XVII в. Важский уезд, Подвинская четь, Борецкая волость, починок Григория Хохловского.Самого раннего из достоверно известных мне предков звали
Герасим - мой предок (Гарасим, Ярасим - в некоторых сказках). Родился он где-то в районе 1620-х годов.
Жил он в Важском уезде, Подвинской чети, и был черносошным (дворцовым) крестьянином, т.е. никогда не был лично зависим, а нес тягло в пользу государства, И снабжал продовольствтем княжеский, а позже царский двор. А земля считалась как бы его собственностью, хотя официально принадлежала государству. Но он мог отдавать её в залог и продавать. Но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, «обелил» участок (
статья про крестьянство в новгородских землях).
Этнически Герасим был – помором.
Пара слов о северном крестьянстве.
Пожалуй, его с полным правом можно назвать аутентичным, независимым и свободолюбивым.
Первыми из славян, кто пришел на северные еще ничейные земли, были крестьяне. Это был длительный процесс, растянувшийся на несколько столетий.
Причины ухода крестьян в Заволочье были разные: переход к паровой системе земледелия требовал расширения площади обрабатываемых земель, которых было много на Севере. Здесь были богатые пушниной охотничьи промысловые угодья, а спрос на них был велик; часть людей шла, спасаясь от феодальной эксплуатации; татаро-монгольское нашествие в XIII веке значительно уси¬лило поток переселенцев. Таким образом, люди довольно долго приходили на незанятую землю, селились на ней, жили и занимались своими делами, никогда не будучи лично зависимыми, и естественным образом считая эту землю своей.
Однако в вслед за крестьянской колонизацией началась феодальная. Первоначаль¬но феодальная эксплуатация выражалась в форме сбора дани, для чего посылались вооруженные отряды. У новгородцев их на¬зывали ушкуйниками. Во времена перестройки это бы называлось крышевать. История сохранила об этом периоде один документ: в Уставе новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года речь идет о сборе дани с северных земель. Среди населенных пунктов называется погост “у Вели”, который был центром территориального и административного округа.
А потом пошли конфликты между Новголодом и Ростово-Суздальским княжеством, и северные земли начали отдавать в качестве вотчин. С переходом к вотчинному владению началось создание новой формы управле¬ния - системы кормлений. Кормленщик получал за службу кня¬зю на определенный срок ту или иную территорию и управлял ею. Управление выражалось в двух главных функциях: собирать налоги и производить суд. Половину кормленого дохода кор¬мленщик отдавал верховному правителю - князю. Своеобразие Новгорода, как феодальной республики, состояло в том, что верховной властью здесь было Новгородское вече. В его каз¬ну и шли все налоги.
И конечно же, люди, которые жили на этих землях, не могли спокойно принимать, когда приезжает некто и обьявляет их землю своей и еще увеличивает налоги. Кроме того, к тому времени они основательно смешались с местным финно-угорским населением, и считали эту землю своей исконно (впоследствии этот особы смешанный славяно-финноугорский этнос стали называть Поморами). Таким побеги, отказ от уплаты феодальных повинностей, отдельные локальные выступления и др. формы антифеодального протеста были частым явлением в 12—15 вв., на протяжении всего периода новгородской феодальной экспансии. И источники отмечают около 80 крупных выступлений горожан, нередко выливавшихся в вооруженные восстания. Наиболее крупные городские восстания (1136, 1207, 1228—29, 1270, 1418, 1446—47) захватили также и крестьянские массы.
Но даже после того, как восстания подавлялись, для крестьян, кроме более высоких налогов, по факту ничего не менялось: связь между ними и феодалами была непрочной. Земли находились очень далеко от места проживания фактического владельца, из-за постоянных конфликтов, хозяева земли переодически менялись, прибавьте еще плохие дороги и труднодоступные места. Таким образом, феодал мог вообще никогда не видеть свои владения вживую, а крестьяне продолжали жить, как и раньше: обрбатывать землю, охотится, рыбачить, словом, заниматься обычными делами. Т.е. на их взгляд земля, все еще продолжала оставаться их землей. Главное во время платить налоги. При новгородских владельцах это были натурпродукты вроде зерна, пушнины, рыбы, при московских - деньги.
