Лайский завод Верхотурского уезда.
Современное село Большая Лая Свердловской области. Общая информация, фамилии.
reduxНовичок  Сообщений: 5 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
18 марта 2023 20:54 24 марта 2023 8:16 Лайский завод Верхотурского уезда. (Современное село Большая Лая Свердловской области.) Также может упоминаться в источниках как Демидова Лая (в отличие от д. Лайской, которая находилась недалеко и была “казенной” - современная Малая Лая.) Завод построен Никитой Демидовичем Демидовым в Верхотурском уезде в 20 верстах от Нижнетагильского завода. Запущен 23 ноября 1723. В 1742 году в полутора верстах выше по течению р. Лаи запущен Верхнелайский железоделательный завод, а открытый ранее завод фигурирует как Нижнелайский. В дальнейшем оба завода работают как единый комплекс по переработке в железо нижнетагильского чугуна, хотя в ревизиях население по двум заводам расписывалось раздельно. Чугун для переработки привозился гужем, а готовые кричные бруски возвращались в Нижний Тагил¹. Важный факт, который надо учитывать в поисках: связи с Нижнетагильским заводом были стабильные и регулярные, они выражались не только в движении продукции, но и в перемещениях населения. Во-первых, значительная часть зарегистрированных событий для жителей Лайского завода вроде, свадеб, крещений и отпеваний, можно найти в записях относящихся к Нижнему Тагилу. Во-вторых, происходил регулярный обмен населением (женихами и невестами), о чем много упоминаний в ревизиях. Население.Население Лайского завода формировалось из нескольких волн. Есть многочисленные упоминания о том, что первыми поселенцами были кержаки-старообрядцы (выходцы с р. Керженец Нижегородской губернии). Они безусловно были, но в целом состав населения в 18 веке был достаточно сложным, интересным и разнообразным. Этой темы касаются в своей работе С. А. Белобородов и Ю. В. Боровик.² Огромная наша удача в том, что сохранились источники согласно которым, мы можем как в целом составить представление о том, кто переселялся, так и отследить множество отдельных фамилий. Речь о т.н. “допросах”, которые содержат информацию и по Лайскому заводу, есть как минимум два таких источника. Первый - «Опись по Лайскому заводу» 1746 г.³, второй - «Допросы пришлых на Заводы Демидова» 1759 г.⁴ Допрос 1759 года частично опубликован в интернете в виде текста на сайтах genealogia.ru и на авторском сайте Юрия Шарипова. Изучая эти материалы однако следует иметь ввиду, что не всегда стоит воспринимать всё записанное на данных допросах как 100% достоверное. Так например Коновалов Юрий Витальевич указывает на некоторые примеры фальсификаций.