадьбы один, не посылал в Дивеево; две свадьбы в Троицком приделе, это которые не просили о венцах, а прочие дожидались в настоящей; потом остальные как следует, в настоящей; только по окончании венчания одна свадьба.
27е. Все Святые; обычная парадная служба с 6ти часов до 8ми, а потом молебен с водосвятием до 9ти, потом обедня… Подняли итальянское окно в средней церкви, выставили совсем 1е в трапезе идучи к западу; в обедню пробовал, но не успешно, выставляли алтарные. Потом крестный ход по всему древнему кладбищу, огромная Вселенская панихида перед местом престола бывшей Покровской церкви, а затем молебен Знамения у начальника Рябова с водосвятием акафистом Знамению…
июль
4е. … в 11ть приехал Д(митрий) Иванович с Машей и малютками. Теперь чайничают.
6е. Д(митрий) И(ванович) подарил мне перо золотое с яшмовой ручкой. Яшма видоизменение кварца желтокрасного, красного и зеленого цвета, минерал, который я еще не видывал.
14е. Получено извещение от монахов сопровождающих Островоезерскую икону о желании побывать у нас. Вечером о том же б. Старшина.
15е. Воскресенье, после заутрени говорил о посещении иконы; в 3 пришла, народ ждал; в 6ч. была всенощная и кончилась в глубоких потемках.

Август 1901
1-е. Спас. Среда. Солнце. Утреня в 6 ч. (утверждают, что так следует – дьякон и Староста). Дьячок отпросился в Ардатов. После обедни крестный ход на Холкин колодезь, потом погребение мл. и крещение… Пришел из церкви в 12ть по полудни, весь измятый,но в себе уверенный… «Это, слышь, идет Цереватовский поп…..дайте ка, углечку (огонька) я погляжу.». .. Это я впервые услышал на стоялом под Арзамасом. Уголек, светоч значит из одного ….корня.
сентябрь
2е. Воскресенье. Перед вечером приходил потолковать с Анной один из бывших учеников Ольги (умершей дочери о Василия-ЕС) Василий Петров Тришин насчет надписи на памятнике, который они намерены устроить на могиле своей учительницы. Я порылся – порылся в своих бумагах: о дне ея рождения и смерти и ничего не нашел – хотя и нашел старую клировую. Пришла мамаша и сказала на память то и другое. Ученик остался чай пить, а я ушел рыться в бумагах… Подвернулся связок банковских бумаг – и в нем: метрическая выпись данная Череват. Причтом о смерти и погребении Ольги Владимирской 1897 № 13 с гербовой маркой и Ц.печать1897 г мая 16-18го учительница местной земской школы 31 года от горячки. Подписались св.,д.Алексей Херсонский Псаломщик Петр Писарев. И тут же: Высочайшая грамота Божиею Милостию – о причислении меня 3 фев. 1883 г. К ордену Св.Анны (3 ст.) – дана в С.Петербурге 29 Апр. 1883 г. № 4189. А я думал, что давно пропала, сгорела, украдена. Вот чему не пропасть то…Ныне мыли полы в обеих церквях к пришествию Владыки.
6е. Сейчас принесли с почты посылку. Оказывается это от Ив.Федор. Смирнова. В ней: письмо от Ив. Ф. Смирнова бывшего здешнего псаломщика из Н.Н.Ящик с материей и материалом для будущих риз, которые желательно ему чтоб изготовили к Покрову; за шитье пусть уплатит староста церкви, «но если потребуется, то деньги за шитье после дошлю и я». Тут же 2 р., чтобы духовные помянули о здравии их и за упокой родителей, (прилагается записка). Материя оч. хорошая, но темная, и в Покров обновлять не станем. Вечером еще ходили в большую Церковь для установки вещей к приезду Владыки, и тут же получили: а) Епарх. Ведомость без №, где помещен маршрут Владыки; б) осматривали, присланные дьяконом, вновь золоченые сосуды; с) краснобархатные ризы, изготовленные в счет баушки (95 р.) выложили 3 проповеди, нынешнего года, в Б.служебный журнал, уставил новый семисвещник купленный Ст.Ц., за главный престол и воротился в самый закат. Великолепное небо и новый месяц.

