На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
К концу 17-го века вокруг Троице-Сергиевского монастыря сложились шесть приходов: Пятницкий (или Введенский) в Нижней Служней слободе Рождественский в Верхней Служней слободе Вознесенский в Иконной слободе на горе Волкуше Успенский(или Никольский) в селе Клементьеве Ильинский( или Казанский)в Пушкарской и Стрелецкой слободах Воскресенский в Кокуеве
в начале 1900-х годов на окраине посада,в местности называемой "Красюковкой" была построена еще одна церковь.
Пятницкая и Введенская церкви. Самые древние церкви Сергиева посада -это расположенные вблизи Пятницкой башни, на подоле, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и мученицы Параскевы Пятницы. Первоначально, на этом месте стояла деревянная Введенская церковь с приделом муч.Параскевы, построенная еще в XV в.и служившая приходским храмом для селившихся рядом монастырских слуг, которые управляли обширным хозяйством монастыря. Позже на подоле возник мужской монастырь. В 1547 году боярин Иван Хабаров дал денег на строительство каменной Введенской церкви. Тогда же, на средства Троицкого монастыря и жертвователей, была сооружена и Пятницкая церковь. После польско-литовской осады 1608-1610гг храмы очень пострадали, но уже в 1611г.была восстановлена Пятницкая церковь, а в 1621-Введенская .Восстановленный Пятницкий монастырь стал женским. Впоследствии монастырь был упразднен, а церкви с Великого поста 1679 года стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Приход просуществовал до 1896 года и был закрыт, церкви переданы Лавре. Приходскими они стали вновь в 1919 году. В 1928 году закрыты и отданы под склад. В 60-х годах прошлого века были переданы Загорскому музею-заповеднику. Возвращены Лавре в 1991 году.
Христорождественская церковь была расположена в бывшей Верхней Служней слободе. Первые сведения о ней относятся к 1623 году. В слободе находились две деревянные церкви: Рождественская и Двенадцати апостолов. Деревянная Рождественская церковь просуществовала до 1729 года. Строительство одноименной каменной церкви закончилось в 1736 году. Через несколько лет она была объявлена собором. При соборе учреждалось духовное правление (протопопия) всеми приходскими церквями города и 34 окрестными церквями. В 1886 году, на средства московского купца Усачева, к церкви была пристроена 3-х этажная богадельня. 1 декабря 1931 года исполком принял решение о закрытии Рождественской церкви, колокольня была разрушена, а храм перестроен в фабричное общежитие. Было уничтожено старинное Рождественское кладбище. На его месте разбили сквер.
Вознесенская церковь находится на горе Волкуше в бывшей Иконной слободе. К началу 18-го века здесь было две деревянные церкви -во имя Вознесения Христова и в честь Трех Вселенских святителей. Строительство каменной церкви началось в 1766 году, построена и освящена в 1779г. К Вознесенскому храму относилась церковь Всемилостивого Спаса на городском кладбище (построена в 1854 году).При Вознесенской церкви была женская богадельня на 12 человек, устроенная в 1853 году на средства купца Алексея Егоровича Ерофеева.Причт церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1899 году к Вознесенской церкви был причислен причт Введенского храма(священник и псаломщик), и с этого года причт Вознесенской церкви стал состоять из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Закрыта в 1940 году, возвращена церкви в 1990г.
Успенская (Никольская) церковь. (Храм Успения Пресвятой Богородицы). Церковь расположена к югу от Лавры, в бывшем селе Клементьево (сейчас ул.Болотная). Первое упоминание о ней относится к 1513 году.К концу 16 века в селе было две деревянные церкви : в честь Николай Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы.Во время осады монастыря(1608-1610гг) окрестные поселения, в том числе и «посад Клемянтеево» ,были выжжены.К 1623 году была восстановлена Никольская церковь, к середине 17 в. ее сменила Успенская церковь, которая сгорела при пожаре в 1746 году. Каменная Успенская церковь была построена на средства прихожан в 1769 году. Строительство длилось 12 лет(1757-1769гг).В конце 30-х годов церковь была закрыта, ее трехъярусная колокольня разрушена. Храм возвращен церкви в 1990г.
Ильинский приход. После снятия осады (1608-1610гг) Троицкого монастыря, к западу от него, отстраиваются Стрелецкая и Пушкарская слободы. Приходская церковь во имя Казанской иконы Богоматери с приделом пророка Илии существовала уже в 1645 году. В 1727 году придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново , рядом с Казанской. Пожар 1746 года уничтожил оба храма. В 1747 году на том же месте была поставлена церковь пророка Илии, а вместо Казанской срублена часовня. Позже , на месте часовни построили Казанскую церковь, которая простояла до 1958 года, затем была разобрана. Строительство каменной Ильинской церкви началось в 1760 году, освящена в 1773г.Церковь пророка Илии, единственная церковь в городе, которая никогда не закрывалась. Первым священником Ильинской церкви был Федор Мальцев, ученик преподобного Дионисия.
Воскресенский приход. Храм Воскресения Христова с приделом св.апостолов Петра и Павла (Воскресенская ц) находится к северу от Лавры, в бывшей Казачьей слободе, которая называлась еще Конюшенной, Каличьей и Кокуевой. Впервые храм в честь Воскресения Христова был поставлен в 1654 году. К середине XVIII века в слободе было уже две деревянные церкви: Воскресенская и Петропавловская.Существующая каменная Воскресенская церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла была построена на средства прихожан в 1820 году. В ноябре 1898 года по инициативе свящ. Александра Константиновского при церкви была открыта школа. Церковь закрыли в 1939 году, в 1952 разобрали колокольню. Храм возвращен верующим в начале 1990-х годов.
