На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Тамбовская губернская ученая архивная комиссия (ТУАК). Известия ТУАК. Вып. XXIII с 77, 113. "8) 1695 года Июня 1. Копия с грамоты Кадомскому воеводе Алексею Елизарову об осмотре в съезжей избе Смольяна мурзы Кармышева Исеева и об оставке его от службы, если по осмотру окажется, что ему служить не возможно, и о написании, вместо его, в полковую службу сына его Сеита. См. приложение 9." Смольян Кармышев сын Исеев и сын его Сеит, 1695 г.
Тамбовская губернская ученая архивная комиссия (ТУАК). Известия ТУАК. Вып. III (1885) с.34 №374 1673 г - Сказка Кадомского уезда Смольянка мурзы Кармышева (сына Исеева), что он служил рейтарскую службу со 167 (1659) года, а поместным окладом и денеждным жалованьем не верстан. (На обороте сказки выписка из переписной Кадомской книги 1710 года) ссылка
4. Сеит, Нечай Смаиловы (Смольяновы) Исеевы (РС Атенино Кадомского уезда 1716 г.)
5. Сюнбай Мамоделеев сын Исеев (РС Атенино 1723 г. + Фонд Саровского Монастыря + Отказные книги 1678, 1692 гг) (Ссылка) Енбай Смольянов сын Исеев, 17 век. (РС Атенино Кадомского уезда 1723 г., Ссылка)
6. Асан Енбаев сын Исеев (РС Жарки 1782 г.) - потомки Асана или их часть переселились в д.Верхнее Аташево Белебеевского уезда.
7. Степан Дасаев князь Исеев, 17 век. (Ссылка). Дасай - сын Акмаша Буркашева Исеева (ГАТО Ф.161 д.532, ЦГАРМ Ф.1 оп.2 д.1) - Будалей (Буделей) Дасаев сын Исеев (Отказные книги 1692 г.) - однодворец новокрещён Казьма Дасаев сын Исеев (сцо Атенино Кадомского уезда, перепись 1714 г.) - был ещё и Федор Дасаев (ЦГАРМ Ф.1 оп.2 д.1)
8. Исеевы / Исаевы в Уфимской губернии: д.Верхний Аташ Белебеевского уезда с 1833 года, д.Карачинское устье (Актьяты) с 1816 года (Мустафа Умралеев сын Енгалычев в д.Караталы с 1811 г. из Атенино)
Есть догадка о том, что Исеевы и есть мусульманское потомство князя Ишея Барашева про которое ничего не известно. Надо узнать есть ли ДНК связь Ишеевых с Исеевыми по Y-хромосоме.
Исеевы из д.Тювеево Темниковского уезда не имеют ничего общего с Исеевыми из д.Атенино Кадомского уезда. Тювеевские Исеевы ведут свой род от Тювея Асбердинова. Атенинские Исеевы же идут от Буркаша мурзы Исеева. Различие подтверждено по материалам в ГАТО Ф.161 и по ДНК.
д. Атенино носит второе название Кадырово (ГАТО Ф.161).
"Происходит от внука князя Акчуры, князя Ишея мурзы Барашева, через его сына Исенея мурзу. Внуки последнего князь Иван Алмакаевич и князь Иван (Ибрагим) Алеевич крестились и были стольниками (1690—1692)[1]. Мусульманское потомство князя Ишея Барашева неизвестно.
Ишей мурза Барашев за свою 35-летнюю службу 27 октября 1607 г. он был пожалован княженьем над конялской мордвой грамотой царя Василия Шуйского, а 18 мая 1613 г. данная грамота была подтверждена царем Михаилом Федоровичем."
"Князь Ишей Барашев, темниковский татарин, внук князя Акчуры Адашева. Во время неудачного похода князя Ивана Михайловича Воротынского на Тулу в 1607 г.[3] попал в плен к сторонникам Болотникова: «И его взяли в полон и приведчи на Тулу били кнутом и медведем травили и на башню взводили и в тюрьму сажали и голод и нужду терпел и с Тулы к нам пришел с вестьми»[4]. 13 октября 1607 г. после освобождения правительственными войсками Тулы «крымские послы Сейказы Аталык с товарищи» подали за Ишея челобитную царю Василию Шуйскому, и он был пожалован царской грамотой княжением своего деда над конялской мордвой[5]. Видимо, это были гонцы крымского хана Сеит–Казый и Ахмет Калифа, схваченные самозваным царевичем Петром, также оказавшиеся в тульском плену[6]. В мае 1613 г. грамота была подтверждена избранным царем Михаилом Романовым[7]. Согласно Кормленной книги Костромской чети 1613–1627 гг., князю Ишею ещё было назначено четвертное денежное жалованье «за Нагайскую службу», скорее всего, речь идет о приходе ногайцев в 1612 г., и «за Смоленскую службу 122 (1614) году»[8].
