На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Всякий, кто довел свою родословную до крестьян XVII века, знает как мало сведений о предках можно почерпнуть из скупых строк переписных книг 1646, 1678, 1704 годов. Так вышло и у меня. "Во дворе Стенька Дмитриев з детми с Ывашком да с ево же да с Панкою". Вот и все что посчитал нужным начертать дьяк о моих пращурах в 1646 году. Понятно, что нам, генеалогам, и это дорого, но можно ли узнать побольше о том времени и месте? Чем-то украсить родословную книгу? Найти что-то интересное? Оказывается можно. Фрагмент карты северо-восточной окраины Московской губернии XVIII века. Обозначен Стромынский монастырь и совсем рядом с ним село Коровицыно, позже получившее от монастыря название Стромынь
Для начала объясню где и когда происходили события. Корни одной из ветвей моих предков уходят в Подмосковье и их удалось проследить до первой половины XVII века. Жили они в вотчине Стромынского Успенского монастыря в селе Коровицыно. Сейчас это большое село Стромынь Богородского округа Московской области к северо-востоку от столицы России. В то давнее время регион только-только возрождался после Смуты начала XVII века и людей там жило очень мало. Так в 1616 году во всех немалых владениях Стромынского монастыря насчитали только 34 жилых крестьянских двора! И это на село, 4 деревни, приселок и 33 пустоши. В соответствующем запустении была и церковь в селе: «А риз нет, служит поп добывая Заволостью [приходит из соседнего села Заболотья], толко один стихарь полотняной ветх... А Служебника нет; сказал Николской поп Ондрей Кузмин, что к службе книгу Служебник добывает у иных священников». Основание Стромынского монастыря. Лицевой летописный свод. Рукопись XVI века
По мере того как заселялся приход Коровицыно становилось богаче и церковное имущество. До наших дней в Российской государственной библиотеке хранятся (и к моей радости доступны онлайн), по крайней мере, три богослужебные книги с указанием на принадлежность этому приходу именно в это время. Причем на книгах сделаны настолько любопытные записи, что не вставить их в семейную историю просто невозможно. Вот она связь времен! Не сохранилась церковь, которая стояла в те годы, давно умерли люди (почти 400 лет прошло), ничего не осталось от Стромынского монастыря, который стоял в нескольких сотнях метрах от села, а книги, хрупкие книги, остались! Часовня на месте где когда-то стоял Стромынский монастырь
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Вот первая книга, которая привлекла мое внимание. Посмотрите какое чудо!
Российская государственная библиотека. Ф. 304/I №239. Л. 328
148 (1639) году сентебря в 15 день сделана сия книга, глаголемая полууставная, церкви чюдотворца Николы вотчины Стромынскаго монастыря села Коровицина при строителе старце Петре Пушечникове, а денги дал за дела(ни)е сей книги тоеже Стромынской волости деревни Погосту крестьянин Терентеи Олексеев сын прозвища Бочар, вкладу чюдотворцу Николе, по своих родителех. А переплетал сию книгу Кузма Фуръсовъ
Приписка, сделанная в конце книги переплетчиком. Выделена его подпись сделанная двумя шифрами
В этом тексте интересно и то, что книга (рукописный церковный устав XV века) — это вклад местного крестьянина Терентия Алексеева Бочара (а книга в то время вещь очень дорогая) и то, что Кузьма Фурсов, заново переплетший рукопись, счел нужным сделать такую запись на последнем листе. Но больше всего меня поразило, что переплетчик зашифровал свою подпись! Причем сразу двумя способами! Посмотрите внимательно на последние четыре строчки — это его подпись. Цифровое значение букв в кириллице
Автор записи использовал сразу два шифра. Первый (на 3 с половиной строчках) называется цифровой разряд. Смысл его в том, что почти все буквы кириллицы имели числовые значения. С их помощью и проходило шифрование. Для прочтения тайнописи нужно сложить цифровые значения записанных букв, иногда двух, иногда трех. Так, здесь, первые три буквы «Г», «З» и «I» имеют соответственно цифровые значения 3, 7 и 10. Их сумма (20) — это цифровое значение буквы «К». Далее сумма цифровых значений букв «Л», «О» и «Т» указывает нам на букву «У» и так далее. Получается имя и отчество «Кузьма Фурсов».
