Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Юровские

Государственные крестьяне с Ваги. Род прослеживается до 17в.

    Модератор: Ekzorcizm
Ekzorcizm
Модератор раздела

Ekzorcizm

Сообщений: 28
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 13
XVII в. Важский уезд, Подвинская четь, Борецкая волость, починок Григория Хохловского.

Самого раннего из достоверно известных мне предков звали Герасим - мой предок (Гарасим, Ярасим - в некоторых сказках). Родился он где-то в районе 1620-х годов.

Жил он в Важском уезде, Подвинской чети, и был черносошным (дворцовым) крестьянином, т.е. никогда не был лично зависим, а нес тягло в пользу государства, И снабжал продовольствтем княжеский, а позже царский двор. А земля считалась как бы его собственностью, хотя официально принадлежала государству. Но он мог отдавать её в залог и продавать. Но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, «обелил» участок (статья про крестьянство в новгородских землях).

Этнически Герасим был – помором.



Пара слов о северном крестьянстве.


Пожалуй, его с полным правом можно назвать аутентичным, независимым и свободолюбивым.

Первыми из славян, кто пришел на северные еще ничейные земли, были крестьяне. Это был длительный процесс, растянувшийся на несколько столетий.

Причины ухода крестьян в Заволочье были разные: переход к паровой системе земледелия требовал расширения площади обрабатываемых земель, которых было много на Севере. Здесь были богатые пушниной охотничьи промысловые угодья, а спрос на них был велик; часть людей шла, спасаясь от феодальной эксплуатации; татаро-монгольское нашествие в XIII веке значительно уси¬лило поток переселенцев. Таким образом, люди довольно долго приходили на незанятую землю, селились на ней, жили и занимались своими делами, никогда не будучи лично зависимыми, и естественным образом считая эту землю своей.

Однако в вслед за крестьянской колонизацией началась феодальная. Первоначаль¬но феодальная эксплуатация выражалась в форме сбора дани, для чего посылались вооруженные отряды. У новгородцев их на¬зывали ушкуйниками. Во времена перестройки это бы называлось крышевать. История сохранила об этом периоде один документ: в Уставе новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года речь идет о сборе дани с северных земель. Среди населенных пунктов называется погост “у Вели”, который был центром территориального и административного округа.

А потом пошли конфликты между Новголодом и Ростово-Суздальским княжеством, и северные земли начали отдавать в качестве вотчин. С переходом к вотчинному владению началось создание новой формы управле¬ния - системы кормлений. Кормленщик получал за службу кня¬зю на определенный срок ту или иную территорию и управлял ею. Управление выражалось в двух главных функциях: собирать налоги и производить суд. Половину кормленого дохода кор¬мленщик отдавал верховному правителю - князю. Своеобразие Новгорода, как феодальной республики, состояло в том, что верховной властью здесь было Новгородское вече. В его каз¬ну и шли все налоги.

И конечно же, люди, которые жили на этих землях, не могли спокойно принимать, когда приезжает некто и обьявляет их землю своей и еще увеличивает налоги. Кроме того, к тому времени они основательно смешались с местным финно-угорским населением, и считали эту землю своей исконно (впоследствии этот особы смешанный славяно-финноугорский этнос стали называть Поморами). Таким побеги, отказ от уплаты феодальных повинностей, отдельные локальные выступления и др. формы антифеодального протеста были частым явлением в 12—15 вв., на протяжении всего периода новгородской феодальной экспансии. И источники отмечают около 80 крупных выступлений горожан, нередко выливавшихся в вооруженные восстания. Наиболее крупные городские восстания (1136, 1207, 1228—29, 1270, 1418, 1446—47) захватили также и крестьянские массы.