Возможно, что именно князь Ишей Барашев был одним из участников Земского собора 1613 г., на котором было принято решение о призвании на царство дома Романовых. В 1906 г. С. А. Белокуровым изданы два экземпляра Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича[9]. В каждом экземпляре четыре татарские подписи, среди которых есть подписи некоего князя (бека) Ишея. В одном экземпляре подпись сохранилась полностью и в русском переводе звучит так: «Я Ишай бек за выборных товарищей своих руку приложил», а вот во 2‑м экземпляре одно слово пропущено: «Мин Ишәй бик… юлдашларым өчөн кулум куйдум». Но согласно более раннему переводу 1736 г. записано: «Я княз Исай бек Туманын за товарыщей своих руку приложил», значит можно предположить, что пропущено татарское слово «Туманның»[10], т. е. «Темникова». В итоге этот вариант подписи должен выглядеть так: «Я, князь Ишей, за своих товарищей (города) Темникова руку приложил». Согласно дозорных книг, в Темниковском уезде в 1614 г. проживало только три татарских князя: князь Брюшей Еникеев, князь Булай Кудашев и князь Ишей Барашев. Ишей Барашев имел двор в Ахмыловской слободе в остроге города Темникова[11]. Следовательно, поставить подпись за темниковцев мог только Ишей Барашев. Его потомки стали носить фамилию Ишеевы."
В Ф.161 есть дела о дворянстве Ишеевых, в т.ч. дд.223 и 322. Интересно проверить на совпадение. По источникам родословных Саровского монастыря, среди сыновей Ишея, нет Буркаша.
Наши роственники Исаевы (Исеевы) нам рассказывали что их предок был некий "Туман бей". А в этом источнике говориться об Исае (Ишее) Темниковском беке. Так же возможна связь с сыном Ишея, Исенеем. Возможно тоже, что Исеев, идет от имени Исеней. У Исенея есть сын Алмакай. А у Кармыша мурзы есть брат Акмаш по данным ГАТО Ф.161. Есть схожесть.
От великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, в Кадоме стольнику нашему и воеводе Алексею Елизаровичу Елизарову. Бил челом нам, великим государем, Кадомский Смольян мурза Кармышев, сын Исеев: Служил де он отцу нашему великих государей, блаженные памяти великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа великих и малыя и белые Росии самодержцу, и брату нашему великих государей, блаженные ж памяти великому государю, царю и великому князю Федору Алексеевичу, всеа великия и малые и белыя Росии самодержцу, и нам, великим государем, лет с 50 и больши в рейтарех и с городом, и был на наших великих государей многих службах с приездов до отпусков, и ныне де от тех служб устарел и одряхлел, и нашей великих государей службы служить ему не в мочь, а сын у него Сеит в нашу великих государей службу поспел, а ни в какой чин не написан, и нам, великим государем, пожаловати б за многие его службы и старость и дряхлость велеть от нашей великих государей службы отставить, а вместо его нашу великих государей службу служить сыну его Сеиту, и о том дати б ему нашу великих государей грамоту. И как к тебе ся нана великих государей грамота придет, и ты б нынешнего челобитчика Смольяна мурзу Исеева в Кадоме в съезжей избе досмотрел пред собою, да буде он совершенно стар и дряхл и нашей великих государей служить ему невозможно и в списку он написан в полковой службе, а не в рейтарех, и его от полковой службы оставил, а вместо его в полковую службу написал сына его Сеита сего братиею мурзы и в списку над именем его велел отметить. Писана на Москве лета 7203 (1695 г.) Июня в 1 день.
Подлинная грамота на обороте подписана тако: диак Иван Кучевский, справил Матюшка Буйнаков.
204 году (1696 г.) Октября в 12 день, по указу великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев, и по грамоте из Приказу Казанского дворца, за приписью дьяка Ивана Кучецкого в Кадоме в приказной избе перед стольником и воеводою АЛексеем Елизаровичем Елизаровым Кадомской Смольян мурза Кармышев, сын Исеев, осматриван, а по осмотру он Смольян мурза стар и увечен, а сказал у досмотру: скорбь де у него Смольяна животная лет с 70 и больши и служит ему Смольяну мурзе за старостью и за увечьем не возможно и тако к сему осмотру Кадомские площади подъячей Микишка Андреев, сын Жданов, вместо Смольяна мурзы Кармышева, сына Исеева, по его веленью, руку приложил.