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Этого Кузьме Фурсову показалось мало, и в последней строке он применил еще и мудрую литорею. Помните книгу «Кортик»? Там на пластинах, вложенных в ножны и кортик, оружейный мастер XVIII века написал послание с помощью мудрой литореи. Разгадали его тайну мальчики только с помощью взрослых. Ключ к этой тайнописи заключается в следующем: имеющие численное значение буквы обозначались точками, палочками и кружками, а именно: единицы — точками, десятки (с 20-ти) изображались палочками, а сотни — кружками. Буквы, не употреблявшиеся в значении цифровых знаков, именно: б, ж, ъ, ь, ы, ю, я, оставлялись на своих местах без изменения.
Кузьма Фурсов в отличие от классического шифра вместо точек использовал скорее какие-то крючочки, похожие на букву «с», а также написал свою тайнопись не в столбик, а по диагонали и в строчку. Такой вариант литореи называли еще значковой тайнописью, но это ничего не меняет — здесь также скрыто его имя. Увы, клад найти не удалось
А завтра я и до Туфры Зумлоша дойду
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
За две недели до этого, а именно 31 августа 1639 года, Кузьма Фурсов переплел для храма, в который ходили мои предки, еще одну церковную книгу — так называемый шестоднев субботний. Разумеется, свою подпись он и там зашифровал. Вот только воспользовался он тогда более простым шифром, известным как простая литорея или тарабарская грамота. Сделанная им запись гласит: «147 (1639) году августа в 31 день переплетал сию книгу Шестодневец церкви чюдотворца Николы села Коровицына при строителе старце Петре Пушечникове, переплетал Туфра Зумлошь (т. е. Кузма Фурсов)». Суть простой литореи в том, что согласные буквы пишутся в два ряда и в письме употребляют верхние буквы вместо нижних и наоборот, причем гласные остаются без перемены. Так Туфра Зумлошь становится Кузьмой Фурсовым. Ключ простой литореи
Так что Туфра Зумлошь - это переплетчик Стромынского монастыря Кузьма Фурсов, живший в первой половине XVII века. Хорошее дело человек делал. Пусть сохранится о нем память и в XXI веке!
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Осталось только пояснить, зачем переплетчику было нужно шифровать свою подпись под безобидными церковными книгами? Средневековая книжная тайнопись употреблялась не столько с целью что-то засекретить, сколько ради эстетики: для писца, переписчика, писателя она была скорее интеллектуальным упражнением, с помощью которого он демонстрировал читателю свою ученость. Так, в одной из старинных рукописей под заголовком "Философия крепкая" и тайнописью читаем: "Аще кто сия словеса изумеет, то правый философ будет; аще кто не умеет сих словес, несть ему называтися философом". Заглавная страница книги, переплетенной Кузьмой Фурсовым 15 сентября 1639 года (та в которой подпись Кузьма зашифровал двумя шифрами)
Это еще не конец этой истории...
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Ну и закончу тему еще одной книгой, хранившейся в церкви села Коровицыно в 1640-е годы. На ней нет никаких зашифрованных надписей. Обычной скорописью сделана надпись "Книга Служебник Стромынского села Коровицына Никольского попа Филата Никифорова" (Российская государственная библиотека. Ф. 304/I №219) И все-таки для меня такая книга интересна - ведь это связь времен. Многие страницы закапаны воском и вполне можно представить как дьячок или священник читают молитвы, трещат свечи, капает с них воск, крестятся и вздыхают крестьяне, а среди них мои предки "Стенька Дмитриев з детми с Ывашком да с ево же да с Панкою".
«Чуть только слышался легкий треск какой-нибудь отдаленной свечки или слабый, слегка хлопнувший звук восковой капли...» (Н.В. Гоголь. Вий)
--- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные