ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШАГО СИНОДА
Высочайше утвержденное определение о дополнении некоторых пунктов правил единоверия
Прихожане московских единоверческих церквей и единоверцы из разных мест России, собиравшиеся на нижегородской ярмарке в 1877 и 1878 годах, обратились в Святейший Синод с прошениями, в которых ссылаясь на «тесноту рамок» единоверия, определенных Высочайше утвержденными 27 октября 1800 года правилами, и указывая на необходимость предоставления единоверческой церкви более прав относительно действий ея на раскол, равно и для полнейшаго единения с церковью православною, просили о пересмотре, исправлении и дополнении некоторых пунктов означенных правил, выражая при этом желание и надежду, что Святейший Синод благоволит «нарочитым актом, в ясных и точных выражениях» раскрыть смысл клятв, положенных московским собором 1667 года, и тем успокоить совесть как всех находящихся в союзе с православною церковiю на правилах единоверия, так и раскольников, ищущих единения с православною церковiю на тех же правилах.
Разсмотрев всесторонне и с полным вниманием означенныя прошения, Святейший Синод прежде всего нашел необходимым вновь выразить, как было уже изъяснено в ответах митрополита Платона на пункты 1800 года, что учреждение единоверческих церквей последовало по снисхождению православной церкви для облегчения отторгшимся от нея пути возвращения в лоно церкви; что единоверие, исповедуя догматы христианской веры в духе и истине вселенскаго православия, однако отправляет богослужение и церковные требы по книгам, не чуждым, в словах и обрядностях, некоторых погрешностей, с отступлением от общепринятаго на всем православном востоке церковнаго чина. Посему некоторое дополнение правил хотя и может быть допущено, но с устранением всякаго соблазна и недоумения, и лишь в смысле вящщаго облегчения отщепенцам, упорствующим возвратиться в недра церкви путем единоверия.
Согласно с сим, Святейший Синод полагал допустить следующие дополнения в Высочайше утвержденных 27 октября 1800 года правилах единоверия:
1) По п. 14 означенных правил предоставлено единоверцам, сочетающимся браком с православными, венчаться или в православных, или в единоверческих церквах, смотря по общему согласию брачущихся. Единоверцы из Нижняго Новгорода просят, чтобы «и рожденные в этом браке дети сподоблялись крещения и прочих св. таин в церкви единоверческой, или в храме православном». В виду бывших частных разрешений подобных просьбе со стороны Святейшаго Синода, представляется возможным дополнить 14 п. сказанных правил дозволением и детей, рожденных от браков православных с единоверцами, смотря по общему желанию их родителей, крестить в православной или единоверческой церкви, равно сподоблять и прочих св. таинств в церкви православной или в храме единоверческом.
2) По п. 5 правил единоверия 1800 года дозволено присоединяться к единоверию незаписным раскольникам, не иначе, как по изследовании от епископа, что присоединяющийся никогда дотоле в церковь православную не ходил и таинств ея не принимал. Единоверцы просят, чтобы лицам, записанным в церковных православных метриках, но на деле к церкви не принадлежащим, в случае обращения их к церкви, было дозволено приписываться к приходам единоверческим. В разрешение этой просьбы и согласно с преподанными от Святейшаго Синода некоторым просвященным по частным случаям наставлениями представляется достаточным 5 п. правил об единоверии дополнить разъяснением, что разрешается присоединяться к единоверию тем из записных православными, кои по надлежащем разследовании окажутся издавна, не менее пяти лет, уклоняющимися от исполнения таинств православной церкви, но не иначе, как с особаго относительно каждаго из таковых лиц разрешения епархиального преосвященнаго.
3) По п. 11 правил единоверия дозволено православному принимать причащение от единоверческаго священника лишь в крайней нужде в смертном случае, где нельзя найти православнаго священника и церкви. Московские единоверцы просят изложить 11 п. правил единоверия таким образом: «если кто из единоверцев пожелает исповедываться и приобщиться св. таин в православной церкви, равным образом если кто из православных пожелает быть на исповеди и у св. причастия в единоверческой церкви и у единоверческаго священника, тем и другим дозволять сие безвозбранно». Препятствий к удовлетворению таковой просьбы Святейший Синод не встречает, с присовокуплением однако, что православные могут обращаться к единоверческим священникам для исполнения хпистианскаго долга исповеди и св. причащения, лишь в особо уважительных случаях, с тем притом, чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православнаго в единоверие; для чего православный, исполнивший в подобных случаях христианский долг исповеди и св. причастия в единоверческой церкви, обязывается представить своему приходскому священнику полученное им от единоверческаго - свидетельство о бытии у исповеди и причастия св. таин в единоверческой церкви, для внесения соответствующей записки о сем в книгу приходской церкви.
