Новый выпуск Youtube-передачи ВГД уже доступен для просмотра, смотрите интервью с Ольгой Баргамоновой
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

На заметку...

Актуально,интересно,познавательно....

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 Вперед →
Модератор: Tina1960
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
17 принципов написания икон, которые вас удивят.


1. Первые иконы. Согласно традиции, первые иконы написал апостол и евангелист Лука. Это были иконы Христа и Богородицы.

Богородица на троне, с младенцем и св. Феодором и Георгием VII век

Святой евангелист и апостол Лука пользовался растопленным воском как связующим для красок (сухих пигментов).
В отличие от энкаустики (красочный слой в восковой темпере плотный и вязкий), яичная темпера, о которой, собственно, и пойдет речь, ближе по своему характеру к акварели или акрилу. Красочный слой в яичной темпере менее текстурный и плотный, более прозрачный, более легкий. Тяжесть и материальность иконной доски в сочетании с достаточной легкостью и прозрачностью красочного слоя создает в яичной темпере особое, ни с чем не сравнимое своеобразие. Яичной эта темпера называется потому, что в качестве основы для связующего используется желток куриного яйца.

Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век

Первые сохранившиеся до нашего времени иконы VI века находятся в церквях Рима и в монастыре Святой Екатерины на Синае. Как правило, это энкаустические иконы. Начиная с IX века яичная темпера окончательно приходит на смену энкаустике.
Мир иконы не есть аллегория или метафора, в нем нет ни тени сентиментальности, чувственности, страстности, но именно в нем – в этом мире есть то, что ищет и порой не находит современный человек: внутренний покой, красота, совершенство духа.


2. Антропичность. На иконе может изображаться только человек, и его не моет заменить животное или символ. Ещё на пятом вселенском соборе, который состоялся в 692 году, было предписано «отказаться от абстрактных символов и любой метафизической концепции в религии».

Св.Великомученик Пантелеимон.

3. Прямой взгляд. Вы заметили, что святые на иконах обычно смотрят прямо? Это специальный приём, который позволяет изображенному на иконе как бы выйти за пространство изображения.

4. Статичность. В иконописных сюжетах динамика и движение сюжета сведены к минимуму, а любое действие передаётся через символы и знаки. Еще в Византии любая моторика, беспокойство и излишняя активность ассоциировалась с бесовским, поэтому принцип статики на иконах строго соблюдался.

5. Отсутствуют движения тела. По той же причине в изобразительном повествовании иконы отсутствуют движения тела, такие как ходьба или бег — на иконе нет места суетности.

Тем не менее, движение на иконе может выражаться символически. К примеру, наклон фигуры означает молитву, а если фигура подпирает лицо рукой, это символизирует горе.

6. Отсутствие мимики. Лица святых всегда расслаблены и статичны — по той же самой причине.

7. Движение в пейзаже — но роль движения в иконе берёт на себя пейзаж. К примеру, вода в реке, или так называемые «горки» — скалы, которые рисуются в виде волн. Движение так же может присутствовать в складках одежды.

8. Нечисть на иконах изображается всегда в движении и всегда в профиль. Нечисть вообще на иконах изображается крайне редко, и только в определённых сюжетах. Бесы на иконе никогда не будут смотреть прямо.

Святая Марина Антиохийская побивающая беса.


9. На иконах никогда не изображаются тени. И даже персонажи не имеют светотеневых характеристик. Данный принцип подчёркивает то, что икона — это внеземной образ, он оторван от земной реальности. Икона призвана свидетельствовать о реалиях духовного мира.

10. На иконах не может быть изображен страх. Апостол Павел говорил: «Где любовь, там нет страха».

11. Рамки и границы. Уставная православная икона всегда имеет рамку — ковчег, которая символизирует окно из мира горнего в мир дольний.

12. Двухмерность. Икона всегда пишется как двумерное изображение — всякая иллюзорность изображения по сути является элементом фальши и в иконе недопустима.

13. Эффект амфитеатра. Композиция на иконе выстроена таким образом, что фоновые и боковые элементы выходят на передний план, создавая эффект амфитеатра, что оптически как бы забирает зрителя (молящегося) в Божественное пространство.

14. Ничего лишнего. В иконе практически не бывает второстепенных деталей — каждый элемент находится на своём месте и несёт свою символическую нагрузку.

15. Линия горизонта на иконах занижена. Но это скорее изобразительный приём, чем принцип: он придаёт сюжету монументальность, а персонажам — эффект парения.

16. Другое восприятие времени. На иконе никогда не изображается процесс, всегда только фиксированное событие, которое призвано находится вне времени. Время на иконах эсхатологично — это вечность, всё словно замерло в одной точке.
Поэтому Иоанна Крестителя можно увидеть на иконе с его собственной усечённой головой. На житии святых представлены все события жизни от рождения до смерти. Младенец Христос на иконе Рождество Христово часто имеет все черты взрослого человека. На иконе Преображения Господня кроме самого Преображения можно увидеть восхождение Христа и апостолов на гору Фавор и схождение их с горы.



Кстати, в западном искусстве движения, наоборот, изображаются как бесконечные. Эсхатологическое понятие времени восточных икон более близко христианскому понятию.