Но даже после того, как восстания подавлялись, для крестьян, кроме более высоких налогов, по факту ничего не менялось: связь между ними и феодалами была непрочной. Земли находились очень далеко от места проживания фактического владельца, из-за постоянных конфликтов, хозяева земли переодически менялись, прибавьте еще плохие дороги и труднодоступные места. Таким образом, феодал мог вообще никогда не видеть свои владения вживую, а крестьяне продолжали жить, как и раньше: обрбатывать землю, охотится, рыбачить, словом, заниматься обычными делами. Т.е. на их взгляд земля, все еще продолжала оставаться их землей. Главное во время платить налоги. При новгородских владельцах это были натурпродукты вроде зерна, пушнины, рыбы, при московских - деньги.

С переходом к кормлениям ничейной земли не стало: вся она стала делиться на три разряда. Земли с крестьянами, приписан¬ными на содержание княжеского двора - дворцовые; земли бо¬яр, помещиков, церкви и монастырей назывались белыми; ос¬тальные относились к черным. В Новгороде черные крестьяне назывались еще поселенными (поселянами), а земли мелких частных собственников - своеземцевыми.

После присоединения новгородских земель к Москве, очевидно, не желая лишней головной боли в виде еще и крестьянских восстаний, Грозный в 1552 дал Важажскому уезду право самоуправления. В каждой волости была учреждена земская изба во главе с земским старостой, избираемым из числа зажиточных крестьян и торговых людей. Впрочем восстания все равно были.

В середине 16 века население Важского уезда едва ли превышало 20 000 человек. Из-за социально-экономических и политических изменений, высоких налогов, сложно обрабатываемой земли, постоянно сменяющихся московских управляющих (в 1585 году "Вага дана в путь" конюшенному боярину Б.Ф.Годунову потом Д.И.Шуйскому, И.М.Салтыкову, И.М.Заруцкому, лишь в 1613-1615 гг. уезд попал под управление приказа Большого дворца и окончательно стал дворцовым), под которыми жилось не лучше, чем под новгородскими боярами, в двинской земле получают новое дыхание ереси. Вообще ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Но до 16 века они распространялись в городах и не затрагивали крестьян. В 16 веке появилось «новое учение» Феодосия Косого, которое за рекордное время получило очень широкое распространение. в том числе на землях Северной Двины. Учение отрицало не только церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодального господства и подчинения. Феодосий выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Косой считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Ересь Феодосия считается вершиной русской еретической мысли.


В 1615 году распоряжением приказа Большого дворца Важский уезд был поделен на четверти: Кокшенгскую, Верховажскую, Подвинскую и Шенкурскую.



Вот в такой обстановке 1645 году у Герасима родился сын Ларион - мой предок.

Именно он в последствии пришел в Крутихинскую слободу, и стал одним из основателей деревни Юровской. И, собственно, от него идет моя линия.

Мигрировал он, скорее всего, не один, а с семьей. У него была жена Ирина одного с ним года рождения. И как минимум 1-3 ребенка к моменту переселения: Матвей (1665), Петр (1670) и Нефед (1675) - мой предок.

В старых документах сохранились записи об их миграции в Сибирь.

В ландратской переписи 1717 г. по Борецкой вол. Подвинской чети Важского у. есть запись: "В запустевшей деревне что была пустошь Григория Хохловского починка в перепись 186 г.(1678г.) написан Ларион Герасимов с сыном Филипом, до 1710 г. они съехали в Сибирь. " У Лариона Герасимова Юровского из Крутихинской слободы старшего сына 1670 г.р. тоже звали Филип. Вероятно, в это время Филип уже был взрослым и имел свою семью, поэтому в переписи его выделили отдельно.

Обычно крестьяне никогда не переселялись в одиночку. Поэтому помимо моего предка, еще несколько семей Юровских переселились с Ваги на новые земли. Кроме того, переселение важан в Сибирь тянулось весь 17 век. Т.е. это было, скорее всего, не спонтанное, взвешенное решение.

