На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
когда Сергиополь (Аягуз) – центр Аягузкого округа – был переименован в станицу Лепсинск, площадь уезда составляла 77 140 кв. верст. Станица Лепсинская основана сибирскими казаками-переселенцами с Бийской и Кузнецкой линий в 1855 году в долине Чубар-Агач, вблизи китайской границы. Уезд славился здоровым климатом и ландшафтом, напоминающим швейцарские Альпы, горным мёдом. Казачьи пасеки и заимки были разбросаны по всем прилегающим ущельям-«щелям». Впервые попытку прочного закрепления в крае Россия предприняла в 1825 году, когда по просьбе султана Большой Орды в урочище Каратал был образован сторожевой пост и возведены некоторые постройки. Однако из-за протеста китайской стороны все сооружения были снесены уже в 1826 году. И только в 1831 году на подступах к Семиречью было заложено первое русское укрепление – Аягуз, впоследствии Сергиополь. На 1913 год в городе со станицей числилось 15500 человек, храм, мечеть, два учебных заведения, несколько промышленных предприятий, уездные учреждения. История Лепсинска связана с именами Семенова-Тян-Шанского, Валиханова, Потанина, Голубева, Сиверцева, Гейнса, Сапожникова и других исследователей края. Лепсинск был заселен в основном русскими переселенцами. В 1855 году заселена станица Урджарская, в 1870 году селения Герасимовское, Асиновское, Колпаковское, Константиновское, в 1871 году – Басканское, в 1872 году – Романовское (Коктерек), Захаровское (с. Бахты), в 1873 году – Тополевский, в 1874 году Степановское (Учарал), в 1878 году – Ивановское (Маканчи), в 1894 году – Каргалинский, в 1909 году – Успенское, Николаевское, Гринковское, Андреевское, Ново-Андреевское, Покровское, Афанасьевское, в 1910 году – Веселое, Черкасское, Петропавловское, Лепсинское-Сортовское). В 1861 году, до основания Учарала, на его месте находились земли бия Бексултана Агайдалова и его детей из рода Жалбы. Он ездил в ханскую ставку просить разрешения управлять этой территорией. По некоторым сведениям, сын Бексултана Мамай заложил строительство города Ушарал. Согласно отчетам генерал-губернатора А. А. Кауфмана, в конце 60-х годов XIX века завершилось заселение Алаколя. Впервые на территорию Алакольского района русские вступили весной 1841 года. Первые переселенцы появились в Карабулаке и Учарале в 70-х годах XIX века. Вначале это были крестьяне Воронежской губернии, затем – выходцы из других центральных губерний России и из Сибири. Они переименовали Учарал в Степановку (в 1921 году было восстановлено прежнее наименование – село Учарал). В 1874году, задолго до учреждения Семиреченской области, с целью создания военных поселений, из Сибирского казачьего войска в Лепсинский уезд были переселены казаки. 162 По материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Семиречье в Лепсинском уезде проживало 180 829 человек, из них: казахов – 156 107, русских, украинцев и белорусов – 22 107, татар – 1 908 человек. Плотность населения в уезде составляла 2,08 человек на квадратную версту. На 01.01.1914 года население уезда составляло 196 886 человек (русские крестьяне 53%, казаки 38%. Население Лепсинска 15 500, остальные проживали в сельской местности). Основная масса казахов Лепсинского уезда относилась к Среднему жузу. Это были представители найманов, из родов Каракерей (163 общины), Садыр (49 общин), Дортул (тортул) и Матай (30 общин). Преобладающую часть территории Лепсинского уезда занимал род Каракерей. Наиболее зримым показателем колониальной политики царизма в Семиречье было падение удельного веса казахов в национальной структуре. С 1897 по 1914 года в Лепсинском уезде этот показатель упал с 86,3% до 65,5%. Удельный вес русского населения, напротив, нарастал во всех уездах, в том числе и Лепсинском: 32,6% против 12,22%, то есть почти в три раза произошел рост русского населения. В 1906 году было образовано Семиреченское областное переселенческое управление, которое ставило своей задачей реализацию столыпинской реформы в Жетысу, путем изъятия у казахского населения удобных и плодородных земель и размещения на них станиц, переселенческих сел, хуторов, помещичьих усадеб. Планомерное переселение крестьян из России в нынешний Алакольский район началось с 1909 года по инициативе первого губернатора Семиреченской области Г.