17. Другое восприятие пространства. Помните, как изображаются архитектурные постройки и природа? Даже персонажи часто изображаются разными по размеру, подчиняясь иерархии по отношению друг к другу.

Изображаемое на иконах призвано быть выше, чем пространство, выше, чем время, выше, чем сущее.

Слово «зритель» вообще неуместно по отношению к иконе. Созерцание иконы — это встреча со святым, это созерцание события. Это не имеет ничего общего со служением «идолу», это общение с изображенным святым.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
КАК В ЭФЕСЕ НАШЛИ ДОМИК БОГОРОДИЦЫ?



О земной жизни Богородицы после Воскресения Христа до ее Успения сказано в Священном Предании: после пребывания в Иерусалиме Пречистая Дева вместе с Иоанном Богословом пришли в Эфес, где поселились и стали проповедовать христианство. Незадолго до кончины Богородица вернулась в Иерусалим, где завещала похоронить себя в Гефсимании рядом с могилами родителей…
Есть и другая, разумеется, не каноническая версия относительно того, где закончила земное пребывание Богородица. В середине XIX века в Германии стигматизированная монахиня Анна Екатерина Эммерих поведала своим близким о том, что ей было видение, будто Пречистая Дева перед Успением провела остаток земной жизни в небольшом доме на горе Бюльбюль близ Эфеса, древнего города на территории современной Турции.
При этом монахиня с удивительной точностью, как выяснилось потом, описала предполагаемое место. Ее рассказ, как и многие другие, был опубликован. Из числа тех, кто общался с монахиней и записывал ее видения, можно назвать поэта немецкой романтической школы Клеменса Брентано.

В 1891 году экспедиция, отправившаяся на поиски святыни, действительно обнаружила остатки древней постройки, фундамент которой относится к I веку, а верхняя часть — к XIII.
По фундаменту найденной постройки было определено, что изначально в небольшом доме была кухня, спальня и еще одна комнатка, на найденных здесь же мраморных плитах обнаружили золу, оставшуюся от древнего очага.
Также было определено, что на этом фундаменте позднее, в XIII веке, возвели небольшую византийскую церковь. Есть предположения, что позже она была перестроена в мечеть. Найденный Дом со временем воссоздали, сохранив древний фундамент и небольшие фрагменты стены того же периода, которые отделили от восстановленной красным контуром .

В настоящий момент эта святыня представляет собой небольшую часовенку, в которой всегда горят свечи. Рядом с ней бьет ключ с очень мягкой и вкусной водой. Жители окрестных селений говорят, что пили из родника испокон веков, даже не предполагая, что за «камни» были сокрыты за деревьями. Вся территория вокруг святыни ухожена и благоухает цветами. Даже в моменты большого скопления людей, зачастую разного вероисповедания, возле часовни и внутри — необыкновенная тишина.
В 1967 году Папа Римский объявил Дом Святой Марии местом паломничества. А в ноябре 2006 года глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI совершил здесь молитву.
Больше всего паломников сюда прибывает в день Вознесения Богородицы — 15 августа. Летом 2006 года в окрестностях горы случился большой пожар. Его последствия видны и сейчас: обугленные деревья, выжженные склоны. Огонь, подгоняемый силой ветра, практически подобрался к Дому, но в последний момент ветер сменил направление…
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
Платное образование в СССР с 1940 по 1956 г..



В 70-е и 80-е годы в СССР широко пропагандировалось, что в результате Октябрьской революции 1917 г. образование в нашей стране стало бесплатным.
Умалчивалось, что был период с 1940 г. по 1956 г. и ранее, когда за образование пришлось частично платить.

На фото: приказ директора МГРИ о взимании платы за обучение. Кто не мог оплатить учебу и не имел 2/3 оценок отлично, а остальные хорошо, отчислялся из института.

Закон о платном образовании в СССР, опубликованный в октябре 1940 года.

1) С 1 сентября 1940 г. в 8-х, 9-х и 10-х классах средних школ плату за обучение установили в следующих размерах: в школах Москвы и Ленинграда, а также в столичных городах союзных республик - 200 рублей в год; во всех остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год. Аналогичную плату за обучение распространили на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.

2) В высших учебных заведениях СССР плату за обучение установили в следующих размерах: в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик, - 400 рублей в год; в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год; в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
Право на бесплатное образование получили дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования, а также, выросшие в детдомах. Оставалось бесплатным обучение в военных учебных заведениях, а также в училищах, где готовили летчиков гражданского воздушного флота.

Те, кто имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки, за учебу не платили. Это касалось средних классов школы, техникумов и вузов.

Плата за заочное и вечернее обучение в средних и высших учебных заведениях взималась в половинном размере.

При этом средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году- 331 руб., в 1945 году - 434 руб., 1950 г. - 601 руб., 1954 г. - 741 руб..

Для семей с одним ребенком не так уж и обременительно, но тогда в семьях было в среднем по три ребенка, что часто не давало возможность всем детям получить среднее и высшее образование. Особенно тяжело приходилось жителям сел и деревень, они получали в среднем на 50-70 руб. меньше горожан, а детей имели больше. Кроме того, фактически каждый работающий 5-10% своей зарплаты отдавал на государственные займы.

Но выход был, учиться на отлично или почти на отлично, в таком случае от оплаты за образование освобождали.

Причины введения в СССР платного образования в старших классах школы, техникумах и в высших учебных заведениях.

1) СССР в 1940 году находился на пороге войны и требовались огромные средства на вооружение, а также на завершение индустриализации и коллективизации, обустройство страны. При этом до 1940 г. государство более 20 лет вкладывало гигантские деньги в развитие образования и ему потребовалась помощь населения, чтобы частично за свое образование платил сам народ.
2) Индустриализация проводилась невиданно быстрыми темпами и подготовка кадров не успевала за ней. К концу 30-х г. молодежь все больше стремилась получить среднее, а потом высшее образование, просто не хотела идти работать на завод. Образовался перекос, его требовалось ликвидировать.
3) Принятие закона о платном образовании также было вызвано желанием улучшить качество, полученного образования, за счет повышения ответственности учащихся к учебному процессу. И это конкретно работало. Мама рассказывала, что в их двух 10-х классах было 14 медалистов из 55 выпускников, то есть каждый четвертый, в основном золотые медалисты. Аналогичное произошло и в предыдущий год.


На фото: квитанция об оплате за обучение в СССР в январе 1941 г.

02.10.1940 г. был опубликован "Закон о трудовых резервах".

Закон о фактической мобилизации от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
Каждый председатель колхоза должен был каждый год предоставить два человека в ремесленное училище и двоих в ФЗО на 100 членов колхоза. Подобную мобилизацию проводили в городах по ежегодным квотам СНК СССР.

Окончившие ФЗО и ремесленные училища получали распределение на заводы, где были обязаны отработать 4 года.

При этом, грубо нарушавшие дисциплину, как в период учебы (отчисленные из училищ), так и на производстве в течение 4 лет отработки, получали уголовное наказание сроком в 1 год.
Уголовное наказание для пацанов 14-ти, 15-ти, 16-ти лет за прогулы, двойки и плохое поведение - это жестоко.

Можно понять и государство. Учащиеся ремесленных училищ и ФЗО находились на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием), для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ была введена форменная одежда. То есть власть билась из последних сил, осуществляла индустриализацию, плюс существовала опасность войны, а молодежь по тем или иным причинам саботировала учебу и работу. В 1939-1940 г.г. в 1.551 профессионально-техническое учебное заведение поступило 602 тыс. учащихся, а окончило всего 439 тысяч. То есть более 160 тысяч бросило учебу, что было недопустимо.

В 1940-1950 г.г. на содержание профессионально-трудовых учебных заведений государство затратило 36 миллиардов рублей, на них выучило 6.3 миллиона квалифицированных рабочих.
Хоть с позиций нынешнего времени закон об уголовном наказании для несовершеннолетних за прогулы и плохую учебу - антигуманен. Как и принудительная мобилизация в ФЗО и ремесленные училища. Хоть большинство туда шло учиться добровольно.
Данный закон отменили только в марте 1955 года.

Образование в СССР было платным и в 20-е годы (с 1922-1923 г.г. по конец 20-х), как высшее, так и в старших классах средней школы, но там часто меняли правила, то повышали суммы оплаты, то понижали, плюс оно не было повсеместным, многие категории граждан освобождались от оплаты, а у нэпманов и их детей, а также у членов семей "из бывших" оплата была в 4-5 раз выше, чем у представителей семей трудящихся.
Платное обучение в СССР было отменено 06.06.1956 г.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
У кого из известных людей были татарские корни?

Ни для кого, наверное, не является секретом тот факт, что многие знаменитые русские фамилии имеют татарские корни. И всё же количество «русско-татарских» фамилий, представители которых сыграли важнейшую роль в истории России, не может не удивлять.

Высшая знать.

Чуть ли не половина знатнейших дворянских родов Российской империи имела татарские корни. У некоторых фамилий эти корни видны, что называется, невооружённым взглядом.

В фамилии Беклемишевых сразу узнаются татарские «беки» (князья), в фамилии Мурзины — татарские «мурзы», а в фамилиях Ордынцевых и Ордынских — Золотая Орда. Ну а уж фамилия дворян Татариновых непосредственно указывает на их происхождение.

Или вот, например, в фамилии князей Юсуповых сразу видно тюркское имя Юсуф. Эта фамилия приобрела чуть ли не мировую известность после того, как Феликс Юсупов в своём петербургском дворце организовал убийство старца Григория Распутина, обладавшего магической властью над царской семьёй. А происходит эта фамилия действительно от татарина Юсуф-мирзы, чьи дети в XVI веке перебрались в Москву. Кстати, от племянника этого Юсуфа, Урус-мирзы, ведёт своё начало другой знатнейший дворянский род — Урусовых.

Феликс Юсупов.

У некоторых знатных фамилий татарские корни не так заметны, но тем не менее они есть. Так, Строгановы происходят от татарина, выехавшего во времена Дмитрия Донского на Русь и получившего прозвище Строгон.

У графов Шереметевых основа фамилии восходит к тюркско-бул-гарскому «шеремет» (что значит — «бедолага, невезучий человек»), а Мусины-Пушкины обязаны своим появлением татарину по имени Муса.