⁵ В любом случае, это никак не умаляет ценность источников и той информации, которую мы можем оттуда получить и перепроверить какими-то другими способами. В Описи 1746 года указаны следующие места, которые жители называли своей малой Родиной: - Московская губерния, - Нижегородская губерния (Нижегородский, Балахонский уезды), - Сибирская губерния, - Казанская губерния, - Костромской уезд, - Архангелогородская губерния (Галицкий, Тотьмянский уезды) - и др. Крупное переселение на Лайский завод относится к 1850 году, согласно 9-й ревизии в этом году с Нижнетагильского завода было переведено множество семей многие из которых родом из Черниговской губернии (Северщина). С этим переселением связаны например фамилии Бардаковы, Головские, Гутора, Иванченки, Лигуз, Сащенко, Сулим, Ребенок, Федорченко и многие другие. Алфавитный список фамилий Лайского завода 1859-1861:⁶ Алексеевы (НЛЗ) Артеменки (ВЛЗ) Багровы (НЛЗ) Бардаковы (ВЛЗ) Батраковы (ВЛЗ) Бердниковы (НЛЗ) Болбашовы (НЛЗ) Бородины (ВЛЗ) Быковы (НЛЗ, ВЛЗ) Валевачи (ВЛЗ) Василец (ВЛЗ) Васильевы (ВЛЗ) Вахрушевы (НЛЗ) Витюнины (НЛЗ) Волков (ВЛЗ) Вороненок (ВЛЗ) Головские (ВЛЗ) Гулиды (ВЛЗ) Гуторы (ВЛЗ) Дворецкие (ВЛЗ) Девкины (НЛЗ) Денисовы (НЛЗ) Дергачи (ВЛЗ) Дядюшкины (ВЛЗ) Закусины (ВЛЗ) Зимины (НЛЗ) Зорихины (НЛЗ, ВЛЗ) Ивановы (ВЛЗ) Иванченки (ВЛЗ) Исащенки (ВЛЗ) Кабановы (ВЛЗ) Карецкий (ВЛЗ) Клюевы (НЛЗ) Кожевниковы (ВЛЗ) Козновы (ВЛЗ) Коллистратовы (НЛЗ) Конищевы (НЛЗ) Копылов (ВЛЗ) Коротковы (НЛЗ) Крюковы (ВЛЗ) Кудрявцевы (НЛЗ) Кулаки (ВЛЗ) Куликов (ВЛЗ) Лепачи (ВЛЗ) Лигузы (ВЛЗ) Липины (НЛЗ) Лисенковы (НЛЗ) Литвяки (ВЛЗ) Лобки (ВЛЗ) Лобченки (ВЛЗ) Лукины (НЛЗ) Луппец (ВЛЗ) Мазуры (ВЛЗ) Мартышка (ВЛЗ) Маторы (ВЛЗ) Михалевы (ВЛЗ) Михальцы (ВЛЗ) Моикишевы (ВЛЗ) Мокеенки (ВЛЗ) Морозовы (НЛЗ, ВЛЗ) Мосеевы (НЛЗ) Мясниковы (НЛЗ) Нефедьевы (НЛЗ) Никешины (ВЛЗ) Никишевы (ВЛЗ) Оносовы (НЛЗ) Орел (ВЛЗ) Орловы (НЛЗ) Патерюхины (НЛЗ) Петуховы (НЛЗ) Поповы (НЛЗ) Приходки (ВЛЗ) Ребенки (ВЛЗ) Репьевы (ВЛЗ) Роговых (ВЛЗ) Ромузы (ВЛЗ) Рубаны (ВЛЗ) Савитские (ВЛЗ) Сащенки (ВЛЗ) Скрынники (ВЛЗ) Слюнченок (ВЛЗ) Смирновы (НЛЗ) Сошиловы (НЛЗ) Сулимы (ВЛЗ) Таланцевы (НЛЗ) Токаревы (НЛЗ) Трекины (НЛЗ, ВЛЗ) Уткины (НЛЗ) Федорченки (ВЛЗ) Черноштаны (ВЛЗ) Чистяковы (НЛЗ) Чураковы (НЛЗ) Шараповы (НЛЗ, ВЛЗ) Шатовы (НЛЗ) Шатуны (ВЛЗ) Швецовы (НЛЗ, ВЛЗ) Шкабары (ВЛЗ) Ярченок (ВЛЗ) Список источников:[1] - Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. — Екатеринбург: Издательство «Академкнига» 2001. — 536 с. [2] - С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII – начала XX в. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 382с [3] - Опись по Лайскому заводу 1746 года. ГАСО ф. 643. оп.1. д.22 [4] - Допросы пришлых на заводы Демидова 1759 года. ГАСО ф.24.оп.1.д.1618 [5] - Коновалов Юрий Витальевич «О достоверности некоторых архивных документов (на примере нижнетагильской семьи Худояровых) [Материалы III Уральской родоведческой научно-практической конференции. 14-15 ноября 2003г., Екатеринбург. Екатеринбург, 2007. С.23-26.] [6] - Алфавитный список крепостным заводским людям служительскаго и рабочаго звания по Нижне и Верхне-Лайским заводам. ГАСО ф.643. оп.2. д.488.
 | | Лайк (1) |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
30 марта 2023 23:55 30 марта 14:53 ГАПК, Ф. 111, Оп. 1, Д. 2969. 1795 г. Ревизская сказка работных людей и крестьян Лайских заводов Н.Н. Демидова. - 37 л.доступна он-лайн http://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/76679 ГАПК, Ф. 111, Оп. 1, Д. 2668. 1850 г. Ревизская сказка 1850 года Пермской губернии Верхотурского уезда крепостных заводских крестьян Нижне-Лайского и Верхне-Лайского заводов. - 59 л.доступна он-лайн http://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/76380 Прим.: ГАПК - Госархив Пермского края | | |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
2 апреля 2023 22:07 ГАСО. МК ц. Марии Магдалины Лайского завода Верхотурского уезда Пермской губерниисведения от Manturov https://forum.vgd.ru/post/4095/3235/p2818608.htm#pp2818608 Ф. 6, Оп. 356 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1843 60 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1844 64 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1844(?1845) 68 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1846 69 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1847 75 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1848 82 Святой Марии Магдалины церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1850 84 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1851 89 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1852 93 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1853 96 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1854 99 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1855 104 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1856 107 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1857 110 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1858 113 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1859 119 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1860 121 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1861 124 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода Верхотурский уезд 1862 Ф. 6, Оп. 63 3 Магдалино - Марьинского церковь Лайского завода, 1873 13 13 Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1874 15 15 Магдалино-Марьинская церковь Лайского села, 1875 17 17 1 том: Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1866 32 32 Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1872 34 34 Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1868 36 36 Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 378 39 39 Магдалино-Марьинская церковь Н.Лайского з-да, 1870 47 47 Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1869 48 47а Магдалино-Марьинская церковь Лайского з-да, 1877 Ф. 6, Оп. 7№ дела № в деле Тип документа церковь населенный пункт уезд год Листов в деле4 4 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1881 564 8 6 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1882 576 9 4 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайского села Верхотурский уезд 1883 875 15 4 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1884 800 22 5 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайского села Верхотурский уезд 1885 512 30 7 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1886 832 34 5 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1887 623 41 7 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1888 772 47 3 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1889 298 55 2 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1890 1123 60 2 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1891 1504 64 7 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1892 908 75 8 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1894 1030 79 3 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1895 950 557 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайское село Верхотурский уезд 1865-1872 219 566 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайское село Верхотурский уезд 1873-1882 342 583 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайское село Верхотурский уезд 1888-1890 319 614 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайское село Верхотурский уезд 1891-1896 255 637 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайское село Верхотурский уезд 1897-1899 147 647 10 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1896 1015 651 4 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1897 956 657 2 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1898 994 660 1 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1899 1052 667 5 мк Магдалино-Мариинская церковь Лайский завод Верхотурский уезд 1900 478 Ф. 6, Оп. 19 Метрические книги церквей Пригородного районаДела постоянного хранения за 1899-1917 № п/п Заголовок дел Дата Кол. листов 642 Магдалино-Мариинская церковь Лайского завода 1899-1907 200 654 Магдалино-Мариинская и Христорождественская единоверческая церковь Лайского завода 1905-1908 292 681 Магдалино-Мариинская и Христорождественская единоверческая церковь Лайского завода 1909-1911 244 705 Магдалино-Мариинская и Христорождественская единоверческая церковь Лайского завода 1912-1914 302 | | Лайк (1) |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
