На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены. Убедительная просьба свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "спасибо за пост"). Также есть целый раздел на форуме "Награждения". Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения. Рекомендации для прикрепления фотографий и изображений: - Формат прикрепляемых файлов - JPЕG, файлы других форматов будут удалены! - НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ и СКАНЫ, которые имеют маленькое разрешение не позволяющее прочитать надпись или рассмотреть изображения, УДАЛЯЮТСЯ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. - Не крепите, фотографии со ссылками на ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ! . - Фотографии ОБРЕЗАЕМ ОТ ЛИШНИХ ПОЛЕЙ сканирования и РАЗМЕЩАЕМ В ПРАВИЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ для просмотра.
ГЕРБ, как некая разновидность эмблемы рода, семьи
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государ
Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на перстнях и рисовались на оружии, знаменах и проч. Знаки эти явились как результат желания выделить себя из массы, придать себе резкое от нее отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы. Свидетельства об употреблении таких знаков находим уже у Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их; они не подчинялись никаким правилам, в чем и состоит их главнейшее отличие от Г. В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью. Лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении особые символические изображения в память своих деяний. Во времена крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения Гроба Господня, стремление к таким знакам выразилось еще настоятельнее. Этому способствовало и самое вооружение рыцаря, так как железные доспехи, покрывавшие его, мало различались одни от других. Знаки на вооружении, которые были как бы свидетелями подвигов крестоносца, свято сохранялись в память совершенного похода: символические изображения становятся постоянными. Отсюда установление особых правил для их употребления, а также и потребность в изучении Г. Первые Г., изображенные на печатях, приложенных к разным документам, относятся к XI в. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре Санхо, инфанта кастильского, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта беарнского, совершенном в 1000 г.
Подробнее и точнее "наука о Г.", или "геральдика", выработалась турнирами и боями на копьях (joutes). Турниры появляются в Германии в 938 г., и этой стране принадлежат основы геральдики. Самое название ее происходит от немецкого "Herald", представляющего испорченное Heeralt — т. е. ветеран; так назывались в средние века в Германии люди, известные своей доблестью и храбростью, назначавшиеся для почетного присутствования на разных торжествах, турнирах, боях и т. п. На них же первоначально было возложено наблюдение за соблюдением обычаев рыцарства. Французское название геральдики, "blason", происходит от немецкого "blasen" — трубить в рог, и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место турнира, то трубил в рог, чтобы возвестить о своем прибытии. Тогда являлся герольд и по требованию судей турнира описывал вслух Г. рыцаря в доказательство прав его на участие в турнире. От "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское "блазонировать", что значит — описывать Г. Самое слово "герб" заимствовано с польского "herb" и встречается во многих славянских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Таким образом, самое название этого символического изображения указывает на его наследственность и неизменяемость.
Та часть геральдики, которая рассматривает составление и описание Г., называется теоретической геральдикой. Другая часть геральдики занимается рассмотрением деления Г. на роды и виды, а также вопроса о том, как должен быть объяснен и откуда происходит существующий герб; это — практическая геральдика. В настоящее время (в начале 20 века) различаются следующие роды Г.: 1) Гербы государственные (см.), составляющие эмблемы земель, вошедших в состав государства. Г. эти часто служат и гербами коронованных особ, стоящих во главе государства; 2) Г. губерний, областей и городов; 3) Г. обществ, корпораций, компаний и т. п.; 4) фамильные или родовые Г., переходящие по наследству лицам одного рода; 5) наследственные Г. — когда герб переходит к лицу того же рода путем наследства, причем к гербу этого лица присоединяется или весь герб, или только некоторые эмблемы из герба наследодателя; 6) пожалованные Г., жалуемые при возведении в какое-либо достоинство, при чем или может быть составлен новый герб, или к существующему гербу придаются некоторые эмблемы (двуглавый орел, вензель государя, императорская корона). Три последние рода Г. иногда соединяются в одну группу под именем фамильных Г. Если эмблемы герба прямо указывают на фамилию владельца, то герб называется гласным, если существует только отдаленное указание, то герб называют полугласным.
Краткое изъяснение употребляемых в гербах изображений.
Агнец или овца есть знак кротости, девства и непорочности. Аист птица, кормящая своего отца и мать во время их старости и имеющая безмерную любовь к своим птенцам, означает благочестие, кротость, любовь, почитание к родителям и благодарность. Алкион или зимородок птица, вьющая себе гнездо во время морской тишины, есть ознаменованием мира и спокойствия, и потому под Алкионовыми днями разумеется мирное, спокойное и благополучное время. Онаж означает уединенную жизнь и неустрашимость. Амарант и бархатец почитаются знаком безсмертия, ибо цветы сих растений цветут через целое лето и даже изсохши не теряют своей красоты. Арфа или лира есть знак совершеннаго согласия и Аполлона. Лира в руках Центавра означает Хирона, Ахиллесова учителя. Лира, с лавровою ветвию и ножем вместе изображенная, значит Аполлоновы игры. Две лиры, вместе соединенныя, означают те грады, в которых Аполлон почитался начальником муз. Лиры и старинныя свирели вместе, означают героев и любителей наук. Бабочка есть знак глупости, легкомыслия, непостоянства, а иногда души или сердца, плененнаго любовью. Бабочкины крылья значат любовь, игры, смехи и забавы. Боров или вепрь дикий означает столетния игры, кои в честь Дианы представляемы были; — иногда звериную охоту или ловлю, иногда же неустрашимость, смелость, свирепость и разбой. Блющь или блющевые листы, значат Вакха, пьянство и бешенство, излишним употреблением вина причиняемое. Верблюд есть знак воздержности и умеренности, ибо он более прочих животных сносит голод и жажду. Волк, волчица означает вора, воровство, ненасытимость и скупость. Волчица, сосцами питающая двух младенцев, значит начало Рима и власть древних Римлян. Волчица одна, почитается знаком непотребной женщины или любострастной жизни, а иногда реки Тибра. Вол, бык, телец знаменуют разные смыслы, особливо же труд, силу, крепость, терпение, мир, земледелие, хлебопашество, мудрость и зрелый разум. На египетских медалях вол означает