Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Артвин


← Назад    Вперед →
TatianaLGNN
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 23456
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7151
Сейчас это Турция. Но был этот город в России 40 лет
Потом отошел в Турцию. И последние армяне оттуда уехали в 20-ые годы
Основная масса бежала в 1915 году из города
В силу судьбы я познакомилась вдруг сегодня с исторпией этого города.
Потому что оказывается оттуда корни Нижегородских известных династий. Врачи. деятели культуры
Мачхелянц и Микельджаняц
Может кому-то эта информация пригодится хотя бы по фамилиям из этого города. Потому что большинство потомков живут в России
Здесь привожу подборку артвинских фамилий. Если кому известны фамилии здесь не названные, прошу дополнить.

Абоян, Абгарян, Авакян, Авакимян, Агамян, Агзибекян, Азнаурян, Акинян, Аксанян, Алачачян, Алексанян, Алекян, Алпетян, Альбертян, Аракелян, Апетян, Айвазян, Атоян, Ахзмбедгиян, Ашрафян, Арданциян, Арданцьянц, Азоян

Бабаян, Багдасарян, Бандурян, Батанджанян, Башаратян, Бердикян, Бероян, Бунцулян, Бунбулиян

Ватулян, Вартанян, Восканян, Верапатвелян.

Гурчиян, Геворкян, Гапоян, Гурджян

Дарманян, Дерлугян,, Джеджелян, Давоян

Есенян, Есаян

Закарян, Затоян, Зурабян, Зананян

Иванян, Инглизян, Испирян, Игноян

Казанджян, Какабян, Калпахчян, Калпахчиян, Капикранян, Карслиян, Катуян, Качарьян, Кекеджян, Келешян, Керопян, Киракосян, Кинасян, Костанян, Крцотян, Кырхамберян, Кукумян, Кукулян, Курчиян, Кавазян

Лошикян, Левендян

Магакян, Мазманян, Маркозян, Маркосян, Мачихелян, Мачхелянц, Мацоян, Микельджанянц, Минасян, Мисропян, Мнацаканян, Мулькиджанян, Мурадян, Магдесян

Назаретян, Налбандян, Никогосян, Начарян

Падарян, Паписянц, Пашинян, Петоян, Петросян, Пилиджанян, Пустунян, Пучинян, Пучемян, Пуруджян, Пилилян

Саатчян, Симонян, Саркисян, Согоян, Солказян, Сакоян, Сукоян, Срабоян

Тавадьян, Тер-Багдасарян, Такорьян, Татоян, Татулян, Тамоян, Тмоян, Титрибоян, Тер-Дерлугьянц, Топ-Башьян

Узунчикоян, Узункоян

Филоян, Филосян, Фургунджян

Хачикян

Чавушян, Чахалян, Чалыхян, Чикнаворян, Читыпаховян, Чилитарян, Чермакян, Читыпаховян, Чилитарян, Чермакян, Чахоян.

