http://poltavahistory.org.ua/mans5_r.htmЗнаменитые полтавчане. Художники, скульпторы и архитекторы
В XVIII — XX столетиях Полтавщина дала достаточно много ярких индивидуальностей, чье творчество стало украшением разнообразных течений, распространенных в искусстве. Представителями изобразительного искусства были полтавчане:
Павел Бобровский (1861 — 1944, Ливан), меценат, основатель собрания Полтавского краеведческого музея;
Алла Анищенко ( 1937), архитектор;
Евгений Трегуб (1920 — 1984), художник;
Игорь Седак (1923) архитектор;
Михаил Семикин (1893 — 1975), архитектор-художник, исследователь архитектуры;
Сербутовский Андрей Андреевич (1923 - 2006) - украинский живописец;
Алексей Таций (1903 — 1967), архитектор;
Саша Путря (1977 — 1989, Полтава), юнная художница;
Розенбаум Соломон Аронович (1885 — 1941) - художник;
Владимир Павлюченко ( 1920), художник и график;
Александра Кочман-Дяченко ( 1936), художница-керамистка;
Сергей Литвиненко (1898 - 1961, США), скульптор;
Павел Горобец (1905 — 1974, Полтава), художник и график;
Вадим Гопкало ( 1917), архитектор;
Захарий Голубовский (1736 — 1810), иконописец;
Иосиф Иванович, живописец второй половины XVII века;
Федор Иванович Ааронский (около 1742 — 1825), иконописец;
Дмитрий Перепелка (1903 — 1981, Полтава), народный художник;
Магденко Виктор Николаевич (1887—1954), украинский живописец-пейзажист, фотограф-художник, член Ассоциации художников Красной Украины; в селе Каменка Полтавской губернии (теперь Диканьского района Полтавской области) родился украинский советский живописец, заслуженный художник УССР
Василий Игнатьевич Непийпиво (1916 - 2007). Трагически сложилась судьба известного украинского художника, одного из основателей школы украинской монументальной живописи
Василия Теофанович (Феофанович) Седляра (1899 - 1937, Киев) из села Жоржевка Шишакского района; родом из Переяслава Полтавской губернии, а ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской области американская художница и скульптор Лия Исааковна Берлявская больше известная под именем
Луизы Берлявски-Невельсон (Louise Berliawsky Nevelson)(1899 - 1988); в Кременчуге Полтавской губернии родился известный живописец и график
Мане-Кац (1894 - 1962).
В разное время в Полтаве жили и творили:
Самуил (в миру Самойло) Недилко (? — 1769), иконописец;
Михаил Амвросимов (1780 — 1825), архитектор;
Дмитрий Ангельский (1898 - 1938), график; расстрелянный в Полтаве;
Степан Бутник (1873 — 1951, Полтава), график;
Николай Бутович (1895 — 1961, США), художник и график;
Александра Великодна ( 1914), вышивальщица;
Иван Вицко ( 1930), художник фарфора;
Василий Гарбуз (1882 — 1972), резчик;
Герасим Нимый, иконописец XVII ст.;
Владимир Геращенко ( 1924), театральный художник;
Петр Головченко (1898 — 1938, Полтава), архитектор;
Павел Горбенко (1914 — 1979, Полтава), художник;
Тит Гордасевич (1870 - 1961, Полтава), архитектор;
Иван Зайцев (1805 — 1890, Полтава), художник и педагог;
Омелько Ковпак (1888 — 1972, Полтава), гончар;
Александр Левадный ( 1948), художник гобелена;
Никифор Манжола (1898 — 1961), резчик;
Лев Маркосян ( 1948), художник;
Елизавета Милорадович (врожд. Скоропадская, 1832 — 1890, Полтава), общественный деятель, добродеятель, один из основателей Научного Общества им. Т. Шевченка во Львове;
Иван Новобранец ( 1939) народный художник;
Сергей Носов (1861 — ?), инженер-архитектор;
Афанасий Петрович Людвисар ХVІІ — XVIII ст.;
Павел Петрашев (1738 — 1772), иконописец и портретист;
Николай Подгорний ( 1944), художник;
Федор Рожанковский (1891 — 1970, США), график;
Самуил (? — после 1769), иеромонах, иконописец и портретист;
Евгений Сердюк (1876 — 1921),
Михаил Стасюков (1868 — 193?, Полтава), архитекторы;
Анна Тихонова (1906 -1990, Полтава), вышивальщица;
Александра Шабатура (1913 - 1989, Полтава), народная художница;
Александр Ширшов (1869 — ?, Полтава), архитектор;
Анатолий Щербак (1939 — 1994), художник-експозиционер, график;
Александр Якименко (1919 - 1985), резчик;
Василий Безуля ( 1940), художник театра;
Вайнгорт Ария-Леон Семенович (27 ноября 1912 года в г. Варшаве — умер 12 апреля 1994 года в г. Полтаве) — архитектор, педагог. В послевоенные годы длительное время был главным архитектором г. Полтавы.
