Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология »   Фамилии\имена лиц духовного сословия Вниз ⇊


Фамилии\имена лиц духовного сословия

версия происхождения

<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 17 18 19 20 21 22
Модераторы: valcha, Geo Z
skatya
Участник

skatya

Москва
Сообщений: 66
Регистрация: 2004
Рейтинг: 12 

Я заинтересовалась этой темой. Какие есть по этой теме исследования и мнения? Я в частности интересуюсь истоками происхождения фамилии Пифиев. Греческого происхождения фамилия в Казанской епархии.
У Оленева (2001) я прочитала следующее:
"Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. Между прочим - Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров и Люминантов. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое, в отличие от других конфессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие "



Чтобы среди будущих священнослужителей не было никого с грубыми, земными фамилиями, им придумывали нечто звучное, высокопарное, а попросту непонятное. Поскольку народ в греческом был, естественно, не силен, брали за основу слова именно из этого древнего языка. Так появились Агапитов (‘любимый’); Акустьев (‘услышанный’), Аморский (‘несчастливый’), Аретинский (‘добродетельный’); Велтистов, Велтищев, Вельтищев (‘самый лучший’); Вианоров (‘сильный’); Дидимов, Дыдымов (‘близнец’); Евпсихеев (‘мягкосердечный’); Иссахаров (‘награжденный за труды’); Лампадов (‘светильник’); Неофитов (‘новообращенный’); Оров (‘гора’); Павсикаиев (‘отвращающий зло’); Паламонов, Палемонов (‘придумщик’); Паригорьев (‘утешитель’); Пародов (‘шествующий’); Пасикратов (‘всемогущий’); Пионов (‘богатый’); Пирров (‘рыжий’); Пистов (‘верный’); Полигнотов (‘хорошо известный’); Полиентов (‘похвальный’); Полихроньев (‘долговечный’); Проскоков (‘ожидающий’); Протов (‘первый’); Родопианов (‘с глазами, подобными розе’); Сосипатров (‘спасенный отцом’); Соссиев (‘невредимый’); Софотеров (‘мудрый’); Танаевский (‘длинный’); Тарахов, Тархов (‘волнующийся’); Тахистов (‘быстрый’); Тихиков (‘удачный’); Трифенин (‘роскошный’); Трихинский (‘волосатый’); Фермов (‘теплый’); Филадельфов (‘любящий’); Филологов (‘словолюб’); Филоматинский (‘с охотой относящийся к учебе’); Философов (‘любитель мудрости’); Фотов (‘светлый’); Фусиков (‘естествоиспытатель’); Харисогонов (‘златорожденный’); Харитин, Харитов (‘изящный, прелестный’). Впрочем, последние две фамилии могли иметь источником православное имя Харита, Харитина (от греческого ‘изящная’).

---
Екатерина Сергеевна Шелехова
Гаршины, Шелеховы, Пифиевы
Garshin, Shelekhov, Pifiev

valcha
Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24865
Регистрация: 2006
Рейтинг: 13084 

.Институт славяноведения РАН. Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. 2017 г.

Тема этой книги — история монашеских (иноческих) именований и переименований.

Авторы попытались ответить на вопросы: когда и как у инока менялось имя? на какой стадии духовного совершенствования это происходило? насколько обязательной была перемена имени? каким образом осуществлялся выбор имени? могло ли имя монаха последовательно меняться несколько раз? как бытовали иноческие имена? Работа основывается как на древнерусском, так и современном материале, и предназначена в первую очередь для филологов и историков.

Оглавление
От авторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

І. Общие предпосылки

1. Постановка проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Три степени монашества: рясофор, малая схима, великая схима . . . . . . . 11
3. Три вида пострижения: в рясофор, в малую схиму, в великую схиму. . . . 15
4. Изменение имени: всегда ли оно сопровождалась пострижением? . . . . . . 18

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика
1. Вопрошение имени у новопостриженного монаха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2. Когда происходит изменение имени? Противопоставление прежнего и нового имени в обряде монашеского пострижения . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

1. Вопрос о последовательном изменении имени при каждом пострижении. . . . 29
2. Изменение имени при пострижении в рясофор как поздний обычай на Руси. Вопрос об украинском влиянии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Казус Кирилла Белозерского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
4. Изменение имени при пострижении в рясофор у греков. . . . . . . . . . . . . . 36

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?. . . . 46

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема
Печерских . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский. . . . . 62
8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских
архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии
(Василисы). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в.. . . . . . . . . . . . . . . 77

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси. . . . . . . . . . . . 82
2. Сохранение мирского имени при постриге в России нового времени. Мена патронального святого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси. . . . . . . . . . 95

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

1. Две традиции выбора иноческого имени: по созвучию с мирским именем,полученным при крещении, или по календарю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
2. Почитание алфавита у греков и выбор иноческого имени. . . . . . . . . . . . 112

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

1. Общий принцип: имя выбирает совершающий постриг. . . . . . . . . . . . . . 116
2. Провиденциальные основы определения иноческого имени. Выбор по жребию. Рясофорное имя Паисия Величковского: Парфений или Платон?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120

VІІІ. Выбор схимнического имени

1. Выбор схимнического имени по созвучию с прежним иноческим именем (полученным в малой схиме) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
2. Возвращение в великой схиме к мирскому имени. Имеет ли место при этом возвращение к патрональному святому, полученному
при крещении?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
3. Сохранение в великой схиме прежнего иноческого имени (полученного в малой схиме). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
4. Сохраняется ли патрональный святой при сохранении монашеского имени в великой схиме?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

1. Обычай давать при постриге редкие имена (которые не даются при крещении). Относительность понятия редкого имени . . . . . . . . . . . . . . . 132
2. Новые иноческие имена, появляющиеся после реформ патриарха Никона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
3. Женские иноческие имена, образованные от мужских (имена мужских святых у инокинь) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
4. Южнославянские формы мужских иноческих имен после второго южнославянского влияния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

Х. Иноческие имена в быту

1. Сочетание иноческого имени с отчеством и фамилией. . . . . . . . . . . . . . . 145
2. Уменьшительные формы иноческих имен в нейтральном (непейоративном) значении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении. Самоуничижительная форма иноческого имени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен: казусы митрополита Климента Смолятича и Льва, епископа Ростовского в ХІІ в.. . . . . . . . . . 158
5. Прозвища монахов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
6. Монашеские литературные псевдонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
7. Монашеские инаугурационные имена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
8. Именование монаха мирским именем. Возвращение к мирскому имени при расстрижении. Мирское имя монаха в пейоративном значении; в нейтральном значении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187

Экскурс І.

Предсмертный постриг в Древней Руси
1. Предсмертный постриг в великую схиму в монастырях. . . . . . . . . . . . . . 203
2. Предсмертный постриг в великую схиму у мирян. . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
3. Предсмертный постриг в великую схиму в династическом контексте: конфликт с традицией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
4. Специфика свидетельств о предсмертном постриге у мирян. . . . . . . . . . 217

Экскурс ІІ.

Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

1. Постриг вдов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника. . . . . . . . 226
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака. . . . . . . . . . . 237

Экскурс ІІI.

Историографические мифы: мнимые схимнические имена . . . . . . . . . . . 246
Цитируемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Условные сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Указатель имен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
От авторов


Работа полезна для тех, кто разбирает Синодики и Помянники

---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 17 18 19 20 21 22
Модераторы: valcha, Geo Z
Генеалогический форум ВГД »   Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология »   Фамилии\имена лиц духовного сословия
RSS