деревня Провалино
Тверская губерния, Калязинский уезд, Поречская волость, деревня Провалино
solo_vvМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 805 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1054 | Наверх ##
2 мая 2019 18:16 13 мая 2019 19:20 Деревня Провалино на карте 1989 года:  На карте Менде Тверской губернии 1853 года: | | |
solo_vvМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 805 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1054 | Наверх ##
2 мая 2019 18:18 Колоколов И. "Очерк истории села Капшина Калязинскаго уезда Тверской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменскаго монастыря." - Калязин, 1900, стр.100.
Макарьевский погост
Менее чем в полуверсте от Капшина Кресто-Знаменского монастыря был расположен приписной к монастырю Макарьевский погост. Храм этого погоста сначала был посвящен преподобному Макарию Калязинскому, но при перестройке храма в 1718 году он был посвящен Казанской иконе Божией Матери, а препод. Макарию сделан придел. Судя по описи Даниила Брянцева, Макарьевский погост получил свое начало еще до смутного времени, так как во время описи Брянцева в 136 г. (1628 г.) храм погоста, разоренный литовцами, стоял «без пения». Но из того, что храм погоста был посвящен преп. Макарию, можно заключить, что погост этот глубокой древности не имел. По всей вероятности, вскоре по канонизации (прим составителя: в оригинале «калонизации») преп. Макария Калязинскаго, или братия монастыря или окрестные жители или же те и другие вместе пожелали почтить местного святого построением храма в честь его. Храм погоста был построен на правом берегу ручья Макридинского и на том же левом берегу реки Нерли, на котором был построен и Капшин монастырь; поповка же или дома священноцерковно-служителей были расположены саженях во ста от храма на другой стороне Макридинскаго ручья на крутом обрезистом берегу р. Нерли, против самой мельницы, принадлежавшей прежде Капшину монастырю, а ныне Кашинскому Сретенскому девичьему монастырю. По данным Консисторскаго архива с самого начала XVIII столетия в погосте Макарьевском было два причта, так ли было и ранее - неизвестно. Сведения о погосте Макарьевском не восходят ранее 1720-го года. В этом году в приходе Макарьевском значатся священники Стефан Афанасьев и Димитрий Михаилов. Душ прихода в этом году числилось мужского пола 599, а женского 572. Очевидно в силу того обстоятельства, что погост Макарьевский был приписным к Капшину монастырю, игумены сего монастыря постоянно принимали участие в делах погоста Макарьевского. Так, в 1744 году игумен Поликарп хлопочет об определении на место диакона к погосту Макарьевскому дьячковского сына Василия Павлова. Тот же игумен в 1746 году, донося о смерти дьячка Тимофея Михайлова, просит назначить на его место зятя дьячка того же погоста Михаила Максимова. Игумен Христофор в 1761 году просит разрешения на постройку в погосте Макарьевском нового храма вместо прежнего ветхого и, не смотря на продолжавшуюся в монастыре постройку, пособляет средствами и на стройке храма в погосте Макарьевском. За период времени от закрытия монастыря и до соединения приходов из жизни Макарьевского погоста консисторский архив сохранил только одно дело о краже 150 руб. из церковного сундука церкви Макарьевского погоста. Подозрения в краже пало на гостившего в погосте Макарьевском дьячка погоста Крутца Калязинского уезда. В этом направлении и велось следствие, но к чему оно привело, из консисторскаго дела не видно. Эпидемическия болезни, бывшия в приходе Капшина Знаменскаго монастыря, конечно, одновременно были и в смежном приходе Макарьевском и с одинаковым процентом смертности. А именно: в 1794 году от оспы умерло 15 человек на 38 всех умерших в 1808 году на 30 умершихот оспы было 11; в 1816 году на 39 умерших - 18 от оспы; в 1809 году смертность в Макарьевском погосте увеличилась от иной эпидемической болезни, а именно: из 57 умерших было 38 умерших от кори, а в 1822 г. на 45 умерших было 28 от кроваваго поноса. Раскол внесенный в среду крестьян описываемой местности Виталием, не имел большого распространения в приходе Макарьевского погоста точно также, как и в приходе Капшина монастыря. Обращенных Виталием оказалось не более 