"На войне музы могли жить по совместительству"
Северо-Западный фронт
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
14 июля 2018 2:23 13 октября 2021 19:00 Бялик Борис Аронович Борис Аронович Бялик (5 [18] октября 1911, Киев — 29 сентября 1988, Москва) — советский литературовед и литературный критик, сценарист. Специалист по творчеству Максима Горького. Член Союза писателей СССР (1934). Окончил Куйбышевский педагогический институт (1932), аспирантуру Государственной академии искусствознания (1936); доктор филологических наук (1947), профессор (1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1981). Участник финской кампании, Великой Отечественной войны. Призван Свердловским РВК г.Ленинграда 22.06.1941; майор. На СЗФ в звании батальонного комиссара с начала войны по октябрь 1943. Работал в газете СЗФ "За Родину", с мая 1942 в газете 1 Ударной армии "На разгром врага". В 1941 году вступил в ВКП(б). Военкор-писатель ряда фронтовых газет. Награды: ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды, орден Дружбы народов, медаль «За взятие Кенигсберга», медаль «За боевые заслуги» (Финская кампания) Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
25 июля 2018 2:31 14 октября 2021 18:32 Ванагс Юлий Петрович Юлий Петрович Ва́нагс (латыш. Jūlijs Vanags; 25 июня (8 июля) 1903, Меднинская волость — 12 октября 1986, Рига) — латышский советский писатель, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1953). Член КПСС с 1963 года. Литературную деятельность начал в 1927 году. В 1941 написал (совместно с Ф. Рокпелнисом) пьесу «Они проложили путь» о борьбе латышского народа за Советскую власть и либретто оперы «Рута» (поставлена в 1943 году). В пьесе «Встреча на берегу» (1948) показал восстановление промышленности и рост социалистических познаний людей Советской Латвии. Пьесы Ванага ставились в рижском Художественном театре, в других театрах республики. Также работал как кинодраматург: сценарии «Весенние заморозки», «За лебединой стаей облаков» и др. Сборники стихов: «Глубокая пахота» (1950) «Горькие цветы» (1960) «Поэзия» (1973) «Вспомни, молодость моя» (1976) Пьесы: «Они проложили путь» (1941) «Встреча на берегу» (1948) Сценарии к кинофильмам: «Весенние заморозки» «За лебединой стаей облаков». ЛитМир - Электронная Библиотека > Ванагс Юлий Петрович > Большие дела маленького Микиня > Стр.1 http://www.litmir.me/br/?b=129680&p=1Во время Великой Отечественной войны - сотрудник газеты СЗФ, награжден Орденом Отечественной войны 2 степени. Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
25 июля 2018 23:22 25 октября 2021 22:32 Фибих Даниил Владимирович  Писатель-публицист Даниил Владимирович Фибих (Лучанинов) родился 5 апреля (по ст. стилю) 1899 года в городке Кола Калишской губернии, входившей в Царство Польское, бывшее составной частью Российской империи. Когда подошел гимназический возраст Даниила, его родители решили, что ему нужно получать образование в Пензе. В гимназии Даниил провел десять лет. Вначале он посещал занятия наравне со своими сверстниками, а потом начал заниматься самообразованием и стал «экстерном». Причиной было его сильное заикание, мешавшее нормальному общению и обучению. Вероятно, это обстоятельство и подогрело его склонность к почти каждодневному писанию дневников, уединенному общению с книгами, неспешному обдумыванию прочитанного. «Я всюду таскаю за собой записную книжку, не потому, что подражаю этим великим писателям, а так как чувствую попросту потребность записывать все это» (запись в дневнике от 23 ноября 1915 года). Читал он много, беспорядочно, забывая обо всем на свете. И все больше в нем вызревает убеждение, что в будущем он будет только и исключительно — писателем. С 1919 года Фибих сделался постоянным сотрудником пензенской газеты «Красное знамя». Отныне навсегда определился его жизненный путь: журналистика, а в дальнейшем — литература. В 1921 году Фибих расстался с Пензой, уехав в Москву, где сразу же поступил на работу в «Известия ВЦИК». 