д. Церковники (ныне - ЗАРЕЧАНЫ Каменецкого р-на)
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 9:12 12 июля 2024 9:15 Некогда испокон веков звавшаяся Церковниками деревня в 1963 году в ходе хрущёвской антирелигиозной кампании переименована в Заречаны (бел. Зарачаны). В этом селе, расположенном близ торгового пути из Каменца в местечко Немиров (что на противоположном берегу Буга), была не только старинная церковь, но и богатая корчма. Деревянная униатская церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена прихожанами в 1793 году. Когда-то на правом берегу ручья была также одноименная деревня чуть поменьше. Но уже на карте 1841 г. церковь стоит на правом берегу, а деревни на левом нет. На сегодняшний день это место, скорее всего, находится под озером. В середине 19 в. село находится в Брестском уезде Гродненской губернии, в составе имения Каменец-Литовский, собственность Антона Насаржевского, в 1846 г. - 29 дворов, 184 ревизские души. Во 2-й половине 19 в. в Ратайчицкой волости Брестского уезда, государственная собственность. В 1885 г. - 30 дворов, 225 жителей, школа. В 1890 г. имелось около 450 десятин земельных угодий, 47 десятин принадлежали церкви. Согласно переписи 1897 года в селе 45 дворов, 291 житель, церковь, народное училище, хлебозапасный магазин, ветряная мельница, кузница. На рубеже XIX/XX вв. на кладбище построена каменная часовня. Построенная в 1790-х годах церковь сгорела весной 1920 года, когда люди, вернувшиеся из беженства, из России, вновь начали обживать деревню. Кто-то ранней весной поджег бурьян, и огонь перекинулся на церковь. Старожилы рассказывают, что было интересное предзнаменование этой трагедии. Все три дня на пасхальной службе в 1920 году люди слышали в храме жалобный церковный звон. Но никто не придавал этому значения. Все стало понятно после пожара. Церковь больше не восстанавливали, и только в 60-70-е годы местные мальчишки обнаружили на ее месте глубокие подвалы, в которых находили оставшиеся там церковные ценности. Но в то время на сохранность их никто не обращал внимание. Если говорить более определенно, сейчас административно Церковники (Заречаны) располагаются в Каменецком районе Брестской области Беларуси, в 15 км к востоку от города Высокое и в 16 км к юго-западу от города Каменец. Деревня стоит на правом берегу небольшой реки Точия, притока реки Лесная. Рядом с деревней небольшая запруда на реке. Через Заречаны проходит местная дорога Шестаково — Ратайчицы. Деревня Церковники известна с XVIII века, в 1793 году построена деревянная униатская Успенская церковь. После третьего раздела Речи Посполитой (1795) Церковники в составе Российской империи, принадлежали Брестскому уезду Гродненской губернии. В 1839 году Успенская церковь передана из униатсва к православным. В середине XIX века поместье принадлежало помещику Носоржевскому. Согласно переписи 1897 года в деревне было 45 дворов, 291 житель, церковь, народное училище, хлебозапасный магазин, ветряная мельница, кузница. На стыке XIX и XX веков на кладбище сооружена каменная часовня (сохранилась). В 1920 году в результате пожара полностью сгорела Успенская церковь. Согласно Рижскому мирному договору (1921) деревня вошла в состав межвоенной Польши, где принадлежала Брестскому повету Полесского воеводства. В 1923 году здесь было 6 дворов и проживало 46 жителей.
Использованные источники: статья Александра КОШЕЛЮКА (https://www.kamenec.by/o-chem-rasskazyvayut-polya-okonchanie/) и Википедия (https://ru.wikipedia.org/), статья с сайта Radzima.org (https://radzima.org/ru/mesto/zarechany-cerkovniki.html).
  | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 9:21 До нас также дошла информация об одном из пастырей служивших в Церковниках. Так, в источнике с сайта brama (https://brama.brestregion.com/nomer27/article17.php) указано следующее. Священник умер в довольно молодом возрасте, но заслужил такое уважение окружающих его людей, что в одной и той же газете "Гродненские Епархиальные Ведомости" (1905, № 24-25 и № 30) были опубликованы две статьи, посвящённые памяти священника Иоанна Петровича Котовича (1869-1905). Приведём первую из них: "Памяти священника Церковникской церкви, Брестскаго уѣзда, о. Iоанна Котовича. 1 мая 1905 года скончался священникъ Церковникской церкви, Брестскаго уѣзда, Іоаннъ Котовичъ на 36 году жизни и на 12 году священства. Покойный - сынъ протоіерея Васильковской церкви, Сокольскаго у. - По окончаніи курса наукъ въ Литовской духовной семинаріи студентомъ въ 1890 г., въ томъ же году былъ назначенъ псаломщикомъ къ Ново-Березовской церкви, Бѣльск. у. Прослужа нѣкоторое время псаломщикомъ - онъ въ 1892 г. былъ рукоположенъ приснопямятнымъ архіепископомъ Донатомъ во священники къ Дмитровичской церкви, Брестск. у. Въ Дмитровичахъ безмездно состоялъ законоучителемъ Рожковскаго народнаго училища. Въ 1896 г. по прошенію перемѣщенъ къ Пречистенской церкви г. Пружанъ вторымъ священникомъ. Вотъ тутъ то много потрудился о. Іоаннъ въ школьномъ дѣлѣ!... Энергичная дѣятельность его была скоро замѣчена епархіальнымъ начальствомъ и онъ былъ утвержденъ въ 1897 г. членомъ Пружанск. Уѣздн. Отдѣленія Училищ. Совѣта, въ 1898/9 г. состоялъ законоучителемъ Яковичской церковно-прих. школы. 1899 г. награжденъ былъ набедренникомъ. Осенью 1899 г. назначенъ завѣдующимъ втоклас. Пруж. школой. Все свое время пребыванiя въ Пружанахъ покойный батюшка неустанно трудился на пользу народа; но вскорѣ здоровье о. Іоанна стало ухудшаться и онъ въ 1900 г. рѣшилъ перевестись изъ города въ село Церковники, Брестскаго уѣзда. По прибытіи своемъ въ Церковники о. Іоаннъ снова ревностно занялся любимымъ дѣломъ народнаго просвѣщенія. Въ 1900 году о. Іоаннъ былъ назначенъ законоуч. Церковникскаго нар. училища. Его заботами организовался церковный хоръ, существующiй и понынѣ; храмъ украсился кіотами, хоругвями, ризами и др. священными вещами на мѣстныя пожертвованія прихожанъ; церковныя суммы, умѣлымъ пользованiемъ ихъ - значительно увеличились. (О. Iоаннъ былъ очень бережливъ въ израсходованiи церковныхъ денегъ). Бывало скажешь: "батюшка можетъ быть къ празднику дадите изъ церковныхъ денегь пѣвчнмъ на чай"? - о. Iоаннъ никогда бывало не откажетъ, но смотришь - церковныя деньги остались цѣлы, а пѣвчіе получили ихъ изъ лич. кармана, т. е. соб. средствъ батюшки... У него была завѣтная мечта собирать деньги, чтобы впослѣдствiи, слѣдуя его примѣру, преемники могли соорудить на мѣсто деревянной каменную церковь. Усопшій о. Iоаннъ въ 1903 г. былъ награжденъ скуфьею. Гдѣ бы почившій при жизни ни былъ, въ церкви ли, или въ приходѣ, онъ всегда старался наставлять всѣхъ законамъ вѣры, братской любви, нравственности и вообще подавать добрые совѣты, за это сдѣлался онъ любимымъ человѣкомъ и пастыремъ своихъ пасомыхъ. Ко всѣмъ одинаково ласковый, готовый всегда придти на помощь нуждающемуся (онъ готовъ былъ неимущему отдать послѣднее). о. Іоаннъ оставилъ среди всѣхъ свѣтлую по себѣ память. Въ заключеніе еще нужно сказать, что о. Іоаннъ былъ въ душѣ русскій человѣкъ, съ искреннимъ участіемъ относился ко всему тому, что способствовало укоренению добрыхъ русскихъ началъ въ приходѣ и скорбѣлъ и негодовалъ, когда забывались и ослаблялись въ немъ русскіе интересы. Въ лицѣ о. Іоанна прихожане лишились евангел. пастыря: " Полагающаго свою душу за овцы своя", а всѣ знавшіе его - лучшаго друга и совѣтника. Миръ праху твоему, служитель алтаря Божiя и другъ человѣчества! Народный Учитель" К этой статье на сайте brama автор А. Ильин добавляет, что Иоанн Петрович Котович родился 31 июля 1869 года в селе Вежки Пружанского уезда, где служил его отец (протоиерей Петр Васильевич Котович). Окончил Литовскую духовную семинарию в 1890 году, а 22 ноября 1892 года он был рукоположен во священника Дмитровичской церкви Брестского уезда. Деревянная Спасо-Преображенская церковь в селе возле Беловежской пущи была построена в 1786 году старанием местного священника Феодора