С переходом к кормлениям ничейной земли не стало: вся она стала делиться на три разряда. Земли с крестьянами, приписан¬ными на содержание княжеского двора - дворцовые; земли бо¬яр, помещиков, церкви и монастырей назывались белыми; ос¬тальные относились к черным. В Новгороде черные крестьяне назывались еще поселенными (поселянами), а земли мелких частных собственников - своеземцевыми.
После присоединения новгородских земель к Москве, очевидно, не желая лишней головной боли в виде еще и крестьянских восстаний, Грозный в 1552 дал Важажскому уезду право самоуправления. В каждой волости была учреждена земская изба во главе с земским старостой, избираемым из числа зажиточных крестьян и торговых людей. Впрочем восстания все равно были.
В середине 16 века население Важского уезда едва ли превышало 20 000 человек. Из-за социально-экономических и политических изменений, высоких налогов, сложно обрабатываемой земли, постоянно сменяющихся московских управляющих (в 1585 году "Вага дана в путь" конюшенному боярину Б.Ф.Годунову потом Д.И.Шуйскому, И.М.Салтыкову, И.М.Заруцкому, лишь в 1613-1615 гг. уезд попал под управление приказа Большого дворца и окончательно стал дворцовым), под которыми жилось не лучше, чем под новгородскими боярами, в двинской земле получают новое дыхание ереси. Вообще ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Но до 16 века они распространялись в городах и не затрагивали крестьян. В 16 веке появилось «новое учение» Феодосия Косого, которое за рекордное время получило очень широкое распространение. в том числе на землях Северной Двины. Учение отрицало не только церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодального господства и подчинения. Феодосий выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Косой считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Ересь Феодосия считается вершиной русской еретической мысли.
В 1615 году распоряжением приказа Большого дворца Важский уезд был поделен на четверти: Кокшенгскую, Верховажскую, Подвинскую и Шенкурскую.
Вот в такой обстановке 1645 году у Герасима родился сын
Ларион - мой предок.
Именно он в последствии пришел в Крутихинскую слободу, и стал одним из основателей деревни Юровской. И, собственно, от него идет моя линия.
Мигрировал он, скорее всего, не один, а с семьей. У него была жена Ирина одного с ним года рождения. И как минимум 1-3 ребенка к моменту переселения: Матвей (1665), Петр (1670) и
Нефед (1675)
- мой предок.
В старых документах сохранились записи об их миграции в Сибирь.
В ландратской переписи 1717 г. по Борецкой вол. Подвинской чети Важского у. есть запись: "В запустевшей деревне что была пустошь Григория Хохловского починка в перепись 186 г.(1678г.) написан Ларион Герасимов с сыном Филипом, до 1710 г. они съехали в Сибирь. " У Лариона Герасимова Юровского из Крутихинской слободы старшего сына 1670 г.р. тоже звали Филип. Вероятно, в это время Филип уже был взрослым и имел свою семью, поэтому в переписи его выделили отдельно.
Обычно крестьяне никогда не переселялись в одиночку. Поэтому помимо моего предка, еще несколько семей Юровских переселились с Ваги на новые земли. Кроме того, переселение важан в Сибирь тянулось весь 17 век. Т.е. это было, скорее всего, не спонтанное, взвешенное решение.
В переписи по Борецкой волости есть еще одна семья Юровских, которая впоследствии осела в Крутихинской слободе (вероятно, это какая-то боковая линяя): "в деревне что было селище Федосеевское в перепись 186 года жил Артемий Миронов с детьми Иванов и Флором. Артемий и Иван померли, а Флор до 1710 г. съехал в Сибирь". Так же в переписи Льва Поскочина за 1681-82 года есть запись: "...Во дворе Васко Иванов сын Юровской Сказал : родился де он Важского уезду Подвинской чети Борецкой волости в деревне Демьяновой,жил за великим государем во крестьянах.В Сибирь пришел и живет в Шадринской слободе со 188 году. У него дети Максимко 20 лет и Ивашко 12 лет." Так что, вероятно, копнув поглубже Борецкую волость, а может и Подвинскую четь, мы обнаружим там компактное локальное расселение Юровских.