Татарин Кучук-бей в середине XVII века перешёл на службу в Войско Запорожское, где превратился в Кочубея. Знаменитый Василий Кочубей, враг Мазепы (его трагическую историю воспел Пушкин в своей поэме «Полтава»), был внуком Кучук-бея. Его потомки влились в ряды сановного русского дворянства. Один из них — Виктор Кочубей (1768–1834) — даже стал канцлером (высшая гражданская должность в Российской империи).


Аракчеев А.А.

Из татар происходил и печально известный генерал Алексей Аракчеев — любимец императора Александра I и фактический управитель Российской империи в 1815–1825 годах. Его предок — казанский татарин по прозвищу Аракычы — в середине XV века перебрался в Московское княжество.

Татары на московском троне.

Потомки татар даже восходили на трон Российского государства. Так, мать царя Ивана IV Грозного — Елена Глинская — происходила из татарского рода Глинских. После Куликовской битвы знатный татарин Мансур-Кият выехал в Литву. Там он получил во владение город Глинск — отсюда и пошла родовитая фамилия. А в 1526 году дочку одного из князей Глинских — Елену — взял в жёны русский великий князь Василий III. Плодом этого брачного союза и стал Иван Грозный (правда, сомнения в происхождении Глинских от сподвижника Мамая появились уже в XVI веке).

Татарским потомком был и другой русский царь — знаменитый Борис Годунов (правил в 1598–1605 годах). Вот как говорят о нём герои одноимённой драмы Пушкина? «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...» Ненавистники царя Бориса никогда не забывали, что он происходил от татарского мурзы Чета, приехавшего на Русь в середине XIV века.

В окружении и царя Бориса, и последующих царей XVII века не было недостатка в придворных татарского происхождения. Другой герой всё той же пушкинской драмы «Борис Годунов» — воевода Пётр Басманов — получил свою фамилию от татарского слова «басма» (печать, знак).

Татарам обязаны своим происхождением такие старинные русские дворянские рода, как Сабуровы, Адашевы (от татарского имени Адаш), Баскаковы (от татарского «баскак» — сборщик налогов), Батурины (от татарского «батыр» — богатырь), Бахметьевы, Кудашевы (от имени Кудаш, оттуда же — Кадышевы), Масальские, Мещерские, Муратовы (от имени Мурат), Ширинские-Шихматовы, Бибиковы (от тюрк. «бибик» — главный начальник), Ртищевы, Тенишевы (основатель рода — мурза Тениш Кугушев), Талызины, Алмазовы (от имени Алмазы),Якушевы (от имени Якуш) — да всех и не перечислить!

«На службе Отечеству».


Знаменитый князь Дмитрий Пожарский, освободивший Москву от поляков в 1612 году, по матери был из уже упоминавшегося рода Беклемишевых — то есть наполовину татарин. «Исконно русская» фамилия сподвижника Пожарского — Кузьмы Минина, возможно, происходит от татарского рода Мин (это родовое имя входило составной частью в фамилии его представителей — Мин-Булат, Мин-Тимур и так далее). На Руси выходцев из рода Мин прозвали Миниными.

Главный помощник Петра Великого по морским делам — адмирал Фёдор Апраксин — вёл свой род от татарина Салхомира. Правнук Салхомира на Руси получил прозвище Опракса. Отсюда и пошли Опраксины (или Апраксины).

Фамилия Суворов, которую мы привыкли считать русской, стала известна в XV веке. Происходит она от татарского прозвища «сувор» («наездник»). Первым, кто носил эту фамилию, стал «татарский сын» Горяин Суворов, о котором упоминается в летописях за 1482 год. Впоследствии была придумана легенда о том, что предки Суворовых были шведами. Но это не так.

Знаменитый участник Кавказских войн первой половины XIX века — генерал Алексей Ермолов — свою родословную начинал так: «Предок наш — Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном — в 1506 году выехал к великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды». А герой Отечественной войны 1812 года, поэт-партизан Денис Давыдов, происходил от татарского мурзы Минчака, приехавшего на Русь в XV веке.

От племянника золотоордынского хана Берке вёл свой род известный русский мореплаватель Алексей Чириков (1703–1748). Капитан-командор Чириков (вместе с Витусом Берингом) открыл Алеутские острова и основал Петропавловск-Камчатский.

Деятели культуры.


Потомок татарского мурзы Арслана Тургена (тюрк. «арслан» — «лев»), выехавшего из Золотой Орды к великому князю Василию II Тёмному, стал великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым.

А предком Фёдора Достоевского, по мнению литературоведов, являлся упоминаемый в исторических источниках татарин Аслан-Челеби-мурза, который ещё в 1389 году покинул Золотую Орду и был крещён в православие московским князем Дмитрием Донским.

Известный поэт Фёдор Тютчев был потомком татарина Тютши (в переводе с тюркского — «игрок на пастушьем рожке»), а величайший русский поэт XVIII века — Гавриил Державин — происходил от выехавшего из Большой Орды мурзы Ибрагима.

«Колумб российской истории» — писатель и историк Николай Карамзин — был потомком татарского воина Кара-Мурзы («чёрный князь»). Современник Карамзина — публицист и философ Пётр Чаадаев — обязан своей фамилией татарину Чагатаю (Джагатаю). Именно Чаадаеву посвящены известные пушкинские строки: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

Татарский предок писателя Сергея Аксакова, видимо, сильно прихрамывал («аксак» по-тюркски — хромой). А предок Михаила Булгакова был видным и статным (от тюрк. «булгак» — внушительный, важный).

