Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ШИРИНКИН Игорь Антонович (мой дед по маме)

Пермская губерния, Оханский уезд, д. Окуловка

← Назад    Вперед →Модератор: shumilovanata
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
Нисходящая роспись: Ширинкин Андрей Происхождение фамилии здесь
ДРЕВО ЗДЕСЬ

1. Ширинкин Андрей (род.до 1583 - ум.?)
Родился сын: Ширинкин Окулко Андреев, род.до 1603, Очерский Острожок (Перепись 1623 г). Переписи здесь
Возможное родство:
Прока Андреев сын Ширинкин, Орел-городок (Перепись 1623 г)
Ивашко Андреев сын Ширинкин, Деревня Сюзва (Перепись 1623 г)


2. Ширинкин Окулко Андреев (род.до 1603 Очерский Острожок - ум.до 1647 Очерский Острожок)
Отец: Ширинкин Андрей.
Родился сын: Ширинкин Федка Окулов, до 1623, Очерский Острожок
Родился сын: Ширинкин Степанко Окулов, до 1623, Очерский Острожок
Родился сын: Ширинкин Степанко Окулов, до 1623, Очерский Острожок
Родился сын: Ширинкин Ивашко Окулов, до 1629, Очерский Острожок
Родился сын: Ширинкин Васька Окулов, до 1629, Очерский Острожок

3. Ширинкин Степанко Окулов (род.до 1623 Очерский Острожок - ум.между 1647 и 1678 д.Окилова)
Отец: Ширинкин Окулко Андреев.
Родился сын: Ширинкин Федька Степанов, до 1640, д.Окилова
Родился сын: Ширинкин Савка Степанов, до 1647, д.Окилова
Родился сын: Ширинкин Данилко Степанов, до 1647, д.Окилова

4. Ширинкин (Киршин) Федька Степанов (род.до 1640 д.Окилова - ум.между 1710 и 1722 д.Окилова)
Вся семья по переписи: до 1647 г - Ширинкины, в 1678 г – Киршины, в 1710 г – Киршихины, с 1744 г и далее – Ширинкины .
Отец: Ширинкин Степанко Окулов.
Родился сын: Киршин (Ширинкин) Ивашко Федоров, 1673
Родился сын: Киршин (Ширинкин) Ларка Федоров, 1677
Родился сын: Ширинкин Герасим Федоров, 1686
Родилась дочь: (Киршина (Ширинкина)) Арина Федорова, 1695


5. Киршин (Ширинкин) Ларка Федоров (род.1677 д.Окилова - ум.между 1744 и 1782 д.Окилова)
Вся семья по переписи: до 1647 г - Ширинкины, в 1678 г – Киршины, в 1710 г – Киршихины, с 1744 г и далее – Ширинкины.
Отец: Ширинкин (Киршин) Федька Степанов.
Женился ок.1697 г. Жена: Киршина Татьяна Осипова (1680-? д. Окилова)
Родился сын: Ширинкин Григорей Ларионов, 1702
Родился сын: Киршин (Ширинкин) Федор Ларионов, 1709
Родился сын: Ширинкин Никита Ларионов, 1721


6. Ширинкин Никита Ларионов (род.1721 д. Окулово - ум.между 1782 и 1834 д. Окулово)
Отец: Киршин (Ширинкин) Ларка Федоров. Мать: Киршина Татьяна Осипова.
1.Женился ок.1740 1-я Жена… (ок.1721 – после 1852 д. Окулово)
Родился сын: Ширинкин Михайло Никитин, 1740
Родилась дочь: (Ширинкина) Анна Никитина, 1744
Родилась дочь: (Ширинкина) Евдокия Никитина, 1747
Родилась дочь: (Ширинкина) Марья Никитина, 1752
2.Женился до 1782 г. 2-я Жена: Ширинкина Параскева Нестерова (1732 с.Беляевское - Между 1782 и 1834 д. Окулово)

7. Ширинкин Михайло Никитин (род.1740 д. Окулово - ум.между 1782 и 1834 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Никита Ларионов.
Женился ок.1760 г. Жена: Ширинкина Параскева Федорова (1740 с.Беляевское - между 1782 и 1834 д. Окулово).
Родился сын: Ширинкин Андрей Михайлов, 1761
Родился сын: Ширинкин Трофим Михайлов, 1763
Родилась дочь: (Ширинкина) Настасья Михайлова, 1765
Родилась дочь: (Ширинкина) Параскева Михайлова, 1772
Родилась дочь: (Ширинкина) Устинья Михайлова, 1775


8. Ширинкин Андрей Михайлов (род.1761 д. Окулово - ум.до 1834 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Михайло Никитин. Мать: Ширинкина Параскева Федорова
Женился ок.1881 г. Жена: Ширинкина Катерина Иванова (ок.1760-после 1834)
Родился сын: Ширинкин Дмитрей Андреев, 19.10.1784
Родился сын: Ширинкин Прокопий Андреев, 1785
Родился сын: Ширинкин Феодор Андреев, 1788

9. Ширинкин Прокопий Андреев (род.1785 д. Окулово – ум.после 1850 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Андрей Михайлов. Мать: Ширинкина Катерина Иванова
1.Женился: ок 1804 г, 1-я Жена: Ширинкина Соломанида Григориева (1785-до 1850)
Родился сын: Ширинкин Стефан Прокопиев, 1809
Родился сын: Ширинкин Дмитрей Прокопиев, 08.05.1811
Родилась дочь: (Ширинкина) Евдокия Прокопиева, 1814
Родилась дочь: (Ширинкина) Евдокия Прокопиева, 04.08.1818
2.Женился: до 1850 г. 2-я Жена: Ширинкина Евдокия (ок.1818-?)