А. Колпаковского. С весны 1909 года в село Кабанбай начали приезжать из Сибири русские крестьяне-переселенцы. Описывая процесс землепользования переселенцами, А.А. Кауфман писал: «Характернейшей чертой установившихся здесь общинных порядков является именно полная свобода, предоставляемая общиной отдельным хозяевам в эксплуатации отводимой в их пользование земли. С доставшимися ему в душевой надел пашнями всякий волен делать, что ему заблагорассудится: он может засевать их сколько угодно лет подряд; может забрасывать их в залежь и эксплуатировать как сенокос; может по усмотрению сеять яровой или озимый хлеб… Словом, каждый крестьянин на все время от передела до передела является полным хозяином доставшейся ему в надел пашни. Как только она истощалась, он брал другие земли». Особое внимание уделялось заселению бассейна реки Тентек. Только в 1909 году было заселено и роздано русским 30000 десятин земли. Большое значение придавалось заселению русским населением Алакольской долины, так как она являлась приграничной зоной с Китаем. Не угроз со стороны Китая боялась русская администрация, а откочевок казахских родов в Китай, со своим скотом и скарбом, поскольку это приводило к оттоку дешевой рабочей силы. В 1910 году уезд был официально включен в число районов, открытых для переселения крестьян из внутренних губерний России. С самого начала присоединения Жетысу к империи миграция не прекращалась. Если в 1901 году в Верненском, Капальском, Лепсинском и Джаркентском уездах Семиреченской области насчитывалось 16 поселков колонистов, то на 1 января 1914 года их стало 112. В 1910 году были исследованы озера Алаколь, Сасыкколь, Ушколь, река Чинжалы. Таким образом определялись водные запасы для проектирования переселенческих участков в целях обеспечения хлебопашества. Результатом этих исследований явилось образование на реке Чинжалы поселения Андреевское. По мере увеличения количества переселенцев, начинаются столкновения между вновь прибывшими переселенцами, старожилами и 163 местными казахами, которые в результате переселенческой политики царизма оттеснялись в малопригодные для жизнедеятельности земли. Весной 1914 года мелкие стычки переросли в настоящую битву на восточном берегу реки Жаманты, в местечке «Бəрби». Хорошо вооруженные переселенцы перебили казахов, часть казахов откочевала в Китай. За короткое время колонизации Жетысу были уничтожены традиционные, веками определенные места жайлау, кыстау, засеяны тропы перекочевок скота, нарушен хозяйственный уклад, быт, обычаи казахского народа. Одна треть казахов покинула свои исконные земли, откочевывая в Китай, оттуда в Турцию, Германию и дальше. Вновь прибывшие казаки и крестьяне строили свои станицы и хутора рядом с аулами и давали им свои имена - в 1911 году село Обуховка, в 1913 году село Чистопольское и другие. Ряд аулов был переименован, например, аул Кабанбай звучал как «село Андреевка Герасимовской волости Лепсинского уезда». Село возглавил старшина Дмитрий Дячкин. Чаще всего селениям присваивались имена и фамилии чиновников, служивших в переселенческих организациях. Селу Андреевскому было присвоено имя чиновника особых поручений А.А. Андреевского, селу Глиновскому – фамилия начальника переселенческого управления Г.