Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Архив Императорской Археологической комиссии


← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Domitian
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
В архиве Императорской Археологической комиссии в Петербурге
Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) - там архивы Императорской Археологической комиссии.
ИИМК
Р-III
Там есть описания церквей
Названы как метрики
Вот что пишет Александрина Вигилянская про это на фэйсбуке
https://www.FB [запрещен в РФ]/permalink.php?story_fbid=2303616859720221&id=100002157889785
Информация просто бесценная
Так же она пишет, что там есть описание следующих церквей Курмышского уезда
Да, такие же подробные метрики по Курмышкому уезду есть по следующим храмам:
Г. Курмыш: Покровская церковь, Успенский собор, Рождества Богородицы.
С. Анастасово: ц. Казанской Божией Матери и Богоявления Господня.
С.Бортсурманы: Успенская ц.
С. Болтино: ц. во имя Боголюбской иконы Божией Матери
С. Болховское: ц. Василия Великого
С. Борятино: ц. Введения Божией Матери
С.Верхн. Талызин: ц. Рождества Христова
С. Троицкие Дубровки: ц. Троицкая
С. Знаменское: ц. Знамения Божией Матери
С. Ильиной горы: ц. Пророка Илии
С.Каменка: ц. Иоанна Богослова
С. Княжьей Горы: ц. Успения.
С. Красное: Покровская ц.
С. Красных (??): ц. Воскресения
С. Мурзинец: ц. Рождества Христова
С. Пандиково: ц. Преображения
С. Раскильдино: ц. Рождества Богородицы
С. Ратово: ц. Вознесения Господня
С. Рогожка: Казанская ц.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
Друзья, порадуйтесь вместе со мной! Опять случилось нечто потрясающее.
Ещё позапрошным летом я не знала ни имён моих предков дальше прабабушки (по линии Вигилянских), ни места, где они жили: никаких свидетельств, ни одной фотографии. За два с половиной года Господь открыл мне Курмышскую землю, развернул родословие на девять поколений вниз, привёл к мощам дедушки с пятью "пра" - святому праведному Алексию Бортсурманскому, послал его потерянный рукописный дневник и исчезнувшее дело 1913 года о его канонизации, помог вернуть изуродованный курмышский храм другого дедушки (правнука святого Алексия) Церкви.
Осталось одно - трудное, почти неподъёмное, но очевидное и неотменимое: восстановить искалеченный храм и воскресить в нём остановленную богослужебную жизнь.

В городе Санкт-Петербурге, в архиве Императорской Археологической комиссии я читаю метрику, в которой описано то, что невозможно найти ни в одном историческом документе - никакая Клировая ведомость, никакие мемуары и исторические труды, никакие фотографии не отразят исконный, первозданный облик храма в таких подробностях, как это сделали неведомые прекрасные люди из Петербурга 133 года назад.
Знали ли они, что через несколько поколений праправнучка настоятеля храма, с которым они вместе составляли бесценный документ, будет сидеть в Ново-Михайловском дворце в Петербурге, расшифровывать чернильные буковки и славить Бога?!

Простите за гигантский текст, но именно в количестве его пунктов и заключается главное богатство. Для проекта реставрации храма эти сведения не имеют цены. Не могу не поделиться - просто, чтобы было понятно, о чём я говорю.
Папочка, протоиерей Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский, отец Дмитрий Ефаров, отец Михаил Сторонкин, Елена Окунева, смотрите:

Метрика для получения сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
Метрика для получения сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.
Города Курмыша, Симбирской губернии, Церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

I. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ, МОНАСТЫРЕЙ И ИХ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ

1. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
2. -----
3. Церковь основана в тысячу семьсот семьдесят четвертом году, 1774 , тщанием доброхотных дателей. Документальных известий и народного придания не сохранилось.
4. Церковь каменная.
5. Храмосоздатель и главный мастер неизвестны.
6. Описываемая церковь находится городе. Основана на ровном месте на площади.
7. В 1886 г построена каменная ограда тщанием доброхотных дателей и церковным стар (??? - нрзб.) Александром Растригиным.
8. В описываемой Церкви никакого события, памятного в русской истории не совершалось.

