К ВОПРОСУ ИСТОРИИ ГОРОХОВКИ Название "Гороховатка" позже, между 1800 и 1822 гг., изменилось на "Гороховка" произошло от Гороховского переулка, что в Москве, ныне недалеко от Курского вокзала. Там в петровские времена жили купцы Турбины, которые отказались давать деньги на петровские реформы. Поэтому Петр 1 их сослал в пустынное песчаное место. Оно и стало потом большим селом под названием Гороховка. И в наши дни в Гороховке проживает много семей с фамилией Турбины.
Сколько людей, - столько мнений.
Теории происхождения и дата основания ГороховкиО дате основания села есть два мнения. В книге «Вся Воронежская земля» В.А. Прохов указывал, что в начале XVIII века на этом месте находилась Калитвянская застава Острогожского полка. Около 1710 года здесь возник поселок, получивший название Гороховка. По преданиям, записанным в XIX веке, село основали выходцы из Малогороховской улицы города Москвы, от которых село получило название. Их якобы сослал Петр 1 за поставку плохих товаров для войск, сражавшихся со шведами. По другим сведениям Гороховка обязана своим названием озеру Большое Горохово. Воронежский архимандрит в 1886 году назвал годом основания села 1701 год. Этот же год основания Гороховки назвал в 1921 году Ф. К. Рындин, генеральный секретарь Ассоциации по экономическому изучению Воронежской губернии. Есть также данные, что Гороховка была основана в 1702 году – в "Ревизских сказках", упоминается как Гороховец. Это название прослеживается так же на картах до 1770 г., – позднее в двух вариантах: Гороховатка или Гороховка.
К концу XIX века в селе Гороховка общинное землепользование составляло: – 733 хозяйства, 4432 чел., 1366 десятин надельной земли, в т. ч. пашня 6684 дес.
В 1879 г в селе Гороховка: Одно училище. Помещается в общественном доме. Преподаванием Закона Божия занимается священник Александр Крылов, а прочими предметами учитель Василий Склабовский. Училище посещают 91 мальчик и 5 девочек. На содержание училища сельское общество израсходовало 95 руб. В том числе: на жалование учительнице 80 руб.; на училищные потребности 15 руб. Земство доплачивало учителю 120 руб., на вознаграждение законоучителя 50 руб., на выписку книг 36 руб. 81 коп.
http://ru.esosedi.org/RU/VOR/7230580/selo_gorohovka/-------------------------------------------------------------------------------
ИСТОРИЯ СЕЛА ГОРОХОВКИЛегенда о возникновении нашего села передаётся из поколения в поколение. О ней мне рассказывал мой дед, а ему, в своё время, его дед. Давно это было. Ещё в те времена, когда Средний Дон считался окраиной Московского государства. Крепости тогда дальше, так называемой Белгородской черты, не строили. Охрану и наблюдения за землями в излучине Дона, от впадения в него правобережного притока Чёрной Калитвы до впадения левобережного притока Толубеевки, нёс Острогожский полк, размещавшийся в Острогожской крепости, находящейся на упомянутой выше Белгородской черте. В самом начале ХVIII века (1702 г.) на месте нашего села, на высокой песчаной террасе, при впадении глубокого оврага в большое пойменное озеро, существовала Калитвенская застава Острогожского полка. Ниже по Дону никаких поселений не было. Дальше располагался край вольного казачества, куда бежали от тяжёлого крепостного гнёта отчаянные головы из Московского государства. Если им это удавалось, они становились свободными казаками. С Дона назад выдачи не было. И хотя казачьи земли считались вотчиной русского царя, управлялись они самостоятельно казачьим кругом, принимавшим решения не всегда угодные царю. Но в одном царь был твёрдо уверен: казаки беспредельно любили свою Родину, беззаветно служили ей, охраняя её южные окраины от набегов кавказских народов и крымских татар, никогда не помышляя об измене. Поэтому многие вольности царём казакам прощались.