В переписи по Борецкой волости есть еще одна семья Юровских, которая впоследствии осела в Крутихинской слободе (вероятно, это какая-то боковая линяя): "в деревне что было селище Федосеевское в перепись 186 года жил Артемий Миронов с детьми Иванов и Флором. Артемий и Иван померли, а Флор до 1710 г. съехал в Сибирь". Так же в переписи Льва Поскочина за 1681-82 года есть запись: "...Во дворе Васко Иванов сын Юровской Сказал : родился де он Важского уезду Подвинской чети Борецкой волости в деревне Демьяновой,жил за великим государем во крестьянах.В Сибирь пришел и живет в Шадринской слободе со 188 году. У него дети Максимко 20 лет и Ивашко 12 лет." Так что, вероятно, копнув поглубже Борецкую волость, а может и Подвинскую четь, мы обнаружим там компактное локальное расселение Юровских.

Переселения инициировало государство, предлагая льготы и прочие плюшки тем, кто поедет осваивать новые земли. И люди переезжали целыми дворами в поисках лучшей жизни. И этот исход в Сибирь в конце 17в. был ровно такой же. После присоединения Пермской земли наиболее известным был путь по Вишере от Соликамска к Чердыни, далее через "Камень" (Уральский хребет) и по речной системе рек Лозьва- Тавда-Тобол-Иртыш-Обь. Во 2-й половине XVI века установилась безопасность передвижения по более южным районам и население Поморья активно двинулось через Урал в Сибирь. Так что и Ларион Герасимов, скорее всего, пришел в Крутихинскую через Солекамск или Верхотурский острог, т.к. другого пути в Сибирь тогда не было. По М. Клочкову после 70х гг 17в. из Важского уезда мигрировало 10% населения, т.е. около 2000 человек. В частности по Подвинской чети в Сибирские города сошло 708 человек, в Соли-Камск - 162, в Устюжский уезд - 12 человек.



XVIII в. Деревня Юровская, Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество.

Впервые Ларион упоминается в Крутихинской слободе в 1705г. под прозвищем Юровов как один из выборных крестьян. Т.е. тех крестьян которые избирались на сельском сходе всеми крестьянами в определенном количестве. Именно они участвовали в волостном сходе для решения хозяйственных и других вопросов. Избираемые должны быть не моложе 25 лет от роду, не бездомовые, по оценке властей, хорошего поведения, рачительные к хозяйству.

В переписи 1710г. Ларион уже записан под прозвищем Юровский. И оно так и закрепится за всеми его потомками.
Лариону тогда было 65 лет, у него была жена Ирина 65 лет и дети:
Матфей 35 лет с женой Ириной,
Петр 30 лет тоже с женой Ириной,
Нефед 25 лет с женой Марфой Ивановной (к сожалению сложно определить кто из местных Иванов ее отец, т.к. имя распространенное) 25 лет той же слободы и сыном Гаврилой 2х лет,
и Андрей 15 лет.
И на их же дворе жило 2 бобыля (т.е. безземельных наемных крестьян) с семьями.

Между двумя переписями первопосленцы во главе с Ларионом успели обжиться и отстроить новую деревню. Которая была названа по его фамилии. Так что в переписи 1719 года его сын Нефед Ларионов с семьей записан отдельным двором уже в деревне Юровской той же слободы.

В документе 1729 г. написано, что он работает на заводе цесаревны Анны.

В сказке 1763 Нефед Ларионов уже умер, а в его дворе живут:
его жена Марфа Иванова 90 лет (это на 12 лет больше, чем в сказке 1710 г.), Крутихинской слободы крестьянская дочь
У нее дети:
...
Тимофей - мой предок - 36 лет и его жена Лукерья Борисова Лукина 30 лет, той же слободы крестьянская дочь
их дети:
Александр 9 лет - мой предок
Кирила 4 года
И 2 дочери, судя по возрасту, от предыдущей жены Тимофея:
Катерина 16 лет
Овдотья 14 лет

И где-то в середине 80х годах 18 века, т.е. примерно 100 лет спустя, Александр с семьей, как в свое время его предок Ларион, отправился на поиски лучшей жизни и новых земель и с другими первопоселенцами основал в 1789 деревню Суслово.



