Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Села Ардатовского уезда

Нижегородская губерния. Вопросы краеведения. Информация о духовенстве

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: gutta57
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 1.

Село Размазлеи Ардатовского уезда. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
(1-й благочиннический округ).

Базаев А.В. Исторические сведения о селениях Ардатовского района. Загадки похода Ивана Грозного. Ономастика Ардатовского района. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 183 с.

Стр. 67-68.

Размазлей. – До середины XIX века – деревня Размазлейка. Селение основано не позднее начала XVIII века мордовскими переселенцами из Нучи и Нучарова, вследствие насильственной христианизации мордвы в этих селениях.

До 1864 года – приходская деревня к церкви села Поляна.

Церковь деревянная на каменном фундаменте во имя Успения Пресвятой Богородицы построена в 1864 году. Двухпрестольная. Приход: село Размазлей, деревня Шпага.

Селение и земля при нем являлись отдельным владением ведомства Главной дворцовой канцелярии. Затем часть деревни и земли при ней принадлежали Демидову Никите Акинфиевичу.
После раскрепощения крестьян в 1861 году 1/7 часть земельных угодий купил помещик Мельников Василий Иванович.

В 1890 году в Размалее были 81 двор и проживали 276 душ мужского пола, 264 – женского пола.

***

НЕВ. 1864 год. №3 от 1-го февраля. Часть официальная

Стр. 3

Въ деревнѣ Размазлеяхъ Ардатовскаго уѣзда, вслѣдствіе просьбы крестьянъ разрѣшено построить, по опредѣленію Консисторіи, Его Преосвященствомъ 21 Февраля утвержденному, деревянную церковь.

***

Адрес-Календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Составил Диакон А. Снежницкий. Нижний Новгород. Типография Губернского правления. 1888.

Стр. 646.

237/315. Село Размазлеи, церковь деревянная, в честь Успения Божия Матери, построена в 1864 году, двухпрестольная.

Священник С.В. Раев 50 л., из среднего отделения семинарии, на службе с 1860 года..
Псаломщик П.А. Владимирский 50 л., окончил курс духовного училища, на службе с 1859 года.

***

ЦАНО. Фонд 570. Опись 3. Дело 1109. 1893 год

Село Размазлей

Священник Александр Соколовский, псаломщик Павел Владимирский

***

НЕВ. 1899 год. №15 от 1-го августа. Часть официальная.

Стр. 322.

Умер: священник с. Размазлей, Ардатовского у., Александр Соколовский, 5 Июля

Стр. 321.

Назначены:
5. Учитель Асташихинской церковно-приходской школы, окончивший курс Семинарии, Павел Магницкий – на священническое место в село Размазлеи Ардатовского уезда, 17 Июля.

***

Драницын Н.Н. Адрес-Календарь Нижегородской епархии на 1904 год. Нижний Новгород. Типо-Литография Т-ва И.М. Машистова. 1904 год.

Стр. 176.

Храм деревянный (1861); престолы: гл. холодный Успения Б. М., прд. тепл. Архангела Михаила. Земли 33 десятины; дома общественные; казенное жалованье; в приходе правоверных 341 мужчин 369 женщин; школа грамотности;

Иерей Павел Владимирович Магнитский, 28 лет, окончил семинарию, в приходе с 1899 года, законоучитель, имеет набедренник (1901).
Псаломщик А.Ф. Алявдин, 54 лет, из 1 класса семинарии, в приходе с 1899 года.
Церковный староста А.К. Панфилов (1899).

Адрес г. Ардатов.

***

ЦАНО. Фонд 570. Опись 559. Дело № 79. Л.167 – 169. 1904 год.
Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Ардатовского уезда за 1904 год.
Ведомость о церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Размазлей Ардатовского уезда за 1904 год.
(167л.-167об.л.-168л.-168об.л.-169л.)

Церковь сия построена тщанием прихожан в 1864 году и освящена в том же году. Зданием деревянная, с таковою же в соединении колокольней, крепка. Помещение церкви достаточно, ограда каменная, сторожка деревянная, ветхая.

Престолов в ней два: в настоящей холодной в честь Успения Божьей Матери (празднуется 15 августа); в теплом в честь архистратига Михаила (празднуется 8 ноября). Утварью и ризницей церковь достаточна.
Причту по штату 1877 года положено быть двоим: священнику и псаломщику.

Земли при сей церкви усадебной 3 десятины, пахотной по большей части неудобной по причине песчаного грунта. Земли во всех 3х полях 30 десятин отведено от прихожан. Земля сия продается в аренду за 40 рублей местным крестьянам. План и межевые книги на сию землю имеются и хранятся в ризнице. Дела о сей земле нигде не производятся.