2 апреля 2023 22:25 Ревизские сказки Верхне-Лайского завода в ГАСО ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Верхотурский уезд Пермской губернии. Верхне-Лайский завод
htpp://www/okorneva.ru/verhoturskiy-uezd-permskoy-gubernii/verhne-layskiy-zavod/
Верхне-Лайский завод наследников Демидова (Верхотурский уезд Пермской губ.) ___________________________________________________________________ крепостных заводских крестьян
1843 Ф. 179. Оп. 1. Д. 97 1850 Ф. 643. Оп. 1. Д. 1001 1850 Ф. 603. Оп. 1. Д. 269 1850 Ф. 179. Оп. 1. Д. 116 1864 Ф. 643. Оп. 2. Д. 488 | | |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
2 апреля 2023 22:38 Э.А.КалистратоваДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ГЛАВНОЙ КОНТОРЫ ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ГОРНОЗАВОДСКОГО ОКРУГА КАК ИСТОЧНИК ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ(Из доклада на 13-х Петербургских генеалогических чтениях «Вопросы генеалогического источниковедения» 20 июня 2009 г.) https://ugo10.ucoz.ru/publ/metodika/delopr/8-1-0-20 ... Нижнетагильский горнозаводской округ сформировался в начале XIX в. Резервом рабочей силы для заводов служили многочисленные вотчины Демидовых. Достаточно сказать, что за 1826-1828 гг. только из Шептаковской вотчины Черниговской губернии (б. владение наследников гр. Разумовского) на Нижнетагильские заводы было переведено 1200 семей — 5418 ревизских мужских душ с женами и детьми, которые были расселены почти по всем заводам горнозаводского округа. В документах сопровождения транспортов с переведенцами, а шли они 2500 верст в основном пешком, имеются точное указание сел, и слободок, откуда они родом. Для исследователя-генеалога особый интерес представляют сведения об истоках рода, о прародине. Несмотря на кажущуюся простоту установления того или иного факта жизни рода на одном месте, имеются и определенные трудности в поисках. Немаловажную роль в этом играет так называемая внутренняя миграция - насильственный перевод рабочих с одного завода на другой. Еще более распространенной оказалась временная («маятниковая») миграция - «командирование» на временные работы, которые длились зачастую десятилетиями. ... | | |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
2 апреля 2023 22:42 Лайский завод
okorneva.ru/verhoturskiy-uezd/layskiy-zavod/
Лайский железоделательный завод (3 благочиние) Верхотурский уезд, расположен на реке Лае, впадающей с левой стороны в реку Тагил (приток р. Туры), от Екатеринбурга – в 154 верстах к с.-з., от ближайшей станции «Лая» Пермь-Тюменской железной дороги – в 3 верстах. Находясь на восточном склоне Уральскаго хребта, в средней его части, Лайский завод почти совсем закрыт горным хребтом и его отрогами от южных и юго-западных теплых ветров и, напротив, открыт для северо-восточных холодных ветров; восточные-же и юго-восточные ветры дуют в местности редко и тепла приносят весьма мало. Лета бывают здесь только теплыя, но не жаркия; ночи-же и летом всегда прохладны. Притом, лето бывает здесь непродолжительно: начинается обыкновенно в средине Мая и в половине Августа оканчивается; с конца или даже с половины Августа начинаются уже утренники. Зимы бывают продолжительны. – с половины или даже с начала Октября и до конца Марта и далее; морозы достигают 30 градусов. Но при своей суровости климат местности, благодаря хвойным лесам (сосна, пихта, ель, лиственница и др.), во множестве покрывающим окрестности, весьма здоровый; особенно летом воздух здесь бывает чист и приятен. Только вода, получаемая из заводскаго пруда, не отличается гигиеническими свойствами, в особенности в конце зимы, когда, вследствие большой траты ея на заводския действия, пруд мелеет и вода загрязняется разнаго рода отбросами и нечистотами; в это время вода для питья в сыром виде бывает опасна и нередко служит причиною заболеваний брюшным тифом и другими болезнями. Почва, - глинистая и отчасти песчаная, для хлебопашества требует удобрения; но урожаи на удобренной почве бывают хорошие, ниже средняго не бывают. Однако, площадь посевов весьма ограниченна, по той причине, что вся земля в окрестности покрыта лесом и, притом, находится в посессионном владении заводовладельцев Демидовых. Лайский завод основан был владельцами Демидовыми в первой половине XVIII