На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены. Цену в теме не определяем!
Убедительная просьба свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "спасибо за пост"). Также есть целый раздел на форуме "Награждения". Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
Рекомендации для прикрепления фотографий и изображений: - Формат прикрепляемых файлов - JPЕG, файлы других форматов будут удалены! - НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ и СКАНЫ, которые имеют маленькое разрешение не позволяющее прочитать надпись или рассмотреть изображения УДАЛЯЮТСЯ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. - Не крепите, фотографии со ссылками на ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ! С исчезновением ресурса, исчезают и фото. - Фотографии ОБРЕЗАЕМ ОТ ЛИШНИХ ПОЛЕЙ сканирования и РАЗМЕЩАЕМ В ПРАВИЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ для просмотра. - При размещении своего вопроса по вензелям необходимо прикреплять общий вид предмета и отдельно крупные фото вензелей и проб, и желательно в прямом положении. - Не нужно всю фотографию загружать на форум целиком, с помощью любого графического редактора пожалуйста обрежьте нужный элемент и вставьте в свой пост. - Все фотографии относящиеся к одному предмету крепим в одно сообщение.
Монограммы \ вензеля на столовой посуде
тарелках, вилках, ложках, кружках, половниках, ножах, бокалах, подстаканниках и пр.
При размещении своего вопроса по вензелям необходимо прикреплять общий вид предмета и отдельно крупные фото вензелей и проб на посуде, и желательно в прямом положении. ЦЕНУ В ТЕМЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ!
МОНОГРАММА из греч. μόνος «один» и γραμμα «буква» — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени. Монограммы встречаются на греческих монетах, с 350 года до н. э. Самые ранние известные монограммы на греческих монетах, часто состоят из первых двух букв названия города. Например, монограмма на монетах античного города Ахайя состоит из букв альфа (Α и хи (Χ соединенных вместе.
Монограммы в первые века нашей эры использовались на медалях эпохи Траяна — Деция и др. Иногда для такого обозначения принадлежности работы именно ему художник помечает её где-либо не на особенно видном месте, какой-либо, всегда одной и той же фигурой — например, изображением крылатой змейки (Лукас Кранах Старший), цветка гвоздики (Бенвенуто Тизи Гарофало), очков (П. Бриль), насекомого ихневмона (Чима да Конельяно), совы (Херри мет де Блес) и т. п.
Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же относятся вензеля и марки, которыми в Средние века, начиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, помещались на монетах, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари. С XVI в. используются для торговых, фабричных и издательских марок. Иногда монограммы применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме.
Чаще всего подобные знаки встречаются на произведениях искусства. Многие художники, преимущественно живописцы и граверы, выставляют их на своих работах вместо подписи. Большое распространение монограммы получили в частном быту как метка владельца на экслибрисах, ювелирных изделиях, белье, посуде и др.
ВЕНЗЕЛЬ от польск. Węzeł — узел — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор. Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короной, венком и т. п. В принципе, вензель не говорит и не может ни о чём сказать. Ибо каждый ювелир, или резчик, или художник могли одно и то же сочетание букв нарисовать по-своему! К тому же - вензель принадлежал НЕ РОДУ В ЦЕЛОМ! ОН ПРИНАДЛЕЖАЛ КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ и не передавался по наследству, как герб. Стоит отметить и то, что инициалы владельцев (монограммы) на вензелях нарезали исключительно подарочных и именных наборов столового серебра. Причем личные монограммы могли быть: • однобуквенными, то есть состоящими из одной начальной буквы – имени или фамилии; • состоящими из двух букв, обозначающих имя и фамилию; • ТРЕХБУКВЕННАЯ (!!!) монограмма имени наиболее популярна в русскоязычной среде, что обусловлено культурными особенностями коммуникаций, когда уважаемого человека называют по отчеству; • монограммы-шифры, которые практически неизвестны в России. Для исполнения такого знака используются все буквы из фамилии или имени.
В то же время при составлении монограммы букв русского алфавита существуют некоторые негласные правила: • для мужских знаков используют только печатные буквы; • каллиграфические и прописные наклонные применяют при создании женских символов; • в женской монограмме из трех букв первой будет начальная буква имени, потом большая по размеру – фамилии, а последней – отчества (такая же, как и имя); • в мужской трехбуквенной монограмме размер всех букв будет одинаков; в состоящих из двух символов монограммах сначала идет имя, затем фамилия, и размер букв одинаков Подскажите, пожалуйста, можно ли узнать по вензелю, кому он принадлежал в середине XIX века? Может быть, они где-нибудь регистрировались?