Дома причта общественные на церковной земле. Построены у священника в 1896 году, за исключением одной комнаты, пристроенной к дому священника на свои средства. А у псаломщика в 1893 году. Дома сии застрахованы обществом и на средства общественные, кроме пристройки у священника.
На содержание священноцерковнослужителей с 1896 года положено казенное пособие. Билетов причтовых нет. Земля сдается в аренду за 40 рублей. Доходу причт от церковных служб и треб в год получает 355 руб. А всего с казенным жалованием, землей и доходом до 800 руб.

Зданий, принадлежащих сей церкви, кроме церковной караулки и школьного здания не имеется. Расстоянием сия церковь от Нижегородской Духовной Консистории в 150 верстах, а от местного Благочинного и от города в 7 верстах. Ближайшая к сей церкви: Троицкая в с. Леметь в 3х верстах, Богородице-Рождественская в с. Нучарово в 4х верстах и Успенская в с.Поляна в 5 верстах.
Домовой церкви и часовен нет. Опись церковному имуществу есть. Составлена в 1898 году за скрепою и печатью Консистории, и хранится в целости.

Приходно-расходные книги ведутся с 1890 года, последняя выдана в 1904 году за скрепою и печатью Консистории. Метрические книги с 1865 года хранятся в целости. Исповедные росписи с того же года хранятся в целости. Обыскные книги с 1866 по 1904 г.г. имеются, последняя выдана в 1890 году за скрепою и печатью Консистории. Писанных в ней 100 листов, не писанных 2. Летопись с 1893 года имеется и ведется исправно, последняя запись внесена в нее под № 12 декабря 7 числа. Книг имеется одобренных Священным Синодом и Духовной цензурой.

Денег за расходом осталось 7 руб.92 коп. Налогу церковь платит 31 руб.13 коп.

Противораскольнической библиотеки не имеется. Братств, церковно-приходских попечительств, обществ трезвости не имеется.

Имеется школа грамоты с 1899 года. Обучается 40 мальчиков. Кончило курс 5. Законоучителем и учителем состоит священник с. Размазлей Павел Магнитский.

Служил в Размазлеях с 17 июля 1899 года по 3 марта 1911 года.



Комментарий модератора:
Сведения о селах (под соответствующими номерами размещены по всей теме):
№ 1. Размазлеи;
№ 2. Леметь;
№ 3. Нарышкино;
№ 4. Кулебаки;
№ 5. Павловское.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 2.
Село Леметь Ардатовского уезда. Церковь в честь Пресвятые Живоначальные Троицы
(1-й благочиннический округ).


Базаев А.В. Исторические сведения о селениях Ардатовского района. Загадки похода Ивана Грозного. Ономастика Ардатовского района. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 183 с.

Стр. 51.

Леметь – селение известно из поместных актов за 1584 год, когда свияжские жильцы Тимофей и Петр Соловцовы получили поместье «Лиметь старая на речке на Лимети да в поле пустошь где была другая Лиметь 75 четей в поле на двупотомуж а всего 105 четей да в поле 495 копен сена».

Селение русское и названо по местоположению на р. Леметь. Есть другие толкования названия:
А) от мордовского мужского имени Лемесь,
Б) от «лемзер» - в переводе с мордовского – "черемуха". По берегам реки росло большое количество черемухи.

С первого упоминания в поместных актах и до революции 1917 года селом владели помещики – дворяне Соловцовы. Наиболее известные из них: секунд-майор Соловцов Александр Степанович - Арзамасский Уездный Предводитель Дворянства, Африкан Степанович Соловцов - надворный советник, Адриан Степанович Соловцов – надворный советник.

В 1751 году в селении проживали 162 души мужского пола и 146 женского пола, в 1784 году в селе было 62 двора, в которых проживали 218 душ мужского пола и 218 душ женского пола.

При раскрепощении крестьян в 1861 году помещики Соловцовы передали крестьянам 966 десятин земли.
В 1890 году в селе было 100 дворов, в которых проживали 342 души мужского пола и 351 душа – женского пола.

Первая деревянная Троицкая церковь была построена не позднее 1650 года. Церковь каменная в честь Пресвятой Живоначальной Троицы построена в 1725 году. Двухпрестольная. Приход – с. Леметь, д. Ужовка.

***
= 1720 год. РГАДА. Фонд.350. Опись 2. Дело 89. - Сказки пополнительные о крестьянах Арзамасского уезда с росписью церковнослужителей 1720 год.

Село ЛЕМЕТЬ

Поп Василий Максимов 50 лет, у него сын в том же селе поп Родивон 25 лет.

***

= 1762 год. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 129. - Алфавит из книг 3-ей ревизии Арзамасского уезда 1762 года о именах и фамилиях помещиков, селах и деревнях им принадлежавших.

Майор Соловцов Александр Степанович: село ЛЕМЕТЬ.

