Цитата из книги
«А МЫ С КАМУШКИ-РЕКИ» Автор: Александр Викторович Ширинкин
краевед из г. Оханск
http://org.detichaik.ru/biblioteka Церковь в Окуловке
…За домом священника на самом высоком месте Окуловки стоял деревянная церковь в честь Введения Богородицы в храм.
Старожилы рассказывают, что храм это был очень красивым, купол колокольни было видно с Камы и даже из г.Оханска. И колокольный малиновый звон Окуловского храма слышали жители всех окрестных деревень, с. Казанки и г. Оханска. По над Камой звук колоколов разносился на 10-12 верст, и до райцентра и соседнего села было всего по 7-8 верст.
В конце двадцатых годов церковь сгорела, об этом пожаре рассказывали мне еще в 50-60-е гг прошлого века мои дед и бабушка Ширинкины: Иван Федорович, 1910 г.р. и Анна Егоровна, 1907 г.р.
Пожар случился летом, когда все работали в поле. В этот день, якобы, хоронили кого-то из д. Баранушки (Малая Подскопина). Священник очень сильно размахивал кадилом, и искра упала в уголок, где было много пыли и мусор. После отпевания люди уехали на кладбище, сейчас оно располагалось бы на южной оконечности Окуловского острова, там, где кончается лес, в стороне Казанки.
Церковь загорелась, как свеча, подул сильный ветер, расшвыривая головешки на сотни метров в округе. Пожарная в селе находилась рядом, но бочка воды не спасла положение, хотя помпа ручная, будь рядом водоем, могла бы затушить очаг загорания. Прибежавшие с полей крестьяне спасали свои дома: они забирались на крыши с ведрами воды, заливая искры и горящие головешки.
Так село Окуловка лишилось своего красивого храма. А на месте сгоревшей церкви колхоз построил амбары, в которых хранилось зерно. Когда развалилось хозяйство, амбары в Окуловке, Осиновке и Подскопино растащили на дрова, бани и конюшни.
В начале 30-х гг страну захлестнула волна борьбы с религией. Запрещался колокольный звон, закрывались тысячи храмов, часовен, сотни монастырей, священников отправляли в лагеря и тюрьмы. Был создан «Союз воинствующих безбожников», ставились спектакли, читались лекции на антирелигиозную тему.
Русский же народ продолжал верить в Бога, жители Окуловки на сельском сходе решили строить православную часовню, место для нее отвели в верхней части села, чуть ниже пожарной. Сейчас на этом месте живет семья Дворниковых.
Часовня получилась красивой, у нее был купол-маковка, небольшая колокольня, где висели колокола. В Пасху в них звонили целую неделю, причем звонарь Андрей Жаков разрешал многим ребятишкам делать это.
К середине 30-х гг, когда закрыли Успенский собор в Оханске, церкви в пос. Юго-Камский, некоторых селах района, пришел черед и часовни в с. Окуловка.
В те времена была в моде песня, в которой звучали слова:
Мы раздуваем пожар мировой,
Церкви и тюрьмы сравняем с землей.
Верующие были против этого, но их уже никто не слушал. Процессом разрушения православной часовни командовал не местный парторг. Не смотря на то, что на его голову сыпались проклятия, он в действительности сравнял это место с землей.
Колокола скинули на землю, затем увезли в переплавку. Иконы верующим разрешили взять по домам, многие из них спас церковный староста из д. Подскопино Казымов Григорий Павлович. Который был народным лекарем, лечил людей с помощью трав. Впоследствии его посадили в лагерь. Бандюганы из Перми, избив его жену Таисью Павловну, украли лучшие иконы. Об этом мы подробно расскажем в повествовании о д. Подскопино.
Часовню разобрали, бревна использовали для строительства гаража на территории мастерских, затем на месте гаража построили огромный склад.
Потом пришел конец и этому строению. А мастерские бывшие колхозники разобрали, растащив кирпичи по своим оградам.
Верующие люди продолжали верить в Бога, молиться, собирались тайно в некоторых домах, по великим церковным праздникам ходили в церкви Беляевки и Табор.
Вот что вспоминает о тех временах Шилов Юрий Павлович, житель г.Оханска:
«Детство я проводил в Окуловке, т.к. моя мама, Екатерина Федоровна, работала на сырзаводе. Моя бабушка Пелагия была очень верующей женщиной, читала молитвы,
церковные книги, верующие Окуловки собирались ночами в ее доме.
Помню, как в конце 40-х гг в Окуловку в темное время суток тайно привозили священников, они всегда останавливались в нашем доме. Окна дома тщательно завешивались одеялами, верующие не хуже, чем в войну, соблюдали светомаскировку, чтобы их голоса не были слышны на улице.
Ребятишки забирались на печь или на полати и наблюдали сверху за обрядами. Верующие во главе со священником проводили молебны, читали молитвы, тихонько пели церковные песнопения. В доме проводилась исповедь, причащение, прямо здесь и крестили детей.
На следующий день вечером попа тайно перевозили в следующую деревню.
Однажды ночью какой-то священник привез к нам целый сундук больших церковных книг. Бабушка спрятала их на сеновал, прикрыв сеном. Когда она умерла, мы вытащили этот сундук на свет Божий. По своему недомыслию часть огромных и тяжелых книг мы сдали в макулатуру, набрав пряников и конфет. А часть религиозных книг использовали на растопку костров, вырывая десятки страниц. Крепкие обложки книг просто выкидывали.
Сейчас я понимаю, что мы совершили большой грех».
А организатора разрушения часовни настигла Божья кара: он вскоре умер на пароме в Оханске от сердечного приступа.