столетия. Первыми поселенцами его были старообрядцы безпоповщинскаго толка, бежавшие в глухия уральския места со времени гражданских и церковных реформ Петра Великаго и находившие у помещиков Демидовых радушный и безопасный приют. Беглецы были главным образом с реки Керженца Нижегородской губернии, отсюда и местное название раскольников «киржак» или «кержак». Но так как этих вольных поселенцев недостаточно было для заводских работ, то помещик Демидов в первой половине истекшаго (XIX) столетия переселили сюда крепостных людей, купленных у графа Разумовскаго, из Черниговской губернии. Для черниговских переселенцев построены были помещиком общия избы, вдали от более ранних насельников места – старообрядцев. Способные из новых поселенцев были приучены к заводской работе. – Вскоре по переселении православных малороссов владелец завода построил для них деревянную часовню, в которой изредка совершали службы и исправляли христианския требы для православных наезжавшие сюда священники Нижне-Тагильской единоверческой церкви. С умножением населения и вследствие дальности разстояния от Нижне-Тагильскаго завода (20 в.), явилась потребность в своей церкви и в своем церковном причте для Лайскаго завода, что и осуществилось в конце 1852 года, чрез переустройство часовни в церковь (иждивением заводовладельцев) и открытие в заводе епархиальным начальством самостоятельнаго Лайскаго прихода. В состав прихода в настоящее время входят: селение самаго завода и деревня Лая, отстоящая от приходской церкви на 8 верст к северу. По исповедной ведомости за 1900-й год прихожан числилось: православных муж. п. 986 д., жен. п. 1041 д., уклонившихся в раскол муж. п. 85 д. и жен. п. 98 д. – Большая часть заводскаго населения занимается работами на пудлинговых и сварочных печах завода, заготовкой и доставкой дров и угля для заводов; меньшая часть – «старательством», т. е., добычей и промывкой золота отдельными семьями; но как те, так и другие по летам занимаются и хлебопашеством в небольших размерах; есть несколько лиц, занимающихся специально торговлей. Жители-же деревни Лаи по преимуществу занимаются земледелием и подрядами на доставку дров и угля в заводы из соседних лесных дач. Храм в Лайском заводе деревянный, на каменном фундаменте, однопрестольный во имя св. Мироносицы и Равноапостольной Марии Магдалины. История сего храма весьма несложна. С переселением крестьян из Черниговской губернии (в 1-й половине 19 столетия) в Лайский завод, помещик Демидов озаботился устройством для новых жителей часовни; затем лет через 15, с умножением населения, когда явилась надобность в своем храме и причте, он-же на свое иждивение перестроил часовню в церковь. Для сего пристроена была деревянная паперть и таковая-же колокольня, с подбором (до 5) колоколов. По благословению архиепископа Пермскаго Аркадия, сей храм был освящен в 1842 году Нижне-Тагильским протоиереем Кирилловым. Иконостас в храме деревянный, столярной работы, выкрашен белою краскою, с позолотою в некоторых местах. Ветхость существующаго храма и теснота его помещения побудили прихожан озаботиться построением новой церкви. С этою целию составлен был приговор сельскаго общества удерживать при расчете с каждаго заработаннаго рубля по 2 и по 5 коп., по желанию. В настоящее время, благодаря таковому усердию прихожан, постройка новаго храма уже начата и продолжается. – Часовен в приходе нет; не бывает и особенных местных крестных ходов; иногда, впрочем, во время летних засух крестные ходы совершаются вокруг той части завода, где живут православные. – Причт Лайской Магдалино-Мариинской церкви состоит из 1 свящ. и 1 псаломщика. Домов при церкви для помещения причта три – для священника, псаломщика и просфорни. В Лайском заводе имеется земское училище, смешанное, открыто в 1872 году.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году. | | |
Николай Ф Тула Сообщений: 797 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2981 | Наверх ##
2 апреля 2023 22:52 Урал - новая родина сиверцев Шептаковской вотчины ДемидовыхГалина Бироhttp://laya.e-tagil.ru/page.php?10 Урал - новая родина сиверцев, подвергшихся ровно 180 лет назад насильному массовому переселению на Демидовские заводы всей Шептаковской вотчиной из Новгород-Северского уезда Черниговской губернии Документально установлено, что несколько сот переселенцев в течение двух лет добирались пешком из Новгород-Северского уезда до уральской реки Тагил, куда прибыли в 1827 году. Начиная с 1827 и по 1834 год на Тагильские, Висимские, Салдинские, Лайские и другие заводы прибыли четыре «транспорта» сиверцев-переведенцев, конвоируемых демидовскими слугами. На своей новой родине, в Нижнее-Тагильском заводском горном округе, работящие, умелые сиверцы срубили крепкие дома с просторными дворами, построили