Тамбовское Губернское Дворянское Собрание ГАТО Ф.161 д.532, 1795-1899 гг, на 24 листах.
Дело о дворянстве рода мурзы Исеева Вальши Ничаевича.
стр. 3
Копия.
Лета 7191 (1683) года июля в 20 дня бил челом великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу Петру Алексеевичу всеа великия и малыя росии самодержцем Кадомской Смольян мурза Кармышев сын Исеев поместья де за ним в Кадомском уезде в замокошенском стану в сельце Отенине Кадырево тож у ключа а на тоде поместья была у него выпись и тое выпись в бунте воровские казаки изодрали и великие государи пожаловались ево велели ему на ево жеребеи с писцовых книг Михаила Еропкина для владенья того ево поместья дать выпись и по указу великих государеи цареи и великих князеи Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя росии самодержцев велено ему Смольяну дать выпись а в приказе казанского дворца в Кадомских писцовых книгах Михаила Еропкина да дьяка Герасима Лаврова 157, 158, 159 (1649, 1650, 1651) годов исправил ево ж Михаила 175 (1667) годов написано за Окмашем мурзою Буркашевым сыном Исеева да за племянником ево за Смольянком Корамышевым сыном Исеева отца его Акмашева а его Смольянкова деда поместья жеребеи сельца Отенина Кодырево тож у ключа а на их жеребей двор помещиков в обче да крестьян (в) Васька Игнатьев з братьеми Сидорком с Феткую да с Марком да з детми с Ивашком да Сьянкою (в) бобылька вдова Аринка Прокофьевская жена Иванова з детми с Сазонком да з Бориском до со вдо Кимкой место дворовое старые пустоты пашни паханые добрые земли 39 четьи в поле а дву потому ж сена около пол имеж пол по речке поведя же 80 копен да от езжых сенных покосов в тюмерском ухожью на речке Насарме на переволоке 25 копен да у перевесья у спуда 10 копен сошного писма в живущем и в пусте пол пол пол трети сохи и перешло за сошным писмом 6 четьи без третника пашни платить живущего с полу третника пашни а писано за ним то поместье по выписи писца Степана Тарбеева 131 (1623 г.) какова дана отцу их а что написано в сеи выписи выше всего в писцовой книге (в) бобылка вдова Аринка з детми и в том числе сын Бориска и в ево Борискове имени в писцовых книгах переправлено земля да буть да он наверху слово: свидет...ва на обороте подлиннои выписи по склреинним написано тако дьак Петр Самоилов внизу смотрил Янка Минин секретарь дворянства Иван Житов
(с) 2023 И. Тазиев. Обязательно указывать первоисточник.
Дворовые люди некрещенные ж 9854. Максим Сваинов 84 9855. Иван Максимов 50 9856. Шабан Максимов 31 9857. Тахтар Иванов 17 9858. Темиш Иванов 6
Переведенной Шацкого уезду Ценского стану и села Болшаго Студенца в прежнею перепись написанной в оном селе Студенце 9859. Ибрай Тюняев 30 9860. Сюняй Ибраев 15 9861. Рамазан Ибраем 8
9937. У новокрещена Алексея Сюнчалеева сына Ценышева некрещеной сын Енакай 20
9938. Курмаш мурза Кансюяров Цынышев 65
9939. Новокрещена Алексея Сюнчалеева сына князь Ченышева переведенной Темниковского уезду из д.Исеевки на писанной в той же деревни в прежнюю перепись дворовой человек татарин Валиша Умралеев сын Ченышев 55
9940. Сюлейман мурза Бектимирев Маматов 69
(стр. 519)
9941. Смаила Бектемирева Маматова сын Мухамет 20 9942. Смаила Бектемирева Маматова сын Баторша 16
10058. Отданного в рекруты Бектемиря Сюлейманова сын Нарукай 10 10059. Отданного в рекруты Бектемиря Сюлейманова сын Алмамет 8 10060. Отданного в рекруты Бектемиря Сюлейманова сын Вялиша 5 10061. Отданного в рекруты Бектемиря Сюлейманова сын Аит 2
10062. Тингилдея Ангилдина сын Шабай 22 10063. Тингилдея Ангилдина сын Кадряк 10
10433. Аврама Шиголеева сын Ислам 30 10434. Аврама Шиголеева сын Адрахман 28 10435. Аврама Шиголеева сын Мусяй 20 10436. Аврама Шиголеева сын Мустай 16
Фонд Саровского монастыря Саровский мужской монастырь Темниковского уезда Тамбовской губернии Копии с писцовых и отказных книг 17 века и татарские родословные
ЦГА РМ Саранск Фонд 1 опись 2 дело 1 1614 - 1719 гг на 43 листах
(стр. 31)
Роду Кадомскому уезду деревни Атенины мурзы разных родов
1. Исеевых • и Буркашев отец же
# Уразы умре жеребей ева Федор Дасаев владет
I. Исей• роди Кармыш, Курмыша, Акмаша ** II. (Кармыш роди) Смольяна; (Акмаш роди) Досая, Бекбулата°, Романа, Ураза # (умре без детей). III. (Смольян роди) Сеита, Ианбая, Нечая; (Досай роди) Кузьму, Стефана, Федора, Будалея; (Роман роди) Мамаделея. IV. (Сеит роди) Аделшу; (Ианбай роди) Асана*; (Нечай роди) дочь, в Керенском уезде; (Кузьма роди) Авраама, Сергея, Иоана; (Будалей роди) дочь; (Мамаделей роди) Сюнбая.