1920-е годы были для начинающего писателя и журналиста достаточно плодотворными. Он уходит из «Известий», становится «свободным литератором», ездит по стране, собирает материалы о социалистическом строительстве, индустриализации, о том, как приходит «новая жизнь». «В страну гор» (так назывался его очерк о Дагестане), публикуется в журналах «Знамя», «Октябрь» и «Новый мир». Помимо очерков и репортажей в центральных газетах, он печатает повесть «Святыни» (1926), сборник рассказов «Апельсиновые гетры» (1927). Пробует он себя и в драматургии. Его пьеса «Поворот» идет на сцене МХАТ и театра Вахтангова (1930). В 1931 году в свет выходит первая значительная вещь Фибиха — роман «Угар». Его перепечатало берлинское издательство «Петрополис». Книгу заметили и Париже. Один из лучших критиков русской эмиграции Георгий Адамович, который вел литературные обзоры в милюковских «Последних новостях» (см. «Последние новости». 1931/8 января), посвятил ей отдельную небольшую рецензию. В 1934 году Фибих становится членом Союза советских писателей. В предвоенные годы у него выходит роман «Родная земля» о германской интервенции 1918 года. С успехом шла на московской сцене пьеса «Снега Финляндии». В начале Великой Отечественной войны 42-летний Фибих в числе других просится на фронт. Но его не берут в Действующую армию: он не годен по здоровью — плохое зрение. Тогда он становится добровольцем. Мобилизованных писателей влили тогда в 8-ю Краснопресненскую ополченскую дивизию, которая была брошена под Ельню и почти вся полегла там. Фибиху «повезло»: в пути его скрутил приступ малярии, который врачи приняли за тиф, и он срочно был отправлен назад, в Москву. А пока он болел, прошла паника первых дней войны, и писателей начали направлять на фронтовую работу по специальности. Так Фибих попал в армейскую газету «На разгром врага» Северо-Западного фронта и в газету 53 армии "Родина зовет". Для сбора материала ему приходилось часто бывать на передовой линии фронта, в попеременно наступавших и отступавших частях в самые тяжелые дни 1941–1943 годов. Он был контужен, но все равно продолжил свою работу фронтового журналиста. В этот период им было написано немало рассказов и очерков на военную тему, публиковавшихся во фронтовой печати, а также в «Известиях». Интендант 2 ранга Фибих был награжден медалью «За боевые заслуги». Везде вел Фибих свои дневники - на передовой, в землянках, под бомбежкой, в тыловом затишье. Писал, как правило, ночью, фиксируя только что виденное и пережитое. Он записывал фронтовые успехи и неудачи, быт и настроения в армии, судьбы и нравы людей, а также все то трогательное, горькое, страшное и трагическое, чем всегда изобилует война. Фибих видит и перспективы войны, ее конечный результат — победу, но помнит и сожалеет о цене: «Предстоит война на измор — длинная, затяжная, тяжелая. Мы хорошо деремся, но воевать не умеем. 25 лет бряцанья оружием, бахвальство, самолюбование — и позволили немцу дойти до Волги и до Кавказа. "Выдюжим", — писал А.Толстой. Выдюжить-то выдюжим, Россия всегда была двужильной, но какой ценой» (запись в дневнике от 4 октября 1942 г.). «Двужильная Россия» — образ-символ, данный военным корреспондентом Фибихом, сфокусировал суть той правды, которую он добыл на фронте. В конце мая 1943 года майор Фибих получил предписание немедленно явиться в штаб округа, помещавшийся в селе Новая Усмань, где его должен принять член Военного совета генерал-лейтенант Л.З.