СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД в д. Горская, д. Замании и д. Казанка.
Описание взято из книги
Да, сейчас мы расскажем вам о соседке Окуловки – красавице Горе, её ещё называли Горская. Располагалась она на холме между Окуловкой и Казанкой, примерно в версте от первой.
До 1906 г. она входила в состав Острожской волости.
Из деревни открывался красивый вид на окрестности: реку Каму, г. Оханск, соседние населённые пункты – Окуловку, Осиновку и Подскопино.
Сейчас с места исчезнувшей деревни вы можете полюбоваться ещё и Окуловским островом.
В апреле 2002 г. в д. Окуловка судьба свела меня со старейшей жительницей Горы Ширинкиной Марией Кирилловной, 1914 г.р., она жила на угоре за речкой, сейчас в её доме живёт Полыгалова (Ширинкина) Людмила Николаевна, дочь, с мужем Анатолием Александровичем, уроженцем д. Малая Гремяча Беляевского с/совета. 2-3 раза в год я заглядываю и к ним, Людмила так же записала рассказы матери о жизни в старину, передав их мне.
…
Годы летят, как птицы. Мы должны сохранить память о каждой из 450 деревень Оханского района, их осталось чуть более 60.
Не будем же Иванами, не помнящими родства.
На этом наше повествование о д. Горская не заканчивается, мы должны ещё многое рассказать вам о жизни этой славной деревни.
И начнем со свадеб.
«Вы зачем меня женили, пару коней маяли»
Да, настала пора рассказать вам о свадебных обрядах, свадьбах в д. Горская и д. Замании, последняя располагалась на берегу р. Ошапа, вниз по течению Камы, в 7 верстах от с. Казанка.
О свадьбах в деревнях Болгары и Першино мы рассказывали вам в других книгах, в них нашим экскурсоводом была Силина (Россомагина) Александра Григорьевна, 1924 г.р.
А вот что о свадебном обряде в д. Горская рассказала своей дочери Людмиле Николаевне Полыгаловой её мать Ширинкина Мария Кирилловна, 1914 г.р.
Свадьбы в Горской и соседнем с. Окуловка проводились осенью, а зимой, в феврале и весной в мае их праздновать было нельзя. Понятно, что от майского праздника можно было маяться всю жизнь.
Сначала к будущей невесте приезжали родственники жениха, без него свататься.
Через неделю они появлялись с женихом на просватанье, привозили вино и угощение, это была встреча жениха и невесты.
Вместе с хозяевами гости садились за стол, невеста угощала всех чаем.
После угощения мать давала руку, невеста ложила свою сверху, это означало – свадьбе быть.
Назначался день свадьбы.
В книге «Русская культура с древнейших времён до наших дней» Владимира Соловьёва (Москва, «Белый город», 2004 г.) говорилось следующее.
Свадьбе предшествовало сватовство. В дом приглянувшейся добру молодцу девушки являлись сваты. Это были либо родственники жениха, или кто-нибудь из уважаемых в деревне людей. Им предстояло важное дело – склонить отца и мать девушки к тому, чтобы выдать дочь замуж.
Не последнюю роль здесь играло красноречие.
Отправляя сватов, для успеха дела их стегали по спине кнутом или поясом, бросали у порога им под ноги вывернутую мехом наружу шубу.
Выехав из деревни, они проводили позади себя черту – чтобы вернуться с доброй вестью.
Придя в дом к родителям девушки, сваты начинали разговор издалека, изъяснялись обиняком:
-Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица.
-У вас товар – у нас купец.
Приглашение сватов к самовару означало, что жених пришёлся по душе. Тут уж, за чаем, можно было приступить и к разговору о свадьбе.
Молодица не сразу, но тоже выходила к сватам.
Ну а если жениха ждал отказ, сватом говорили: невеста мол, ещё молода, замуж ей рано; к столу гостей не приглашали, а в сани при прощании клали тыкву, веник или другие предметы, означавшие отказ.
Если сваты и родители девушки приходили к согласию, то после просватанья со своими родственниками невеста осматривала хозяйство жениха.