10. Ширинкин Стефан Прокопиев (род.1809 д. Окулово - ум.20.08.1878 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Прокопий Андреев. Мать: Ширинкина Соломанида Григориева.
1.Женился ок 1829 г. 1-я Жена: Ширинкина (Болотова) Гликерия Димитриева (06.05.1809 д.Тупики-12.06.1861 д.Окулово, от чахотки).
Родилась дочь: (Ширинкина) Мариамна Стефанова, 12.02.1830,
Родился сын: Ширинкин Павел Стефанов, 1832,
Родился сын: Ширинкин Максим Стефанов, 1833,
Родилась дочь: (Ширинкина) Пелагия Стефанова, …11.1835- 03.09.1836.
Родился сын: Ширинкин Феодор Стефанов, 08.02.1837-11.05.1837.
Родилась дочь: (Ширинкина) Парасковья Стефанова, 1840,
Родился сын: Ширинкин Андрей Стефанов, 10.08.1844,
2.Женился. 05.02.1862. 2-я Жена: Ширинкина (Соснина) Агафья Андреева (ок.1830 д.Сосновка - ? д.Окулова)
Жених: 2 брак, 57 лет. Невеста: Соснина Агафья Андреева. 1 брак, 32 года, государ. кр. девка, д.Сосновка.
Родился сын: Ширинкин Игнатий Стефанов, 20.10.1866- 29.08.1867
Родилась дочь: (Ширинкина) Евгения Стефанова, 13.12.1869

11. Ширинкин Андрей Стефанов (род.10.08.1844 д. Окулово - ум.12.07.1913 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Стефан Прокопиев. Мать: Ширинкина (Болотова) Гликерия Димтриева
1.Женился: 17.10.1866, 1-я Жена: Ширинкина (Окулова) Екатерина Сидорова (20.11.1844 д. Окулово - 31.05.1869 д. Окулово 23 г от лихорадки).
Жених 1 брак, 25 лет. Невеста. Екатерина Сидорова Окулова. 1 брак, 21 год, д.Окулова.
Родился сын: Ширинкин Антоний Андреев, 09.02.1867
Родился сын: Иосиф Андреев, 13.01.1869- 26.06.1869
2.Женился: 30.01.1870, 2-я Жена: Ширинкина (Колчанова) Мелания Семенова (ок.1850 д.Окуловой -? д.Окуловой)
Жених 2 брак, 28 лет. Невеста. Мелания Семенова Колчанова. 1 брак, 20 лет, д.Окуловой
Родился сын: Ширинкин Иоанн Андреев, 09.11.1870.


12. Ширинкин Антоний Андреев (род.09.02.1867 д. Окулово - ум.28.04.1921 д. Окулово)
Отец: Ширинкин Андрей Стефанов. Мать: Ширинкина (Окулова) Екатерина Сидорова
Женился: 15.02.1891. Жена: Ширинкина (Ширинкина) Евдокия Григориева (03.08.1869 д. Окулова - 11.10.1929 д. Окулова)
Жених 1 барк, 23 года. Невеста. Евдокия Григорьева Ширинкина. 1 брак, 22 года, д.Окулова
Родился сын: Ширинкин Петр Антонович, 10.01.1892-ок.1921
Родился сын: Ширинкин Петр (II) Антонович, 24.06.1893-10.09.1912 (от чахотки)
Родился сын: Ширинкин Николай Антонович, 03.05.1895-10.09.1935
Родилась дочь: Бразулевич (Ширинкина) Мария Антоновна, 13.06.1897–ок.1930
Родился сын: Ширинкин Иван Антонович, 31.05.1903-ок.1920
Родился сын: Ширинкин Федор Антонович, 04.02.1905-20.01.1907 (от кори).
Родилась дочь: (Ширинкина) Параскева Антоновна, 12.10.1906-25.11.1913
Родился сын: Ширинкин Игорь Антонович, 23.11.1908-25.12.1984
Родился сын: Ширинкин Александр Антонович, 29.07.1910-1992
Родилась дочь: Ширинкина Нина Антоновна, 12.01.1912-20.11.1974

МОЙ ДЕД ПО МАМЕ:
13. Ширинкин Игорь Антонович (род.23.11.1908 д. Окулово - ум.25.12.1984 г. Пермь)
Отец: Ширинкин Антоний Андреев. Мать: Ширинкина Евдокия Григориева.
Женился 1929 г. (оф.регистрация 25.12.1935 п. Закамск)
Жена: Ширинкина (Попова) Евдокия Павловна (09.03.1905 починок Копанец - 25.06.1987 г. Пермь)
Родился сын: Ширинкин Алексей Игоревич, 1930-1930
Родилась дочь: Ширинкина Лидия Игоревна, 1934
Родился сын: Ширинкин Владимир Игоревич, 1936-1938
Родился сын: Ширинкин Владимир Игоревич, 1944-1945
Родилась дочь: Ширинкина Ольга Игоревна, 1948

14. Ширинкина Ольга Игоревна, 1948
Родилась дочь: Наталия
Родился сын: Вячеслав

15. Внуки Ширинкина Игоря Антоновича
Наталия
Вячеслав

16. Правнуки Ширинкина Игоря Антоновича
Антон
Александр

Прикрепленный файл: Ширинкины прямые для ВГД (1).png
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
Цитаты из книги
«А МЫ С КАМУШКИ-РЕКИ»
Автор: Александр Викторович Ширинкин
краевед из г. Оханск
http://org.detichaik.ru/biblioteka

Откуда пошла и есть земля окуловская?
Окуловка на Каме или при Ключах?


Считалось, что Окуловка появилась на карте Урала в 1647 г., когда проводилась перепись населения воеводой Прокопием Елизаровым. Но к этому времени в деревне Окуловой на реке Каме проживало уже пять семей.
На мой взгляд, они не могли появиться все сразу в этом году. Значит, люди пришли на берег реки Камы из Очерского острожка на место слияния речек Окуловка и Осиновка между 1623 и 1647 гг., до сих пор можно гадать, где поселились первые жители деревни: на месте нынешнего острова, чуть выше - на месте слияния речушек, либо на месте нынешней деревни, возле ключей, впадающих в речку Окуловку. Я склоняюсь к последнему варианту, потому что на берегу Камы жить было небезопасно, враги могли застать окуловцев врасплох. А в 1,5-2 верстах от Камы при приближении врага можно было уйти в окрестные леса.
С другой стороны, имея такие расстояния до великой уральской реки, деревня называлась бы несколько иначе, к примеру деревня Окулова при ключах, или деревня Окулова на речке Окуловке. Ответить на эти вопросы могут археологи, они уже потрудились в 50-ые годы и провели многочисленные раскопки. Так вот, древнее поселение 17 века они обнаружили в центральной части Окуловки на площади в 1,5 гектара. Но не в каждом огороде им разрешили покопаться. А руководила раскопками наша землячка по отцу А.М. Ширинкина.


Что обнаружили археологи?