XIX в. Деревня Суслово, Моршихинская волость, Курганский уезд, Тобольская губерния.

В переписи 1795г. говорится, что Александр до того был приписан к камским гороблагодатным заводам.

Юровский [Тимофеев] Александр 41 (1754-55)
У него жена Катерина Кондратьева 53 (1742) и в этой сказке она прибавила себе возраст на 10 лет
У них дети
Ульяна 23 (1772)
Матрена 21 (1774)
Василий 18 (1777-1778)
Елистарх 16 (1779-1780)

По идее первопоселенцам в первые годы должны предоставляться льготы, видимо, к моменту переписи они закончились и тут мои предки решили, видимо, смухлевать: подать собиралась со всех лиц мужского пола независимо от возраста и работоспособности, так что они не записали в сказку 2х своих детей:

Федор 12 (1783) - мой предок
Тарас 10 (1785)

Зато оставили дочь:

Параскея 8 (1787)

И жили припеваючи до следующей ревизии 1816, где внезапно появляется двор Федора Александрова сына Юровского.

Федор Александров сын Юровский
его мать Екатерина Ефремова 55 (1762).
его жена Татьяна
их сыновья
Иван - мой предок 15
его жена Орина 17
Архип
Иваном (не заморачивались с именами)

Интересно, что тут Екатерина уже Ефремова и уже вдова. Тут она отняла себе 10 лет, но если ориентироваться на возраст ее старшей дочери Ульяны 1772, то на самом деле Екатерина скорее всего родилась в 1752. Это очень забавно читать, при том, что ее муж - Александр, в добром здравии живет в своем старом дворе с сыновьями Аристархом и Филипом (рожденным после переписи 1795) и их семьями.

И что опять подозрительно, у старшего сына Федора Ивана уже есть жена Орина 17 лет, в то время как самому ему 15. Т.е., как вариант, ему тоже могли скостить возраст, чтобы не забрали в рекруты. Либо можно предположить более худший вариант: бывало, что девушку выдавали за мальчика, но по факту она спала с его отцом. Такая история могла быть из-за крайней бедности семьи невесты.

В переписи 1834 Екатерина продолжает проявлять чудеса конспирации снова меряет отчество. В этот раз на Артемьева, возраст, к счастью, тот же.

У Ивана Федорова вторая жена Анисья Никифорова Свалова 1812 из села Моршихино
И у них есть дочь Татьяна 1832
А сразу после переписи - подозрительно удачно для налогов - родится Матвей 1834 - мой предок. Совпадение? Или влияние семейного "Остапа Бендера" Екатерины?
И уже много позже после переписи Федот и Елизар

Матвей женился на своей одногодке Анне Дмитриевой Чащиной из деревни Макушино. У них родились дети:
Данна 1853, Абрам 1866 - мой предок и Петр 1869.

И вот уже об Абраме помнил мой дедушка. Это был зажиточный крестьянин. У него была жена Елизавета Сергеевна из Макушино.

Когда началась революция и люди в деревнях раскололись на 2 лагеря: экономическо-неудовлетворенные, т.е. более бедные, но политически-активные группы населения, во главе с бывшими солдатами-фронтовиками с одной стороны и зажиточные крестьяне - с другой. Как все помнят, первые отбирали землю у вторых. Абрам оказался среди последних. У вновь посаженных на землю малоимущих крестьян не было опыта обработки таких земельных площадей и ведения большого хозяйства, и все начало быстро разваливаться. Тогда состоятельные крестьяне Суслова, в числе которых был и Абрам, объединились в группу, которая начала вырубать отбираемые у них лесные участки, а так же демонстративно засеивать переданную беднякам землю. Бедняки позвали солдат. Те снова все отобрали. И так, видимо, было несколько раз. И в итоге ничем хорошим не кончилось. Состоятельных, в том числе Абрама, постепенно перебили, кому-то пришлось бежать. А "победителям" досталось хозяйство, с которым они не сумели справиться. В итоге настал голод и еще большая нищета.