Б. Глинки, селу Саратовское – фамилия чиновника Саратовского. Обследование казахских хозяйств Лепсинского уезда в 1911 году показало, что в 1909 году имели посевы 76,6% хозяйств. Уже в те годы для Жетысу было характерно поливное земледелие, засевались возвышенные участки Джунгарского и Заилийского Алатау. В Лепсинском уезде орошалось 60,5% посевов. Казахи использовали переложно-залежную систему, чередуя посевы и залежи. Сеяли в основном просо. В общей площади посевов эта культура в Лепсинском уезде занимала 45,1%. Достаточно высокий удельный вес засевов приходился на овес. Посевы ячменя были незначительны. На неполивных землях преобладали посевы пшеницы. В Лепсинском уезде на богаре засевались 40,1% площадей. В среднем один плуг приходился на 4-5 дворов, жатка на 10-15, сеялка на 1000 с лишним хозяйств. Согласно статистическим данным Переселенческого управления, на 1912 год в Лепсинском уезде было сосредоточено 19,2% всего числа скотоводческих хозяйств области, что составило соответственно 1 020 670 голов скота. В видовой структуре стада абсолютно преобладали овцы - 67,3%. Лошади в общем поголовье скота уезда занимали 12,3%, причем это был самый высокий показатель среди уездов области. Менее значительно был представлен в стаде крупный рогатый скот - 8,7%. Казахи занимались отгонным животноводством. Местные жители на телегах вывозили на торги пшеницу, перегоняли скот для продажи в город Семипалатинск (около 600 км) и в станицу Сергиопольская, ныне город Урджар (около 200 км). На кожевенном заводе, располагавшемся в селе Карабулак, работало 3-4 человека. В кузницах, обувных мастерских, на двух мельницах трудилось по 1-2 человека. Все это были мелкие кустарные предприятия, без механизации. Среди русского населения было развито пчеловодство. В 1913 году мед из Лепсинска был признан лучшим в мире и поставлялся к царскому двору. На втором месте стояла охота на медведей, волков, лисиц, кабанов, маралов, куниц. В 1913 году был утвержден герб города Лепсинск. Из учреждений образования в Учарале в 1912 году открылась церковноприходская школа для девочек. Незадолго до Октябрьской революции 1917 года была открыта трехклассная школа для мальчиков. Всего в этих школах обучалось 70 девочек и мальчиков. Но эти школы были предназначены для обучения детей русских. Для казахского населения на территории района не было ни одной школы. В 1912 году в Учарале был открыт первый фельдшерский пункт. Всю интеллигенцию 164 составляли поп, несколько мулл, фельдшер, учитель для мальчиков, учительница для девочек
Ищу сведения о моей бабушке Ануфриевой Александре Григорьевне, 1989 года рождения, переехавший с родителями из Воронежской области, предположительно в 1906-07 г. и проживающей в Уч-Арале до 1919 года, а потом ушедшей в Китай. А также о дедушке Зубенко Мокее Павловиче, проживающем в Уч-Арале , муже мой бабушки. Никаких сведения о дедушке у меня нет.
--- Ищу сведения о Зубенко, Ануфриевых из Ушарала, Казахстан
Стефановская церковь (в честь Казанской иконы Божией Матери), каменная, построена в 1892 г. Штат: священник и псаломщик. Есть два причтовых дома. Мужского населения 745, женского ─ 719. Ближайшая церковь в с. Герасимовка – 77 вёрст5 . Причт: Священник Павел Селивановский, 30 лет, урож. Вятской губ; студент семинарии. Священник с 1890 г. На службе в Туркестанской епархии с 1902 г. (К месту служения еще не прибыл). Псаломщик Тихон Васильевич Иванов, 48 лет, уроженец Пермской губ; из 2 класса городского училища. Псаломщик с 1885 г. На службу в Турк. епархию определен в 1885 г. псаломщиком к Больше-Токмакской церкви; в 1887 г. переведен псаломщиком к Сазановской церкви; в 1893 г. перемещен на выселок Любовинский; в 1894 г. уволен заштат; 1895 г. ─ псаломщик в с. Сазановское; в 1899 г. переведен к Пишпекской цекрви; в 1901 г. назначен на настоящее место.