Камское городище и Камское селище железного века на Окуловском острове, там, где кончается хвойный лес в сторону Казанки, они разрушаются водохранилищем.
Окуловка IV, селище, Ананьевская культура, I тысячелетие до н.э. Расположено на острове в 1,5 км от Окуловки.
Окуловка V, селище, Гляденовская культура, тот же период, располагалось на этом же Окуловском острове.
На острове же группа археологов университета под руководством Коренюка С.Н. обнаружила еще два селища: Окуловка VI и Окуловка VII. Здесь найдены остатки печей, керамическая посуда, кости рыб и животных. Состояние их — аварийное. Все они находятся на расстоянии от 1.3 до 1.5 км от Окуловки.
Группа археологов под руководством А.М.Ширинкиной в 1953 г. в 3,5 км к северо-востоку от Окуловки обнаружила при раскопках городище железного века в междуречье Казанки и Шабаршинки. Здесь были найдены обломки печной посуды.
А возле Осиновки и Подскопино археологи обнаружили 13 селищ, стоянок первобытного человека и городище возле Осиновки площадью почти в 1 га, но о них я расскажу позднее. А далее придется обратиться к народным переписям, их еще называют ревизскими сказками (от слова ревизия).


Окулко Ширинкин – основатель Окуловки


Да, первым жителем Окуловки, её первостроителем стал Окулко (Викулка) Андреев, сын Ширинкин с сыновьями Федькой и Степанком.

По первой переписи воеводы из Соликамска они в 1623 году жили в Очёрском острожке, а к 1647 году по второй переписи уже в деревне Окуловой.

Высказывается предположение, что первые Ширинкины пришли на берега реки Очёр в конце 16 века (Очёрский острожек основан в 1597 году) из-под Соли – Камской, ныне г. Соликамск.

На реке Чусовой и под Осой (Никольская слобода, 1591г.) были деревни Ширинкины.

Старожил г. Перми, капитан 2 ранга Ширинкин М.С. 1914 г.р., наш земляк, поведал мне со слов своих дедов и прадедов, что первые Ширинкины приплыли в 80-е гг. 16 века с атаманом Ермаком Тимофеевичем и остались на берегу Камы в устье р. Окуловки, они, якобы, и основали эту деревню. И эта легенда имеет право на жизнь. Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон» рассказывал о г. Ширинкин на Дону, который в 1919 г. не раз переходил из рук в руки во время братоубийственной Гражданской войны.

А первые Ширинкины на север Западного Урала пришли, якобы, с Нижегородской земли.
Думаю, что наши последователи, начинающие краеведы, докопаются до истины.




Перепись 1647 г.
Итак, по второй (условно «второй»-мое прим.) народной переписи 1647 г. в д. Окуловой на реке Каме насчитывалось пять семей, их главами были: Федька, Ивашко и Степанко Окуловы сыны Ширинкины, Тимошка Никитин сын Ивалов. Ивашко Петров сын Овладий. Всего 15 человек.
Окулки (Викула) Андреева сына Ширинкина, отца первых, в живых уже нет. По этой же переписи в деревне Усть Речки Очера живет семья Мишки Андреева сына Плешкова. Возможно, его потомки обустроят в будущем Кривошейную и Подскопино.


Третья перепись, год 1678
По третьей (условно «третей»-мое прим.) переписи соликамского воеводы князя Федора Бельского у Строгановых в деревне Окуловой на реке Каме уже восемь семей, шесть из них - Ширинкины, по одной - Киршины и Окуловы. Число населения достигает уже 25 человек.


1711 г., неполная перепись (I ревизия-мое прим.)
Эта перепись находится в Москве, в государственном архиве древних актов (РГАДА). К сожалению, удалось найти лишь её часть. Деревни Очерского острожка и Окуловка относятся к Соликамскому уезду Строгановых. Согласно обрывочных записей, в деревне записано снова восемь дворов. Но два из них пустые. Фамилии Киршихин (по переписи 1678г. Киршины) - две, Васильев - одна, остальные - Ширинкины.


Перепись 1723, 1745 гг. (II ревизия-мое прим.)
Деревня Окуловка исчезает из владений баронов Строгановых, нужно искать ее в московских архивах. Три года назад я рылся в них целую неделю. Но не нашел. Зато совершенно случайно наткнулся на перепись 1763 г. по таборским деревням и переписал ее.


Перепись 1782г. (IV ревизия-мое прим.)
По этой переписи в д.Окуловой уже 37 семей, большинство из них- Ширинкины (30 семей), есть Поповы, Плотниковы, одиночные Окуловы (они прибыли из-за р.Очер за Острожкой) и Колчановы. Последние переселились в Окуловку из починка Верх Речки Горюхалихи за нынешней д.Казымово. Колчановы вместе с Ширинкиными вскоре построят деревню Горская (Гора) между Окуловкой и Казанкой.


Окуловка к 1816 году (VII ревизия-мое прим.)
За переписью 1816г. в 2012г. мне пришлось съездить в столицу Урала - г.Екатеринбург и покорпеть недельку в архиве Свердловской области. Зато здесь меня ждала удача: я нашел переписи по всем деревням вокруг сёл Дальне-Дубровское (ныне с.Дуброво) и Очерского острожка (ныне и с.Острожка). Строгановы оставили нам и список рекрутов, призванных в российскую армию в 1812-14 гг.

А в поезде ждала еще одна удача: я познакомился с учеными из Болгарии, которые поведали мне о боевом пути 101 Пермского пехотного полка, что мужественно защищали болгар от турок в войне 1877-78 гг.

Так вот, по переписи 1816г. в Окуловке проживало 34 семьи, в них насчитывалось 104 мужчин и 113 женщин. Всего 217 человек. Большинство из них - Ширинкины (28 семей), встречаются и одиночки: Плешков, Попов, Окулов, Бояршинов, Вотинцов. Последнего, очевидно, занесло из-за Острожки, а первый- Бояршинов объявился в Окуловке из Верх-Ошапских деревень, так именовались деревни на р.Ошап, ныне –Андреевское поселение. Церковь в Андреевке появилась в 1866г., ранее все деревни именовались Верх-Ошапские.
Правда, по переписи 1816г. Колчановы уже перебрались в д.Горскую. Все Ширинкины записаны как Шеринкины. Они, очевидно, не хотели признавать, что их фамилия произощла от слова ширинка. Прочитайте в Интернете стихи А.С. Пушкина об этом слове.


Год 1834, Окуловщина стала Большой (VIII ревизия-мое прим.)
Да, по ревизской сказке от 03.03.1834 г. (это уже восьмая народная перепись) Большая Окуловщина входит в число владений помещицы графини Софии Владимировны Строгановой, урожденной княжны Голицыной.
Сказку составлял крепостной крестьянин Семён Иванов Ширинкин, старостой графини в Очерском острожке был Тимофей Егоров Пискунов.
По этой переписи в Большой Окуловщине 36 семей: Ширинкиных - 31 семья, есть Бояршиновы, Плешковы, Плотниковы и Окуловы, в них насчитывается 130 мужчин и 127 женщин.
Отдельные Ширинкины основали Малую Окуловку (Камский починок) здесь 4 семьи родственников Лариона Федоровича, а 7 семей Ширинкиных обосновались в соседней Осиновке, к ним примкнули две семьи Кожевниковых.


