Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудрявцев: Ловница в моем сердце

Автор статьи: Владимир Саблин
Первоисточник: Генеалогический форум ВГД
Страницы: 1 2 #


Когда они вернулись на свой двор, дома не было. И пожарища не видно, а вот печь стоит. Поняли: дом раскатали на бревна и уложили их в гать, дабы проложить дорогу через болото на остров, который был в полукилометре от нас. Стали жить в землянке. По отметкам потом узнали свои бревна. Вытащили их, где возможно, вплавь или волоком свезли к себе. Плотник Семен Заворотников в 1946 году поставил сруб заново.
-- День победы я встретил по гудку паровоза, -- рассказывает Иван Васильевич. – В своей деревне Ловница устроились на ночь. В землянке жили две семьи, спали на нарах. Поутру обычно вычерпывали воду, накопившуюся за ночь. Ранним утром слышим пронзительные, непрекращающиеся гудки паровоза. Я побежал на гору, что была неподалеку. Вижу издали клочки паровозных дымов. Неподалеку, также в землянка, стояла группа минеров, так мы саперов называли. Они сообщили: победа над Германией! Даже не верилось, ведь к этому дню шли так долго.
После войны мальчишки на Псковщине активно добывали металл, стали копателями. Отыскивали гильзы, оружие, которое по традиции немцы клали своим в гроб при захоронении. Конечно, трагических случаев немало было. Брату Сашке оторвало пальцы, когда он раскручивал железку.
-- Моя первая школа в 1944 году разместилась в землянке в деревне Пеньки. Раз в феврале мать встретила учительницу Валентину Михайловну, та спросила, почему я не хожу в школу. Оба моих брата к тому времени уже учились. Землянка-школа имела в длину метров 20, были окна. Посередине стояли две печи, дрова ребята приносили из дому. Дети сидели на катушках, столами служили доски и щиты. Писали на газетах, на листовках, что остались от немцев. Писали чернилами, которые делали из сажи
В 1948 году школа переехала в избу.
В 12 лет он сел за баранку трактора. Пацаном принес в дом первую в жизни зарплату – 238 рублей. Дети вообще и до школы помогали раньше в поле. Приходишь из школы, сумку бросишь – и бежишь в поле.
-- Сначала у меня был колесный типа «Фордзон», без резины, с шипами на колесах. Силенок у него маловато. Затем -- гусеничный трактор КДП-35. Это та же «Беларусь», только на гусеничном ходу. У него как у дизельного полагалось иметь пускач, а его не было. На тракторе убирал с полей камни, разбитую немецкую технику. Большие камни обкапывали, заводили трос – и тащили на край поля. По весне пахал, сзади тянул четырехкорпусный плуг. Поначалу в 1944-м после освобождения весной поля раскапывали лопатами. Сеяли вручную, дед с лукошком шел, разбрасывал, а я вешками отмечал, где уже посеяли. Сеяли рожь, ячмень, овес, лен. Летом косили сено, только это было небезопасно. Раз моему парнишке-напарнику, что сидел на сзади на плуге, неповезло – подорвался на мине. Осенью дергал лен, ставил его в бабки. Зимой вывозил навоз на поля, перевозил сено.
В тракторной бригаде было два трактора КД и один ДТ-24, его использовали на молотьбе. Пахали тогда и на волах, мальчик шел как погонщик. Рожь жали серпом, мать в этом деле была ударницей: за день проходила 32 сотки при норме 16 соток.
На Сенькиной горе пахать было опасно: одни мины, колючая проволока.
-- В школу с 8 по 10 класс я ходил в Новосокольники. Это 16 километров от деревни. Туда, в школу я нес, что покушать, обратно – куски металла, гильзы подбирал. Если стемнеет, шел по лесу и пел песни. Иногда ночевал в Новосокольниках, там жил мой дядя. Директор школы Павлов потом устроил ребятам помещение для ночлега -- интернат.
В 1956 году Иван Кудрявцев окончил школу. А тут венгерские события – и его забрали в армию как срочника. Попал (он же тракторист) в танковые войска, на вооружении были тогда танки Т-34, Т-54 и Т-55. Учебный танкоремонтный полк находился в Калининграде. «Мои братья так или иначе миновали армию – и я загорелся желанием служить вместо них. Как отличнику службы мне предложили идти в военное училище».
-- Поступил в Ульяновское танковое училище. По окончании меня поставили командиром танкового взвода, часть размещалась в Казани. Но тут началось сокращение Вооруженных Сил, и наш полк попал под эту лавочку. Танки отправили в ОАР (сейчас Египет), офицеров – в ракетные войска. Меня -- в ракетный полк в Кировскую область. В то время формировались ракетные войска стратегического назначения, на вооружение пришла двухступенчатая межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета Р-16. Я занимался заправкой изделия топливом.
Потом его послали на год в командировку на Байконур. Возвратился в Киров, и тут удалось поступить в Ленинградскую военно-воздушную академию им. Можайского. После нее пошел военпредом в структуру, которая стала в дальнейшем основой Военно-космических сил. Заместителем руководителя организации являлся космонавт Герман Титов. Я с ним много раз встречался и общался и по служебным, и за общим столом по личным вопросам. Встречался и с президентом Академии наук СССР академиком А.Александровым, который курировал ядерную отрасль. Был И.Кудрявцев тогда секретарем партийной организации. В 1987 году снял погоны, но продолжал работать как гражданский специалист. В 1992 году совсем распрощался и с армией, и с космосом.
Затем 19 лет Иван Васильевич отработал в средней школе, преподавал географию, физику и труд.
Сейчас Кудрявцев является в микрорайоне председателем организации «Дети войны».
В последние годы много делает для того, чтобы его и его ровесников признали детьми войны (по году рождения). Писал письма в Госдуму, в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Пока ничего.
-- В 2021 году я посетил родные места на Псковщине. Деревни Ловница нет, голый косогор!
На сердце свербило всю жизнь – мысль об отце. Без вести? Но можно ли найти место захоронения? Делал запросы в архив Министерства обороны, в Подольск, но до сих пор – полная неизвестность. Поддерживает связь со школами Псковской области.
Давно, со школьных времен, Иван Васильевич пишет стихи. Обычно это были поздравления к памятным датам. Многим слушателям стихотворения нравились. С уходом на пенсию появилось время для творчества. Иван Васильевич стал посещать литобъединение «Путь на моря» в Доме писателя. Появилось и еще одно содружество – ЛИТО «Невские берега». Увлекшись творчеством, Кудрявцев как инженер обратился к теории стихосложения, занимается повышением литературного мастерства.
Главной темой стихотворных произведений ветерана остается война. За эти годы поэт издал три книги стихов – «Дети войны», «Дети войны и победы», «Семья». Сейчас он продолжает работать над поэмой «Сенькина Гора». Неоднократно принимал участие в конкурсе им. генерала Говорова, проводимого ЗаКСом Санкт-Петербурга.
До сих пор Иван Васильевич, которому скоро 87 лет, сохраняет бодрость и интерес к жизни. Он полон энергии, много двигается. Занимается с внуками, выступает, читает стихи на отделении дневного пребывания. У него масса творческих планов в области поэзии. Все бы успеть!


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет