Кожан-Городок: история мальчика, который выжил
Нет, это не о Гарри Поттере, а о судьбе реального мальчика-кантониста, службе и возвращении в Кожан-Городок в 1859 году. Уникальный случай - в архиве сохранилось его письмо к матери. Много Вы видели писем крестьянских мальчиков середины XIX века?
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 5603 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5219 | Наверх ##
20 апреля 2020 19:09 Интересное архивное дело, посвященное Кожан-Городку удалось обнаружить в Национальном Историческом архиве Беларуси. Называется оно «Дело по прошению крестьянки местечка Кожан-Городок Пинского уезда М. Маркович об исключении из военного ведомства сына-кантониста для поддержания в старости». Суть его в том, что сын умершего отставного солдата Семена Саввича Марковича — Ваня в 14-летнем возрасте был забран в школу кантонистов в Подольскую губернию (современная Винницкая область Украины). Кто же такие кантонисты?
После призыва крепостного крестьянина в армию его жена и дети автоматически становились свободными и официально именовались: жена — солдаткой, а дети — солдатскими детьми. В силу своего происхождения дети солдат обязаны были служить на военной службе и уже в малолетнем возрасте становились кантонистами. Так с 1805 года называли малолетних солдатских детей, обучавшихся в кантонистских школах в возрасте от 10 до 14 лет. Кантонисты, закончившие курс обучения в 18-20-летнем возрасте, назначались на нестроевые должности военного и морского ведомств (в писари, фельдшеры и т. п.). Многих также направляли на строевую службу в войска, а некоторые становились учителями в тех учебных заведениях, которые окончили. Освобождение солдатских детей от принадлежности военному ведомству было даровано императором Александром II в ряду других милостей коронационным манифестом 26 августа 1856 года. Тогда же началось постепенное упразднение кантонистских учебных заведений.
Мать мальчика, Мария Яковлевна Маркович, 15 мая 1859 года написала прошение минскому губернатору графу Келлеру о возврате своего сына со службы для помощи в старости. Вернее, за нее кто-то написал, потому что она сама была неграмотной. И этот кто-то юридически безукоризненно ссылается на нормы упомянутого манифеста Александра II и указ Правительствующего Сената. Из этого письма мы узнаем, что Ваня Маркович в 1854 году был принят на службу в кантонистский дивизион 3го кавалерийского округа Киевского и Подольского военного поселения. После ликвидации его дивизиона, в соответствии с все тем же манифестом, Ивана просто отдали местному чиновнику Лихомскому в услужение. НИАБ. Ф. 299. Оп. 2. Д. 5674. Л. 1–1 об.
Его сиятельству господину минскому гражданскому губернатору действительному статскому советнику и кавалеру графу Едуарду Федоровичу Келлеру
Пинского уезда м. Кожангородка вдовы солдатки Марии Марковичевой
Прошение
Имея одного лишь сына, оставшегося после смерти мужа моего, Ивана, который по достижении 14и летнего возраста в 1854м году поступил на пополнение некомплекта в кантонистский дивизион 3го кавалерийского округа Киевского и Подольского военного поселения, где и по настоящее время находится кантонистом, желая воспользоваться высочайше дарованною милостью всем солдатам и солдаткам, то я на основании всемилостивейшего манифеста 26го августа 1856 года, высочайшего указа Правительствующему сенату, данного в 25й день декабря того же года и 1го пункта высочайше утвержденных правил всепокорнейше прошу ходатайства Вашего сиятельства об исключении из военного ведомства выше упомянутого сына моего Ивана Маркевича (а ныне находящегося в Ольгополе у секретаря Лихомского о чем и прилагается письмо сына моего Ивана Маркевича) о отдаче его мне для причисления в городское податное сословие Минской губернии Пинского уезда в м. Кожангородок, по месту настоящего моего жительства в собственном доме. По сему покорнейшему моему прошению я буду ожидать всемилостивейшей Вашего сиятельства резолюции.
