Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ямская слобода, города Воронежа

История и формирование слободы, изучение генеалогии фамилий, людей проживавших в ней, размещение любой информации связанной с данной слободой.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модератор: Filonov
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
Ямская слобода в Воронеже появилась в конце 16 века, с начала организации в Воронежском крае "ямщины" - почтовой службы, которая включала слободу ямщиков и ямскую дорогу с промежуточными селениями "ямами" (станами)на ней. Сословие ямщиков находилось на государственной службе, получало жалование и имело привилегии: освобождение от податной подати и рекрутства. выделение участка леса для хозяйственных нужд, земли для вспашки и выгона для пастбища. В ямщики брали зажиточных крестьян, способных держать не менее тройки лошадей за свой счет.
С 1624 года слобода находилась западнее крепости среди слобод служилых людей. По данным на 1650 год, слобода располагалась в районе Воскресенской церкви, от которой шла дорога на Москву (улица Карла Маркса). При Петре I дорога была исправлена, на ней установили верстовые столбы
В соответствии с регулярным планом города 1774 года Ямская слобода была размещена за новым городским валом, вдоль современной улицы Плехановской, от улицы Кольцовской до Заставы. Тридцать два дома располагались с обеих сторон дороги, являвшейся слободской улицей. В начале ее, у вала (улица Кольцовская), располагались кузницы (их было около 20), в конце находилась главная городская застава с тумбами и шлагбаумом (площадь Застава). За заставой главная дорога разветвлялась, устремляясь на север, - к Задонску (далее в Тулу и Москву) и на запад - к Землянску. К югу от слободы отводилось место для беднейших жителей города, которые не могли отстраиваться по заданному городскому стандарту
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
В течение долгих лет городские ворота символизировали две увенчанные орлами пирамиды высотой 7-8 метров, поставленные в 1796 году по сторонам Московской дороги. На пирамидах со стороны въезда в город были укреплены алебастровые щиты с надписями "Город Воронеж.От Москвы 515 вёрст, от Санкт-Петербурга 1243 версты". Располагались они на нынешней площади Заставы

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
2.

Прикрепленный файл: attachment.jpg
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
Разобраны в 1929 году.

Прикрепленный файл: 2.jpg
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
На протяжении нескольких десятилетий Ямская слобода была окружена свободными загородными территориями. Севернее слободы размещалось лишь городское кладбище. Несмотря на то что на кладбище в первой трети XIX века были построены две церкви, приходской для слободы оставалась городская Воскресенская церковь (улица Орджоникидзе, 19-а).

К середине XIX века в слободе были две улицы, параллельные Пограничной (современные Войкова и III Интернационала) и три улицы, параллельные Ново-Московской. На выгонах южнее слободы (за современной улицей 9 Января) располагались ветряные мельницы. В 1858 году на свободной территории, севернее заставы, был выстроен тюремный замок, заменивший тюрьму на Острожном бугре.

В конце 1860-х годах освоение окружающих Ямскую слободу территорий было связано со строительством станции Козлово-Воронежской железной дороги (станция Воронеж-I). Появление более скоростного транспорта понизило значение Ямской слободы.
В 1869 году ямщики были уравнены окончательно в правах с прочими крестьянами (частичные привилегии действовали до 1857 года). В конце XIX века конная почтовая связь продолжала существовать наряду с железнодорожной и телеграфной связью в измененном виде (с 1885 года были учреждены «вольные почты с неограниченным количеством лошадей на каждой станции», дорога с середины столетия была «шоссирована»). В связи с уменьшением потребности в ямщиках в слободе появились промыслы: вязание шерстяных чулок (здесь было два чесальных стана) и обработка металла. В кузницах Ямской слободы (их насчитывалось 30) не только подковывали лошадей, но и изготавливали бытовые и сельскохозяйственные орудия и несложные механизмы. Работа признавалась достаточно качественной, и часть продукции приобреталась купцами Самофаловым и Веретенниковым для продажи в магазинах. Из ремесленников набирались рабочие железнодорожных мастерских при станции Воронеж.

К концу XIX века севернее Ямской слободы значительно расширился кладбищенский комплекс: рядом с Чугуновским (Вознесенским) кладбищем появились Немецкое, Больничное и Военное. Между кладбищами и станцией Воронеж-I сформировалась складская зона, которая соединялась с железной дорогой отдельной веткой. Вблизи станции Воронеж-I возникло мельничное производство (вдоль переулка Мельничного). После продления железной дороги до Курска к западу от Ямской слободы образовалась обширная товарная станция Воронеж-II (Курский) с поселком для железнодорожников.

Функционирование двух крупных железнодорожных узлов привело к увеличению населения и расширению Ямской слободы: на рубеже столетий ее население составляло 3 283 человека, проживавших в 472 дворах.


---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
В начале XX века основу регулярной планировки Ямской слободы составляли три протяженные улицы (современные Войкова, III Интернационала и Донбасская) и восемь поперечных. Из коротких поперечных улиц, параллельных Ново-Московской (современной Плехановской), со стороны Чугуновского кладбища находились Средне-Московская и Миллионная улицы, а с другой стороны - пять номерных Беговых улиц. Среди формировавшихся у линии железной дороги кварталов сохранялась площадь Заставы и так называемый заставный дом со столбами по обеим сторонам улицы. От станции на Ново-Московской улице через переезд по Задонскому шоссе два раза в сутки ходил дилижанс до Задонска. В этот период Ямской слободой именовалась обширная территория между Пограничной (улица Революции 1905 года) улицей, двумя железнодорожными станциями и Большой Девицкой (улица 9 Января) улицей. За слободой числились также комплекс скотобойни на улице Пирогова (сохранился дом № 52) и больница с родильным приютом. Застройка разросшейся слободы почти слилась с городом. Ее
жители по занятиям мало отличались от городских. Промыслы, кроме распространенного среди крестьян выращивания ягод, уже не упоминаются в хрониках. Застройка была преимущественно деревянной, но состоятельные владельцы имели кирпичные дома. На улице Ново-Московской находилось Ямское сельское правление. В слободе имелись земская школа и библиотека. В 1910 году у нового привокзального поселка (станция Воронеж-II, Курский), в сторону которого развивалась слободская застройка, построили земскую школу (улица 40 лет Октября, 33; улица Донбасская, 15).

Импульс дальнейшему освоению территории был дан милитаризацией промышленности города в начале империалистической войны. К югу от станции Воронеж-II у дороги на Девицу был основан кабельный завод А.Н. Петичева (улица 9 Января, 68). К западу от станции Воронеж-II рядом с Задонским шоссе построен переведенный из Риги машиностроительный, литейный и котельный завод «Рихард Поле» - самое крупное в Воронеже предприятие этого периода. В годы гражданской войны его сооружения наряду с железнодорожным узлом оказались в зоне активных военных действий.
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
В 1924 году Ямская слобода была присоединена к городу. В 1930-х годы осуществлялась программа промышленного развития правобережной части Воронежа, закрепившая заложенное в дореволюционные годы направление роста городской территории на север: рядом с заводом им. Коминтерна (бывший «Рихард Поле») возник завод «Красный сигналист», производивший оборудование для эксплуатации железных дорог. Он был вскоре преобразован в радиозавод «Электросигнал», который выпускал получившие широкое распространение детекторные приемники. Подобных предприятий в стране было тогда только два - в Москве и Ленинграде. К востоку от Задонского шоссе был построен ацителеново-кислородный завод, который выпускал продукцию для сварочных работ и газовой резки металла. В 1938 году на пересечении улицы Плехановской с железнодорожной линией соорудили виадук. Рядом с ним, к югу, разместилась поликлиника. На реконструированном и расширенном заводе имени Коминтерна, обладавшим высококвалифицированными кадрами специалистов, в начале 1941 года перед Великой Отечественной войной была начата разработка конструкции ракетной установки «Катюша».

В начале войны, до эвакуации, все промышленные предприятия этого района города перестроились на выпуск военной продукции. С июля 1942 года в районе ипподрома и аэродрома, на улице Плехановской и у железной дороги велись бои. Сильно разрушенные предприятия начали восстанавливать в 1943 году.
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
Ныне основная часть бывшей Ямской слободы входит в состав Центрального и Ленинского районов города, а территория вдоль бывшего Задонского шоссе (Московского проспекта) относится к Коминтерновскому району. Территория Ямской слободы в результате реконструкции 1980-х годов в значительной мере утратила первоначальную планировочную структуру и масштаб застройки XIX - начала XX века. Сохранилось направление улиц, а также место бывшей заставы - площадь Застава. Завершается снос старых зданий слободы.