***

= 1764 год. Имена священнослужителей, встречающиеся в Фонде 556, описи 4 Владимирской Духовной консистории в ГАВО (г. Владимир)

с. ЛЕМЕТЬ – священник Егор Иванов

***
= 1822 год. Электронное периодическое издание Открытый текст- www.opentextnn.ru/

Выборка имен священнослужителей:

с. ЛЕМЕТЬ Ардатовской округи состоящий на пономарской должности священник Николай Яковлев
с. ЛЕМЕТЬ священник Гавриил Максимов

***

= 1829 год. Выписка из КВ с. ЛЕМЕТЬ Ардатовского уезда.

Дьякон Александр Саввин Розейский, 25 лет, сын Священника (с. Хохлово Ардатовского уезда Саввы Ив. - я)
Обучался в НДС, с 1816 года в пономари г. Арзамас Троицкой ц-ви, в том же году перемещен в с. Хохлово Ард. у. во Дьячки, с 1828 года на означенном месте.
Жена: Надежда Григорьевна, 25 л.
Дети: Андрей 6 л. (Лавров по спискам НДС 1840 г.), Екатерина 2 года, Ольга 6 мес.

Сигрианский Феофан Семенов, сын умершего в 1830 году Дьякона с. Саитовка Лукояновского уезда Семена Васильва (ича).

***

= 1837 год. ЦАНО. Фонд 570. Опись 557. Дело 64. - Посельные ведомости о приходе и расходе свечных и кошельковых сумм по Ардатовскому уезду.

1 благочинный округ: 1-й
1.Название церкви: Троицкая
2. Село Леметь
3. Священник: Александр Введенский
4. Диакон: Александр Саввин
5. Дьячок: Сергей Андреев
6. Пономарь: Спиридон Петров
7. Церковный староста: Михаил Петров

***

= 1858 год. ЦАНО. Фонд 5. Опись 46. Дело 172. - Список чиновников губернского правления.

102. Доброзраков Павел Александрович

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№2. (Дополнение)

= 1886 год. ЦАНО. Фонд 570. Опись 559. Дело № 68. На 6 листах. 1886 год.

Летопись о церкви с. Лемети Ардатовского уезда, написана священником Магнитским,

Летопись о церкви и приходе с. Лемети Ардатовского уезда, Нижегородской Епархии.

Начиная сию летопись, я должен оговориться, что в настоящее время, к великому сожалению, не осталось ни одного письменного древнего документа, которые свидетельствовали бы о первоначальном образовании нашего прихода и церкви. Все они вместе с другими документами более позднейшего времени были похищены приблизительно еще в начале настоящего столетия; каковыя похищения производились в здешней церкви неоднократно, или же небрежностию причта были уничтожены. Так что мне придется пользоваться более всего преданиями и разсказами, слышанными мною из уст старожилов. Предания говорят, что окружающая местность представляла сплошной непроходимый лес; часть знаменитых Муромских лесов: издавно, говорят они, наша местность принадлежала дворянам – помещикам Соловцовым. Первое поселение появилось в 1600м году, семь дворов на холмистой местности, известной ныне, как и тогда под названием Сычевки. Вскоре поселения были перенесены на другой соседний холм, и так как между этими холмами протекает речка Леметь, то и самое поселение названо Леметью. Откуда эти переселенцы явились, об этом в настоящее время ничего неизвестно, но только они были чисто русского происхождения. Вскоре поселенцы построили деревянную церковь, вероятно, при помощи помещиков Соловцовых даже, может быть на их средства. На это отчасти указывает весьма древний памятник, хранящийся в нашей настоящей каменной церкви. Каменная гробница, на которой вырезана следующая надпись: «1663 года представися раба Божия схимонахиня Фотиния, бывшая жена Ивана Астафьева Соловцова». Далее от времени и нерадения к этому памятнику надпись неясна, но вполне можно, однако, понять что умершая, перенесенная сюда в то время, когда церковь началась строится. Разсказывают, что деревянная церковь около этого времени сгорела, и, будтобы, новую каменную церковь во имя Живоначальной Св. Троицы выстроили монахи, жившие здесь в пещерах (пещеры недавно разыскивались сестрой помещицы нашего села Лемети, Г. Греве, но к сожалению раскопка оных пещер не увенчалась ожидаемым успехом) а за тем помещик Соловцов будто бы выслал этих монахов, боясь, что они завладеют его полями и лесами. Но это предание о построении церкви едва ли справедливо, потому что здешние же жители передают с достоверностью, что в промежуток между 1660 и 1725м годом, когда постройка церкви была уже совершенно окончена и церковь освящена, во имя Святыя Живоначальныя Троицы, как значится и в клировых ведомостях; приехали братья Соловцовы, офицеры, сыновья Фотинии - схимонахини, и съ согласия, вероятно, Духовного начальства перенесли тело своей матери в эту каменную гробницу. Предания, идущие здесь из уст в уста, также передают что тело схимонахини Соловцовой находилось в могиле 30 лет, после чего уж и перенесли его в гробницу, и, будтобы, при перенесении замечено, что тело в это время еще не предалось гниению, только один палец подгнил. Схимонахиня, передают те же предания, была благочестивая в высшей степени милосердая, почему местные жители и доселе веруют, что в гробнице хранятся Святыя мощи ея. Вообще из этого участия Соловцовых можно предположить, что они помогали при построении церкви. Однаго в прежних клировых ведомостях значится, а равным образом и в описи церковного имущества, что церковь построена и освящена во имя Св. Троицы – тщанием прихожан.