Татарская кровь текла и в жилах писателя Алексея Куприна. Его мать была из рода Кулунчаковых. Этот татарский род происходил от князя Кулунчака. Позднее Кулунчаковы влились в ряды русского дворянства.

Сын татарина Танея получил на Руси фамилию Танеев. Самый известный представитель рода — композитор Сергей Танеев (1856–1915). А его коллега — композитор Александр Скрябин (1872–1915) — происходил от татарина Сокур-бея (в переводе — «слепой бей»). Татарские корни имел и лидер так называемой Могучей кучки — композитор Милий Балакирев (от татарского прозвища «бала кире» — упрямый ребёнок), и великий Сергей Рахманинов (от татарского имени Рахман).

«Что в имени тебе моём?»

Русская фамилия Атласов — это видоизменённая татарская фамилия Атласи. А, казалось бы, «чисто русские» Кожевниковы получили эту фамилию вовсе не от профессии кожевника, а от татарского мурзы Кожая.

Вот ещё несколько фамилий сугубо татарского происхождения. Фамилия Бакшеев произошла от «бакшей» (писарь), Караулов — от «каравыл» (стражник), Бекетов — от «бекет» («учитель, наставник»), Тухачевский — от «тухачи» (знаменосец), Бажановы — от «бажа» (свояк).

Уважаемых людей татары звали «велиамин», так появилась на свет русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

Дворяне Мамоновы повели свой род от казанского царевича Абдуллы по прозвищу Маммун («тихий, скромный»), а Таировы — от ордынского царевича Таира.

Татарский предок Саблуковых не отличался хорошим здоровьем (татарское «саблук» значит «слабый, вялый»), а предок Соймоновых, напротив, был очень энергичным («соймон» по-татарски — подвижный человек).

Фамилия знаменитого министра Временного правительства в 1917 году Павла Милюкова — это на самом деле искажённое Меликов. А происходит она от татарина по прозвищу Мелик («мелик» — царь).


Современник Милюкова — великий учёный Климент Тимирязев (1843–1920) — был потомком золотоордынского бека Темира-Гази («железный воин»).

Невозможно перечислить в одной статье все «исторические» русские фамилии, имеющие татарское происхождение. Кроме уже упомянутых, к ним относятся: Алябьевы, Аничковы, Ахматовы, Балашевы, Бердяевы, Бунины, Бухарины, Горчаковы, Дашковы, Курбатовы, Нарышкины, Огарёвы, Радищевы, Растопчины, Рязановы, Измайловы, Хитрово и многие, многие другие.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Лайк (1)
snegirev

Сообщений: 1154
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 17333
Многие фамилии имеют татарское происхождение, но приведенные выше фамилии
могут иметь и нетатарское происхождение.
---
Снегиревы
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА:
ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ТРАДИЦИИ, МОЛИТВЫ.



Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления.


Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.

С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…

— Димитрий Ростовский. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца


С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения.
Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В. Маковский. Поминки. 1884


В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.


Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.



Необходимо помнить.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
Кто такой "сноб"?

Слово «сноб» у многих вызывает неоднозначные ассоциации — вроде плохо, но так приятно относиться к чему-то интеллектуальному и исключительному.
Сейчас «снобами», бывает, называют людей с изысканным, утончённым вкусом. Даже журнал такой есть, подразумевается, что он создан для интеллектуалов.
Разбираемся, что не так с этими снобами.


Уильям Теккерей писал в своей «Книге снобов, написанной одним из них»:
«Никто из нас не может быть уверен, что мы не снобы. Эта самая уверенность отдает надменностью, а быть надменным — значит быть снобом».

Знаете ли вы что на самом деле обозначает это слово ?

В английском языке это слово распространилось как сокращенная версия латинского "sine nobilitas" - "без благородства".
В 1775-1785 годах им пользовались англичане, говоря о сапожнике или подмастерье.
Позже так стали обозначать любого простолюдина. В результате преобразований в экономике и политике здесь сформировалась новая аристократия, незнатная по происхождению, но быстро обогатившаяся и потому стремившаяся поскорее обрести соответствующий статус.



Изначально в Оксфордском университете слово «сноб» использовалось для обозначения студентов из недворянских семей (лат. sine nobilitate — неблагородного происхождения). Сыновья новых буржуа часто были богаче выходцев из старых английских родов и стремились подражать им внешними атрибутами — показной, часто безвкусной роскошью. Такое поведение привело к тому, что с середины XIX века снобами начали называть простолюдинов, подражающих манерам аристократа, а само поведение — снобизмом.

Однако старая элита не желала сдавать позиции. В конце XVIII века пометку "s. nob" ставили в списках пассажиров кораблей напротив фамилий "неблагородных" пассажиров, недостойных присутствовать на обеде у капитана. Так же поступали и в английских аристократических домах, составляя список гостей, поэтому слуга всегда знал, чье появление следует оглашать без титула.
Похожие события развивались в стенах Оксфорда и Кембриджа. Аббревиатурой "s. nob" помечали в общих списках студентов недворянского происхождения. В Итонском университете (частной британской школе для мальчиков) сформировался специфичный сленг: "нобами" называли учеников благородного происхождения (от англ. noble - "дворянин"), ну а "сноб" звучало как антоним этого понятия. Юные выходцы из семей новоиспеченной буржуазии и зажиточных землевладельцев зачастую были богаче однокашников-дворян. Они стремились не быть "белыми воронами", но не видели иных способов реализовать это желание кроме демонстрирования показной роскоши, граничащей с безвкусицей. Такое поведение стали называть словом "снобизм", а тех, кто так ведет себя - снобами.