Часть плана Воронежа 1949 года, на ней Ямскую слободу можно очертить по улицам Промышленная, Кольцовская, Мельничный пер. Донбасская.

Прикрепленный файл: 71d9a1f51a09 - копия.jpg
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
На данный момент Ямскую слободу можно очертить современными улицами Свободы, Кольцовской, Мельничным пер. ул. Донбасской, центрально-осевой улицей слободы, как и раньше осталась Плехановская, одна из главнейших магистралей города. Теоретически к Ямской слободе можно так же отнести небольшой "пятак" имеющий современные очертания по ул. Девицкий выезд, Революции 1905 года, Свободы и Кольцовская, а так же небольшая часть улицы Пирогова и Бахметьева.
До Революции, а так же до 1940 года,многие улицы носили свои исторические названия, которые присваивались по фамилиям первых поселенцев, обосновавшихся здесь, или по каким либо другим ,историческим и топонимическим привязкам на местности. В советское время, все резко изменилось, и на данный момент, ряду исторических улиц, присвоены не чем не обоснованные названия.

ул. Плехановская - бывшая Большая Московская (Ново Московская) когда речь заводили о Большой Московской, в первую очередь подразумевали ее городскую, а не слободскую часть.Она образовалась в 1770-х годах. Ее прокладывали по генеральному плану 1774 года как новую просторную улицу, как центральный и самый широкий луч планировочного «трезубца», выводивший из исторического центра Воронежа за пределы города и вливавшийся в дорогу на Москву.Большая Московская заканчивалась у Заставы, упираясь в кирпичные обелиски. Участок от Пограничной улицы до Заставы считался пригородным. Он относился к Ямской слободе, служил ее главной улицей. Среди тамошних домовладельцев представители коренных ямских семей - Копёнкины и Паньшины, а также наиболее состоятельные слободчане Павловы, Родных и другие. Там же находилось правление Ямского сельского общества (в квартале нынешней школы № 35). В 1911 году вблизи здания правления, на месте бывшего общественного колодца (вероятно, возле перекрестка с Пограничной) открыли памятник императору Александру II. По преданию, из этого колодца поили лошадей Александра в 1837 году, когда он, еще не государь, а наследник престола, посещал Воронеж. Скульптура была изготовлена на средства жителей слободы из огнеупорной глины, на местном кафельном заводе крестьянина М. И. Павлова. В это время широко отмечалось 50-летие со времени отмены крепостного права, и во многих селах и слободах губернии появлялись подобные памятники «царю-освободителю». А основным источником воды в Ямской слободе тогда был уже не старый колодец. На Большой Московской, вблизи Заставы, действовала конная водокачка, принадлежавшая крестьянину М. И. Еремину. Вообще у Заставы была сконцентрирована торгово-предпринимательская жизнь слободы: работали пекарня, пивная, несколько лавок. Там же размещалось подворье земской почты.Большую активность демонстрировали купцы Паньшины и крестьяне Копёнкины, их промыслы отчасти напоминали о ямщицком деле их предков. Василий Копёнкин держал «контору сообщения с Задонском при помощи дилижансов» в своем доме левее Северного банка, в том квартале, где теперь магазин «Детский мир». Его брат Виктор имел несколько домов в квартале напротив (на углу с Никитинской одно из зданий арендовала конфетная фабрика «Рамонь»). Другие родственники содержали кузницу на пересечении с Кольцовской. А коннозаводчики Паньшины располагали зданиями за Кольцовской, на нынешней нечетной стороне Плехановской. В 1910-х годах И. Н. Паньшин имел там для продажи лошадей несколько конюшен и манеж. На окраинных, малопрестижных кварталах, в традициях дореволюционного города устраивались благотворительные заведения для бедных жителей. Вблизи конюшен Паньшина, у перекрестка с Кольцовской, на месте здания № 52 по этой улице находился городской ночлежный приют. В 1889 году на его базе был основан Дом трудолюбия, где неимущие, немощные или бездомные люди получали возможность заработка, занимаясь несложными ремеслами. Они изготовляли картонные коробки, чемоданы, канцелярские принадлежности. Полноправная деятельность Дома началась в 1894 году. В том же квартале, ближе к границе города, к улице Пограничной (теперь ул. Революции 1905 года) работал филиал публичной библиотеки, носивший имя А. С. Пушкина. Общественность создала его в начале 1900-х годов специально для окраинных жителей. А ближе к центру города Мариинское попечительство построило в 1901-1902 годах обширное здание училища слепых (ныне дом № 29).27 августа 1918 года городской участок Большой Московской переименовали в улицу Плеханова (к 1920-х годам название уже преобразовалось в форму притяжательного прилагательного: Плехановская). Так увековечили память о видном социалисте, основателе и теоретике русской социал-демократии Георгии Валентиновиче Плеханове (1856-1918). В 1866-1873 годах он учился в Воронежской военной гимназии (так некоторое время назывался Кадетский корпус). Впоследствии, в 1879 году, приезжал в Воронеж на съезд организации «Земля и воля», который тайно проходил на речных островах в районе «Шлюза», а затем в Ботаническом саду и Архиерейской роще.В войну сильно пострадал участок от Кольцовской до Заставы, местами деревянные дома бывшей Ямской слободы выгорели полностью. В 1940-е годы оставшиеся без крова воронежцы рыли на свободных местах землянки. Сохранились такие фотографии: вскоре после освобождения города от гитлеровцев уже пошли трамваи к Заставе, а домов еще не видно - лишь из-под земли торчат трубы временных примитивных жилищ. Вообще многие довоенные жители Воронежа стали возвращаться в родной и любимый город сразу же после ухода оккупантов, несмотря на то, что жить в нем было негде. Но они приспосабливали для ночлега и подвалы, и просто руины, и не зря верили в скорое возрождение улиц. К 1960 году разрушенная часть Плехановской уже неузнаваемо изменилась. «Вместо низких одноэтажных и двухэтажных небольших домиков бывшей Ямской слободы здесь выросли целые ансамбли капитальных домов с сотнями благоустроенных квартир... И дома, и деревья между ними и вдоль тротуаров создают стройный, широкий и прямой проспект», - писал архитектор Н. В. Троицкий.
---
Filonov
Модератор раздела

Filonov

Воронеж
Сообщений: 378
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 200
ул. Средне Московская Образовалась в XVIII веке. Прокладывалась по генеральному плану 1774 года. Была названа Средней Московской, поскольку размещалась между Новой Московской, или Большой Московской (ул. Плехановская) и Старой Московской (Карла Маркса). Старая Московская проходила в направлении старой дороги на Москву, Новая Московская - новой. Во второй половине XIX века в официальное употребление вошло сокращенное название «Средне-Московская».
Северо-западное продолжение улицы формировалось позже основной ее части: участок от Кольцовской до улицы III Интернационала - в первой половине-середине XIX века, а конечный отрезок до поворота на Заставу (до здания следственного изолятора, бывшей губернской тюрьмы) - во второй половине того же столетия. Кварталы от улицы Революции 1905 года до Заставы прежде находились за пределами городской земли, в Ямской слободе.
Сегодня Средне-Московская - единственная крупная улица центральной части города, сохранившая название XVIII века.
пер. Мельничный Возник в последней четверти XIX века на территории Ямской слободы. Название переулка связано с находившейся здесь паровой мельницей «Второго товарищества русских мукомолов».
Предприятие было основано в 1889 году, заново переоборудовано в 1911-м. В состав товарищества входили купцы Д. Г. Самофалов, А. Н. Безруков, А. И. Тюриков. В октябре 1918 года мельницу национализировали и передали в ведение Губсовнархоза. Предприятие не изменило своего профиля и по сей день; оно продолжает функционировать в значительно перестроенном и реорганизованном виде. В 1990-х годах преобразовано в акционерное общество, его современное название - Мукомольный комбинат «Во- ронежский». На красной линии переулка сохранилось дореволюционное складское здание, относившееся к мельнице, а ныне занятое, большей частью, учреждениями (д. № 24/24-а).
В 1923 году переулок был переименован в Мельничную улицу, но «звание» улицы не прижилось. В 1962 году в состав переулка вошла улица Девятый путь (рядом с ней проходил девятый по счету станционный железнодорожный путь; в конце XIX - начале XX века это название распространялось и на часть нынешней улицы Чайковского).
---
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модератор: Filonov
Вверх ⇈