Атирка – село, расположенное на берегу несудоходной реки Шиш, в 70 километрах от города Тары. Атирка была основана в 1896 году переселенцами из Вятской губернии. Свое название селение получило от протекавшей рядом речки. Однопрестольная церковь в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери была построена в Атирке в 1899 году на средства пожертвования в Фонд имени государя Александра III московским потомственным почетным гражданином Колесниковым. Церковь была выполнена в стиле эклектики157. Тогда же был открыт приход и Атирке присвоен статус села.
Кроме Атирки, в приход входили поселки Николаевский (159 д. об. п.), Онорской (112 д. об. п.), Нижний Васисс (140 д. об. п.), Ильинский (117 д. об. п.), Знаменский (150 д. об. п.), Имшагал (159 д. об. п.), Ново-Георгиевский (327д. об. п.), Боровский (187 д. об. п.), Турунгас (105 д. об. п.), Быган(170 д. об. п.), Усюльган (111 д. об. п.), Герасимовский (40 д. об. п.),Малый Васисс (21 д. об. п.), Чиула (59 д. об. п.), Темирка, Красный Яр, Сагузинский, Гриневич, Барановский, Миртовский, Зыряновский, Осиновский, Малиновский, В. Турунгас, Киксинский, Васисский, Киакский. Около 1914 года в самостоятельный приход был выделен Нижний Васисс с поселками Балдышенским, Киксинским, Ильинским, Знаменским, Мало-Васисским158. Из описания прихода начала 1910-х годов:
«К посещению храма Божия прихожане очень усердны, но к содержанию его относятся холодно. На нужды храма ассигнуют ничтожные суммы и те уплачивают неисправно. От поддержания в исправности причтовых домов прихожане отказались»159.
К. Ф. Скальский в работе «Омская епархия» (1900) дает следующее описание церкви:
«Церковь в честь Божьей Матери Казанской, однопрестольная, деревянная, построена на средства фонда ратора Александра III, прочна и вместительна. Приписных сел и деревень, а также часовен и молитвенных домов нет. Дома для священника и псаломщика есть, – деревянные, поместительные, но холодные; при домах есть надворные постройки. Земли на притч положено 120 д., в том числе сенокосы и леса»160. Дрова притч покупал у местных крестьян по цене 1 рубль 50 копеек за погонную сажень осиновых и березовых дров161.
По штату в церкви было положено служить священнику с жалованием в размере 600 рублей, и псаломщику, имеющему жалование в размере 200 рублей. При храме действовала церковно-приходская школа, здание для которой было выстроено на те же средства, что и церковь. Обучение детей было прекращено с 1904 (1908) года в связи с отказом селян оплачивать отопление и услуги сторожа162.
Школ других ведомств в приходе не имелось. В Атирке действовала чайная, которая содержалась на средства Тарского общества
трезвости.
К. Ф. Скальский указывает, что с 24 июня 1899 года священником в церкви служил Валериан Мелиссов (29 лет), окончивший курс
Пензенской духовной семинарии. Валериан Дмитриевич Мелиссов (ок. 1871 – не ранее 1912) родился в семье священника Пензенской епархии. Окончил Пензенскую духовную семинарию. С 24 июня 1899 года – настоятель Казанского храма села Атирки Тарского уезда Омской епархии. В этом же году у священника родился сын Иван, который в 1932 году был приговорен к трем годам концлагеря163. По указу Св. Синода от 30 ноября 1911 года Валериан Дмитриевич был командирован в качестве разъездного священника для духовного окормления служащих строящейся Амурской железной дороги и временного населения по линии дороги. Резолюцией епископа Благовещенского Евгения от 23 февраля 1912 года назначен на станцию Пёра средней части дороги164. С 4 мая 1912 года служил на станции Магдагачи Амурской железной дороги165. Валериан Дмитриевич Мелиссов очень много сделал для села. Так, например, находим его заметку-обращение в газете «Сибирский листок» за 1905 год «О трагической судьбе одного бывшего участника турецкой войны из Тарского уезда Тобольской губернии»:
«12 мая днём в селе Атирке в реке Шише утонуло два человека. Несчастный случай произошёл таким образом: на паром для переправы через реку Шиш собралось несколько мальчиков из села; один из них мальчик лет 8 по неосторожности упал с парома в воду. На крик ребят прибежал