Храм построен в 1873г. В советский период был оборудовал под кинотеатр «Октябренок». В 1990г. - возвращен верующим. В 2009г. было решено выполнить две боковых пристройки, дабы Храм был в форме Креста (помещение для занятий, крестильня). В дореволюционное время Храм состоял в благочинии Свяшенномученика Владимира Лепсинского.
Стефановская Казанско-Богородичная церковь построена в 1892 г. из сырцового кирпича, маленькая, одноглавая, покрыта на два ската. Колокола подвешены, отдельно от церкви, на столбах. Настоятель прихода священник Феодор Буц. В Стефановском приходе имеется церковная школа, помещающаяся в особом здании. С западной стороны храма - базар. Крестьянами на базаре отведена полоса земли в пользу церкви, где и построены лавки, отдаваемые торговцам в аренду за плату.
Туркестанские епархиальные ведомости. № 21 1907 г.
По информации указанной в "Списках священников Туркестанской епархии. 1914 г. ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1220 Там указано, что в селе Стефановского (Лепсинского уезда) Священник Петр Григорьев Иоанн Лебединский был посудим в 1914 году, а в Туркестанские епархиальные ведомости за 1908 года в номере 24 есть упоминание про Иоанна Лебединского который был переведен из села Теплоключинского.
В Стефановке до 1500 православных жителей обоего пола. С конца мая, июнь и начало июля месяцев, протекающая около Стефановки река Тентек разливается на несколько верст в ширину и отрезывает на это время Стефановку от окрестностей. Летомъ здесь, много бываетъ мух и комаров, недающих ни днем ни ночыо покоя ни людям, ни скоту. Овощи и плодовыя деревья произрастают очень хорошо.
Стефановская Казанско-Богородичная церковь построена в 1892 г. из сырцоваго кирпича, маленькая, одноглавая, покрыта на два ската. Колокола подвѣшаны, отдѣльно отъ церкви, на столбахъ.
Въ стефановскомъ приходѣ имѣется церковная школа помѣщающаяся въ особомъ зданіи. Съ западной стороны храма - базаръ. Крестьянами на базарѣ отведена полоса земли въ пользу церкви, гдѣ и построены лавки, отдаваемыя торговцамъ въ аренду за плату.
Взято с Туркестанского Епархиального ведомости за 1907 год. #21
Просьба ко все искателям Алакольского района Алматинской области - если кто-то будет работать с метриками. и любыми документами по УшАРАЛ(Стефановская), Рыбачье(Камыскал) и Обуховка(Булакты)
Если попадутся фамилии Сенченко, Зорин, Ткаченко, Литвиненко, Великотский - возьмите на заметку, я их очень ищу :-)
[/q]
В ЦГА РК (Алматинский архив)
Д.41261 О причислении в Сергиопольский уезд КРЕСТЬЯН Воронежском губернии Захара Литвинова в числе 45 семейств в Семиреченскую область 1876-1883 (230 листов)
Стефановская церковь (в честь Казанской иконы Божией Матери), каменная, построена в 1892 г. Штат: священник и псаломщик. Есть два причтовых дома. Мужского населения 745, женского ─ 719. Ближайшая церковь в с. Герасимовка – 77 вёрст5 . Причт: Священник Павел Селивановский, 30 лет, урож. Вятской губ; студент семинарии. Священник с 1890 г. На службе в Туркестанской епархии с 1902 г. (К месту служения еще не прибыл). Псаломщик Тихон Васильевич Иванов, 48 лет, уроженец Пермской губ; из 2 класса городского училища. Псаломщик с 1885 г. На службу в Турк. епархию определен в 1885 г. псаломщиком к Больше-Токмакской церкви; в 1887 г. переведен псаломщиком к Сазановской церкви; в 1893 г. перемещен на выселок Любовинский; в 1894 г. уволен заштат; 1895 г. ─ псаломщик в с. Сазановское; в 1899 г. переведен к Пишпекской цекрви; в 1901 г. назначен на настоящее место.