История об это умалчивает, но очень может быть, что сын Абрама, Александр (1896) был как раз на стороне первой группы. Т.к. был солдатом и вернулся с первой мировой без ноги. А именно бывшие солдаты-фронтовики стояли во главе недовольного населения. Т.к. никак не были поддержаны государством после возвращения и еще несли в себе страшную неудовлетворенность военных настроений первой мировой. К тому же Александр после всей революционной бойни, был назначен председателем сельсовета.

Он женился на Праксевье Афонасьевне Тишковой (1893) из того же села. У них было 9 детей, но кроме Александра (1921) и Леонида (1928) - моего дедушки - все умерли во младенчестве. Что само за себя говорит о том тяжелом времени. По рассказам дедушки в Суслово тогда все было грустно и очень убого. И он, едва ему исполнилось 16, свалил оттуда и больше не возвращался.



XX в. Уфа.

Итак, мой дедушка, Юровский Леонид Александрович стал военным механиком и успел пожить в Литве и Курске. В последнем он встретил мою бабушку, Клесову Зою Андреевну. У них родилось два ребенка: Виталий (1955) - мой папа - и Лариса. Виталий однажды поехал погостить к родственникам по линии матери в Уфу и встретил там Костину Татьяну Александровну, мою маму. И решил остаться в Уфе. Позже Леонид с Зоей и Ларисой тоже переехали из Курска в Уфу. У Ларисы родился сын Игорь.



XXI в. Москва, Санкт-Петербург.

На данный момент я живу в Москве, а тетя с братом - в Питере.
Лайк (2)
Ekzorcizm
Модератор раздела

Ekzorcizm

Сообщений: 28
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 13
Вот предварительный итог по моим Юровским:

> Герасим (1620) починок Григория Хохловского, Борецкая волость, Подвинская четь, Важский уезд - мой прадед в 12м поколении
>> Ларион (1645) п. Григория Хохловского
>>> Нефед (1679) п. Григория Хохловского
>>>> Тимофей (1727) д. Юровская, Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество
>>>>> Александр (1754) д. Юровская
>>>>>> Федор (1783) д. Юровская
>>>>>>> Иван (1801) д. Суслово, Моршихинская волость, Курганский уезд, Тобольская губерния
>>>>>>>> Матвей (1834) д. Суслово
>>>>>>>>> Абрам (1866) д. Суслово
>>>>>>>>>> Александр (1896) д. Суслово
>>>>>>>>>>> Леонид (1928) д. Суслово
>>>>>>>>>>>> Виталий (1955) Курск
>>>>>>>>>>>>> Я
Лайк (2)
Ekzorcizm
Модератор раздела

Ekzorcizm

Сообщений: 28
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 13
Происхождение фамилии.

Существует несколько родов Юровских. Конкретно мой род, это дворцовые крестьяне с Ваги.

И стоит отметить некоторые особенности, свойственные этой местности и людям, которые там жили.

Активная колонизация северных земель началась жителями Новгородской республики с XII века. И к XVI веку на этих землях выделился самобытный этнос «поморы». Сам термин впервые фиксируется по источникам с 1526 года. Таким образом, поморы - этническая группа восточных славян, сформировавшаяся вследствие взаимодействия и смешения выходцев из Великого Новгорода - с севера и Ростово-Суздальской земли - с юга с финно-угорскими народами Севера, в частности — карелами, вепсами. Со всеми вытекающими в виде генетики, легенд, поверий, обычаев, говора, одежды, профессий (рыбный промысел и земледелие), и т.д.

Это просто мое предположение, но вероятно, северянам важнее или политически выгоднее было соотносить свое происхождение с местом, чем с отцовским родом или профессией.

В подтверждение этого, довольно большой пласт родовых прозвищ, впоследствии ставший фамилиями, образован от названия места с использованием окончания -ский(-цкий). Это типичный путь образования родового прозвища на территории России в 15-16 вв., хотя и не такой частый, как с окончанием на -ов (-ев, -ин). Не знаю, с чем именно это связано, но на севере таких фамилий довольно много. Если открыть для примера список новгородских детей боярских времен Ивана грозного, он будет пестрить: Лошинскими, Замыцкими, Заболоцкими, Дубровскими, Хутынскими, Соловецкими, Сивирскими, Мышецкими и т.д. В списках центральных и южных земель такого многообразия на -ский нет. Даже самые известные новгородские бояре: Шенкурские и Борецкие, стали таковыми по имени своих земель. С большой вероятностью и фамилия Юровский имеет схожую этимологию: она образоватлась от каког-то местного топонима, а никак не от имени Юрий (кстати, в этом случае скорее закрепилась бы форма Юрьев или Юров, но никак не Юровский).

И - да на важской земле есть такие топонимы: напр. Юровский починок, в писцовой книге Обонежской пятины встречается деревня Юрновская, а так же Юхновская полоса.

На счет этимологии северных топонимов. Логично, что много названий в этих местах - фино-угорские. И собственно корень «Юра», тоже фино-угорский. Более того, топонимы Юра, Юрас, Юрола, Юрома, Юрандинская образованы от одного и того же корня юр- [Kalima 1944: 108].

А. И. Попов полагал, что термин юрмола обозначал какой-то вид земельного угодья и сравнивал это слово с эст. juurima «корчевать», фин. juuri «корень» [Попов 1947: 293–294]. Можно сопоставить с фин. juuri, ижор. jūri «корень, комель; основание», карел. juuri «корень, комель; основание, низ; край», люд. d'ūr(i), вепс. juŕ, вод. jūri, эст. juur «корень» [SSA 1: 253]. Во всяком случае в мордовском языке слово юр имеет тоже самое значение «корень; основа».

Ян Розвадовский предположил, что среди субстратных топонимов Русского Севера есть названия балтийского происхождения. К их числу он, в частности, относил гидронимы Юра, Юрас, связывая их с литов. jūra «море».

На Русском Севере к настоящему времени топонимическая экспедиция Уральского государственного университета выявила шесть топонимов Юрмала. Существенны лексические факты, засвидетельствованные экспедицией в Холмогорском районе Архангельской области, где было зафиксировано нарицательное юрмала в значениях «сухая, песчаная земля», «сухой луг», «незаливной сенокос». В сопоставлении с данными памятников о «горных» и «юрмальских» землях, а также географическими сведениями о песчаных берегах Северной Двины эти лексические факты позволяют реконструировать для слова юрмала исходные значения «прибрежная сухая (песчаная) земля», «прибрежный сухой (незаливной) луг, сенокос».

Если отказаться от выделения суффикса -ла и членить слово на компоненты юр- и -мала, то вторая часть сложения сопоставляется с фин. malo «край, сторона, бок; залив, берег», rantamalo «небольшой морской залив», карел. сев. malo «низкая (вода)», эст. mala «песчаный берег моря» <балт., ср. литов. malá «земля; край», латыш. mala «край; берег» [SSA 2: 144]. Особенно примечательны эстонские данные, семантически точно соответствующие холмогорским. Единственное отличие несущественно (в Эстонии – морской берег, на Русском Севере – речной).

Таким образом подобные топонимы, несомненно, ведут происхождение от одного из финских языков и связаны с околоводными землями.

(Материал про корни взят из работы Матвеева А. К. "Субстратная топонимия Русского Севера. Часть 2" 2004 года).


....................

PS: оставшиеся 2 рода Юровских, это род польских дворян (кажется, у них были земли в районе Гродно) и еврейский род, который в 19 в. управлял ижевскими заводами (тогда же ему дали дворянство).
Лайк (2)
Ekzorcizm
Модератор раздела

Ekzorcizm

Сообщений: 28
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 13
Источники, где искать инфу по Ваге, Подвинской чети глубже 18 в.


Переписные книги составлялись на основе сказок, подаваемых крестьянами. Оригиналов ранних писцовых книг по Важскому уезду не сохранилось, кроме нескольких сотных. Но в Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН имеется копия писцовой книги 7185–7188 г. письма
Богдана Васильевича Яковлева и Авдея Карпова. Кроме того, в подлиннике дошли: переписная книга Подвинской четверти 1710 г. и ландратская книга 1717 г. (СПб ИИ РАН. Ф. Архангельской приказной избы).

Известны следующие описания Важского уезда XVI–XVII вв.7 :
II. 1550 г. – Ивана Петровича Заболоцкого8 . Материалы данного письма, по всей вероятности, не сохранились9 ;
III. 1564 г. – князя Бориса Петровича Засекина;
IV. 1616 г. – важских воевод Ивана Владимировича Благово и Ивана Прохоровича Титова;
V. 1620–1621 г. – Якова Михайловича Боборыкина и подьячих Федора Степа- нова и Богдана Григорьева; В «Сборнике грамот коллегии экономии» помещены еще три сотных этого письма: 2) «Сотная с дозорных книг 7128–29 гг. Якова Боборыкина с товарищами на владения Шидровской пустыни в Подвинской четверти Важского уезда»;
VI. 1646 г. – князя Ивана Леонтьевича Шаховского10;
VII. 1664–1666 г. – князя Ивана Михайловича Коркодинова, Степана Федоровича Жданова и подьячего Богдана Григорьевича Возницына;
VIII. 1675 г. – Романа Федоровича Матова и подьячего Ивана Чудинова11;
IX. 1677–1685 гг. – начали описание уезда воевода Богдан Васильевич Яковлев и подьячий Авдей Карпов в Шенкурской, Подвинской и Верховажской четвертях (1677–1680 гг.), затем закончили описание Подвинской четверти полностью и частично описали остальные четверти уезда важский воевода Калина Григорьевич Благово и по- дьячий Петр Тютчев (1681 г.), закончили описание уезда в Верховажской четверти Федор Леонтьевич Караулов и подьячий Алимпий Хрущев (1682 г.), а в Шенкурской и Кокшеньгской четвертях – стольник и воевода Павел Федорович Леонтьев (1685 г.)

СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 312. Л. 148–149об., 168–170об., 177об.–178об.

....

По 17 в. есть копия с писцовых книг 1677–1680 гг. письма Б.В.Яковлева и подьячего А.Карпова (СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 306). Здесь имеются описания и их итоги по 15 волостям Подвинской четверти, владениям Сийского и Клоновского монастырей.

Другая копия сделана в XVIII в. Это копия с писцовой книги Подвинской четвер- ти 1681 г. писцов К. Г.Благово и П.Тютчева. (СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 307). Здесь дано описание 9 волостей Подвинской четверти, дан итог этого описания.

Имеется копия XVIII в., снятая с этих двух вышеуказанных копий (СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 308).
На Л. 3–174об. – копия с первой книги (СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 306), на Л. 174–403 – копия со второй книги (СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 307).
Лайк (1)
Ekzorcizm
Модератор раздела

Ekzorcizm

Сообщений: 28
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 13
Вага и Подвинская четь во времена Новгородской республики

Вага была приписана к Заонежской половине Обонежской пятины, под названием "Важской десятины". (из ст. “Исторические сведения о Кокшеньге” М.Н. Мясников)

14-15 вв.

Важская земля была районом, где владения Новгорода и Ростова шли вперемежку. Л.А. Зарубин, впервые исследовавший этот вопрос в статье “Важская земля в XIV-XV вв.” (журнал Ис¬тория СССР, №1, 1970), выделил 13 районов.