божка Аписа, или посвящение Антиноя, египтянами вторым Аписом сочтенного. Вол, имеющий рога, украшенные лентами, значит жертвоприношение или заклание на жертву. Вол, изображенный так, будто бы он хочет бить рогами, означает войну или боевое позорище зверей. Волы, везущие плуг и ведомые человеком, значат основание новаго селения. Вол и корова, влекущие плуг или колесницу, означают то, что мужчины о внешних, а женщины о внутренних делах домашниих пещись должны. Ворона или ворон означает Аполлона, божка предвещаний, а сидящий на кучке, брачный союз или супружескую верность. Виноградные листы и виноградная кисть, ознаменуют изобилие, веселье, так же страну, добрым вином изобилующую, или обетованную землю. Воинские знаки или трофеи, вместе расположенные, означают одержанную победу, торжество и память славных геройских дел и предприятий. Врата градския или башенныя, поставляются знаком магазинов, для общенароднаго облегчения хлебными запасами наполненных. Венец древними народами соплетаем был не токмо из листвий, ветвей, цветов и плодов различных растений, но так же и слагаем из злата и драгих камней, так, что у каждого божка был особливой венец. Например, блющевый Вакха и Меркурия. Виноградный и фиговый Сатурна. Диктамновый Луцины. Дубовый и златый Юпитера, славных государей и отличных граждан. Еловый фортуны. Квитовый Юноны. Кипарисный Плутона. Класный или из пашенных колосьев, Цереры. Лавровый Юпитера и Аполлона, Каллиопы, Клои и победителей. Лозный, т.е. из виноградных листьев и гроздов, Вакха. Лотусовый, или лотусова листья, победителей на Олимпийских играх. Лучезарный или сиянием окруженный, Государей преставившихся, и св. угодников Божиих. Масличный Меркурия, Минервы, Граций и победителей. Миртовый Венеры, Комуса, Гимены и Пенатов или домашних божков. Пальмовый виктории. Петрушечный атлетов, т.е. победителей при Немейских играх. Плодный и разнотравный, или из разных листьев и плодов, годичных времен. Разноцветный или из различных цветов, Флоры, Муз, Поэзии и Музыки. Розмариновый Пенатов. Розовый Венеры, Комуса и Гимена. Сосновый Пана. Тополовый Геркулеса. Тростниковый рек. Усыпанный жемчугом и алмазами Царей, Королей, Императоров и Первосвященников. Шелковичный Меркурия и проч. Венец, Диадима, или корона Императорская, подобна митре, высока, покрыта, с верьху разделена на трое, украшена драгоценными каменьями, и на верьху шар со крестом. Княжеская низка и без покрышки. Королевская или Царская покрыта, выпуклиста, с шаром и крестом. Папская подобна высокой шапке, тройная, с верьху с двумя ключами и крестом, и с двумя кистьми внизу. Турецкая, чалма Султанская, обвита тонкою кисеею и украшена драгими каменьями, а по сторонам пучками перьев, и с верьху полумесяцем. Весы есть знак правосудия, справедливости, истинны, настоящей меры монеты и Фемиды. Гарпия, вымышленная птица, означает всякие пороки, скупость, сребролюбие, а иногда силу и крепость. Гиппопотам означает страну, где он родится, особливо Египет, или реку Нил. Голубь значит целость, чистоту, а иногда крепость. Два голубя с распростертыми крыльями целующиеся означают любовь, дружбу и супружескую верность. Лучезарный голубь есть изображения Св. Духа. Горлица означает чистоту, непорочность, согласие мужа и жены, а иногда верность и преданность воинов к своим государям. Гранат цветущий или гранатный цвет есть знак совершеннаго дружества и приязни. Незрелое гранатовое яблоко означает младую Государыню, вступившую в правление прежде совершеннаго возраста. Созрелое же есть знак великаго и достойнаго Государя, иногда согласия, соединения общества, народов и общаго спокойствия. Глава человеческая означает того, чей образ она имеет. Глава воловья есть знак труда и потребнаго к оному терпения. Три воловьи головы означали у Египтян три годичныя времена, способныя к земледелию. Гвоздь есть знак необходимости и нужды. Гора, окруженная морем, значит непоколебимость, твердость и постоянство. Дельфин, посвященный Аполлону и лежащий подле Аполлонова тагана, означает священническое Децемвиров достоинство; обвившийся вокруг якоря или трезубца, вольность торговли,власть над морем, тишину морскую, спокойство, надежду и безопасность. Дуб означает силу, крепость. То же самое означается и дубовою ветвию. Дубовый венец или корона гражданская, из дубовых листьев сплетенная, есть ознаменование заслуг тех, кои своим подвигом спасли жизнь сограждан своих. Держава, глобус или шар, есть знак промысла или провидения Божия, вечности, власти и могущества коронованных глав. Дротик, или копье, знак языческих божков, и благородства. Журавль означает благоразумие, бдение, неусыпность и осторожность. Журавли, летящие стадом, значат соединенное общество, и начальника. Жезл или палка, обвитая виноградными и блющевыми листьями, есть знак Вакха и бешенства. Жезл или палка, с крыльями и двумя змиями окруженная, означает кадуцей Меркуриев, остроту разума, красноречие, мир, премудрость, власть и прилежание. Жертвенник есть знак Богослужения, моления, благодарения и незабвенной памяти. Заец есть ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости и страха. Змия имеет различныя знаменования: вкруг свившаяся, означает разсуждение, предосторожность, здравие; пресмыкающаяся, угрызение совести, печаль, зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; на жертвеннике или в руках богини, здравие; на жертвенном тагане лежащая, Дельфийскаго оракула; вокруг палки обвившаяся, Эскулапия, врачевство; держащая хвост во рту, вечность; изображенная у ног мира, войну и ссору; лежащая у ног Минервы, особливый присмотр над девицами; выползающая из корзины, или ползущая за Вакхом, праздник сего божка. Звезда означает обоготворение, восход солнца, и Венеру. Звезды многие значат счастие и вечность. Зодиак с небесными знаками означает течение 12ти годичных месяцов. Он же со всеми своими знаками, также с солнцем и луною озображенный, ознаменует благополучие царствования Государей, и сохранение всех сочленов отечества. Козерог, вымышленное животное, есть знак Дианы и цесаря Августа. Коза означает Юнону; козел нечистоту и сластолюбие. Конь есть знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественнаго воина, полководца, или власти над войском. Изображенный на Пунических медалях значит город Карфагены, построенный по предсказанию оракула на том самом месте, где найдена конская голова. Конь прыгающий означает Испанию, изобилующую лучшими лошадьми, или букефала, любимую лошадь Александра Великаго. Кони пасущиеся в поле, означают мир, спокойствие, вольность, и страну паствами изобилующую. Конь бодрый, убранный, стоящий на задних ногах, означает лагерь, для безопасности войск отвсюду укрепленный. Крокодил есть знак Нила и Египта, так же позорище, на коих очам зрителей представлялось сие редкое животное. Кролик значит изобилие, страх и боязнь, — и Испанию, поелику сия земля плодородна. Кедр означает долголетную жизнь, крепость, постоянство и твердость. Кипарис есть знак смерти, печали, сожаления. Плутон изображается в кипарисном венце. Клас, колос, или