Мехлис, но там же он был арестован прямо в кабинете Мехлиса по доносу своего же коллеги, сотрудника редакции. Фибиху «шили» дело по знаменитой 58-й статье. Позднее он кратко сформулировал суть этого «дела»: «Все дело было в одной лишь фразе в моем дневнике, злополучной, крамольной, криминальной фразе о том, что Троцкий, вместе с Луначарским и Кировым, был хорошим оратором. Примитивная следовательская фантазия под нажимом Мехлиса мгновенно создала несложную стандартно-профессиональную концепцию. Ага, троцкист! Несомненно, связан с какой-то подпольной троцкистской организацией, которая, оказывается, работает в Действующей армии. Задача: раскрыть через Фибиха эту организацию» (воспоминания «По ту сторону»). Освободился Фибих в 1953 году, полностью отсидев положенный ему срок. В послелагерное время Фибих не оставил своей литературной профессии. В 1953–1956 годах публиковал очерки в подмосковных газетах. В 1956 году вышел сборник рассказов «Когда поет небо». Им были созданы романы «Испытание» и «Ветер с Востока» о Чингиз-хане (не изданы). Писал он и на военную тему (повесть «В снегах Подмосковья», 1963). Издан и переиздан роман «Судьба генерала Джона Турчина» о русском военачальнике, ставшим героем американской истории (теперь Фибих пишет под псевдонимом Лучанинов). В 1974 году был готов к печати роман-хроника «Путь его сердца», но он так и не успел выйти в свет. Кажется, что жизнь Фибиха вошла в спокойное русло. Но в тайне от всех, даже самых близких людей, он пишет воспоминания «По ту сторону». Он хочет оставить неведомым потомкам свидетельства о том, что с ним произошло, рассказать о подлинном опыте жизни в ГУЛАГе, о тех людях, с кем столкнула его судьба. Он пишет в стол, не оглядываясь ни на какую цензуру, у него на руках есть его лагерные письма к матери, бережно ей сохраненные, очень подробные, яркие. Он восстанавливает события в памяти и закрепляет на бумаге все! Все, что сохранила его цепкая и емкая память, все, что он понял, к чему пришел, оценивая пережитое своим тяжелым выстраданным опытом. Скончался Даниил Владимирович Фибих в Москве в июле 1975 года. http://ru.openlist.wiki/%D0%A4...%87_(1899)Опубликовано в журнале: «Новый Мир» 2010, №5 Д.Фибих. Фронтовые дневники 1942 — 1943 гг http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/5/fi2-pr.htmlРедактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
26 июля 2018 1:55 18 октября 2021 23:18 Ковалевский Вячеслав Александрович  Вячеслав Александрович Ковалевский (26 сентября 1897 года, г. Рыльск Курской губернии — 19 сентября 1977) — советский писатель. Родился в семье священника. В 1909—1917 годах — в Москве, где окончил гимназию и поступил в университет, однако учёбу там не завершил. Печататься начал в 1919 году. На вышедший в том году первый сборник его стихов «Некий час», включивший в себя написанное им в 1915—1917 годах, положительную рецензию дал Валерий Брюсов, а вступительное стихотворение к нему написал К.Бальмонт.
Вячеславу Ковалевскому.
Ты любишь тонкие былинки И сам как сумерки ты нежен, Люби весну, люби и снег. Когда блестящи хрусталинки И полог зимний многоснежен, - В свой час обилен влажный бег Весенних струй, весенних нег.
Ты юность обвенчал с печалью, Ты радость оттенил тоскою, И принял нежный мрак ресниц. Войди же в сумерки с их далью, С туманом вставшим над рекою, И вей в прогалинах страниц Сплетенья бледных верениц.
К.Бальмонт. Москва. 1918, август. В 1919—1926 гг. В.А.Ковалевский выпустил четыре сборника стихов, после чего перешёл к прозе. Стихи его были «с отчётливым налётом авангардистской поэтики», — отмечает профессор МГУ Н.А.Богомолов. * * * Ты, безвременье дней, возврати мою душу. Ветер грушу качнул, а над ней Облака обозначили дальнюю сушу. Пой, тоска, про печальную душу полей. Отпусти, пожалей. Не протягивай руки В час разлуки, косматая ель. Все темней Вьют кудель у излуки реки мои муки. В остриях осоки коростель все слышней. Ветер дней, о, развей мое горькое горе. Дышит вечер в лицо. Все грустней и грустней Шепчет небу камыш, в бирюзовое море, Вторя хлебу полей, над могилою дней.
В послевоенном письме Архиву А.М.Горького Ковалевский отмечал: «Горький изменил всю мою судьбу. Он напечатал в своём альманахе именно те рассказы, которые были отвергнуты редакциями всех журналов». По предложению М.Горького Ковалевский включился в работу над «Историей фаборик и заводов», из чего впоследствии появилась его историческая повесть «Хозяин трёх гор» (М., Гослитиздат, 1939). В годы Великой Отечественной войны — интендант 3 ранга, затем капитан административной службы, писатель, лектор, военный корреспондент газеты «На разгром врага» и историограф Первой ударной армии. Был ранен и контужен. Награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом "Красная Звезда". После войны написал дилогию "Брат и сестра"и "Не бойся смерти" о Зое и Шуре Космодемьянских. http://www.molodguard.ru/heroes128.htmЯвлялся ответственным секретарём секции прозы Союза писателей СССР и членом правления Всесоюзного литературного фонда. В последние годы жизни написал роман «Звёзды и пчёлы», вышедший в 1978 году уже после его смерти. Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
22 августа 2018 2:00 12 июля 2019 1:33 Бафталовский Анатолий Павлович На фото: духовой оркестр 130 сд. Слева направо: А.Комаров, А.П.Бафталовский, Макеев. Бафталовский Анатолий Павлович - гвардии красноармеец, музыкант дивизионного оркестра 3 гвардейской Тартуской краснознаменной стрелковой дивизии. Родился в 1914 году в г.Николаеве, Украина. Русский, беспартийный. Призван в марте 1940 года Серовским РВК, г.Серовск или Петрозаводским ГВК, Карело-Финская ССР. С марта 1942 - на Северо-Западном фронте, затем на Ленинградском и на 2 и 3 Прибалтийском. Ранен в январе 1943, контужен в сентябре 1944. В 130 сд (53 гв.сд) с октября 1942-го. Снайпер 664 сп (161 гв.сп), участник наступательных боев, имел на своем счету 11 убитых фашистов. С февраля 1943 - музыкант дивизионного оркестра. В течение двух лет создал 6 программ музыкального оформления концертов красноармейской художественной самодеятельности, написав музыку марша дивизии, восьми песен и плясок, а также сделав более 50 оркестровок, чем способствовал культурно-политическому воспитанию личного состава дивизии. Работа Бафталовского обеспечила высокое музыкальное и художественное качество самодеятельности, участники которой получили более 40 благодарностей и первое место на армейском смотре в 1944 году. Во время боевых операций работал санитаром операционно-перевязочного взвода медсанбата, показывая образцы выдержки и стойкости, не выходя по трое-четверо суток из перевязочной и оказывая большую помощь врачам. В боевой остановке смел и решителен. В августе 1944 во время налета вражеской авиации на расположение тыла дивизии спас с горящей машины продукты, вынес 4-х раненых из зоны авиационно-пулеметного огня и бомбардировки. Об этом эпизоде рассказал в своих воспоминаниях Г.Красавцев: "От прямого попадания фашистской авиабомбы загорелась автомашина со снарядами. Рядом было много машин: с бензином, продуктами, ценным грузом. Пламя готово было переброситься на них, а в это время немецкие самолеты с отвратительной паучьей свастикой на крыльях, на бреющем полете поливали свинцом пулеметов место пожара. Уже начали рваться снаряды. Пламя горящей автомашины высоко поднималось вверх, выделяя черные клубы дыма. Презирая опасность, первым бросился тушить пожар баянист бригады красноармейской художественной самодеятельности гвардии сержант Филимонов. За ним последовали санитар Капранов и красноармеец Бафтоловский. В этот день много военного имущества спасли отважные гвардейцы". Награжден медалью "За боевые заслуги" (Приказ 53 гв.сд № 39-н от 30.04.1945), орденом Красной Звезды (Приказ 53 гв.сд № 69-н от 16.07.1945), а также орденом Отечественной войны II степени к 40-летию Победы. После войны жил в г.Горьком (Нижний Новгород), скрипач Горьковской филармонии. http://get.google.com/albumarc...Xh_n46Zlh6 | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