Нравственное и материальное состояние прихожан с. Лемети и причта со времени открытия прихода по настоящее время.

Наш приход со времени открытия – состоял и по настоящее время состоит из с. Лемети, в котором душ мужеска пола считается 350 и деревни Ужевки, которая находится в 3х верстах от приходской Леметской Троицкой церкви, народонаселения в ней мужеска пола 200 душ. Со времени открытия приходов в селе Лемети, это село Леметь принадлежало помещикам Соловцовым. В крепостное время нравственное состояние настоящих прихожан было довольно хорошее, а в материальном отношении жили все крестьяне села Лемети безбедно, хотя народ, живя вблизи города Ардатова (около 5 верст) предавался, иногда упиванию вином, но более или менее жили скромно: боясь своего строгого помещика Соловцова, который и сам был в глазах своих крестьян нравственным идеалом. Причт/Духовенство (при Г. Соловцове жил тоже безбедно; хотя приход был небольшой, но причт был полный: священник, диакон, дьячек и пономарь). Со стороны помещика Соловцова главное пособие заключалось в следующем: священнику выдавалось каждогодно 40 четвертей ржи, лес на постройки домов и для отопления всему причту отпускалось столько, сколько нужно было – безплатно, им же Соловцовым были отведены из его угодьев лучшие луга для сенокоса. Утварь церковная тоже вся почти очень дорогая была приобретена на средства Г. Соловцова. По отъезде Г. Соловцова в другое тоже его родовое имение (в Пензенской губернии) народ стал небрежно относится к своим земледельческим работам, сверхъ того, стал еще более предаваться упиванию вином, следовательно – стал развращаться, вследствие чего неизбежно явилась и бедность. Так что в последнее время причту положено было: священнику и псаломщику – быть в селе Лемети, но и 2м членам причта стало жить хуже прежнего. В последнее время приход села Лемети стал известным и Епархиальному начальству с худшей стороны…

Священники в село Леметь стали поступать не окончившие курса семинарских наук, или же лишившиеся по своей вине лучшего места или же определялись во священника в с. Леметь Епархиальным начальством на время на непродолжительное, впредь до свободного лучшего священнического места. Следовательно наш приход долгое время не имел постоянных пастырей: он по бедности своей, служил как бы какою-то переходной ступенью к дальнейшему движению, к большему соблазну прихожан. Вследствие этого, можно сказать не было пастыря, непрестанно заботящегося о благолепии храма, церковного служения и духовно-нравственном просвещении своих духовных овец (?)…

Составитель сей летописи, явившись в настоящий приход, два года тому назад (1884 г. 30 марта) для исполнения пастырских обязанностей, с глубокою скорбию увидел, как запущено внешнее благолепие храма, которое всегда и везде у мирян составляет предмет особенных забот и попечений: штукатурка внутри и снаружи храма облетела, даже балки внутри трапезной теплой церкви сгнили, крыша на храме проржавела, колокол у дверей храма разбитый без края несколько лет лежит, равным образом не было всего необходимого из утвари церковной. По этому первою моею мыслию в этом отношении была мысль о немедленном возобновлении запущенной святыни. Но, к несчастию, средств в церкви не оказалось, и я, при всем желании, мог только приобрести нечто необходимое из утвари церковной и выштукатурить – внутри и снаружи храм. Затем главное и преимущественное мое внимание было обращено на нравственное и умственное развитие свих прихожан в духе любви и вере, Царю и Отечеству. Бывши в течение 2-х лет учителем в сельских школах, я познакомился хорошо с бытом крестьян, их хорошими и дурными качествами. Придя к тому заключению, что дурные качества, приобретенные крестьянами, как то семейныя и общественныя неурядицы, а зависть, упивание вином и прочее, зависят главным образом от духовного и умственного неразвития их – тотчас по вступлении в сей приход я устроил удобную классную комнату в своей квартире, на свои средства, а 25 октября 1884 года открыл церковно приходскую школу, в которой с самого организования, вверенной мне школы я состою законоучителем и учителем. Школа открытая мною положена уже на твердых основах и оказала хорошие успехи к большому удовольствию составителю сей летописи и пользе прихожан.

О церкви и ея достопримечательных предметах.


Церковь села Лемети построена 1725 года тщанием прихожан (как значится в клировых ведомостях) существующая ныне каменная церковь с таковою же колокольнею, имеет два престола. В настоящей холодной церкви во имя Живоначальныя Троицы, а в приделе теплом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Второй придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы был устроен в 1848 году старанием бывшаго с. Лемети священника О. Алексея Лебедева на средства доброхотных дателей, при пособии сбора подаяний с книгою.

Достопримечательная икона Тихвинския Божией Матери.

Она находится в настоящей холодной церкви позади левого клироса. В стене левого клироса вделана киота, в которой вставляется сия Св. Икона Т. Божией Матери, в кованной серебряной местами позолощенной ризе, живописной Московской работы, - сребро-позлащенным венцом, на коем изображена корона, а по сторонам 6 образков покрытых черною, по позолотке внизу отчеканено усердие и иждивение Господина Африкана Степановича Соловцова, пис. 1791 года, мерою в длину 6 четвертей 14 вершков, в ширину 5 1/2 четвертей. Сия Св. Икона Тихвинския Божией Матери в прежнее время, передают старожилы, почиталась чудотворною иконою, вследствие чего сюда стекалось множество народу для поклонения Ей, особенно в 26й день месяца июня, в который здесь прежде была большая ярмарка, а ныне малая, почти не существует. Этот день и поныне празднуется наравне с храмовым праздником.
Замечательные священные предметы из утвари церковной.

1) Напрестольный крест серебряный позлащенный, на древке, с отлитым на винтах распятием, внизу означен 1781 год, в нем весу 1 фунт 85 золотников.
2) Ковчег дарохранительный серебряный о двух ярусах, на нижнем ярусе два лика Апостольские отлитые и четыре лика страстей Христовних, на 2м ярусе четыре столба и два Ангела с рипидами пред гробом Господним, в коем полагаются Святые дары; вверху восстание от гроба в сиянии отлитое, в клеймах означен 1787 год; весу в святом ковчеге 5 фунтов 72 золотника, без пробы.
3) Евангелие напрестольное в десть на Александрийской бумаге, Московской печати, отпечатанное 1766 г., оно обложено сребро – позлащенным кованым окладом, на верхней деке 4 Евангелиста, в средине восстание от гроба, вверху Рождество Христово, внизу Богоявление Господне – оринотовые, на нижней деке 10 ликов страстей Христовых – покрытые чернью, в сребро-позлащенных клеймах, на корешке чеканных семь картин ветхаго и нового завета, на четырех серебренных и позлащенных ножках, в клеймах означен – 1787 год.
24 сентября 1886 года священник села Лемети Ардатовского уезда Нижегородской Епархии Владимир Магнитский.

***

Дивеевская деревня и школа / Сост. В.И. Карпушов, В.Ю. Овчаров, Л.П. Никонова. - Саров: СГТ, 2009. – 250 с.

Стр. 40.

Документальные сведения об училищах, церковно-приходских школах в Ардатовском уезде к 1888 году.

1.Село Леметь. Учащихся – 23 мальчика, девочек нет. Законоучитель – священник В.П. Магницкий. Образование – полный курс духовного училища. В приходе 1107 человек.




gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№2. (Дополнение)

Адрес-Календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Составил Диакон А. Снежницкий. Нижний Новгород. Типография Губернского правления. 1888 год.

Стр. 638.

216/294.
Церковь каменная, в честь Пресвятые Живоначальные Троицы, построена в 1725 году, двухпрестольная.
Священник В.П. Магницкий, 33 лет, окончил курс в духовном училище, на службе с 1881 года, церковно-учитель;
Псаломщик Н.В. Сергиевский, 45 лет, из высшего отделения духовного училища, на службе с 1860 года.

Адрес: через г.Ардртов.

***

Драницын Н.Н. Адрес-Календарь Нижегородской епархии на 1904 год. Нижний Новгород. Типо-Литография Т-ва И.М. Машистова. 1904 год.

Стр. 174.

Село Леметь. Храм Камен. (1725); престолы: гл. холод. Св. Троицы, прд. Введ во храм Пресвятой Богородицы.
Земли 31 десятина; дома общ.; в приходе 1 д., прв. 663 муж. и 708 жен.; ц.-прих. школа.
Иерей Василий Александрович Боницкий, 54 лет, из 1 класса семинарии, в приходе с 1897 года, законоучитель.
Псаломщик К.А. Семиотрочев, 20 лет, из 1 класса семинарии, в приходе с 1903 года.
Церковный староста П.М. Кузнецов (1901).

Адрес: г. Ардатов.

***

Циркулева М.В. Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период с 1916 – 1939 гг. Нижний Новгород. – ООО «Оливер», 2011. – 535 с.

Стр. 60.

385. Боницкий Василий Александрович. Священник Троицкой Церкви с. Лемети Ардатовского уезда. В заштате.

С 1849 г.р., из духовного звания. Обучался в НДС, но по бедности родителя уволен из 1-го класса семинарии. В 1867 году определен на штатное пономарское место в с. Смирново Ардатовского уезда.
В 1877 году определен на штатное место в с. Автодеево Ардатовского уезда. Проходил учительскую должность в церк. - приходской школе.
В 1887 году 9 февраля рукоположен в сан диакона.
В 1897 году 7 марта посвящен в сан священника к Троицкой церкви с. Лемети.
Имеет награды: в 1905 году - набедренник, в 1910 году - фиолетовую скуфью.
С 1910 года законоучитель

Жена: Прасковья Ивановна (1849 г. р. 13 октября).

Дети их: Василий (псаломщик с. Нучарово, 1869 г.р., Анна (1885 г.р. 1 февраля), Клавдия (1886 г.р. 5 ноября), внук Михаил Алексеев Орлов (1905 г.р. 5 сентября, сын священника, учился в Арзамасском ДУ)

Источники:
ЦАНО. Ф. 570, оп.559, ед. хр. 90 за 1916 год.
Ф.1016, оп. 1, ед. хр. 60 за 1922 год.
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 3.

Село Нарышкино Ардатовского уезда. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
(II-й благочиннический округ).


Прежнее Аномасово, оказавшись во владениях известного в России боярина А. Ф. Нарышкина, по вполне объяснимым причинам стало зваться по его фамилии. Так это обычно и было. Чье село? Нарышкина.

Андрей Федорович Нарышкин был двоюродным братом царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651— 1694). Она состояла в браке с государем Алексеем Михайловичем. Их сын — известный царь-реформатор Петр Первый. Из русского дворянского рода Нарышкиных вышло немало людей, занимавших видные придворные и государственные должности и оказавших заметное влияние на государственную политику России. К слову, сегодняшний председатель Государственной Думы Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин (родился в 1954 году) имеет к нему самое прямое отношение.

Кроме того, из рода Нарышкиных вышел и декабрист Михаил Михайлович Нарышкин, осужденный за свои взгляды на восемь лет каторги. В 1827—1832 годах он отбывал наказание в Нерчинских руд­никах, потом был сослан на поселение в город Курган. Рядовым солдатом воевал на Кавказе, после чего вплоть до 1885 года, до кончины, жил под полицейским надзором в Тульской губернии.

Как и у всех дворян, у фамилии Нарышкиных был свой герб. Он представляет собой щит, разделенный горизонтально на две части. В верхней — в лазуревом поле виден до половины черный одноглавый орел, а в нижней части — в красном поле золотая решетка. Щит венчает дворянская корона, на шлеме сверху нее — три страусовых пера. Держат щит львы.

Будущий хозяин села Нарышкина состоял при царском дворе в должности комнатного стольника. Нашим читателям это, уверен, мало о чем говорит. В своеобразной табели о рангах она стояла сразу за думными чинами, или, проще сказать, за членами боярской думы. Отец Андрея Федоровича — Федор Полуектович Нарышкин — был думным дворянином. Численность комнатных стольников, напри­мер, в восьмидесятых годах XVII века колебалась от 60 до 141 по всей стране, тогда как просто стольников было до двух тысяч.
Комнатные стольники составляли своеобразный резерв для пополнения думных чинов. Им вменялось в обязанности присутствовать во время церемонии одевания царя, быть на приемах, сопровождать его в поездках. Некоторые из них не только входили в свиту царя и несли при нем придворную службу, могли находиться и при других членах царской фамилии. Во время разного рода придворных интриг роль комнатного стольника возрастала, он имел немалое влияние на своего хозяина.

Упоминаемый выше Андрей Федорович Нарышкин в течение шести лет (с 1686 по 1692 годы) был комнатным стольником царя Петра Алексеевича. Случалось, что за какие-то провинности близкого ко двору назначали куда-то воеводой. Не исключено, что попал в опалу и наш Нарышкин, назначенный в 1693 году воеводой в город Тобольск. Скончался он, как сообщает всезнающая Википедия, около 1716 года.

Есть несколько версий относительно происхождения известной в России фамилии. Сами дворяне считали своим родоначальником крымского татарина Нарышку. Имя Нарыш в переводе с их языка на русский означает «мужественный». Нельзя исключать и другой вариант: возможно, это просто вариант фамилии Ярышкин («ярыж­ка» — «слуга»).

А специалисты по генеалогии пошли еще дальше, обнаружив сходство дворянского герба Нарышкиных с гербом древнего германско­го племени наристов. Свою версию они строят на том основании, что Нарышкины, принадлежащие прежде к мелкопоместному дво­рянству, после женитьбы царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, как водилось тогда, якобы решили подыскать для новой царицы древнее и, лучше, иностранное происхождение. Выбрали племя наристов, обитавшее в северо-западной части Богемии, подыскали город в этом районе, а также столицу империи Эгер (ныне там находится чешский город Хеб), герб которого со временем и стал приписываться роду Нарышкиных. Любопытно, что изображенная в нижней части герба города Эгер решетка, прикрывающая величественного орла, символизировала тот факт, что доходы этого города когда-то были заложены императором.