Сегодня в слово «сноб» вкладывают множество смыслов, но среди них есть основополагающие:

Во-первых, сноб это тот, кто претендует на принадлежность к определённым социальным слоям и презирает людей более низкого социального положения.

Например, москвич, снисходительно относящийся к провинциалам, которые зво́нят по телефону и пьют йогу́рт. Или петербуржец, который каждый раз подчёркивает, что «не шаурма, а шаверма» и «не подъезд, а парадная». Причём чаще всего такой человек сам когда-то приехал из провинциального городка и таким поведением пытается подчеркнуть пропасть между своим нынешним положением и статусом «понаехавшего провинциала». И да, если вы с презрением относитесь к элите и возвышаете вещи, связанные с «простецкой жизнью», то вы всё равно сноб, только обратный.

Во-вторых, сноб это тот, кто убеждён в своем превосходстве в вопросах вкуса или интеллекта.

Такой человек претендует на изысканно-утончённый вкус и манеры, на особый круг знаний и интересов. Из разряда: «Я не пью ви́на моложе 50 лет», «все нормальные люди давно перешли на линукс» или «я в этом году вместо пляжа отправился в джунгли Амазонки, чтобы найти племена индейцев, которые до этого никогда не контактировали с человеком». Интеллектуальный сноб процитирует Ницше или на худой конец Паоло Коэльо и покритикует режиссёра за то, что его новая картина ушла от нуара первых фильмов, превратившись в обычный боевик.

Итак, снобизм — претензия на принадлежность к элите, авторитетность в какой-либо области, и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишён этих достоинств. Важно: если претензия оправдана, то это высокомерие (тоже не самое лучшее качество), но не снобизм.



Сегодня мне кажется "снобизм" приобрел наоборот какой-то положительный оттенок уже не в происхождении или манерах, а профессионализме. "Профи" в какой-либо сфере надменно, с налетом легкого презрения посматривают на новичков, глубокомысленно размышляют о своем трудовом пути. Профессиональный снобизм особенно ярко проявляется в ИТ-сфере: весельчаки-сисадмины обожают поглумиться над всеми, кто не обладает знаниями в этой области на уровне профи. Не отстают от них и работники автомастерских и так далее. Создается устойчивое мнение, что "профессионализм = снобизму" и это нормально.



Мне все таки кажется, что слово сноб, скорее, негативно, чем позитивно. А словом «снобизм» обозначается надменное отношение к людям, обоснованием которого служит якобы интеллектуальное превосходство (в понимании «превосходящего»). Впрочем, довольно сложно представить, чтобы в наслаждении превосходством было бы что-нибудь умного, а уж тем более, доброго.
В наши дни эту же тему поднял другой англичанин, знаток хороших манер, Джон Морган в своем «Новом руководстве по правилам этикета»: «Стараясь сойти за своих среди тех, в чье общество они стремятся, снобы обязательно совершают одну из двух роковых ошибок: они либо угодливы, либо ведут себя слишком развязно. И то, и другое, без сомнения, выдает сноба».



Я СНОБ И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!

Охотно верим. Снобизм позволяет почувствовать себя тем, кем вы не являетесь, но хотите быть. Помогает показать принадлежность к желаемой группе (богач, интеллектуал, кинознаток и т.д.) и подчеркнуть различие между вами и другими людьми, которые к этой группе не принадлежат.
Людям, которые добились высокого положения или уровня жизни, снобизм помогает “порвать” со своим прошлым. Например, многие футболисты-выходцы из бедных стран Африки и Латинской Америки, получив выгодный контракт, первым делом покупают виллы, дорогие машины, смартфоны и другие внешние атрибуты западной жизни. Интеллектуальный и вкусовой снобизм отличается от социального только тем, что люди хвастаются не размером своего кошелька, а познаниями в какой-либо сфере.

5 ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ СНОБ.

1. Для вас важнее бренд, а не функциональность вещей, например, одежды или обуви. Снобизм всегда ориентирован во вне, поэтому снобу важно, как он выглядит со стороны, а не насколько эта вещь удобна на самом деле. И да, если вы одеваетесь нарочито неряшливо, демонстрируя, что вам всё равно на чужое мнение, то это опять же обратный снобизм.

2. Сноб постоянно подчёркивает свою исключительность: у вас должен быть самый последний гаджет, поэтому вы стоите в очереди за айфоном или мечтаете там быть. Вы идёте на предпоказ «Звёздных войн», а в кафе заказываете не просто кофе, а «латте макиато на обезжиренном соевом молоке с сахарозаменителем».

3. Вы любите с видом эксперта порассуждать о вещах, которые вам нравятся. При этом либо преувеличиваете свои знания по теме, либо действительно думаете, что разбираетесь в вопросе (но это не так).