храмы, школы. Южане, привыкшие к жирным землям центрального Черноземья, к теплому климату и жаркому солнцу, они заново учились вести свое хозяйство в суровых климатических условиях Урала. Дату своего переселения сиверцы-переселенцы увековечили, отлив ее на деталях плотины демидовского завода в с. Лая Сметка, ловкость, хватка, природный ум, интуиция помогли им быстро освоиться и, преодолевая лишения, прижиться на новых местах, полюбить их всем сердцем, оберегать и защищать, ставшую родной, землю. Лупей, Артеменок, Сащенок, Лисенок, Рубан, Рабенок, Иванченок и многие другие дали жизнь целым родам, которые и теперь носят их фамилии: Артеменко, Сащенко, Лысенко, Лисенко, Рябинин, Иванченко: От 3200 «душ мужескаго полу», переселенных 180 лет назад из Новгород-Северского уезда на Урал, как и от неучтенных «душ женского пола» произошли все мы - сотни тысяч их потомков. Потомки сиверцев-переселенцев, до сего дня помнят об истории своих родов, об этом вынужденном их переселении, сохраняют свои родовые традиции. Но с веками уходят конкретные подробности, факты, сведения. Итак, что же известно нам о сиверцах и их истории? В словаре Даля, на географических картах - как современных, так и старинных, в летописях, былинах и преданиях, в исторических материалах постоянно мелькают сведения о наших предках, которых соседи именовали по- разному: сиверцы, северцы, сиврюки, севруки, сявруки, себряки, сиверы, сиберы, савиры, себры. Сами себя они звали: Сиверо или Северы. Про их князей читаем: «Десять славных Северов». Или «Слово о полку Игореве - Князе Новгород-Сиверском» - первый литературный памятник Руси. (Сиврусские воины славились своей храбростью, своими победами, поэтому так поразило современников первое их поражение из-за гордыни князя Игоря, так поразило, что было создано легендарное литературное произведение, которое живет поныне и будет жить века и тысячелетия.) Княгиня Ольга - сиверка - отличалась, как описывают летописи, решительностью, смелостью, умом, она стала первой княгиней- православной христианкой на Руси. Грозная дружина ее сына (который был отцом Св. Владимира Красное Солнышко - внука Ольги) - легендарного князя Святослава (940-972г.г.), окончившего дни в собственных «уделах» в Болгарии, состояла из сиверцев, носивших, как и их князь, отличительный оселец - хохол. (Войско сиверцев доходило даже до Египта, там некоторое время правил русский губернатор.) Интересно, что первое летописное упоминание о Москве (в апреле 1147г.) было только потому, что князь Юрий Долгорукий пригласил «в Москов» сиверского князя Святослава Ольговича (в крещении - Николая) на переговоры, «устроил обед силен и сотворил честь велику и дал Святославу дары многие». Через три недели после переговоров, 9 мая 1147 года, для закрепления означенного союза Юрий Долгорукий (как ранее Св. Владимир в Киеве) произвел массовое крещение Москвы, в ее посадах одновременно появились церкви во Имя Св. Николая, который стал Святым покровителем и всей Московии, а впоследствии - всей Руси, любимым Святым русского народа. От сиверцев идут корни и запорожских, и донских казаков. На землях казаков-сиверцев всегда располагалась отборная гетманская сотня, вплоть до последнего гетмана - фаворита Екатерины II - Разумовского. Именно ему во владение передала царица шептаковскую, гетманскую вотчину, которая позже перешла к Демидовым и откуда в 1827 году были переселены наши предки на уральские реки Тагил, Иса, Лая, Салда и др. На современных картах до сего дня существуют Новгород-Северский, ст. Сиверская, ст. Себряки, г. Севск (Северск), около Салды, что под Нижним Тагилом, есть село Сиверная (Северка), есть на картах и другие географические названия, связанные с нашими предками - сиверцами. Былинные Сиверские горы, где жил Святогор-богатырь и таинственные Сиверские пещеры, где умело «растворялись», скрываясь от преследователей люди Кудияра-атамана, и где они прятали свои несметные сокровища, и где впоследствии была обитель Кудияра-сиверца, принявшего в монашестве имя инока честнаго Питирима. Все это - живое свидетельство о жизни, славе, победах и поражениях наших предков-сиверцев, древние земли которых, всегда входившие в состав Руси, ныне оказались поделенными между несколькими государствами: Россией, Белоруссией, Украиной. Много интересного можно узнать о своем роде из древних, старинных и других документов разных эпох. В постсоциалистический период многие люди из разных регионов активно ищут и восстанавливают свои корни, занимаются генеалогическим поиском сведений о своей фамилии. Поэтому Нижний Тагил, принявший в Демидовские времена тысячи переведенцев из разных краев, вызывает особый интерес исследователей. Метрические книги Входоиерусалимского храма, ревизские сказки, документы земельных отделов и отделов