м. Молчадь Слонимского уезда
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:17 Воспоминания молчадцев.Я, Александрович Мирослав Стефанович, учился в Молчадской средней щколе с 1947года по 1955г. Проживал в д.Сорговичи недалеко от Молчади. Теперь я живу в Вильнюсе. В моей памяти сохранились некоторые стороны жизни местечка Молчадь и его окрестностей. Почта после войны размещалась в доме, где теперь библиотека. Начальником почты был Уласик, здесь же находилась и телефонная станция. Недалеко от Молчади на северо-восток за железной дорогой после войны добывали торф для отопления домов жителей окрестных деревень. Молчадская школа отапливалась торфом и дровами. В Молчади до войны было несколько названий улиц(всех не помню) Колесницкая(Кирова,) Слонимская, Рыбацкая в сторону ж.моста. После войны в Молчади были курсы по подготовке бухгалтеров(1947) На центральной площади местечка был колодец, воду из него поднимали при помощи ручного насоса. Базары после войны были по воскресениям, одно время в центре местечка затем в восточной части напротив ж.д. остановочного пункта, а в 50-е годы около католического кладбища. Молчадский костел был закрыт в конце 40-х годов в 50-е разобран и из него построен дом культуры. Помнится мне молчадское католическое кладбище небольшое, но ухоженное чистое с дорогими красивыми памятниками семейными склепами. Но впоследствии все было разрушено, уничтожено. Помогли в этом и воспитанники детского дома, ,который находился недалеко от кладбища. На этом кладбище похоронены и мои деды. На вашем сайте сказано, что в 1941 -1942 г. немцы и палачи из местных жителей расстреляли всех молчадских евреев. По рассказам моих родителей и бабушки расстреляли евреев в 1942 году. Перед этим за 3-4 недели до начала расстрела немцы гоняли евреев копать огромную яму. И мне вспоминается тот тихий, летний, солнечный день. Отец прибежал и сказал: "Немцы и полицаи гонят евреев на расстрел”. Сидя в картофельном поле, мы видели, как толпы евреев в промежутке около часа прошли по дороге, выходящей из Молчади на восток к месту расстрела. Мы находились примерно в метрах 800-900 от этой дороги. Родители и бабушка узнавали в толпах знакомых и молились за упокой их душ. Евреев подгоняли к горе- там была тропа к яме ,давали команду раздеваться… слышен был страшный, крик раздавалась пулеметная очередь и наступала мертвая тишина. Закапывали трупы местные жители. Охранники заметили нас и выстрелили несколько раз в нашу сторону, мы ползком ушли из этого места.По рассказам отца в Молчадь привозили на расстрел евреев из Новоельни, Лиды и даже Вильнюса. Там было расстреляно около 1 тысячи евреев. Небольшая группа евреев, почувствовав неладное, ушла из Молчади и спряталась в Своротовском лесу(недалеко от Молчади). Они вырыли в лесу подземный бункер и там прятались.Моим родителям они были хорошо знакомы. Запомнились отдельные имена Чира, Мордух. Моя мама Амелия Александрович один раз в неделю специально для них пекла хлеб и несколько человек ночью приходили за ним.Стучали 3 раза в окно с северной стороны нашего дома через небольшие промежутки (такой был договор).Родители открывали окно и отдавали им продукты –хлеб, молоко, картошку. Жили они там несколько месяцев, но потом кто-то из местных жителей донес полицейским в Молчади и в один страшный день палачи незаметно подошли к этому схрону открыли входное отверстие (елочка с комом земли) и забросали гранатами… Позже местные жители посещали это скорбное место молились за упокой невинных душ.Был и я там вместе с мамой в моей памяти сохранился островок как будто вызженой земли елки на схроне высохли, вход обвалился. Вечная память невинно убиенным людям Местные немецкие приспешники участвовавшие в расстреле евреев в Молчади сразу после войны уехали в Польшу но там были найдены в начале 60-ч годов привезены в Беларусь и тут осуждены. Судили их в в городе Барановичи весь процесс описывала районная газета. Я с большой благодарностью вспоминаю дорогих моих школьных учителей это были специалисты от Бога умные, добрые, тактичные. Хочу назвать фамилии(может не всех ) моих дорогих учителей Молчадской средней школы 1. Данилевич Евгения Михайловна биолог наша классная руководительница 2. Древатень историк 3. Суворова Фруза Александровна учительница русского языка и лит. 4. Левкович математик 5. Левчук Алексей Степанович химик 6. Чубрик математик 7. Журкович Иван Ильич математик ленинградец 8. Петреня Наталия Николаевна географ 9. Чурило Елена Константиновна 10. Чурило Михаил Антонович учитель английского языка 11. Козел Тамара Григорьевна учит. русского яз. и литературы 12. Воронец Михаил учит. Физкультуры 13. Драчков директор школы историк 14. Галицкая Елизавета Анисимовна учит.