Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Клеков стан. Погребищи и волостка Баглач

Материалы к истории фрагмента местности вокруг села Погребищи Судогодского района Владимирской области. С запада на восток от д. Улыбышево до с. Кусуново, с севера на юг от Клязьмы до д. Ефимовское (Тащилово).

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Есть ли по данной местности данные археологии? Всё, что мне пока удалось найти - это: Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 10. – Владимир, 1908, с. 3

«Из города Владимира на с. д. Кусуново, Уварово, Вилки и Злобино. По имевшимся сведениям, была надежда встретить здесь группы курганов, иногда даже значительные по количеству. Поездкой выяснена лишь одна курганная группа, расположенная в трех верстах расстояния от деревни Уваровой на земле Д.Е. Львова. Среди редкого хвойного леса, на песчаной сыпучей почве, поросшей редкой растительностью травы и бурьяна, у дачных построек владельца, замечена небольшая группа курганов; одни из них круглые – таких значительно больше, другие длинные – как бы короткие но широкие валы; всех насчитывается около 1 ½ десятка. Размеры круглых приблизительно = 15×2 арш. Не смотря на неустойчивую почву, вокруг курганов заметно сохранились канавки. Некоторые из курганов разрыты неправильными кладоискательскими ямами недавнего происхождения.
Между деревнями Вилки и Злобино когда-то были курганные насыпи, ныне совершенно исчезнувшие, сглаженные плугом и бороной. Едва удавалось отыскать местного старожила, который мог указать, лишь приблизительно, поляну, на которой существовали насыпи; быть может во время пахоты, при свеже-взрытой земле, здесь будут заметны пятна обычного, в данных случаях, характера».

Прикрепленный файл: 2019-12-09_16-09-56.png
---
https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
В работах С.Б. Веселовского встречаются небольшие заметки об этой местности и приводятся ссылки на источники. Это оброчные акты московских митрополитов, связанные с бортниками Улыбышевыми, оставившими след в местной топонимике. И жалованная грамота Ивана III, о неподсудности митрополичьих сёл. Веселовский пишет:

«На юг от Владимира, за р. Клязьмой, природные условия были совершенно иные, чем в Ополье. Большие леса и болота препятствовали развитию земледелия, и здесь главным занятием населения были рыболовство, ловля бобров и бортничество. Соответственно этому преобладающим типом селений здесь были не большие села, а мелкие деревни. Здесь, в быв. Клекове стану, митрополичьему дому принадлежал большой бортный лес, границы которого не поддаются по наличным актам определению. Центром владения можно считать существующую ныне дер. Улыбышеву, получившую свое название от бортников Улыбышевых, которые с последней четверти XV в. и позже владели по даче митрополитов бортным лесом и должны были поставлять на митрополичий погреб сотовый мед. В том же стану митрополитам принадлежала волость Баглач. В сохранившихся источниках она упоминается только раз — в общей жалованной грамоте 1504 г. По актам XVII в., когда Баглачевская волость принадлежала патриархам, это было довольно значительное и хорошо населенное владение. Очевидно, в XV в. волость была ненаселенной или запустошенной татарскими набегами».

Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, т. 1, ч. 1–2, М. – Л., 1947, сс. 369-370.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Текст жалованной грамоты 1504 г.:

