Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Как поп в кабаке у чумака шубу баранью пропил

Часть вторая. Версия чумака Данилы Елцова

← Назад    Вперед →Модератор: corian55
corian55
Модератор раздела

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4160
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11192
В консисторию Пресвященного Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго
из Шадринской канцелярии
Доношение

По силе присланного из Исетской правинциалной канцелярии от 21, в Шадринской канцелярии полученного 24 чисел сего Генваря, Ея Императорскаго Величества Указа Шадринской канцелярии велено по требованию реченной консистории отискав (sic) Буткинской слободы деревни Басмановой кабашного чюмака Данила Елцова и сыскав, чрез нарочно посланного секретным образом за крепким караулом скована послать от себя при доношении в реченную консисторию к допросу по некоторому важному духовному в терминах богохуления заключающемуся делу.
И по силе выше изображенного Ея Императорскаго Величества Указу реченной чюмак Данила Елцов от Шадринской канцелярии чрез нарочно посланных сыскан, кой в консисторию Его Преосвященства Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго послан в ножных кандалах за провожатым Иваном Безноговым стоварищем.
Генваря 26 дня 1752 году.
В небытность гсдина Управителя Рукина в должности приписного канцеляриста Федор Мартынов

1752 году Февраля 10 дня в консистории Пресвященнаго Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго присланной из Шадринской канцелярии Буткинской слободы Басмановой деревни крестьянин Данило Назаров сын Елцов допрашиван, а в допросе сказал:
От роду ему сорок четыре года, родился он в Устюжском уезде в деревне Ковригине (sic), где крещен священником православным, как от родителей своих слыхал, которые были православные, а не расколники. В Сибирь сошел он назат тому более тритцати годов с отцом своим и матерью, пришли наперву в показанную Басманову деревню, где поселясь двором, живет он Данило поныне.
Жену у себя имеет Дарью Алексееву, православную, а не расколницу, с которою годов тому с восемь венчан в своей приходской Буткинской слободы церкви священником Демидом Кыштымовым. Детей, кроме одной толко дочери двулетной Марьи, не имеетца, которая крещена приходским их священником, а онаго попа Демида, братом родным Васильем Кыштымовым же.
Расколу же он Данило за собой и ево жена никакова не имеют, в церковь свтую ходят, исповедываются у приходских своих священников, а именно напред сего у Демида и Василья Кыштымовых, а потом и у нынешняго священника Иосифа Григорьева, у коих и свтых Христовых тайн купно с женою своею приобщались повсягодно. К тому ж де и крестится он Данило и ево жена сложением троеперстно, а двоеперстно никогда не крестятца и не крещивались, в чем и впредь состоять желают.
А о протчем против вышеписанного Далматовскаго арихимандрита Митрофана доношения и показания священника Голощапова он Данила Елцов сказал, в прошлом де 751 году летним времянем, а которого мсца и числа, того он Данила не упомнит, поп Демид Кыштымов, будучи в Басмановой деревне, к нему Елцову в кабак, где он Данило и с женою своею жителство имеет, и находился тогда чюмаком, просил у него Данила вина под заклад. Которому он и задавал ценою на семдесят копеек, за что взял у него Демида шубу баранью тулуп, которой стоит рубля денег, а другова за то вино подзаклад ничево у него небирал. Толко как он Демид весма стал уже быть пьян и ис кабака от него Елцова пошел вон, тогда имевшуюся в руках ево сумку калауз и в ней потребы оставил в том кабаке на лавке в переднем угле, которую он Данило, взяв, положил в анбар, где содержатся хлебные и харчевые припасы. И так простотою своею не ведая, что в том калаузе положены пречистыя Христовы тайны и прочее, ибо ничто в ней не смотрел и не шевелил, держал он Данила в том анбаре на спице под полкою, на которой поставлены свтыя иконы, с неделю времяни.
А обратно ему Демиду не отдал за тем, что он Демид из деревни их уехал и в Буткинской слободе пьянствовал, к которому он Данило, чтоб он поп из слободы приехал и тот калауз с требами взял, двократно заказывал Басмановой деревни с обывателем Павлом Осиповым Сопегиным, которой будучи в Куртамышской крепости, умер, да и сам единого времяни, быв за нуждою в деревне Даниловой, в Буткинскую слободу заезжал и оному попу Кыштымову сказывал, чтоб показанной калауз взял. Почему он Демид хотел прислать для взятья той сумки сына своего пономаря Овдея или де и сам для того нарочно буду. Однако ж и сам не бывал и сына не присылывал.
А после того мимоездом Буткинской слободы священник Кондратей Голощапов к нему чюмаку в кабак приезжал и спрашивал означенного попом Демидом оставленного калауза, которой де он Данило ему священнику Голощапову из вышепоказанного анбара и вынес, а не ис подполья, ибо в подполье того калауза он чюмак не держивал. И он Голощапов тот калауз взял и имевшиеся в нем пречистыя Христовы тайны и протчее осмотрел и, переписав, запечатал и отдал ему чюмаку Елцову, а сам поехал в Далматов мнстрь (монастырь - А.Ш.). И оттуда, приехавши с приставом, тот калауз, взяв, увезли в Далматов мнстрь.
А по какому известию он священник Голощапов о том калаузе, что поп Кыштымов оставил у него Елцова в кабаке и о протчем, наведался, про то де он Елцов точно не знает, а признает разве де от того уведал, что он с Павлом Сопегиным о взятье того калауза к попу Демиду заказывал. Он же де Голощапов у него чюмака на выкуп той сумки никогда не прашивал, да и не под какой выкуп отдавать ево неследовало, ибо де как выше значитца, что под заклад у него Демида он чюмак взял шубу, а не калауз, которую шубу на выкуп, а при том и калауз, как оне из мнстря приехали, и отдал за семдесят копеек.
И о том де о всем показал он Елцов самую сущую правду и ничего не утаил, а ежель что утаил и показал ложно, а после чрез кого в том будет изобличен, за то подвергает себя достойному по указам истязанию. В чем и утвердился.
К сему допросу вместо чумака Данила Елцова по его прошению Тюменской Градской Архангелской церкви дячек Иван Карпов рук приложил

ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156. Оп. 1. Д. 836. С. 5-7об.

P.S. Окончание воспоследует...
musik.gif
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Модератор: corian55
Вверх ⇈