10 человек. В 1813 году апреля 7-го дня в восьмом часу вечера храм погоста Макарьевского посетила воля Божия: от зароненной во время вечернего богослужения искры храм сгорел до тла. По поданной от причта и церкви ведомости о сем событии видно, что всетаки значительное количество утварных, ризничных и других церковных вещей и икон было спасено. Сгоревшими значатся следующие церковныя принадлежности: Один престол со срачицею, покровом и одеждою, серебряный благословящий крест, два оловянных блюда, оловянный сосуд для благословения хлеба, два медных ковшичка, служебник, двои парчевые поручи, алые тафтяные, красные камчатые парчевой поруч, алый гарнитуровый, царския двери, средний и верхний иконостаты, ярусы с образами, грезетовая черная и атласная зеленая епитрахили, два шелковых пояса, один местный образ, три колокола весом в 41 п. 39 фун., в 17 п. и в 7 п. из спасенных вещей в церкви села Капшина в настоящее время сохраняются: Ковчег серебряный, евангелие крытое бархатом с серебряными клеймами времен Елизаветы Петровны, сосуды оловянные, иконы: Спасителя, Казанской Б.М. Покрова Пресвятыя Богородицы, Николая Чудотворца в ризах медных и иконы: свв. апостолов Петра и Павла и Троеручицы без риз; из книг: метрики с 1793 года и полный круг богослужебных книг. Между тем как в донесении о пожаре упоминаются: один ковчег серебряный и один оловянный, одно евангелие с серебряными клеймами и одно с медными, один крест серебряный и два медных, одни сосуды серебряные и одни оловянные, двадцать пять икон, шесть риз, пять стихарей, два малых колокола и не мало других мелких вещей. Куда делись вещи не сохранившиеся из спасенных от пожара, при Капшинской церкви сведений о сем не имеется. Донесение о пожаре подписано священником Григорием Димитриевым Крыловым, диаконом Васильем Михайловым Гладиловым, дьячком Андреем Николаевым Новоселовым и церк. старостою крестьянином деревни Рамина Адрианом Михайловым. До 1817 года прихожане Макарьевского погоста не имели собственного храма и, предпринималось ли ими что-либо для его построения или нет, нам не известно. В 1817 году марта 15 дня священноцерковнослужители погоста Макарьевского и прихожане подали Епархиальному начальству прошение о дозволении им построить на место сгоревшей церкви новую трехпрестольную каменную, но Епархиальное начальство, найдя количество земли, приписанной к Макарьевскому погосту, недостаточным для продовольствия причта, потребовало от прихожан прирезки к церковной земле еще пять десятин, так как на лицо оказалось земли 31 десятина, а по закону требовалось 36 дес. Крестьяне, не имея возможности удовлетворить этому требованию, взошли в соглашение с причтом и приходом упраздненного Капшина монастыря и решили построить один общий поместительный храм, о чем ими на имя Высокопреосвященнейшего Филарета Архиепископа Тверскаго и подано было 1820 года марта 23 прошение. Но только в 1821 г. марта 8 дня Преосвященным Симеоном была положена на прошение резолюция такого рода: «отправиться члену Кашинскаго Духовнаго Правления на место и, во 1-х, отобрать письменное согласие причтов обоих приходов на соединение приходов и на общее владение приписными к церквам земельными наделами; во 2-х, узнать, на каком разстоянии находился сгоревший храм Макарьевскаго погоста от храма упраздненнаго Капшина монастыря и не будет ли затруднения в сообщении между приходскими деревнями и местом, на котором предложено построить новый храм; в 3-х, отобрать согласие прихожан обоих приходов на построение общаго храма во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня с приделами в Честь Покрова Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая, и, наконец, в 4-х, осмотреть, удобно ли место для сооружения храма по его положению между строениями посторонними, а также и по грунту». Кроме сего, было приказано обязать подпиской причты и прихожан обоих приходов о немедленном обмежевании церковных земель и, в случае разрешения на постройку храма, о непременном представлении архитекторскаго проекта постройки. Донесение члена было благоприятно для просителей, а посему духовная консистория определила, а Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Иона утвердил следующее «как из учиненнаго следствия