Хозяева иной раз, создавая видимость изобилия, брали у соседей взаймы хорошую утварь, зерно, приводили скот. Смотрите, дескать: дом у нас – полная чаша.
Окончательно о свадьбе и о приданом договаривались в доме невесты.
Ширинкина Мария Кирилловна продолжала.
В первый день свадьбы раскрывались ворота усадьбы невесты.
Девки поют песни, встречают гостей.
Всем руководит дружка жениха – тамада.
Жених даёт выкуп.
Все садятся за стол, чтобы отведать с дороги.
Затем все едут в церковь, где молодых венчают. Причём жениха и невесту ведут порознь.
После обряда венчания все на лошадях едут к жениху, там молодых встречают его родители с караваем хлеба.
Начинаются большие столы, певчие поют величанье:
-Друженька хороший, друженька пригожий.
Дружка пьян, предайся нам.
Ну-ка, дружка, докажи, на скамейке попляши!
А вот ещё один текст песни:
Во горенке, во горенке, во новой
Стоял столик, стоял столик дубовой.
Под салфеткой, под салфеткой шёлковой!
На столичке стоял чайник золотой,
Стоял чайник, полон чаю налитой.
Тут ходил, гулял удалый молодец,
Удалой, удалый добрый молодец.
(Певчие называли молодцев по имени и отчеству, а добрые молодцы вставали на скамейку и плясали).
Выпей, душа, за себя и за меня,
Ради сына во себя и во меня.
Свадьба в старину продолжалась три дня, после чего невеста оставалась жить
в новой семье.
А вот что о свадьбе говорится в книге «Русская культура» Владимира Соловьёва, о которой мы сообщили ранее.
Наступал день свадьбы «Свадебный поезд», который порой насчитывал более 30 подвод или саней с гостями, отправлялся от дома жениха.
Встреча молодых обставлялась весьма затейливо. Невесту и подружек покрывали платками, а жених должен был узнать среди спрятавших лицо девушек свою суженую. Если жених ошибался, его осыпали насмешками.
К венцу будущие супруги ехали в разных санях, причём свадебный поезд по пути в церковь не раз останавливался: нельзя было проехать из-за сделанных на дороге завалов. Пока свахи и дружки жениха не откупались угощением проехать не давали.
После венчания, когда молодые ехали уже вместе, с них тоже требовали «выкуп».
Встречая молодых из-под венца, их и всех присутствующих осыпали хмелем и зерном, что должно было принести молодой семье достаток и благополучие.
Благословляя молодожёнов, их поили молоком, кормили мёдом, клюквой, требовали отложить и съесть кусочек от испечённого по этому случаю каравая хлеба.
Свадебное застолье недаром называли «княжьим столом»: хмельное не переводились, а частая перемена блюд походила на волшебство из сказки о скатерти-самобранке.
На утро пиршество возобновлялось.
Оно чередовалось с катанием на разукрашенных санях по окрестным деревням, играми, пением.
С окончанием свадьбы молодожёны отправлялись в гости к родственникам.
Вот что о свадьбе рассказал нам великий знаток русского языка В.И. Даль в своём «Толковом словаре».
Свадьба женск. р. – обручение, совершение брака, женитьба и замужество, повенчание, со всеми брачными обрядами и пирушками.
Свадьба уходом, краденая – без согласия родителей невесты.
Свадебное стар. – пошлина, подать с каждой свадьбы: обычай этот держался до ужесточения крепостного быта; брали по нескольку рублей, по два полотенца, холст с новоженов.
Сватать девку, невесту – улаживать свадьбу, предлагать жениха, просить кому-либо в жёны; или просить себе в жёны, предлагать самого себя.
Самому себя сватать стыдно, а это дело свахи.
Холостого сватать (сватом) не посылают.
Свашить – быть сватом или свахой; маклачить, сводить на сделку.
Свататься за кого, на ком – сватать за себя, лично или через других, засылая сватов; предлагать руку свою, звать за себя замуж.
Сватовство – сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то. Свойство, родство по жене, по мужу, через брак.