русского яз. и лит. 15. Пикузо Александ Александрович завуч учит.. белорусского языка и литературы 16. Пикузо Вероника Ануфриевна биолог 17. Пышный Алексей Максимович математик 18. Пулек военрук 19. Пулек его жена библиотекарь 20. Гришкевич Рагнеда наш кл. рук. В 8 кл. и ряд других учителей фамилии которых память не сохранила к сожалению. Источник: http://molchad.clan.su/publ/vospominanija_detstva/1-1-0-24 | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:20 Воспоминание молчадцев. Часть 2.Молчадская дискотека 70х Сколько себя помню, в Молчади никогда не было приличного клуба. После войны кинофильмы показывали в каком-то амбаре. Он размещался за промтоварным магазином, сейчас там скверик,то в бывшем костеле. Правда еще в здании сельского Совета-было такое длинное деревянное здание впереди нынешнего сельского Совета. В пристройке была библиотека и впереди большая комната со сценой, носящая громкое название "Дом культуры", но в библиотеке рухнул потолок и ее перенесли в этот клуб. Молодежи, особенно летом было много. Вопрос, где танцевать был острый.И вот кому-то пришла в голову идея организовать танцы на бетонном мосту через Молчадку. Представьте теплый летний вечер,река,кругом цветущие луга, а тут музыка и танцы. Движение транспорта тогда было редкое,а ночью так тем боллее почти никто не ездил. И только пролетающие в ночи поезда добавляли романтики. Место конечно,хорошее,но как быть с музыкой? Это отдельная тема. Был тогда в Молчади такой человек-Николай Алехнович,по простому Коля Чита(не знаю, жив ли он сейчас).Это был настоящий авторитет у молчадской молодежи того времени. Работал он в Барановичах телемастером, лет ему было под сорок, но душа у него была молодая. Это с него бобинного магнитофона мы впервые услышали Высоцкого, Окуджаву, Галича и естественно, что за помощью мы обратились к нему. Коля сказал: "Сделаем, нужна только рабсила, чтобы затащить аппаратуру на мост». Рабсилы было много, мы тащили эти громоздкие колонки, какие-то тяжеленные аккумуляторы, магнитофон, проигрыватель, грампластинки. Коля, долго чертыхаясь подсоединял провода, делал пробные пуски, молодежь с нетерпением переминалась с ноги на ногу. Наконец Коля говорил "Готово" и начинались танцы. Репертуар был еще тот: Ободзинский, Захаров, "Самоцветы" и т.д.. Танцы могли длиться до бесконечности, Коля и сам иногда вспоминал молодость и пускался в пляс. Танцор он был хороший. Очень любил танцевать блюз. Самое интересное начиналось после танцев. Практически все разбредались по парочкам и аппаратуру тащить назад было некому. Чита буквально хватал парней за руки и под запугивающие крики типа "В гробу я видел ваши танцы, завтра не приходите!!!!" заставлял тащить назад все прибамбасы. Назад мы шли напрямую,по трапинке,сквозь росистый луг, под бормотание Читы "Что все, это последний раз, зачем мне это надо?", но все мы знали, что завтра опять будет вечер, опять придут к нему ребята и Коля-добрая душа, опять согласиться. И опять над уснувшей рекой, над притихшими кустами, над укрытым туманом лугом польется чудный голос Валерия Ободзинского "...Эти глаза напротив, Пусть пролетят года....". Ах эти глаза напротив,уже сколько лет пролетело,а в памяти цепко держится картина теплой летней ночи,проносящиеся поезда со светящимися окнами вагонов,иногда бывает,это снится. Проснешься среди ночи и думаешь,а было ли это?.. Источник: http://molchad.clan.su/publ/vospominanija_detstva/1-1-0-24 | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:22 Воспоминания молчадцев. Часть 3. Работа в колхозе Мы, сельские школьники летом зарабатывали себе на амуницию. В 8 утра мы уже были на колхозном дворе. Вспоминается летнее солнечное утро. Выходит бригадир из бригадного домика, распределяет нас на работы, в конце его разнарядки неизменное "ну, хлопцы, по коням"! Мы бегом бросаемся в конюшню,что бы захватить лучших лошадей. Особым спросом пользовались "Зорька", "Ласточка", "Мушка". Вне конкуренции был здоровенный битюг "Слон", а так же "Арден", "Солдат". Совершенно не уважали мы за пугливость и дурной нрав "Дероша" и "Сельповца". На одну повозку назначались два пацана. Бригадир подбирал так, что бы один пацан был по-здоровее, а другой по-мельче. Мне попал в напарники упитанный малый по кличке "Полтинник". Все бы ничего,да был он городской.На лето приезжал к бабке. В сельском труде не понимал ничего,но претендовал на лидерство. Возили мы с ним клевер, с Люшневской горы. Он взял на себя бразды правления, то есть вожжи. Ехали мы на Солдате. И вот он нас понес с горы. Не знаю, чем бы все это кончилось, если бы телега не опрокинулась. К счастью, все обошлось. Мы отделались лишь легкими ушибами. Источник: http://molchad.clan.su/publ/vospominanija_detstva/1-1-0-24 | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:28 Воспоминания молчадцев. Часть 4.