Широкая пойма Среднего Дона в те времена представляла собой ещё совсем слабо обжитую человеком землю с многочисленными пойменными озёрами, обширными зелёными лугами и густыми лиственными лесами с преимущественным произрастанием в них дуба, ясеня, липы, карагача. В Дону и в озёрах было много всякой рыбы, а в лесах и на лугах безбоязненно гуляло многочисленное зверьё. Охотиться на всё это было некому. Дон в этих местах был сказочно красив – могучий и полноводный, нёс он свои воды к южному морю мимо бескрайних лугов с многочисленными рощами, озёрами и протоками; мимо шумевших своей загадочностью лесов; мимо высоких меловых круч, веками смотревших в его зеркальную гладь. С севера к Дону подходили, а на юг от Дона уходили бескрайние степи. Мало было тогда в этих краях оседлых людей. Больше ютились в лесах, прячась от людского глаза, беглые крестьяне, пробиравшиеся на Дон с мечтою стать свободными казаками. Были ещё отчаянные разбойничьи ватаги, грабившие небольшие речные суда, изредка проплывавшие вниз или вверх по реке, осуществлявшие связь Московского государства с донскими казаками. Во время восстания под руководством Болотникова в 1606 году по Дону до Воронежа поднимался отряд повстанцев Василия Уса, а в период восстания под руководством Степана Разина по Дону до Коротояка в 1670 году двигался отряд восставших во главе с Фролом Разиным.
Край этот стал оживать и преображаться только в петровские времена, когда молодой царь велел рубить в местных лесах вековые дубы и далее на корабельных верфях под Воронежем строить первый русский военный флот, чтобы идти на нём вниз по Дону «воевать» Азов. В мае 1696 года вниз по Дону спустилась военная флотилия из 500 судов во главе с Петром 1 осаждать Азов. После взятия Азова по реке теперь постоянно вниз и вверх проплывали многочисленные царские корабли со служилыми царскими людьми. По Дону от Воронежа до Азова была установлена сторожевая охрана. Разбойному люду житья не стало.
Ни один раз, проплывая на своих кораблях мимо этих мест к Азову, Пётр 1 обращал внимание на их суровую красоту и необжитость. И потом уже позже, воюя со шведами, когда его царский гнев обрушился на московских купцов, поставивших недоброкачественные товары его армии, вспомнил царь суровые необжитые края Среднего Дона, и приказал часть купцов, которых он не казнил, а по-царски помиловал, сослать на вечное поселение в эти края. Верные царские слуги выселили из богатых московских домов, что находились на Малогороховской улице в Москве, провинившихся купцов, усадили их вместе с жёнами и детьми в телеги и повезли через всю страну на юг в далёкие неведомые для них земли. Труден и печален был путь этой процессии. Сначала они добрались до Воронежа, а потом до Острогожска, и, наконец, до места Калитвенской заставы.
В разгаре была весна 1710 года. Вешние воды затопили всю пойму. Необозримое водное пространство с косматыми вершинами затопленных рощ и дубрав представилось перед глазами изумлённых людей. Это была пора, когда всё живое в природе пробуждалось, вступало в новый жизненный цикл. К новой жизни стали готовиться и приехавшие сюда люди. Было их не так уж и много – всего двадцать-тридцать семей.
Здесь же на облюбованной ими песчаной площадке разместили они свои первые шатры, разметили первую улицу и стали строить землянки. Обеспечив первоначальный уют для своих семей, начали они присматриваться и изучать, окружающую их, местность. Теперь предстояла им не купеческая, а крестьянская жизнь. Надо было пахать землю, сеять в неё зерно, выращивать урожай, обзаводиться крестьянским хозяйством.
Человек приспосабливается на земле к любым условиям, какими бы трудными и тяжёлыми они не были. Прижились в новых краях и бывшие московские купцы, благо, что эти места были богаты плодородными землями, в реке и озёрах обильно ловилась рыба, на лугах и в степи можно было пасти крестьянскую скотину, а в лесах водилась дичь и всякое зверьё. Звонкие молодые голоса, задорные русские песни, шёпот и ласковые поцелуи влюблённых, детский лепет – теперь можно было слышать в этих, ещё недавно глухих, местах.
