Бабанин Иван Акимович 12 июля 1923 г.р. Место рождения Курская обл., Медвенский р-н, х. Осиновый, в семье крестьянина.
Участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года в составе 305-й гв. сп 108 гв. сд. . Особенно отличился в боях при форсировании Дуная. " 4 декабря 1944 года под сильным артиллерийско-минометным, пулеметным и ружейным огнем противника
товарищ Бабанин со своим взводом первым форсировал реку Дунай. Уничтожив огневые средства противника взвод под командованием мл. лейтенанта Бабанина сломил сопротивление немцев и закрепившись на берегу обеспечил переправу на правый берег Дуная своему батальону и всему полку. Источник информации: книга-справочник " Золотые звезды курян " изд. ЦЧЗ Воронеж 1966 г. стр.137
Орден Красной Звезды Приказ подразделения №: 53/н от 13.12.1943 Издан: 60 гв. КСД 6 А . Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 686044 Ед.хранения: 1457 № записи: 19257182
24 марта 1945 года командиру стрелкового взвода гвардии младшему лейтенанту Бабанину И.А. присвоено звание Героя Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») Будапештская наступательная операция (операция 9-го удара) Дата подвига 04.12.1944 Приказ подразделения от: 24.03.1945 Издан: Президиум ВС СССР Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 686046 Ед.хранения: 28 № записи: 46543337
https://pamyat-naroda.ru/heroe...e46543354/Бабанин Иван Акимович умер 25 декабря 1994 года. Захоронен на Никитском воинском кладбище в городе Курске.
Очерк
.... Каких – нибудь десять минут назад мы были на оживленном городском перекрестке, во власти движущихся потоков людей, автомобилей, трамваев, ловили их голоса и сигналы. Теперь, выйдя из машины перед ярко освещенными окнами школы, радовались запахам и звукам вчерашнего леса, вслушивались в его однообразный гул. Мы знали: зал уже полон интернатовцев, до начала встречи осталась мало времени. Но в здание не спешили. Хотелось побыть наедине с природой, собраться с мыслями. Иван Акимович Бабанин, главный гость вечера, пригласивший меня в свои спутники, первым нарушил молчание:
- Тогда, на Дунае, также ветрило и лес шумел. Потом пошел дождь…
- Здравствуйте, товарищи! – заглушил его слова звонкий женский голос . – Заходите. Пожалуйста, мы ждем.
- Идем, - отозвался Иван Акимович и оборвал едва начатый рассказ. – Нынче тучи тоже опустились. Видно, заснежит.
- Пора. Декабрь на дворе.
Мы поприветствовали встретившую нас учительницу и прошли вслед за ней. О чем он намеревался поведать на этот раз?
…Сотни ребячьих глаз устремились на высокого, в военном кителе с орденами и Золотой Звездой человека. Чуть расставив ноги, жестикулируя, он стал рассказывать о своей жизни, о боевых подвигах. И чем дольше длился этот рассказ, тем чаще в зале слышались возгласы восхищения, вспархивали по–детски прямолинейные, но вполне серьезные вопросы:
- А сколько танков в дивизии?
- За что вам Золотую Звезду дали?
Дети не знали, что к ним пришел человек легендарной храбрости. Однако душевное четье не обмануло их, они на лету ловили каждое слово героя.
- В то время мне было семнадцать лет. Работал в Больше – Анненской МТС Медвенского района, готовил к уборке комбайн. Вдруг – война. Я подал заявление в военкомат, чтобы зачислили в ряды Красной Армии. Помог рост, взяли. Сперва направили в полковую школу, потом на фронт. Пришлось защищать Донбасс, Харьков, Курск, Воронеж, Сталинград. По 12 – 14 атак отбивали, сутками не спали, не ели, но оборонялись. Был семь раз ранен и два раза контужен. Звание Героя получил…
Много, очень много пережил и повидал Иван Акимович. Теперь ему приходилось скороговоркой касаться лишь таких эпизодов, которые навсегда врезались в память.
… Семь раз пробовали переплыть Дунай наши разведчики, но все попытки кончились неудачей. Бабанина вызвал начальник штаба 60 –й гвардейской, впоследствии Дунайской, дивизии:
- Подбери кого хочешь в свою группу. Готовься к форсированию реки. Нужен «язык».
Восьмерка добровольцев несколько дней готовилась к операции. Наступили минуты отплытия. Проводить смельчаков вышли командиры и солдаты. В последний раз уточняется задача, проверяется снаряжение. Покачивается на волнах резиновая лодка. В кромешной тьме глухо шумит лес, слышатся напутствия. По – отечески теплым голосом говорит командир полка:
- Самое главное - не теряться, не бросать раненых, поддерживать друг друга. С нашей стороны все будет предпринято, в беде не оставим.
- Знаем: левый берег трусов не примет, а правый не спасет. Будем выполнять задачу, пока не умрем за Родину.
- Надо всем вернуться живыми и здоровыми!..