коммунального хозяйства советского периода и другие источники, имеющие информацию, относящуюся к жителям г. Нижний Тагил и Пригородному району, хранятся в фондах отдела по делам архивов администрации г. Нижний Тагил. Но доступ к ним ограничен, лишь незначительная часть этих источников вовлечена в научный оборот. Кержаки, переселенцы с Волги, Вятки, из Тулы и других регионов России так же, как и потомки сиверцев, разыскивают документы и материалы о своих предках. Исторически сложилось так, что народ Урала сформировался из слияния многих этносов. И как тут не отметить не только профессионализм, но и мудрость администрации небольшого села Усть-Утка, где установлен монумент единению, слиянию народов, хоть и проживают потомки этих народов в не более чем 30 дворах. А вот в Лае, которую смело можно назвать колыбелью металлургии и горного дела, где работало 2 металлургических завода и где более 1000 дворов, в Тагиле, где проживают десятки тысяч потомков переселенцев, в других городах и селах, созданных руками наших, разноплеменных предков-переведенцев, таких памятников почему-то нет... Назрела настоятельная необходимость проведения научно-практической конференции и издания книг по проблемам восстановления истории семьей, родов Пригородного района, страны в целом. Своим многолетним трудом заслужили всероссийский авторитет генеалоги Урала: Шарипов Ю.В., Коновалов Ю.В., Калистратова Э.А., Елькин М.Ю., Трофимов С.П. и многие другие. Исследуя историю своего рода, своих «переведенцев», эти энтузиасты сумели помочь в поиске многим исследователям как российским, так и зарубежным, накопили значительный материал (и не на одну книгу) по изучению уральских, и, в частности, Н-Тагильских, фамилий. Однако, малоизученными остаются культура, язык и быт переселенцев-сиверцев (столь же уникальных, как и у казаков-некрасовцев, этнической локальной группы), уже 180 лет проживающих на уральской земле в домах, построенных их пра-пра-дедами, сохраняя их говор и традиции. И никто пока не выдал таким уникальным, столетним домам охранную грамоту «Паспорт дома», нет книг-фотоальбомов, которые запечатлели бы уходящую натуру - быт сиверских переселенцев, нимало послуживших Нижнему Тагилу и Уралу, и всей России. В школах не пишут рефераты на темы по истории предков, по их легендарному переселению. Это не требует дополнительных капиталовложений, это зависит только от совести, ума, грамотности и порядочности власть имущих. А в силах промышленников и предпринимателей - установить выразительный памятник этому массовому уникальному переселению, тем людям, чьими руками создан и Тагил, и Лая, и Салда, и многие другие населенные пункты района. Если бы только предпринимателям это кто-нибудь объяснил, поскольку сами они не понимают всей силы «ссылки на предков» для воспитания современников, для продвижения собственного бизнеса. Для этого и нужны научно-практические конференции и публикации их материалов в средствах массовой информации. В год 180-летия обретения новой родины тысячами переселенцев на Демидовские заводы мы, их потомки, должны сделать все, чтобы узнать их историю, чтобы помянуть их добрым словом, увековечить их добрые дела, их доблестный труд. | | Лайк (2) |
sharipov Участник
Сообщений: 75 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
24 июня 2024 15:33 Николай Ф написал: [q] Дату своего переселения сиверцы-переселенцы увековечили, отлив ее на деталях плотины демидовского завода в с. Лая[/q]
Это утверждение можно сказать из разряда фантастики. Да, действительно есть чугунная плита, отлитая в 1827 году и заложенная при реконструкции плотины Верхне-Лайского завода. И, действительно, в 1827-28 гг. на Нижнетагильские заводы была осуществлена самая массовая переброска крепостных в т.ч. из Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Но можно ли утверждать, что эта плита отлита сиверцами в память своего переселения? Вполне очевидно, что нет. Кем были эти переселенцы? Простыми крестьянами-землепашцами. Никаких железоделательных производств в Шептаковской вотчине не существовало, соответственно никакого опыта производства чугуна и железа у них не могло быть в принципе. Основная цель их переселения заключалась в развитие сельскохозяйственной базы расширяющихся заводских поселений. Именно поэтому основная часть переселенцев была расселена по заводским деревням в округе Нижнетагильских заводов, и лишь незначительная часть была направлена непосредственно на заводы для занятия вспомогательными работами (дровосеки, углежоги, углевозы и т.п.). Тогда встает вопрос: как люди, не обладающие профессиональными навыками и только что приехавшие на новое для себя место смогли заполучить доступ в литейное производство с целью отливки какой-то памятной плиты в свою честь? Ответ - никак. | | |
|