Будиловича и прихожан. По всероссийской переписи 1897 года в Дмитровичах было 74 двора, 498 жителей, народное училище, хлебозапасный магазин (склад), корчма. Иван Петрович Котович (1890). Иван Петрович Котович (1890). С 1896 года отец Иоанн служил в небольшом уездном городке Пружаны. Но самое продолжительное время отец Иоанн Котович священствовал в селе Церковники Брест-Литовского уезда. В трёх верстах от этого села находилось дворянское имение Шостаково, которым владел генерал-инженер Семён Васильевич Стеллецкий (1845-1903). Два его сына стали известными людьми: генерал Борис Семёнович Стеллецкий (1872-1939) - украинский и русский военный деятель, редактор журнала "Военно-исторический вестник" и военный историк, начальника штаба гетмана Павла Скоропадского; Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947) - выдающийся русский художник, иконописец, керамист, книжный график и скульптор, член знаменитых художественных объединений: "Мир искусства" и "Союз русских художников". Возможно, что отец Иоанн в Церковниках встречался с указанными сыновьями владельцев имения Шостаково. Сразу после Великой Отечественной войны в Церковникской церкви было много высокохудожественных икон. Одна икона Богоматери, по местному преданию, была написана выдающимся русским художником Виктором Васнецовым. Можно предположить, что эта икона (возможно, и другие) была написана Дмитрием Стеллецким. Отметим, что генерал Семён Стеллецкий и его жена Софья Васильевна выделяли значительно суммы денег на благоустройство Свято-Успенской церкви в Церковниках. Возможно, что художник Дмитрий Стеллецкий писал иконы для церкви по заказу отца. В конце мая 1904 года в Гродно состоялся съезд духовенства Гродненской епархии. На нём выступил Иоанн Петрович Котович с резкой критикой низкого качества свечей, изготавливаемых на Гродненском свечном заводе, а также - ненатуральности красного вина для причастия, поставляемого крымской фирмой светлейшего князя Константина Горчакова2 (согласно резолюции епископа Иоакима) церквям Гродненской епархии. Отметим, свечной завод - это детище епископа Гродненского Иоакима (Левицкого). Выступление отца Иоанна можно рассматривать как выпад лично против бывшего гродненского владыки Иоакима, как отголосок войны между родом священников Котовичей и епископом Иоакимом. Новые церковные власти, естественно, стали защищать честь мундира: вскоре появилась газетная статья священника Михаила Романовского, в которой отвергались все обвинения Иоанна Котовича. Образцы вина были отправлены в химическую лабораторию Киевского университета. Оттуда 16 ноября 1904 года пришёл ответ: анализ крымского сладкого церковного вина №1 из имения Архадерессе светлейшего князя К.А. Горчакова показал, что оно представляет собой чистое натуральное виноградное вино. Возможно, что и эта борьба сказалась на здоровье отца Иоанна. Иоанн Петрович Котович женился на Анне Яшиной, дочери священника Хорощанской церкви Белостокского уезда Феодора Яшина (1847-1905). Она родилась 20 сентября 1872 года. Супруги имели сына Арсения, который родился 27 марта 1897 года. После смерти мужа Анна Фёдоровна Котович работала учительницей в Белостокской Владимирской церковно-приходской школе. Была кандидатом в члены правления Общества взаимного вспомощенствования учащим и учивших в церковно-приходских школах Гродненской епархии.
 | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 9:26 Будучи еще униатами жители села попали в списки переписи местного греко-римского прихода. Озгнакомится с ними можно на сайте Family Search. Прилагаемые здесь скан-копии подтверждают, что в 1829 году село было крайне малочисленно и составляло всего 27 семей.
     | | Лайк (1) |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 9:35 В Национальном историческом архиве Беларуси в г. Гродно сохранились метрические книги православного прихода за 1890-1893, 1895, 1897-1901,1903- 1906, 1908-1913, 1924-1938 годы. Судя по всему должны были сохранится и ревизские сказки, в целом исходя из их сохранности по данному региону, но данная информация пока не подстверждена. В государстевенном архиве Литвы хранятся униатские метрики за кон. 18 - нач. 19 века, они есть в свободном доступе в виде сканов на том же сайте Family Search, как образец прилагаются ниже. Есть униатские метрики и в РГИА (г. санкт-Петербург).
     | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 11:02 https://www.kamenec.by/ishhete...zarechany/"ИЩЕТЕ МЕСТО ДЛЯ ДАЧИ? ПРИЕЗЖАЙТЕ В ЗАРЕЧАНЫ" НК / 12 января 2019 Отрадно читать материалы, в которых красной нитью – «где родился, там и пригодился». А вот нашим Заречанам (бывшим Церковникам) не повезло. Хотя до Каменца от нас – 16 км, до Бреста – 35. По меркам больших городов – пригород. Бойкое должно быть место. Земля к тому же золотая – плодородная, щедрая, растет все – от экзотов до грецких орехов. И домов здесь немало, за тридцать. Снесено несколько за последние годы. А зимовать остаются в пяти домах одиноко проживающие в возрасте под и за 80 да в трех – народ семейный. Выйдешь поутру – ни людей, ни следов. Если не считать следы котов, птиц и нескольких собак. На философские мысли наводит недалекое кладбище. Маршрутный транспорт в деревню долго не заходил, и в дачный сезон горько было видеть наследников, что с остановки за два километра тащили на себе всякие рассады и подкормки, а потом назад – урожай. Правда, в конце этого лета, по нашей коллективной просьбе, начал заходить в Заречаны каменецкий автобус. Один раз в неделю. И за это спасибо. Местные власти обещают, что как только будет обустроен остановочный пункт в деревне, к нам станет заезжать и брестский автобус. Ведь пока наследники из Бреста сюда едут – и урожаи свои растят, и дома обхаживают, и покойных родителей навещают. Однако почти уверены: их дети сюда ездить уже не будут, не хотят, да и не на чем. На доводы «свои, чистые овощи-фрукты» отвечают: «Купим». Может, когда автобусное сообщение улучшится, то и мнение изменится… Иначе – будет исчезать деревня. Нынешние 80-летние не в счет. А что заречанцы семейные, более молодые? Вот Тамара Дмитриевна – живности полон двор. Каждую животинку ласкает, любит, котятам-подкидышам больные глазки промывает… Все здесь ей родное, близкое. Но рвется в город. Квартира там. «Ты же, говорю, сельский житель, родичей своих брестских балуешь деревенским харчем. Зачем рвешься? Как будешь без своего хвостатого и пушистого окружения?» – «Нет, – отвечает, – я здесь только ради отца, его досматриваю. Глаза, ноги начали болеть. А с медициной не так просто, не дойдешь, не доедешь…» Вот большая семья Капузо из трех трудоспособных поколений. Приятно видеть их всех. Наглядное доказательство преимущества ранних браков. Старшим еще жить да жить, радоваться детям и внукам. Все у них успешные, талантливые. Одни уже выросли, другие растут на здешнем приволье. Общими усилиями помогают средним обустроиться, младшим – кому найти место в жизни, кому – подрасти. Приехал сын Игорь с пятью внуками – радости не передать. У второго – дети старше: его сын – будущий спортсмен, дочь будет журналисткой, а младшая еще выбирает профессию. И эти оставят свою колыбель – Заречаны, где научились трудиться, любить людей и жизнь. Но – в добрый путь. Спрашиваю у старшей хозяйки, Нины Ивановны: «Все разъедутся, и вы с мужем Василем оставите Заречаны?» – «Нет, – говорит, – детей на ноги поставим, сами здесь будем, у нас жилья другого нет. Разве что потом, в старости, дети к себе заберут…» Еще одна семья – переехавшие сюда. Занимаются овцеводством. Раздолье здесь животным. На подворье не пустует птичник, хрюкает в сарае свинка, даже лошадь есть. Работают люди, стараются. Но собираются все сворачивать. Когда разводили овец, надеялись, что смогут продавать и молодняк, и баранину, иметь какой-то доход. Но покупателей негусто, а шерсть и овчины вообще никому не нужны. Вот и говорят, что невыгодное дело затеяли. Не знаю – им видней. В городе их ждет квартира… Как уберечь от безлюдья эти красивые места? Исчезает раньше чистая речка без названия, приток Лесной, исчезли бившие здесь ключи, берега речки в зарослях, хозяйничают бобры, строят свои плотины, из-за чего, бывает, затапливает погреба… Тем, кто все еще ищет место для дачи, хочу сказать: приезжайте сюда, в Заречаны. Желательно, чтобы была личная машина. Не пожалеете. Местные люди простые, приветливые, посоветуют, помогут. Из огородов не воруют. Некому, да и не принято. К услугам – озеро с купаньем и лебедями, дикими утками и рыбалкой. Здесь обилие раков. В разгар лета у нас обычно салют бывает – в день рождения заречанского дачника. И для всей деревни праздник. Развлечение при обычной здесь тишине… Захотите остаться на зиму – пожалуйста. Для любителей – роскошная охота. Сейчас часто слышны в округе выстрелы охотников. Захотите работать – в «Беловежском» рабочие руки нужны, зарплаты приличные. Днями спрашивала у соседа, который на телятнике работает. Говорит, от привесов зависит заработок, до 800 рублей получается, и к месту работы подвозят…
  | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
12 июля 2024 11:09 Собираем скудную информацию по этому аэродрому в Миньковичах Брестская область Каменецкий район Беларусь — базировались на нем самолеты PZ и летно-технический состав 28 О.К.А.Э в 1941 г. 22.06. При опросе местных жителей удалось установить — на кануне 22.06.1941 г. на аэродром прибыл офицер и привез приказ произвести слив топлива и провести проверку давлением топливных баков — снять вооружение и провести проверку . Один из летчиков сказал что это делать нельзя и надо арестовать офицера он враг народа . В результате 22.06.1941 г. в воздух смогли подняться 2 -а самолета PZ — техники этих самолетов решили утром слить топливо . Оба самолета были сбиты истребителями противника. Семьи и личный состав частично смогли эвакуироваться а в основной массе скрывались у местных жителей — в дальнейшем их на подводах перевозили к партизанам в Беловежскую пущу .По воспоминаниям летчика наблюдателя 28 О.К.А.Э.- лейтенанта Сафронова Василия Андреевича — родился 11 апреля 1909 года в семье крестьянина-бедняка, село Левашовка Теплостанского района Горьковской области. Когда началась война, немцы были в д. Шестаково около 10 часов утра. Многие лётчики, после ночного дежурства отдыхали. Когда немцы были возле деревни, лётчики отступали в сторону д. Николаево, а затем к Беловежской пуще. Отбивая атаку немцев, один из лётчиков, Сафронов Василий Андреевич, отступал вместе со своей семьёй, не успев взять свои личные вещи. Из рассказов свидетелей, 22 июня 1941 года в тяжелой ситуации часть, которая располагалась в д. Шестаково эвакуировалась. Сафронов совершил героический поступок – прикрывал отход сослуживцев и семей, уничтожил 10 гитлеровцев. Спустя 38 лет, после войны внучка хозяина дома, где жил лётчик Сафронов, принесла в школу семейный альбом что и послужило отправной точкой поиска владельца альбома- учителю местной школы Обламскому Степану Павловичу Не мало времени ушло что бы выйти на родных Сафронова В.А. долгие годы переписки и поиска лишили возможности лично встретиться Степану Павловичу и Василию Андреевичу . Связавшись с родными Василия Андреевича — стало известно — Умер Василий Андреевич в 1987 году. Было ему 78 лет — 2 года не дожил до встречи Василий Андреевич — вспоминает учитель школы Обламский Степан Павлович. Благодаря проделанной работе Обламским С.П. и сохраненному альбому мы можем узнать фамилии некоторых сослуживцев и увидеть их . Пред история — Обратившись к участковому мы получили помощь от человека не равнодушного и специалиста своего дела — со знанием дела -быстро помог нам получить информацию которая годами сохранялась старожилами . Как правило- спрашивая у старожилов про аэродром почти все рассказывают историю про то как летчик отстреливался и его немцы убили . Местные жители его захоронили при входе на кладбище деревни Заречаны — из воспоминаний : — летчика раздели и забрали документы . Так же вспомнили что звание его было мл. лейтенант . Все годы могила находится под присмотром местных жителей .Работая с архивами удалось найти письменные воспоминания очевидца жителя деревни — что же на самом деле произошло с офицером который лежит на кладбище в д. Заречаны — то что от нас скрыли местные жители нам удалось узнать в подробностях и пофамильно. Информация с сайта: http://xn----7sbafcvrbs2bkrjfp...%B4-22-06/
 | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 266 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1371 | Наверх ##
23 октября 2024 9:23 Согласно Литовским епархиальным ведомостям (за 1876 г., выпуск № 22), Успенская церковь в с. Церковники окормляла следующий приход: с. Церковники, д. Шостаково, д. Манчаки, д. Кощеники и д. Свищево. Конечно как и и во всех остальных встречаются и пограничные приходу деревни, как - Мурины, Голёнчицы, Войская.. В НИАБ г. Гродно дела хранятся в фонде 1875, сохранность сносная. | | |
|