Год 1858, девятая перепись (X ревизия-мое прим.)
По этой переписи от 01.02.1858 г. Большая Окуловщина принадлежит помещице, ея сиятельству графине Наталье Павловне Строгановой. В деревне насчитывается 37 семей, в них 164 мужчины и 176 женщин, всего 340 человек.
Ширинкины опять держат первенство, их 30. Окуловых и Чебашевых – по две семьи. Единственными являются Бояршиновы, Вотинцовы и Поповы. Потомки последних и станут самыми богатыми в Окуловке, их и выселят из двухэтажных домов в центре села, об их судьбе расскажу дальше.



Церковь в Окуловке


…За домом священника на самом высоком месте Окуловки стоял деревянная церковь в честь Введения Богородицы в храм.
Старожилы рассказывают, что храм это был очень красивым, купол колокольни было видно с Камы и даже из г.Оханска. И колокольный малиновый звон Окуловского храма слышали жители всех окрестных деревень, с. Казанки и г. Оханска. По над Камой звук колоколов разносился на 10-12 верст, и до райцентра и соседнего села было всего по 7-8 верст.

В конце двадцатых годов церковь сгорела, об этом пожаре рассказывали мне еще в 50-60-е гг прошлого века мои дед и бабушка Ширинкины: Иван Федорович, 1910 г.р. и Анна Егоровна, 1907 г.р.

Пожар случился летом, когда все работали в поле. В этот день, якобы, хоронили кого-то из д. Баранушки (Малая Подскопина). Священник очень сильно размахивал кадилом, и искра упала в уголок, где было много пыли и мусор. После отпевания люди уехали на кладбище, сейчас оно располагалось бы на южной оконечности Окуловского острова, там, где кончается лес, в стороне Казанки.

Церковь загорелась, как свеча, подул сильный ветер, расшвыривая головешки на сотни метров в округе. Пожарная в селе находилась рядом, но бочка воды не спасла положение, хотя помпа ручная, будь рядом водоем, могла бы затушить очаг загорания. Прибежавшие с полей крестьяне спасали свои дома: они забирались на крыши с ведрами воды, заливая искры и горящие головешки.

Так село Окуловка лишилось своего красивого храма. А на месте сгоревшей церкви колхоз построил амбары, в которых хранилось зерно. Когда развалилось хозяйство, амбары в Окуловке, Осиновке и Подскопино растащили на дрова, бани и конюшни.

В начале 30-х гг страну захлестнула волна борьбы с религией. Запрещался колокольный звон, закрывались тысячи храмов, часовен, сотни монастырей, священников отправляли в лагеря и тюрьмы. Был создан «Союз воинствующих безбожников», ставились спектакли, читались лекции на антирелигиозную тему.

Русский же народ продолжал верить в Бога, жители Окуловки на сельском сходе решили строить православную часовню, место для нее отвели в верхней части села, чуть ниже пожарной. Сейчас на этом месте живет семья Дворниковых.

Часовня получилась красивой, у нее был купол-маковка, небольшая колокольня, где висели колокола. В Пасху в них звонили целую неделю, причем звонарь Андрей Жаков разрешал многим ребятишкам делать это.

К середине 30-х гг, когда закрыли Успенский собор в Оханске, церкви в пос. Юго-Камский, некоторых селах района, пришел черед и часовни в с. Окуловка.

В те времена была в моде песня, в которой звучали слова:
Мы раздуваем пожар мировой,
Церкви и тюрьмы сравняем с землей.

Верующие были против этого, но их уже никто не слушал. Процессом разрушения православной часовни командовал не местный парторг Не смотря на то, что на его голову сыпались проклятия, он в действительности сравнял это место с землей.

Колокола скинули на землю, затем увезли в переплавку. Иконы верующим разрешили взять по домам, многие из них спас церковный староста из д. Подскопино Казымов Григорий Павлович. Который был народным лекарем, лечил людей с помощью трав. Впоследствии его посадили в лагерь. Бандюганы из Перми, избив его жену Таисью Павловну, украли лучшие иконы. Об этом мы подробно расскажем в повествовании о д. Подскопино.

Часовню разобрали, бревна использовали для строительства гаража на территории мастерских, затем на месте гаража построили огромный склад.
Потом пришел конец и этому строению. А мастерские бывшие колхозники разобрали, растащив кирпичи по своим оградам.

Верующие люди продолжали верить в Бога, молиться, собирались тайно в некоторых домах, по великим церковным праздникам ходили в церкви Беляевки и Табор.

Вот что вспоминает о тех временах Шилов Юрий Павлович, житель г.Оханска:
«Детство я проводил в Окуловке, т.к. моя мама, Екатерина Федоровна, работала на сырзаводе. Моя бабушка Пелагия была очень верующей женщиной, читала молитвы,
церковные книги, верующие Окуловки собирались ночами в ее доме.

Помню, как в конце 40-х гг в Окуловку в темное время суток тайно привозили священников, они всегда останавливались в нашем доме. Окна дома тщательно завешивались одеялами, верующие не хуже, чем в войну, соблюдали светомаскировку, чтобы их голоса не были слышны на улице.

Ребятишки забирались на печь или на полати и наблюдали сверху за обрядами. Верующие во главе со священником проводили молебны, читали молитвы, тихонько пели церковные песнопения. В доме проводилась исповедь, причащение, прямо здесь и крестили детей.
На следующий день вечером попа тайно перевозили в следующую деревню.

Однажды ночью какой-то священник привез к нам целый сундук больших церковных книг. Бабушка спрятала их на сеновал, прикрыв сеном. Когда она умерла, мы вытащили этот сундук на свет Божий. По своему недомыслию часть огромных и тяжелых книг мы сдали в макулатуру, набрав пряников и конфет. А часть религиозных книг использовали на растопку костров, вырывая десятки страниц. Крепкие обложки книг просто выкидывали.

Сейчас я понимаю, что мы совершили большой грех».

А организатора разрушения часовни настигла Божья кара: он вскоре умер на пароме в Оханске от сердечного приступа.
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
ОКУЛОВКА

Деревня в Оханском р-не на реке Кама.
Возникла между 1623-1624 и 1647 гг., как деревня Окулова.
Основана Окулком Андреевым сыном Ширинкиным, выходцем из Очерского острожка (ныне село Острожка), и названа его именем (см.: раздел III Окулов).
Сейчас деревня находится в трех с половиной километрах от прежнего поселения.