4. Вы держитесь подальше от людей «не своего круга». И, конечно же, с некоторой снисходительностью обсуждаете невежду, который «не слышал про экзистенциализм Кьеркегора», «застёгивает нижнюю пуговицу пиджака» или «надевает топсайдеры на носок».

5. Иногда вас называют снобом и заносчивым человеком, ваши взгляды считают элитарными.


НУ ХОРОШО, Я ВСЕ ПОНЯЛ, КАК ТЕПЕРЬ ЖИТЬ?

Снобизм — это фактически отсутствие собственной личности, подделка, которая лишь подражает идеалу. Как девочка, которая надевает мамины туфли и красит губы помадой. Делает ли это её взрослой? Нет. Так и поведение сноба не делает его аристократом, искусствоведом или стилистом. Дворянину не нужно презирать простолюдина, чтобы подчеркнуть своё происхождение, а знатоку живописи незачем смеяться над тем, кто не отличит Мане от Моне. Как говорили англичане, «лучше всего в манерах разбираются лакеи».

Исправить свой снобизм легко на бумаге и сложно на практике. Перестаньте следовать неписаным правилам того общества, к которому стремитесь, и надменно относиться к тем, кто к этому кругу не принадлежит. Цените вещи за их удобство и качество, а не за марку. Не зацикливайтесь на внешних атрибутах успеха и делайте то, что вам действительно нравится, а не то, что делает вас более значимым в глазах других людей.


Так что, насколько «почетно» быть снобом, каждый решает для себя сам.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЦВЕТА ФЛАГА РОССИИ?



В момент своего появления они вообще ничего не означали.
До XVII века у России не было государственного флага. Он появился лишь во времена царя Алексея Михайловича (1629—1676).
Это событие было напрямую связано с рождением российского флота. В 1668 году голландский инженер Давид Бутлер по указу царя построил первый русский военный корабль «Орел». Но возник вопрос, какой флаг поднять на корабле — ведь так было принято во всех западных странах.
Царь приказал спросить совета у Бутлера, дабы тот рассказал, как с этим обстоят дела на его родине. Инженер ответил, что флаг Нидерландов с 1630 года состоит из трех горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней). Поразмыслив, Алексей Михайлович приказал заказать соответствующие ткани для своего полотнища.

Но порядок полос на русском флаге был иным: наверху расположилась белая полоса, затем шли синяя и красная. (О чередовании цветов на том флаге историки спорят до сих пор.)
Скорее всего, на выбор Тишайшего государя повлиял тот факт, что цвета голландского флага повторяют расцветку московского герба.

Петр I (1672—1725) продолжил традицию, начатую отцом, используя на кораблях «флаг царя Московского». Так прошло 30 лет.
А в 1712 году вышел указ, предписывающий военным кораблям ходить под флагом Андрея Первозванного.

Бело-сине-красное полотно поднималось с тех пор только на гражданских судах. В Петровскую эпоху белый цвет символизировал свободу, синий принадлежал Богородице, а красный свидетельствовал о силе русской державы.

Однако флаг не был утвержден официально. Это было сделано только в середине XIX века. И речь шла не о классическом триколоре.
Дело в том, что председатель геральдической палаты Российской империи барон Бернгард Кёне (1817—1886) предложил императору Александру II (1818—1881) подобрать цвета флага в соответствии с геральдическими цветами российского герба (черным, желтым и белым).

Идея получила императорское благословение в 1858 году. Но в обществе к новшеству отнеслись неодобрительно — уж больно новый флаг походил на австрийский. Поэтому в 1883 году император Александр III установил в качестве государственного флага бело-сине-красное полотно. Трактовка его цветов, не изменившаяся со времен Петра I, теперь стала официальной. А черно-желто-белый флаг стал династическим флагом семьи Романовых.

Придя к власти, большевики сменили его на красное полотнище. Согласно Конституции 1918 года, в его левом верхнем углу появились буквы — Р. С. Ф. С. Р. 30 декабря 1922 года был создан СССР. Флаг новой страны, закрепленный Конституцией 1924 года, представлял собой красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине в пропорции 1:2 «с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой». А флаг образца 1918 года стал использоваться только как флаг Российской Федерации.

В 1954 году его заменили на новый: к флагу СССР была добавлена левая вертикальная голубая полоса как символ покорения советским народом воздушной и морской стихий.

После путча 1991 года Верховный Совет РСФСР вернул в качестве государственного флага Российской Федерации бело-сине-красный триколор. А после распада СССР в декабре того же года он стал флагом новой России. В настоящее время его цвета не имеют официального толкования.

25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений.
Неофициальное толкование цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:

белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, чест­ность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
ОТ КАКОГО МОРЯ СЧИТАЮТ ВЫСОТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ?



Уровни разных морей не совпадают в точности.
Средний уровень Средиземного моря, например, на 15 см ниже, чем уровень океана.
Каждая страна выбирает удобную ей точку отсчета.

В России и Казахстане высоты считают от нуля Кронштадтского футштока в Балтийском море (в Финском заливе, средний уровень которого был определен в 1825–1839 годах).
В Великобритании отсчет ведут от среднего уровня моря у города Ньюлин в проливе Ла-Манш, зафиксированного между 1915 и 1921 годом.
Во Франции и некоторых других странах Европы и Африки за основу были взяты показания Марсельского мареографа в 1885–1897 годах. Правда, с тех пор уровень воды у берегов Марселя вырос на 16 см, но ничего.

