Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

"На войне музы могли жить по совместительству"

Северо-Западный фронт

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Петр Иванович Шолохов
(5 октября 1898, Борисоглебск — 14 февраля 1988, Москва) — художник-реалист, живописец, график, ученик Абрама Архипова; член Союза художников (1932).
file.php?fid=776687&key=251855503

Родился в купеческой семье. В 1920 году окончил Борисоглебскую художественную студию, работал учителем рисования в Верхнем Карачане[. Затем окончил ВХУТЕМАС, где учился у В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, А. Е. Архипова. С 1929 года — член Ассоциации художников революции.
Жена — Екатерина Николаевна. Детей не имел. Двоюродный брат —живописец Шолохов, Леонид Сергеевич

В 1943 году мобилизован в Красную армию; служил на фронте в дивизионном клубе 53 гв.сд, где писал декорации, портреты Сталина, плакаты, таблички на могилы погибших, а также военные пейзажи.

В послевоенное время неоднократно выезжал в Ясную Поляну, Мелихово, Борисоглебск (в 1950-е гг.), где создал много работ.

Преподавал в студии издательства «Правда». В числе его учеников — Б. А. Шолохов (племянник), Юрий Иванович Рогозин, Василий Михайлович Юрчик.

Автор картин на военную тематику, портретов, пейзажей, натюрмортов. Его полотна на индустриальную тематику составили серию «Завод „Серп и Молот“». Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках.
Персональные выставки состоялись в Москве в 1959, 1975 и 1982 годах.

"Раненые" 1942, эскиз
file.php?a=preview&fid=267960&key=2067952862
"г.Торн. Восточная Пруссия", 1945
file.php?a=preview&fid=267954&key=1889459770

В 1982 году подарил более 100 своих работ художественным музеям Воронежа и Борисоглебска. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Ясной Поляне, в Мелиховском музее-заповеднике, в музеях Серпухова и Таганрога, в Воронежском художественном музее имени И. Н. Крамского, картинной галерее имени П. И. Шолохова (Борисоглебск, филиал Борисоглебского историко-художественного музея — 70 картин).

"Гостиница"Борисоглебск"
file.php?fid=487549&key=1301428942
file.php?fid=487555&key=2141295418
П. И. Шолохов написал воспоминания, которые были изданы в 2009 году Андреем, сыном Б. А. Шолохова.
Шолохов П. И. Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная. — М. : ЮниВестМедиа, 2009. — 518 с. — (Русские витязи: защитники и созидатели России). — ISBN 978-5-903828-04-3
ШОЛОХОВ П.И. ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА: ЗЕМЛЯКИ, КОЛЛЕГИ, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ http://3mksd.ru/ts121.htm
th_sholokhov.jpg

Имя П. И. Шолохова носит Борисоглебская картинная галерея (филиал Борисоглебского историко-художественного музея), открытая 14 мая 2001 года http://www.bgrkhotel.ru/o_bori...sholohova/

"Загорск", 1950-е
file.php?fid=267959&key=691985000
"Натюрморт", 1960-е
file.php?a=preview&fid=267955&key=1282545765
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
http://pobeda.elar.ru/issues/o...ry-bravye/

Ронинсон Вениамин Яковлевич (1903-?),
капельмейстер 53-й гвардейской стрелковой дивизии
file.php?fid=776679&key=1970443955

До войны Ронинсон работал скрипачом и инспектором в московском оркестре легкой музыки Всесоюзного радиокомитета, которым дирижировал Кнушевицкий. В разные годы играл также в оркестре Большого театра и в оркестре Московской консерватории.

В военное время музыкант добровольцем ушел на фронт, когда формировалась 3 мксд; место призыва - Дзержинский РВК. Принял боевое крещение в октябре 1941 года под Москвой и снова играл под руководством Кнушевицкого во фронтовой духовом оркестре. Позже, став капельмейстером этого дивизионного оркестра, Вениамин Ронинсон вместе со своими коллегами выступал перед воинами в перерывах между боями и на марше, участвовал в строевой подготовке полков, разучивал новые строевые и народные песни. Развивая фронтовую художественную самодеятельность, оркестр давал концерты совместно с коллективом агитбригады. Только за 4 месяца 1945 года оркестр Ронинсона провел более 60 таких выступлений.

Во время боевых операций музыканты принимали активное участие в эвакуации раненых, работая в эваковзводе медсанбата.