сноп из колосьев, означает плодоносную землю, привоз хлеба из чужих земель, лето, жатву и Цереру. Комета есть знак сомнительнаго или неблагополучнаго предзнаменования о будущем. Колесница, влекомая коньми, львами, тиграми или слонами, означает триумф, победы и обоготворение древних Государей и других славных мужей; покрытая и влекомая волами, значит обоготворение древних Цариц и Римских первосвященников. Вооруженная косами, ознаменует войну или сражение. Колесница, влекомая голубями, означает Венеру; Дельфинами или морскими коньми, Нептуна; коньми черными, Плутона; павлинами, Юнону; пегасом, Аврору. Колесо почитается знаком фортуны и случая. Иногда означает публичныя дороги, повелением Государя исправленныя для лучшей способности путешественников. У ног фортуны изображенное, значит ея непостоянство. У ног Немезисы стоящее, показывает строгость, наказание злых людей и законопреступников. Колчан со стрелами и лук суть знаки Амура, Купидона, любви, Дианы и звериной ловли. Кольцо есть знак безсмертия, вечности, любви, союза, совершенства и наук. Корабль с распростертыми парусами плывущий по водам, означает радость, счастие, безопастность, добрую надежду и благоуспешность; — стоящий неподалеку от башни или фигуры в городской короне со львом, значит приморский купеческий город, надежную гавань, и торговлю, морем отправляемую. Многие корабли, стоящие возле победы или крылатой славы, ознаменуют морское сражение, на коем побежден флот неприятельской. Корзинка или кузов, наполненныя разными цветами и плодами, означают красоту природы, изобилие и плодородие земли, весну или Флору, осень или Помону. Покрытыя и обверченныя блющем и павлинными перьями, значат Вакховы таинства, древних праздники и игры. Кропило есть знак освящения и очищения окропляемых людей, присутствующих при богослужении. Кресла или стул ознаменуют начальство, судейство; с изображением орла, значит царское достоинство; с лежащею на нем княжескою короною, означает наследство. С Аполлоном сидящим, оракулы или ответы, кои жрецами объявляемы были народу. Лебедь есть знак пения, музыки, добраго стихотворца, Аполлона и Венеры. Лев есть знак отважности, силы, храбрости, милости, великодушия, гнева, неистовства, добраго царствования, и земледелия. Лев мертвый, есть знак безсилия, ничтожества и презрения. Лисица приемлется знаком лукавства, обмана, остроты и хитрости. Луна в разном виде, значит многоразличныя перемены и непостоянство времен. Ларчик или ящик с произходящими из него пальмами, или венцами около них лежащими, означают жертвоприношения и игры древних. Лавр, вообще приемлется знаком победы; лавровая ветвь в руке, значит одоление, завоевание, торжество. Лавровый венец на главе поставляется наградою за храбрость, мужественные подвиги, добродетель и безсмертие. Аполлон, Государи, ученые люди, прославившиеся своими трудами, представляются в лавровых венцах. Масличное дерево и ветвь ознаменуют мир, мирное и спокойное время, благоденственное царствование и возвещение мира. Маска или харя, есть знак комедии, басни, лицемерства, театральных игр и прочих публичных позорищ, кои для увеселения народа представляемы были. Монета или медаль, изображается тройственным личным изображением или весами, и означает металлы: злато, сребро и медь, к тому употребляемыя; иногда богатство и власть, ковать деньги; иногда память славных дел и произсшествий. Мера саженная, или сажень, разделенная на футы, есть знак новаго селения, пахатной земли, для хлебопашества оному нарочито определенной. Мера хлебная или четверик, с произходящими оттуда классами и маком, означает плодородие земли и изобилие плодов земных. Мера, изображенная на главе Гения, ознаменует провидение или промысел, пекущийся о прокормлении людей и прочих животных. Нож, означает заклание животных и разделение их плоти, в жертву приносимой. Обезьяна или мартышка есть знак подражания, пересмешничества и комедии. Олень означает долголетную жизнь, и человека, прельщающагося чинимым ему ласкательством. Орел есть ознаменование древних легионов и Империй, кои поставляли онаго первейшим своим знаком, так же смелости, остраго разума, астрологии и воздуха; изображенный с громовою стрелою, означает Юпитера или верховную и самодержавную власть. Он часто изображается в гербах Государей, князей и великих людей, для изъявления их власти, силы, могущества, добрых их нравственных качеств и добродетелей; иногда обожания Государей. Осел есть знак лености, непроворства, нерадения и неповоротливости. Ослиная голова означает невежество, непрочное дело и ругательство. Пава есть знак стыдливости, и горячности родителей к их детям. Павлин означает обожание Цариц. С распущенным хвостом — гордость, тщеславие; а иногда пригожаго, но глупаго человека. Пегас или крылатый конь, есть знак древняго Коринфа, потому, что Минерва даровала его там Беллерофонту для сражения с Химерою; так же и других Африканских и Сицилийских городов, кои Карфагенцами были покорены. Аполлон и Музы употребляли его для их путешествия. Древние думали, что сей чудесный конь родился от крови Африканки Медузы. Пеликан есть образ чадолюбия и любви отеческой к детям. Пес или собака означает верность, память, благодарность, послушание, бдение, безстыдство, зависть; бегущий с поднятым в верьх хвостом — победу, а с поджатым — потерю. Диана, Актеон, Кефал и Адонид изображаются с псами. Пес, стоящий подле раковины, с окровавленным рылом, означает город Тигр, где Геркулесова собака, съев морскую улитку, возвратилась домой с красным рылом и дала тем знать о сей превосходной краске. Пчела означает трудолюбие, неусыпность, науки, искуства и художества. Город Ефес и многие другие отличаются изображением одной или многих пчел в их обыкновенных гербах. Петух есть знак бдения, неусыпности, охранения виноградов, сражения и победы. Вакх, Лунус, Марс, Меркурий, Минерва и Эскулапий изображаются с петухом. Пальма и пальмовая ветвь, почитаются знаком победы, одоления, изобилия, плодородия, продолжение царства. Пальмовая ветвь в руке, значит Государя победителя, или полководца, победами прославившагося. Плоды и цветы, преисполняющие корзину или рог изобилия, означают красоту природы, изобилие и плодоносие земли. Перст един, положенный на устах, означает молчаливость, великодушие, терпение правосудия и гнева Божия. Плоти животных, т.