Солдатка Мария Яковлева Маркевичова руку приложила, а за нее яко неграмотную по личной ее просьбе росписался дворянин м. Кожангородка Тит Андреев Сущинский 1859 года мая 15 дня м. Кожангородок Вверху листа помета: Пол. июня 2 дня 1859 г. Вверху листа помета: В доклад
Файлы: кантонисты Прошение Марии Маркович на 2 листах Продолжение следует...
   | | Лайк (9) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 5603 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5219 | Наверх ##
21 апреля 2020 15:21 К своему прошению Мария Маркович приложила письмо, которое она получила от своего сына. Датировано оно 7 февраля того же 1859 года и прислано из города Ольгополь. Письмо это очень трогательное, во многих местах чернила на маленьких тонких синих листочках расплылись, вероятно, от слез, его или его матери — непонятно. Написано оно было самим Иваном (в 1859 году ему уже было 19 лет), так как кантонистов обучали грамоте. В письме он просит маму и своего дядю похлопотать о его скорейшем возвращении, так как «я сдезь совсем сирота без роду и без племени». При этом мальчик посылает домой рубль серебром и беспокоится о здоровье матери: «и прошу Вас покорно, дорогая мать моя, отпишите как можно скорей на мое письмо. Я не знаю как Вы живете. Я слава Богу здоров, чего и Вам желаю от чистого сердца моего, а за тем целую Ваши руки и ноги сын Ваш по гроб Иван Маркевич». Иван также передает привет своему брату Мине, правда, в своем прошении Мария Маркевич указала, что Иван ее единственный сын, но по счастью на это несоответствие никто из чиновников не обратил внимание.
НИАБ. Ф. 299. Оп. 2. Д. 5674. Л. 1а, 1а об., 1б, 1б об.
7 февраля 1859 года г. Ольгополь
Любезная мать моя, Мария Маркевичова. Я еще не получил от Вас письмо и опять к Вам пишу. Я не знаю, что с Вами и живы ли Вы и здоровы, дорогая моя маменька. Вы писали, любезная маменька, что не хочу домой, напротив, я об этом только и думаю, как бы мне достаться домой, до Вас, моя дорогая мать. Я уже выслужил год и начал другой на службе у секретаря Лихомского. То прошу Вас покорно, чтобы Вы побеспокоились и похлопотали за меня, чтобы меня перевели туда, т.е. к Вам на родину, только прошу хлопотать скорее, так чтобы по истечении мне другого года, чтобы меня уже требовали домой. Также попросите от меня моего дядюшку, а Вашего родного брата, чтобы он пожалел и похлопотал на счет меня на родину, а то я сдезь совсем сирота без роду и без племени. Вы верно, любезная маменька, не знаете на сколько лет я взят, всего только на два года. Один уже выслужил, теперь другой год служу. Посылаю Вам, любезная маменька, по возможности 1 рубль сереб. на Ваши необходимые надобности. И прошу Вас покорно, дорогая мать моя, отпишите как можно скорей на мое письмо. Я не знаю как Вы живете. Я слава Богу здоров, чего и Вам желаю от чистого сердца моего, а за тем целую Ваши руки и ноги сын Ваш по гроб Иван Маркевич. Так же кланяюся и целую брата моего Мину и желаю ему доброго здравия, всем родным поклон низькой, я много своих родных позабывал. Если будете писать ко мне, так вот адрес. На имя моего барина его Высокоблагородию Емелиану Осиповичу г. Лихомскому в г. Ольгополь Подольской губернии.
Продолжение следует...
    | | Лайк (7) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 5603 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5219 | Наверх ##
22 апреля 2020 17:17 Дело о возвращении матери сына было решено в чиновничьих кабинетах достаточно быстро, а по понятиям того времени даже молниеносно. Уже через 1 месяц и 4 дня после получения прошения, 6 июля, была принята резолюция Минского губернского правления о «вытребовании» Ивана Марковича. 14 июля оно было отправлено в Подольское губернское правление.