Как именно управлял нашим селом Андрей Федорович, состоя в должности комнатного стольника при Петре Великом, и позднее, когда стал тобольским воеводой, нам неведомо. Известно только, что у фамилии Нарышкиных, а в ее числе были и бояре, и военачальники в больших званиях, и российские государственные деятели, было не одно нижегородское Нарышкино. Так именуются и поныне села в Тульской, Пензенской, Тамбовской и Орловской областях. Не при­ходится сомневаться, почему именно так они названы. В этой связи вспомнил не столь уж давний случай. В начале «нулевых» отмечался юбилей Нарышкинской средней школы. Присутствовавший на нем начальник управления образования города Сарова Анатолий Николаевич Зубилин с улыбкой поведал, что он — тоже выпускник Нарышкинской средней школы, только не нашей, а той, что в Орловской области. Окончил ее еще в сороковые годы. И вот он снова в Нарышкинской школе!

Историческая справка: «Моё Нарышкино» Н.А. Шемяков
Электронный носитель: http://narishkino24.ru/sample-...%b8%d1%8f/








Прикрепленный файл: герб-нар.png
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№.3. (Дополнение).

Адрес-Календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Составил Диакон А. Снежницкий. Нижний Новгород. Типография Губернского правления. 1888.

Стр. 656.

261/339. Село Нарышкино, церковь каменная, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, построена в 1780 году, трехпрестольная.
Священник П.С. Сперанский, 39 лет, ок. кур. семн. по 2 разряду, на службе с 1872 года, законоучитель, имеет набедренник.
Диакон И.С. Покровский 51 год, из 2 кл. дух уч., на службе с 1855 года.
Псаломщик Е.И. Цедринский 23 лет, из 2 кл. семинарии, на службе с 1883 года

Адрес: через Вертьяновскую почтовую станцию.

***

Драницын Н.Н. Адрес-Календарь Нижегородской епархии на 1904 год. Нижний Новгород. Типо-Литография Т-ва И.М. Машистова. 1904 год.
Стр. 181.
Село Нарышкино. Храм камен (1780), престолы: гл. хол. Покрова Б.М., прд. Теплый, пр.св. Николая Чуд., лв св. Иоанна Пред.
Земли 36 десятин; у свящ. дом общ., у проч соб.; в приходе прав. 1460 муж и 1466 жен.; земская школа и школа грамоты.
Иерей Венедикт Степанович Гагинский, 32 лет, ок. сем. по 1 разряду, в приходе с 1892 года, законоучитель, цензор проповедей, духовный следователь, благочинный, имеет скуфью (1900).
Диакон А.П. Лествицин, 22 лет, из 3 кл. сем., в приходе с 1903 года.
Псаломщик И.И. Румянцев, 30 лет, из 3 кл. дух уч..; в приходе с 1902 года.
Церковный староста И.Г. Шанин (1894).
Заштатный диакон И.С. Покровский, 68 лет.

Адрес: г. Ардатов.

***

Циркулева М.В. Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период с 1916 – 1939 гг. Нижний Новгород. – ООО «Оливер», 2011. – 535 с.


Стр. 221.

1770. Листов Семен Николаевич. Священник Покровской церкви с. Нарышкино Ардатовского уезда. С 1882 г.р., сын священника с. Итманово Сергачского уезда. В 1903 году окончил НДС. В 1903году назначен учителем церк.- прих. школы Ардатова. Перемещен учителем в 2-х классную школу с. Сормова Балахнинского уезда. Рукоположен в сан священника в 1905 году 29 июня к Церкви с. Сосновка Ардатовского уезда. Перемещен в 1907 году в с. Нарышкино. Законоучитель Нарышкинского начального училища. Имеет награды: набедренник – в 1898 году 22 сентября, скуфью – в 1914 году 12 мая.
Жена: Мария Евгеньевна (1884 г.р. 14 июля)
Дети их: Анастасия (1906 г. р. 14 октября), Ольга (1908 г.р. 23 июля), Серафима (1910 г.р. 5 июля), Александр (1912 г.р. 14 августа), Тамара (1915 г.р. 18 апреля), Вера (1917 г.р., 28 мая).

Книга Памяти: Житель с. Нарышкино Вознесенского р-на Горьковской обл. Арестован 17.03.1932 года. Приговорен «тройкой» 25.06.1932 к 3 годам концлагеря. В 1937 году - житель д. Рузаново Дивеевского р-на, пчеловод, сторож. Вновь арестован 27.10.1937 года. Приговорен «тройкой» 16ю12. 1937 года в ВМН. Расстрелян 10.01.1938 года.

Книга Памяти, т. 3, с. 466.
Ф.570. Оп. 559., ед.хр. 92, 61, 61 за 1916, 1916, 1917 г.
Ф. 1016. Оп. 2., ед. хр. 181 за 1922 год, Оп.1. ед. хр. 60 за 1922 год.
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 3. (Дополнение)

Первым в селе Нарышкино обосновался диакон Михаил Андреевич Остроумов, который в 1858 году месяца сентября 10-го дня Преосвященным Антонием был переведен на настоящее место.