«Се яз Князь Великий Иван Васильевич всеа Руси, отца своего для Симона Митрополита всеа Руси, пожаловал есмь в Володимерском уезде тех игуменов и священников и старцов, которыа живут в домовых в церковных Пречистыа Богородици и в митрополичих монастырех, в Сновидском монастыре, в Констянтино-Оленском монастыре, и у Николы в Волосове монастыре, и у Преображеньа в монастыре на Святе озере, да и христиан, которыа живут в домовых в церковных Пречистыа Богордици и в митрополичих селех в Володимерском уезде, в Опольском стану, в селе Павловском, в селе в Бухалове, в селе в Старом Дворе, в селе в Житкове, в селе в Новом под Березами, в селе в Ярославле, в селе в Спаском, в селе в Богословском, в селе в Темнячееве, в селе в Брянцеве, в деревне в Яновце, в деревне в Ларионове, в деревне в Теремце, в деревне в Старом Ярославле, в деревне в Офимкине, в деревне в Митрополичом; да в Боголюбском стану, в селе в Порецком, да в селе в Кусунове, да в Сенгу в волостке Истоблинского острова, да в Рогу в деревне Козлятине, да в деревне в Пашневе, да в чашниче пути в волостке в Славцове, в деревне в Ступенцине, в деревне в Сычеве, в деревне в Сандышеве; да в Клекове стану, в волостке в Баглаче, да в Содомове, и в Жагалове, и в Тиунцове Угле, и на Погорелице; да в Мелехотцком стану, в селе в Мещерке, в селе в Нажирове, в деревне в Захарьине, да в Санниче в деревне в Козлинине; да в Сновидского монастыря в селех, в Володимерском, да в Сновидском, да в Максимовском с деревнями; да в Констянтино-Еленского монастыря селех, в Суролме, да в Костянтиновском, да в деревне в Пенкех: и наместницы наши Володимерсие и волостели и их тиуни тех монастырей игуменов и священников и старцов, и всех тех сел и дервень митрополичих и монастырских людей, не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным; а ведает и судит отец наш Симон Митрополит всеа Руси тех своих людей сам в всем, или кому прикажет. А случится суд смесной тем его людем с городскими людми или с волостными или с становыми, и наместници наши Володимерские и волостели и их тиуни тех его людей судят, а отца нашего Симонов митрополич приказщик с ними ж судит, а присудом делятся наполы; а кому будет чего искати на митрополиче приказщике, ино его сужу яз Князь Великий или мой боярин введеной. Также есмь тех его сел и деревень людей пожаловал: в те его села и деревни, к его христианом, наместников наших Володимерских и волостелей наших тиуни и доводщики, и иные люди наместничи и волостелины люди, кто нибуди, и мои Великого Князя селчане, и боярские люди и христиане, и монастырские, и иной кто нибуди, на пиры и на братшины незваны к ним пити не ездят; а кто к ним приедет на пир и на братшины незван, и они того вышлют вон безпенно; а кто у них учнет пити силно, а учинится у них туто какова гибель, и тому то платити вдвое, без суда и без исправы. А наши князи и бояре и воеводы ратные, и всякие ездоки в тех монастырех и селех и в деревнях не ставятся, ни кормов ни подвод ни проводников у них не емлют; а кто у них станет силно, или что возмет корму или подвод, и тому то платити вдвое, а от нас ему быти в опале. Писан на Москве, лета 7012 Марта» .

Из данной грамоты для нашей истории можно извлечь только топонимы: Клеков стан, волостка Баглач и Содомово. Выявить Жагалово, Тиунцов Угол и Погорелицу мне пока не удалось. Исходя из нижеприведённых оброчных актов и учитывая сохранившую своё название речку Содомовку – я полагаю, что под этим названием фигурирует либо прямо нынешняя деревня Улыбышево, либо местность вокруг неё по берегам речки. Тем более, что ниже будет упоминание двух содомовских деревень.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук // Санкт-Петербург : в Тип. 2 отд-ния Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836, с. 111
Лайк (3)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
А вот комментарий Веселовского на оброчные митрополичьи грамоты бортникам:

«Очень интересны четыре грамоты бортникам, сначала Семену Улыбашеву с детьми и Оладке Гаврилову, а позже их детям и родственникам. Все обязанности бортников состояли в уплате и доставке в Москву на митрополич погреб меда. Чтобы они могли заниматься своим делом и платить исправно оброк, митрополиты отводят их тяглом от своих черных людей и дают им ряд привилегий. В грамоте 1478 г. сказано: „ненадобѣ имъ съ тѣхъ земель и съ бортей тянути съ моими зарѣцкими хрестіаны въ сельское мое дѣло, ни въ которые проторы, ни въ розметы, ни въ иные ни въ какие пошлины“. Наместники митрополита и их тиуны „не въѣзжаютъ, ни всылаютъ къ нимъ ни по что, ни судятъ ихъ ни въ чемъ“: дворские не наряжают их ни на какие дела и не берут своих кормов: „а кому будетъ до нихъ каково слово, и язъ, Геронтей, митрополитъ всея Руси, самъ ихъ сужу“. Бортники имеют право призывать к себе людей со стороны, „а кого призовутъ, и они съ ними потянутъ въ тотъ же мой оброкъ“. В 1490 г. те же бортники с детьми, число которых к этому времени увеличилось, получили от нового митрополита (Изосимы) грамоту с теми же податными и судебными правами. В 1495 г. митрополит Симон дал им же и их товарищам, призванным ими, новую грамоту, почти дословно такую же, как грамоты 1478 и 1490 годов. В 1509 г. он подтвердил грамоту 1495 г. с оговоркой, что привлеченные к бортничеству три тяглых крестьянина должны „по старинѣ“ тянуть тягло с крестьянами. В 1519 г. эта грамота была еще раз подтверждена митрополитом Варлаамом. Четвертая грамота тем же бортникам дана митрополитом Даниилом в 1522 г. Однообразие пожалований и почти дословная формулировка грамот свидетельствуют о том, что в этих случаях дело шло о заурядных и прочно сложившихся отношениях».

Веселовский С.Б.; Институт истории; Рос. ассоциация научно-исслед. ин-тов обществ. наук. – М., 1926, сс. 86-87
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Оброчный акт митрополита Геронтия от 19 июня 1478 года:

«Се яз Геронтей, митрополит всеа Руси, пожаловал есмь домовных церковных пречистыа Богородици и своих митрополских бортников Семенка Улыбашева и его детей, да Оладка Гаврилкова церковными пречистыа Богородици и своими митрополскими землями в Володимери за рекою за Клязмою, Содомовскими двема деревнями, да Елинскою пустошью, да Головинскою пустошью, да пожнею Воротищи, да кулижкою Левкинскою за речкою за Юриком, да пустошью Олферковскою и с всем с тем, что к ним потягло из старины к тем деревням и к пустошем и с уходы с бортными, лес бортной в заречьи за Клязмою; ходит Семенко и с детми подели знамя кнею, да Исаковское знамя, да на себяж ходят знамя вилы с лягалом; и кого к себе Семенко или его дети призовут людей на те земли и на те борти, и они с ними потянут в тот же мой оброк. Также есмь пожаловал Оладку Гаврилкова деревнею Алексейковскою и с всем с тем, что к той деревне из старины потягло; а ходит Оладка на себя двои косы с рубежем, да три косы на сторону, а одна коса на другую сторону, да знамя двои косы да три косы. И не надобе им с тех земель и с бортей тянути с моими зарецкими хрестианы в селское мое дело ни в которые проторы, ни в розметы, ни в иные ни в какие пошлины, ни в городные дела не тянут с ним ничем; а наместници мои Володимирские и тиуни не въежжают ни всылают к ним ни по что, ни судят их ни в чем, также и дворские мои Володимерские не наряжают им дела моего никакого, ни кормов своих на них не емлют; а кому будет до них какое слово, и яз Геронтей, митрополит всеа Руси, сам их сужу; а праведшики их и доводшики поборов своих у них не берут; а дают те хрестиане Семенко с детми да Оладко с тех земель и с бортей с всех на мой погреб оброком с году на год на Рождество Христово пять пудов меду пресного весчих, а привозят тот мой оброчный мед на мой погреб на Москву сами. А дана грамота на Москве, месяца июниа в 19, в лето 6986. А по господинову митрополичю слову подписал митрополич дьяк Лука».


"Подели знамя кнею" - Вероятно имеется ввиду часть, сектор владения, где бортным знаком являлась кнея - какой-то, возможно, сосуд. Всякие вилы с лягалом и косы с рубежем - это тоже бортные знаки, описание подобных можно найти в сети, и примерно представить, как это выглядело.

Прикрепленный файл: 817baf9605eaec6db9723570bcba23aa--slavic-symbols-wild-honey.jpgkak-dobyvaut-med-po-metodu-vinni-puha-eqcuc.jpg, 379024 байтзнамена.png, 50845 байт
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Оброчный акт митрополита Зосимы от 11 декабря 1490 года:

Се яз Зосима, митрополит всеа Руси, пожаловал есмь домовных церковных пречистыа Богородици и своих митрополских бортников Семенка Улыбашева, да его детей Ивашка с братею, да Андрейка Коняева, да брата его Ивашка, да Оладка Гаврилкова, да сына его Алексейка церковными пречистыа Богородици и своими митрополскими землями и деревнями Содомовскими двема деревнями, да Елинскою деревнею, да Головинскою деревнею, да Алексейковскою деревнею, да Олферковскою деревнею, да кулишкою Левкинскою за рекою за Юриком, да пожнею Воротищи, да нагорним селишком, и с всем с тем, что к тем деревням из старины потягло, и с уходы с бортными, лес бортной в заречьи за Клязьмою; а ходит Семенко с детми да Андрейко с братом подели знамя кнею, да вилы с лягалом, да Савинское знамя, а Оладко с сыном ходит на себя двои косы с рубежем, да три косы на сторону, а одна коса на другую сторону, да знамя двои косы, да три косы; и кого к себе Семенко или его дети или его товарищи призовут к себе жити людей на те земли и на те борти, и они с ними потянут в тот же мой оброк, и ненадобе им с тех земель с деревень и с бортей с моими зарецкими хрестьяны в селское мое дело ни в которые проторы, ни в розметы, ни в иные ни в какие пошлины, ни в городные дела не тянут с ними ничем, а наместници мои Володимерские и тиуны ни въежжают ни всылают к ним ни по что, ни судят их ни в чем, ни кормов своих на них не емлют, а праведшики их и додшики поборов своих у них не емлют; также и дворские мои Володимерские не наряжают им дела моего никакого; а кому будет до них каково дело, и яз Зосима, митрополит всеа Руси, сам их сужу. А дает Семенко с детми да Оладко с сыном с тех земель и с бортей с всех на мой погреб оброком с года на год на Рождество Христово пять пудов меду пресного весчих, а Андрейко с братом дает им в тот мой оброк пятой пуду меду пресного; а привозят тот мой оброчный мед на мой погреб на Москву сами. А дана грамота на Москве, месяца декабря в 11, в лето 6999 . Смиренный Зосима, митрополит всеа Руси.
Господин Зосима митрополит пожаловал своих хрестиан оброчников Андрейка да брата его Ивашка Коняевых детей, сее своее жаловалные грамоты у них не рушил ничем, а Фролку да Ивашку Якушовым детем в Андрейкову и Ивашкову пожню в Воротища вступатись не велел ничем. А по господинову по митрополичью слову подписал дьяк Леваш.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Оброчный акт митрополита Симона от 13 октября 1495 года (+ добавление митрополита Варлаама) :