Из них шесть - ростовские владения: Емская гора, Кулой, Кирьи Горы, Устьянские волости, Ростовская, Кокшеньга, Кодима, Великая Слобода также принадлежала им, но уступлена московскому князю.

Территория по рекам Пежме и Вели составит в ходе этой борьбы меж¬ду Ростовом и Новгородом одну Пежемскую волость и войдет в состав Устьянских волостей. Вопрос о том, когда и как это произошло, является одним из основных в “Очерках…”.

Столкновения из-за Заволочья между Новгородом и Ростово-Суздальским княжеством начались рано. Первое известное стол¬кновение новгородцев с ростовцами из-за Важского края отно¬сится к 1135 году. Однако письменных источников, когда та или иная территория из названных семи районов захвачена ростовцами, нет. Сохранился всего один единственный документ. В 1315 году новгородский посадник Василий Своеземцев купил у важских старост (чудских князьков) Азики, Харагинца, Ровда и Игнатца земли Шенкурского погоста за 20000 белок. При описа¬нии границ купленного участка упоминаются ростовские межи со стороны Емской горы. Последняя была уже ростовским владением.

.....


Древнейшими населенными пунктами района являются: Усть-Вага (XI век), а также Борок, Топса, Сергеевская (Троица), Кургомень, Ростовское (Конецгорье), Корбала, Кальи.
Именитые Новгородские бояре, желая среди Важского пространства присвоить себе разные места, приобретали оныя покупкою (Купчая крепость Василия Матвеевича Своеземцова, 1315 год), а другие также получали некоторые места по данным от Новгорода жалованным грамматам и заводили поселения и свои боярщины, название которых поныне сохраняют имена своих бояр-хозяев.
Лайк (1)
Христофорова Екатерина
Участник

Курганская область, Свердловская область
Сообщений: 94
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 126

Ekzorcizm написал:
[q]
Вот предварительный итог по моим Юровским:

> Герасим (1620) починок Григория Хохловского, Борецкая волость, Подвинская четь, Важский уезд - мой прадед в 12м поколении
>> Ларион (1645) п. Григория Хохловского
>>> Нефед (1679) п. Григория Хохловского
>>>> Тимофей (1727) д. Юровская, Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество
>>>>> Александр (1754) д. Юровская
>>>>>> Федор (1783) д. Юровская
>>>>>>> Иван (1801) д. Суслово, Моршихинская волость, Курганский уезд, Тобольская губерния
>>>>>>>> Матвей (1834) д. Суслово
....
[/q]


Предлагаю немного измененную схему:
> Герасим (1620) починок Григория Хохловского, Борецкая волость, Подвинская четь, Важский уезд - мой прадед в 12м поколении
>> Ларион (1645) п. Григория Хохловского
>>> Филип (1670) п. Григория Хохловского
>>>> Григорей (1704) Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество
>>>>> Степан (1734(32), д. Новодерганова (Новоторожная), Крутихинская слобода, Долматовская округа, Пермское наместничество
>>>>>> Александр (1765) д. Новодерганова (Новоторожная)

>>>>>>> Федор (1783) д. Новодерганова (Новоторожная)
>>>>>>>> Иван (1801) д. Суслово, Моршихинская волость, Курганский уезд, Тобольская губерния
>>>>>>>>> Матвей (1834) д. Суслово

Здесь ветвь идет от Филипа, старшего брата Нефеда. Примерно в 1795 году Степан Григорьев Юровский с семьей причислены из Крутихинской слободы к д. Налимовой Моршихинской волости. Степан умирает в 1805 году, а его сын Александр - в 1799. Дети Александра (Федор и Тарас, возможно и 2 дочери) вместе с матерью Катериной Артемьевой /Ефремовой/ переселяются до 1812 года в д. Суслову, а Сергей - в рекрутах с 1811 года.

А с 1795 года в д. Сусловой живет семья Александра Тимофеева Юровского с женой Катериной Кондратьевой и детьми.

    Модератор: Ekzorcizm
Вверх ⇈