е. различныя их части, цельныя или раздробленныя, ознаменуют жертву или жертвоприношение. Петас или шапка с крыльями, есть знак Меркурия и времени. Пирамида, стоящая, есть знак славы и памяти добрых Государей; лежащая или опрокинутая, означает разрушение царств, начало и конец человеческой жизни. Посох или трость, имеющая сверху подобие Епископского жезла, означает духовное правление, власть, и предвещание. Трость камышевая есть знак истории; посох пастушеский — знак Фавна, Сильванов и лесных божков. Рак есть знак приморских городов, так же благоразумия, мудрости, разсудка и медленнаго, но благоразумнаго дела или труда. Рыбы означают селения или города приморские. А тунец, великая морская рыба, есть знак Царяграда. Растения различныя, иногда означают страну, где они родятся и растут. Роза означает остров Родос. Рука, подъятая в верх с двумя протянутыми перстами, а прочими согбенными, означает верность, присягу, сохранение клятвы; рука над скипетром — правосудие; рука со скипетром, ознаменует державу, верховную власть, царствование, силу и могущество. Рука сжатая — диалектику, а отверстая — красноречие означают. Рука с мечем — знак храбрости, мужества, охранения и целости государства. Рука с мечем и лавровою либо масличною ветвию, знак готовности к войне и миру. Две руки, сложенныя вместе, означают верность, доброе согласие, союз и дружбу. Рог почитался отличным знаком древних славных мужей, кои обыкновенно носили на главе рога, или похожия на них высокия шапки. Ныне сие почитается ознаменованием высокомерия, гордости, тщеславия, надменности, безстыдства, поругания и дерзости. Рог изобилия, есть рог, наполненный цветами и плодами всякаго рода, либо деньгами, медалями, жемчугом и драгими каменьями, оттуда сыплющимися. Оным вообще означаются богатство, великодушие, изобилие всех благ, счастие, щедрость, великое имение, приобретенное трудами, торговлею, силою, могуществом и победами. Он поставляется обыкновенным знаком всех древних божков, Государей, ироев и других славных мужей. Два рога, крестообразно положенные, означают чрезвычайное изобилие богастсв, или плодов земных. Руль или кормило есть знак правления, верьховной власти, царствования, мира, веры и благополучия, в государстве процветающих. Саламандра есть знак огня; ибо древние ложно думали, будто бы она живет в оном. Сверчок, кузнечик или полевой коник, означает негоднаго стихотворца, враля. Сирена, полудевица и полурыба, означает приятность слов, гласа, пения, роскоши и прельщения; она изображается с бумагою в трубку свернутою, с двумя флейтами, лирою и зеркалом. Слон означает вечность; ибо он живет весьма долго; благоговение к Богу, ибо думают, что он покланяется солнцу; умеренность, ибо ест и пьет только в известное время; а иногда высочайшую власть, публичныя игры, триумфы, и проч. Сова почитается знаком мудрости, бодрости и бдения, потому что она видит в темноте и не спит ночью. Будучи посвящена Минерве, иногда на ея шишаке, а иногда на шлеме, или у ея ног изображается. Сфинкс, вымышленное животное, сложенное из девичей головы и львинаго туловища или из лица женскаго, крыл птичьих, когтей львиных;почитается знаком разума и символом веры. Посвящается Аполлону, солнцу и премудрости, от коих ничто несокрывается. От древних поставлялся при входе храмов, для означения святости таинств веры. Изображенный на медалях царских, означает то, что вверенныя тайны царския свято хранить должно. Сосна есть знак Цибеллы, костров для сожигания мертвых, Корибантов и Вакхантов, кои хаживали с тирсами обвитыми лентами, и сверьху оных повешенными сосновыми шишками. Солнце поставляется знаком истины, правды, премудрости, провидения, плодородия и изобилия плодов земных. Светильник горящий есть знак Авроры, Амура, Гимена, ночи, бдения, бодрости и мудрости; угасший, значит буйство, невежество, нерадение, кончину. Систр, или орудие древнее мусикийское, внутри пустое, снизу уже, к верьху шире, полукруговое, с железными или медными струнами, в пустоту продетыми и со сфинксом на верьху: означает таинства древних Египтян, в честь богини Изиды творимыя. Скипетр, в руке или на державе лежащий, знаменует Божий промысл о всех тварях неусыпно пекущийся: верьховную и самодержавную власть, наследством, выбором или победами приобретенную. Сосуд означает хранение и питие священной воды, возливание оной на приносимую жертву, разное питье, жертвуемое богам, древния игры, и проч. Столб есть знак твердой надежды, подпоры, твердости, непоколебимости духа, памяти, и проч. Столб поверстный с надписью, знак отличнаго приключения, произшествия или показания пути. Тигр почитается знаком свирепства, зверства, гнева, ярости, немилосердаго мщения и неистовства. Таган или триножник, покрытый или открытый, с вороною или дельфином, означает древних Римлян, коим вверялось хранение проречений Сибилл и испытание советов, по оным чинимых в случае нужды. Он иногда употреблялся вместо священнаго стула, на коем садились Сибиллы и жрецы, объявляя народу советы и предсказания. Таз или лахань есть знак омовения и очищения внутренностей животных, кои в жертву приносимы были. Тирс, копье или дротик, обвитый блющевыми листьями, есть знак Вакха, пьяницы, и неистовства, излишним питием вина причиняемаго. Топор есть знак отсечения главы животнаго, в жертву приносимаго. Треугольник в сиянии есть знак таинства Св. Троицы. Урна открытая, из коей течет вода, означает реку, дождь, росу, ручьи, источники и Наяд. Феникс, баснословная птица, означает вечность, воскресение мертвых и надежду будущей блаженнейшей жизни; ибо древние думали, что он непрестанно из своего пепла перераждается и бывает безсмертным. Факел горящий в руках Фурии, означает бешенство, гнев, ярость, отмщение: в руках Купидона — любовь, дружбу, супружество: угасший — потерянную или угасшую любовь или смерть. Циркульесть знак справедливости, предусмотрения, прозорливости: переломленный, значит развращенной разум, отчаяние и потеряние надежды. Черепаха означает леность, медленность, непорочность и чистоту. Подле Венеры изображенная, значит что замужния жены большею частию должны сидеть дома. Чувства телесныя означаются особливыми телесными частьми: ноздри или нос значат обоняние; око — зрение; персты — осязание; уста и язык — вкус; ухо — слух. Чувства отличаются и другими признаками: обоняние — цветами или псом; зрение — зеркалом, радугою, копчиком или соколом; осязание – горностаем или ежом; вкус — плодами; слух – мусикийскими орудиями или зайцем. Шапка и шляпа, есть знак вольности, свободы и независимости: обложенная опушкою и галуном, крестообразно нашитым, с двумя лентами или кистьми вниз висящими, означает достоинство жрецов и первосвященников. Шапка без околыша и опушки есть знак Циклопов. Две шапки одинакия и звезды над ними, означают Кастора и Поллукса. Шишак или шлем есть знак Минервы, Паллады и царей; с рогами буйвола или козерога, значит чрезвычайную силу и могущество. Шпага целая или меч, есть знак исполнения всякаго дела и должности. Шпага в руке — знак храбрости, силы и мужества; в руке с лавровою или масличною ветвию, значит защиту и охранение государства, оборону отечества, готовность к войне и миру. Шпага переломленная — знак потери добраго мнения, имени, чести и славы. Щит, есть знак Марса и Беллоны, благоразумия и защищения, народных молений о спасении благодетельнаго Государя, благополучия и несчастия, так же и того, что Царь должен быть покровитель, защитник, надежда и подпора своих подданных. Эгид с вырезанною на нем главою Медузы, окруженною змиями, есть знак страха, ужаса и защиты. Якорь один или два, знаменуют добрую надежду, благое упование, и одержанныя на море победы. Два якоря и дельфин вокруг их обвившийся, есть знак мира, общаго спокойствия и постоянства.