раздел III: ОКУЛОВ

Фамилия встречается в ряде районов, в том числе в Оханском.
Родоначальник оханских Окуловых – Федка Степанов сын Окулов, живший в 1678 г. в деревне Кропачиха.
Еще раньше, в 1647 г., он жил с отцом своим Степанком Окуловым сыном Ширинкиным в деревне Окулова.
Дед его Окулко Андреев сын Ширинкин проживал в 1623-1624 гг. в Очерском острожке.
Окул(ко) – скорее всего, разговорная форма имени Викул.
Это подтверждает то обстоятельство, что в 1678 г. один из сыновей Окулка Ширинкина был назван Викуловым сыном.


__________________________________________________________________________________________________________________________


ОСТРОЖКА

Село в Оханском р-не на реке Очер, приток Камы.
Основано в 1597 г., как Очерский острожек.
Острожек – небольшое укрепленное поселение.
До недавнего времени еще одна деревня Острожка (ранее, в XVII в., Ильинский острожек) была в Ординском р-не.

_____________________________________________

«Тимошка Пермитин из деревни Пермяки»
Географические названия и фамилии Пермского края.
Е. Шумилов 1991 г.
https://ru.calameo.com/read/00485922507644519efd2


Комментарий модератора:
Карта Оханского уезда 1913 года.
Выделены: г. Оханск, с. Острожка, д. Окулово


Прикрепленный файл: 1913 Оханский уезд.jpg
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
1745 г. Карта Часть Сибири от Соликамска до Тобольска
Отмечен: Очерский острожек (по левому краю карты)

Прикрепленный файл: 1745 от Соликамска до Тобольска.jpg
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
Ревизские сказки


Окуловское (Окулово) с./ Окулова Большая (Окуловщина Большая, Окулова) д.

Возникла между 1623-1624 и 1647 гг. как деревня Окулова.
Сейчас деревня находится в трех с половиной километрах от прежнего поселения.

АТД 1904: Пермская губерния - Оханский уезд - Острожская волость - Окуловское общество
АТД 1858: Пермская губерния - Оханский уезд - Имение графини Строгановой Натальи Павловны - Ведомство села Очёрского Острожка
АТД 1850: Пермская губерния - Оханский уезд - Имение графини Строгановой Натальи Павловны - Ведомство села Очёрского Острожка
АТД 1834: Пермская губерния - Оханский уезд - Имение графини Строгановой Софьи Владимировны - Ведомство села Очёрского Острожка
АТД 1782: Пермское наместничество - Оханская округа - Вотчина графа Строганова Александра Сергеевича - Ведомство села Очёрского Острожка

Разряд: Бывшие помещичьи крестьяне
Народность: Русские

1782 г. - РС: Ф. 111. Оп. 3. Д. 375. Л. 75-85 об. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/81927 ЕСТЬ СКАН

1790 г. - ОК: Ф. 543. Оп. 1. Д. 129. Л. 190-192 об. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/151340 НЕТ СКАНА

1792 г. - ОК: Ф. 177. Оп. 3. Д. 130. Л. 31 об. Крестьяне.

1792 г. - ОК: Ф. 177. Оп. 3. Д. 136. Л. 23 об.-25 об. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/98610 НЕТ СКАНА

1792 г. - ОК: Ф. 543. Оп. 1. Д. 129. Л. 564-566. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/151340 НЕТ СКАНА

1834 г. - РС: Ф. 111. Оп. 1. Д. 2093. Л. 68 об.-77. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/75797 ЕСТЬ СКАН

1850 г. - РС: Ф. 111. Оп. 1. Д. 2114. Л. 78 об.-88. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/75818 НЕТ СКАНА

1858 г. - РС: Ф. 111. Оп. 1. Д. 2175. Л. 95 об.-109. Крестьяне.
https://archives.permkrai.ru/archive1/unit/75880 НЕТ СКАНА


Источник информации
Автор сайта: В. Г. Бояршинов
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
vova1b
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 1
Ширинкин Андрей Яковлевич (мой прадед по маме), жил в деревне Полуденная (рядом с поселком Юго-Камский) Пермской губернии. Дата рождения неизвестна, умер примерно в 2020 году. Его жена Павла Агаповна Ширинкина, потом Ощепкова от второго брака.
Их дети:
Ширинкина Клавдия Андреевна,
Ширинкин Пётр Андреевич (мой дед). Дата рождения - 19.08.2018, дата смерти- 27.04.1994
kvetek

Екатеринбург
Сообщений: 3023
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1615
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/22715#119

vova1b написал:
[q]
Ширинкин Пётр Андреевич (мой дед).
[/q]

Запись о рождении вашего деда, август 1918 года
В записи о рождении указано, что его отец умер 5 января 1918 года

Метрические книги по Юго-Камскому заводу тут https://pokolenia.permkrai.ru/geography/view/105

Прикрепленный файл: Screenshot 2022-10-30 at 22-52-41 Свято-Троицкая церковь Юго-Камский завод метрическая книга за 1918 год.png
---
Ищу сведения об Анисимовых(Киров), Донсковых(Пензенская область), Спиридоновых(д.Трифоново, Пышминский ГО, Свердловская область)
kvetek

Екатеринбург
Сообщений: 3023
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1615

vova1b написал:
[q]
Ширинкин Андрей Яковлевич (мой прадед по маме), жил в деревне Полуденная
[/q]

М.б. он?
https://gwar.mil.ru/heroes/che...26page%3D2
---
Ищу сведения об Анисимовых(Киров), Донсковых(Пензенская область), Спиридоновых(д.Трифоново, Пышминский ГО, Свердловская область)
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 276
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 148
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД в д. Горская, д. Замании и д. Казанка.

Описание взято из книги


«ГОРА ОКУЛОВСКАЯ»
Автор Александр Ширинкин
http://org.detichaik.ru/biblioteka


Да, сейчас мы расскажем вам о соседке Окуловки – красавице Горе, её ещё называли Горская. Располагалась она на холме между Окуловкой и Казанкой, примерно в версте от первой.
До 1906 г. она входила в состав Острожской волости.

Из деревни открывался красивый вид на окрестности: реку Каму, г. Оханск, соседние населённые пункты – Окуловку, Осиновку и Подскопино.
Сейчас с места исчезнувшей деревни вы можете полюбоваться ещё и Окуловским островом.