Вскоре на крестьянских подворьях появились, вместо землянок, добротные дубовые избы с амбарами и сараями, огороженные новыми ивовыми плетнями. Посёлок приобретал привлекательный вид, и сюда стали прибывать из других мест государства вольные крестьяне-переселенцы. В память о своей родине – Малогороховской улицы в Москве – бывшие «малогороховские купцы» дали имя своему посёлку – Гороховка. Первое время посёлок был совсем небольшим. В нём было не более пятидесяти дворов. Он сильно увеличился только в шестидесятых годах ХVIII века, когда сюда прибыло значительное количество переселенцев из городов Курска, Лебедяни, Старого Оскола.
В 1720 году в Гороховке была построена первая деревянная церковь. По свидетельству путешественника и натуралиста Самуэля Готлиба Гмелина, который по поручению Петербургской Академии Наук в 1768-1774 годах совершил путешествие по бассейну Дона, Низовью Волги, Кавказу и берегам Каспийского моря, в Гороховке в 1769 году проживало 550 человек однодворцев. Постепенно Гороховка превращалась в большую государственную деревню. К началу Х1Х века в Гороховке насчитывалось уже до 1000 дворов, так называемых крестьян-однодворцев. Теперь село раскинулось на много километров вдоль Дона на высокой песчаной террасе левого берега.
В 1801 году в Гороховке была построена капитальная Преображенская церковь с приделом Николы Чудотворца, а потом несколько лет позже и вторая Богословская церковь. Жители села, в основном, занимались хлебопашеством и животноводством. Постепенно село всё росло, приобретало в округе и далеко за ее пределами, известность. В село приезжали новые жители, уезжали старожилы. Со временем память о тех «малогороховских купцах», основателях села, у сельчан стёрлась. Даже фамилий их никто сегодня не знает. Только легенда о них, как основателях села, сохранилась.
Во второй половине ХIХ века из села Гороховки стали выделяться отдельные хутора. Так на правом берегу Дона, напротив села, появились хутор Самодуровка (Донской) и хутор Кошарный, а в 10 километрах севернее села хутор Дубовый. В начале ХIХ века в период столыпинских реформ образовались хутора отрубников (от слова «отруба») из Гороховки (х. Акатов, х. Борец, х. Жиляев, х. Кононыхин, х. Райтруженик, х. Малахов). В селе никогда не было крепостного права или другой формы зависимости от землевладельца. Крестьяне были государственными. Земля их была общественной и делилась между всеми на мужскую крестьянскую душу. Значительного расслоения между крестьянами в селе не было. Конечно, были и очень зажиточные крестьяне, но большинство были середняками. Каждому давался равный надел земли и других сельскохозяйственных угодий, а, следовательно, и шанс хорошо жить. Кто был посмекалистей, любил землю и упорно трудился, тот и жил зажиточно. Лодыри и лежебоки всегда были не в почёте на Руси, но, не смотря на это, они не переводились. Были они и в нашем селе.
Февральскую и Октябрьскую революции в селе встретили спокойно. Советская власть в Гороховке установилась в январе 1918 года. Гражданская война затронула Гороховку основательно. Село несколько раз переходило то к красным, то к белым. В декабре 1918 года вспыхнуло восстание против красновцев, а в 1921 году велась борьба против мятежников Колесникова. Во время Гражданской войны гороховцы воевали на её многочисленных фронтах – одни на стороне белых, другие на стороне красных. Память о первых потом забылась, а вторых позже возвеличивали, называли в их честь улицы и площади.
После гражданской войны в Гороховке жизнь продолжалась фактически по-старому. В селе проживало около 10000 человек. Крепкие крестьянские хозяйства большинства жителей села выжили и остались по-прежнему крепкими. Люди продолжали пахать землю, сеять и выращивать хлеб. И только пришедшая в 1929-30 годах массовая коллективизация поколебала и впоследствии разрушила основы крестьянской общины села. Были волнения, было раскулачивание. За период коллективизации раскулачено и репрессировано более 500 жителей села. В конце концов, крестьяне с новым укладом жизни на селе смирились и пошли в колхозы. Единоличников в селе было мало.
Первоначально с 1930 года в селе был один колхоз «Красное восстание», а в 1934 году он был разделён на пять колхозов: имени Молотова, имени Сталина, «Память Ленина», «Красное восстание», имени Стаханова. В селе было два Сельских Совета. Село Гороховка до октября 1959 года входило в состав Новокалитвенского района, а с ноября 1959 года вошло в состав Верхнемамонского района, Воронежской области.
