Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Образование (обучение) в станицах и сёлах

Меня как учительницу волнуют вопросы образования. Как это было в прошлом?

← Назад    Вперед →Модератор: textbomba
textbomba
Модератор раздела
крепостная девка с богатой родословной :)

textbomba

Краснодар
Сообщений: 272
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 263
ЛИКБЕЗ В СТАНИЦЕ

Мой дед рассказывал, что его мать Фрося была малограмотной, но выучилась, когда ее муж попал на лесоповал. Муж писал письма, а Фрося бегала к соседке, чтобы та прочитала и написала ответ. Когда он об этом узнал, то поставил ультиматум: либо жена выучится, либо писем не будет. Еще не хватало, чтобы всякие соседки совали нос в его письма!..

Я очень хотела найти в архиве хоть что-то про ликвидацию безграмотности. На прошлой неделе мне повезло - я наткнулась на нужные документы и за два часа наконспектировала себе несколько страниц🔥👇

Вот как выглядели на Кубани пункты ликвидации неграмотности в середине 1920-х👇

*Были красная и черная доски (т.е. доски почета и позора). На них вывешивали фамилии «друзей грамоты», а также ее «врагов» и «дезертиров грамоты».

*Рядом с фамилиями «друзей грамоты» писали, в чем именно они отличились: обучил двоих неграмотных, вовлек в школу троих и т.д.

*Составлялся список всех неграмотных, в нем отмечали, кто пришел, а кто нет (непришедших активно журили).

*Размещались плакаты с призывами: «Грамотный, расскажи неграмотному!», а также мысли Ленина и Крупской о необходимости поголовной грамотности.

*Размещались письменные работы учащихся, которые показывали бы их «эволюцию» (по принципу: «у него сначала получалось не очень, а потом – отлично!»).

*Добавим сюда газету «Беднота», агитационные пособия, буквари, книги.

Население пахало-сеяло и не спешило в школу. Районное начальство думало, как стимулировать процесс. Вот его идеи:
▪пусть комсомольские и пионерские отряды ходят по дворам и убеждают малограмотных взрослых идти в ликпункт;
▪отправить агитаторов в самые массовые места: мельницы, исполком, больница;
▪устроить в ликпункте лотерею, чтобы привлечь внимание (ликпункт - это пункт ликвидации неграмотности);
▪по выходным устраивать чествования «героев грамоты», премировать активных званием «Борец за грамоту»,
▪при ликпункте открыть курсы кройки и шитья, чтобы привлечь девушек.

Такое рвение было связано с тем, что на дворе 1925-й год, а к 10-й годовщине революции (то есть к 1927) в стране хотели полностью ликвидировать безграмотность.

P. S. Крутая фактура для моей книги о предках! Я теперь знаю, в какой обстановке училась моя Фрося.
---
Мой телеграм-канал "Генеалогия и 27 моих фамилий" https://t.me/familii_predkov

КЛУБ "НАПИШИ О ПРЕДКАХ" https://elenabrozovskaya.ru/klub_predki
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модератор: textbomba
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник textbomba » Пшеничные » Образование (обучение) в станицах и сёлах [тема №153244]
Вверх ⇈