Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Итыгины

Поиск родных и однофамильцев. Сибирь.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: Velizhanskaja
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 418
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 335
Часть 2. «Нецелесообразный проект».

Итак, к 1925 году из Алтайской губернии была выделена Ойратская автономная область (1 июня 1922г.), а на территории Енисейской губернии образован Хакасский уезд (14 ноября 1923г.).
В марте 1925 года на втором уездном съезде Советов председатель Хакасского уисполкома Итыгин выступает с докладом по национальной политике, в котором обратил внимание делегатов на идею создания Тюркской социалистической республики, которая объединила бы Хакасию, Ойротию и Урянхайский край. Что заставило Итыгина вновь поднять вопрос объединения Хакасии и Ойротии? Предположить, что Георгий Игнатьевич поддерживал идеи областничества? Наоборот, он их считал «возмутителями спокойствия хакасского населения». Свое отношение к ним он выразил в 1921 году:
«Инородческое население Ачинского и Минусинского уездов Енисейской губернии всегда отличалось мирным укладом своей жизни. Время войны 14-16 гг. не могло всколыхнуть этот народ, - и лишь время революции 17 года и контр-революция 18-19гг., благодаря усиленной агитации членов, так называемого Временного Сибирского Правительства и Колчаковщины, в лице особенно черного гражданина Н.Н. Козьмина , который своими статьями в газете и приказами от имени губернского Комиссара, должность которого он тогда занимал, инородцы окончательно были взбудоражены. Среди них началось контр-революционное движение, направленное против большевиков-коммунистов. Благодаря неумелому управлению 1 Советской власти 17-18гг, это движение сделалось настолько обширным, что в рядах его появились не одни представители инородческой интеллигенции и зажиточного класса, но и пролетариат, за интересы которого боролись преследуемые ими товарищи коммунисты… Контр-революционное движение не приняло форм общенародного движения, а вылилось в бандитизм…» .

Известно также, что ещё в 1921 году Георгий Игнатьевич считает объединение алтайцев, кузнецких и минусинских инородцев в одну республику несвоевременным:
«… нет тех существенных противоречий, которые могли бы считаться непреоборимыми, чтобы этим инородцам объединиться в одну автономную единицу, будет ли это Республика Ойрат или Алтайская федерация родственных племен, - все равно. Но при всем том, такое объединение невозможно в силу территориальных условий… Нам долго еще придется ждать, когда появятся у нас связующие пути сообщения…» .

В 1924 году тема о создании Тюркской республики путем объединения Ойратской автономии и Хакасского уезда вновь стала предметом обсуждения. Однако 18 сентября Губисполком высказался отрицательно, назвав это предложение «нецелесообразным проектом» . Основания: географическое положение и утрата единства национального быта народностей.
Тем не менее, в апреле 1925 года на Хакасском уездном съезде Советов Итыгин поднимает вопрос объединения Тюркских народностей с включением Урянхая. Но все было тщетно. Президиум Енгубисполкома «приостанавливает постановление Хакасского съезда» .
Что послужило причиной Итыгину изменить свои взгляды в 1924-1925гг.?
Мы же понимаем, что Георгий Игнатьевич не лично, не в одиночку старался улучшить, видоизменить, преобразовать Хакасский уезд. Это было желание народа.

Комментарии.
В основе всей советской государственности лежало право наций на самоопределение.
В самом первом документе, принятом в июле 1917 г. провозглашалось, что Советская власть «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
В этом была своя идеологическая логика: неважно, в какое государство самоопределится тот или иной народ – лишь бы оно было коммунистическим. К тому же тезис о праве наций на самоопределение был полезен большевикам в борьбе за власть, привлекая на их сторону национальные движения окраин Российской империи.
В 1923 году Хакасский уезд получает статус пусть и формальной, но государственной единицы. Вместе с тем, власть заблаговременно застраховалась от превращения национальных административно-территориальных единиц в очаги сепаратизма: они в соответствии с действующим законодательством не имели законодательной, исполнительной и судебной самостоятельности. Национальный принцип районирования оказался чрезвычайно удачной и своевременной находкой большевиков. Он помог нормализовать межнациональные отношения в державе в наиболее критический период ее существования. Параллельно с этим происходил процесс признания советской властью хакасов отдельной от русских национальностью, со своим особым языком, бытом, традициями. Таким образом, Советская власть нашла формулу государственности. Эта формула заключалась в том, что народам было предложено собраться в единое государство на основе совместного общежития, «национального по форме, социалистического по содержанию». В рамках единого социалистического государства народы России получили право на поэтапное создание национальной государственности в форме национального округа, автономной области, автономной и союзной республик. Для того чтобы нейтрализовать национализм, точнее взять его под контроль, Советская власть сознательно готовила и продвигала местные кадры для руководства нерусскими республиками, поощряла развитие национальных языков, культур и национального самосознания нерусских народов. В то же время положительная деятельность советского государства в национальной сфере действительно претворила в жизнь право многих народов на определенные формы национальной государственности: обеспечила подготовку квалифицированных национальных кадров, в том числе управленцев, развитие образования на родных национальных языках, создание профессиональной художественной культуры (литературы, театра, изобразительного искусства), национального книгоиздания и средств массовой информации.
С другой стороны, все автономные области входили не только в состав РСФСР, но и одновременно в состав края, образуя тем самым уникальные по меркам мировой практики территориальные образования. Модель отношений между краем и входящей в него автономной областью (округа) была достаточно жесткой.


Хакасский уезд подчинялся Енисейскому губернскому исполкому (г. Красноярск).
В 1924 году Итыгин пишет: «…Смета уревкома урезана больше, чем на 50%. Дотация в полной мере не выдана… Бюджет Хакасского уезда слаб. Средства от промышленных предприятий попадают в кассу не связанных с интересами Хакассии органов…» .
На своем этапе становления Хакасский уезд терпит огромные расходы по организации разоренного гражданской войной хозяйства. Расходы по восстановлению промыслов, по устройству дорог, организации врачебно-ветеринарных и агрономических пунктов слишком велики, а волости в уезде маломощны и в результате следует их разорение, а не восстановление. Средства внутри себя уезд достать не может.
Не это ли обстоятельство вынуждает его обратиться к съезду с докладом о слиянии Хакасского уезда с автономной Ойратской республикой по национальному признаку?
Итыгин считает присоединение необходимым отчасти в финансовых соображениях.
Но основной причиной, по мнению Итыгина, является законное право хакасов быть равными и свободными в семье великих народов.
Георгий Игнатьевич в 1925 году выразил свою позицию: «…все время [Уком ВКП(б)] обсуждают только партийные дела и назначают русских. Хакассов же не допускают к работе. И оказалось, что Хакасское правительство – без хакассов. Мы должны согласиться с тем, что за Хакасским народом надо признать известные права, а этого нет…».

В июле 1925 года Итыгин пишет о нуждах Хакассии:
«Хакассии необходимо помочь в следующем:
1)Наладить типографию и ввести преподавание в школах на родном языке…
2)Уравнять в административно-политических правах с Ойротией, т.к. число жителей в Хакассии больше, чем в Ойротии.
3)Наладить кооперацию и вывести ее из хаотического состояния.
4)Отдать Хакассии все 100 проц. с.-х. налога, так же как и в Ойротии и этим дать возможность укрепить ее бюджет (прим. - размер отчислений в местные средства от поступлений государственного единого сельско-хозяйственного налога).
5)Урегулировать чересполосицу, которая ведет к земельной неразберихе. Необходимо Бейский район, часть Березовского и Новоселовского присоединить к Хакассии, как имеющие общие экономические признаки» .

Не следует забывать, что в 1924 году началась реформа районирования Енисейской губернии. Сначала низового – слияние волостей в районы. А 25 мая 1925 года Енисейская губерния была упразднена. Вся ее территория была включена в состав вновь образованного Сибирского края с центром в городе Новониколаевске (Новосибирске). Благоприятный период заявить о праве на самостоятельность. С ликвидацией уездов возник вопрос о том, в форме какой территориальной единицы Хакасия войдет в состав нового края: как образование национальное или обычное административное. Но ввиду слабой системы хозяйства и малочисленности национальных кадров, предоставление Хакасии автономии в тот период сочли преждевременным, и она вошла в состав Сибирского края на правах округа.

---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 418
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 335
Часть 3. «Слаб в Советской работе, не устойчив как коммунист, но с населением сработался, пользуется авторитетом…».

Поворотным моментом в судьбе Г.И. Итыгина (будучи еще заведующим 1-й железнодорожной школы г. Красноярска) стало назначение его в июне 1921 года членом Губернского Исполнительного Комитета (Губисполкома), как знатока хакасского языка и культуры, руководителем хакасской секции при губернском отделе народного образования. И по этой же причине, в июле и августе 1921 года, командируется в Ачинский и Минусинский уезды в качестве председателя полномочной комиссии (Губревтрибунала) Губисполкома «для ознакомления с положением инородцев и в целях мирной ликвидации бандитизма» .
К заслугам первого председателя Хакасского уревкома следует также отнести урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов, снижение напряжения в межнациональных отношениях.

Если к деятельности Итыгина летом 1921 года Сибревком отнесся положительно, то в Енгубисполкоме нашлись возражатели этой оценки. Например, секретарь Ачинского укома Ильинский замечает: «Вопрос, который нам Ачинцам надоел – это о тех методах, которыми Уревком боролся с Соловьевым . Тов. Итыгин этого бандита приводит на съезд, дает ему слово и чуть ли не устраивает овацию этому бандиту. Это не воспитание Хакасского народа…» .

Комментарии.
Мнения исследователей о времени гражданской войны и бандитизма неоднозначны. Но несомненно то, что гражданская война – дело черное. Бессудных казней, в результате которых гибли невинные, и со стороны «белых» и со стороны «красных» совершалось огромное количество. Вся страна трещала по швам. Огульными обвинениями сыпать не надо, нельзя, потому что в любом случае мы обвиняем свой народ, своих предков. То противостояние было нашей общей бедой, и вину за нее надо поровну делить, а не навешивать на одних, обеляя других. Разница во мнениях, которая неизбежно существует и должна существовать, - это лишь повод для диалога, основа для компромисса, а не для конфликта.

Не все благополучно складывалось и в отношениях между Итыгиным и уездным комитетом ВКП(б).
Свое нерасположение к деятельности Итыгина на должности председателя Уревкома высказывал секретарь Хакасского Укома Котляр. В своем докладе «О состоянии Хакасского уезда» в 1924 году он указывает: «Работа в уезде идет организационная. Отрицательные моменты – национальный уклон. Бедняцкое население Хакассов идет за кулацким и интеллигентским элементом. От организации отдельного уезда они ждали какой-то автономии… Возникает вопрос о замене тов. Итыгина, который является виновником национального уклона…» .
Итыгин замечает: «Самые главные разногласия у нас – это великорусский шовинизм… Шовинизм выражается в том, что все время обсуждают только партийные дела и назначают русских. Хакассов же не допускают к работе. И оказалось, что Хакасское правительство – без хакассов. Мы должны согласиться с тем, что за Хакасским народом надо признать известные права, а этого нет, и хакассы смотрят на нас косо. Этот большой вопрос, по которому у нас были недоразумения…» .
Председатель Губисполкома Шиханов П.И. дает справку: «Еще и до сей поры отношение к Хакассии угнетательное. На их землях селятся, их грабят, и ясно, что такие явления могут вызвать недовольство… Я считаю, что и тактика т. Котляра и тактика т. Итыгина не подходят… Тов. Котляр построил хороший шкаф, но полочки у него пустые, и Хакассией там не пахнет. У тов. Итыгина есть стремление раздувать штаты… Штаты надо сжать и сделать аппарат работоспособным…» .