открылось, 1, что вышеозначеннаго села Капшина и погоста Макарьевскаго священноцерковнослужители и прихожане на соединение ближайших между собою двух Капшинскаго и Макарьевскаго приходов и отмежеванных к их церквам земель, также на сооружение в селе Капшине вновь каменной двухкомплектной с двумя приделами церкви, все вообще согласны, то по таковому общему их согласию и ближному от села Капшина всех приходских деревень разстоянию, и по неимению ни каковаго препятствия, Макарьевской и Капшинской приходы с принадлежащими к ним церковными землями соединив, дозволить в селе Капшине на церковном же погосте в близи существующей ныне каменной не вместительной для прихожан церкви соорудить вновь, во имя Знамения Честнаго Креста Господня с приделами Покрова Пресвятыя Богородицы и чудотворца Николая каменную же двухкомплектную церковь, по представленному для оной плану и фасаду губернским архитектором засвидетельствованному. А между тем - до построения и освящения оной, велеть священнослужение отправлять обоим причтам Макарьевскому и Капшинскому вместе во оной существующей прежней церкве по заведенному при двухкомплектных церквах порядку; в следствие чего как приходорасходныя, обыскныя, и метрическия книги, исповедныя росписи, так и прочия церковныя документы с начала будущаго 1823 года завести во оной церкви общия по обоим комплектам на точном основании указа Святейшаго Правительствующаго Синода 1802 года майя 16 дня последовавшаго. А за тем и владение причтам обеих приходов землею обмежеванною ныне одною окружною межею, иметь общее по равным частям и для надлежащаго по оному исполнения в Кашинское Духовное Правление послать указ, при коем и план с фасадом, на построение в селе Капшине каменной церкви для отдачи с роспискою того села священноцерковнослужителям с прихожаны к произведению по ним надлежащаго строения прислан». Этим и оканчивается история Макарьевского погоста, как самостоятельного прихода. В настоящее время на месте сгоревшего храма существует деревянная часовня, около которой расположено приходское кладбище, а на месте поповки нет никакого строения.
Прикрепленный файл (Kolokolov_Ioann_Ocherk_istorii_sela_Kapshina.pdf, 4292940 байт) | | Лайк (1) |
solo_vvМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 805 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1054 | Наверх ##
15 мая 2019 14:39 "Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда к Атласу сей губернии" (Межевой атлас Менде) 1855 г. стр. 44-45. С. Капшино с деревнями и пустошьми. Положение дачи преимущественно ровное и низменное, на С. несколько возвышенное при р. Нерли, с неб. скатами к берегам ея, которые круты и местами даже обрывисты. Дача лежит по обеим сторонам р. Нерли, но преимущественно на лев. ея берегу; также по обоим сторонам рч. Валнышки, а на Ю. рч. Гузевки, на лев. стороне руч. Будяшинскаго и на прав. стороне руч. Микляевскаго (на 3.). Весною р. Нерль очень редко выходит из берегов, по причине их крутости и высоты, а прибывает от 4 до 6 арш., рч. же Валвышка разливается до ½ версты, потому что она преимущественно течет по низким местам, а рч. Гузевка разливается от 20 и до 100 саж. на против дер. Рамены; разлив ея, соединясь с разливом рч. Валнышки, занимает почти все пространство между дер. Рамены, Телешовой и Грибачевой. В жаркое время шир. р. Нерли, по причине запруда при мельнице, бывает не менее 25 саж., а глуб. более 2 арш., рч. же Валнышка и Гузевка в жаркое время почти пересыхают и вода едва удерживается в бочагах. В р. Нерль впадают с прав. стороны ручьи: Поволадский, Панинский и 3 безъимянных, а с лев. Капшинский, Макарьевский и Берниковский; в рч. Валнышку впадают с лев. стороны рч. Гузевка и руч. безъимянный. Вода в р. Нерли и колодцах хороша, а в рч. Валнышке и Гузевке болотистая и ржавая. На р. Нерли, несколько ниже мельницы, на против дер. Конищевой, находится островок. В даче через рч. и руч. находится 14 деревянных мостов, которые устроены и содержатся на счет обывателей; чрез, р. Нерль при с. Капшипе устроена переправа на плоту по канату, которая также содержится на счет обывателей. Почва на С. преимущественно супесок, частию же серая, а на Ю. чернозем, болотистая и частию иловатая и требует