Се яз Симон, митрополит всеа Руси, пожаловал есмь домовых церковных пречистыа Богородици и своих митропольских бортников Сенку Улыбашева и его детей Ивашка с братьею, да Андрейка да Ивашка Коняевых детей, да Алексейка с братьею Оладковых детей, да Пронку Нестерова, да Гридку Савина, да Митю Илейкина церковными пречистыа Богородици и своими митрополскими землями и деревнями Содомовскими двема деревнями, да Елинскою деревнею, да Головинскою деревнею, да Олферковскою деревнею, да кулишкою Левкинскою за рекою за Юриком, да пожнею Воротищи, да нагорным селышком, и с всем с тем, что к тем деревням потягло из старины, и с уходы с бортными, лес бортной в заречьи за Клязмою. А ходят Сенка с детми да Андрейко с братом подели знамя кнею да вилы с лягалом; а Алексейко с братьею ходят на себя двои косы с рубежем да трои косы на сторону, а одна коса на другую сторону; а Пронка да Гридка ходят на себя Савинское знамя; а Митя ходит двои косы да три косы. И кого к себе Сенка или егоо дети или их товарищи на те земли и те борти призовут жити людей, и они с ними потянут в тот же мой оброк. И ненадобе им с тех земель и бортей тянути с моими зарецкими хрестианы в селское мое дело ни в которые проторы, ни в розметы, ни в иные ни в какие пошлины, ни в городные дела не тянут с ними ничем с тех деревень; а наместницы мои Володимерские и тиуны не въежжают ни всылают к ним ни по что, ни судят их ни в чем, ни кормов своих на них не емлют, а праведшики и доводшики поборов у них не емлют; также и дворские мои Володимерские не наряжают им никоторого моего дела; а кому будет до них каково дело, и яз Симон, митрополит всеа Руси, сам их сужу. А дают с тех моих земель с деревень и с бортей с всех на мой погреб оброком с году на год на Рождество Христово шесть пудов меду пресного весчих: Сенка с детми дает пуд с четвертью; а Алексейко с братьею пуд с четвертью; а Пронка да Гридка пуд с четвертью; а Митка дает пуд меду; а привозят тот мед на мой погреб на Москву сами. А дана грамота на Москве, лета 7004 октября 13 день. Смиренный Симон, митрополит всеа Руси.
Господин смиренный Симон, митрополит всеа Руси, по сей грамоте в Алексейково место Оладова сына пожаловал брата его Ульянка Оладова сына бортника, да с ним тяглых хрестиан Васка Михалева сына, да Степанка да Ивашка Ивановых детей, давать им по сей грамоте на господинов на митрополичь погреб с Алексейковские с бортные деревни и с лесу бортного оброком пуд с четвертью меду пресного, а с тяглыми христианы Васку и Степанку и Ивашко тягло всякое тянуть по старине. Подписана грамота лета 7017 марта; а подписал дьяк Леваш.

Господин смиренный Варлам, митрополит всеа Руси, по сей грамоте пожаловал зарецких хрестиан, бортников Пронку Семенова сына Улыбашева с бретьею, сее грамоты у них не рушил ничем, а своим наместником Володимерским и тиуном и дворским велел им о всем ходити по тому, в сей грамоте писано; а оброк им платити на мой погреб с году на год на Рождество Христово по старине, как в сей грамоте писано. А подписана лета 7027 июня 9. А подписал митрополич дьяк Данило Карпов.
Лайк (2)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Оброчный акт митрополита Даниила от 24 июня 1522 года:

1522 г. июня 24. — Жалованная грамота, тарханно-несудимая и об¬рочная, митрополита Даниила бортнику А. С. Улыбашеву с товарищами на землю за рекою Клязьмою, во Владимирском у.