22 августа 2018 22:43 21 октября 2021 23:06 Саркисов Сурен Григорьевич, архитектор  Советский архитектор, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный архитектор РСФСР (7 мая 1986 года), ветеран Великой Отечественной войны (Северо-Западный и 3-й Прибалтийский фронт), ветеран труда (награжден медалью в 1977 году), персональный пенсионер РСФСР. Саркисов С. Г. родился в г. Горисе Армянской ССР 9 сентября 1912 года. Армянин. В 1936 году закончил Московский Архитектурный институт (МАРХИ) и проработал в московских проектных организациях до 1992 года (52 года рабочего стажа). В 1941 году, отправив жену Саркисову Ф.М. с ребёнком в эвакуацию, ушел добровольцем на фронт. Призван Первомайским РВК г.Москвы. Служил в 3 мксд (130 сд, 53 гв.сд) в должности пом.нач штаба по спецсвязи 528 сп (159 гв.сп), и.о. начштаба 528 сп. В боях 14-20 августа в районе Сутоки - Бяково на р.Робья, находясь с группой из 9 человек почти в полном окружении, отбил две контратаки пр-ка и вывел всю группу. Закончил войну в 1945 году в звании старшего лейтенанта. Саркисов С. Г. работал в системе проектных организаций Министерства угольной промышленности. С декабря 1945 года был: — главным архитектором в Главшахтпроекте Наркомуглепрома СССР, — руководителем мастерской № 4 Моспроекта и начальником отдела крупнопанельного домостроения, — руководителем архитектурно-строительной мастерской № 4 «Центрогипрошахта», — начальником архитектурной мастерской «Мосгипроуглестроя», — главным архитектором мастерской № 2 ЦНИИЭП Жилища. По проектам Саркисова С. Г. построено огромное количество жилых и общественных зданий во многих городах СССР и за рубежом (в основном, в условиях «сейсмики»): Чили, Цейлон, Монголия, Кения, Югославия, Болгария и др. В ЦНИИЭП Жилища Саркисов С. Г. занимался жилым строительством из индустриальных элементов (панелестроительством), требующим особо виртуозного строгого профессионализма, в связи с чем он принимал активное участие в конференциях и симпозиумах по индустриальному «домостроению» в Финляндии, ГДР, Болгарии, Франции и др., публиковал в журналах статьи об индустриальном проектировании и строительстве, осуществлял «авторский надзор» за экспериментальным строительством во Владивостоке, Улан-Баторе, Грозном, Кемерово и т. д. Кроме этого Саркисов С. Г. — прекрасный художник-живописец, акварелист и «тончайший» график. У него было много личных выставок и участие в коллективных, и это были красивые работы (некоторые были куплены прямо на выставках и теперь находятся в частных коллекциях). Некоторые свои работы Саркисов С. Г. подарил музею-квартире А. С. Пушкина в Москве, Дому художников Еревана, Краеведческому музею Ашхабада (через посольство Туркменистана), музею Боевой Славы в городе Людиново Калужской области (автором которого был Сурен Григорьевич) и многим школам, в которых были музеи Боевой Славы. Военные награды: орден «Красная Звезда», два ордена «Отечественная война II степени», медаль «За оборону Москвы», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», знак «Народное ополчение» 1941 г. и ещё более 18 медалей и знаков. Лауреат премии Совета Министров СССР за разработку проекта и строительство крупнопанельных жилых домов для сейсмических условий (8 августа 1977 г.). Автор воспоминаний о боях 3 мксд /130 сд / 53 гв.сд "Архитектор в солдатской шинели". Династию архитекторов продолжила дочь Саркисова С. Г. — Саркисова И. С., московский архитектор, автор многих проектов общественных зданий и преподаватель, воспитавший многих архитекторов, инженеров-архитекторов для проектных организаций России. Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
9 сентября 2018 20:48 9 сентября 2018 20:50
      | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
9 сентября 2018 20:53
      | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