НИАБ. Ф. 299. Оп. 2. Д. 5674. Л. 2
Справка. По коей оказалось, что исправляющий должность начальника 2го округа отношением от 6 апреля 1858 года за №4557 уведомил, что кантонист Иван Маркевич согласно отношению Подольского гражданского губернатора от 31 октября 1857 года за №16029 исключен из ведомства и отдан на попечение секретаря Ольгопольской городовой ратуши Емельяну Лихомскому, на которого выдан и билет от 23 декабря того же года за №7869.
Резолюция. О вытребовании от секретаря Ольгопольской городовой ратуши Емельяна Лихомского исключенного уже из военного ведомства кантониста Ивана Маркевича и доставлении узаконенным порядком матери его Марьи Маркевичевой, жительствующей Пинского уезда в местечке Кожангородок сообщить в Подольское губернское правление, а о объявлении о сыне Марковичей предписать Пинскому земскому суду и переписку зачесть конченою июня дня 1859 года
Советник
НИАБ. Ф. 299. Оп. 2. Д. 5674. Л. 3–3 об.
Журнал регистр отделение 1 стол 3 июля 6 дня 1859 года Статья одна
Прошение жительствующей Пинского уезда в м. Кожан-Городок вдовы солдатки Марьи Маркевичевой, которым просит об отдаче ей на попечение для причисления в городское сословие сына ее кантониста Ивана, находящегося в г. Ольгополе у секретаря Лихомского.
Столонач. [подпись неразборчива]
Заключение советника
О ходатайстве солдатки Маркевичевой сообщить Подольскому губ. пр., просить распоряжения о передаче ей секретарем Лихомским сына ее Ивана Маркевича и о высылке его к ней установленным порядком Пинского уезда в м. Кожангородок, о чем объявить просительнице посредством Пинского земского суда и переписку зачесть конченною.
Служитель записал верно столонач. [подпись неразборчива]
Внизу листа помета: Исполнен июля 14 дня 1859 года В Подольское губернское правление №3542 Пинскому земскому суду №3543
Также положительно и вполне оперативно решили вопрос и чиновники из Подольского губернского правления. Уже 14 августа 1859 года они пишут в Минск, что «об отобрании от секретаря Ольгопольской городовой ратуши Лихомского взятого им на воспитание кантониста Ивана Маркевича и отправке его к матери солдатке Марии Маркевичевой...предписано Ольгопольской градской полиции».
НИАБ. Ф. 299. Оп. 2. Д. 5674. Л. 4
М.В.Д. Подольское губернское правление отделение 1 стол 3 №10139 11 августа 1859 года Каменец-Подольск
В Минское губернское правление
На отношение Минского губернского правления от 14 июля №3542 губернское правление имеет честь уведомить, что об отобрании от секретаря Ольгопольской городовой ратуши Лихомского взятого им на воспитание кантониста Ивана Маркевича и отправке его к матери солдатке Марии Маркевичевой, имеющей жительство в м. Кожан-Городке Пинского уезда, вместе с сим предписано Ольгопольской градской полиции
Советник [подпись неразборчива] Секретарь [подпись неразборчива] Столоначальник [подпись неразборчива]
Вверху листа помета: пол. августа 20 дня 1859 Вверху листа помета: к делу
В сем деле перекопированных полулистов четыре И. д. столонач. [исправляющий должность столоначальника] [подпись неразборчива]
Из дела ясно, что возвращение Ивана Марковича должно было состояться, но прибыл ли он в Кожан-городок — бумаги умалчивают. К сожалению, не удалось найти документов о его дальнейшей судьбе. Нет записей о нем и в метрических книгах местной церкви (о вступлении в брак, рождении детей, смерти), а вот упомянутый в письме брат Мина женился через несколько лет. Также есть данные и об отце Ивана, до призыва в армию он числился в ревизских сказках крестьян Кожан-Городка. Мать Ивана, Мария Яковлевна Маркович, умерла через семь лет после описанных событий, в 1866 году.
Вот и вся история В приложенном листе из "Памятной книжки Подольской губернии" 1859 года выделен упоминаемый в деле коллежский секретарь Лихомский
  | | Лайк (9) |
|