Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ТРАДИЦИИ и ОБЫЧАИ.

Традиции и обычаи села Дровосечное по воспоминаниям старожилов.

← Назад    Вперед →Модератор: kutepov 80
kutepov 80
Модератор раздела

kutepov 80

ОРЁЛ
Сообщений: 422
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 4190
ДРОВОСЕЧЕНСКАЯ СВАДЬБА.

Кончалось время святок и молодёжных вечеринок. После праздника Крещения начиналась пора свадеб. Эти будоражащие деревню события продолжались до Масленицы. В крестьянской среде брак по любви встречался крайне редко. В женитьбе главное слово было за родителями молодых. Они заранее присматривали жениха или невесту. При этом оценивали не только семью, но и всю будущую родню, причём не в одном колене, боялись повторения наследственных недостатков. Для многих определяющим в выборе являлся уровень благосостояния семьи, хозяйственность отца и матери, социальный статус. Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т.е неведомая, неизвестная. А «суженый» - от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и её родителей посылает Сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий», так как, что её ожидало в замужестве, знал или ведал только Бог.
Всё начиналось со сватовства со стороны жениха. В дом невесты подсылали сваху поговорить с её родителями. Они соглашались или давали отказ на продолжение дела. От того, насколько хороша сваха, зависело очень многое. Чаще всего она была из той же деревни, прекрасно знала людей, их отношения между собой, умело обставляла беседу, учитывая все нюансы предстоящей «сделки», знать обычаи и быть очень набожным человеком – потому что она соединяла судьбы людей по Божьей воле. Если согласие было получено, в дом невесты приходили жених со своими родителями и свахой. Об этом так и говорили: приходили с женихом. Их ждали, угощали. Вели степенные разговоры, ещё раз внимательно присматривались и прислушивались друг к другу. Затем жениха и невесту одетых в праздничный наряд ставили рядом и спрашивали : нравятся ли они друг другу? Жених отвечал на этот вопрос сам, а за невесту – мать. После утвердительного ответа и взаимного согласия спивался ( с жениховой стороны) могарыч. Это событие не оглашалось. Деревня ещё не знала, как развиваться будут события, но догадывалась. Через несколько дней шли родители невесты смотреть дом жениха. Осмотр проводился в полном смысле: обмерялись окна, двери, занавески около кровати, печки, святой угол. Ведь через несколько дней невеста должна была нарядить дом, в котором предстояло жить. За столом в тот вечер главное слово было за родителями жениха. Они решали, что взять с невесты в приданое. Если девушка была им не очень желательна, но не бедна, то приданное назначалось больше. В любом случае оно должно было поправить материальное положение семьи жениха.
Что входило в приданое? Когда в крестьянской семье рождалась девочка, то ей с малых лет начинали собирать приданое в отдельный сундук. Набор необходимых вещей получался изрядный… Ковёр на стенку к кровати, каролинка( её подстилали в сани, в повозку, когда ездили в гости), разнообразные одеяла: сатиновые, стёганные хлопьями, ватой, суконные, байковые и обязательно покрывало на кровать. Также в приданое входили перина, от двух до шести подушек. Попонок (они заменяли сегодняшние простыни) в сундуке должно было быть не меньше четырёх, замашных холстов – четырнадцать – пятнадцать. У богатых невест домотканых скатертей разной выделки было до 15 штук, у бедных – не меньше четырёх. Несколько дежников, чтобы накрывать дежу – деревянную кадушку с деревянным обручем для « постанова хлеба». Родители жениха определяли, сколько у будущей супруги должно быть пальто: Зимних и демисезонных, коротких и длинных. Невеста приносила с собой даже холщёвые мешочки, в которых складывали махотки с кашей, квасом, хлеб, когда семья в жатву работала на дальнем поле.
Кроме всего этого, в дом жениха приводилась и живность: лошадь с упряжью овца, бычок или тёлочка. Иногда забирался амбар на снос, зерно, деньги ( доходило до 100 рублей – очень большая сумма по тем временам).Также везли на двор жениха несколько пудов зерна, мешок картошки, бурак на корм скота.
Выдать замуж дочь часто было настоящим разорением. В то время семьи были многодетные и в них, как правило, подрастало ещё несколько будущих невест. Однако родители шли на всё, тем более, если жених был по душе. Надо сказать, что в исключительных случаях невесту брали в дом жениха бесприданницей, когда это была бедная, но достойная и красивая девушка.
Родители договаривались, когда будет свадьба. Брак считался действительным только после венчания в церкви, а при советской власти достаточно было расписаться в местном сельсовете. Иное сожительство мужчины и женщины никогда не принималось и не одобрялось обществом.
До венчания подруги увозили из дома невесты её приданое: сундук с добром, узлы с крупными вещами, и сами наряжали дом жениха. Чисто убранным, подготовленным к свадьбе был в это время и дом невесты. Накануне вечером здесь собиралась вся её родня на так называемый сговор. В это время приходил жених со своей роднёй и стучал в запертую дверь.
- Кто это, какие люди? – спрашивали из дома.
- Мы люди приезжие, пустите переночевать.
- Места нету, народу много.
- Ну так у нас могарыч!
После этого родные невесты отпирали двери, пили принесенное женихом вино и впускали его с провожатыми в дом. Войдя в избу, жених молился Богу и ждал пока присутствующие на вечеринке пьют его вино. После этого девушки сидящие рядом с невестой, уступали место жениху. Нарядные жених с невестой становились в центре избы, тут же были шаферы. Невеста держала тарелку с рюмкой, жених гостям из бутылки наливал вино. Родные подходили, поздравляли, одаривали молодых. После сговора жених дарил невесте ручник и один уезжал домой. Наступал главный день – Венчание.
В день свадьбы, перед отправлением к венцу, в доме жениха и невесты совершался обряд. Жениха одетого вне избы, заводили в избу и сажали за стол, на котором ставились два стакана с вином и харчами. Одна из женщин – родственниц проводила обряд проводов к венцу:
Батюшка посаженый и батюшка пороженый,
Матушка посаженая и матушка пороженая,
Вся честная компания,
Помогите нам молодого князя обвеличать.
По изъявлении согласия на эту просьбу начиналось пение:
Благослави Боже,
Кузьма, Демьян,
Скуй нам свадьбу Ладомую,
До старовека Ладомую,
До седой бородушки Ладомую,
До белой головушки Ладомую!
После этого начиналось благословение образом, причём жених говорил:
«Благослови крёстный батюшка, в божий суд пойти».
Также повторял, с переменой обращения, и крёстной (она же посаженая) матери и родителям.
В то время, когда жених с поездом выходил из избы, мать надевала тулуп навыворот, а какая нибудь женщина несла дежу (бочку), которую опрокидывала возле телеги. Мать садилась на дежу. Сын (жених) становился правой ногой на правое колено матери и таким образом влезал на телегу. Мать утирала его лицо воротом рубахи и целовала. После этого поезд жениха отправлялся из родительского дома