4) Нижегородские единоверцы просят о разрешении совершать все церковные службы, требы и крестные ходы в единоверческих церквах и приходах по церковнобогослужебным книгам, напечатанным при первых пяти патриархах, т.е. просят дополнить 5 пункт правил о единоверии включением в оный упоминания о крестных ходах в церквах и приходах. Но как пятый пункт правил, при утверждении оных в 1800 году, оставлен без изменения согласно тексту (об отправлении
в церквах соборных молений) предложенному самими искавшими тогда единения с православною церковiю на правилах единоверия, то и ныне не усматривается оснований к какому либо в сем пункте дополнению или изменению.
5) По той же причине не подлежит удовлетворению и просьба прихожан московских единоверческих церквей, которые, указывая на противоречие якобы п. 3 правил единоверия с п. 15 тех же правил, просят, чтобы «моление за Благочестивейшаго Государя Императора и о всем Царствующем Доме, во время богослужений в единоверческих церквах, дозволено было совершать или во всем согласно старопечатным книгам, или по вновь издаваемым Святейшим Синодам формам, смотря по желанию и согласию прихожан». И в этом пункте (15) правил единоверия, по мнению Святейшаго Синода, не представляется оснований к дополнению онаго, ибо возношение при богослужениях имен Августейшаго Дома по синодальным формам испрошено в 1800 г. самими же искавшими единоверия; нынешнее же ходатайство просителей клонится не к дополнению сего 15 пункта, а к совершенному уничтожению онаго.
6) Наконец, единоверцы просят о подтверждении п. 16 правил единоверия, возбраняющего распри, раздоры и хулы со стороны единоверцев и православных за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых при богослужении. Просьбу эту, признанную еще в 1800 году покойным митрополитом Платоном «за требование благое и достойное, чтоб оное было от всех сохраняемо в точности», Святейший Синов не может не находить заслуживающим полнаго уважения, в надежде, что во первых и сами единоверцы воздержатся от всякой укоризны на служение по исправленным книгам и обрядам и не станут чуждаться общения со всеми чадами единыя святыя и апостольския церкви в молитве и таинствах и препятствовать в том своим священникам. Но притом и все православные чада грекороссийской церкви, в свою очередь, посещая единоверческие церкви, обязываются соблюдать как уважение к уставам и чинопоследованию оных, так и подобающее святыне храма благоговение.
7) Что же касается выраженнаго единоверцами желания касательно разъяснения Святейшим Синодом смысла клятв московского собора 1667 год, то единоверцам должно быть известно, что клятвы сего собора положены не на обряды, содержимые приемлющими единоверие, а на тех, которые, по неразумному пристрастию к сим обрядам, вопреки любви христианской и послушанию, отделились и отделяются от православной церкви, почитая оную еретичествующую. А посему в подтверждении того, что явствует из подлиннаго смысла соборнаго постановления и неоднократно было в том же смысле подтверждаемо церковною властью, не представляется надобности. на основании изложенных соображений Святейший Синод определением 8-го мая – 17 июня 1881 года постановил: просьбы единоверцев, изъясненныя в первых трех пунктах настоящаго определения, разрешить в указанном в сиз пунктах смысле; на что и представил г. синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее Его Императорскаго Величества соизволение. По всеподданнейшему г. синодальным Обер-Прокурором докладу таковаго определения Святейшаго Синода Государь Император в 4-й день июля 1881 года Высочайше соизволил на предложенныя Святейшим Синодом дополнения некоторых пунктов Высочайше утвержденных 27-го октября 1800 года правил единоверия.
ОЕВ (Оренбургские Епархиальные Ведомости) 1881. №19 (1 октября). С. 662 – 666