За образцовую постановку оркестровой работы и активное участие в красноармейской художественной самодеятельности 30 апреля 1945 года гвардии младший лейтенант Вениамин Яковлевич Ронинсон был награжден медалью «За боевые заслуги». За бои под Москвой в июле 1944 награжден также медалью "За оборону Москвы".

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
http://3mksd.ru/ts123.htm#m07

ФРОНТОВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. Алексеева

На опушке редкого леса сидят бойцы. Примостившись на пеньке, баянист Г. Филимонов тихо наигрывает "Вьется в тесной печурке огонь..." Около группы бойцов В. Лебедев с жаром читает "Тройку" Гоголя; Л. Данилова поет "Ты ждешь, Лизавета, от друга Привета...", а невдалеке слышится чарующий тенор О. Алексеенко "Сонце нызень-ко..." Это дает концерт агитбригада батальону, только что вышедшему из боя.
file.php?fid=776011&key=676630270
На фото: Солистка Мила Данилова в сопровождении гитариста Айзенмана и баяниста Филимонова выступает перед бойцами. Июль 1942.

В декабре 1941 года после разгрома немцев под Москвой обнаружилось, что среди бойцов дивизии есть мастера искусств. Известный композитор Виктор Кнушевицкий стал подбирать из полков состав духового оркестра и скомплектовал небольшой джаз-оркестр. Нашелся скрипач Большого театра В. Ронинсон, саксофонист В. Григорьев. Из 3-го полка взяли известного кинооператора "Мосфильма" С. Галаджа.

На передовой сформировался своеобразный клуб. Главной задачей его было найти свое место в жизни дивизии, стать необходимым не только в периоды между боями, но и в бою. Часть музыкантов оркестра и членов агитбригады специализировалась на помощи медсанбату.

Летом 1942 года после ранения в "клуб" был направлен доброволец художник Ю. Авдеев, а в 1943 году пришел по мобилизации член МОСХ П. Шолохов. Главной задачей художников было рисовать портреты отличившихся в боях солдат. Было нарисовано более 300 портретов, которые были отправлены в Государственный Исторический музей. Художники помогали агитбригаде в оформлении торжественных событий, посвященных присвоению дивизии наименования "Гвардейской" и награждению ее орденом Красного Знамени.

В середине 1942 года в "клуб" был направлен после ранения офицер связи, отличившийся в боях, П.Т. Листопадов. В мирной жизни руководитель художественной самодеятельности, П.Т. Листопадов сразу взялся за организацию агитбригады. Так, из дивизионной разведки, вернувшись из госпиталя, пришла бывшая ученица балетного техникума 3. Андрианова, из медсанбата - медсестра, мастер спорта Т. Бенедиктова. Они стали танцовщицами и исполнителями ролей в сказках. Из химической роты пришли танцоры П. Малышев и И. Хабаров. Впоследствии вместо погибшего О. Алексеенко в агитбригаду был направлен замечательный тенор В. Зайцев - защитник на Невской Дубровке в период блокады Ленинграда.
file.php?fid=403402&key=1602318918
На фото: П.Малышев

В дивизии было много талантливых людей, живо откликавшихся на торжественные события в жизни дивизии. Редактор дивизионной газеты "Вперед на Запад" А. Полетаев написал песню-марш "Краснознаменная". Инструктор политотдела Е. Жигарев - песню о 53-й гвардейской. Руководитель агитбригады П.Т. Листопадов - песню-марш "Тартуская". В. Ронинсон и трубач А. Бафталовский написали к ним музыку. Командир дивизии генерал И.И. Бурлакин издал приказ утвердить ее официальным маршем. В исполнении агитбригады песни запоминались в полках. В. Ронинсон и А. Бафталовский написали марш нашей гвардейской дивизии, который исполнял духовой оркестр.

Дивизионный поэт В. Ермаков за время службы в дивизии написал много стихотворений, которые печатались в дивизионной газете. В. Ронинсон - капельмейстер духового оркестра - писал музыку на его стихи, и агитбригада исполняла песни, которые потом пели в полках.

Большой популярностью пользовалась песня о парторге батареи В. Рыжове, который погиб в разведке под Солнечногорском при защите Москвы.

Стремясь сделать программы разнообразными и содержательными, все старались внести свой вклад в творчество, например, были изготовлены комические куклы Гитлера и Геббельса.

