vovalalaМодератор раздела  Сообщений: 211 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 92 | Наверх ##
26 августа 2018 20:20 А.А. Воробьев Католическая и протестантская конфессии на территории Могилевской губернии в конце 19 ст Рассматривается состояние католической и протестантской конфессий на территории Могилевской губернии Беларуси в конце XIX в. В качестве источника использовалась работа «Опыт описания Могилевской губернии», автором которой является губернатор Могилевской губернии последней четверти XIX ст. А.С. Дембовецкий. На основании приведенного фактического материала автор сделал вывод о том, что на территории Могилевской губернии в конце XIX в. господствующей религиозной конфессией было православие, а численность населения, исповедовавшего католицизм и особенно протестантизм, была невелика. Изучение истории развития религиозных конфессий в последнее время переживает своеобразный «ренессанс», так как на всем постсоветском пространстве, включая Республику Беларусь, реально воплощается в жизнь одно из важнейших конституционных прав человека – свобода совести. Сегодня не существует сдерживающих факторов в изучении истории религии, которые были в советские времена, поэтому интерес исследователей к данному направлению мировой истории вполне закономерен. Мы обратимся к истории развития на территории дореволюционной Могилевской губернии конца ХIХ в. католической и протестантской конфессий. Источником является труд «Опыт описания Могилевской губернии», который был написан одним из губернаторов Могилевской губернии А.С. Дембовецким. Он состоит из трех книг и отличается содержательностью, является очень важным источником по различным областям жизни и деятельности населения Могилевской губернии, описания ее природно-климатических и географических особенностей в конце ХIХ ст. Нам также пришлось прибегнуть к использованию материалов из данного поистине уникального источника. Правда, вначале следует сказать, что территория дореволюционной Могилевской губернии существенно отличалась от территории современной Могилевской области. Так, в состав Могилевской губернии входили Оршанский и Сенненский уезды, а нынешние Оршанский и Сенненский районы входят в состав Витебской области. В составе Могилевской губернии находились Рогачевский и Гомельский уезды, а теперь Рогачевский и Гомельский районы – в составе Гомельской области. Обратимся к ситуации с развитием католической и протестантской конфессий на территории Могилевской губернии в конце ХIХ ст. Ситуация эта изображалась в «Опыте описания Могилевской губернии» по уездам, которые входили в то время в ее состав. Так, в Быховском уезде было два католических костела: один (каменный) – в г. Быхове и один (деревянный) – в местечке Журавичи, а протестантских церквей на территории Быховского уезда не было [1, с. 284]. В 1880 г. в г. Быхове проживало 65 мужчин и 74 женщины, которые исповедовали католицизм, на территории Быховского уезда в это время проживало 413 мужчин и 446 женщин католического вероисповедания. В Быхове тогда проживал 1 мужчина и 5 женщин протестантского вероисповедания, а на территории Быховского уезда их было, соответственно, 12 и 16 человек [1, с. 331]. В Гомельском уезде был только один каменный костел (в уездном центре г. Гомеля), протестантских церквей в уезде не было [1, с. 285]. В Гомеле проживало 233 мужчины и 234 женщины католического вероисповедания, а на территории Гомельского уезда было 237 мужчин и 226 женщин, которые относились к католической конфессии. В Гомеле проживало 42 мужчины и 22 женщины протестантского вероисповедания, на территории Гомельского уезда их, соответственно, было 3 и 5 человек [1, с. 331]. В Горецком уезде было два каменных костела: по одному в м. Дубровно и д. Фащевка. В Горецком уезде имелась и одна деревянная евангелически-реформатская церковь (она находилась в м. Копыси) [1, с. 285]. В Горках проживали 29 мужчин и 16 женщин католического вероисповедания, в Копыси их, соответственно, было 6 и 9 человек, а на территории Горецкого уезда – 1302 и 1383 человека. Численность протестантов в Горках была небольшой (1 мужчина и 6 женщин), в Копыси проживали 1 мужчина и 2 женщины протестантского вероисповедания, а на территории Горецкого уезда их, соответственно, проживало 12 и 13 человек [1, с. 331]. В Климовичском уезде (в м. Лозовица) находился единственный в уезде деревянный костел, протестантских церквей в уезде не было [1, с. 285]. В Климовичах проживало 26 мужчин и 35 женщин католического вероисповедания, а на территории Климовичского уезда их, соответственно, было 228 и 257 человек. В Климовичах проживали 5 мужчин и 7 женщин протестантского вероисповедания, а в Климовичском уезде, соответственно, 355 и 340 человек [1, с. 331]. На территории Могилевского уезда было три каменных костела, из которых два было в г. Могилеве и один – в м. Шклов. В Могилеве была и деревянная евангелически-лютеранская церковь [1, с. 285]. В Могилеве численность