Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Наши Валдайские корни.

О том, что наши корни начинались в Новгородской области, я писала давно в очерке на Удомельском форуме «Путник». Сейчас у меня появилось больше данных, и я помещаю этот дополненный рассказ в дневнике на ВГД.

← Назад    Вперед →Модератор: Rufina
Rufina
Модератор раздела

Rufina

Киев
Сообщений: 1390
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8353
Наши Валдайские корни.
Недалеко от города Бологое на границе Тверской и Новгородской областей лежит одно из красивейших озер — Пирос. Уже само его название таит в себе загадку: по-гречески «пирос» означает «огонь». Откуда здесь взялось это название? Ответа пока нет. Существует только ряд легенд.
Пирос — озеро ледникового происхождения. Длина озера — до 12 км, ширина — 3-6 км. Площадь — 31,2 кв.км, максимальная глубина — 11,5 м.
..

Рис.1. Карта Новгородской области.

Рис.2. Озеро Пирос. Фото Гавриш Т.Г. 2012 год.

Художник Николай Рерих и озеро Пирос.
Озеро Пирос.не блещет той броской, изумительной красотой, которой славятся другие озёра. И уж тем более - его не сравнить с громадным Байкалом.
Но есть в нём что-то особенное. Что-то такое, что притягивает на его берега уфологов, язычников, толкиенистов - ну и, конечно же, просто туристов, любителей неброской и очаровательной русской природы. У этого озера своя энергетика. И я не поручусь, что она светлая. Берега, по большей части - топкие. Много змей, но и рыбы, кстати - тоже много. Само название озера, в переводе с греческого (если не ошибаюсь) означает "огонь". Но откуда такое имя взялось в наших краях - непонятно. На берегах этого озера жил писатель Виталий Бианки.
На берегах этого же озера, расположено село Рютино - которое принадлежало семье жены Николая Рериха. Именно здесь, знаменитый художник, философ-мистик, археолог и путешественник, Николай Рерих - впервые соприкоснулся с загадочным и "заболел" страстью ко всему непознанному.
В 1902 и 1904 году, Рерих участвовал в археологических раскопках на берегах озёр Шерегодро и Пирос, а также в бассейне реки Валдайки.
Раскопки были очень удачными, результативными.
Тогда у Рериха появилась первая известность - и желание впредь вновь и вновь соприкасаться со следами древних цивилизаций.
Озеру Пирос посвящены некоторые картины Николая Рериха.
В этот период Николай Рерих создал работы, связанные с изысканиями. В 1908 году в Заостровье на Пиросе была написана картина «Озеро Пирос. Камни».


Рис.3.К Н.Рерих. Озеро Пирос.Камни. 1908 г.

Эта любимая картина Елены Ивановны всегда висела в ее комнате Петербургской квартиры.
Здесь же, на Тверской земле, в селе Бологое в поместье князя Путятина, известного археолога и антрополога, познакомились Николай Рерих и Елена Шапошникова, его будущая жена. Сорок лет она сопровождала художника по жизни во всех начинаниях, каждый из этой пары будто дополнял другого. Благодаря духовной близости их союз привёл к совместным деяниям и творчеству.
В семье Рерихов выросли два сына: Юрий, ставший учёным-востоковедом и лингвистом, и Святослав, художник с мировым именем, общественный деятель. В 2001 году на берегу озера Бологое в память встречи Елены Ивановны и Николая Константиновича был установлен мемориальный камень — «Памятник любви». На камне — гранитная плита со словами Н. К. Рериха: «...В Бологом, в имении князя П. А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».
О жизни семьи Рерихов написано множество книг, их творческое наследие много-образно и уникально. Николай Константинович Рерих прославился как художник, писатель, историк и археолог, путешественник и философ. Не зря фамилия Рерих, имеющая скандинавские корни, в переводе означает «богатый славой».
Когда-то на родине отца Николая Рериха, в Ганзепоте, сказительница и ведунья предсказала семье Коли, что мальчик будет великим человеком. Всю свою жизнь Николай Рерих оправдывал это предсказание. Этот талантливый человек написал более семи тысяч картин, множество литературных и научных трудов, оставил потомкам ряд философских изысканий.


Озеро Пирос (Пирусс) , храм Петра и Павла и наши предки.
Люди издревле селились в этих местах. Вдоль озера расположено много сел. Есть и село Пирусс, хотя до 1917 года оно писалось как Пирос.
В селе Пирусс еще в начале 17 века стояла церковь. По преданию, на месте, где стояла деревянная церковь, ранее было языческое капище.
В 1757 году на месте деревянной церкви построили каменную церковь. Освятили храм в 1760 году, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков. Кроме главного придела, освятили еще два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Нила Столбенского. Величественный храм был виден с отдаленных берегов озера. Здание храма капитально отремонтировали и расписали в академическом стиле на средства помещика Дмитрия Казина.
Храм в Пиросе являлся приходским храмом рода Солоповых, из которого происходила
Игумения Таисия (1842-1915). В этом храме крестились ее предки, здесь они молились, исповедовались, причащались. Близ этого храма были погребены родители Игумении Таисии - Василий Васильевич Солопов и Виктория Дмитриевна (в девичестве - Пушкина). В этом храме молилась в детстве и юности и сама Игумения Таисия - тогда еще Мария Солопова. Для всех почитателей Дорогой Матушки этот храм является особой святыней, местом паломничества и поклонения.
Здесь начала свой подвижнический путь Таисия Леушинская, духовная дочь Иоанна Кронштадского. Именно здесь ей явилась Богородица и утешала. Впоследствии Таисия стала игуменьей Леушинской обители, которая теперь вместе с ее могилой (умерла матушка в 1915 году) оказалась на дне Рыбинского водохранилища.
В 1940 году храм апостолов Петра и Павла закрыли, а в годы Великой Отечественной войны его здание частично разрушили военные стоявшей здесь танковой части. Разрушение храма продолжили местные жители, которые разбирали его стены на кирпич для ремонта печей и других нужд. К концу ХХ в. храм оказался полностью разорен. Чудом уцелел основной объем с куполом и красивым кованым крестом. Храм стал убежищем для овец и коз, пасущихся вокруг него...
В 2000 г. начались работы по восстановлению храма.


Рис.4.Церковь Петра и Павла - Боровичский район - Новгородская область .Фото Гавриш Т.Гр.2012 год.

В 1720 году еще в деревянной церкви апостолов Петра и Павла Пиросского погоста Боровичского уезда Новгородской губернии служил дьячок Савва Никитин 1670 г.р. У Саввы было два сына Андрей и Яков. Андрей Савин был церковнослужителем при церкви. Потом он обвенчался с Евдокией Ивановной 1704 г.р. В семье появились дети. Известно только о двух дочерях этой пары - Мелании и Агриппине.
Старшая сестра - Мелания Андреева родилась в 1729 году. Вышла замуж за Григория Иванова 1728 г.р., который служил дьячком Вознесенского Березайского погоста, и уехала жить в этот погост, который сейчас называется Дубровкой.
Мелания Андреевна и есть наша Валдайская пра…бабушка
Младшая сестра - Агриппина Андреева родилась в 1739 году, обвенчалась с Иваном Евстигнеевым – дьячком церкви Петра и Павла Пиросского погоста, который служил в 1763 году уже в новой каменной церкви на берегу озера Пирос.


Схема наших предков, служивших в Петропавловской церкви возле озера Пирос в конце 17 века.
1 поколение.
1. Савва Никитин (1670 - уп.1722).
Дьячок церкви Петра и Павла Пиросского погоста Боровичского уезда Новгород-ской губернии. РГАДА. Ф.350. Д. 2111 л.917 (1720г.); Ф.350. Д. 2158. Л.179 (1722г.)
2 поколение.
2(1). Андрей Савин (1700/1712 -1763). Церковнослужитель в Петропавловской церкви..
Жена: Евдокия Иванова (1704 – уп.1763).
РГАДА. Ф.350. Д. 2111 Л.917 (1720г.); Ф.350. Д. 2158. Л.179. (1722г.); ГАНО. Ф.480.
Д. 1277. Л.19. (1763 г.).
3(1). Яков Савин (1719 г. - уп.1722 г).
РГАДА. Ф.350. Д. 2111 л.917 (1720г.); Ф.350. Д. 2158. Л.179 (1722г.)
3 поколение.
4(2). Мелания Андреева (1729 – уп.1782)
Муж: Григорий Иванов (1728 – уп.1795).
Дьячок Вознесенского Березайского погоста Валдайского уезда.
ГАНО. Ф.480. Д.1556. Л.305. (1776 г.).
5(2). Агриппина Андреева (1739 – уп.1776).
Муж: Иван Евстигнеев (1738 – уп.1776). Дьячок церкви Петра и Павла Пиросского погоста Боровичского уезда Новгородской губернии. Упом. в 1776 г.
ГАНО. Ф.480. Д. 1277. Л.19 (1763 г.) ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.293 (1776 г.).
4 поколение
6(5) Иван Иванович 1758 - уп.1776
7(5) Матрена Ивановна 1762 - уп.1776
8(5) Стефан Иванович 1765 - уп.1776
9(5) Ирина Ивановна 1768 - уп.1776
Дальнейшая Пиросская судьба племянников и племянниц нашей пра…бабушки Мелании Андреевой не изучалась.


А Меланию Андреевну муж Григорий Иванович привез в Вознесенский погост.

Рис.5. Церковь Вознесения Господня в Дубровке. Фото Гавриш Т.Г.2012 г.

Вознесенский погост или село Дубровка до революции входил в состав Валдайского уезда Новгородской губернии. Прежде назывался Вознесенско-Березайским, а позднее стал называться Вознесенским.

Вознесенский погост известен с 1495 года. В Новгородской Переписной оброчной книге Деревской пятины (Л.497) писали: «Березайский погост на Березае Волость великого князя Березайская Смерда на реце на Березае; а доход дают на Городище Архангельским попом».
«На погосте церковь Вознесение. На погосте ж: дв.попъ Борис, да.церковной дьякъ Федко, дв.церковной сторож Степанко, дв.проскурница Олисава, не пашут».

Село Дубровка ранее делилось на две части Большую и Малую Дубровку, часть Большой Дубровки примыкающая к церкви Вознесения Господня, называлось — селом Вознесенье.
В 1820-е - 30-е гг. на средства прихожан вместо обветшалой деревянной церкви 15 века построили Вознесенскую церковь с Никольским приделом. Каменная сельская приходская церковь была выдержана в стиле позднего классицизма с лаконичными объемными и декоративными формами. Церковь располагалась в западной части села Дубровки, на берегу р. Березайка.


Вознесенский погост (Дубровка) в Валдайском уезде и схема наших предков.
1-е поколение.
1. Иван Семенов(1665 - уп.1722). Священник Вознесенского погоста Валдайского уезда Новгородской губернии.
РГАДА. Ф.350. Д. 2111 л.914 (1720г.); Ф.350. Д. 2158. Л.180 (1722г.)
2-е поколение.
2(1). Иван Иванов 1-большой (1700 – уп.1776).
Священник Вознесенского погоста Валдайского уезда Новгородской губернии.
. РГАДА. Ф.350. Ф.350. Д. 2158. Л.180 (1722г.); ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.).
3(1). Афанасий Иванов (1710 – уп.1722)
РГАДА. Ф.350. Д. 2111 л.914 (1720г.); Ф.350. Д. 2158. Л.180 (1722г.)
4(1). Иван Иванов 2 (1711 – уп.1722).
. РГАДА. Ф.350. Ф.350. Д. 2158. Л.180 (1722г.);
3-е поколение.
5(2). Григорий Иванов (1727 – уп.1795). Дьячок Вознесенского погоста Валдайского уезда Новгородской губернии, сын «онаго погоста священниковъ сынъ,».
Жена: Мелания Андреева. Род. в 1730 уп.- г. Дочь Андрея Савина- церковника церкви .Петра и Павла. Пиросского погоста.
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.). Ф.480. Д.1824. Л.88-89 (1795 г.).
4-е поколение.
6(5). Иван Григорьев (1754 –уп.1795)
Пономарь, с 1790 г. диакон Вознесенского погоста.
Жена: Ксения Васильева ( 1755 – уп.1830)
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.); Д.1824. Л.88-89 (1795 г.).
7(5). Мария Григорьева – 1 (1755 – уп.1776).
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.).
8(5). Акилина Григорьева (1757 – уп.1776).
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.).
9(5). Мария Григорьева -2. (1760 – 5.06.1821).
Муж: Егор Вонифатиев (3.11. 1761- 13.8.1833). С 1787 года диакон Млевского погоста Вышневолоцкого уезда.

ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.). .); Ф 312 . Оп.6. Д.131. Л.128 (1795 г.);
Д.238. Л.56 (1815г.); ГАТО. Ф.160. Оп.1. Д.14373. Л.567об. (1821 г.).
10(5). Василий Григорьев (1768 -уп. 1776)
Студент Новгородской семинарии.
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.).
11(5). Петр Григорьев (1772 – уп.1776).
ГАНО. Ф.480. Д.1558. Л.305 (1776 г.).
5-е поколение.
12(6). Стефан Иванович (1788/91 – уп. 1830) Пономарь Вознесенского погоста.
Жена: Елена Федорова .Род.в 1789 г.
ГАНО. Ф.480. Д.1824. Л.88-89 (1795 г.); Д.12600. Л. 30 об; Д.2812. Л.103 (1830г).
13(6). Иван Иванович (1795 – уп.1823). Диакон в г.Кременчуг. Украина.
ГАНО. Ф.480. Д.1824. Л.88-89 (1795); Д.12600. Л.30 об.(1823).
6–е поколение

12). Анна Стефановна род. в 1809г.
15(12). Агрипена Стефановна род. в 1811г.
16(12). Елизавета Стефановна род. в 1817г
17(12). Федор Стефанович род. в 1823г.

В 1720 году служил в Вознесенском погосте Валдайского уезда 55-летний священник Иван Семенов . Известно, что в 1722 году было у него три сына - Афанасий, Иван-большой и Иван -меньшой.
После смерти Ивана Семенова священником Вознесенской церкви назначили его сына Ивана-большого.
Дьячок Григорий Иванов был сыном Ивана Иванова-большого и внуком священника Ивана Семенова.
В 1795 году в церковных ведомостях о Григории Иванове пишут так: «престарелый и болесный дьячок Григорий Иванов 70 женат онаго погоста священников сын, был пономарем и дьячком за старостию и болезнями на пропитании сына диакона Ивана».
В семье дьячка Вознесенского погоста Григория Иванова и Мелании Андреевой из Пироса родилось три сына: Иван, Василий, Петр и три дочери: Акилина и две Марии.
Известно, что старший сын - Иван Григорьев служил пономарем, затем много лет диаконом при Вознесенском погосте. Там же служили дети и внуки Ивана Григорьева.
Младшая дочь Григория Иванова и Мелании Андреевой - Мария Григорьевна - 2 вышла замуж за диакона Егора Вонифатьева – сына священника Вонифатия Евфимова из Георгиевского Млевского погоста. Это наши прямые предки. О них будет написано в разделе Млево.





---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Лайк (3)
Petrov-Sukharev
Новичок

Сообщений: 6
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 16
Здравствуйте, раздел "Млево" ещё не вызрел ?

С уважением
Rufina
Модератор раздела

Rufina

Киев
Сообщений: 1390
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8353
Здравствуйте! О Млево я написала 10 лет назад. Я не печатаю этот рассказ на ВГД, так как не хочется в интернете повторяться.. А повествование о моих предках во Млево написано в интернете на форуме "Путник".
Млево относится к Вышневолоцкому району. Я много лет назад, еще живя Киеве, связалась с местными краеведами, и в 2012 году они меня возили на машине по церквям в моих родовых селах: Городолюбля. Леонтьево. Хотилово. Млево. Очень благодарна всем за такое потрясающее путешествие. Потом я стала посылать свою инфу на форум "Путник" Алеше Крючкову.
Наберите в Гугле "Вышневолоцкий уезд форум "Путник". Мое изложение называется "О моих предках церковнослужителях Тверской губернии". Думаю, Вы найдете. Сейчас я пытаюсь оформлять свои наработки в виде книги. Ох, нелегкая эта работа. С уважением, Татьяна.
---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Лайк (3)
Petrov-Sukharev
Новичок

Сообщений: 6
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 16
>> Ответ на сообщение пользователя Rufina от 12 февраля 2024 16:57

Спасибо, пополнил искомый материал.

← Назад    Вперед →Модератор: Rufina
Вверх ⇈