Деревня Молчадь (Брестская область): здесь найдены древние курганы, принадлежавшие скифам
Деревня Молчадь находится в Барановичском районе Брестской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Эти места привлекали человека давно. Здесь есть, где на дичь поохотиться, есть, где и рыбу половить. Первый человек появился в Молчади еще в каменном веке. Здесь находили каменные топоры.
В прошлом веке в Молчадь приезжали ученые, которые исследовали эту деревню. Они нашли около Молчади древние курганы и выяснили, что эти курганы принадлежат скифам.
Историческая справка. Скифы. Название греческого происхождения. Применялось относительно группы народов, населявших Восточную Европу, Среднюю Азию и Сибирь в античности. Есть мнение, что скифы использовали языки северно-иранской группы индоевропейской семьи. В 5 веке до нашей эры у скифов была военная демократия на стадии перехода к монархическому государству. В конце 3–2 веков до нашей эры скифы вытеснены с арматами в степной Крым и Нижнее Поднепровье. Здесь скифское царство просуществовала до второй половины третьего века нашей эры. И было уничтожено готами. Скифская культура оказала большое влияние на историю и культуру многих племен. Русские летописи подчеркивали, что народы Киевской Руси греки называли Великой Скифью.
Кто дал название этому поселению, — скифы или славяне, — неизвестно. Есть версия, что название деревни Молчадь берет начало от мифического славянского князя Молчана. Еще есть и легенда о возникновении названия. К этим местам подошло вражеское войско. Собрали наши люди свое войско и пошли драться с врагом. На поле началось сражение. Противник начал отступать. Наше войско загнало вражеское в болото, где оно и утонуло. И такой крик стоял, стон. А местные жители спрашивали друг друга:
— Слышно, что там на болоте?
— Нет, не слышно. Молчат!
И от этого «молчат» на болоте и возникло название поселения.
Первые упоминания в летописях о Молчади датируются 1487 годом. Тогда это была деревня в составе Великого княжества Литовского в Трокском воеводстве. Она принадлежала самому Великому князю Казимиру. За деньги с налогов крестьян, доложив свои деньги, Великий князь Казимир в Молчади в конце 15 века основал костел.
Этот двор Молчадь сдавали в аренду или во временное пользование. В самом начале 16 века во временное пользование Молчадь получил шляхтич Ян Белик. Смоленское княжество, которое всегда относилось к Великому княжеству Литовскому, было захвачено Московским княжеством. Ян Белик не захотел присягать московскому царю и поехал сюда, к князю. Князь предложил ему пожить в Молчади, а после возвращения Смоленска вернуться домой.
Во времена Яна Белика Молчадь начала расширяться благодаря тому, что через нее проложили дорогу из Слонима в Вильню — столицу ВКЛ. Здесь каждую субботу проводили ярмарки. С тех пор Молчадь из деревни превратилась в село. Она считалась селом до советского времени, пока не пришли большевики. С 16 века в Молчади сохранилась корчма, которая принадлежала евреям. То, что это корчма, подтверждает кубок сверху, а принадлежность евреям — звезда Давида, шестиугольная. Когда пришли большевики, то прикрепили вывеску «Советская» и свою пятиугольную звезду.
В 16 веке в селе Молчадь проживали литвины (белорусы сегодняшние), татары, поляки, евреи. В 1566 году Молчадь приобретает брестский еврей Самуил Юдень. В 1654 году здесь был пожар, поднялся сильный ветер, и село огнем как сдуло, сгорело все. Великий князь освободил жителей от налогов, чтобы они могли отстроиться.
Во второй половине 18 века была создана барская конфедерация против последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского за то, что он, став фаворитом Екатерины II, почти не отдал Великое княжество Литовское России. Тогда Екатерина II на нашу территорию ввела свои войска под командованием Александра Суворова. В 1769 году возле Молчади состоялась битва между российскими войсками и конфедератами. В этой битве принимал участие один из командиров конфедерации, молодой, девятнадцатилетний Ромуальд Гедройц.
Через село Молчадь Ромуальд Гедройц вел своих бойцов, но барская конфедерация потерпела поражение. После него сразу же был первый раздел Речи Посполитой, после которого восточная часть Беларуси отошла Российской империи. Ромуальд Гедройц, когда началось восстание Тадеуша Костюшко, принял в нем самое активное участие. Он был другом Якуба Ясинского. И Тадеуш Костюшко наградил их перстнем с надписью «Родина своему защитнику». После подавления восстания Ромуальд Гедройц вынужден был уехать в Париж. Когда началась война 1812 года, российско-французская, то он стал на сторону Наполеона, чтобы освободить свою страну от Российской империи. Он проводит мобилизацию в Беларуси, но Ромуальд Гедройц попадает в плен, на чем заканчивается его сопротивление.
На главной рыночной площади Молчади раньше стояли три храма: костел, синагога и православная церковь. Но сейчас здесь стоит только православная церковь. Она была построена во второй половине 19 века и освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. С того времени эта церковь ни разу не закрывалась.
В конце 19 века через Молчадь проходит железная дорога, здесь есть еще пивоварный завод, кожевенный завод, проводится телеграф, открывается водяная электростанция, работает несколько мельниц, а три раза в год проводились большие ярмарки. Здесь предлагался полный спектр бытовых услуг. Заболели зубы — есть дантист. Надо сделать прививку собаке — есть ветеринар. Работали кофейни, ресторанчики, корчма, банк, юридическая контора. Можно было приобрести заморские специи, мебель, посуду. Открылось даже производство газированной воды. Одним словом, европейский курорт.
В 1863 году в Молчади было открыто народное училище. В нем учился будущий известный математик Александр Данилевич.
Историческая справка. Александр Андреевич Данилевич. Родился в 1877 году в Молчади. Умер в 1949 в Вильне. Педагог, математик, публицист. В 1896 году окончил Свислочскую учительскую семинарию. Учился на физико-математическом факультете университета Шанявского в Москве. В 1915 за участие в революционном движении выслан в Верхоянск Иркутской губернии. Осенью 1917 года приехал в Минск. Работал в первых белорусских образовательных учреждениях. Писал артикулы по вопросам белорусского национального просвещения, организации белорусской школы. Преподавал математику в Новогрудской и Виленской белорусских гимназиях. Разрабатывал белорусскую математическую терминологию. Автор учебника по математике на белорусском языке. После Второй Мировой войны читал курс высшей математики в виленских высших учреждениях образования.
До прихода советской власти Молчадь принадлежала шляхтичам Валицким. Здесь у них стоял шикарный дом, деревянный, двухэтажный. Еще у них был сад, парк, налаженное хозяйство. Но большевики разобрали дом на дрова, сад и парк были вырублены, и был высажен обычный лес. Только мельница осталась со времен Валицких. Она действовала еще в советское время. Мельница прекратила свою работу только лет пять назад. Сейчас, пока все отсюда не растянули, эту мельницу можно и оживить.
В начале 20 века Молчадь почти полностью была еврейским местечком. Здесь было три синагоги, но сохранилась только одна, точнее здание синагоги. Раньше в этом здании раввин читал Талмуд. Сегодня в этой постройке находится местный сельский клуб.
Во время Второй Мировой войны немцы у одной еврейской семьи нашли свитки Торы и приказали кинуть их в печь. Они кинули, но когда немцы вышли, то люди потушили их и пошли к местному раввину, чтобы узнать, что можно сделать с обгоревшими свитками. Он сказал похоронить их на еврейском кладбище. Немцы расстреляли всех евреев Молчади, но никого из них здесь не похоронили. И евреи, прежде чем селиться на каком-то месте, выбирали сначала место для кладбища, затем для синагоги и только потом выбирали место, где жить самим.
Источник:
https://ctv.by/%D0%BD%D0%BE%D0...0%B0%D0%BC