Главной специфической чертой, отличающей гербы от прочих эмблем и иных изобразительных опознавательных знаков, является их составление и использование по правилам геральдики. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1
Все изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей, металлов и мехов. Финифтей в русской геральдике пять: 1) червлень — краской изображается смесью сурика и киновари, а графически — вертикальными линиями (рис. 7); 2) лазурь — смесью кобальта и ультрамарина, графически — горизонтальными линиями (рис. 2-3); 3) зелень — смесью хрома и растительной зелени, графически — диагональными линиями справа (рис. 6); 4) чернь — слоновой костью, а графически — взаимно пересекающимися перпендикулярными линиями (рис. 1) и 5) пурпур — смесью кармина и розовой, графически — диагоналями слева (рис. 8). Металлов два: золото — изображается графически точками (рис. 4) и серебро — графически не изображается (рис. 5). Меха тоже два: горностаевый (рис. 15) — изображается черными крестиками по серебряному полю, и беличий (рис. 17) — изображается чередующимися серебряными и лазуревыми шлемиками. Мех может быть противогорностаевым и противобеличьим (рис. 16 и 18). Иногда поверх финифти или металла щит покрывается узорными линиями, называющимися дамаскировкой (рис. 25). Крайне редко щит бывает пустым, т. е. без каких-либо изображений. Обычно в нем помещаются гербовые фигуры, которые делятся на фигуры геральдические, имеющие лишь условное значение, и на фигуры, заимствованные из мира действительного или фантазии (фигуры негеральдические). Место, занимаемое фигурой в щите, называется положением ее. Главнейших положений 7: в центре щита — А (рис. 12); во главе его — Б; в оконечности — В, и в правом или левом верхних (Г, Д) или нижних (З, I) углах. Одна фигура помещается всегда в центре щита. Она может быть повышена — если занимает на щите точку Е (рис. 12), или понижена — если это точка Ж. Несколько фигур могут быть расположены различным образом, и расположение их всегда указывается при описании цифрами, означающими число фигур каждого ряда — 2.2; 1.3 и т. д. Если фигура финифтяная, то она может быть помещена лишь на металлическом поле, и наоборот. Если фигуры помещены одна на другой, то первая называется обремененной, фигура может быть сопровождаема, обрамлена, окружена и т. п. другими фигурами. В большинстве случаев щит не состоит из финифти или металла одного цвета, но из нескольких, которые как
бы делят его на части. Главнейших делений четыре: 1) рассечение (по линии БВ, рис. 12); 2) пересечение (перпендикуляром на боковые стороны, из точки А) и скошение: 3) справа (по линии ГI) и 4) слева (ДЗ). Сочетание этих делений дает четверочастный щит (щит рассеченный и пересеченный), четверочастный скошенный (щит скошенный справа и слева) и клинчатый щит (соединение всех четырех делений). Каждая из частей, полученная от главных делений, может быть, в свою очередь, снова разделена; кроме того, само деление может быть произведено не по прямой, а по ломаной или кривой линии. Полученные таким образом деления щита называются второстепенными. Если фигура в щите занимает положение в двух частях его, финифтяной и металлической, то и она должна состоять тоже из двух частей, металлической и финифтяной, причем первая должна быть на финифтяной части щита, и наоборот; такая фигура называется переменной с частями металла и финифти. Геральдические фигуры составляют: глава, пояс, оконечность, столб, перевязь, крест, стропило, кайма, щиток — называющиеся почетными (или главными), и острие, ромб, треугольник и друг. — называющиеся второстепенными. Почетные фигуры имеют определенное положение. Так, глава занимает верхнюю треть щита (по линии ГБД), пояс — среднюю, а оконечность — нижнюю. Столб занимает среднюю треть щита в вертикальном направлении (БАВ), перевязи — по направлению скошений. Крест представляет соединение столба с поясом (прямой крест), двух перевязей (андреевский крест) или двух перевязей и столба (вилообразный крест, рис. 13; если его верхняя часть заполнена, то крест этот иногда называется полым, рис. 14). Это главнейшие формы крестов. В геральдике встречается еще масса других, представляющие видоизменения этих (около 200 форм креста). Стропило имеет фигуру раскрытого циркуля, вершина которого несколько ниже вершины щита (рис. 32). Фигуры негеральдические, помещаемые в гербе, не имеют определенных положений, хотя и существуют для них некоторые геральдические правила. Так, все фигуры должны быть обращены передней частью в правую сторону, иначе они будут обращенные. Лев всегда изображается в профиль, стоящим на задних лапах. Если он изображен идущим, причем голова его повернута впрямь, то он называется леопардом и т. д. Шлем помещается в Г. над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца Г., причем сами положения шлема в Г. (впрямь, в профиль, вправо или влево и т. д.) служили отличительными признаками. Но в настоящее время у нас приняты лишь два шлема: западноевропейский (рис. 21-32) и русский (рис. 20). Последний может быть помещен лишь в гербах лиц, внесенных в 6-ю часть дворянской родословной книги или принадлежащих к древним удельным княжеским родам. Княжеские роды восточного происхождения могут помещать в своих Г. вместо шлема восточный шишак. Корона помещается на шлеме и состоит из чередующихся между собой четырех золотых листьев и стольких же жемчужин. Г. лиц титулованных имеют соответствующие титулам короны (см. Корона). Нашлемником называется фигура, помещаемая над шлемом. Обычно он состоит из той же эмблемы, как и щит; до 50-х годов настоящего столетия у нас существовал обычай в нашлемнике дворянских гербов помещать три страусовых пера. Нашлемник может быть помещен впрямь, вправо или влево. Сообразно с этим меняется в гербе и положение шлема, который должен быть повернут в одну с нашлемником сторону. Наметом называются выходящие из-за шлема украшения, располагаемые по сторонам щита. Цвет намета всегда соответствует цвету Г. Щитодержателями называются фигуры, поставленные по сторонам щита. Фигуры эти могут быть разнородные или однородные. В настоящее время щитодержатели могут быть помещены лишь в Г. лиц, внесенных в 4-ю, 5-ю и 6-ю части родословной книги. Мантии встречаются в Г. лиц, имеющих княжеское достоинство, а также и некоторых дворянских родов, происшедших от удельных князей. Мантия — пурпурового цвета, с горностаевым подбоем и золотыми кистями, венчается княжеской шапкой (короной). Государственные Г. почти всегда помещаются на мантии. Девизом называется краткое изречение, помещенное на ленте, обычно внизу щита. Девизы в наших Г. могут быть и на иностранных языках. Сенью называется шатер, помещаемый над мантией государственного герба.
Я написала в той части, которую перетащила, что это все - из словаря Брокгауз и Ефрон А дальше я уже буду сама теоретизировать Ну так вот, далее то, что я, пока еще не став специалистом по геральдике, думаю. Возможно, это и глупо, но зато мысли свои собственные Герб можно рассматривать как две, совершенно разные вещи - награда и способ идентификации, ну, как Митя Иванов говорил, изобразительное имя. Герб как награда на современном этапе не существует - никто гербами не награждает, то есть остается только способ идентификации. Поскольку мы сейчас не бъемся на рыцарских турнирах; частные лица не заводят себе печатей, чтобы заверять свои письма; мы даже не клеймим скот (хотя такое пошлое употребленеи герба и не существовало никогда), с практической точки зрения такой способ идентификации не нужен. Возможно мог бы существовать способ применения гербов для того, чтобы отметить участие в каком-то событии (как у крестоносцев), ну, например, участие в защите Белого дома давало бы право на какой-то знак в гербе, или там, в оранжевой революции, но, поскольку общепринятого геральдического языка для отображения современных событий нет, то это и невозможно - чтобы все поняли. Смысл-то этого именно в том, чтобы все поняли, что ты в чем-то участвовал, а если нет языка, никто и не разберется. Берем третью возможность. Вспоминаем цитату "Счастье - это когда тебя понимают". Когда я в предыдущей теме сказала, что я, по сути своей, носорог, в принципе, можно предположить, что если я герб с носорогом буду носить на своей одежде и каких-то предметах, люди меня будут понимать лучше. В принципе, я как раз и стремлюсь к тому, чтобы меня понимали более адекватно, так жить легче, но добиться адекватного понимания от людей довольно сложно, я не уверена, что по гербу с носорогом кто-нибудь догадается, что я имела в виду... Слова люди тоже не понимают, если бы я на майке своей написала: "Я по сути своей - носорог", они бы скорее всего поняли это неправильно... То есть, я считаю, что геральдика сегодня неэффективна, потому что у нее нет всем понятного языка. Заводить себе герб, чтобы он был понятен только геральдистам - смысла мало, тем более, что и геральдисты не могут объяснить любой герб с налету и однозначно.