Самая высокая точка суши в мире — гора Джомолунгма в Гималаях: 8848 м над уровнем моря.
Самый низкий участок суши в мире — побережье Мёртвого моря: 417,5 м ниже уровня моря.
Высоты горных вершин над уровнем моря определены наклонным визирным лучом из тригонометрическим нивелированием с точностью около 1 м, тогда как геодезическая высота вершины над отсчётным эллипсоидом может быть определена с точностью до 1 см с помощью геодезических ГНСС-приёмников.
---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3040
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1295
ГДЕ НАХОДИТСЯ ТМУТАРАКАНЬ?


Раскопки Гермонассы-Тмутаракани, 2008


Тмутарака́нь (от реконструируемого тюрк. Taman-Tarkan – «город таркана Тамана») — средневековый город, отождествляется со средневековыми слоями городища в дельте реки Кубань на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края. В античное время на месте Тмутаракани располагался греко-синдский город Гермонасса.

Город с названием Тумен-Тархан располагался на Таманском полуострове и до Х столетия входил в Хазарский каганат. Перейдя под власть киевского князя, он стал именоваться Тмутараканью. Сейчас на этом месте станица Тамань Краснодарского края России. А еще одна Тмутаракань находилась на берегу Днепра недалеко от нынешнего украинского города Остёр.


Тмутаракань – древнейший русский город, и находился он в древности не в каких-то экзотических краях, а на землях теперешней станицы Тамань в хорошо известном всем Краснодарском крае. Это место на побережье Чёрного моря издавна интересовало торговых людей, а заодно и завоевателей, которые все вместе и создали интересную историю Тмутаракани.
Считается, что этот город-порт, который назывался Гермонасса, был основан в VI веке до н. э. и входил в состав эллинского Боспорского государства. Соседями у него были Пантикапей и Горгиппия, которые мы сегодня знаем как Керчь и Анапу. Судьба Гермонассы для античного города вполне благополучна, она просуществовала целое тысячелетие, и только в VI веке нового тысячелетия её захватили тюрки, после чего и поселение стало называться Тумен-Тархан. Тюркскому каганату повезло меньше, уже в IX веке он распался, а город перешёл под хазарское правление и получил новое название Самкерц.
Теперь самое время вспомнить отечественную историю и походы киевского князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата. Эти походы окончились полным разгромом хазар. А на этих землях в X веке образуется Тмутараканское княжество со столицей, понятное дело, в городе Тмутаракань. Таким образом, мы отвечаем не только на поставленный вопрос, где что находится, но и сообщаем вам самое главное: Тмутаракань – это древнейший русский город, просуществовавший до конца XI века.

Тмутараканский камень является древнейшим свидетельством гидрографических работ Древней Руси и ярким археологическим памятником Тмутараканского княжества.


В летописях встречаются варианты названия: это и Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань. Современники пишут о крупном торговом городе с гаванью. Именно через Тмутаракань осуществлялись экономические и политические контакты русских княжеств с народами Северного Кавказа и Византией. Город привлекал греков, аланов, хазар, славян и армян.
В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший Тмутараканью, построил здесь церковь Богородицы. А в 1068 году князь Глеб Святославович провёл исследования и прямо по льду измерил ширину Керченского пролива между древнерусским городом Корчевом (Керчью) и Тмутараканью. Это расстояние составило 14 тысяч саженей, или 24 (более привычных нам) километра. Но уже вскоре Древнюю Русь захлёстывают междоусобные распри, растёт давление Константинополя, и Киев в 1094 году теряет контроль над городом. Тмутаракань переходит под управление Византийской империи и получает новое название – Таматарха. Но, что примечательно, торговые отношения с Русью не были утрачены, пока эти связи не перекрыли половецкие набеги.
В XIII веке город ненадолго входит в состав Золотой Орды и называется Матрикой, затем меняет хозяев и находится под властью купцов из Генуи (название опять меняется, но звучит похоже, теперь – Матрега). В 1475 году город попадает под власть Османской империи, после чего название становится уже вполне знакомым – Таман.

Монеты Тмутараканского княжества.


В состав Российской империи город вошёл в 1792 году и получил привычное название Тамань, а с 1849 года поселение стало именоваться станицей, здесь обосновалась база флотилии Кубанского казачьего войска.

Смерть Володаря и Василько Ростиславичей. Миниатюра Лицевого летописного свода.


В годы Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои за Таманский полуостров, и в 1943 году Тамань была окончательно освобождена от захватчиков.

Сегодня вы сами сможете узнать об этом городе много интересного, если побываете в станице Тамань. Здесь расположен очень интересный археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», наглядно рассказывающий о многовековой жизни людей в этих краях. Здесь постоянно ведётся поисковая работа, и эти земли являются самым настоящим кладезем сокровищ для учёных.
(Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/gdie-nakhoditsia-tmutarakan)



В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь».

---
Интересуют фамилии Кибановы,Жулановы,История Пермского края,Иноземцево-Пятигорск,Елшанка,Саратовской губернии.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 Вперед →
Модератор: Tina1960
Вверх ⇈