29 сентября 2018 21:14 16 октября 2021 20:47 Иван Иванович Харкевич-Храповицкий 1913-2007  Художник-график, иллюстратор, плакатист. Член Союза художников СССР (ЛССХ). Заслуженный художник России (2004). Иван Иванович по происхождению из старинного дворянского рода Храповицких. Его прапрадед Александр Васильевич Храповицкий был штатс-секретарем у Екатерины II и оставил после себя интересные воспоминания. Отцу художника принадлежало большое имение Троицкое в Смоленской губернии. Учился рисованию в студии профессора Савицкого (1927–1929). В 1934 году окончил Ленинградский техникум изобразительных искусств рабочей молодежи, учился у Г. Н. Траугота. Работал в детских журналах «Чиж» и «Костер», где печатали свои произведения Корней Чуковский, Михаил Зощенко, Леонид Пантелеев. Иллюстрировал книги издательств Детгиз и «Детская литература», где в то время работали и писатель Даниил Хармс и знаменитые графики Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса. И. И. Харкевич-Храповицкий был первым иллюстратором знаменитого романа В. Каверина «Два капитана» http://kid-book-museum.livejou...0%B8%D1%87 , над иллюстрациями к книге «Веселое путешествие. От А до Я» (1962) С. Я. Маршака он работал с коллективом художников, среди которых были: И. Бруни, О. Верейский, В. Лебедев и другие. Был дружен и сотрудничал с Дмитрием Булановым. В 1939 году участвовал в создании первых плакатов «Боевого карандаша». Работал в соавторстве с В. И. Курдовым и И. В. Шабановым (№5 «Стахановец – в бою хасановец!», 1940). Великую Отечественную Иван Харкевич встретил в Прибалтике в Риге, где проходил военные сборы, куда его весной 1941 года направил городской военкомат. В тот же день он был призван в действующую армию на должность фронтового художника. Здесь Храповицкий иллюстрировал газеты, рисовал листовки и антифашистские карикатуры. Сотрудники редакции газеты Северо-Западного фронта «Друг солдата», выходившей на немецком языке, планировали выпустить антифашистскую колоду карт для распространения в боевых порядках противника. Нарисовал ее художник Иван Харкевич. В те годы в редакции газеты было много перебежчиков. Они, конечно же, хорошо знали немецкий язык и жаргон. Именно перебежчики помогли Ивану Харкевичу составить текстовки, которые они «зашифровал» в «рубашках» игральных карт. Королями художник нарисовал Гитлера, Геббельса, Гиммлера и Геринга. Дамами Харкевич изобразил четырех союзников фашистской Германии: Венгрию, Финляндию, Румынию и Италию. Тузами стали промышленные гиганты, на которых в те годы опирался нацистский режим. Иван Харкевич говорит, что рисовал антифашистские карты не для игры в покер или блэкджек, не для главных нацистов, которые бы их всё равно не увидели, а для простых немецких солдат. Художник утверждает, что ставил перед собой цель образумить солдат, раскрыть перед ними весь ужас фашизма и напомнить, что они убивают ни в чем не повинных людей. http://www.russcards.com/kharkevichАнтифашистские газеты помогали сагитировать немцев в свою сторону. Многие немецкие солдаты добровольно сдавались в плен, они шли через линию фронта с листовками и газетами в руках. Некоторые немцы даже выступали на передовой, через громкоговорители они призывали своих соотечественников сдаться русским. Жаркий день военного лета. На озере Валдай. Берлин. Бранденбургские ворота.Старший лейтенант административной службы Харкевич, художник редакционно-издательского отделения Политуправления СЗФ, впоследствии 2 Белорусского фронта, награжден двумя медалями "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны 2 степени. В послевоенные годы продолжал работать в «Карандаше», рисовал плакаты на социальные и политические темы: «Наперекор войне холодной. Знамена мира поднимай! Да здравствует международный. Великий праздник – Первомай!» (1961), «Берегите наш общий дом!» (1960-е). Плакаты И. И. Харкевича хранятся в художественном фонде Государственного мемориального музея обороны и блокады, Музея истории города в С-Петербурге, Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников, в частных российских коллекциях советского плаката. http://tramvaiiskusstv.ru/plak...-2007.htmlПодробно о Харкевиче-Храповицком: его автобиография, рассказ о дружбе с Л.Пантелеевым, о перипетиях фронтовой жизни http://booksplim.ru/tag/harkevich-i-iРедактирование фотографий И.А.Булатова (Кучерявая)