Мы ставили сценки из пьес Чехова, из "Свадьбы в Малиновке", короткие скетчи, которые удавалось достать, а также придумывали сами. Сценой служили поляны в лесу, изредка - трехтонка с откинутыми бортами, в зимнее время - помост в большой землянке.

Удалось сделать агитбригаду желанной и необходимой помощницей политработников в полках.

Большая работа проводилась с пополнением.

В середине 1944 года в дивизию были направлены казахи, татары, башкиры. В политотдел дивизии ввели инструктора-казаха. Он перевел четыре дивизионные песни, и агитбригада исполняла их на трех языках.

В специально написанных монтажах в художественной форме мы рассказывали о том, как создавалась дивизия, ее традициях и героях.

ВЦСПС подарил дивизии специализированную киномашину, которую обслуживал А. Дряпак. Для второй киномашины приспособили обычную полуторку, закрепили движок и поставили сверху коробку, киномехаником стал В. Чуркин.
file.php?fid=772780&key=1597888165
На фото: киномеханик А.Дряпак

В летние светлые вечера или днем для экрана строили шалаш-навес, так, чтобы солнце светило сзади. Бойцы сидели на земле и стояли снаружи навеса. Зимой саперы строили на высоких берегах Ловати или Робьи землянки человек на 50, куда в кино и на концерты отпускали солдат из полков, стоящих в резерве.

В обязанности А. Дряпака, владевшего немецким языком, входило обслуживать инструктора политотдела по работе среди войск противника. Подтягивали рупор как можно ближе к передовой. Обычно немцы слушали музыку спокойно, но, как только раздавалась немецкая речь, в сторону рупора летели мины и начинался обстрел. Приходилось срочно уезжать.

При наступлении на Ригу дивизии пришлось сделать 70-километровый марш-бросок. Киномеханики объезжали полки, раздавали политрукам свежие сводки радиопередач, газеты, выезжали в места остановки на отдых и заводили пластинки. Музыка воодушевляла бойцов.

"Клуб" неоднократно выполнял задания политотдела, составлял тематические отчеты-альбомы, например, "Работа политотдела в наступательном бою", "Работа политотдела в обороне", куда вклеивались подлинные боевые листки, письма, фотографии и т.д.; готовили выставки о жизни дивизии для 1-й Ударной Армии, для Северо-Западного, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов.

Агитбригада нередко выступала на армейских смотрах художественной самодеятельности и всегда завоевывала первые места.

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
http://3mksd.ru/ts116.htm

Г. Красавцев Шумят боевые знамена

Веселые ребята

От прямого попадания фашистской авиабомбы загорелась автомашина со снарядами. Рядом было много машин: с бензином, продуктами, ценным грузом. Пламя готово было переброситься на них, а в это время немецкие самолеты с отвратительной паучьей свастикой на крыльях, на бреющем полете поливали свинцом пулеметов место пожара.

Уже начали рваться снаряды. Пламя горящей автомашины высоко поднималось вверх, выделяя черные клубы дыма. Презирая опасность, первым бросился тушить пожар баянист бригады красноармейской художественной самодеятельности гвардии сержант Филимонов. За ним последовали санитар Капранов и красноармеец Бафтоловский. В этот день много военного имущества спасли отважные гвардейцы.

Когда подразделение ведет бой, члены бригады красноармейской художественной самодеятельности работают, не считаясь со временем и затратой сил. Одни на поле боя собирают трофеи, другие помогают врачам обрабатывать раненых, третьи доставляют на передовую боеприпасы. А в перерывы между боями коллектив бригады под руководством гвардии лейтенанта Листопадова ставят концерты.

Бойцы любят участников художественной самодеятельности, в шутку называя их «Веселые ребята». Да и в самом деле: много веселых минут доставили они бойцам, сержантам, офицерам подразделений. Нельзя без улыбки вспомнить сержанта Наройченко с его знаменательными пародийными куплетами на Гитлера. А как хороши пляски Малышева и Хабарова, скетчи, в которых играет Тамара Венедиктова, блестяще читает красноармеец Лебедев. Все мы любим слушать пение Оли Басиной, Володи Зайцева. Все это не раз нас заставляло забывать на час суровые фронтовые будни. «Веселые ребята» умеют веселить. И не только веселить.
file.php?fid=773739&key=587522235 file.php?fid=774787&key=1366803188
На фото: Басина Ольга Исааковна и И.Хабаров
Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)


- После того, как я просмотрел концерт нашей бригады художественной самодеятельности, - пишет в красноармейскую газету гвардии сержант Барский, - у меня много злости на немцев прибавилось. И теперь в бою я буду еще более беспощаден.

