Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

м. Молчадь Слонимского уезда


← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: dobby
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Ныне деревня в Барановичском районе Брестской области Беларуси, центр сельсовета.
Впервые же Молчадь упоминается в первой половине XV века . С 1486 года в письменных источниках поселение значится как местечко Слонимского повета, владение великих князей. Во время войны 1654—1667 годов местечко было сожжено русскими войсками, впрочем как и ряд соседних крупных насленных пунктов как Люшнево и Полонка, Новая Мышь, но затем также как и все отстроилось вновь. В разные периоды времени Молчадь находилась во владении Халецких, Юдицких, Тизенгаузов, Булгов (оследний униатский митрополит ВКЛ).
В XVІ—XVІІ веках в Молчади действовали две православные церкви. Одну из них в 1555 году основал сам великий князь Сигизмунд Август II, но, к сожалению, в 1852 году церковь сгорела. В 1869-м началось строительство новой церкви, участвовали все прихожане. И в 1873 году в Молчади был освящен новый храм и с тех пор никогда не закрывался для верующих. Сегодня гости Молчади могут поклониться уникальному иконе святого Александра Невского 1861 года. Это не единственная святыня, связанная с деревней. В XIX веке в часовне на старом кладбище находилась скульптура католического святого Антония Падуанского. Ее считали чудодейственной и с молитвами посещали верующие двух вероисповеданий. Его культ молчадские христиане почитали до начала ХХ века, даже когда скульптуру заменили на икону.
После третьего раздела Речи Посполитой (1795) Молчадь вошла в состав Российской империи, принадлежала Люшневской волости Слонимского уезда Гродненской губернии. В 1867 году российскими властями был ликвидирован костёл, в 1869—1873 годах выстроена православная церковь св. Петра и Павла. Известно, что предыдущая православная церковь в Молчади была деревянной и сгорела то ли в 1845-м, то ли в 1852 году. Возведенный же в 1874‑м новый кирпичный храм действует и до сих пор.
В 1862 году здесь было открыто народное училище, в 1879 произошёл большой пожар, который уничтожил значительную часть деревянных построек. В 1884 году рядом с местечком прошла железная дорога, которая и стала той движущей силой, которая позволила населенному пункту разрастись и закрепиться в качестве лидера региона. Еженедельно в местечке работал рынок, в течение года проводились четыре ярмарки. В связи с вышесказанным к 1897 году здесь проживало уже 1188 евреев (68,5 % от всего населения).
Согласно Рижскому мирному договору (1921) Молчадь вошла в состав межвоенной Польши, в Слонимский, а с 1926 год Барановичский повет. С 1939 года деревня в БССР.
Немецкие войска оккупировали Молчадь в июне 1941 года. И сразу в гетто фашисты согнали более 3600 евреев. В мае 1942 года они заставили узников вырыть огромный котлован на так называемых Поповских горах и 15 июля расстреляли первую группу людей, затем вторую, третью… Очевидцы рассказывали, что земля в том месте еще трое суток шевелилась.
В 1977 году на месте массового расстрела мирных граждан, проживавших в Молчади и близлежащих деревнях, был установлен памятник.
Следует отметить, что во время трагедии 1942 года некоторым евреям все таки удалось выжить. Так выжил 10-летний мальчик – Виктор Рубежевич, он добежал до соседней деревни, где его приютил местный житель Адам Сорговицкий. Виктор вырос и переехал в Америку, где вышла книга его воспоминаний «Запомни нас», рассказывающая о зверствах фашистов на беларуской земле. Эта книга не единственная, еще одно более фундаментальное произведение было издано также еврейскими выходцами и называется "Книга памяти".
За свою историю Молчадь несколько раз сгорала едва ли не дотла, но всякий раз возрождалась и в 2022 году отметила 600-летие с года своего первого письменного упоминания.