Должна сказать честно - во всем вышенаписанном я практически ничего не понимаю. То есть нет, я понимаю это буквально, но я не понимаю, какой во всем этом смысл. Вот, например, рассечение щита - оно имеет какой-то смысл или просто тогда существовало довольно много вариантов рассечения щита, они просто перечислены для общего развития и никакого смысла в них нет... Тем более, что написано, что может быть щит и вообще без какого бы то ни было изображения: "Крайне редко щит бывает пустым, т. е. без каких-либо изображений". Или вот геральдические фигуры: "Геральдические фигуры составляют: глава, пояс, оконечность, столб, перевязь, крест, стропило, кайма, щиток — называющиеся почетными (или главными), и острие, ромб, треугольник и друг. — называющиеся второстепенными". Ну и что значат все эти геральдические фигуры? Получается, что ничего, просто узор такой? Вот открываю Словарь международной символики и эмблематики: http://simvolika-ru.narod.ru/Slovar/Slovar_G.htm Там тоже этим фигурам никакого смысла не придается, но из того, что там написано, можно сделать вывод, что их придумали для того, чтобы легче было описывать герб. То есть, когда герб описывают - блазонируют - все эти геральдические фигуры нужны просто для того, чтобы все геральдисты смогли одинаково понять по описанию как герб рассечен и какие на нем, извините за просторечие, полосочки... Осмысленные фигуры на той странице, кстати, тоже есть, называются Геральдические метки, которые вносятся в родовые гербы, чтобы отличать младшие или побочные ветви того или иного рода от основных, старших, но притом там написано, что в русской геральдике они не применялись... Дополнение из энциклопедии Кирилла и Мефодия про эти самые геральдические метки: Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме определения иерархического положения в одной семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных сыновей не менялись. Для незаконных сыновей (бастардов) существовал синистер — узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого. В Шотландии применялся другой порядок, в котором положение в семье показывали линии разных цветов по краям, узорчатые линии и дополнительные знаки, которые наносились в соответствии со строго соблюдаемыми правилами.
Я потом продолжу свои изыскания, но если мне кто-нибудь скажет, правильно я поняла или нет, буду рада
Продолжаю разговор сама с собой. Девиз, текст из Брокгауза с Ефроном: Девиз — так назывались первоначально гербовые фигуры, помещавшиеся сверх других изображений в щите и служившие воспоминанием какого-либо выдающегося события. Во французской геральдике Д. назывался еще узкий геральдический пояс (см. Герб). Такое значение Д. сохранилось теперь лишь в английской геральдике под именем "badges" (в гербе Йоркского дома Д. служила, например, белая роза, в гербе Ланкастерского дома — алая). В настоящее время Д. называется короткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу: так, например, "С нами Бог" — русский, "Gott mit uns" — германский государственные девизы, "Dieu protège la France" — французский, "Je maintiendrai" — нидерландский, "Dieu et mon droit" — великобританский, "In pluribus unum" — C.-A. Соединенных Штатов и т. д. Некоторые геральдики (например, Сакен) относят к Д. и воинские кличи. В России Д. довольно распространены (особенно в пожалованных гербах).
До последнего времени Д. могли быть на иностранных языках, обыкновенно на латинском; из других иностранных языков встречаются нем. (гр. Тотлебен — "Treu auf Tod und Leben"), польский (гр. Ржевуские — -"Nie czyn, nie cierp"), шведский (бар. Кене — "We fear nас foe"). Д. помещается в гербе в низу щита, на ленте, цвет которой, а равно и букв его, должен быть одинаков с финифтями и металлами герба. В государственных гербах Д. иногда помещается на сени. Вот некоторые из наших Д. (вообще сходных с иностранными): гр. Аракчеев — "Без лести предан", гр. Безбородко — "Labore et Zelo" (трудом и усердием), гр. Бестужевы-Рюмины — "In Deo salus mea" (в Боге мое спасение), светл. кн. Варшавские, гр. Паскевичи-Эриванские — "Честь и верность", кн. Васильчиковы — "Жизнь Царю, честь никому", гр. Воронцовы — "Semper immota fides" (верность всегда непоколебимая), Державины — "Силою вышнего держуся", гр. Канкрины — "Labore" (трудом), Лермонтовы — "Sors mea Jesus" (жребий мой Иисус), Муравьевы-Апостолы-Коробьины — "Tria in uno" (три в одном), гр. Толстые — "Преданностью и усердием", гр. Уваровы — "Православие, самодержавие, народность", гр. Шереметевы — "Deus conservat omnia" (Бог сохраняет все).
Ну, с девизами, вроде, ничего особо непонятного нет. Особенно если учесть упоминание воинских кличей Вот я, когда выдумывала себе герб, сначала хотела выбрать девиз "Правду говорить легко и приятно", а Митя Иванов сказал, что лучше просто "Легко и приятно". Это да. В качестве воиснкого клича второе годится лучше, так и представляю, как я молочу кого-то по башке и приговариваю: "Легко и приятно! Легко и приятно!.." Если соберусь с кем-то драться (что, впрочем, мало вероятно, по причине моего солидного возраста и веса... хотя, пожалуй вес тут даже и преимущество...), обязательно буду это орать, посмотрю, поможет или нет
Переходим к коронам. Да, должна отметить, тчо идиотское подмигивание в предыдущем моем посте получается. когда за кавычкой следует скобка, эту физиономию следует игнорировать Ну так вот, короны. Открываем картинку, опять из Брокгауза с Ефроном. https://vgd.ru/korona.jpg Классные там картинки. А далее читаем оттуда же текст: Корона, головной убор
[Рисунки см. таблицу Короны.] — Короной называется головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти и формой своей определяющее звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому она принадлежит. Несомненно, что происхождением своим К. обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium. Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю К. (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые К., т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с "camelancium" — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели К., называвшуюся "stephanos". К. императриц не всегда были похожи на К. императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в К., обруч которой украшен листками.
Много византийских К. сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная К. (фиг. 17; см. Железная корона) королевы Теодолинды (625). В Пештском национальном музее хранится К. Константина Мономаха, случайно найденная в 1860 г. К. св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, в Офенском замке, представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. Она пожалована св. Стефану, в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую К., также в византийском стиле. Лет 20 спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгерца эта К. окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. К. эта имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров К., бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего К. претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали К. в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок. В 1858 г. в Испании была найдена целая серия визиготских К., из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. К. состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями. К. Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: "Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus". Этой К. короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в К. другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной К., надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской К. обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.
