Пермская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, затем РСФСР и СССР.
Образована в 1900 г. при объединении Пермь-Тюменской (до 1897 года — Уральская горнозаводская железная дорога) и Пермь-Котласской дорог. Основные линии дороги построены в 1878−1916 годах. Дорога проходила по территории Вологодской, Пермской, Оренбургской, Вятской, Тобольской губерний. Дорога соединяла Сибирь и Урал с центральной Россией.
В 1899 году запущена Пермь-Котласская железная дорога, объединенная с Пермь-Тюменской железной дорогой в 1900 году с созданием Пермской железной дороги.
В 1909 г. открыто движение на линии Пермь — Кунгур — Шаля — Кузино — Екатеринбург
В 1912 г. — Нижний Тагил — Алапаевск.
В 1913 г. — Тюмень-Омская железная дорога. После постройки переименована в Омскую железную дорогу с присоединением к ней линии Тюмень — Екатеринбург Пермской железной дороги.
В 1913—1916 гг. построены дороги Лысьва — Бердяуш (Западно-Уральская железная дорога) и Шарташ — Тавда (Северо-Восточная Уральская железная дорога).
В сентябре 1919 года к Пермской дороге были присоединены железные дороги: Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. Протяженность дороги на 1 июня 1920 года составила 3891 версту или 4151 км.
В 1930 году Котласская линия была передана в состав Северной железной дороги, тогда же Пермской дороге были переданы участки Челябинск — Курган, Челябинск — Полетаево — Троицк — Кустанай и достраивающиеся линии Троицк — Орск и Карталы — Магнитная.
В апреле 1934 года, во исполнение постановления СНК СССР от 13 декабря 1933 года № 2673 «О разукрупнении железных дорог», дорога была разделена на две. Часть осталась в составе Пермской (Пермский, Чусовской, Красноуфимский, Свердловский, Тюменский, Тагильский районы), но уже с управлением в Свердловске, часть была передана вновь формируемой Южно-Уральской (Челябинский, Курганский, Троицкий, Златоустовский районы) с управлением в Челябинске (которой была передана и часть Самаро-Златоустовской).
11 марта 1936 года постановлением ЦИК СССР Пермская железная дорога переименована в дорогу имени Л. М. Кагановича.
В 1939 года из состава железной дороги имени Кагановича выделена Пермская дорога с управлением в Перми.
В 1943 года дорога имени Кагановича была переименована в Свердловскую.
В 1953 году Пермская и Свердловская железные дороги были объединены в Свердловскую с управлением в Свердловске.
Ссылка