Сеит отдал в монастырь все и Дивеевскую и Кофтаровскую вотчи(ну)
Асан Енбаев сын поступился с отцовским жереб Тимофею Ищерякову сыну Илышеву а Тимофей Кошкареву Илариону после Сеитавой купчей поступились а отце ево Анбаев в монастырь отдал прежде кувторовскою А брату ево Янбаеву Болшей Сеиту и Дивеевскую вотчину монастырь жа продоль по кошкарской купчей.
°Акмашев сын Бекбулат умре поступился своим жеребьем племяннику своему Будалею до слеву а Будалей умре жена? ево вышла за Батыршу Куткина Размометева сына а Батырша отдал в монастырь.
* То что указан Асан показывает, что записи доделаны в первой половине 18 века, так как он родился в 1713-14 гг. ** Тут не точность, Исей отец Буркаша, но Буркаш отец Кармыша и Акмаша, а не Исей.
Комментарий модератора: (с) 2023 И. Тазиев. Обязательно указывать первоисточник.
Мусульманское потомство тоже не известно. Енгалычевы так же присутсвуют в сельце Атенине. Может быть Ысей и есть наш Исей?
Ысей Енгалычев Запись:644405 Полное дерево Поколенная роспись Род Енгалычевы Пол мужчина Полное имя от рождения Ысей Енгалычев Родители ♂ Богдан Багудан Енгалычев [Енгалычевы]
Заметки Сын Бедиша, мурза Ян-Глыч, князь кадомский и пяньдемской мордвы, упоминается в царской грамоте 1539 года. Он был отцом магометанина Ян-Гильдея, за которым по писцовой книге 1565 года Мещерских городов состояло в первом Мещерском уезде, в Замокшанском стане, поместье в деревнях Жданове и Черемных да в селе Павлинове. Второй сын Янглыча, принявший в Москве православие, был Богдан, сын которого, Ысей, остался в мусульманстве, и потомства его мы не знаем. Продолжателем рода был сын Ян-Гильдея — Яналей, мурза, упоминаемый в грамоте 1589 года. Он был отцом Исяня, Айдяша, Сю-юн-бая и дочери Нелишь, выданной за мурзу Беркута. Три брата Нелиша сделались родоначальниками мурз Янгалычевых, по принятии православия называвшихся то князьями, то мурзами же, безразлично. Впрочем, кажется, кроме титулованья в некотором роде зауряд — не считались они в глазах правительства в одной степени значения с князьями русских родов и оттого с течением времени уже утрачивали княжеский титул, когда происхождение от мурз позабылось в христианстве, и особенными заслугами не выдвигались они, неся общую дворянскую воинскую службу.
Выпись из РГАДА Ф.350 оп.2 д.1071
Ревизские сказки, Кадомский уезд, 1745 г.
Мурзы и татары
селения: Верки, Атенино, Бутаково, Большое Никитино, Малое Никитино, Молочная Гора, Старое Мансырево, Новоселки, Караулово, Богданово, Торопово, Азеево, Ивашное (Иванково тож), Выползово, Турмадеево, Желаево, Кобжохтино, Камалово, Чернышево, Кобеляково
(стр. 504 - 543 об.)
(с) Ильяс Тазиев