Переселения инициировало государство, предлагая льготы и прочие плюшки тем, кто поедет осваивать новые земли. И люди переезжали целыми дворами в поисках лучшей жизни. И этот исход в Сибирь в конце 17в. был ровно такой же. После присоединения Пермской земли наиболее известным был путь по Вишере от Соликамска к Чердыни, далее через "Камень" (Уральский хребет) и по речной системе рек Лозьва- Тавда-Тобол-Иртыш-Обь. Во 2-й половине XVI века установилась безопасность передвижения по более южным районам и население Поморья активно двинулось через Урал в Сибирь. Так что и Ларион Герасимов, скорее всего, пришел в Крутихинскую через Солекамск или Верхотурский острог, т.к. другого пути в Сибирь тогда не было. По М. Клочкову после 70х гг 17в. из Важского уезда мигрировало 10% населения, т.е. около 2000 человек. В частности по Подвинской чети в Сибирские города сошло 708 человек, в Соли-Камск - 162, в Устюжский уезд - 12 человек.
XVIII в. Деревня Юровская, Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество.Впервые Ларион упоминается в Крутихинской слободе в 1705г. под прозвищем Юровов как один из выборных крестьян. Т.е. тех крестьян которые избирались на сельском сходе всеми крестьянами в определенном количестве. Именно они участвовали в волостном сходе для решения хозяйственных и других вопросов. Избираемые должны быть не моложе 25 лет от роду, не бездомовые, по оценке властей, хорошего поведения, рачительные к хозяйству.
В переписи 1710г.
Ларион уже записан под прозвищем Юровский. И оно так и закрепится за всеми его потомками.
Лариону тогда было 65 лет, у него была жена
Ирина 65 лет и дети:
Матфей 35 лет с женой Ириной,
Петр 30 лет тоже с женой Ириной,
Нефед 25 лет с женой
Марфой Ивановной (к сожалению сложно определить кто из местных Иванов ее отец, т.к. имя распространенное) 25 лет той же слободы и сыном Гаврилой 2х лет,
и Андрей 15 лет.
И на их же дворе жило 2 бобыля (т.е. безземельных наемных крестьян) с семьями.
Между двумя переписями первопосленцы во главе с Ларионом успели обжиться и отстроить новую деревню. Которая была названа по его фамилии. Так что в переписи 1719 года его сын Нефед Ларионов с семьей записан отдельным двором уже в деревне Юровской той же слободы.
В документе 1729 г. написано, что он работает на заводе цесаревны Анны.
В сказке 1763 Нефед Ларионов уже умер, а в его дворе живут:
его жена Марфа Иванова 90 лет (это на 12 лет больше, чем в сказке 1710 г.), Крутихинской слободы крестьянская дочь
У нее дети:
...
Тимофей - мой предок - 36 лет и его жена
Лукерья Борисова Лукина 30 лет, той же слободы крестьянская дочь
их дети:
Александр 9 лет
- мой предокКирила 4 года
И 2 дочери, судя по возрасту, от предыдущей жены Тимофея:
Катерина 16 лет
Овдотья 14 лет
И где-то в середине 80х годах 18 века, т.е. примерно 100 лет спустя, Александр с семьей, как в свое время его предок Ларион, отправился на поиски лучшей жизни и новых земель и с другими первопоселенцами основал в 1789 деревню Суслово.
XIX в. Деревня Суслово, Моршихинская волость, Курганский уезд, Тобольская губерния.В переписи 1795г. говорится, что Александр до того был приписан к камским гороблагодатным заводам.
Юровский [Тимофеев] Александр 41 (1754-55)
У него жена
Катерина Кондратьева 53 (1742) и в этой сказке она прибавила себе возраст на 10 лет
У них дети
Ульяна 23 (1772)
Матрена 21 (1774)
Василий 18 (1777-1778)
Елистарх 16 (1779-1780)
По идее первопоселенцам в первые годы должны предоставляться льготы, видимо, к моменту переписи они закончились и тут мои предки решили, видимо, смухлевать: подать собиралась со всех лиц мужского пола независимо от возраста и работоспособности, так что они не записали в сказку 2х своих детей:
Федор 12 (1783)
- мой предокТарас 10 (1785)
Зато оставили дочь:
Параскея 8 (1787)
И жили припеваючи до следующей ревизии 1816, где внезапно появляется двор Федора Александрова сына Юровского.
Федор Александров сын Юровскийего мать Екатерина Ефремова 55 (1762).