перевозчик и как был в одежде бросился в воду, мальчика между тем течением отнесло довольно далеко. Перевозчик, прекрасный пловец, скоро догнал мальчика, посадил к себе на спину и велел держаться руками за него. От лишней ли тяжести, или может быть мальчик ручонками сильно сдавил ему горло, пловец начал ослабевать и просил подать ему лодку. На берегу кроме мальчика было двое взрослых, но к несчастию неумевших управлять лодкой, почему помощи утопающему оказано не было. Минут 15 пловец держался на воде и всё время не оставлял мальчика, оставь он мальчика сам непременно бы выплыл, так как был прекрасным пловцом, наконец силы его оставили и оба с мальчиком пошли кодну. Перевозчика вытащили багром через три часа, а мальчика не нашли ещё, хотя уже прошло 5 дней. Утонувший,спасая другого, был солдат, участвовавший в турецкой войне, был два месяца под пулями и возвратился домой невредимым; оставил большое семейство в крайней бедности, так что всё необходимое для погребения доставила местная интеллигенция. Семейство покойного Владимира Загород-
ного теперь будет, за смертью главного кормильца, сильно бедствовать. Если бы кому пришла добрая мысль пожертвовать что-нибудь семье погибшего, этим была бы оказана существенная и настоятельно необходимая помощь. Села Атирки Тарского уезда священник Валериан
Мелиссов»166.
Настоятелями храма в разные годы были:
– с 10 февраля 1912 по 1914 гг. – Митрофан Сокальский; Митрофан Алексеевич Сокальский (ок. 1871 – не ранее 1914), священник. Родился около 1871 года в семье священника. Уволен из 3 класса Полтавской духовной семинарии. С 5 декабря 1892 года – псаломщик. 27 сентября 1898 года рукоположен во диакона. 11 декабря 1905 года рукоположен во священника. 10 февраля 1912 года назначен настоятелем Казанского храма села Атирка Тарского уезда Тобольской губернии. В семье священника и его супруги, по сведениям 1914 года, было шестеро детей167.
– с 1920 по 1922 гг. – Кенсорин Шастин;
Кенсорин Михайлович Шастин (1889–1937 гг.), протоиерей. Родился 15 января 1889 года в селе Асово Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника Михаила Васильевича Шастина. Окончил 4 класса Пермской духовной семинарии. После выхода из семинарии был определен псаломщиком к храму села Ошья Осинского уезда Пермской губернии 168, где прослужил 8 месяцев. В 1912 году был переведен к церкви села Савиново Красноуфимского уезда. В 1914 году рукоположен во диакона, а в 1916 году – во священника к той же церкви. В 1918 году отступал с белыми из села Савиново до Красноярска. В этом же году был назначен священником церкви деревни Бархотова расноярского округа Енисейской губернии. Прослужив здесь некоторое время, решил вернуться на родину, получил в ГубЧК документы, но средств хватило добраться только до Омска. С 1920 года служил в Казанской церкви села Атирка Тарского уезда. В 1922 году уехал в Екатеринбург, получил ме-
сто в поселке Нижняя Тура (Нижнетуринский завод) Верхотуринского района. Был возведен в сан протоиерея. В 1923 году переведен в поселок Новая Ляля (Новолялинский завод). 8 февраля 1932 года был арестован и проходил по групповому делу "Дело епископа Алексия (Кузнецова), архимандрита Ксенофонта (Медведева) и др. Уральская о., с. Верхотурье, 1932 г.". В период следствия содержался под стражей в Нижнем Тагиле. 7 сентября того же года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статьям 58 10, 58-11 УК РСФСР и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. Наказание отбывал в Свирлаге. По Постановлению Заседания Коллегии ОГПУ (Судебного) от 22 июля 1933 года был освобожден условно-досрочно. После этого служил в селе Сылва Шалинского района Свердловской области. В 1937 году был арестован. 13 сентября этого же года тройкой при УНКВД по Свердловской области приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в
исполнение169.