Шишманян, Шакарян, Шамлян, Шамлиян

Эсенян, Эпоян

Янукян (Енохян), Яногян
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 23456
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7151
АРТВИН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.
Город Артвин расположен в отрогах Лазистанского хребта Восточно-Понтийских гор. Все дома и садово-огородные участки находятся на склоне, спускающемся постепенно к реке Чорохи. В нижней части города, т.е. начиная от р.Чорохи, расположены садовые участки. Довольно мягкий климат позволяет выращивать здесь табак, гранаты, грецкий орех. Здесь же можно увидеть рощи оливкового дерева - маслин, очень ценной субтропической культуры. Участки поливаются водами р.Чорохи, примитивной оросительной сетью. Собственно город расположен выше по склону. Дома большей частью трех- и даже четырехэтажные. При каждом доме имеется садово-огородный участок, где растут и хорошо плодоносят яблони, груши, айва, а также огородные культуры - помидоры, огурцы, зелень разная. Склоны позади домов большей частью террассированы. Террасы шириной до 2-3 метров закреплены стенами, сложенными из бутового камня. Во многих дворах имеется родник с хорошей прохладной водой, этой водой поливаются и овощные культуры. Террасы в основном заняты виноградной лозой. По сравнению с сортами винограда, растущими в субтропической зоне, в Аджарии, здешний виноград очень сладкий - на Батумском рынке сорт “Ркацители” продается под названием “Артвинский виноград”.
Выше по склону идут смешанные леса и далее на плато раскинулись альпийские дуга. По своим климатическим условиям г.Артвин мог бы стать первоклассным климатологическим курортом, особенно для легочных больных. Недалеко от города, в местечке Шекинохов, имеются даже термальные воды. Мать моя рассказывала, что они ездили туда верхом на лошадях для принятия ванн.
Ввиду того, что склон, на котором расположен город, очень крутой, в городе нет улиц для движения гужевого транспорта и автомобилей, и для подъема в город приходится пользоваться верховой лошадью, поклажу везти на трудолюбивых осликах, а самим большей частью идти пешком или садиться на ослика.
Так как город находится недалеко от Черного моря, климат здесь влажный, зимой выпадают осадки в виде снега, которого в верхней части города выпадает очень много, иногда до метра и больше глубиной, бывает и минусовая температура.
Сообщение: по шоссейной дороге - 60 верст до Батуми и по реке Чорохи на каюках до ст. Кютиб-Хан, а оттуда на линейках, фаэтонах, а в последнее время перед войной 1914-го года и на автомобилях.
Фургоны и линейки в город не подымаются и отходят от постоялого двора, находящегося у моста через р.Чорохи. Недалеко вверх по реке от этого моста отходят и каюки и доплывают до Кятиб-Хана, а оттуда на линейках, фаэтонах до Батума.Стоимость билета первого класса от Батума до Артвина - 5р.50к., второго класса - 5р., а обратно из Артвина, соответственно, 2р.50к. и 2р. Из Артвина каюк плывет по течению, а из Батума его тянут бечевой. Как я помню, каюк - это заостренная с двух концов плоскодонка длиною метров в десять и шириною в два и более метров. На дно укладываются вещи, а на поперечных сидениях-скамейках садятся пассажиры. Лодку несет с невероятной быстротой, впереди скала, гора или пороги, но вы спокойны, так как стоящий на передней корме “водитель” (настоящее его название не припомню) с ломом в руках - ударом по скале отводит судно в сторону и так до самого Кятиб-Хана. По дороге остановка в с.Борчха и Марадиди. В нашем архиве имеются фотографии каюка и объявления об автомобильном движении из Батуми до ст.Кятиб-Хан и на каюках до г.Артвина.
Поездка из Артвина до Батума на фургонах (фурах) занимает не менее двух суток. Делается остановка на полпути, название постоялого двора не помню. В фургон запряжены четыре лошади. Дневной переход около 30 верст, ночью отдых. По реке Чорохи на каяке путь до Батума покрывается гораздо быстрее, наверное за несколько часов, но с остановкой в с.Борчха.
Квартиры в домах на двух или трех уровнях. Нижний этаж занят под подсобные помещения, т.е. торня для выпечки хлеба, карасы для вина, кладовые для хранения хлеба - так как хлеб пекут на неделю и даже на десять и более дней - печь для приготовления пищи, хранилища для хранения овощей. Ванной комнаты нет, туалет при доме за боковой стеной или за домом, где на выходе из второго этажа во многих домах устроены зацементированные площадки - “тапы”, здесь же построены коровники и овчарни. Свиней артвинцы не держат.
Во втором этаже комнаты для гостей и спальни. На третьем этаже также спальни и специальные комнаты для хранения фруктов и винограда на зиму. Кроватей не имеется. Спят все на полу, который устлан коврами или “карпетами”. Вся постель днем убирается в специально устроенные ниши в стенах. Для отдыха днем под голову кладутся мутаки, а накрываются пледами. Стульев и столов также нет. На ковры ставятся круглые низкие столы - супра, вокруг садились, скрестив ноги по-турецки. В стенах для хранения посуды имелись ниши - “долабы”.
Кухонная посуда сделана исключительно из меди. Кастрюли разных размеров назывались “танджара”, для воды - “гугумы”, тарелки - “сини”. Во всех помещениях имелись камины для отопления, а на кухне в первом этаже в камин ставится треножник для варки пищи. Особо вкусный обед готовился в тондыре. В больших глиняных кувшинах на всю ночь ставился вариться “коркот” - пшеничная каша на жирном мясе или “йариса” также из пшеницы, но на жирной курице. Там же в тондыре готовится “чанах”. В плоских глиняных глубоких тарелках слоями кладется жирная баранина вперемежку с помидорами, иногда добавляется рис и к утру “чанах” готов. Для мытья овощей большей частью служила деревянная посуда, так называемые “ташты” - это выдолбленные из дерева тазы, ложки разных размеров также сделаны из дерева. Едят тремя пальцами, вилок не существовало, жидкой пищи вроде борщей и супов не готовилось и поэтому сподручно было принимать пищу руками - тремя пальцами.
“Карпеты” - это дешевые ковры, похожие на рядуги, без шерстяного ворса. Полы на целый день покрывались карпетами, они также служили для перевозки вещей - в них заворачивались вещи, утварь домашняя и главным образом постель. Дорогие ковры с шерстяным ворсом и красивым рисунком назывались “халича”, ими завешивались стены, а иногда застилались полы, когда принимали гостей.
Электрического освещения в Артвине в начале века не было, хотя местные жители из богатеев мечтали построить электростанцию и говорили, что имелись уже проекты и сметы. Освещение состояло из керосиновых ламп, но это было еще редкостью, в основном освещались свечками, а в богатых домах имелись люстры или по-артвински “тчаги”.
В городе имеются две мечети (на снимке видна одна), армяно-католическая церковь, при церкви двухлетняя церковно-приходская школа, административное здание начальника Артвинского округа, лимонадный завод в доме Геворка Начаряна, несколько кофеен, которые в то время заменяли теперешние клубы. Дома в беспорядке разбросаны по склону, улиц нет. Каждая часть города имеет название, как например “Чарши мелле” по-турецки, в переводе на русский - Базарная часть, или “Орта мелле” - Средняя часть, “Кордзул” - часть, где расположены сады у реки Чорохи и т.д.
Торговые ряды расположены в “Базарной части”. Мясные лавки, бакалейные, лавки кавказских фруктов и маслин, мануфактурные магазины, здесь же мастерские ремесленников-чувячников, изготовляющих мягкую дешевую обувь - так называемые чувяки-лодочки, “емени” и “каламаны” для крестьянского населения близлежащих сел, мастерские медников, лудильщиков медной посуды и др.

Историко-этнографический очерк, автор: Александр (Алексианос) Петрович Сукоян.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Лайк (1)
Lola63
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 14
Путеводитель по Кавказу. 1903г

Прикрепленный файл: 1903 г..jpgПутеводитель по Кавказу (1903г.).jpg, 275963 байт
← Назад    Вперед →
Вверх ⇈