Подпасок Летом 73 года я перешел в 10-ый класс,предчувствие скорого расстования со школой предполагало немалые материальные затраты-костюм на выпускной вечер,сам выпускной вечер,альбом и прочие непредвиденные расходы.Одна мать со своей маленькой зарплатой мне этого обеспечить не могла.Значит нужно было заработать самому.Для 16-17летних парней можно было попробовать устроится помощником комбайнера,но туда брали только "блатных",т.е. сыновей,племянников и прочих родственников.Вопрос решился совершенно неожиданном ракурсе.Моя крестная-Кондратова Валентина,по-уличному "Дубовая" пасла в то время колхозных коров.Прослышав от матери о наших проблемах,она решила вопрос быстро и окончательно:"Я иду в отпуск,Вася меня подменяет".Надо сказать,что прожив в деревне 17 лет,коров я никогда не пас и представление имел довольно поверхностное."Ну что ж,коров так коров.Хорошо,что не баранов"-в то время в колхозе была и овцеферма.Перед первым рабочим днем,накануне вечером,получил я кое-какие инструкции,брезентовый плащ и кнут.Колхозное стадо насчитывало тогда примерно 200 коров,пастухов было трое.Кроме моей крестной еще были Петровский Н. и Бокач,звали его вроде Тоник.Бокач считался старшим пастухом.Стадо он пас чуть ли не 30 лет.Человек он был мале нького роста,чрезвычайно подвижный,разговаривал скороговоркой.Распорядок дня был таков:выгон в 6 утра,пасьба до 12,перерыв до 15 и опять пасьба до 20.00.Впечатления после первого дня,конечно аховые.Ноги гудят,голос охрип."Да-думаю-не вытянуть мне весь отпуск".Но по-тихоньку втянулся.Самое трудное было встать утром,мать будит"Вставай,уже полшестого".Бормочу"Сейчас,сейчас",а сны недосмотренные мелькают один за одним:"Да встанешь ты в конце концов?!"-кричит мать,я окончательно просыпаюсь.По-быстрому одеваюсь,завтракать уже некогда,хватаю сумку с едой,плащ,кнут,выскакиваю во двор.Утренний холод быстро сгоняет остатки сна,бегу напрямую через огород на ферму.Стадо уже выгнали из загона.Издалека слышу добный матерок Бокача:"Спишь так-растак,по девкам шастаешь и та-та-та!!!"Как из пулемета.Понимающе улыбается Петровский,молча занимаю свое место,сзади слева подгоняю коров.Выгоняем на пастбище,нужно сказать,что об электропастухах тогда и понятия не было.Каждый пастух держал коров со своей стороны.Меня,как салагу всегда ставили на самом "танкоопасном направлении",от каких-нибудь посевов.С моей стороны росла свекла,а для короа она большое лакомство.Стою,смотрю,что бы не было поползновений.А надо сказать,что среди коров как и среди людей бываю хитрецы,простаки,нахалы и т.п.Была одна корова до того хитрая и наглая,до сих пор её помню.Черная с белой головой,кличка у нее была странная"Миронча".Она очень быстро раскусила во мне новичка и постоянно тусовалась с моей стороны.Стоит немного зазеваться,она уже в посевах.Ну,значит,хожу,караулю.Солнце поднимается выше,становится тепло,спать хочется аж сил нету.Коровы тоже по-немногу наедаются и на них,по-видимому нападает дремота.Они ложаться,жуют жвачку,:"а-думаю-присяду".Сел,спать хочется все сильнее,посмотрел,Бокача не видно.Плащ под голову,лег,глаза закрылись сами собой.Кажется только лег,слышу визгливый крик Бокача:"Куда Мирончу черти несут?!"А Мирончу и еще с десяток коров и впрямь черти занесли на свекольное поле.Выгнать их оттуда большая проблема,на помощь прибежал Петровский,кое-как выгнали.Нету раьоты тяжелее,чем у пастуха.Целый день на ногах бегать за коровами,палящее солнце и летняя жара,и грозы с ливнями,когда небо над головой раскалывается от грома,а за шиворот сквозь дырявый плащ льются потоки холодной воды.Решил я усовершенствовать пастуший труд.Была у меня собака,породы "двортерьер",но так сообразительный и немного обученный,выполнял простейшие команды.Взял я его себе помощником.Затея была бредовая с самого начала.Во-первых,коровы должны быть приучены к собаке и слушаться его.Во-вторых сам собака должен быть обучен пасьбе,лучше всего у другой опытной собаки.Короче коровы обиделись,что ими пытается коиандовать какой-то пес,всем скопом набросились на него и моя бедная собака еле ноги унесла.Коровы под этим предлогом рванули в посевы и мы под проклятия Бокача их долгл собирали.Но это еще не все.Обиженная собака решила оторваться на телках-неподалеку паслось стадо колхозных телок.Телки не в пример коровам,оказались трусливыми и моя собака позагоняла их черти куда.Разборки были шумные,я едва не лишился должности,но ко всему привыкает человек и я привык к пастушьей доле.День за днем прошел отпуск моей крестной и в отпуск засобирался Бокач.И опять мне впарили кнут и плащ,сколько я не упирался.Опять подъем,сон на ходу,но все проходит и это прошло.Заработал я за то лето что-то около трехсот рублей,громадные деньги по тем временам.Хватило и на костюм и на рубашку с галстуком.И купил я себе,как память наручные часы "Победа",по-видимому,единственные в классе.И на уроках ребята оборачивались ко мне и пальцем стучали по запястью:"Сколько до конца урока?".А я ,важно задирав рукав пиджака и затем показывал на пальцах,мол пять,семь и т.д.А еще,как оказалось,я заработал за лето больше комбайнеров и занял второе место.А в то время была такая традиция-лучших тоих работников-школьников колхоз премировал "ценными подарками",мне подарили шариковую ручку,в которую одновременно вставлялись 4 стержня,прекрасный подарок для того времени.К тому же моральный фактор.
Молчадские джигиты Летом,кроме работы в колхозе,были у нас и кое-какие развлечения.Одним из самых экстремальных была,т.н,верховая езда,попросту говоря,мы,подростки,гоняли колхозных лошадей в ночное,за ж.д. мост или за переезд.Представьте себе 12-14-летнего пацана,взобравшегося на колхозную клячу,обнявшего ее собственными ногами ,и вцепившись в лошадиную гриву и уздечку, с выпученными глазами и открытым ртом,то ли от страха,то ли от азарта.Борьба за лучших лошадей была нешуточная,доходило до драки,устанавливали очередь и т.п.Это был высший шик проехать по деревне,покрасоваться перед девчонками.Как только въезжали на болото пускали лошадей вскач.Сколько было падений-не счесть.Ломали ноги,ничего не служило уроком.Это было как наркотик.Помню,досталась мне по жребию "Ласточка",кобыла хорошая,молодая,но была у неё одна особенность-в галоп она шла как-то боком,по-видимому,она была иноходцем,что создавало определенные неудобства при верховой езде.Пустили лошадей в галоп,чувствую,не удержусь,падаю...Упал,и только лошадиный топот возле головы,ни она лошадь даже краешком не зацепила,а "Ласточка" остановилась и стоит.После таких поездок все задницы у нас были разбиты в кровь.Вспоминается ранее летнее утро,на болоте туман,видны только лошадиные головы,восходит солнце,мы,пацаны,трясясь от холода,с головой в тумане,бегаем и ловим лошадей.Конюхами в то время были Куцко Н.(Рыбочка) и Толкач И.(дядя Ваня)-непревзойденные рассказчики,мы ребятня,готовы были целую ночь сидеть возле костра и слушать,слушать...Какой вкусной была картошка,испеченная в костре и сало.Многие подростки прошли тогда эту конно-колхозную школу верховой езды.
________________________________________________________
Воспоминания Елены Говор. Мой отец уехал из Молчади в конце 1940-х годов, но для меня Молчадь тоже стала родным местом - все детство мы сюда ездили на дачу, а иногда жили в Ивановичах в доме, который постоил мой прадед Василь Казимирович Говор. Молчадь моего детства 1960-х годов... Первое, что вспоминается - лес, лесные дороги, земляника и черника, кремни (читая лермонтовские строки о кремнистом пути мне всегда вспоминаются молчадские холмы с кремнями), а еще сильнейшие грозы. В самой Молчади - живописный базар по выходным, детская библиотека, где я перечитала кучу книг, кинотеатр в костеле, где я смотрела с отцом "Александра Невского", а в школе по вечерам ребята пели песни у костра (я им очень завидовала). Река Молчадка - тогда она прихотливо вилась по долине, мы ловили в ней раков. Вокруг сохли торфяные кирпичики, а за ними были цветущие луга. И железная дорога. Я любила смотреть на нее с холмов и представлять, что поезда эти идут в далекие страны. Кончилось тем, что я теперь сама в далекой стране, но поезда эти не забыла. | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:29 Воспоминания молчадцев. Часть 5.
Воспоминания Михаила Звеняцкого.
Про Молчадскую школу. Наверное, у каждого есть река своего детства .У меня это-Молчадка до прихода мелиораторов.С тех пор я недолюбливаю представителей этой профессии.В Подлозянах на реке стояла плотина и работала мельница.Через плотину к железной дороге проезжал транспорт. За переездом дорога уходила налево, как и теперь-Своротва, Крупляны, Хорошки и дальше, на Новоельню.Плотина ветшала, её не чинили, а сделали за мельницей объездную дорогу с небольшим мостом. Потом от середины деревни насыпали новую дорогу с бетонным мостом.Песок брали со Слонимской горы-была такая,перерезанная дорогой на Слоним надвое.Тогда же срыли и один из древних курганов,стоявший слева от дороги.Тому, кто не видел весенних разливов Молчадки-до огородов!,не понять, зачем сделали такую высокую насыпь.Исчезла плотина, и разливов не стало. Kак раз тот старый Говор с трубкой в зубах рассказывал. ЧТО КРЕСТЬЯНЕ свозили лес на постройку на своих телегах-по два воза. Во время войны в школе стоял полицейский гарнизон, была окружена окопами, проволкой.Когда немцы ушли, а полицаи разбежались, сторож с кем-то из жителей все боеприпасы забросил в окопы и зарыл. Случайно это было обнаружено примерно в 61году-со школьного двора вывезли не то 2, не то 3 прицепа снарядов и мин и взорвали их в лесу, за железной дорогой. За год точно не ручаюсь, возможно, на пару лет позже. Кое-что про Молчадь знаю, но не смог зарегистрироваться на сайте- старый чайник. 1 сентября или сразу после этого дня , по указивке, полученной ещё перед каникулами, каждый ученик приносил в школу не меньше 2х берёзовых веников. Когда начиналась зима, веники стояли на парадном крыльце, и входящие обметали снег с обуви. Зимы были весьма неслабые, а многие ходили из соседних деревень, по много километров, и дорожки им никто не чистил.А когда мороз был 25 градусов, занятия отменялись, и вся молчадская детвора балдела на горках-санки у многих были ещё "с польского часу"- на кованных полозьях, вместительные и тяжёлые. А были и ледянки-кусок выдолбленного льда, в дырке верёвка, в ямке под зад клок соломы. Школьные вечера-я учился до того, как школу расширили. Актовым залом служили два класса-между ними была раздвигающаяся перегородка.Снимали классную доску, перегородку раздвигали к стенам.Из сарая вытаскивались козлы, на них укладывались толстые доски-и готова сцена. После торжественной части и концерта-танцы. парты вдоль стен, музыка из радиоузла-пластинки. На стенах на специальных полочках-заправленные керосиновые лампы, на случай перебоев с электричеством. Бывало, что и приходилось зажигать.У всех на груди номера, по залу снуют" почтальоны"-разносят записочки-номеру такому-то от номера такого-то, или неизвестно от кого.Волнующе, интересно, весело.... Весенние каникулы в школе зависели от погоды.Четверть заканчивалась,отметки выставлялись,но занятия шли-ждали, когда начнёт таять.Дороги местами заливало.В Молчади такой поток шёл со стороны леса, мимо колхозного двора, мимо еврейского кладбища и уходил на луговину.Улица была непроходима, ждали телегу.Любимые занятия-долбить канавки, спускать воду, пускать кораблики, щепки-всё, что плывёт.Домой приходили мокрые, но очень довольные(чего нельзя было сказать про наших мам) Был и такой "экстрим"-катались на льдинах-"на крыгах"по разливу. Мой одноклассник Лёня Фридрик упал со льдины в воду, пальто зимнее набрало воды мгновенно, еле вытащили.Потом просыхал на печке у Гриневецкого(хутор за речкой, видно с полустанка),пока за ним отец с ремнём не пришёл. Связь с миром. Почта находилась в домике по дороге в школу. В первой половине-"офис"-телефонистка возле ручного коммутатора-гнёзда, провода с медными наконечниками.Почта, переговорный пункт, сберкасса,огромный сейф, запах сургуча.Во второй половине-квартира начальника. В сараепочтовая лошадь, повозка, сани.Два раза в день почту доставляли к пригородному поезду, там же забирали.После сортировки почтальонши с тяжёлыми сумками топали кто по Молчади, кто в окрестные деревни. Почта была, наверное, самым информированным органом в деревне-кто кому куда пишет, откуда посылки,телеграммы, переводы, алименты и т.д.Телефонная связь была мягко говоря, не очень хорошая, в трубку приходилось кричать, и содержание разговора знали все, кто находился рядом. Со временем почтовую лошадь заменил фургон, почту стали привозить из Баранович. Потом почттовое отделение переехало в новое здание . Про диназавров. Во время очередного приезда к матери, где-то в середине 80-х, летом, побежал как всегда, в лес, хоть на пару часиков, грибы посмотреть.И встретил там свою бывшую классную, биолога, Веронику Ануфриевну Пикузо. Разговорились про то , что многое меняется-лес новый вырос, речку свели, люди не такие. И тут она выдаёт мне такое "прызнанне", что я на всю жизнь запомнил. Жаль. нет бел. алфавита, постараюсь, как могу, передать её мову. -Ведаеш, Мiхась!Калi я вам у школе апавядала пра розных дыназаурау, то прызнаюся, сама лiчыла, што гэта нейкая хлусня.А зараз, калi бачу. колькi усяго змянiлася за такi кароткi час, пры маiм жыццi-точна ведаю- былi дыназауры, былi!... Медицина. В центре деревни площадь, на неё выходит старое кирпичное здание-стоит и теперь , только окна заколочены. Сверху очень древняя надпись-АПТЕКА. Высокое крыльцо -с него , как с трибуны, выступали ораторы во время демонстраций по соответствующим праздникам. Перила завешивались ковром, на здании аптеки - портреты высокого руководства. Нажимаем на огромную латунную блестящую ручку и заходим внутрь. Запах трав и лекарств, на полках банки тёмного стекла, на некоторых череп и кости, надписи на латыни. В задней части здания- амбулатория. Два врача зубной и на все остальные случаи жизни, участковый. Акушерка.В зубном кабинете я ещё застал бормашину с ножным приводом, как в швейной машине-с зубами "везло" с детства. На улице коновязь- телеги-на приём ехали издалека. Однажды летом лошадь покусали то ли осы то ли пчёлы, и она понесла. Сорвалась с привязи, и понеслась.Через 50 метров телега уже развалилась- булыжная мостовая - не асфальт. Лошадь с оглоблями и передними колёсами смогли поймать толь ко на лугу. Середина лета, жара, примерно 67-68 года. Пожар начался днём, на углу площади и ул.Слонимской-дети зажгли стружки возле строящегося дома, новый недостроенный и соседний с ним уже горят. Сразу ветер, пламя гудит, люди кричат-страшно! Народ набежал с вёдрами,по лестницам передают на верх, поливают стены и крышу ближнего от пожара дома,трещат волосы, дымятся рубахи, поливают друг друга, но не уходят!Пустые вёдра летят вниз, их хватают, бегут к колодцам, и к ближним, и к дальним(на самой площади тогда было два колодца). Падающим ведром разбило голову Ире Шеховцовой, вся в крови.Кто не гасит, мечется по домам -вся площадь и улица дальше, до еврейского кладбища завалена вещами, мебелью, узлами-всё, что могли, повыносили, -дома стоят плотно, и если вспыхнет ближний-сгорят все!Одна женщина рассказывала-вбегаем в чей-то дом, а на столе-тарелки с супом!-выливать??Но дом отстояли, пожар дальше не пошёл. Воскресенье, утро. К роднику спускаются женщины, в белых передниках, босиком.Они из Савцевич, Иванович, возможно из Хорошков.Туфли висят на шее.Пьют из ладошек, умываются, моют ноги, одевают носочки, туфли.Круглые куски масла , обкрученные свежими лопухами, опускают в холодную воду-подтаяло за дорогу. Отдохнули, перевязали белые хустки, сложились и пошли-на базар и в церковь. Молчадский базар начинался воротами, расположенными справа от чайной(стоит заколоченная).Территория была огорожена,был и "базарный"- человек, который взымал плату с продавцов, в будни ремонтировал забор, прилавки, что-то прибирал.Длинные ряды телег, оглоблями к забору.Между оглоблями стоят выпряженные лошади, и пытаются прихватить клок сена с телеги. На возах-свиньи, овечки, рядом на земле в мешках визжат и хрюкают поросята. Откуда-то приезжали гончары-миски, плошки, жбаны всех размеров.На длинных столах-масло, творог, яйца, всё из садов и огородов.В кошыках под ногами-куры, гуси, цыплята, петухи-у всех ноги связаны.В деревянных павильонах выездная торговля магазинов, не только молчадских-одежда, галантерея, хозтовары. Много приезжих покупателей из Баранович, Новоельни-благо на поезде легко приехать. Всё это огромное скопление людей шумит,бурлит,передвигается, торгуется, продаёт. покупает, обменивается новостями-меня до сих пор удивляет деревенская осведомлённость- все про всех всё знают ., про своих, и про всю округу. Зимой вместо возов сани, а над всем базаром стоит туман-пар от дыхания людей и животных.Летом в толпе снуют мальчишки с бидонами, чайниками-свой "бизнес"-стакан холодной воды-копейка, периодически бегут к кринице-за новым товаром.И вдруг крики, хохот, митусня-сбежал поросёнок-эти ребята в юности очень шустрые!-и пол-базара его ловит!
___________________________________________
Воспоминания Оксаны Якимовой.
В 1945 году русских переселенцев по приказу КГБ вывезли из русской военной крепости Новый Двор под Варшавой.По рассказам родственников, проживавших в поселении Станиславово, во время Первой мировой войны, все жители( в основном мужья служили в царской армии) финансово поддерживали бызировавшихся тогда офицеров царской армии, помогали фронту.Поэтому после получения независимости, оставаться жить в Польше было невыносимо ,да и по словам очевидцев, было предложено:"Сами поедите или вывезем".Небольшое расстояние с Варшавы ехали около месяца в эшалонах.По дороге из красной материи шили женщины косынки, чтобы показать свою принадлежность к "русским". К сожалению, оказались и здесь в трудном положении.Еще и по ныне встречается, что некоторые считают "кацапами".Хотя все коренные русские.Это была большая волна послевоенных переселенцев.Наша семья Шеховцовых,как и многих других (Мироновых, Васильвых, Сайчуков,Чулковых,Федоровых) была поселена в Молчади,т.к. послевоенное местечко было немноголюдным. Привыкали трудно. Бабушка рассказывала про первое воскресенье и поход в церьковь. Как бывало, разнарядились, в туфельках...Местные смотрели искоса...Что и говорить, тогда не хватало хлеба покушать,не говоря про наряды,которые и у наших долго не задержались..Пришлось выменивать все,чтобы прокормиться. Не все смогли морально выдержать, заканчивали жизнь самоубийством. Мой дедушка, Петр Шеховцов, был неплохим кровельщиком в тогда еще Городищенском районе.Приглашали почти на целое лето крыть крыши. Его крыши во многих деревнях до сих пор можно определить по особой кладке,"с катиком".Хотя свою,как всегда накрыл самой последней на 81 году жизнь будучи неизлечимо больным.Позже работал на мельнице электриком.Всегда,возвращаясь домой, давал 3 раза сигнал,гося свет,чтобы домашние встречали..Были рады,когда он приносил подметенную с пола муку,бабушка ее перебирала и делала клёцки!!!Стеснялся своей изменённой с годами сутуловатой походке,поэтому до последнего ездил на велосипедеМоя бабушка Пелагея и её сестра Черноус Татьяна были умелыми портнихами-заказы шли наперебой,заказы исполнялись по самым модным журналам! О школьных вечерах,особенно о традиционных вечерах встречи,любит рассказывать моя мама, Ирина Шеховцова. Полы,в так называемом раздвижном зале натирали воском,чтобы можно было хорошо вальсировать,мяч или старый глобус обклеивали кусочками битого стекла и направляли на него свет.Конструкция была типа светомузыки или имитацией падающих снежинок.Мама была одной из первых в 67-68 годах заядлых лыжниц, дед также прибивал к ботинкам полозья-вот и коньки на зиму! Интнресным (для меня) было название (среди тогдашней молодежи)в Молчади одной из улиц-между Промтоварным магазином-Нью-Иорк.Кстати это последняя из мощеных улиц в Молчади.Были у нас и тротуары!Молодежь как и в 70 и в 80 проводила время в кино, в центре,на месте старой католической церкви,да и танцевали там тоже.К сожалению,фотографии её так и не сохранилось.. Извините за ошибки!!!В данный момент проживаю за границей.Мало языковай практики.. | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 277 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1633 | Наверх ##
14 декабря 2023 22:55 д. Молчадь - место массового уничтожения 3 600 граждан еврейской национальностиВ 1977 году в Молчади был установлен памятник «Советским гражданам, погибшим от рук фашистов». В 2012 был установлен новый памятник с надписью на белорусском, английском и иврите: «Жертвам фашизма. Тут в 1942 году были зверски замучены 3 600 евреев - местных жителей». Перед войной в деревне Молчадь проживало 1 020 евреев. Деревня была оккупирована с июня 1941 года по июль 1944 года. В июле 1941 года немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, согнали евреев Молчади и из ближайших деревень в гетто. Фрейдель Марголина Макранская вспоминала: «Унылая жизнь как-то продолжалась, мы готовились к любой беде, которая могла случиться. С помощью взятки можно было на время отсрочить конец, но время было использовано для подготовки к самообороне. Было несколько старых винтовок, которые были спрятаны у Хаима Уселюбского, а еще они выкопали тайник, чтобы спрятаться в нужный момент. В другом доме они соорудили большой тайник, который было трудно найти, и стали ждать, что будет дальше». В мае 1942 года евреев заставили вырыть котлован на «Поповских горах» и, чтобы не вызывать беспорядков, полиция объясняла, что ямы нужны для размещения топливных баков. Но люди поняли истинный смысл происходящего и даже нашли в себе силы пошутить: «Это будет мое место, а это будет ваше…». Когда ямы были подготовлены, в Молчади получил информацию о массовых убийствах в Барановичах, Городище, которые оказали сильное влияние на людей. Стало ясно, что скоро это произойдет и в Молчади. В ночь на 15 июля 1942 года нацисты и полицейские отбирали евреев группами по 100—120 человек и уводили к котловану, раздевали донага и расстреливали. Четырёхлетнюю дочь Зоси Шмилович немцы застрелили на улице, потому что она не успевала идти за остальными. Иосифа Синявского с женой и двумя детьми нашли на чердаке и убили на месте, прямо в постели застрелили больного Хаима Менделевича. 15 июля 1942 года расстреляли семью фельдшера Бочко, а двух его дочерей изнасиловали и затем убили. Фрейдель Марголина Макранская вспоминала: «Мои родители первое время умудрялись прятаться в своем приюте, пока не еврей, торговец свиньями, не нашел их и не передал полиции, которая отвезла их на место казни. Моя сестра Чаша, я и мой муж Давид остались в нашем укрытии вместе с несколькими другими людьми. Ночью мы вышли из убежища, перешли болото, железную дорогу и убежали в лес. После убийств в Молчади несколько евреев вернулись из лесов и поверили обещаниям, что с ними ничего не случится и, конечно же, всех схватили и расстреляли. Мы с сестрой побежали в село Мицковичи и посетили знакомого не еврея Березовского, который дал нам возможность спрятаться у него на чердаке . Мы жили там несколько недель, иноверец приносил нам еду, а ночью мы даже ходили к нему домой. Там мы услышали о трагедии, случившейся с евреями города, и среди них была вся наша семья: папа, мама, братья Яков, Моше, Мордехай, дедушка (Ашер), мои дяди и тети и их семьи». После этого немцы объявили, что всем оставшимся евреям гарантируют жизнь и работу если они переселятся в гетто. Буквально через 10 дней состоялась очередная «акция» (таким эвфемизмом нацисты называли организованные ими массовые убийства). С 15 по 18 июля 1942 года в урочище «Поповские горы» были расстреляны 3665 человек из Молчади и близлежащих населённых пунктов — среди которых почти все были евреи, а также 50 белорусов и 5 или 15 военнопленных. Многие моменты холокоста Молчади воссозданы по воспоминаниям местных жителей. Пугач Ю.