Одна из древнейших средневековых К. принадлежит к числу наших императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть К. имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. К. эта совершенно схожа с К. на монетах царей Василия и Константина. Эта корона принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в К. в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых К., а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали К., почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие К.: 1) Владимира святого (см. выше); 2) казанская, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая К. Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7). На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются К. европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая К. европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой К. короновался Петр II. Дугу, разделяющую К., он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана К. по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с К. Петра II (фиг. 9). Эта К. с 1856 г. называется польской и в государственном гербе помещается на гербе Царства Польского. Этой же К., немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин; она весила до 5 фунтов. Для коронации Павла I эта К. была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая К. (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В оружейной палате хранится золотая мальтийская К., поднесенная императору Павлу I. Императорская германская К., созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой К. Карла Великого. К. наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются 4 орла и 4 креста. Австрийская императорская К. или К. Священно-Римской империи (фиг. 14) формой своей напоминает митру (см.). Французская императорская К. (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором 8 орлов и 8 пальмовых ветвей. Бразильская императорская К. (фиг. 22) имела 8 золотых дуг, сходящихся под державой.
КОРОНЫ
Объяснение к таблице "КОРОНЫ".
Части корон: обруч, листки (сельдерея), зубцы, пластинки, крест или держава, дуги — золотые; подушка из пурпурового бархата. Обруч и дуги обычно украшены драгоценными камнями.
1— 10. Русские короны (описание см. в тексте): 1 Шапка Мономаха, 2. Императорская большая, 3. Императорская малая, 4. Казанская, 5. Астраханская, 6. Таврическая, 7. Царя Иоанна Алексеевича, 8. Императрицы Елизаветы Петровны, 9. Императрицы Анны Иоанновны, 10. Императора Петра II-го.
11. Тиара. Описание см. в тексте.
12. Императорская Германская. На обруче 4 больших и 4 малых украшенных бриллиантами пластинок; на больших — бриллиантовые крест и 2 крестика, на малых — орел и звезда. От больших пластинок идут 4 дуги. Внутри короны подушка.
13. Наследного принца Германского. Подобна императорской, но на обруче 4 орла и 4 лапчатых креста; от последних идут дуги.
14. Императорская Австрийская (Священно-Римская). На обруче 8 узорных, с камнями листков, окружающих шар (не вполне правильной формы), разделенный на две части, усыпанной бриллиантами дугой; на вершине ее крест, увенчанный изумрудом.
15. Императорская французская. На обруче 8 орлов с высоко поднятыми над главой крыльями и 8 пальмовых ветвей, сходящихся под державой.
16. Карла Великого. Описание см. в тексте.
17. Железная (ломбардская). Железный обруч покрыт шестью пластинками, украшенными зеленой эмалью и красными, белыми и голубыми цветами с золотыми контурами.
18. Венгерская (Св. Стефана или святая). Описание см. в тексте.
19. Эрцгерцога Австрийского. На горностаевом околышке 8 зубцов и 4 сходящиеся под державой дуги.
20. Королевская Прусская. На обруче 8 зубцов с жемчужинами и 8 листков трилистника, от которых идут дуги, сходящиеся под державой.
21. Богемская (чешская). На обруче 4 украшенных камнями листка, от которых 4 дуги, сходящиеся под крестом.
22. Бразильская императорская. На обруче 8 дуг, сходящихся под державой; между дугами зубцы с жемчужинами.
23. Открытая королевская. На обруче 8 листков и 8 жемчужин с зубцами; от листков идут дуги, сходящиеся под державой.
24. Закрытая королевская. Подобна открытой, но внутри короны имеется подушка.
25. Английская — королевская. На обруче 4 лилии и 4 лапчатых креста, от которых 4 сходящиеся под державой дуги.
26. Английская — принца Валлийского. Подобна королевской, но дуг две.
27. Английская — младших сыновей короля. Подобна королевской, но дуг нет, а наверху подушки золотая кисть.
28. Английская — племянников короля. Подобна короне младших сыновей, но на обруче 4 креста и 4 листка сельдерея.
29. Английская — принцев крови королевской. Подобна короне племянников короля, но на обруче 2 креста, 2 листка и 4 лилии.
30. Французская — королевская. На обруче 8 лилий, от которых 8 дуг, сходящихся под лилией.
31. Французская — дофина. Подобна королевской, но вместо дуг 4 дельфина, сходящихся хвостами.
32. Французская — младших сыновей короля. Подобна королевской, но без дуг.
33. Французская — принцев крови королевской. Подобна короне младших сыновей, но на обруче 4 листка сельдерея и 4 лилии.
34. Французская — орлеанидов. Подобна королевской, но вместо лилий листки, а дуги увенчаны яблоком.
35. Рог венецианского дожа. На обруче унизанный жемчугом колпак из золотой парчи.
36. Великого герцога Тосканского. На обруче 2 распустившиеся лилии, между которыми ряд узких зубцов и мелких лилий на длинных стержнях.
37. Античная. На обруче 8 или 12 зубцов.
38. Шапка курфюрстов. Бархатная с горностаевым околышем, за которым 8 украшенных жемчугом дуг, сходящихся под державой.
39. Шапка германских владетельных герцогов и князей и наследников престолов княжеских домов и русских сиятельных князей. Бархатная с горностаевым околышем, за которым 4 украшенных жемчугом дуги, сходящихся под державой.
40. Германская — принцев королевских домов и наследных принцев велико-герцогских домов. Подобна прусской королевской, но внутри короны подушка.
41. Германская — наследных принцев королевских домов и великих герцогов. Подобна предыдущей, но подушка не доходит до вершины короны.
43. Германская — принцев велико-герцогских домов и герцогов. Подобна открытой королевской, но дуг 4.
44. Шапка австрийских и светлейших русских князей. На обруче 4 листка и 4 жемчужины. Дуг четыре, сходящихся под державой: внутри короны подушка.
45. Германская — принцев герцогских домов. На обруче 8 листков; дуг 4. Внутри короны подушка.
46. Шапка князей Священно-Римской империи. Подобна 39, но подушка иной формы.
47. Шапка русских князей не христианских исповеданий. Подобна 39, но вместо державы шар, увенчанный 6-ю угольной звездой.
48—51. Княжеские: 48. Нидерландская, 49. Итальянская, 50. Испанская и 51. Бельгийская. На обруче 8 листков; внутри короны подушка с золотой кистью.
52—55. Герцогские: 52. Английская: на обруче 8 листков; внутри короны подушка. 53. Нидерландская: на обруче 4 листка и 4 жемчужины; внутри короны подушка. 54. Французская и 55. Итальянская: на обруче 8 листков.
55—59. Маркизов: 55. Испанская и португальская: та же, что у итальянских герцогов. 56. Французская: на обруче 4 листка и 12 жемчужин, посаженных по три на зубце, между листками. 57. Нидерландская: на обруче 8 листков. 58. Итальянская: на обруче 4 листка и 4 зубца с насаженными по три, жемчужинами, между которыми по малому зубцу. 59. Английская: на обруче 4 листка и 4 жемчужины; внутри короны подушка.
60—68. Графские: 60. Английская: на обруче 8 зубцов с жемчужинами; внутри подушка. 61—62. Бельгийская: на обруче 18 зубцов с жемчужинами; над каждыми 5, еще по одной или на обруче 12 пластинок с посаженными на них жемчужинами. 63. Ново-германская и русская: на обруче 16 зубцов с жемчужинами. 64—65. Германские, владетельных графов: на обруче 8 листков, между которыми 8 зубцов с жемчужинами или 16 зубцов с жемчужинами; внутри короны подушка. 66. Германская, наследных принцев владетельных домов: подобна 64, но без подушки. 67. Итальянская: на обруче 16 коротких зубцов с жемчужинами. 68. Шведская: на обруче 18 жемчужин; над каждыми 5 еще по одной.
69—73. Виконтов: 69. Английская: на обруче 12 жемчужин, внутри короны подушка. 70. Французская: на обруче 8 зубцов с жемчужинами; 4 больших и 4 малых. 71. Португальская: на обруче 4 зубца с жемчужинами и 4 без них. 72. Нидерландская: на обруче 4 зубца с жемчужинами и 4 листка. 73. Итальянская: на обруче 4 больших и 4 малых жемчужин.
74—81. Баронские: 74. Ново-германская и русская: на обруче 12 зубцов с жемчужинами. 75. Бельгийская: на обруче 8 пластин с жемчужинами. 76. Старогерманская: на обруче 12 жемчужин. 77. Испанская: на обруче, перевитом 6-ю нитками жемчуга, 12 зубцов. 78. Французская и русская: обруч, перевитый 6-ю нитями жемчуга. 79. Португальская: на обруче, перевитом 8-ю нитями жемчуга, 6 жемчужин. 80. Английская: на обруче 6 жемчужин; внутри короны подушка. 81. Шведская: на обруче 16 жемчужин; над каждыми 4 еще по одной.
82—88. Дворянские: 82. Северогерманская и русская: на обруче 4 листка и 4 зубца с жемчужинами. 83. Южно-германская: на обруче 8 зубцов с жемчужинами. 84. Нидерландская: на обруче, перевитом 4 нитями жемчуга 8 зубцов с жемчужинами. 85. Португальская: на обруче 4 листка и 4 зубца с жемчужинами, посаженными по три; между зубцами и листками 8 малых зубцов с жемчужинами. 86. Испанская: подобна 85, но малые зубцы без жемчуга. 87. Шведская: на обруче 4 листка и 4 зубца с посаженными по три жемчужинами. 88. Французская: украшенный камнями обруч.
89. Французская шапка государственного канцлера. Из золотой парчи с горностаевым околышем.
90. Французская шапка президентов парламента. Черного бархата, с двойным золотым галуном.
91—94. Французские токи — 91. Принцев, 92. Графов, 93. Баронов, 94. Дворян — бархатные шляпы, украшенные перьями; околыш и число перьев менялись согласно титулу.
95—97. Шляпы католического духовенства: 95. Архиепископа: зеленого цвета с 10 падающими по сторонам кистями. 96. Епископа: зеленого цвета с 6 кистями. 97. Аббата: черного цвета с 3 кистями.
98—99. Митры католического духовенства: 98. Архиепископа, из серебряной парчи, украшенная галуном и жемчугом. 99. Епископа: подобна 98, но без галуна и жемчуга.
100. Видамов. На обруче 4 лапчатых креста.
101. Стенная. Образована золотыми стенами или башнями.
П. ф. Винклер.
Королевские К., в зависимости от того, имеется ли внутри К. подушка или шапка, называются закрытыми (fermée, gefü tterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых К., т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых К., дуг не имеющих. Открытые королевские К. (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии. Обыкновенно полагают, что Франциск I первый надел закрытую К., быть может, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить К. и изображать ее на своих монетах. Весьма различны формы К., присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам [Подробнее см. объяснение к таблице "Короны".]. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят 4 дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же К., но с золотым обручем, имеющим 4 листа и 4 жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить К., состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать К. только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний.
По мере того, как феодализм развивался, умножались и К., и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить К. Не ранее XVI в. образовались особые формы К. для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская К. северогерманская имеет 4 листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) 8 зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употребляются и русским дворянством. Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова К. пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею К., как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третью К., чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира. Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—9 7). В заключение упомянем еще о токах, введенных имп. Наполеоном I, вместо К., для созданного им дворянства. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены. По Ménestrier, К. появляются в гербах как гербовая фигура, как украшение шлема и, помещенные над щитом, как знак достоинства или власти. Шлемы, украшенные К., носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный К. шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем К. появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была К. В то время только короли украшали К. свои гербы, и эти К. были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы. У нас императорская К. встречается в больших гербах лиц императорской фамилии мужского пола, в личном гербе Его Величества и в гербах губерний. Малые гербы лиц императорского дома имеют К. геральдическую, представляющую ничто иное как северогерманскую дворянскую К. (фиг. 82). Если в К. жемчужины увенчаны крестами, то она получает название древней царской и употребляется в гербах областей. В гербах городов помещается стенная К. (рис. 101), а античная К. (фиг. 37) обыкновенно служит для венчания геральдических фигур. В гербах нетитулованного дворянства К. венчает шлем, но прежде утверждались гербы и без К.; последняя помещалась иногда на щите или в воздухе над шлемом. В баронских гербах К. помещается или прямо над щитом, или на шлеме, венчающем щит. В гербах графских К. помещается на щите; кроме того, если имеется несколько шлемов, то средний иногда венчается такой же К.; остальные покрываются дворянской и баронской, если последний титул имел владелец герба. Княжеская шапка обычно помещается над мантией, но также может венчать щит и шлем.
Там еще предлагалось посмотреть венки или венцы и диадемы, но не все сразу...
Из текста о коронах я могу сделать только один вывод - когда я в детстве рисовала принцесс, они были вовсе испанскими баронессами, потому что корону я им рисовала испанскую баронскую... Должна отметить, что, если бы мне кто-то сказал, что я рисую неправильную корону, я бы наверное уже и в детстве заинтересовалась геральдикой, а не на старости лет... А вот интересно, принцессы в мультфильмах... Давно не смотрела мультфильмов Они тоже в баронских коронах, или мультипликаторы рисуют короны правильно?
Цитата со страницы про урок геральдики для школьников http://festival.1september.ru/...tic=210795 "Каждый из нас стремится самовыразиться, стать индивидуальностью, мечтает ощутить уникальность своей личности. Существует много способов самовыражения. Вы, наверное, сами не раз замечали: один хочет поразить окружающих необычной одеждой или вызывающей причёской, другой – эксцентричным поведением, третий – тем, что насмешничает над всеми… Но если мы хотим стать культурными людьми, то стоит искать иные формы для самовыражения. Человечество уже много думало об этом и создало блистательный, яркий, остроумный способ подчеркнуть и показать уникальную ценность человека. Это герб.
Современные мальчик или девочка, приклеивающие себе на дневник переводную картинку, ищут, по сути дела, то, что искал до них ещё древний человек – свой символ, присваивают себе знак. Посмотрим, как люди в прошлом искали и находили образ своей индивидуальности и, опираясь на находки и открытия мировой геральдики, найдём каждый для себя символы самовыражения".