Сват – кто идёт сватать невесту, по порученью жениха или родителей его. У нас это делает сваха, свашенька.
Родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сват, сватья; сватушка, сватьюшка, свахонька.
Повенчать, обвенчать, свенчать – совершить над кем таинство брака. Так венчали, что и дома не знали – о краденой свадьбе. Вспомните как проходили свадьбы в фильмах «Тихий Дон», «Угрюм река», «Даурия».
-У них своя свадьба, у нас – своя.
Вы всё сейчас знаете о свадьбе.
После армии я с гармошкой и баяном провёл свадеб 20, вот наиболее интересные.
В Осиновке и Окуловке:
Кожевниковы: Владимир и Августа, Ширинкины: Сергей, мой брат и Людмила; Анашкины: Сергей и Любовь; Кустовы: Анатолий и Галина, моя сестра; Никифоровы: Леонид и Антонида.
А вот и оханские свадьбы:
Хлебниковы: Анатолий и Александра; Винокуровы, Шиловы, Долгих: Андрей и Ирина; Соснины: Константин и Лариса; Винокуровы: Сергей и Любовь, в Острожке это были Пономарёвы, в Андреевке – Болотовы: Павел и Нина.
Участвовал я в свадьбах в Беляевке, Очёре, пос. Уральском и т.д. Остальные просто забыл, извините.
Вспоминаю, как из Осиновки и Окуловки шли свадебные поезда в Казанку из 12-15 лошадок с разукрашенными лентами, бубенцами, колокольцами, сверкающими под золото бляхами.
Всё это ушло в небытие, сейчас свадебный поезд можно нанять из 2-3 лошадок в Половинке или Берёзовке, больше коней нигде нет.
А вот что о свадебном обряде рассказал нам Казаков Анатолий Николаевич, бывший бригадир и зав. МТФ колхоза им. Чапаева из д. Замании Казанского с/совета, он проживал в доме No71 по ул. Ленина в г. Оханске. После ухода из жизни жены дочь увезла его в Куеду. Зато на века остались его воспоминания.
Когда жених едет свататься, едет с матерью и отцом, когда высватают, у невесты происходит девичник, собираются девки и даже женщины, которые хорошо поют. Они делают спевку, чтоб в обручение хорошо спеть.
А жених каждый вечер, конечно, не один, с дружкой, или с товарищем ездят с пряниками, с конфетами, угощают всех, кто поёт песни, так длится целая неделя.
А после всего этого начинается обручение, в это время идёт дружка с бантом на левом плече и ещё двое парней, тоже с ленточками.
Когда гости готовы, а мать и отец пока ещё сидят на лавке.
Дружка ходит как барин, подходит к отцу, к матери с такими словами:
-Батюшка, родимый, матушка родимая, как сумели своего чада милого споить, скормить, сумейте и благословить, в путь дорогу снарядить, по невесту ехати с радостью, с Божией милостью.
Затем дружка громким голосом спрашивает:
Все ли гости готовы, все ли на местах, как ясные сокола на гнёздах.
Гости отвечают: -Да.
Дружка продолжает:
-А теперь витешками помахивайте, да дорогу показывайте, а от меня, от дружки, не отставайте.
Подъезжают к дому невесты, там двери закрывают на залом, если дружка не сможет выдружить, тогда на запас берут вина и подают, чтоб открыли двери.
Когда всё таки пустят гостей, дружка, конечно, старается выдружить.
Дружка произносит такие слова:
Дорогие сватовья, двери сами отворите, или нам прикажите, а не сделаете, то я ведь дружка-вертушка, приехал на одном полозу, невесту вашу не повезу.
Запрягайте сани, да везите сами.
Тогда двери отворяются, тут, конечно, свахи встречаются.
А дружка со своими подручными идёт, да приговаривает:
-Что вы, половички скрипите, аль меня храброго дружки бойтесь, не бойтесь, дружка человек добрый.
Когда заходят все трое дружок народу полна изба гости, снаряжение, у кого в руках лопата, у кого ухват, у кого самоварная труба.
