В консисторию Пресвященного Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго
из Шадринской канцелярии
ДоношениеПо силе присланного из
Исетской правинциалной канцелярии от 21, в
Шадринской канцелярии полученного 24 чисел сего Генваря, Ея Императорскаго Величества Указа
Шадринской канцелярии велено по требованию реченной консистории отискав (sic)
Буткинской слободы деревни Басмановой кабашного чюмака Данила Елцова и сыскав, чрез нарочно посланного секретным образом за крепким караулом скована послать от себя при доношении в реченную консисторию к допросу по некоторому важному духовному в терминах богохуления заключающемуся делу.
И по силе выше изображенного Ея Императорскаго Величества Указу реченной
чюмак Данила Елцов от
Шадринской канцелярии чрез нарочно посланных сыскан, кой в консисторию Его Преосвященства
Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго послан
в ножных кандалах за провожатым
Иваном Безноговым стоварищем.
Генваря 26 дня 1752 году.
В небытность гсдина Управителя Рукина в должности приписного канцеляриста Федор Мартынов1752 году Февраля 10 дня в консистории Пресвященнаго Силвестра Митрополита Тоболскаго и Сибирскаго присланной из Шадринской канцелярии
Буткинской слободы Басмановой деревни крестьянин Данило Назаров сын Елцов допрашиван, а в допросе сказал:
От роду ему сорок четыре года, родился он в
Устюжском уезде в
деревне Ковригине (sic), где крещен священником православным, как от родителей своих слыхал, которые были православные, а не расколники. В
Сибирь сошел он назат тому более тритцати годов с отцом своим и матерью, пришли наперву в показанную
Басманову деревню, где поселясь двором, живет он
Данило поныне.
Жену у себя имеет
Дарью Алексееву, православную, а не расколницу, с которою годов тому с восемь венчан в своей приходской
Буткинской слободы церкви священником Демидом Кыштымовым. Детей, кроме одной толко дочери двулетной
Марьи, не имеетца, которая крещена приходским их
священником, а онаго
попа Демида, братом родным
Васильем Кыштымовым же.
Расколу же он
Данило за собой и ево жена никакова не имеют, в церковь свтую ходят, исповедываются у приходских своих священников, а именно напред сего у
Демида и
Василья Кыштымовых, а потом и у нынешняго
священника Иосифа Григорьева, у коих и свтых Христовых тайн купно с женою своею приобщались повсягодно. К тому ж де и крестится он
Данило и ево жена сложением троеперстно, а двоеперстно никогда не крестятца и не крещивались, в чем и впредь состоять желают.
А о протчем против вышеписанного
Далматовскаго арихимандрита Митрофана доношения и показания
священника Голощапова он
Данила Елцов сказал, в прошлом де 751 году летним времянем, а которого мсца и числа, того он
Данила не упомнит,
поп Демид Кыштымов, будучи в
Басмановой деревне, к нему
Елцову в кабак, где он
Данило и с женою своею жителство имеет, и находился тогда чюмаком, просил у него
Данила вина под заклад. Которому он и задавал ценою на семдесят копеек, за что взял у него
Демида шубу баранью тулуп, которой стоит рубля денег, а другова за то вино подзаклад ничево у него небирал. Толко как он
Демид весма стал уже быть пьян и ис кабака от него
Елцова пошел вон, тогда имевшуюся в руках ево сумку калауз и в ней потребы оставил в том кабаке на лавке в переднем угле, которую он
Данило, взяв, положил в анбар, где содержатся хлебные и харчевые припасы. И так простотою своею не ведая, что в том калаузе положены пречистыя Христовы тайны и прочее, ибо ничто в ней не смотрел и не шевелил, держал он
Данила в том анбаре на спице под полкою, на которой поставлены свтыя иконы, с неделю времяни.
А обратно ему
Демиду не отдал за тем, что он
Демид из деревни их уехал и в
Буткинской слободе пьянствовал, к которому он
Данило, чтоб он поп из слободы приехал и тот калауз с требами взял, двократно заказывал
Басмановой деревни с обывателем
Павлом Осиповым Сопегиным, которой будучи в
Куртамышской крепости, умер, да и сам единого времяни, быв за нуждою в
деревне Даниловой, в
Буткинскую слободу заезжал и оному
попу Кыштымову сказывал, чтоб показанной калауз взял. Почему он
Демид хотел прислать для взятья той сумки сына своего
пономаря Овдея или де и сам для того нарочно буду. Однако ж и сам не бывал и сына не присылывал.
А после того мимоездом
Буткинской слободы священник Кондратей Голощапов к нему чюмаку в кабак приезжал и спрашивал означенного
попом Демидом оставленного калауза, которой де он
Данило ему
священнику Голощапову из вышепоказанного анбара и вынес, а не ис подполья, ибо в подполье того калауза он чюмак не держивал. И он
Голощапов тот калауз взял и имевшиеся в нем пречистыя Христовы тайны и протчее осмотрел и, переписав, запечатал и отдал ему
чюмаку Елцову, а сам поехал в Далматов мнстрь (
монастырь - А.Ш.). И оттуда, приехавши с приставом, тот калауз, взяв, увезли в
Далматов мнстрь.
А по какому известию он
священник Голощапов о том калаузе, что
поп Кыштымов оставил у него
Елцова в кабаке и о протчем, наведался, про то де он
Елцов точно не знает, а признает разве де от того уведал, что он с
Павлом Сопегиным о взятье того калауза к
попу Демиду заказывал. Он же де
Голощапов у него чюмака на выкуп той сумки никогда не прашивал, да и не под какой выкуп отдавать ево неследовало, ибо де как выше значитца, что под заклад у него
Демида он чюмак взял шубу, а не калауз, которую шубу на выкуп, а при том и калауз, как оне из мнстря приехали, и отдал за семдесят копеек.
И о том де о всем показал он
Елцов самую сущую правду и ничего не утаил, а ежель что утаил и показал ложно, а после чрез кого в том будет изобличен, за то подвергает себя достойному по указам истязанию. В чем и утвердился.
К сему допросу вместо чумака Данила Елцова по его прошению Тюменской Градской Архангелской церкви дячек Иван Карпов рук приложилГУТО ГА в г. Тобольске Ф. И-156. Оп. 1. Д. 836. С. 5-7об.
P.S. Окончание воспоследует...