Комментарий модератора: По монограмме практически ничего не установишь, если точно не известно, чья она - по одним инициалам определить владельца невозможно, такого рода знаковые символы никогда не регистрировались
--- Андрей,
член Правления Союза Возрождения Родословных Традиций,
член Ярославского историко-родословного общества,
главный редактор газеты "Память рода".
В данном случае это - вензель владельца ложечки. Корона - княжеская, буквы - вроде как "ОО". Российских княжеских родов на букву О - всего 10. Это по первой ложечке.
[/q]
Вивать, господа! Даже не знаю, как и благодарить за подсказку) И неужели все так просто оказалось:
Для начала, из 11 Российских фамилий (Википедия) - среди потомков князей "О" - инициалов "ОО" нет НИ У КОГО... за исключением... тадаааам.... княгини Ольги Константиновны Орловой.
Итак, все начинается с рода графов Орловых, вот откуда ГОТИЧЕСКИЙ шрифт:
«Графы Орловы произошли от древней благородной Германской фамилии из Польской Пруссии. В Графское Всероссийской Империи достоинство пожалованы 1762 года сентября в 22 день. Всё сиё подтверждается выданными им Графам Орловым на сиё достоинство Дипломами, с коих копии хранятся в Геральдии.»[20]
"Княжеский род Орловых происходит от князя Алексея Фёдоровича Орлова, побочного сына графа Фёдора Григорьевича Орлова..."
Далее, «Граф Алексей Фёдорович Орлов в службу вступил в 1801 году в Государственную Коллегию Иностранных Дел юнкером, потом переведён был Лейб-Гвардии в Гусарский полк тем же званием и происходя постепенно чинами 1817 года произведён в Генерал-Майоры, 1820 в Генерал-Адъютанты, а 1825 Декабря в 25 день Всемилостивейше пожалован с потомством Графским Российской Империи достоинством и на оное в 13 день Апреля 1826 года Высочайше утверждён ему Графу Орлову герб, с коего копия хранится в Геральдии.»
Вот этот герб, обратите внимание на надпись внизу, с той самой характерной "О"
Наверх##2 мая 2011 2:462 мая 2011 3:28 Княгиня Ольга Орлова
Итак, Орлов, Алексей Фёдорович (1787—1862) — российский государственный деятель, генерал-адъютант. Орлов, Николай Алексеевич (1827—1885) — князь, участник Крымской войны, русский дипломат, посол в Брюсселе, Париже и Берлине, военный писатель и общественный деятель. Орлов, Владимир Николаевич (1868—1927) — генерал-лейтенант, начальник Военно-походной канцелярии,
И вот, его первая жена - Орлова Ольга Константиновна (1874—1923), ур. Белосельская-Белозерская
29 апреля 1894 года конногвардейский поручик князь Орлов женился на девятнадцатилетней княжне Ольге Константиновне Белосельской-Белозерской. Княжна родилась в Петербурге 12 ноября 1874 года; она была четвертым ребенком в семье князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского и его жены Надежды Дмитриевны, урожденной Скобелевой: знаменитому генералу М.Д.Скобелеву Ольга Константиновна приходилась племянницей.
Петербургский салон Орловых в их доме на набережной Мойки, 90, отличался утонченным аристократизмом. Как сообщает хорошо осведомленный современник, в отличие от сестры, княгини Елены Кочубей, «Ольга Орлова <…> любила приемы у себя на Мойке. Особняк этот по внутренней обстановке походил на музей. У нее собирались дипломаты и дамы, щеголявшие в платьях от лучших портных Парижа». В 1911 году портрет княгини Орловой в интерьере ее дома написал Валентин Серов. «Как было не использовать исключительно нарядный облик княгини Ольги Орловой (урожденной княжны Белосельской), первой модницы Петербурга, тратившей на роскошные туалеты огромные средства и ими славившейся, — восклицает в своих воспоминаниях князь С.А.Щербатов.