Приезд Владыки Назария(Кириллова)

7е сентября 1901г. Ясное утро, служба и потом приехал Владыка (Преосвященный Назарий (Кириллов)-- епископ Нижегородский и Арзамасский- ЕС) часов в 12ть; в совершенное хорошее теплое время в прекрасном расположении духа: я похвалил ему прихожан, что они мордва, но оч(ень) благочестивый народ, любят парады, певчих, крестные ходы, родительские … Он с этого начал свою беседу с народом…
Вошел в алтарь Владыка осматривал антиминс, потом просматривал документы, разбирал богослужебный журнал и обратил внимание на мои проповеди (б(ыло)на лице 3). Я сказал, что остальные проповеди у цензора, т.е. Благоч(инного). Причем отец Благочинный с большою похвалою отнесся о моей проповеднической деятельности. И кстати сказал, что я литератор, что мои труды печатают в Душеполезном чтении. Когда смотрел Ц(ерковную)летопись, то Бл(агочинный). кстати сказал ему, что летопись украшена рисунками моей работы (виды всех трех церквей, настоящей, Всехсвятской и бывшей кладбищенской сгоревшей). Владыка приказал завтра привезти ему эту летопись в Дивеево, куда пригласил меня на молебен (Рождество Богородицы 9-е в субботу). Владыка в трапезе обратил внимание на вновь позолоченные сосуды, на две иконы моей работы. Причем я докладывал ему, что я живописец-самоучка и указал ему на промахи, сделанные мною, при писании запрестольного образа. Певчие в это время исполняли: ...Многая лета…. Очень милостиво, простившись с народом, владыка выехал из села часов около двух, сопровождаемый благожеланиями громады собравшегося народа и громогласным звоном.
Согласно Его приказанию была с вечера отслужена всенощная празднику, а утром по рану (7 часов) литургия, после которой мы с женой отправились в Дивеево, застали в половине литургию в соборе. Владыка в сослужении шести иереев служил в Троицком соборе, посвящал какого-то молодого человека в дьяконы, потом служили молебен празднику (на молебен выходил и я – всех иереев было 8 человек: архимандрит, Дивеевские, и Александр Заводский, я, Благочинный, о. Штернов сельский и Елизарьевский .
Потом все пошли к игуменье, а я к отцу И. Гусеву, там попил чаю и потом пошел к Владыке представить ему летопись – (его оч. интересовали картинки) и проститься; он оч. долго и милостиво разговаривал. Благочинный докладывал о моих трудах в Душеполезном чтении и сказал, что предложит ведомству купить все накопившиеся экземпляры журнала для благоч. библиотеки…. Но я прибавил, что я лучше поберегу у себя, а так как жить мне уже не долго, то я лучше тогда откажу журнал в библиотеку даром на помин души. Владыка сказал, что ему приятно будет запомнить такого редкого старика и удостоил проститься «по старинному», т.е. троекратным целованием! Посидев еще недолго у о. И. Гусева (я уж разхварывался и совершенно размок) и поспешил в Череватово п. ч. Меня ожидались похороны Марьи Головой. Приехавши пообедал и захворал….
Владыка в селе оставил оч. приятное впечатление. Фигура у него высокая, плотная, взгляд добрый, ласковый, симпатичный, читает еще и мою руку без очков. Он прочел несколько отрывков из церковной летописи и прочел вслух подпись под картинкой: 26 июня 1896 рисовал с натуры с.Череватово священник Василий Владимирский.