Данилова

(л. 256) Божиею милостию се яз смиренный Данил митрополит всеа Руси, по прежебывших братьи своей митрополитов по их грамотам, пожаловал есмь своих оброчников, Андрейка Семенова сына Улыбашева з братьею, да Микитку Андреева сына з братьею, да Захарка Матфеева сына, да Остатка Созонова сына, да его пасынка Левку, церковными пречистыа Богородици и святого чюдотворца Петра и своими митропольскими пятью деревенками в оброк, деревнею Елинскою, да деревнею Коняевскою, да деревнею Содомовскою, да деревнею Оладовскою, да деревнею Олферовскою, да поженкою Воротищи, да поженкою Вонячкою, и с всем с тем, что к тем деревням изстарины потягло, и з бортными уходы, в Володимерском уезде за рекою за Клязьмою. А ходити Андрейку з братьею, да Митьке, да Захарку заодин подели знамя кнею да вилы с лягалом да Проньки Нестерова знамя мотовило, а Осташу да Левке ходити знамя двои косы да три косы, а в Оладовской деревне хто у них учнет жити, и тому ходити знамя двои косы с рубежом да три косы на сторону, а одна коса на другую сторону. И кого к себе Андрейко з братьею и их товарищи на те земли и на борти перезовут жити людей, и они потянут с ними в тот же оброк. И не надобе им с тех земель, з деревень и з бортей, в мои дела тянути, ни в которые проторы, ни в розметы, ни в какие пошлины, опроче великого князя тягла, ямщины, и посошного, и молотьбы, (л. 256 об.) и на поледную мою ловлю с ними не ходят, и наместнича двора в Володимери не ставят, ни в какие городные дела с ними не тянут ни во что, а один свой знают оброк, чем есми их пооброчил. А что их зарецкие мои христиане приписали в тягло в своей грамоте, и та на них грамота не в грамоту. А наместници мои володимерские и тиуни не въежжают, ни всылают к ним ни по что, ни судят их ни в чем, ни кормов своих на них не емлют. А праведшики и доводшики поборов своих у них не берут. А кому будет до них каково дело, и яз Данил митрополит всеа Руси сам их сужу. А дают с тех моих земель, з деревень и з бортей, на мой погреб оброком з году на год на рожество христово шесть пудов меду пресного весчих, а Андрейко з братьею с Елинские деревни дает полтора пуда меду, а Микитка з братьею с Коняевские деревни дает полтора пуда, а Захарко с Содомовские деревни дает пуд без четверти, а Осташ с пасынком с Олферовские деревни дают пуд меду, а хто учнет жити в Оладовской деревне, и тому с нее давати пуд меду с четвертью. А привозят тот мед на мой погреб на Москву сами. А коли явят сию мою грамоту моему володимерскому наместнику на взьезд, и они дают ему алтын, а больши того не емлют на них ничего. А у кого будет моа грамота на грамотники, а на сю мою грамоту грамоты нет.

А дана грамота на Москве лета 7030 июня в 24 день


Первые три акта перепечатал с: Акты, относящиеся до юридическаго быта древней России // изд. Археографическою коммис. под ред. Николая Калачова, Санкт-Петербург : в Тип. Императорской акад. наук, 1857-1884, том 2. сс. 545 – 550

Последний из публикации Черепнина: Акты феодального землевладения и хозяйства XlV-XVl веков [Текст] / Подгот. к печати Л. В. Черепнин ; [Отв. ред. чл.-кор. АН СССР С. В. Бахрушин] ; Акад. наук СССР. Ин-т истории. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1961, том 1, сс. 190 – 191

Акты в списках XVI века. Рукопись хранится в ГИМ Москвы.

Все четыре акта были изданы Черепниным.
Лайк (2)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
Почему стан называется именно Клеков? Мне не удалось пока обнаружить, что кто-то всерьёз задавался этим вопросом. Если попытаться обратиться к этимологии самого слова, к, так сказать, самому понятию, что оно могло означать - то вырисовываются два смысловых пути: клёкот, т.е. например, соколиный крик, и болотистое место. Однако, такие объяснения, на мой взгляд, не подходят в силу того, что топонимы в целом тяготеют к значениям "чьи" (если речь не идёт о ярко выраженном природном (очень высокое место, древний гидроним) или политическом значении). Стан в своём архаичном значении - указывает скорее на лагерь сборщика податей, т.е., опять же на мой неискушённый взгляд, речь скорее должна идти о том, в чьей юрисдикции находилась данная местность. Мне удалось обнаружить исторического персонажа, носившего подходящее именование. Сам он, вероятно, и не имел никакого отношения к Клекову стану, но то, что персонаж с таким именованием существовал, даёт повод для гипотезы. Это некий Иван Клекович. Возможно, существовал и клан Клековичей, по аналогии, например, с известными Кучковичами. Возможно, это была какая-то параллельная семья, никак не связанная с Новгородом. В данном вопросе меня, повторюсь, интересует хотя бы сама возможность.

"Как сообщает летописец, будущий брянский князь Роман был отправлен новгородцами «в Корелу», на осаду поставленного шведскими захватчиками на новгородской земле городка. Вместе с Романом Глебовичем на осаду вражеской крепости пошли новгородские знатные люди Юрий Михайлович, Иван Клекович и тысяцкий Андрей. Кампания, однако, оказалась неудачной. Из-за нехватки продовольствия, плохой подготовки к походу, ратники князя Романа испытывали жестокую нужду и даже голод. Не было даже стенобитных машин, и русские безуспешно штурмовали хорошо защищенную крепость, теряя людей. Защитники же, скрываясь за крепостными стенами, метко стреляли во врагов. В конце концов, им удалось даже застрелить «Ивана Клековича, велика и храбра и славна мужа…и многих раниша». Когда же начался голод и падеж лошадей, князь Роман Глебович принял решение «уйти во своя си»".

ПСРЛ. Т.10. – сс. 170-171: «Того же лета князь велики Андрей Александрович посла князя Романа Глебовича съ Новогородци, и Юрья Михайловичя, и Андрея тысятцкаго ко граду Свейскому…»

Но версия о тюркских топонимах, которую рассмотрю ниже, скорее будет подводить к значению птичьего клёкота. Там этому способствует вероятное значение слова Кусун/Кушун - как хищной птицы. При этом, в очередной раз, стоит помнить, что Кусуном скорее звали какого-то человека (как примерно мы говорим про кого-нибудь: "Орёл!"), а потому эта "птичья" тема, возможно, не связана с местностью.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 318
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 193
В копилку интересных фактов, прилагаемых к гипотезе. Сами по себе они ни о чём не говорят, особенно ничего не доказывают, и только в сумме самую чуточку дают возможность поразмышлять.

1. Помимо деревень Высоково, Комлевская, Дубровка и т.д., на одной линии с ними существует деревня Ладога.
2. Сельцо Малое Неврюево фигурирует в метрических книгах как Новгородово, этого названия в опубликованных источниках я не встречал.
3. Я прогнал свой тест ДНК и тесты моих родителей и одной бабушки (с маминой стороны) через интерпретаторы и получил интересный количественный вывод. У бабушки вполне чистый тип, завязанный на местностях к югу от Москвы, Курск, Орёл, Воронеж, Чернигов - всё в этом духе. У мамы намешано намного больше, но даже с учётом того, что у неё были в роду литовские поляки, у неё тоже ничего особенно неожиданного тест не показывает. А вот у меня и у отца - значительная, как я это назвал, "северная компонента". У нас просто вызывающе выпирает условный Псков. У отца по линии его матери предки из Вятских земель, ничего удивительного, вроде бы тут нет, местность колонизировалась как раз северянами. Но процент этой "северной" примеси не должен бы был сильно вылезать за 50%. Остальное должно бы было приходиться на центральную Россиию, Ростов, какую-нибудь мещёру и т.п., но нет. Они присутствуют, но хорошо, если на треть. Опять же, никаких серьёзных выводов сделать тут не получается, но предположить, что мои владимирские предки в какой-то своей части пришли из региона Пскова и Новгорода - можно.

Итого в сумме с новгородским человеком Иваном Клековичем есть четыре намёка на Новгородский (условно) след. Хотя выглядит очень натянуто.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: manager_mix
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник manager_mix » Башкировы » Клеков стан. Погребищи и волостка Баглач [тема №104057]
Вверх ⇈