В апреле 2002 г. в д. Окуловка судьба свела меня со старейшей жительницей Горы Ширинкиной Марией Кирилловной, 1914 г.р., она жила на угоре за речкой, сейчас в её доме живёт Полыгалова (Ширинкина) Людмила Николаевна, дочь, с мужем Анатолием Александровичем, уроженцем д. Малая Гремяча Беляевского с/совета. 2-3 раза в год я заглядываю и к ним, Людмила так же записала рассказы матери о жизни в старину, передав их мне.


Годы летят, как птицы. Мы должны сохранить память о каждой из 450 деревень Оханского района, их осталось чуть более 60.

Не будем же Иванами, не помнящими родства.

На этом наше повествование о д. Горская не заканчивается, мы должны ещё многое рассказать вам о жизни этой славной деревни.

И начнем со свадеб.


«Вы зачем меня женили, пару коней маяли»

Да, настала пора рассказать вам о свадебных обрядах, свадьбах в д. Горская и д. Замании, последняя располагалась на берегу р. Ошапа, вниз по течению Камы, в 7 верстах от с. Казанка.

О свадьбах в деревнях Болгары и Першино мы рассказывали вам в других книгах, в них нашим экскурсоводом была Силина (Россомагина) Александра Григорьевна, 1924 г.р.

А вот что о свадебном обряде в д. Горская рассказала своей дочери Людмиле Николаевне Полыгаловой её мать Ширинкина Мария Кирилловна, 1914 г.р.

Свадьбы в Горской и соседнем с. Окуловка проводились осенью, а зимой, в феврале и весной в мае их праздновать было нельзя. Понятно, что от майского праздника можно было маяться всю жизнь.

Сначала к будущей невесте приезжали родственники жениха, без него свататься.

Через неделю они появлялись с женихом на просватанье, привозили вино и угощение, это была встреча жениха и невесты.

Вместе с хозяевами гости садились за стол, невеста угощала всех чаем.

После угощения мать давала руку, невеста ложила свою сверху, это означало – свадьбе быть.

Назначался день свадьбы.

В книге «Русская культура с древнейших времён до наших дней» Владимира Соловьёва (Москва, «Белый город», 2004 г.) говорилось следующее.
Свадьбе предшествовало сватовство. В дом приглянувшейся добру молодцу девушки являлись сваты. Это были либо родственники жениха, или кто-нибудь из уважаемых в деревне людей. Им предстояло важное дело – склонить отца и мать девушки к тому, чтобы выдать дочь замуж.

Не последнюю роль здесь играло красноречие.
Отправляя сватов, для успеха дела их стегали по спине кнутом или поясом, бросали у порога им под ноги вывернутую мехом наружу шубу.
Выехав из деревни, они проводили позади себя черту – чтобы вернуться с доброй вестью.

Придя в дом к родителям девушки, сваты начинали разговор издалека, изъяснялись обиняком:
-Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица.
-У вас товар – у нас купец.

Приглашение сватов к самовару означало, что жених пришёлся по душе. Тут уж, за чаем, можно было приступить и к разговору о свадьбе.
Молодица не сразу, но тоже выходила к сватам.

Ну а если жениха ждал отказ, сватом говорили: невеста мол, ещё молода, замуж ей рано; к столу гостей не приглашали, а в сани при прощании клали тыкву, веник или другие предметы, означавшие отказ.

Если сваты и родители девушки приходили к согласию, то после просватанья со своими родственниками невеста осматривала хозяйство жениха.
Хозяева иной раз, создавая видимость изобилия, брали у соседей взаймы хорошую утварь, зерно, приводили скот. Смотрите, дескать: дом у нас – полная чаша.

Окончательно о свадьбе и о приданом договаривались в доме невесты.

Ширинкина Мария Кирилловна продолжала.
В первый день свадьбы раскрывались ворота усадьбы невесты.
Девки поют песни, встречают гостей.
Всем руководит дружка жениха – тамада.

Жених даёт выкуп.

Все садятся за стол, чтобы отведать с дороги.

Затем все едут в церковь, где молодых венчают. Причём жениха и невесту ведут порознь.

После обряда венчания все на лошадях едут к жениху, там молодых встречают его родители с караваем хлеба.

Начинаются большие столы, певчие поют величанье:
-Друженька хороший, друженька пригожий.
Дружка пьян, предайся нам.
Ну-ка, дружка, докажи, на скамейке попляши!

А вот ещё один текст песни:

Во горенке, во горенке, во новой
Стоял столик, стоял столик дубовой.
Под салфеткой, под салфеткой шёлковой!
На столичке стоял чайник золотой,
Стоял чайник, полон чаю налитой.
Тут ходил, гулял удалый молодец,
Удалой, удалый добрый молодец.
(Певчие называли молодцев по имени и отчеству, а добрые молодцы вставали на скамейку и плясали).
Выпей, душа, за себя и за меня,
Ради сына во себя и во меня.

Свадьба в старину продолжалась три дня, после чего невеста оставалась жить
в новой семье.

А вот что о свадьбе говорится в книге «Русская культура» Владимира Соловьёва, о которой мы сообщили ранее.
Наступал день свадьбы «Свадебный поезд», который порой насчитывал более 30 подвод или саней с гостями, отправлялся от дома жениха.
Встреча молодых обставлялась весьма затейливо. Невесту и подружек покрывали платками, а жених должен был узнать среди спрятавших лицо девушек свою суженую. Если жених ошибался, его осыпали насмешками.

К венцу будущие супруги ехали в разных санях, причём свадебный поезд по пути в церковь не раз останавливался: нельзя было проехать из-за сделанных на дороге завалов. Пока свахи и дружки жениха не откупались угощением проехать не давали.

После венчания, когда молодые ехали уже вместе, с них тоже требовали «выкуп».
Встречая молодых из-под венца, их и всех присутствующих осыпали хмелем и зерном, что должно было принести молодой семье достаток и благополучие.
Благословляя молодожёнов, их поили молоком, кормили мёдом, клюквой, требовали отложить и съесть кусочек от испечённого по этому случаю каравая хлеба.

Свадебное застолье недаром называли «княжьим столом»: хмельное не переводились, а частая перемена блюд походила на волшебство из сказки о скатерти-самобранке.

На утро пиршество возобновлялось.
Оно чередовалось с катанием на разукрашенных санях по окрестным деревням, играми, пением.
С окончанием свадьбы молодожёны отправлялись в гости к родственникам.