протестантов была такова: 166 мужчин и 53 женщины, а в Могилевском уезде, соответственно, 7 и 9 человек. В Могилеве жило 1353 мужчины и 1457 женщин, которые исповедовали католицизм, а в Могилевском уезде численность исповедующих католицизм была такой: 2384 мужчины и 2627 женщин [1, с. 331]. В Мстиславском уезде был только один католический костел (он находился в уездном центре – г. Мстиславле), протестантских церквей в уезде не было [1, с. 285]. В Мстиславле проживали 68 мужчин и 64 женщины католического вероисповедания, а в Мстиславском уезде – 646 мужчин и 669 женщин. Протестантов в Мстиславле было совсем мало (1 мужчина и 2 женщины), а на территории Мстиславского уезда проживала лишь 1 женщина протестантского вероисповедания, а мужчин не было вовсе [1, с. 331]. На территории Оршанского уезда было четыре каменных католических костела, по одному в г. Орша, а также м. Смольяны, Староселье и Старый Толочин. В этом уезде было и два деревянных костела: в м. Бабиновичи и с. Обольцы, а протестантских церквей в Оршанском уезде не было [1, с. 285]. В Орше жило 100 женщин и 120 мужчин католического вероисповедания, на территории Оршанского уезда жило 1832 мужчины и 1994 женщины, которые исповедовали католицизм, а в м. Бабиновичи жило 6 мужчин-католиков и 10 женщин-католичек. На территории Оршанского уезда проживало 63 мужчины и 67 женщин протестантского вероисповедания, ни в г. Орше, ни в м. Бабиновичи протестантов не было [1, с. 331]. В Рогачевском уезде был один католический каменный костел (в м. Чечерск), зато деревянных костелов было три: в околотке Антуши, в д. Люшево и г. Рогачеве (уездном центре). Протестантских церквей на территории Рогачевского уезда не было [1, с. 285]. Ни в Рогачевском уезде, ни в самом Рогачеве протестантов не было. В Рогачеве проживали 87 мужчин и 86 женщин, которые исповедовали католицизм, а на территории Рогачевского уезда их, соответственно, было 1743 и 1750 человек [1, с. 331]. В Сенненском уезде было четыре каменных католических костела: в г. Сенно, в двух местечках (Бобр и Черея) и одной деревне (Вядец), протестантских церквей в уезде не было [1, с. 285]. В г. Сенно проживало 168 мужчин и 171 женщина, которые исповедовали католицизм, на территории Сенненского уезда их численность была такова: 2408 мужчин и 2357 женщин. В самом Сенно протестантов не было, а на территории Сенненского уезда из числа протестантов проживало 36 мужчин и 39 женщин [1, с. 331]. На территории Чаусского уезда было два каменных католических костела: в м. Рясна и с. Радомль, а протестантских церквей в Чаусском уезде не было [1, с. 285]. В г. Чаусы протестантов не было, а на территории Чаусского уезда – 15 мужчин и 17 женщин протестантского вероисповедания. Католиков в г. Чаусы тоже было немного: 10 мужчин и 14 женщин. На территории Чаусского уезда жителей католического вероисповедания было значительно больше, чем в уездном центре: 316 мужчин и 388 женщин [1, с. 331]. В Чериковском уезде было три каменных католических костела (в г. Чериков, в м. Кричев и д. Ивандар), еще один костел (деревянный) находился в с. Вородьков Чериковского уезда [1, с. 285]. В г. Черикове проживало 39 мужчин и 57 женщин, которые исповедовали католицизм, а на территории Чериковского уезда их проживало, соответственно, 1051 и 1170 человек. Протестантов как в Черикове, так и на территории Чериковского уезда проживало совсем немного: в Черикове – по 2 мужчин и женщин, в Чериковском уезде – по 5 мужчин и женщин протестантского вероисповедания [1, с. 331 На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы: на территории Могилевской губернии Беларуси в конце ХIХ ст. как католическая, так и протестантская конфессии были развиты весьма слабо; преобладающей религиозной конфессией на территории губернии в указанный период было православие; слабость развития и католицизма, и протестантизма была обусловлена географическим расположением Могилевской губернии, которая была равноудаленной и от регионов Российской империи с преимущественным развитием католицизма (Польши и Литвы), и от регионов, где преобладающей формой вероисповедания была протестантская религия (Финляндия, Эстония и Латвия). Ñïèñîê ëèòåðàòóðû 1. Опыт описания Могилевской губернии: в 3 кн. Кн. 3. Репринт. изд. – Могилев: АмелияПринт, 2008. – 331 с. The paper deals with the position of Catholic and Protestant denominations on the territory of Mogilev Gubernia of Belarus in the late XIX century. The author used the work «The descriptive experience of Mogilev Gubernia», which was written by Governor of Mogilev Gubernia A.S. Dembovetsky who ruled during the last quarter of the XIX century. On the basis of the material the author made a conclusion that the Orthodox Church was the key religious confession. The number of Catholic and in particular Protestant population was small. А.А. Воробьев, кандидат исторических наук, зав. кафедрой восточнославянской и российской истории МГУ им. А.А. Кулешова (г. Могилев) |