удобрения. С. Капшино и дер. Телешева, Берникова и Рог находятся на левом берегу р. Нерли; дер. Халина, Дуброва, Сельцо, Конищева, Наволока, Медвежья, Удина, Устинова и Волкова на правом берегу р. Нерли; дер. Быкова, Рамены, Кулигина на правой стороне рч. Валнышки; Перечкина, Грибачева и Праванина на лев. ея берегу; Кривцова на прав., а Королева на лев. берегу рч. Гузевки; Лучкина, Плотница, Бельская, Буракова, Хомутницы и Телепина. В них 476 хозяйств, 475 дв. и по IX рев. м. пола 1613, ж. 1763 души. С. Капшино от г. Калязина в 15 от кватиры 2 стана в дер. Плоской в 10 в. В с. Капшин каменная церковь, приход которой состоит из 1840 душ м. и 2007 ж. пола, а причет из 2 священников, 1 дьякона и 4 причетников, пользующихся ц. з. В дер. Сельце находится сельская расправа. В с. Капшин, в дер. Медвежьей и Рамены находится по 1 запасному хлебному магазину, в коих хлеба на лицо: ржи 105 и овса 414 четв. В каждом селении, в котором более 20 душ: из пож. инстр. находятся: 1. б. багор, 2 мал. и 1 ухват, а в том селении, где менее 20 душ: 1 б. багор, 1 мал. и 1 ухват. В с. Капшипе находятся питейный дом. Крестьянских изб всего 622 белых и 42 черных, бань нет. Крестьяне, Русские Православные, (кроме 4 чел. м. пола раскольников секты безпоповщины), нанимаются хлебопашеством и промыслами. Высевается на каждую душу не одинаково во всех дер., но преимущественно: ржи от 4 до 5, овса от 8 до 10, картофелю от 5 до 10, ячменю 1, льну и гороху от 1/2 до 1 четвер.; в дер. же Берниковой и Телешовой высевается: ржи 2, овса 4, картофелю от 4 до 5, ячменю и льну по 1/3 и гороху 1/4 четвер. Из огородных овощей крестьяне сеют: капусту, свеклу, морковь, репу, редьку и другия овощи для своего употребления. Ср. ур. ржи сам 3., яров. хлеба сам 2 1/2. Покос делится, по душам; сена накашивается на каждую душу по 75 пуд. Лес дровяной покупают и частию пользуются своим. На каждое хозяйство причитается по 1 лошади, 2 коровы и 3 овцы. В свободное от полевых работ время 43 чел. нанимаются работами на водяных крупчатных и на ветряных мельницах, 5 чел. извозничеством из г. Калязина в г. Москву и обратно, 532 чел. уходят в губ: Московскую, Петербургскую и Владимирскую и занимаются сапожным мастерством, 46 чел. по окружным деревням занимаются русским портным мастерством, 1 занимается деланием изразцов и выкладкою печей и 2 чел. занимаются в городе торговлей мелочными товарами. В даче кроме вышенаписанных предметов находятся: а) водяная мельница о 10 поставах, принадлежащая Кашинскому Стретенскому девичьему монастырю, которая приносит доходу до 2000 руб. сер. ежегодно; приготовляемая на ней крупчатка сбывается в Петербурге от 1 руб. 20 коп. до 1 1/3 руб. сер. за каждый пуд; на ней работают 35 чел. по найму купца, содержащего мельницу в аренде; б) 4 ветряных мельницы, из которых одна об одном поставе, а 3 о двух поставах каждая; на них работают содержащие их крестьяне; на первой из них смалывается хлеба на 15 руб. сер., па каждой же из мельниц о 2 поставах смалывается хлеба на 30 до 45 руб. сер.; в) 3 кузницы, на которых находится по 1 кузнецу из крестьян и занимаются на них только в свободное от полевых работ время; г) при дер. Пропаянной крестьянский крахмальный завод, на котором приготовляется крахмал из пшеницы низкого сорта, по заказу Калязинских купцов, с платою по 86 коп. сер. с четверти: на нем 9 чанов и вырабатывается до 5011 пуд. крахмалу, па 430 руб., и сбывается в г. Калязин, а иногда и в Москву; рабочих при заводе 1 мастер и 1 работник, а временно занимаются сам хозяин с сыном, в зимнее же время на нем работают 6 чел.; плата мастеру на своем хлебе по 1 руб. сер. в неделю, а работнику по 60 копеек сер. и д) при дер. Дуброве крестьянская красильня, па которую нанимаются: 1 мастер и 1 работник; живут они на своем содержании: мастер получает до 60, а работник до 35 руб. сер. в год; работа на пей производится преимущественно для окружных обывателей и вырабатывается от 170 до 200 руб. сер. в год. В с. Капшине в день Покрова бывает базар, на который привозят суровский и сапожный товар, съестные припасы, яблоки, груши, орехи, пряники и другие крестьянския лакомства. Народу в этот день собирается до 2000 чел. Вообще же торговля на базаре бывает незначительная. | | |
|