Вот что о свадьбе рассказал нам великий знаток русского языка В.И. Даль в своём «Толковом словаре».
Свадьба женск. р. – обручение, совершение брака, женитьба и замужество, повенчание, со всеми брачными обрядами и пирушками.
Свадьба уходом, краденая – без согласия родителей невесты.
Свадебное стар. – пошлина, подать с каждой свадьбы: обычай этот держался до ужесточения крепостного быта; брали по нескольку рублей, по два полотенца, холст с новоженов.
Сватать девку, невесту – улаживать свадьбу, предлагать жениха, просить кому-либо в жёны; или просить себе в жёны, предлагать самого себя.
Самому себя сватать стыдно, а это дело свахи.
Холостого сватать (сватом) не посылают.
Свашить – быть сватом или свахой; маклачить, сводить на сделку.
Свататься за кого, на ком – сватать за себя, лично или через других, засылая сватов; предлагать руку свою, звать за себя замуж.
Сватовство – сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то. Свойство, родство по жене, по мужу, через брак.
Сват – кто идёт сватать невесту, по порученью жениха или родителей его. У нас это делает сваха, свашенька.
Родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сват, сватья; сватушка, сватьюшка, свахонька.

Повенчать, обвенчать, свенчать – совершить над кем таинство брака. Так венчали, что и дома не знали – о краденой свадьбе. Вспомните как проходили свадьбы в фильмах «Тихий Дон», «Угрюм река», «Даурия».
-У них своя свадьба, у нас – своя.

Вы всё сейчас знаете о свадьбе.

После армии я с гармошкой и баяном провёл свадеб 20, вот наиболее интересные.

В Осиновке и Окуловке:
Кожевниковы: Владимир и Августа, Ширинкины: Сергей, мой брат и Людмила; Анашкины: Сергей и Любовь; Кустовы: Анатолий и Галина, моя сестра; Никифоровы: Леонид и Антонида.

А вот и оханские свадьбы:
Хлебниковы: Анатолий и Александра; Винокуровы, Шиловы, Долгих: Андрей и Ирина; Соснины: Константин и Лариса; Винокуровы: Сергей и Любовь, в Острожке это были Пономарёвы, в Андреевке – Болотовы: Павел и Нина.

Участвовал я в свадьбах в Беляевке, Очёре, пос. Уральском и т.д. Остальные просто забыл, извините.

Вспоминаю, как из Осиновки и Окуловки шли свадебные поезда в Казанку из 12-15 лошадок с разукрашенными лентами, бубенцами, колокольцами, сверкающими под золото бляхами.

Всё это ушло в небытие, сейчас свадебный поезд можно нанять из 2-3 лошадок в Половинке или Берёзовке, больше коней нигде нет.

А вот что о свадебном обряде рассказал нам Казаков Анатолий Николаевич, бывший бригадир и зав. МТФ колхоза им. Чапаева из д. Замании Казанского с/совета, он проживал в доме No71 по ул. Ленина в г. Оханске. После ухода из жизни жены дочь увезла его в Куеду. Зато на века остались его воспоминания.

Когда жених едет свататься, едет с матерью и отцом, когда высватают, у невесты происходит девичник, собираются девки и даже женщины, которые хорошо поют. Они делают спевку, чтоб в обручение хорошо спеть.

А жених каждый вечер, конечно, не один, с дружкой, или с товарищем ездят с пряниками, с конфетами, угощают всех, кто поёт песни, так длится целая неделя.

А после всего этого начинается обручение, в это время идёт дружка с бантом на левом плече и ещё двое парней, тоже с ленточками.

Когда гости готовы, а мать и отец пока ещё сидят на лавке.

Дружка ходит как барин, подходит к отцу, к матери с такими словами:
-Батюшка, родимый, матушка родимая, как сумели своего чада милого споить, скормить, сумейте и благословить, в путь дорогу снарядить, по невесту ехати с радостью, с Божией милостью.

Затем дружка громким голосом спрашивает:
Все ли гости готовы, все ли на местах, как ясные сокола на гнёздах.

Гости отвечают: -Да.

Дружка продолжает:
-А теперь витешками помахивайте, да дорогу показывайте, а от меня, от дружки, не отставайте.

Подъезжают к дому невесты, там двери закрывают на залом, если дружка не сможет выдружить, тогда на запас берут вина и подают, чтоб открыли двери.

Когда всё таки пустят гостей, дружка, конечно, старается выдружить.

Дружка произносит такие слова:
Дорогие сватовья, двери сами отворите, или нам прикажите, а не сделаете, то я ведь дружка-вертушка, приехал на одном полозу, невесту вашу не повезу.
Запрягайте сани, да везите сами.

Тогда двери отворяются, тут, конечно, свахи встречаются.

А дружка со своими подручными идёт, да приговаривает:
-Что вы, половички скрипите, аль меня храброго дружки бойтесь, не бойтесь, дружка человек добрый.

Когда заходят все трое дружок народу полна изба гости, снаряжение, у кого в руках лопата, у кого ухват, у кого самоварная труба.

Дружка идёт впереди и здоровается:
-Здравствуйте, гости званые и даже не званые,
и вы, старые старики, пожилые мужики,
и вы, бабы, не пряхи, старухи – не ткахи,
и вы, маленькие ребятки – косые заплатки,
с печи глядите, да сопли не уроните,
дружке голову не проломите.
А теперь слушайте меня, да на мои вопросы отвечайте.
К нашему барскому уму будут ли отец да мать в дому,
они, которые сидят за столами, говорят, будут.

Дальше дружка спрашивает:
-О, Господи Иисусе Христе, сын Божий, помилуй нас.
Батюшка родимый, матушка родимая, бывали у вас сватанье-братанье, вино пито, по рукам бито.

Те отвечают:
-Было, было.

Дружка продолжает:
- У вас, у вашей милости, будут ли спички, крючки-полички, повешать шапки, да рукавички?

Они отвечают:
-Будут.

Дружка снова задаёт вопрос:
- А стулья крашеные, столы дубовые, скатерти бранные, напитки пьяные, яства сахарные?

Они отвечают:
-Будут.

А дружка ходит с витешком вокруг стола. Как только услышал, что всё будет, дружка витешком стукнул по столу, и вскричал:
-Честь, да место без выкупа.

Тогда ихние гости пошли все из-за стола с ухватами, с трубами и лопатами.

Тогда дружка начинает дальше дружить:
-Батюшка, родимый, матушка родимая, не выйдут ли ваши большие княжны-свашеньки провести наших больших княжен-свашенек со своим полком, своим поездом, свашками большими боярскими, большими и маленькими проводничками-запетничками, провести их за столы
дубовые, скатерти бранные, пить пьяные, попробовать яства сахарные?