            | | |
Elena NМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 6537 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14046 | Наверх ##
2 октября 2018 15:38 20 октября 2021 20:03 Лыткин Николай Александрович 6 [19] августа 1910, село Прилуки, Вологодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 27 сентября 1991, Москва, РСФСР. Советский оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член ВКП(б) с 1944 года. Член СК СССР с 1957 года. В кино с 1929 года. В 1933 году окончил операторский факультет ГИКа. С 1933 — начал работать на Московской кинофабрике «Росфильм» (Москинокомбинат). С 1935 — оператор Дальневосточной студии кинохроники / Хабаровской студии хроникально-документальных фильмов. В 1939 — 1945 и 1949 — 1958 — оператор Московской студии «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ). Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Звание: инженер-капитан. Снимал на Северо-Западном (с 1941 года), Калининском (с 1943 года), 1-м Прибалтийском (ноябрь-декабрь 1943 года) фронтах. Работал в паре с кинооператором Евгением Ефимовым в период 1941 — 1942 гг. В ноябре 1942-апреле 1943 — с группой советских кинооператоров (В. Микоша, В. Соловьев, Р. Халушаков) находился в Великобритании и США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта. В конце 1943 года "тайным" Приказом Кинокомитета отстранён от должности кинооператора и отправлен рядовым на передовую. Приказ был мотивирован тем, что Лыткин не снял освобождение Смоленска от немецко-фашистских захватчиков, хотя в это время кинооператор находился в районе Витебска. Снятые им материалы "На Витебском направлении" вошли в "Союзкиножурнал" № 76 (журнал был выпущен без указания фамилии кинооператора). За мужество и отвагу, проявленную в боях, был представлен к ордену Славы III степени. Принимал участие в белорусской наступательной операции «Багратион». Осенью 1944 года назначен фотографом при политотделе дивизии. Позже возвращён в киногруппу (начальник — режиссёр А.И. Медведкин) в звании инженер-капитана и продолжил работу в качестве кинооператора. С ноября 1944 — оператор киногруппы 3-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов. В 1944 Н.Лыткин под руководством А.И. Медведкина обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки непосредственно во время боя. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев). После окончания Великой Отечественной войны, с июля 1945 года, в марте 1946 — декабре 1949 года — оператор ЦСДФ. По приглашению управляющего "Союзинторгкино" Петра Гавриловича Бригаднова работал представителем киноэкспорта в Индии и Катае (конец 1945 — 1949). В августе 1958 года назначен представителем "Совэкспортфильма" в Англии. Продолжал снимать в качестве кинооператора для телевидения. После возвращения из Англии в октябре 1961 года и до 1964 года — работал заместителем председателя ВО "Совэкспортфильм". В 1962 году назначен представителем "Совэкспортфильма" в Норвегии, затем в Швеции (работал до 1970 года). Воспоминания Николая Александровича Лыткина, охватывающие весь период жизни, начиная с приезда в Москву, поступление в Государственный институт кинематографии (с 1938 — ВГИК), годы Великой Отечественной войны и послевоенный период работы за рубежом, вошли в книги воспоминаний «Как в кино. Записки кинохроникера» (1977 г.) и в сборник "Незаконченное прошлое. Из жизни кинематографистов" (Изд. —М; "Современник"; 1988). Награды: Сталинская премия первой степени (1942) — за фильм «День нового мира» (1940). Орден Отечественной войны I степени. Орден Славы III степени. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»  Подробно http://csdfmuseum.ru/names/160...0%98%D0%9D Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая) | | |
|