В марте 1925 года в целях проверки сложившейся ситуации в Хакасию была направлена комиссия Сибкрайкома партии во главе с краевым прокурором П.Г. Алимовым, которая установила, что «члены укома, будучи работниками уездного масштаба с маленьким кругозором, вместо того, чтобы использовать Итыгина в интересах партии, как единственного из уездных работников, пользующегося авторитетом среди населения, особенно хакасов, стараются ловить его на каждом слове, везде и всюду обвиняя в национальном уклоне» .
Однако Алимов заметил, что «Итыгин все-таки слаб в Советской работе и не так устойчив, как коммунист, но с населением сработался, пользуется авторитетом и, поскольку нет другой подходящей кандидатуры, его следует оставить» .
Во всей этой непростой ситуации Итыгин показал себя как человек распорядительный и бескомпромиссный. На наш взгляд, Георгий Игнатьевич видел перед собой две главные задачи, дополняющие одна другую, - строить и просвещать.
Комиссия постановила: «Констатировать чрезвычайно тяжелое финансовое положение Хакасского уезда… Поставить вопрос пред Сибкрайкомом о финансовой помощи Хакассии и уравнении её с другими национальными уездами и областями…» .
На основе этой и других записей можно предположить, что способности Георгия Игнатьевича, как человека опытного, образованного и знающего язык коренного населения, требовались только на определенном этапе становления советской власти в Хакасии.

Тем не менее, в апреле 1925 года Итыгина избирают делегатом от Енисейской губернии на XII Всероссийский и Союзный съезд Советов, проходивший в Москве с 7 по 16 мая .
Кроме того, с образованием в 1925 году Хакасского округа Георгий Игнатьевич дважды избирался председателем окружного исполнительного комитета.
В 1927 году Сибирский крайком ВКП(б) счел нужным перевести Георгия Игнатьевича в Новосибирск. «Советская власть и коммунистическая партия призвали тов. Итыгина на не менее ответственную работу – старшего инспектора по просвещению нацменьшинств Сибири…».
Трудно сказать, в чем крылась причина перевода. Было ли это повышение (продвижение из округа в область) или же наоборот, отстранение. Как показывает практика, зачастую вдохновители преобразований, обладающие политической возможностью, не доделывали свои дела до конца. Приблизившись к власти, они попадали в поле высокого напряжения и становились заложниками неподвластных им сил, где игра велась по особым правилам. На каком-то этапе их отстраняли от власти. Многие из них рано или поздно оказывались в опале.

Георгий Игнатьевич являлся государственным деятелем, усилия которого были направлены на политическую, территориальную, культурную, языковую самостоятельность хакасского народа. «В его лице туземцы Сибири потеряли одного из лучших защитников их интересов, болевшего душой за их судьбу…» (Ф. Тельгереков).

Часть 4. «Буржуазный националист».

Призыв Итыгина к созданию Тюркской ССР получил зловещий отклик в 1934 году.
В начале 1934 года Абакан потряс скандал государственного масштаба. В Хакассии «разоблачили подпольную группу» из трех десятков человек. В списке арестованных известные литераторы, учителя, работники культуры и партийные деятели. К изумлению обывателей оказалось, что эти образованные и уважаемые в области люди «объединились в шайку под названием «Союз Сибирских тюрок», чтобы совершить антисоветский переворот».
В состав «Союза» входила интеллигенция Ойротии, Хакасии и Шории. Идея «Союза» - создание на юге Сибири Тюркской республики в составе СССР. По своему составу «Союз» был многонациональным. В него входили ойроты, шорцы, хакасы, а также представители других национальностей: башкиры, чуваши, евреи и др. Всего было арестовано 37 человек (Тугужекова В. Вернуть доброе имя.) .
Судебный политический процесс проходил в центре Западно-Сибирского края в г. Новосибирске 20 августа 1934 года (в тот период Хакасия входила в Западно-Сибирский край). Краевым судом было осуждено более 30 человек.
Они обвинены по ст. 58 УК РСФСР пунктам:
п.2 (Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственного отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории…),
п.10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти…),
п.11 (Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой…) был отягощающим довеском к любому из предыдущих, если деяние готовилось организационно или преступники вступили в организацию.

