Мой дед, Толеугали Усенулы, родился в Китае (гор Чугучак/совр. Тачэн) в 1936 году. Затем попал в местный детдом. В 1955 за ним приехал один из родственников и сообщил - собирайся. мы едем обратно - в Советский Союз. И он поехал. Его мать с детьми вернулась позже - в 1961. Все вместе осели в Урджаре (ВКО).
***
1930е - Коллективизация -> отток местного населения в Синьцзян.
К моменту образования КНР (1949г) в ее пределах проживало более 4
20 тыс. казахов, из которых около 418 тыс. в Синьцзяне, составляя 9% от населения. В Синьцзяне казахи кочевали главным образом в районах Алтайского, Илийского и
Тарбагатайского (Чугучакского) округов, на долю которых приходилось 3/5 всех казахских кочевий. Как правило, кочевья казахов строились по родовому признаку, поэтому изучение вопроса об их численности и размещении необходимо, на наш взгляд, рассматривать именно с этих позиций.
Все проживающие на территории КНР казахи в родовом отношении принадлежат к племенам двух казахских жузов: Улы - и Орта-жузу. Из числа многочисленных племен этих жузов на территории КНР осели: суван, албан, дулат (Улы-жуз): аргын, керей, найман, уак (Орта-жуз). Наиболее многочисленными из них являлись племенные союзы керей и найман. Первый в большей своей части кочевали в Алтайском, Тарбагатайском и Урумчинском округах, вторые - в Илийском округе и частью в поясе
Урумчи-Чугучак, Албаны имели свои кочевья в долинах рек Кунгес, Текес, Каш в Илийском округе, соседствуя с найманским родом кызай. Причем не все племена вышеуказанных племенных союзов имели свои кочевья на территории КНР. Согласно данным, опубликованным в работе Фань Пу, из племенного союза керей на ее территории проживали двенадцать казахских родов, принадлежащих племени абак, а из числа найманских родов -
рода булатчи, мамбет, туртуыл, кара-керей и кызай.
1940е гг: стихийные несанкционированные массовые переходы советско-китайской границы
1950е гг: в СССР произошли кардинальные изменения во внутренней и внешней политики. -> миграционная политика. В эти годы встал вопрос о привлечении дополнительной рабочей силы из-за границы, в том числе Китая. Экономические интересы поставили на повестку дня вопрос о продолжении репатриации. В стране начиналась массовая акция по освоению целинных и залежных земель в Казахстане, на Урале и в Сибири.
В 1955 году около 200 тысяч, в большинстве своем казахи и уйгуры, проживавшие в Синьцзяне, запросили гражданства и репатриации в СССР, в том числе в Казахстан.
Далее - рост напряженности среди населения в связи с ожиданием выезда в СССР -> ряд ответных шагов властей СУАР, суть которых сводилась к оспариванию гражданства выезжающих.
С 1956 года окружные отделы МИД КНР перестали давать документы на выезд членам семей советских граждан – уроженцам Китая, не успевшим ранее получить советский заграничный вид на жительство, а лица без гражданства стали считаться де-факто гражданами КНР. Решение китайской стороны стало определяющим фактором. Фактически она предоставляла право выезда только лицам, у которых были на руках советские заграничные виды на жительство, преимущественно русским по национальности, в том числе не имеющим постоянной работы.
В ноябре 1959 года китайские власти высказали пожелание, чтобы репатриация больше не производилась. И именно в эти годы осуществляется плановое переселение в СУАР ханьцев.
Одним из проявлений этой политики явилась отмена арабского алфавита у казахов и перевод их на латинизированную письменность, в основу которой был положен китайский фонетический алфавит. Решение по данному вопросу было принято Народным правительством СУАР в марте 1960 года. Главным содержанием этой реформы было предупреждение роста национального самосознания у крупнейших оппозиционно настроенных по отношению к ханьцам этносов СУАР – уйгуров и казахов. В 60-е годы в Синьцзяне проживало уйгуров – 4 004,1 тысячи человек, казахов – 487,4 тысячи человек. Все это привело к вспышке недовольства неханьских народов.
Весной 1960 года Синьцзян охватил голод, в этот период от нехватки еды умерло около 7 тысяч человек. Все эти факторы стали причинами массового перехода советско-китайской границы.
– С начала 1960-х годов миграция стала приобретать стихийный характер. Около 200 тысяч человек, в большинстве своем казахи и уйгуры из Синьцзяна, настаивали на предоставлении советского гражданства и репатриации в СССР, в том числе в Казахстан. Китайская сторона выразила недовольство, и советское правительство решило официально завершить репатриацию. В октябре 1960 года по Синьцзяну прошла агитационная кампания против выезда в СССР, в ходе которой выдвигались территориальные претензии к СССР в отношении Казахстана и Киргизии, начались политические преследования лиц, продолжавших настаивать на выезде в СССР.
В начале 1962 года местные власти СУАР полностью прекратили выдачу разрешений на выезд в СССР советским гражданам. 29 мая 1962 года в Кульдже китайские чиновники организовали расстрел пришедшего в городской комитет партии с просьбой о предоставлении выездной визы в СССР (Ининский инцидент). Все это толкнуло доведенных до отчаяния людей к массовому бегству из Синьцзяна. По архивным данным, в апреле – мае 1962 года самовольный переход границы, без визы совершили 16 606 семей (71 796 человек), которые были расселены в приграничных областях Казахстана. В конце мая 1962 года самовольный переход границы был прекращен.
Китайская сторона пыталась обвинить советские власти в том, что они принимают нарушителей границы.
CЫРОЕЖКИН К.Л. КАЗАХИ В КНР: ОЧЕРКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
https://www.caravan.kz/gazeta/...an-512333/http://bibliotekar.kz/chitat-k...stori.htmlhttp://sibistorik.narod.ru/project/modern/018.html