Родители невесты:
-Милости просим!

Тогда дружка подходит к той комнате, где находятся девушки с невестой.
Он говорит девушкам:
-Тонка-бела занавесь, распахнись,
красны девицы, расступитесь на все четыре стороны,
чтоб нам, дружкам, чулок не замарать,
башмаки не оттоптать,
самим себя не обеспечить.
А теперь пропустите до обручной неразлучной.
Ехали мы через горы, через долы,
через низкие места, через синие моря,
коней потопили, огниво подмочили,
пожалуйте нам света, чтоб нам дружкам обсушиться, обогреться,
красной девице обручной заявиться.
Но невеста, видимо, не готова, не снаряжена.

Тогда дружка говорит:
-А ну-ка, сватьюшки-матушки,
поворачивайте башмак о башмак поколачивайте,
что есть за лавкой, катите по лавке,
что есть в голбце, тащите молча,
что есть в печи, тащите на плече,
что есть в погребу, тащите на горбу.
Уточку за крылышка, гуська за носка.
Петух сам подлетит, в печи оставьте кирпичи,
чтоб завтра можно было хлеб испекчи,
у нас тысяцкий большебрюхий, он у нас так поедает,
как овсянные снопы в овин кидает.

Всё готово, столы накрыли, невесту вывели, пир пошёл на весь мир.

Девушки, конечно, исполняют песни сначала для жениха.
Вот на этот случай у жениха должны быть деньги, нужно наменять мелочи, ну кто сколько сможет, даже наших гостей, которые от жениха, их тоже величают, они тоже должны класть деньги (от автора: помните, мы ранее приводили в пример песню со словами «кто у нас хороший, кто у нас пригожий).

Как всё застолье кончается, на стол приносят сносное – это тарелка на тарелку, одна опрокинутая вверх дном.

Тогда дружка встает и говорит:
- Сидел наш князь молодой за столами дубовыми,
скатертями браными, напитками пьяными,
яствами сахарными, от пива был пьян, от хлеба был сыт,
на добром слове почётен, свеличайте: - хлеб, да соль на столе.

Все встают, благодарят за хлеб, за соль и выходят из-за стола.

А мать с отцом сидят плачут, тут дружка доходит до них и говорит:
-Батюшка родимый, матушка родимая, вы на лавке не сидите,
в чисто поле не глядите, как сумели своего чада милого споить- скормить, одевать и обувать, сумейте и благословить, в путь дорогу снарядить.
К Божьей церкви ехати, закон Божий с радостью, Божьей милостью, с радостью и Божьей милостью.

Тогда отец и мать встают, берут икону, и благословляют молодых, и все едут в церковь, где молодых будут венчать.

После венчания все едут к жениху, там уж конечно пир идёт горой, а на второй день невеста должна подметать пол.

Вот тут уж самое забавное: сколько невеста метёт, перед ней и за ней бросают деньги, кто мелочи наменяет, кто бумажные деньги кидает.
Если богатые гости, то накидают очень много.

Я вот был на 12 свадьбах дружкой, бывало тысяч по пять соберут, ведь в те года это были большие деньги.
Люди подзадоривали друг дружку, кто больше бросит.
Если невеста одна не в силах собрать деньги, ей ещё надо и пол подмести, да так чисто, если подметёт не чисто, ей там наговорят, что жених будет не красивый, да корявый. Тогда ей помогают девки, которые пели песни.
А в свадьбу в дом нанесут соломы, чтоб невесте было труднее мести.

После свадьбы это уже на третий день большие столы, все гости вместе гуляют, а уже к вечеру разъезжаются все по домам.

Спасибо Казакову А.Н. за столь пространное повествование о свадьбах в Заманиях и Казанке.

А сейчас послушайте наши частушки, простите за ругань, без этого нельзя.
А вот и частушки из моего репертуара о свадьбах, сватаньях, плохих девках и плохих мужчинах.

Мою милку сватали, меня под лавку спрятали.
Я под лавочкой сижу, милку за ногу держу.

Мою милочку венчали, я на паперти стоял.
Обвенчали и умчали, я головкой покачал.

Хорошо на Каме жить, пароходы ходят.
Все хотят меня женить, да годы не выходят.

Гуси по мосту бежали, как овечки топали.
Я такую бабу выбрал, все в ладоши хлопали.

У милёнки под подолом птичка гнёздышко свила,
А другая прилетела, пару яиц принесла.

Эх, конь вороной, белые копыта,
Когда вырасту большой, налюблюсь досыта.

Эх, конь, вороной, по ограде ходит.
Милка сына родила, на меня находит.

Если б я имел коня, был бы молодец,
Если б конь имел меня, мне б пришёл пипец.


Снова частушка от девчат:

Меня милый уговаривал у каменной стены,
До того доуговаривал, сама сняла штаны.

Меня милый уговаривал и плакать не велел,
До того доуговаривал, что сам он заревел.

Я любила лётчика, лётчик сделал мне полёт.
Через год и я родила трёхмоторный самолёт.

Ку-ка-реку, петушок, посередь болота,
Милочка, не задавайся, вымажу ворота.

Закончим и первую частушку, с которой мы начали:

Вы зачем меня женили, пару коней маяли,
Вы зачем такую брали, кою люди хаяли?

Девки наши, ешьте кашу, с каши брюхо не болит,
А ребята простоквашу, с простокваши он стоит.

Старичку-то сто лет, а старухе двести,
Старик лестницу несёт на старуху лезьти.

Я недавно старой стала, всё молоденькой была.
Дальше забыл.

Говорит старуха деду: - Я в Америку поеду,
Что ты, старая п...а, туда не ходят поезда.

Шорила, да ёрила, я себе проворила,
Ты себе проваривай, короток – наваривай.

По Казанке баран ходит, я баранины хочу,
Если тятенька не женит, хреном печку сворочу.

Всё, больше ругаться не будем, надоело.

Нет, по просьбе оставшихся в живых жителей д. Горская споём ещё одну, свадебную, простите, что она звучала и раньше в моих книгах.

Я женился, думал девка, Волга-матушка река,
Волга-матушка река, широка и глубока.
Ведь в неё проходит белка, не заденет берега.

Частушку эту я впервые услышал от матери участкового из с. Беляевка Александра Михайловича Косолапова, она была уроженкой д. Комары Беляевской волости ещё в прошлом веке.

---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
← Назад    Вперед →Модератор: shumilovanata
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник shumilovanata » Ширинкины » ШИРИНКИН Игорь Антонович (мой дед по маме) [тема №122927]
Вверх ⇈