Дружка идёт впереди и здоровается:
-Здравствуйте, гости званые и даже не званые,
и вы, старые старики, пожилые мужики,
и вы, бабы, не пряхи, старухи – не ткахи,
и вы, маленькие ребятки – косые заплатки,
с печи глядите, да сопли не уроните,
дружке голову не проломите.
А теперь слушайте меня, да на мои вопросы отвечайте.
К нашему барскому уму будут ли отец да мать в дому,
они, которые сидят за столами, говорят, будут.
Дальше дружка спрашивает:
-О, Господи Иисусе Христе, сын Божий, помилуй нас.
Батюшка родимый, матушка родимая, бывали у вас сватанье-братанье, вино пито, по рукам бито.
Те отвечают:
-Было, было.
Дружка продолжает:
- У вас, у вашей милости, будут ли спички, крючки-полички, повешать шапки, да рукавички?
Они отвечают:
-Будут.
Дружка снова задаёт вопрос:
- А стулья крашеные, столы дубовые, скатерти бранные, напитки пьяные, яства сахарные?
Они отвечают:
-Будут.
А дружка ходит с витешком вокруг стола. Как только услышал, что всё будет, дружка витешком стукнул по столу, и вскричал:
-Честь, да место без выкупа.
Тогда ихние гости пошли все из-за стола с ухватами, с трубами и лопатами.
Тогда дружка начинает дальше дружить:
-Батюшка, родимый, матушка родимая, не выйдут ли ваши большие княжны-свашеньки провести наших больших княжен-свашенек со своим полком, своим поездом, свашками большими боярскими, большими и маленькими проводничками-запетничками, провести их за столы
дубовые, скатерти бранные, пить пьяные, попробовать яства сахарные?
Родители невесты:
-Милости просим!
Тогда дружка подходит к той комнате, где находятся девушки с невестой.
Он говорит девушкам:
-Тонка-бела занавесь, распахнись,
красны девицы, расступитесь на все четыре стороны,
чтоб нам, дружкам, чулок не замарать,
башмаки не оттоптать,
самим себя не обеспечить.
А теперь пропустите до обручной неразлучной.
Ехали мы через горы, через долы,
через низкие места, через синие моря,
коней потопили, огниво подмочили,
пожалуйте нам света, чтоб нам дружкам обсушиться, обогреться,
красной девице обручной заявиться.
Но невеста, видимо, не готова, не снаряжена.
Тогда дружка говорит:
-А ну-ка, сватьюшки-матушки,
поворачивайте башмак о башмак поколачивайте,
что есть за лавкой, катите по лавке,
что есть в голбце, тащите молча,
что есть в печи, тащите на плече,
что есть в погребу, тащите на горбу.
Уточку за крылышка, гуська за носка.
Петух сам подлетит, в печи оставьте кирпичи,
чтоб завтра можно было хлеб испекчи,
у нас тысяцкий большебрюхий, он у нас так поедает,
как овсянные снопы в овин кидает.
Всё готово, столы накрыли, невесту вывели, пир пошёл на весь мир.
Девушки, конечно, исполняют песни сначала для жениха.
Вот на этот случай у жениха должны быть деньги, нужно наменять мелочи, ну кто сколько сможет, даже наших гостей, которые от жениха, их тоже величают, они тоже должны класть деньги (от автора: помните, мы ранее приводили в пример песню со словами «кто у нас хороший, кто у нас пригожий).
Как всё застолье кончается, на стол приносят сносное – это тарелка на тарелку, одна опрокинутая вверх дном.
Тогда дружка встает и говорит:
- Сидел наш князь молодой за столами дубовыми,
скатертями браными, напитками пьяными,
яствами сахарными, от пива был пьян, от хлеба был сыт,
на добром слове почётен, свеличайте: - хлеб, да соль на столе.
Все встают, благодарят за хлеб, за соль и выходят из-за стола.
А мать с отцом сидят плачут, тут дружка доходит до них и говорит:
-Батюшка родимый, матушка родимая, вы на лавке не сидите,
в чисто поле не глядите, как сумели своего чада милого споить- скормить, одевать и обувать, сумейте и благословить, в путь дорогу снарядить.