Пять лет провел в имении своего дяди в Ковалевке на Полтавщине художник
Лев Михайлович Жемчужников (1828 - 1912), и это пребывание коренным образом определило дальнейшее направление его творческого пути.
В Полтаве преподавал рисование в Петровском кадетском корпусе и в Институте благородных девиц, имел собственную художественную студию художник-передвижник
Василий Алексеевич Волков (1840-1907).
Среди 14 студентов Петербургской Академии искусств, которые в 1863 г. в знак протеста против запрещения свободного выбора тем для выпускных работ подали заявления о выходе из Академии («бунт 14-ти») и образовали своеобразную коммуну - свободную художественную «Артель художников», был кременчужанин
Александр Дмитриевич Литовченко (1835—1890). «Артель» открыла перспективу к созданию в 1870 г. Общества передвижных художественных выставок, которое дало название почти всему художникству последней трети XIX ст. - т.зв. «передвиженку» и как художественное объединение не имело прецендентив в истории мирового искусства.
Товарищество совместило и воплотило две важнейшие для того времени тенденции — выставочно-организационную и идейно-демократическую. Практически ежегодно, начиная с 1871 г., усилиями Общества устраивались большие художественные выставки, которые передвигались от одного города Российской империй к другому. Устраивание передвижных выставок было своеобразным «хождением в народ». Однако сам «народ» выставки передвижников не посещал. Зрительскую аудиторию передвижников составляло третье состояние, преимущественно интеллигенция. Но сравнивая с потребителями не менее популярного академического искусства (по инициативе Петербургского общества художников в конце 1880-х гг. начали устраиваться экспедиции академического Салона) эта публика была более демократической и прогрессивно настроеной. На Украине с творчеством передвижников на Украине имели возможность ознакомиться жители 9 городов: выставки регулярно посещали Киев, Харьков, спорадически Одессу, Полтаву, Катеринослав, Елисаветград. В Полтаве на протяжении 1888—1910 гг. было проведено 12 выставок. Общее количество посетителей превысила 23 тыс. чел.
В 1870-х гг. одним из руководителей Общества передвижных художественных выставок, его организатором, теоретиком и типичным художником стал полтавчинин
Николай Александрович Ярошенко (1846—1898). Переданная родному городу после смерти художника художественная коллекция составила основу Полтавской картинной галереи. Первым скульптором, который стал членом Общества передвижных художественных выставок, был уроженец с. Оболонь Семеновского района
Леонид Владимирович Позен (1849—1921), автор памятников И. Котляревскому (1896—1902 гг.) и р. Гоголю (1913—1915 гг.) в губернском центре. С 1889 г. жил в Полтаве и закончил здесь свой земной путь выдающийся деятель передвижника российский живописец
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). В Полтаве предпринял свои первые шаги на художественной ниве его сын живописец
Иван Григорьевич Мясоедов (1881 — 1953, Аргентина). Последние свои годы прожил в Полтаве художник-пейзажист академик
Владимир Гаврилович Казанцев (1849—1902). Отображению красоты полтавского края посвятил всю свою жизнь художник-пейзажист
Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1926), который жил и работал в своём имении под Лубнами.
С 1880—1890-х гг., когда в Европе повсеместно утвердился стиль модерн, искусство передвижников вошло в полосу затяжного кризиса, из которого смогли выйти лишь некоторые художники реалистичного движения, которые избавились гражданской тенденциозности и обернулись к исканиям за чисто художественными достижениями. Большинство художников старшего поколения, не восприняв новых реалий, превратились в продуцентов картин «домашнего» жанра.
Среди ярких творческих индивидуальностей, которые избежали кризисов передвижников, были: козельщане (уроженцы с. Васильевка Кобеляцкого уезда) художники-однофамильцы
Иван Кириллович Дряпаченко (1881 —1936) и
Григорий Иванович Дряпаченко (1882—1950), а также уроженец с. Костантиновка Костантиноградского уезда (теперь Сахновщинского района Харьковской обл.)
Порфирий Денисович Мартынович (1856—1933). На полтавском материале написали много картин известные украинские живописцы
Сергей Иванович Васильковский (1854—1917) и
Константин Александрович Трутовский (1826—1893). В 1912 году
Самокиш Николай Семенович выполнил в доме Полтавского губернского земства красочный орнамент вокруг картин С. Васильковского.
Модерн в Украине формировался в русле национальных концепций. Ища форм выражения для своих замыслов, модернисты обращались к народному творчеству, как наследства для профессионального искусства. К развитию нового украинского искусства вовлеклись художественные вернисажи в Полтаве 1903, 1906, 1913 гг.
В начале XX века стало стремительно разрастаться авангардистское движение; в художественный процесс в Украине включилась целая когорта молодых художников, которые сознательно ставили перед собой цель последующего развития национального искусства, обогащенного как традициями прошлого, так и достижениями современной европейской художественной культуры. Среди новой художественной молодежи наши земляки составляли заметную группу.
Первой из отечественных мастеров стала импрессионисткой и приобрела европейскую славу уроженка с. Гавронцы Полтавского уезда
Мария Константиновна Башкирцева (1858—1884), которая почти всю свою короткую жизнь прожила за рубежом — в Италии и Франции. Импрессионистические тенденции развивал в своем творчестве талантливый мастер из с. Остаповка Миргородского уезда
Иван Митрофанович Северин (1881—1964), который до 1925 г. творил за рубежом, - в Кракове, Риме, Париже. Из Казацких Хуторов поблизости Руновщины Полтавского уезда вышел талантливый скульптор
Михаил Емельянович Гаврилко (1882—1920), который совершенствовал свое умение в Кракове и Париже, и чья жизнь трагически оборвалась в вихре революционных событий на родине. В парижской мастерской О. Родена совершенствовалась уроженка Кременчуга скульптор
Элеонора (Леонора) Абрамовна Блох (1881—1943). В Петербурге и Париже получила образование скульпторша из Опошни
Елизавета Илларионовна (Ларионовна, Романовна, Родионовна) Трипольская (1883— 1958, Азербайджан). С 1900 г. жил и работал в Полтаве известный художник-портретист
Григорий Иванович Цисс (1869—1934). На хуторе Ладанский Роменского уезда Полтавской губернии родился автор памятника Т.Г. Шевченко в Полтаве украинский скульптор, кинорежиссер, драматург, сценарист, Народный артист УССР
Иван Петрович Кавалеридзе (1887 - 1978). Связана с Полтавой и судьба выдающегося украинского художника, живописца, архитектора, графика, художника театра и кино, исследователя искусства. Основоположника украинского стиля в архитектуре
Василия Григорьевича Кричевского (31 декабря 1872 — 1952 гг.); в небольшом местечке Градижск Полтавской губернии (в настоящее время Глобинского района Полтавской области) в еврейской семье родилась французская художница-абстракционистка
Соня Делоне или Терк-Делоне (фр. Sonia Delaunay, настоящее имя Сара Ильинична (Елиевна) Штерн, (14 ноября 1885 - 5 декабря 1979, Париж); родом из Зенькова был известный художник-график, представитель украинского и русского советского авангарда
Михаил Михайлович Тархан (Тарханов) (1888 - 1962). Одним из ярко выраженных представителей авангарда стал художник-авангардист из Полтавы
Всеволод Максимович (1894 — 1914). Родилась в Полтаве художник-абстракционист, график
Анна Георгиевна Старицкая (1908 - 1981).
Большую лепту в развитие образотворческого искусства внес
Сластен Афанасий Георгиевич (Сластион, Сластионов; 1855—1933) — украинский живописец, график, архитектор, искусствовед, этнограф, общественный деятель и педагог. Он также способствовал сооружению дома Полтавского губернского земства. Стал одним из основоположников украинского архитектурного стиля. По проектам А.Г. Сластена возведен ряд зданий земских школ, больниц, кредитно-кооперативных обществ в Миргородском и Лохвицком уездах, в частности, Миргородскую водолечебницу, столовую-клуб и грязелечебницу (1912—1916 гг.). Исследовал и популяризировал кобзарское искусство, народное творчество, кустарные промыслы. Создал целую галерею портретов украинских кобзарей.
Из Больших Будищ Диканского района вышла семья талантливых мастеров резьбы по дереву Юхименков.
Федот Иванович Юхименко (II пол. XIX нач. XX ст.) создал круглые скульптуры для дворца Кочубеев в Петербурге.
Прокопий Федотович Юхименко (1870—1931) был автором отделок Кочубеевского дворца в Диканьке, а также скульптурных композиций в доме Полтавского губернского земства. В Хомутце Миргородского района работал гончар
Павел Иванович Калашник (1847—1909), изделия которого (дзбанки, куманцы подсвечники, вазы) экспонировались на международных выставках и были отмечены наградами. В с. Городские Мельницы Зеньковского уезда жил и творил мастер народной керамической скульптуры
Остап Семенович Ночовник (Ночовник-Носик; 1853—1913), чьи изделия сберегаются в музеях Вены и Парижа.
С 1875 года в Полтаве функционировало одно из лучших в Российской империи фотоателье фотохудожника
Иосифа Целестиновича Хмелевского (1849— 1924).
В 1868 г. на Полтавщине была основана филателия (выпуск земской почтой марки Пирятинского, а впоследствии марок еще 11-х уездов губернии).