Когда начинали съезжаться гости, невеста до этого слезливо обращавшаяся к отцу и матери начинала голосить. Встречала родственников входящих в избу и причитала:
Проходите мои родные,
Сбирайтесь в одну кучечку,
Наведайте меня в этом горе,
Не отдайте на чужую сторону
Перед венцом невесту благословляла мать, если девушка была сирота, то крёстная. Мать держа в руках образ, трижды читала молитву « Во имя отца и сына». Дочь стояла на вывернутом мехом кверху тулупе или полушубке. После каждой молитвы она совершала земной поклон и целовала родительницу. Потом просила у неё прощения. Обе плакали. Мать крестилась и ещё читала дочери «Отчу». Та снова целовала мать и прощалась со слезами, показывающими, что девушка с грустью покидает родительский дом.
Куда же ты меня, родимая матушка, снаряжаешь?
Сударыня матушка, сударыня желанная, не покинь!
Мать отвечала:
Деточка моя милая,
Деточка умильная,
Посох мой милый,
Не отлочный!
Куда не пошлю,
Со всех катишься.
И как же, моё деточка,
Твои следочки после
Мне ухаживать,
Как мне позабыть?
В это время в двери стучались приехавшие от жениха сваты. Игрицы кричали:
- Зять у ворот убивается, над водой извивается!
Невеста вставала и её благословляли.
-Прости , благослови, крёстный батюшка,
Мне в Божий суд пойти!
Нарекайте мне долю добрую, счастье хорошее!
Икону невеста забирала с собой, берегла её и в самые трудные минуты жизни обращалась к ней за советом и помощью. После благословления, невесту сажали в передний угол. Возле неё садился брат(прямо под образом) и сваха. Перед братом на столе ставили кружку и клали весло – палку. Входил сват жениха (право входа он добивался) и помолившись богу, он говорил: - примите нас в свою компанию.
- Милости просим, садись.
- Что у вас за человек тут сидит? Нам это место приглянулось и хочется на это местечко сесть.
- Садись.
- Да тут человек сидит…как же быть?
- Как хочешь.
Сват замахивался на брата невесты кнутом, тот защищался веслом.
- Полно драться, - говорили другие гости, - лучше могарыч. В эту кружку налей вина, да положи гривну.
Сват давал вина и денег. После чего брат уступал своё место. Сваха в это время выходила в сени с блюдом, на котором пирог и курица. Там ее встречал поезд жениха. Когда жених с провожатыми входил в избу и занимал место возле невесты, сват подходил к конику (лавка у дверей в виде длинного ящика с крышкой) и трижды обходил всех гостей, которые поедут в церковь. После ещё одного благословения жениха и невесты все отправлялись в Покровскую церковь. Во время пути все пели песню:
Кузнецы молодые,
Куйте коней крепче –
Нам ехать далече,
Селом и деревней.
Подковы звякнут,
А люди скажут:
Богатые едут,
Богатую везут!
На пути из церкви пели:
Выглянь, выглянь мати,
В стекольчато окошко,
Как сын - сокол едет,
Соколушку везёт –
Весёлые ножки
Досужие ручки
В определённое время нарядный свадебный поезд приближался к дому жениха, где у ворот, ещё во время венчания, зажигали огонь. Лошади привезшие жениха и невесту переезжали через него. Как только молодые слезали с телеги, отец жениха появлялся на пороге дома с образом, а мать, одетая в вывернутый тулуп, с ковригой хлеба и солью. Все здоровались.
- Прошу вас в семейство к нам – говорил отец. Молодых сажали за стол и поздравляли. Затем их отправляли на другую половину избы, где кормили с их ближними.