Ю. вспоминает: «Житель Савцевичей Семеняк Никифор Васильевич и его сын Семеняк Лев Никифорович, которому было 12 лет, два месяца прятали евреев в лесу. Согласно рапорту, они были схвачены и расстреляны 17 сентября 1942 г., погребены вместе с евреями в общей могиле. Но ночью родственники погибших выкопали тела погибших и тайно похоронили их на православном кладбище в Молчади." Организаторами и исполнителями убийств были: заместитель гебитскомиссара Барановичей и Барановичского округа, руководитель войск СС (в одном лице) Крамфф, лейтенант войск СС Монджек и другие. Каратели приезжали в Молчадь и из других районов Барановической области. В том же году, позднее, во время очередной акции массового уничтожения в Молчади были убиты и захоронены в урочище «Поповские горы» более 200 последних узников гетто, работавших на торфяном предприятии. Небольшие группы молчадских евреев прятались в окрестных лесах, их называли «бункерными людьми» или «семейными лагерными людьми». Ханан Шмулович вспоминал: «Мы прятались около двух месяцев. Время от времени мы ходили в лес искать евреев.» В октябре 1942 года гитлеровцы осадили лес, но защитники трое суток сдерживали превосходящие силы противника. На помощь партизанам Зиммеля пришли другие партизанские отряды, и противник отступил. В этом бою погибли многие еврейские партизаны из Молчади. В 18 июля 2022 году прошли памятные мероприятия, посвященные 80-летию уничтожения Молчадского гетто. Главный раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь Григорий Абрамович отметил: «Здесь, в Молчади, было уничтожено 3 600 евреев, а всего по Беларуси – 800 тысяч. 80 лет: много это или мало? Как бы там ни было, это не должно быть забыто. Не должно повториться. Чтобы никто не пришел на нашу землю вновь с целью уничтожать». Год создания мемориала: 1977 год Координаты (широта): 53.3132 Координаты (долгота): 25.7160 Источник: https://izvezda.by/ru/genocide-ru/getElement/6530/
 | | |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2968 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4268 | Наверх ##
10 февраля 2024 4:27 Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь о сохранности при Молчадском православном храме метрических книг? Интересуют те (кроме предбрачных обысков), которых нет в НИАБ в г. Гродно, т.е. до 1941 г. --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | |
Elena Govor Canberra, Australia Сообщений: 196 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 186 | Наверх ##
13 февраля 2024 13:58 Ad-Reg-Tu написал: [q] Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь о сохранности при Молчадском православном храме метрических книг? Интересуют те (кроме предбрачных обысков), которых нет в НИАБ в г. Гродно, т.е. до 1941 г.[/q]
Мне кажется очень маловероятным, что метрические книги могли сохраниться в самом храме. В Литовском историческом архиве (и на familysearch) есть списки прихожан Молчадской греко-католической церкви (которая потом стала православной) за 1830 год. Там же несколько МК за 1815 и брак за 1827, 1828, 1830 г. В РГИА есть МК за 1798-1801 гг. греко-католической Молчадской церкви. Я занимаюсь генеалогией деревни Ивановичи, которая входила в приход Молчадской церкви. | | Лайк (1) |
| alenkabis Сообщений: 140 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 135
| Наверх ##
13 февраля 2024 18:14 >> Ответ на сообщение пользователя Elena Govor от 13 февраля 2024 13:58 Как раз оказалось, что во многих церквях и костёлах, а также на руках у жителей, есть не мало метрические книг, брачных обысков и исповедные ведомостей. Алексей Билецкий собирает их на сайте Жниво. https://zhnivo.com/ --- Ищу Сологуб Фёдора Матвеевича 1840 г р. | | |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2968 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4268 | Наверх ##
14 февраля 2024 1:40 Elena Govor написал: [q] Мне кажется очень маловероятным, что метрические книги могли сохраниться в самом храме.[/q]
Спасибо, что не прошли мимо. Но я задал здесь вопрос, предполагающий точный ответ, т.к. мне достоверно известно, что метрические книги за 1941 г. после войны при этом храме точно хранились. Вопрос - что с ними стало потом: их куда-то передали или они так и остались лежать при храме? В 2015 г. в НИАБ в г. Гродно поступили на хранение из Барановичского ЗАГСа метрические книги Молчадской церкви за период ВОВ. Но 1941 г. среди них нет. Вопрос - почему не поступил 1941 г.? Вряд ли бы его стали в ЗАГСе оставлять. Если он где-то есть сейчас, то, скорее всего, при храме. Вот это я и хотел уточнить, полагая, что кто-то может быть больше в теме. Elena Govor написал: [q] В Литовском историческом архиве (и на familysearch) есть списки прихожан Молчадской греко-католической церкви (которая потом стала православной) за 1830 год. Там же несколько МК за 1815 и брак за 1827, 1828, 1830 г.[/q]
А это мне и самому хорошо известно. Спасибо. --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | |
|