В июне 1942 года Гороховка стала прифронтовым селом. Фашистские войска обосновались на правом высоком берегу Дона, а советские войска в левобережной пойменной части. Прифронтовая жизнь гороховцев продолжалась всё лето. В сентябре перед операцией «Малый Сатурн» жители села были временно эвакуированы из прифронтовой полосы в глубинные районы области. Возвратились они в родное село в январе 1943 года после разгрома фашистов на Среднем Дону. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 795 гороховцев, из них 495 погибли в боях за Родину. После окончания Великой Отечественной войны, вернувшиеся фронтовики вместе с другими жителями села активно включились в восстановление разрушенного войной хозяйства. И в последующее десятилетие они достигли значительных успехов.
Крестьяне нашего села всегда были связаны с городом. Ещё в дореволюционное время и, особенно, в двадцатые годы в зимний период, когда заканчивались полевые работы, уезжали они в города Донбасса, где до весны занимались ведерничеством, сбором бутылок и калош и другого вторичного сырья. Всегда возвращались домой с этих заработков с деньгами. В период коллективизации, в предвоенные годы и, особенно, в послевоенные годы уход крестьян из села усилился. Уезжали крестьяне из села семьями, обосновывались в городах и в село не возвращались. В городах они выполняли самые тяжёлые и грязные работы, так как не имели рабочей квалификации. Сегодня во многих городах Донбасса и в других промышленных центрах бывшего Советского Союза без труда можно найти выходцев из нашего села. Если в двадцатые годы в селе население составляло более 10000 тысяч, то в конце восьмидесятых годов оно составляло не более 3000 тысяч, а в 2000 году в селе имелось только 932 хозяйства и проживало 1605 человек. В селе был только один колхоз «Авангард» и один Сельский Совет. Село сильно поредело, но первая главная нижняя улица по-прежнему тянется вдоль донской поймы на пятнадцать километров, правда, с разрывами и отдельными пустырями, а от верхних улиц и многочисленных отрогов остались только небольшие островки домов, да обширные пространства, заросшие бурьяном.
Но особенно сильно село пострадало в период горбачёвской перестройки и последующего дикого ельцинского разбойничьего капитализма. Колхоз местные власти довели до полного развала и банкротства, чтобы потом всё скупить за бесценок и разворовать. Животноводческие фермы опустели, их постройки и коммуникации разрушили, скот порезали и продали, а деньги присвоили себе совсем не те люди, которые создавали в течение многих лет все эти богатства. Имевшуюся в колхозе технику разворовали. Оросительные системы забросили и они пришли в упадок – там тоже всё, что можно было разворовать, разворовали. Землю поделили между оставшимися в селе пенсионерами, которые теперь не знали, что делать со своими земельными паями. Таким положением воспользовались появившиеся в селе фермеры, которые забрали у стариков эту землю в аренду, практически бесплатно. Но у этих фермеров тоже ничего не получается. Техника старая, на новую технику средств нет. Запасные части, горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения дорогие. На фермерских полях никаких севооборотов не выдерживается, удобрения не вносятся, земля истощается, урожаи низкие. Оставшемуся в селе трудоспособному населению работать негде. Люди бездельничают и пьянствуют. Многие молодые и деятельные люди давно из села уехали в районный центр или ещё дальше. В селе появились турки и другие национальности, которые прибирают к своим рукам все богатства села и усиленно размножаются. В сельской школе уже больше половины учеников не русских. Вывод из всего этого напрашивается один – за всю свою многовековую историю село ни разу не переживало такое бедствие и разорение. Но оно пока живёт, и надеется на своё возрождение. Дай, Бог, чтобы это возрождение пришло!
Из книги "Земля прекрасная". 2013 г.
https://ok.ru/group/55481491980347/topic/62475413083451____________________________________________________________________
Меловая пещера Придонья: Гороховская (Андреевская) рассказ В.К. Агапова "Терентьич" из книги "На среднем Дону", изданной в 1971 году.
Гороховской данную пещеру называют по ближайшему к ней селу Гороховка Верхнемамонского района. Правда, село находится на противоположном берегу Дона,
Из нижеприведённой цитаты станет ясно, почему второе название пещеры "Андреевская", когда она появилась и кто же был её первыми строителями. "Вон там, за Лысой горой, по крутым ярам, наши калитвяне всегда пасут овец, коров, волов, а дальше, за ярами, — Андреевская пустошь, Костевка. Там, в обрывистых меловых горах, над Доном, пастухи увидели пещеры. А было это весной, в тяжелый год Крымской войны. (1853-1856 г.г, но по другим сведениям пещеру начали рыть в 1859 году - прим. авт.) Слух о пещерах пронесся по всей округе. Толков было много. Главная удивительность — никто не мог видеть пещерокопателей. В те дни и пришел к пастухам странник с котомкой за плечами и рассказал: «Есть-де у нас святое место, где благодать господня постоянно пребывает и действует незримою рукою», — и указал на пещеры. Эта весть быстро полетела по слободам. Страшная суматоха сделалась на следующий день. А день тот был праздничный. Народу к пещерам собралось великое множество. Тут и объявились пещерокопатели. Они объясняли людям святость места и рассказывали о чудесах и видениях. Для примера, один из них уверял: «У меня страшно болела голова, я взял здесь землицы, приложил к темени, и голова тотчас перестала болеть, как будто бы с нее что свалилось». Люди с умилением слушали его, набожно крестились...
А кто их рыл? — допытывался я.
Рыл гороховский мужик Григорий Ведерников с братией... Обожди, и про него расскажу. Слушай дальше: народ со всей округи повалил в пещеры, неся деньгу, муку, сало, полотно, иконы... Нашлись и охотники помочь рыть пещеры. Зачинатели пещер еле успевали принимать приношения и распоряжаться помощниками, трудившимися во спасение души. Для Ведерникова была сделана особая келья. Он через окошечко принимал посетителей и объяснял, что приношение он делит на три равные части: одну часть для бедных, другую — для роющей братии, а третью — на самые пещеры... Появились набожные старухи, монахи, монашки, странники, калеки, продавцы свечей, ладана, пузырьков со слезой богородицы..."
Здесь стоит сделать оговорку, что так живо расписавший в своем рассказе историю Гороховской пещеры Василий Ксенофонтович Агапов имя первого пещерокопателя изменил. За основу в своем рассказе он взял статью за авторством местного жителя Павла Кочергина, опубликованную в 1863 году в «Воронежских губернских ведомостях», в которой автор описывает пещеру и излагает историю ее создания. А в десятом номере «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1884 год была опубликована другая статья, из которой мы узнаем реальные имена основателей. Ими были жители села Гороховка: Максим Курасов, Филимон Кондратьев и Митрофан Зимин. Так же несколько иначе выглядит и цель их работы: не обогащение, а спасение себя и других при строительстве пещер. На эту цель "сих крестьян навел < ...> какой-то Митрофан из слободы Лиски, старец лет под сто, ходивший по сборам и потом умерший схимником будто в Задонске".
Взято:
https://ribalych.ru/2014/01/22/melovaya-peshhera-pridonya/______________________________________________________
Гороховская (Андреевская) меловая пещера.Пещера находится в меловой толще правого берега Дона в 2 км к югу от западной оконечности села Гороховка. Центральную часть пещеры занимает церковь, ориентированная алтарем на северо-восток. От нее идут в разные стороны коридоры. Внутрь поначалу ведёт узкий ход. Потом потолки, которые после кротовой норы в начале, кажутся высоченными! Меловые потолки и стены, …вырубленные для икон ниши, длинные ходы, комнатки-кельи… В пещере плюс 15 градусов.
Наибольшее сосредоточение, сохранившихся в пещере граффити отмечается в полуразрушенных помещениях неподалеку от входа, они представляют собой различные кресты, значки, человеческие фигуры, надписи. Одна из надписей выполнена на греческом языке и расшифрована, как слова ветхозаветного царя Соломона: «Всё проходит». Также встречаются довольно архаичные надписи, аналогичные надписям в пещерном монастыре Чилтер-Мармара, расположенного в Крыму.
В наши дни пещера разрушаются под влиянием деятельности человека и силами природы.
Источники: https://urban3p.ru/object23142/https://donplot.ru/routes/staraya-kalitva-verxnij-mamon