Младшая дочь его, Мария Михайловна, стала женой поступившего к Покровской церкви пономаря Евгения Ивановича Цедринского. Был он сыном священника Иоанна Иоанновича Цедринского, служившего при храме Преображения Господня Ардатовского уезда села Писарева.

В свою очередь, дочь их, Мария Евгеньевна, вышла замуж за священника Листова Семена Николаевича, который с 1907 года начал свою службу в этом селе.

Пересеклись три фамилии: Остроумовы, Цедринские и Листовы.



gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 4

Кулебаки


= ГУ ЦАНО. Фонд 570. Опись 556 за 1815 г.
Дело о дозволении коллежской советнице Валуевой в д. Кулебаках, Ардатовской округи, построения каменной церкви. 28 июня 1815 г. – 30 декабря 1818 г.

= ГУ ЦАНО. Фонд 570. Опись 556 за 1817 г.
Дарственная грамота помещице д. Кулебак Валуевой на землю для церковнослужителей. 1817 г.


***


ЦАНО. Фонд 2626. Опись 2.

Исполком Горьковского краевого Совета. Слева номера дел. Последние цифры количество листов

69. Дело о закрытии Воскресенской церкви в Кулебаках 1928-1930 годы. (85 листов).

***

ЦАНО. Фонд 3074. Опись 1.

Фонд облисполкома

976. Дело о закрытии церкви в г. Кулебаках Кулебакского района 5 апреля 1938 – 16 февраля 1939 (51 лист)
977. Дело о закрытии церкви в с. Велетьме Кулебакского района 16 февраля – 21 февраля 1938 (16 листов)
978. Дело о закрытии церкви в с. Бортсурманы Кулебакского района 28 марта – 3 сентября 1938 (87 листов)
979. Дело о закрытии церкви в с. Ильина-Гора Кулебакского района 29 июля – 29 ноября 1938 (38 листов)

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 4. (Дополнение)
Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1914 год.


2 часть, Ардатовский уезд. Училища, 2-х классные

Стр. 7. Кулебакское: законоучитель и священник Павел Владимирович Магнитский

Стр.13. Приходское духовенство.
Священник с. Кулебак – Павел Магнитский

Стр. 14. Церковно-приходские школы, одноклассные.
Кулебакская – священник П.В.Магнитский


gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 4. (Дополнение)

ЦАНО. Фонд 570. Опись 559. Дело № 86. Л.44 об.л, 45 л., 45 об.л., 46. 1916 год. - Клировые ведомости церквей 4-го благочиния Ардатовского уезда за 1916 год.

Ведомость о церкви Обновления Храма Христа Спасителя с. Кулебак Ардатовского уезда Нижегородской Епархии 4-го благочиннеческого округа за 1916 год.


41 об.лист.

Церковь построена в 1819 году тщанием бывшей помещицы Александры Васильевны Валуевой в 1902 году. Распространена и новая колокольня сложена. Здание колокольни каменное, кресты железные. Престол один в честь обновления Храма Христа Спасителя.

Утварью церковь достаточна. По штату положены священник и псаломщик. Жалование положено с 13.07.1898 года. Кружечных доходов за 1916 год положено 300 руб. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них дохода: % 171 руб. 44 коп. с капитала, 4286 руб. по непрерывно-доходному государственному билету за №№ 142,337 и 42,337, и по книжным на вечное поминовение 3 руб. 66 коп.

Земли при церкви усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины 728 квадр. сажен, сенокосной 3 десятины. Всего 6 десятин 728 квадр. сажен. Церковная земля глинистая, песочная, не удобная. Доход: 1 ½ десятины усадебной земли сдается в аренду под постройку Кулебакского Горного завода за 324 руб. в год, сенокосная 15 руб.

Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием самих священнослужителей. У священника в 1911 году и составляют собственность, у дьякона-псаломщика в 1905 году. Здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа и церковная караулка. Состояние домов удовлетворительное.

Расстоянием сия церковь от консистории в 193 верстах, от местного благочинного в с. Кулебаках Николаевской церкви в ¼ верстах, от телеграфной конторы в 2х вестах, почтовый адрес церкви с Кулебаки Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Приписанных к сей церкви церквей и часовен нет. Опись церковному имуществу заведена с 1842 года, хранится в целости. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовной Консистории в 1914 году, ведется и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной в 1908 году 30 января за шнуром и печатью, 128 писанных и 73 не писанных листа. Исповедные росписи находятся в целости с 1890 года. Книги до церковного круга принадлежащим есть. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатью церкви.

В приходе имеется церковно-приходская женская школа, которая помещается в собственном доме и обучаются там 130 девочек. При церкви состоит старостой крестьянин с. Кулебак Иван Антонов Догадин 2-ой, который должность свою проходит с 29.06.1916 года. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году 15 августа.


← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: gutta57
Вверх ⇈