После венчания жених и невеста становились мужем и женой. Весёлая свадебная процессия направлялась к дому жениха. Гости пели и плясали. Заливалась звонкой игрой гармоника, разудалые плясуны отбивали дробь не только на полу, но и на скамейках, столах. Одна песня сменялась другой. Народ толпился под окнами свадебного дома допоздна. Лучшего зрелища деревня не знала.
Только в эту первую брачную ночь молодые ложились спать вместе. Спать их отводили друг жениха и сваха. Причем совершался любопытный обряд разуванья.
- Сними, сними сапог, посмотри что там есть, - говорил жених невесте. Та снимала сапог и находила находящуюся там монетку. Монету забирал жених. Утром их будила сваха, разбив, по обычаю, горшок об угол хаты. Спрашивали о здоровье и напевали:
Кто ж у нас женился?
Иван молодой- невеличек
Марьюшка ему полюбилась
За белые руки ухватилась,
За дубовый стол посадила,
Винцом крепким напоила,
Вкусным пирогом накормила
Последний день свадьбы назывался княжой день. Приезжали родители невесты и близкая родня. Молодайку ожидали первые заботы: она должна была угостить родню. Гуляли весь день. Потом разъезжались по дворам. Свадьба кончалась. Деревня снова притихала в ожидании нового весёлого сезона свадеб.
---

Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
ИЩУ ИНФОРМАЦИЮ ПО СЕЛУ ДРОВОСЕЧНОЕ. БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО КУТЕПОВУ ФЁДОРУ ИВАНОВИЧУ.
Лайк (2)
kutepov 80
Модератор раздела

kutepov 80

ОРЁЛ
Сообщений: 422
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 4190


ДОМОТКАНЫЙ ХОЛСТ.

Каждая крестьянская семья в нашей местности сеяла коноплю. Для изготовления холста использовали растения – пустоцветы, которые называли замашками. В конце лета, после уборки хлеба, замашки созревали, становились желтыми. Тогда женщины выходили на конопляное поле и отбирали их. Часть стеблей замачивали в речке, часть раскладывали на лугу на целый месяц. Улежавшуюся коноплю сушили в теплой печи, долго мяли на мялках и получали жесткое волокно. Его везли на ближайшую мельницу, где в огромной ступе толкли до тех пор, пока волокно не становилось мягким. В узлах привозили домой, расчесывали на гребнях и длинными вечерами при лучине напрядали много замашных ниток. Из ниток, по обыкновению, во время Великого поста крестьянки ткали холсты шириной в поларшина, длиной – 20 – 25 аршин (15-20см). Для отбеливания из соломенной золы и воды делали щелок. В него окунали холст, потом высушивали и так день за днём в течении долгого времени. В конце покупали отбеливатель, который делал холст совсем белым. За год женщина могла сделать не больше двух холстов, так необходимых в быту. Из одного можно было сшить порты и рубаху для мужчины, кофту и юбку женщине, большой мешок, скатерть, полотенце. Если у хозяйки появлялся излишек холста, его можно было выгодно продать. Вот такой не быстрый и трудоемкий процесс

Прикрепленный файл: image.jpeg
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Модератор: kutepov 80
Вверх ⇈