– с 20-х годов по 22 ноября 1932 г. – Пётр Кузьмин.
Пётр Романович Кузьмин (1884 – ?), священник. Родился 12 января 1884 года в семье крестьянина Вятской нии. Окончил второклассное училище. Состоял учителем школы грамоты. 29 июля 1912 года был рукоположен во диакона к церкви села Седельниковского Тарского уезда Тобольской губернии, где служил и в 1914 году. В начале 1930-х годов служил священником Казанской церкви села Атирка. Арестован 22 ноября 1932 года. 11 марта 1933 года Особой тройкой при ПП ОГПУ СССР по Западно-Сибирскому краю осужден по статье 58-10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Дальнейшая судьба неизвестна. 3 июня 1989 года прокуратурой Омской области был реабилитирован по 1933 году репрессий170.
Псаломщик – Александр Скворцов – окончил Тобольское уездное училище и в Атирском приходе служил с 15 августа 1899 года.Он был уроженцем города Тобольска.
Еще один источник, свидетельствующий об истории православия на Тарской земле, – работа И. Голошубина «Справочная книга Омской епархии» (1914) – об Атирской церкви рассказывает следующее:
«…однопрестольная в честь чудотворной иконы Казанской Божьей матери, построена в 1899 году на средства пожертвования в фонд имени государя Александра III московским потомственным почётным гражданином Колесниковым. Прочна, вместительна и утварью достаточна.
Население прихода 1371 д. мужского пола и 1195 д. женского пола. Среднее число крещений за год 285, браков 61, погребений 160. Население православное. Раскольников и сектантов нет.
…Пасхальное хождение со святыми иконами, благодаря плохим весенним дорогам, совершается только в самых близких поселках и то по приглашению прихожан. Крестные ходы по полям бывают, но и то не во всех поселках. После полевых молебнов служатся таковые же по приглашению и в домах»172.
История Атирской церкви во многом воспроизводится по воспоминаниям старожилов села. Так, Татьяна Павловна Щебет (93 года),
рассказала следующее:
«Жители д. Кумлы Васисского района посещали Атирскую церковь во времена ее существования. Все были верующие. В детстве мои родители часто брали меня посетить церковь. Ездили мы на лошади. Ехали из Кумлов через Савгу в Атирку. Возле Атирки переезжали реку Шиш на пароме. Церковь стояла в центре Атирки. Здание бревенчатое, высокое. Пол в церкви был из досок. В здании были сооружены крыльцы (похоже на сцену) (клирос), куда выходил батюшка и выносили стол. За крыльцами находился кабинет для батюшки – алтарь. Зайдя в церковь, батюшка проходилв алтарь, читал там молитву и выходил на клирос. Вначале он здоровался с прихожанами, поздравлял с праздником и
начинал читать книгу, вести службу. В алтарь женщины не заходили, могли зайти только мужчины. Это святыня батюшки. Зал служил для прихожан. У стен стояли лавки. Перед службой в зал выносили стол, на котором размещалась икона. Здесь ей прихожане преклонялись. В церкви был отдельный кабинет для певчих. Пели те, кто знал молитвенные песни и кто обладал певчим голосом. Матушка приглашала петь.
В зале размещались четыре столба. Со всех сторон был проход вокруг столбов. На четырех сторонах этих столбов размещались большие иконы святых под стеклом. Под каждой иконой тумбочка, на которой лежала запись, указывающая, кто святой, и молитва про него. Прихожане подходили к столбам с иконами и читали молитвы. На углах этих столбов были прикреплены малые иконы Божьей Матери: Казанской, Тихвинской и другие. Недалеко от алтаря размещались столы с подсвечниками. Большие подсвечники у икон Божьей Матери и Иисуса
Христа. Подсвечники поменьше около икон других святых. В эти подсвечники прихожане ставили свечи за здравие. В стороне стоял стол с иконами и подсвечниками, где ставили свечи за упокой. В церкви проходили литургии. Когда били колокола, нараспев пели молитвенные песни.
На Крещение все ездили в церковь за святой водой. Вода нанашивалась прихожанами в большой чан, и там её освящали, а затем раздавали. В Пасху проходили всенощные. Я однажды в детстве присутствовала на всенощной в Атирской церкви. Читают, слушают молитвы. В 12 часов
величают Иисуса Христа. Все вместе обходят с иконами три раза вокруг церкви. В это время звенит колокол. После этого поздравляют друг друга и угощаются. Спиртное в церковь не носили. Крестьяне брали с собой освятить хлеб, выпеченную пасху и куличи, масло, сыр, яйца, соль.
Крестьяне иногда приглашали батюшку посетить деревню, освятить поле, усадьбу. Батюшка Атирской церкви жил с семьей в Атирке. Его семью содержали прихожане. В советское время рядом с церковью построили сельский Дом культуры, поставили памятник Воину - освободителю»174. Данных о закрытии и разрушении церкви сегодня не сохранилось. Но церковь была закрыта не ранее 1932 года (до этого времени имеются данные о настоятелях храма). Известно, что в 1973 году в церкви был клуб, а в 1975 году она была разобрана окончательно.
Из материалов бывшей церкви построили колхозную контору. Некоторое время в помещении еще не разрушенного храма находился
зерносклад175.
_______________
157 Атирка. Церковь Казанской иконы Божьей Матери // Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. Режим доступа:
http://sobory.ru/photo/251162 (дата обращения: 08.10.2018).
158 Голошубин И. Указ. соч. С. 841–842.
159 Атирский Казанский храм // Древо. Открытая православная энциклопедия. Режим доступа:
https://drevo-info.ru/articles/24355.html 160 Скальский К. Ф. Указ. соч. С. 347–348.
161 Голошубин И. Указ. соч. С. 841–842.
162 Атирский Казанский храм // Древо. Открытая православная энциклопедия. Режим доступа:
https://drevo-info.ru/articles/24355.html (дата обращения: 08.10.2018).
163 Книга памяти Хабаровского края. Режим доступа:
http://lists.memo.ru/d22/f244.htm (дата обращения: 08.10.2018).
164 Ныне г. Шимановск Амурской области.
165 Скальский К. Ф. Указ. соч. С. 347; Благовещенские епархиальные ведомо-
сти. 1912. № 6–7. С. 69; № 11. С. 112–113.
166 О трагической судьбе одного бывшего участника турецкой войны из Тарского уезда Тобольской губернии // Сибирский листок [Тобольск]. № 41. 29 мая.
1905 год.
167 Справочная книга Пермской епархии на 1912 год. Пермь, 1911. С. 84.
166 О трагической судьбе одного бывшего участника турецкой войны из Тарского уезда Тобольской губернии // Сибирский листок [Тобольск]. № 41. 29 мая. 1905 год.
167 Справочная книга Пермской епархии на 1912 год. Пермь, 1911. С. 84.
168 Голошубин И. Указ. соч. С. 1195.
169 Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Ом-
ской области. Т. 4. Омск: Кн. изд-во, 2001. С. 362; Голошубин И. Указ. соч. С. 1141.
170 Пётр Романович Кузьмин // Древо. Открытая православная энциклопе-
дия. Режим доступа:
https://drevo-info.ru/articles/24359.html (дата обращения:
02.09.2018).
171 Фотография из фондов Атирской сельской библиотеки.
172 Голошубин И. Указ. соч. С. 842.
173 Фотография из фондов Атирской сельской библиотеки.
174 Из воспоминаний Щебет Т. П. 2012 г. Материалы хранятся в Атирской сель-
ской библиотеке.
175 Из воспоминаний Ступаковой В. М. Материалы хранятся в Атирской сель-
ской библиотеке.
Храмы родной земли -
https://ru.calameo.com/read/000728097e41fcffb2113Рисунок 33. Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Атирки (фотография из журнала «Огонек», 1901 г.)156
Рисунок 34. Здание Казанской церкви с. Атирка (фотография 50-х годов ХХ века)171
Генеалогический форум ВГД » Дневники участников » Дневник zara2015 » Фамильный раздел » Фамилии рода моего мужа » Кубрины
Генеалогический форум ВГД » Дневники участников » Дневник zara2015 » Фамильный раздел » Фамилии рода моего мужа » Братухины