II. НАРУЖНЫЯ ЧАСТИ ЦЕРКВИ

9. Церковь построена квадратная, одноэтажная.
10. Алтарь церкви с 3 полукружиями, один Алтарь, в настоящей, состоит из 8 граней.
11. Размер церкви в вышину 15 сажень, в длину 15 и ширину 10 сажень.
12. Уклонений Алтаря к Югу или Северу нет.
13. Церковь построена вся из кирпича.
14. Стены выкладены кирпичом, средина насыпана бутом и залита известковым раствором. Цемент положен тонким слоем. Кирпич тонкий, широкий, не больше 12 фунтов. Стены сохранились в своем первобытном виде. В стенах проходов нет и пустых нет. Связи в стенах железныя.
15. Наружныя стены гладкия. На стенах квадратов нет. По средине церкви пояса нет. На углах полуколонки гладкия. Приставных (??? /нрзб…/) полуколонок с арками нет. Между полукружиями Алтаря вставлены полуколонки, в углублении которых написаны образа. На восточных полукружиях каймов (фестонов ) со спущенными шнурами нет. Вставленных в стенах кафельных (изразцовых) муравленых плит нет.
16. Карнизы сделаны из кирпича в виде поясков.
17. Над карнизом второго яруса есть теремки в виде трех угольников в один ряд устроенные с четырех сторон.
18. Кровля на сводах церкви дуговая на все скаты, из железа. Выкрашена медянкой в 1885 году. У спусков кровли есть подзоры из железа. Кровля старая. Кокошников нет.
19. Фонарь на сводах с пролётами сквозной, без украшений, прямо устроен над сводами. На фонаре есть один поясок вверху.
20. На церкви главы (маковицы). Две главы. Размещены от 13 к 3. Главы покрыты листовым железом и окрашены медянкою.
21. Крест на главах – железный и деревянный, вида 4-хконечный. На одном кресте есть цепи, спускающияся к главе. На подножии креста полулуние.
22. Окна широкие, помещенныя над цоколем. В Алтаре (…??? – нрзб.) 3 окна; в теплой по два окна, всех окон 7; в северном приделе 5 окон и Южном 5.; в четыре света. Под крышей малых окон нет. Окна с перемычками дугообразными. Над окнами висячих арок с замком нет. Над окнами есть кокошники; наличники у окон из кирпича полуколонками. Форма узорчатой железныя решеткой. Старых ставней нет. Старых оконниц в окнах с медными листами или цветными стеклами нет. Внизу подоконников обкладки из цветных кафель нет.
23. Всех дверей три: Западная, Северная и Южная. Двери наружныя деревянныя. Северныя и Южныя обшиты листовым железом и окрашены медянкою. Западные простые деревянные и окрашены медянкою. Стариннных живописных украшений нет. Наличники дверей деревянные и окрашены медянкою. Изображений нет никаких, надписей нет. Петли на дверях простыя.
24. Особых входов в церковь в виде теремка или других нет.
25. Паперть устроена с 3-х сторон, в ней вставлены камни (…??? – нрзб.) без резьбы и надписи.

III. ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ

26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами (двери царския и двое боковых). Приделов в церкви три. Западный притвор-трапеза устроена в виде поперечной палаты. Приделов особых в трапезе нет, на хорах нет, в пристроенных застенках или в главах нет. Притворы отделяются от храма глухою стеною с пролетом.
27. Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах. Своды разделяются арками на равныя части, в стенах углублений, предназначенных для погребения, нет.
28. Столбов нет среди церкви.
29. На стенах и над арками лепных украшений нет, кроме живописных. Всходов на хоры, на колокольню и спусков под своды, особых дверей в застенки и тайники нет. В стенах устроены впадины для помещения ризницы и библиотеки, для икон и сидения впадин нет. Кругом стен Южных, Северных и Западных каменных лавок нет. В стенах голосников нет.
30. Пол деревянный, в Алтаре настоящей – дубовый, в храме и притворах – сосновый.
31. Алтарь одночастный без разделений. В правом предалтарии – жертвенник. В Алтаре своды (…??? – нрзб.) лежат. Окон в Алтаре три и оконных впадин три. В предалтарии Северном и Южном окон 4. Помост в Алтаре с Помостом храма возвышен на две ступени. Изменений, поправок, расширений не было.
32. Престол деревянный, без ступеней, ширина его 1 аршин и 9 вершков, длина 1 аршин и 9 вершков и вышина 1 аршин и 5 вершков. Обложений престола и изображений нет.
33. Над престолом устроена сень резная из дерева, верх шатровый с главою; надписей нет.
34. В углублениях оконных находятся иконы, изображений нет.
35. Каменных лавок в Алтаре для священнослужителей нет.
36. Жертвенник устроен в одном предалтарии с престолом, на открытом месте поставлен, вышиною 1 аршин и 5 вершков и шириною 1 аршин и 4 вершка.
37. Иконостас нового устройства, с колоннами, резной из дерева. Резьба помещена на кроне. Резьба изображает виноград. Ярусов в иконостасе четыре. Царские двери резные, состоящие из двух створов, по обеим сторонам есть столбцы. Клейм на дверях для помещения образов нет. Форма верхушек царских дверей полуциркульная.
38. Солея деревянная, выше помоста храма на две ступени. От храма решеткою не отделяется.
39. В настоящей устроен амвон. Над амвоном сени нет.
40. Клиросы устроены по правую и левую стороны алтаря с маленькими иконостасами, в которых вставлены иконы. Особых украшений нет.
41. Царского места нет.
42. Святительского места нет.
43. Настоятельского места нет.
44. В церкви кафедры нет.
45. В церкви хоров нет.
46. Никаких надгробных памятников нет.
47. Рак для святых нет.
48. Звонница устроена у (…??? – нрзб.) стены церкви. Колоколов семь. На самом большом колоколе 37 пуд и 18 фунтов надпись: «Здали 1832 года и пожертвовали в городе Курмыше Богородице-Рождественской церкви Титулярный советник Михайло, жена его Матрона Григорьевы и сын их Мина Марковых(…??? – нрзб.)». Чугунных бил не сохранилось.
49. Изразцовых старинных печей нет.
50. Колокольня построена в одно время с церковью, 1774 года, формы квадратной из кирпича. Изображений и надписей на колокольне нет.
51. Всех колоколов на колокольне семь (??? - нрзб: /написано буквально так: «см. ss48 год») приписано, по ошибке, вместо колокольни.

IV. ИКОНОПИСАНИЕ

52. Стены церковныя расписаны иконописным письмом. Записей о времени росписания Церкви нет. Не было возобновляемо старое стенное письмо. Церковь расписана только частями. На стенах изображений русских Великих князей, Царей, польских королей и Гетманов нет. Мозаики и фрески под слоями штукатурки открываемы не были. Иконные изображения снаружи при входе устроены.
53. Иконы старого письма находятся в алтаре, русские. Записей, кем они подарены в церковь и когда, нет. Написание имени мастера и года нет; в деревянных рамах, сохранение их обезпечено.
54. Чудотворной и явленной иконы нет.
55. Древних икон в иконостасе нет, иконы в иконостасе сохраняются в обновленном виде. Обновление происходило в семдесятых годах (1870 г.) усердием прихожан и бывшаго церковнаго старосты Лихутина.
56. Есть иконы, которые подлежат обновлению.
57. На древних иконах видов городов, монастырей, сражений, надписей нет.
58. Известий о старинных зодчих и мастерах иконного дела нет.
59. В ризнице старинных крестов, панагий, облачений (идёт перечисление др. предметов…..) нет.
60. В церкви есть старинные оклады на иконах, на них есть образные венцы; есть привески в виде крестов, монет, с надписью за войну. Образов вычеканенных или вырезанных на золотых и серебряных досках, нет. Литых образов нет. Старинных служебных сосудов нет. Крест оловянный, Дарохранительница, медная дароносица, медное кадило, блюда оловянныя, без надписей, хранятся при храме.
61. В ризницах есть простая старая плащаница, без золота, без серебра и камней.
62. 63. Старых походных иконостасов, полковых знамён нет.

V. РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Перечисляются (до вопроса № 72) разные церк.предметы (статуи, синодик и т.п.), представляющие ценность. На всё ответ «НЕТ»

72. ВОПРОС:
Если церковь имеет сходство с какими-либо более или менее известными древними постройками в столицах или губернских городах, то указать, с какими именно.
ОТВЕТ:
Не могу дать ответа, потому что нигде не бывал, кроме своего губернского города.

VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ

1. Кто давал ответы на предложенные вопросы?
- Священник /имеется в виду прот. Алексей Павлович Вигилянский/.
2. Где воспитывался отвечающий?
- В Семинарии.
3. Каких он лет, сколько лет священствует?
- 37 лет. Священствует 10 лет.
4. Время составления метрики:
- 1887 года, февраля 5 дня.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Domitian
Вверх ⇈