Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Некоторые недоразумения из священнической практики

1881 год. Итак. начнем с Божией помощью, держась пословицы: «у кого что болит, тот о том и заговорит»...

← Назад    Вперед →Модератор: corian55
corian55
Модератор раздела

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4187
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12205
Некоторые недоразумения из священнической практики
На «Новой линии», как известно, нередкость встретить поселки, а с ними вместе церкви и священников, находящихся на разстоянии 30 – 60 верст. При таких условиях, встреча священника со своим собратом считается не малою редкостью. Разстояния до места жительства местных благочинных недавно считались сотнями верст, но теперь, благодаря Бога, времена эти прошли и благочинные подвинулись поближе, хотя посмотреть на них мы имеем ту же возможность, как и прежде, т.е. два раза в год, а своего собрата и того меньше. Между тем эти свидания могли бы приносить не малую долю пользы: мы не видя друг друга, невольно живем и творим по пословице: «что ни город, то норов; что ни деревня, то обычай». А в практике священника не редко встречаются недоразумения такого рода, что ни Кормчая, ни руководства не пособят горю; между тем при личном свидании, мы могли бы пособить один другому…
Итак начнем с Божией помощью, держась пословицы: «у кого что болит, тот о том и заговорит».
Желательно получить ответы на следующие вопросы:
1. На «Новой линии» большинство приходов состоят из двух-трех селений, отстоящих друг от друга на 20-40 верст, соединение которых, в особенности, в зимнее буранное время весьма затруднительно; между тем не редко приводится путешествовать и в такое время, конечно только для напутствования больнаго или крещения слабаго ребенка. Приедешь в деревню – к тебе являются матери с младенцами в руках и просят причастить. Некоторые священники прямо отказывают в этом, советуя прибыть с ними к обедне: другие – для этой цели имеют запасную Животворящую Кровь; третьи – преподавая Частицу большому больному, уделяют остальное младенцам.
Кто из этих трех поступает законнее, или практичнее?
2. Есть у нас приписные поселки гораздо больше тех, в которых живет причт и есть церковь. В поселках этих имеются часовни, где бывает в праздничные и в воскресные дни службы, т.е. часы, читаемые каким либо отставным солдатом, или отставной духовной особой. В часовнях этих имеются свечи, венчики и разрешительные молитвы; конечно могут быть и пожертвования. Старост для часовен не полагается, а избирается обществом на эту должность более или менее надежная личность. Сторожей также не полагается (общественных), следовательно и хранить там что либо ценное дело рисковое; хранить у старосты – опасно. Некоторые приходские священники с подобными старостами не имеют ничего общаго, доверия усчитывать (sic) их Богу; другие, усчитавши прибыль, передают на хранение старосте, имея в виду какие либо расходы по часовне; третьи, усчитавши и видя лишнее, берут малую толику в помощь церкви, на разные статьи расходы.
Как практичнее поступать в этом деле?
3. Наши захолустья изобилуют сборщиками на разныя нужды, в числе которых (сборщиков) не редко бывают греки, собирающие на разоренный карман, именую оный Iерусалимом. Явиться к местному священнику, заявить законность сбора, или попросить дозволение на то считают необязательным. Недавно (12 августа) заявляется к одному священнику монахиня – сборщица из Самарскаго монастыря и просит записать собранныя ею деньги. Тот, взглянувши в книгу, удивился, что деньги за несколько поселков записаны одною рукою, без всякаго на то свидетельства с чьей либо стороны; он заглянул на первую страницу: книга выдана из Самарской Духовной Консистории с разрешением сбора по своей епархии, впрочем с правом испрашивать таковое же уместных Преосвященных. Пользуясь этим, оне получили позволение от нашего Архипастыря собирать по Оренбургской епархии сроком «на две недели». Разрешение последовало, на сколько помнится 3 декабря прошлаго 1880 года. Сообразивши это, священникзаметил сборщице, что оне давно незаконно производят сбор, так как «две недели» давно прошли, а далее этого срока собирать оне уже не в праве, на что и получил ответ такого рода: «мы только две недели и собирали по губернии то, т.е. по Оренбургу-то». Тот поясняет, что Оренбург не губерния и т.д., но получает ответ: «мы народ темный, неграмотный». Коротко и ясно! Священник, считая лишним разъясниться с подобными Маргаритами (одну из них зовут Маргаритой), между прочим в книге сделал таковую надпись: «пора бы прекратить сбор, так как с 3 декабря прошло не «две недели», а более восьми месяцев» и посоветовал ехать прямо восвояси, не производя сбора, но к сожалению сборщицы не выполнили и этого.
Как следовало бы поступить в этом случае и вправе ли он был сделать выше писанную надпись?

Свящ. I. Райский
(Привед. в сокращении)

ОЕВ (Оренбургские Епархиальные Ведомости) 1881. №21 (1 ноября). С. 794 – 797
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
← Назад    Вперед →Модератор: corian55
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник corian55 » Письма из сельского прихода » Некоторые недоразумения из священнической практики [тема №113174]
Вверх ⇈