его жена
Татьяна их сыновья
Иван - мой предок 15
его жена Орина 17
Архип
Иваном (не заморачивались с именами)
Интересно, что тут Екатерина уже Ефремова и уже вдова. Тут она отняла себе 10 лет, но если ориентироваться на возраст ее старшей дочери Ульяны 1772, то на самом деле Екатерина скорее всего родилась в 1752. Это очень забавно читать, при том, что ее муж - Александр, в добром здравии живет в своем старом дворе с сыновьями Аристархом и Филипом (рожденным после переписи 1795) и их семьями.
И что опять подозрительно, у старшего сына Федора Ивана уже есть жена Орина 17 лет, в то время как самому ему 15. Т.е., как вариант, ему тоже могли скостить возраст, чтобы не забрали в рекруты. Либо можно предположить более худший вариант: бывало, что девушку выдавали за мальчика, но по факту она спала с его отцом. Такая история могла быть из-за крайней бедности семьи невесты.
В переписи 1834 Екатерина продолжает проявлять чудеса конспирации снова меряет отчество. В этот раз на Артемьева, возраст, к счастью, тот же.
У
Ивана Федорова вторая жена
Анисья Никифорова Свалова 1812 из села Моршихино
И у них есть дочь Татьяна 1832
А сразу после переписи - подозрительно удачно для налогов - родится
Матвей 1834
- мой предок. Совпадение? Или влияние семейного "Остапа Бендера" Екатерины?
И уже много позже после переписи Федот и Елизар
Матвей женился на своей одногодке
Анне Дмитриевой Чащиной из деревни Макушино. У них родились дети:
Данна 1853,
Абрам 1866
- мой предок и Петр 1869.
И вот уже об Абраме помнил мой дедушка. Это был зажиточный крестьянин. У него была жена
Елизавета Сергеевна из Макушино.
Когда началась революция и люди в деревнях раскололись на 2 лагеря: экономическо-неудовлетворенные, т.е. более бедные, но политически-активные группы населения, во главе с бывшими солдатами-фронтовиками с одной стороны и зажиточные крестьяне - с другой. Как все помнят, первые отбирали землю у вторых. Абрам оказался среди последних. У вновь посаженных на землю малоимущих крестьян не было опыта обработки таких земельных площадей и ведения большого хозяйства, и все начало быстро разваливаться. Тогда состоятельные крестьяне Суслова, в числе которых был и Абрам, объединились в группу, которая начала вырубать отбираемые у них лесные участки, а так же демонстративно засеивать переданную беднякам землю. Бедняки позвали солдат. Те снова все отобрали. И так, видимо, было несколько раз. И в итоге ничем хорошим не кончилось. Состоятельных, в том числе Абрама, постепенно перебили, кому-то пришлось бежать. А "победителям" досталось хозяйство, с которым они не сумели справиться. В итоге настал голод и еще большая нищета.
История об это умалчивает, но очень может быть, что сын Абрама,
Александр (1896) был как раз на стороне первой группы. Т.к. был солдатом и вернулся с первой мировой без ноги. А именно бывшие солдаты-фронтовики стояли во главе недовольного населения. Т.к. никак не были поддержаны государством после возвращения и еще несли в себе страшную неудовлетворенность военных настроений первой мировой. К тому же Александр после всей революционной бойни, был назначен председателем сельсовета.
Он женился на
Праксевье Афонасьевне Тишковой (1893) из того же села. У них было 9 детей, но кроме Александра (1921) и
Леонида (1928)
- моего дедушки - все умерли во младенчестве. Что само за себя говорит о том тяжелом времени. По рассказам дедушки в Суслово тогда все было грустно и очень убого. И он, едва ему исполнилось 16, свалил оттуда и больше не возвращался.
XX в. Уфа.Итак, мой дедушка,
Юровский Леонид Александрович стал военным механиком и успел пожить в Литве и Курске. В последнем он встретил мою бабушку,
Клесову Зою Андреевну. У них родилось два ребенка:
Виталий (1955)
- мой папа - и Лариса. Виталий однажды поехал погостить к родственникам по линии матери в Уфу и встретил там
Костину Татьяну Александровну, мою маму. И решил остаться в Уфе. Позже Леонид с Зоей и Ларисой тоже переехали из Курска в Уфу. У Ларисы родился сын Игорь.
XXI в. Москва, Санкт-Петербург.На данный момент я живу в Москве, а тетя с братом - в Питере.