Краевой суд первым пунктом отметил:
«Зарождение к-р (контрреволюционного) националистического движения среди хакассов, ойротов и шорцев за объединение тюркских народностей в одну независимую буржуазную республику относится к 1923-1924 г. Это движение определилось в процессе возросшей к-р активности буржуазно-националистических элементов Ойротии, Хакассии и Шории, отдельные представители которых проникли в ряды партии и, прикрываясь партийностью, проводили к-р работу, направленную к реставрации частнокапиталистического уклада в национальных районах, маскируя эту работу деятельностью по поднятию культурного уровня национальных областей.
В своем развитии к-р националистическое движение имело три основных этапа:
Первый этап – с 1923 по 1931 г. – заключает в себе период легальной и полулегальной деятельности буржуазно-националистической интеллигенции, не разделявшей политики партии в национальном вопросе, лидерами которой в то время являлись: бывший председатель Хакасского Окрисполкома Итыгин (умер), бывшие сибобластники и каракорумцы в Ойротии Токмашев Г.М., Манеев и вернувшийся из эмиграции известный художник-алтаец областник Чорос-Гуркин Григорий Иванович. В то время националисты Хакассии и Ойротии распространяли идею о тюркской республике среди молодых выдвигавшихся нац. работников. Центр этой деятельности находился в Москве.
В Москве, в КУТВ им. Сталина , по инициативе националистически настроенных ойротов – членов ВКП(б) – Михайлова-Очи Ивана Николаевича и Эдокова Леонида Мироновича было создано землячество, на закрытых собраниях которого обсуждались вопросы создания автономной тюркской республики».

Это был первый судебный процесс по политическим мотивам в истории Хакасии советского периода. В действительности же, как позднее выяснилось, работа участников этой организации сводилась к агитации среди хакасов, шорцев и алтайцев идеи объединения народов Южной Сибири и сбора подписей для подачи петиции Правительству СССР об образовании автономной советской социалистической республики тюрков Южной Сибири в составе РСФСР.
Репрессии конца 1920-х, середины 1930-х годов, и особая страница, годы «большого террора» 1937-38гг. - это самая сложная и страшная страница во всей советской истории. И вряд ли когда-нибудь общество придет в этом вопросе к единому мнению. Нет никакой возможности рассуждать о репрессиях с моральной точки зрения. Это была катастрофа. Мы действительно должны помнить поименно каждого пострадавшего невинно. Однако, есть и другая задача – восстановление подлинных сведений о тех временах. «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий» (В.О. Ключевский).

После 1934 года и до конца 50-х годов имя Г.И. Итыгина замалчивалось, а если и упоминалось, то с ярлыком «буржуазный националист».
В настоящее время память о нем увековечена в названии одной из улиц Абакана. Также с именем Г.И. Итыгина связан объект культурного наследия регионального значения: «Здание, в котором с января по ноябрь 1924 г. размещался первый уездный революционный комитет Хакасии, руководимый большевиком Итыгиным Георгием Игнатьевичем», расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Набережная, 4.
И для жителей Хакасии памятны имена тех, кто проявил себя на ниве реформ, просвещения или в иных сферах деятельности, но деятельности не разрушительной, а созидательной.


Прикрепленный файл: Здание уревкома. Абакан. памятная доска..jpgЗдание уревкома. Абакан..jpg, 176223 байтСоюз сибирских тюрок. 1934. 1.webp, 58574 байтСоюз сибирских тюрок. 1934. 4..webp, 125524 байтСоюз сибирских тюрок. 1934..webp, 129204 байт
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: Velizhanskaja
Вверх ⇈