--- Портрет княгини Ольги Орловой (1911) / Серов В.А. Холст, масло. 237,5 x 160 Государственный Русский музей
"Великолепный, эффектный портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской (1872—1923), написан в последний год жизни художника. Он стал одним из высших достижений его творчества. В созданном им портрете-картине живописец уделяет значительное внимание интерьеру дворца княгини. Подробно охарактеризован и туалет княгини, слывшей самой модной дамой Петербурга. Ее поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности поражают великолепием, она вся — демонстрация респектабельности и надменного высокомерия. Стремление к большому стилю, совершенство пластического решения, колористически тонкая живопись — все направлено на раскрытие психологической сути модели, отличавшейся экстравагантностью поведения: "А я — Ольга Орлова, и мне все позволено". В разговоре с заказчицей художник обмолвился, что для него весь интерес портрета заключен в модной шляпе, только что доставленной из Парижа. Владелица портрета, не высказывая открыто своего недовольства, вскоре, однако, заказала свой портрет другому, модному в то время салонному художнику, а эту работу подарила Русскому музею."
Сходство написания + вообще отсутствие других вариантов = "ТАК ВОТ КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ и ЕЛ ЭТОЙ ЛОЖЕЧКОЙ!!!"))) Бинго!
boicovinboxru Ваша версия выглядит довольно состоятельно. Пожалуй, так оно и есть.
Почему я сказал 10 фамилий,а не, как в Вики, 11: я не считал дважды повторенных Орловых и дважды повторенных Орбелиани, но добавил сюда польских Оссолинских, часто использующих княжескую шапку над своим гербом. boicovinboxru Партикулярное замечание, не влияющее на состоятельность версии: Готических шрифт не из-за того, что Орловы произошли от "германской фамилии" (это вообще, скорее всего, генеалогическая легенда), и не из-за того, что в Балтийском гербовнике (откуда картинка с гербом) их герб подписан таким шрифтом (а каким же еще, когда именно таким и пользовались немецкие издания дабы подчеркнуть свою "немецкость"), а просто из-за того, что такой шрифт был моден и удобен для вензелей.
Готических шрифт не из-за того, что Орловы произошли от "германской фамилии" (это вообще, скорее всего, генеалогическая легенда), и не из-за того, что в Балтийском гербовнике (откуда картинка с гербом) их герб подписан таким шрифтом (а каким же еще, когда именно таким и пользовались немецкие издания дабы подчеркнуть свою "немецкость"), а просто из-за того, что такой шрифт был моден и удобен для вензелей.
[/q]
Извиняюсь, конечно, что "со свиным рылом да в калашный ряд" ... Если верить той же Википедии и приведенным там историческим ссылкам на происхождение рода Орловых. но "скорее всего", это все же не легенда, ну и раз корни Орловых уходят в Польскую Пруссию, и собственно, "Всё сиё подтверждается выданными им Графам Орловым на сиё достоинство Дипломами, с коих копии хранятся в Геральдии"
В частности: "Григорий Григорьевич Орлов — граф, князь Римской империи (1734—1783) — воспитывался в шляхетском кадетском корпусе; военную службу начал в Семилетнюю войну, был ранен при Цорндорфе. Служа в Санкт-Петербурге в артиллерии, он стал центром и вождём недовольных Петром III. В перевороте 28 июня 1762 года Орлов сыграл видную роль и стал любимцем императрицы: был возведён в графское достоинство и назначен генерал-адъютантом, генерал-директором инженеров, генерал-аншефом и генерал-фельдцейхмейстером" (Здесь, конечно, можно было с 3 короба засвидетельствовать)
"Один из дворянских родов Орловых происходит от «мужа честна Льва», выехавшего, будто бы, из немцев к великому князю Василию Дмитриевичу. Григорий Никитич Орлов был воеводой в Пелыме (1614—1619), Саратове (1624—1633) и Мангазее (1633—1640). В смутное время убиты поляками двое Орловых."
Но в общем, я хочу сказать, что выбранный на гербе готический шрифт, при всей его "модности" вообще, но в данном случае имеет, так сказать, исторические привязки. С чего бы изначально городить все эти явно не русские стальные латы а-ля крестоносцы и иные атрибуты с латынью «FORTITUDINE ET CONSTANTIA», («храбростию и постоянством») на родовых гербах, если не основываясь на неких предпосылках? Ну, это так, чисто для дискуссии, извечного поиска истины..
Наверх##2 мая 2011 23:13 А вот клейма ВС под микроскопом!
Понесло, как говорится)
Взялся за ложку "с лебедем"... Клейма сбоку черпала, довольно истершиеся, думал - ничего интересного, однако... интересно, бывает под микроскоп взглянуть!))
Вскрытие показало: треугольник, мужской профиль и сильно стерные "84"... далее "КФ" (пробирера?) Фото в студию:
По монограмме практически ничего не установишь, если точно не известно, чья она - по одним инициалам определить владельца невозможно, такого рода знаковые символы никогда не регистрировались