Прикрепленный файл: Железнодорожная станция вблизи м. Молчадь. 1916 г..jpgлицевая - обложка книги.jpg, 545562 байтМолчадь (нач. ХХ в.)..jpg, 267425 байтМолчадь. Виды улиц в деревне Молчадь начала ХХ века, 1916.jpg, 128697 байтМолчадь. Торговая улица (нач. ХХ в.)..jpg, 223206 байтМолчадь. Торговые ряды (нач. ХХ в.)..jpg, 256930 байтМолчадь. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла на фото начала ХХ века, 1910.jpg, 265420 байт
Лайк (1)
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Архивные документы о Молчади нач. 16 века:

Прикрепленный файл: 3 пункт о молчадских делах.jpgмОЛЧАДЬ 1.jpg, 190394 байт
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Инвентарь описания молчадского имения 1697 года:

Прикрепленный файл: p1486.pngp1487.png, 1353649 байтp1488.png, 1763081 байтp1489.png, 1759960 байт
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
ГАБрО
фонд 67, опись 3, дело №2

1939 год
Сведения о численности жителей Молчадской гмины
Количество жителей: 13977 чел.
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Деревня Молчадь (Брестская область): здесь найдены древние курганы, принадлежавшие скифам


Деревня Молчадь находится в Барановичском районе Брестской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Эти места привлекали человека давно. Здесь есть, где на дичь поохотиться, есть, где и рыбу половить. Первый человек появился в Молчади еще в каменном веке. Здесь находили каменные топоры.
В прошлом веке в Молчадь приезжали ученые, которые исследовали эту деревню. Они нашли около Молчади древние курганы и выяснили, что эти курганы принадлежат скифам.
Историческая справка. Скифы. Название греческого происхождения. Применялось относительно группы народов, населявших Восточную Европу, Среднюю Азию и Сибирь в античности. Есть мнение, что скифы использовали языки северно-иранской группы индоевропейской семьи. В 5 веке до нашей эры у скифов была военная демократия на стадии перехода к монархическому государству. В конце 3–2 веков до нашей эры скифы вытеснены с арматами в степной Крым и Нижнее Поднепровье. Здесь скифское царство просуществовала до второй половины третьего века нашей эры. И было уничтожено готами. Скифская культура оказала большое влияние на историю и культуру многих племен. Русские летописи подчеркивали, что народы Киевской Руси греки называли Великой Скифью.
Кто дал название этому поселению, — скифы или славяне, — неизвестно. Есть версия, что название деревни Молчадь берет начало от мифического славянского князя Молчана. Еще есть и легенда о возникновении названия. К этим местам подошло вражеское войско. Собрали наши люди свое войско и пошли драться с врагом. На поле началось сражение. Противник начал отступать. Наше войско загнало вражеское в болото, где оно и утонуло. И такой крик стоял, стон. А местные жители спрашивали друг друга:
— Слышно, что там на болоте?
— Нет, не слышно. Молчат!
И от этого «молчат» на болоте и возникло название поселения.
Первые упоминания в летописях о Молчади датируются 1487 годом. Тогда это была деревня в составе Великого княжества Литовского в Трокском воеводстве. Она принадлежала самому Великому князю Казимиру. За деньги с налогов крестьян, доложив свои деньги, Великий князь Казимир в Молчади в конце 15 века основал костел.
Этот двор Молчадь сдавали в аренду или во временное пользование. В самом начале 16 века во временное пользование Молчадь получил шляхтич Ян Белик. Смоленское княжество, которое всегда относилось к Великому княжеству Литовскому, было захвачено Московским княжеством. Ян Белик не захотел присягать московскому царю и поехал сюда, к князю. Князь предложил ему пожить в Молчади, а после возвращения Смоленска вернуться домой.
Во времена Яна Белика Молчадь начала расширяться благодаря тому, что через нее проложили дорогу из Слонима в Вильню — столицу ВКЛ. Здесь каждую субботу проводили ярмарки. С тех пор Молчадь из деревни превратилась в село. Она считалась селом до советского времени, пока не пришли большевики. С 16 века в Молчади сохранилась корчма, которая принадлежала евреям. То, что это корчма, подтверждает кубок сверху, а принадлежность евреям — звезда Давида, шестиугольная. Когда пришли большевики, то прикрепили вывеску «Советская» и свою пятиугольную звезду.
В 16 веке в селе Молчадь проживали литвины (белорусы сегодняшние), татары, поляки, евреи. В 1566 году Молчадь приобретает брестский еврей Самуил Юдень. В 1654 году здесь был пожар, поднялся сильный ветер, и село огнем как сдуло, сгорело все. Великий князь освободил жителей от налогов, чтобы они могли отстроиться.
Во второй половине 18 века была создана барская конфедерация против последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского за то, что он, став фаворитом Екатерины II, почти не отдал Великое княжество Литовское России. Тогда Екатерина II на нашу территорию ввела свои войска под командованием Александра Суворова. В 1769 году возле Молчади состоялась битва между российскими войсками и конфедератами. В этой битве принимал участие один из командиров конфедерации, молодой, девятнадцатилетний Ромуальд Гедройц.
Через село Молчадь Ромуальд Гедройц вел своих бойцов, но барская конфедерация потерпела поражение. После него сразу же был первый раздел Речи Посполитой, после которого восточная часть Беларуси отошла Российской империи. Ромуальд Гедройц, когда началось восстание Тадеуша Костюшко, принял в нем самое активное участие. Он был другом Якуба Ясинского. И Тадеуш Костюшко наградил их перстнем с надписью «Родина своему защитнику». После подавления восстания Ромуальд Гедройц вынужден был уехать в Париж. Когда началась война 1812 года, российско-французская, то он стал на сторону Наполеона, чтобы освободить свою страну от Российской империи. Он проводит мобилизацию в Беларуси, но Ромуальд Гедройц попадает в плен, на чем заканчивается его сопротивление.
На главной рыночной площади Молчади раньше стояли три храма: костел, синагога и православная церковь. Но сейчас здесь стоит только православная церковь. Она была построена во второй половине 19 века и освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. С того времени эта церковь ни разу не закрывалась.
В конце 19 века через Молчадь проходит железная дорога, здесь есть еще пивоварный завод, кожевенный завод, проводится телеграф, открывается водяная электростанция, работает несколько мельниц, а три раза в год проводились большие ярмарки. Здесь предлагался полный спектр бытовых услуг. Заболели зубы — есть дантист. Надо сделать прививку собаке — есть ветеринар. Работали кофейни, ресторанчики, корчма, банк, юридическая контора. Можно было приобрести заморские специи, мебель, посуду. Открылось даже производство газированной воды. Одним словом, европейский курорт.
В 1863 году в Молчади было открыто народное училище. В нем учился будущий известный математик Александр Данилевич.
Историческая справка. Александр Андреевич Данилевич. Родился в 1877 году в Молчади. Умер в 1949 в Вильне. Педагог, математик, публицист. В 1896 году окончил Свислочскую учительскую семинарию. Учился на физико-математическом факультете университета Шанявского в Москве. В 1915 за участие в революционном движении выслан в Верхоянск Иркутской губернии. Осенью 1917 года приехал в Минск. Работал в первых белорусских образовательных учреждениях. Писал артикулы по вопросам белорусского национального просвещения, организации белорусской школы. Преподавал математику в Новогрудской и Виленской белорусских гимназиях. Разрабатывал белорусскую математическую терминологию. Автор учебника по математике на белорусском языке. После Второй Мировой войны читал курс высшей математики в виленских высших учреждениях образования.
До прихода советской власти Молчадь принадлежала шляхтичам Валицким. Здесь у них стоял шикарный дом, деревянный, двухэтажный. Еще у них был сад, парк, налаженное хозяйство. Но большевики разобрали дом на дрова, сад и парк были вырублены, и был высажен обычный лес. Только мельница осталась со времен Валицких. Она действовала еще в советское время. Мельница прекратила свою работу только лет пять назад. Сейчас, пока все отсюда не растянули, эту мельницу можно и оживить.
В начале 20 века Молчадь почти полностью была еврейским местечком. Здесь было три синагоги, но сохранилась только одна, точнее здание синагоги. Раньше в этом здании раввин читал Талмуд. Сегодня в этой постройке находится местный сельский клуб.
Во время Второй Мировой войны немцы у одной еврейской семьи нашли свитки Торы и приказали кинуть их в печь. Они кинули, но когда немцы вышли, то люди потушили их и пошли к местному раввину, чтобы узнать, что можно сделать с обгоревшими свитками. Он сказал похоронить их на еврейском кладбище. Немцы расстреляли всех евреев Молчади, но никого из них здесь не похоронили. И евреи, прежде чем селиться на каком-то месте, выбирали сначала место для кладбища, затем для синагоги и только потом выбирали место, где жить самим.