Церковь Михаила Архангела на Красюковке. В 1902-1903гг ,по благословению старца Гефсиманского скита иеромонаха Варнавы, Михаил Красюк построил домовую церковь с богадельней в честь своего небесного покровителя. Позже эта церковь стала приходской. Первым свящ.в храме был Николай Иванович Милославин.В конце 20-х годов в богадельне разместили начальную школу. Затем церковь закрыли и школа заняла все помещения церкви. Позже в здании размещались разные учреждения, и только в конце 20-го века церковь была возвращена верующим.
Источники:Т.Ю.Токарева "Приходские церкви Сергиева посада",Сергиев посад,1997г; протоиерей О.Пэнэжко: "Троице-Сергиева Лавра и храмы района",Владимир,2007г; «Храмы Сергиево -посадского благочиния»Владимир,2007г.
203-747-1055 1825 год 203-747-1162 1830 год 203-747-1181 1831 год 203-747-1221 1833 год 203-747-1243 1834 год 203-747-1531 1847 год 203-747-1657 1853 год 203-747-1679 1854 год 203-747-1701 1855 год 203-747-1745 1857 год 203-747-1824 1861 год 203-747-1883 1864 год
Из дневника свящ.Николая Соколова/о закрытии Вознесенской церкви/ Со времени моего возвращения из Соловков не прекращаются слухи о закрытии нашего храма…В 1932 г. когда Пасха приходилась на 18 апреля — 1 мая по нов[ому] ст[илю] незадолго до нее было постановление проведенное т. Ефремовым — заведующего школами — в собрании 500 учащихся о закрытии нашего храма; это постановление было представлено городскому совету, который сделал распоряжение начальнику милиции, но последний, узнав, что постановление сделано несовершеннолетними, отклонил постановление. В другой раз, в 1933 г. пожарные и электрическое общество решили для своих целей использовать храм Вознесения и для своих надобностей врыли столбы около храма. Но между ними произошло какое-то несогласие, и дело с храмом ликвидировано. В 1934 г. перед праздником Пасхи служащие почти постановили просить о закрытии Вознесенского храма, так как он своим звоном мешает занятиям, и просили местные заводы и фабрики подержать их требование, что последние и сделали. Но городской совет, находя, что звон беспокоит служащих и рабочих не одного Вознесенского храма, а и всех загорских храмов, нашел за лучшее воспретить звон во всех храмах и этим ограничиться… 1934 г. 13 сентября храм на кладбище Всемилостивого Спаса закрыт. Да будет на все воля Божия! 1936 г. После окончания учения в мае месяце директор школы, бывшей мужской гимназии поставил пред родительским собранием вопрос закрытии храма Вознесения, что собрание подтвердило. Но Божие милосердие хранит и до ныне. 11/24 /Х дня. В октябре — начале этого года было собрание в Р[айонном] Исполнительном] К[омитет]е — лиц посторонних, которые предложили закрыть Вознесенский храм, представители РИКа заметили, что за этим храмом они не менее следили, чем и многие трудящиеся. Но храм теперь может быть закрыть община верующих: если между ними начнутся непорядки, если они не будут уплачивать налоги, не будут совершать-исполнять ремонт: но приход Вознесения стоит на высоте своего положения. Пока нет возможности приступить к их храму. Вскоре после этого — в школе — рядом с бывшей гимназией, бывшей думе, происходил педагогический совет, на котором были представители РИКа. Педагогический совет заявил им, что соседство храма мешает им в педагогической деятельности: дети часто забегают в храм и не всегда возможно их удержать. Необходимо закрыть храм. Председатель РИКа заявил: какие же они педагоги, что не могут оказывать свое влияние на детей? Если их больше тянет в храм, чем школа: нужно поставить школу на такую высоту, привлечь к ней детей, чтобы постоянно тянула к себе школа и интересовал педагогический персонал.
Подробную историю Успенского храма можно прочитать на сайте храма :https://www.kupola.info/about/istorija-hrama/
Протоиерей Николай Иванович Фаворский умер 5 апреля 1901 года на 75 году жизни. Из них 50 лет(1851-1901гг) он был настоятелем Успенского храма. В газете «Московский листок» от 12 апреля 1901г опубликован некролог. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/5...e/3/zoom/9
В метрических книгах (М.К.)Успенской церкви встречаются фамилии: Беляев, Бычков, Вознесенский, Волков, Гусев, Гробов, Денисов, Жехов,Кандауров, Конищев,Костров,Мамаев, Мягков, Никитин, Плешков, Пикунов, Попов, Потье, Самыгин, Тарбинский, Тюрин, Устинов, Уханов,Чернохвостов,Чигиринцев,Шапошников.
Успенская церковь. Фотография церкви начала 20 века с сайта http://sd-sergiyevposad.cerkov.ru/istoriya-xrama/ Здесь же можно прочитать историю Свято-Духовского храма (церковь при Никольском кладбище) и краткие биографии священнослужителей. Кладбищенская Свято-Духовская церковь была приписной к Успенскому храму и причт у них был общий.
С 1923 по 1925 гг.в Воскресенской ц. служил о. Сергий Сидоров (расстрелян в 1937 г).С 1928 по 1930г.служил свящ.Мирон Ржепик(расстрелян 1937г) С 1932 по 1935 гг настоятелем храма был Дмитрий Федорович Баянов (расстрелян 1937 г)
Фамилии в метрических книгах Воскресенской церкви.
Воскресенская(она же Петропавловская) церковь.МК/1913 год/