Широк, быстротечен Дунай. Скорость течения определяли днем: бросали в воду щепки с букетиками оранжевых листьев, засекали время и расстояние. Теперь всем ясно: высаживаться придется километром ниже, на голый песчаный берег. Гребут одним веслом и руками, чтобы не было всплесков. Замирают, как только поблизости взовьется ракета или начнется слепой обстрел. И снова молча гребут. Наконец, берег. Первым ступает на незнакомую землю лейтенант Бабанин. Рукой подает знаки: сходить по одному, снять пулемет, вытащить лодку на сушу, группе захвата - за мной. Ползут , ощупывая каждый сантиметр почвы. И вдруг – впереди вода. Значит высадиться пришлось на косе, надо преодолевать еще залив. Один за другим входят в воду. Начинается дождь. Тем лучше! Оружие поднято над головой, бушлаты становятся непомерно тяжелыми, вода поднимается по грудь. Но вот стало легче. Снова берег, один, другой провод на колышках. Вперед выдвигается Виктор Разумов. У него ножницы. Щелк – щелк - путь открыт. Бруствер окопа, замаскированный кукурузной ботвой. Теперь рядом с Бабаниным сержант Бордунов и солдат Лаптев. С гранатами в руках на животах они вслед за командиром спускаются в траншею и в нескольких шагах видят сидящего на корточках немца.
- Я не представляю, что тогда со мной было, - вспоминает Иван Акимович. – Всего трясло от напряжения, и когда увидел спящего – в комок его сожмал. В какие – то секунды в рот забили кляп – носовой платок, скрутили руки и выбросили его с Бордуновым на бруствер, к группе прикрытия. Сами в полный рост пошли по траншее. Видим: вход в блиндаж завешен плащ – палаткой. С противотанковой гранатой в руке врываюсь : «Хальт! Хенде хох!». Все пятеро игравших в карты подняли руки. Сержант отобрал у них оружие, а другие ребята помогли
пленным выбраться из траншей невдалеке от лодки. Тут же по рации сообщили командиру о поиске, тот прислал еще две лодки с солдатами. «Языков» отправили на тот берег, а сами вернулись в первую траншею и разошлись по сторонам. Мне пришлось забросать гранатами еще два блиндажа, а потом поднять людей в ночную атаку. Спохватились немцы, да поздно: на плацдарме было уже две роты наших солдат. Мы захватили близлежащую станцию Эрчи и пустили под откос бронепоезд…
А в наградном листе - официальный язык. « 4 декабря 1944 года под сильным артиллерийско – минометным, пулеметным и ружейным огнем противника тов. Бабанин со своим взводом первым форсировал реку Дунай. На правом берегу реки, несмотря на губительный огонь гитлеровцев, пренебрегая опасностью, с возгласом: «Вперед, братцы, за Родину!» бросился на врага.
Уничтожив огневые средства противника, взвод тов. Бабанина сломил яростное сопротивление немцев и, закрепившись на берегу, дал возможность переправиться на правый берег Дуная своему батальону, а так же всему полку».
У Ивана Акимовича сохранился пожелтевший обрывок фронтовой газеты с приказом Верховного Главнокомандующего. « Войска 3 – го Украинского фронта, - говорится в приказе, - прорвав сильно укрепленную оборону противника юго - западнее Будапешта, за три дня наступления продвинулись вперед на 40 километров, штурмом овладели городом Секешфехервар и Бичке… Сегодня 24 декабря, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3 – го Украинского фронта».
Начинал этот прорыв наш земляк. Тяжелораненый лейтенант встретил победный год в госпитале. Невеселым был и следующий новогодний праздник – накануне проводил в последний путь мать ( отец погиб в боях под Москвой). До марта 1946 года не знал, что удостоен звания Героя Советского Союза. Потом получил приглашение в Москву и из рук Михаила Ивановича Калинина принял награду.
Последующие годы И.А. Бабанин посвятил мирному труду. Старые раны оживали , надолго выводили его из строя, но он снова возвращался в ряды бойцов трудового фронта. Удивительно простой трудолюбивый человек не искал себе легких должностей и высоких постов. Вот уже много лет работает на заводе РТИ вместе с женой Натальей Степановной и дочерью Людо й, заочницей финансово – экономического института. Сын Валерий тоже избрал надежный путь в жизни: поступил слесарем на ТЭЦ – 1, заканчивает среднюю школу.
В тихий скромный домик по улицы Новой 26, время от времени приходят письма – приглашения, письма – поздравления. Люди пишут о своем желании встретиться с героем, послушать его. И он охотно
откликается на просьбы.
… Мы возвращаемся из интерната поздним вечером. Порхают снежинки, под колесами машины потрескивает ледок. Из нового дома на окраине поселка КЗТЗ слышится знакомая песня:
Дунай, Дунай, а ну узнай
Где чей подарок.
К цветку цветок
Сплетай венок –
Пусть будет красив он и ярок…
Иван Акимович говорит:
- А мы с женой писали в Венгерское телевидение, просили Секешфехервар показать.
- Показали?
- Представьте, да… Там ведь мои друзья похоронены.
И солдат притих, склонил голову. Мы распрощались. Я дослушал до конца льющуюся над ширью песню и невольно подумал о цветке, вплетенном этим человеком в венок свободы дунайцев и каждого из нас. Благодарная Родина увековечила этот цветок Золой Звездой. И вы, люди, поклонитесь ему.
Н. Шитиков. («Курская правда»,1965г.)
На общем фото И. А. Бабанин в третьем ряду пятый справа.