Источник: https://ctv.by/%D0%BD%D0%BE%D0...0%B0%D0%BC
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
27.03.1606 в Молчади останавливалась на ночлег Марина Мнишек.

Мари́на или Мариа́нна Ю́рьевна Мни́шек была женой Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени.

Из книги М. П. Клодт «Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле»: "... В 1605 году Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия. Они аргументировали это следующим образом: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола..".

Возвращаясь все же к Молчади. Факт посещения местечка и ночлега в нем описан в "Дневниках Марины Мнишек":
"ЛЕТА ГОСПОДНЯ 1606, март, Дня второго в ту дорогу московскую пустился пан воевода с царицей, Афанасием и некоторыми близкими панами (другие еще по дороге их нагоняли), по очень плохой дороге.
Последовательность пути в Москву. Последовательность пути в Москву: от Люблина до Бреста. Из Бреста до Слонима 27 миль. Дня 20 марта первый ночлег в Каменце, дня 21 второй — в Шерешове, дня 22 третий — в Новодворе, дня 23 четвертый — в Рожанах, дня 24 пятый — в Слониме. Шестой — там же. Дня 25 седьмой — там же. Дня 26 Пасха. Снабжались всякими припасами по листам от пана канцлера литовского. Затем отправились от Слонима до Пинска 25 миль. Дня 27 марта первый ночлег в Молчади. Оттуда отправлен к царю пан Дембицкий, а приехал пан Казановский. Дня 28 второй ночлег в Цырене, дня 29, около Мира. Переправа через Мир, третий ночлег, дня 30 четвертый ночлег в Несвиже...".


Прикрепленный файл: 2.jpg
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
А за 80 лет до визита Марины Мнишек - в самом начале 1526 года, в Молчади проездом был всемирно известный Сигизмунд Герберштейн.

СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН (1486–1566) был немецким дипломатом, побывавшим за свою карьеру в составе имперских посольств в Дании, Чехии, Нидерландах, Испании, итальянских государствах, Турции, Польшу и ВКЛ, Венгрии ти наконец в Великом княжестве Московском, по итогам поездки в которое он и написал свой нетленный этнографический труд "Записки о Московии" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%BE_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B8). К слову сказать как дипломат именно С. Герберштейн способствовал продлению перемирия между Русским государством и Польшей в 1526 году.


Прикрепленный файл: Jurij_Šubic_-_Žiga_Herberstein.jpgNotes_on_Muscovite_Affairs.png, 36994 байтфараг.jpg, 69781 байт
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
А в 1929 году в Молчади был даже свой банк - "Еврейский Банк Кооперативный".

Прикрепленный файл: в Молчади при Польши был банк.bmp
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Молчадская гмина (1923 г.):

Прикрепленный файл: Справочник местности  Молчадской гмины за 1923г..jpg
Gubko

Gubko

Брестская область, Беларусь
Сообщений: 269
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1438
Медицина в Молчади - 1905 г.:

Прикрепленный файл: медучреждения Молчади 1905 г. еще при царе.jpg
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