К Божьей церкви ехати, закон Божий с радостью, Божьей милостью, с радостью и Божьей милостью.
Тогда отец и мать встают, берут икону, и благословляют молодых, и все едут в церковь, где молодых будут венчать.
После венчания все едут к жениху, там уж конечно пир идёт горой, а на второй день невеста должна подметать пол.
Вот тут уж самое забавное: сколько невеста метёт, перед ней и за ней бросают деньги, кто мелочи наменяет, кто бумажные деньги кидает.
Если богатые гости, то накидают очень много.
Я вот был на 12 свадьбах дружкой, бывало тысяч по пять соберут, ведь в те года это были большие деньги.
Люди подзадоривали друг дружку, кто больше бросит.
Если невеста одна не в силах собрать деньги, ей ещё надо и пол подмести, да так чисто, если подметёт не чисто, ей там наговорят, что жених будет не красивый, да корявый. Тогда ей помогают девки, которые пели песни.
А в свадьбу в дом нанесут соломы, чтоб невесте было труднее мести.
После свадьбы это уже на третий день большие столы, все гости вместе гуляют, а уже к вечеру разъезжаются все по домам.
Спасибо Казакову А.Н. за столь пространное повествование о свадьбах в Заманиях и Казанке.
А сейчас послушайте наши частушки, простите за ругань, без этого нельзя.
А вот и частушки из моего репертуара о свадьбах, сватаньях, плохих девках и плохих мужчинах.
Мою милку сватали, меня под лавку спрятали.
Я под лавочкой сижу, милку за ногу держу.
Мою милочку венчали, я на паперти стоял.
Обвенчали и умчали, я головкой покачал.
Хорошо на Каме жить, пароходы ходят.
Все хотят меня женить, да годы не выходят.
Гуси по мосту бежали, как овечки топали.
Я такую бабу выбрал, все в ладоши хлопали.
У милёнки под подолом птичка гнёздышко свила,
А другая прилетела, пару яиц принесла.
Эх, конь вороной, белые копыта,
Когда вырасту большой, налюблюсь досыта.
Эх, конь, вороной, по ограде ходит.
Милка сына родила, на меня находит.
Если б я имел коня, был бы молодец,
Если б конь имел меня, мне б пришёл пипец.
Снова частушка от девчат:
Меня милый уговаривал у каменной стены,
До того доуговаривал, сама сняла штаны.
Меня милый уговаривал и плакать не велел,
До того доуговаривал, что сам он заревел.
Я любила лётчика, лётчик сделал мне полёт.
Через год и я родила трёхмоторный самолёт.
Ку-ка-реку, петушок, посередь болота,
Милочка, не задавайся, вымажу ворота.
Закончим и первую частушку, с которой мы начали:
Вы зачем меня женили, пару коней маяли,
Вы зачем такую брали, кою люди хаяли?
Девки наши, ешьте кашу, с каши брюхо не болит,
А ребята простоквашу, с простокваши он стоит.
Старичку-то сто лет, а старухе двести,
Старик лестницу несёт на старуху лезьти.
Я недавно старой стала, всё молоденькой была.
Дальше забыл.
Говорит старуха деду: - Я в Америку поеду,
Что ты, старая п...а, туда не ходят поезда.
Шорила, да ёрила, я себе проворила,
Ты себе проваривай, короток – наваривай.
По Казанке баран ходит, я баранины хочу,
Если тятенька не женит, хреном печку сворочу.
Всё, больше ругаться не будем, надоело.
Нет, по просьбе оставшихся в живых жителей д. Горская споём ещё одну, свадебную, простите, что она звучала и раньше в моих книгах.
Я женился, думал девка, Волга-матушка река,
Волга-матушка река, широка и глубока.
Ведь в неё проходит белка, не заденет берега.
Частушку эту я впервые услышал от матери участкового из с. Беляевка Александра Михайловича Косолапова, она была уроженкой д. Комары Беляевской волости ещё в прошлом веке.
Карта Оханского уезда 1913 года.
Выделены: г. Оханск, с. Острожка, д. Окулово