16 е сент. Майданская поездка (на свадьбу в Чуварлейский Майдан-ЕС)
День пасмурный и холодный В. С.в. После обычной воскресной службы и чаю примерно в час выехали на свадьбу .Череватово и Канерга кажутся мне серыми крыльями, голые поля, тоскливые п.ч. я болен духом и телом. За Канергой начинаются перелески, я прощаюсь с природой; ярко зеленые ели и сосны, золотые березы и коричневые дубки, разнообразный пейзаж, а за Гарями вплоть почти до Майдана настоящий бор…
17е сент. В 9ть утра стали одеваться и чайничать. О. Федор(о. Федор Евгеньевич Херсонский-брат череватовского диакона и дядя о. Димитрия Садовского-ЕС)пошел крестить¸а я с Татьяной, ея дочерьми и затьями пошли служить панихиду по Пелагеи.
Часов в 11ть приехал жених с шафером, потом отец его Нучинский дьякон с местным священником. Потом ждали соседа Гарского священника – так и не дождались. Часа в 3 отслужил молебен на дому пошли в Церковь: венчание б. великолепное: - паникадило, прекрасные певчие, молодецкий кудрявый тенорок иерей Нучинский; дьячек очень недурно прочел Апостол. Провожали в венцах перед закатом солнца. Домский молебен много лета (говорил Нучинский дьякон) и обычные приветствия отошел до закату. А тут парадный обед и потом пение и танцы. Певчие исполнили концерт и множество веселых песен и романсов. Конечный – кажется: Век юный прелестный! После того продолжались пение и танцы, но мы с о. Федором ушли в кухню лежать; часов в 12, угомонились все.
18е.Утром часов в 9тьпосле чая мы поехали домой и приехали часов в 11ть разбитые и усталые и погода пасмурная. Треб накопилось и я схоронивши одного младенца с удовольствием отлеживался вечером, хворал до заката. Приехал дьякон и б. у нас. Memento в этот день венчали нас 41 г. назад.
20е Привезли памятник Ольге, изготовленный усердием учеников по инициативе Вас.Ив. Трошина, ныне воротившегося из военной службы. Памятник чугунная доска с рельефным изображением креста и надписью (составили сами ученики – поправляла Анна перед отъездом). Впереди памятника стоячий литой крест с отдельным распятием. Вся чугунная работа стоит 17 рублей. Теперь красят к воскресенью, перед Покровом надеются поставить совсем на место.
21е Тут каникулы: в 4 ч. вечера получили с почты пять писем… Письма из Екатеринослава – Лизавета все еще не воротилась из Крыма, из Москвы от Анны – новая квартира курсы начались 9го; из Харькова – от Василья – сдает экзамены; Из Омска – приехали благополучно, писано на скоропишущей машине Д(митрий) И(ванович) купил на ярмарке за 200 р., пишет Марья)…
14-е.октября Воскресенье. Служили всенощную; ночь морозная, утром туман, изморозь. После обедни крестный ход на кладбище с хоругвиями и заступами, школьники пели в перемежку с певчими. Солнце. Молебен Покрову с водосвятием: начали праздник древонасаждения, сказал несколько слов в объяснение начала. Крестный ход около кладбища (Ангельский собор удивишася; Со святыми упокой и перед Св. воротцами Во блаженном успении) – селом: Слава в Вышних Богу; после объяснив, что это мы благодарим за благополучный Покров – ведь пожары, у нас тихо, мирно. Воротясь опять крестный ход к Дм.Комкову с иконами; за угощением он рассказал по поводу древонасаждения, в том годе как он отдан в солдаты (1873) при старосте Василии Авдееве, они привозили и садили те березы, которые теперь растут около большой церкви (он указывает на левую от алтаря, которая у крыльца доросла до карниза, под куполом).
19-е Выпал снег и не сходил весь день, а пруд не мерз. Вечерня, Родительская. Служили при огне. По нездоровью лег без ужина, но ночью одолевали какие то горячечные видения… Между прочим, плавающая церковь, которую стоит записать на особом листе (Сон на новый год)…(Это была одна из последних записей о Василия…)
4 июня 1902 г о.Василия не стало...
Мы благодарны о.Василию Ксенофонтовичу, что он оставил для нас строки своего дневника; и что, как живые, перед нашими глазами прошли свидетельства того времени.
Чувство сопричастности своим корням рождает тихую радость и понимание, что мы живем, благодаря им всем ,бывшим на этой земле, оставившим так или иначе свой след в наших судьбах…
И в заключение хочется еще сказать словами из Воспоминаний Анны Васильевны Стародубовой (Владимирской), написанные своим родителям, и выразить этим любовь ко всем нашим череватовским батюшкам, покоящимся на этом древнем кладбище и не только:
"Они лежат там... около этой маленькой церкви, где шумят березы и липы, насаженные его рукой, где цветет и благоухает, обрызганный росой, шиповник, где всю ограду он засеял разнообразными сортами полевых и лесных цветов и трав. Их могилы – около правого окна алтаря, того окна, откуда он часто любовался восходом солнца в конце заутрени, сказав: “Слава Тебе, показавшему нам свет...” и за вечерней, смотря на последние догорающие лучи, когда на клиросе пели “Свете тихий”..."
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
НЕВ. 1881 год. №12 от 15 июня.

Стр. 278.

Список священно-служителей-.нижегородской епархии, удостоенных в 18 день .апреля 1881 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по Епархиальному ведомству

скуфъею:


ардатовскаго уезда церкви села Павловскаго священник Михаил Боголюбов;

ардатовскаго уезда церкви села Кулебак свящ. Феодор Знаменский;

Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№4.

Кулебаки. Дополнение

НЕВ. 1898 год, №14 от 15 Июля, стр. 314

Об открытии прихода при церкви Кулебакского горного завода
.

Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 22 Іюня сего года за №3142, при церкви Кулебакского горного завода, приписной к приходскому храму села Кулебак, Ардатовского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом: из священника, диакона и псаломщика; существующая при церкви названного села вакансия диакона упразднена, а оставшимся при сей церкви членам причта назначено содержание от казны по 400 р. в год, в том числе священнику 300 р. и псаломщику 100 р., со дня назначения причта к церкви Кулебакского горного завода.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: gutta57
Вверх ⇈