Острым смехом, большевистским словом, ярким призывом, бодрой песней наши «Веселые ребята» помогают бить врага.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Федор Иванович Овсянников (1907-1977)

Кинооператор-документалист, в годы Великой Отечественной войны – фронтовой кинооператор

Родился в тверском г. Торопец, почетным гражданином которого был избран впоследствии. С 1932 г. – кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов. Начало войны застало Ф.И. Овсянникова на Севере, где он снимал боевые действия моряков-североморцев и воинов Карельского фронта (кадры вошли в фильм «69-я параллель»). Затем Ф. Овсянников был откомандирован на Северо-Западный фронт, и в феврале 1942-го прибыл в Валдай, в штаб фронта. Снятые им кадры ожесточенных боев под Старой Руссой, ратный подвиг на новгородской земле пехотинцев, танкистов, моряков, летчиков вошли в фильм «День войны» и киножурналы.
После войны бессменно трудился на Ленинградской студии кинохроники, объездил всю Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, снимая возрождение городов и сел, мирный труд людей. Был одним из создателей киножурнала «Наш край».

http://ant53.ru/reference/56/
1_average.jpg

Кино- и фотодокументалист наш земляк Федор Иванович Овсянников
05.09.2016, 17:00 Новости Торопца

Фёдор Иванович Овсянников родился 6 июня 1907 года в Торопце. Свой трудовой путь начал в первые годы советской власти. Работал ремонтником на железнодорожной станции. Вместе со сверстниками, комсомольцами 20-х годов, ходил в агитпоходы, строил комсомольский клуб, работал киномехаником в агитпоезде и в торопецком кинотеатре «Звезда».

С 1932 года Фёдор Иванович — кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов. Более 30 лет он отдал документальному кино. За многолетний самоотверженный труд был признан оператором высшей категории и отличником кинематографии СССР. Нелёгким был творческий путь Фёдора Ивановича.

В качестве военного кино-корресподента он прошёл две войны: советско-финскую 1939-1940 годов и Великую Отечественную. В 1939 году во время военных действий на передовой советско-финской войны при участии Фёдора Ивановича был снят документальный фильм «Линия Маннергейма».

Великая Отечественная война застала Овсянникова в Мурманске, где с весны 1941 года он находился в киноэкспедиции, снимая документальный фильм «Мурманск — город рыбный» к 25-летию города. Разумеется, съемки мирных кадров были прекращены, и вскоре перед объективом предстали герои первых боев. В июле 1941 года Фёдор Иванович получает документы, разрешающие съёмки на фронте, и в течение 16 боевых месяцев вместе с североморцами и кинооператорами Г. Донцом, В. Мищенко, М. Ошурковым, С. Урусевским ведёт киносъёмки на фронте. В 1942 году группой операторов, в числе которых находился и Фёдор Иванович, был снят фильм о мужестве и героизме моряков Северного военно-морского флота «69-я параллель» (режиссёр Роман Кармен). Здесь, на студеном море, кинооператор запечатлел эпизоды жестоких сражений советских моряков с вражескими кораблями. При этом ему приходилось привязывать себя, чтобы не смыло волной за борт или не смело взрывом с палубы эсминца.

Работал Овсянников на Северо-Западном фронте, его штаб находился в Валдае. Много фронтовых дорог под Старой Руссой исколесил Федор Иванович со своим верным помощником ассистентом Виктором Короткиным (позднее он погиб в партизанском отряде).
В крохотном блокноте Ф.И.Овсянникова сохранились скудные записи о снятых эпизодах: «Переправа под огнем — Пола». — Навсегда запомнил этот бой, — вспоминает он. — Невзирая на ураганный огонь, наши бойцы форсировали реку. Мне удалось сделать волнующие кадры, запечатлевшие суровую правду войны: потемневшая от взрывов река, плывущая пилотка с красной звездой. Этот сюжет получил высокую оценку.
А вот запись о пребывании у танкистов. Немного тогда было танков на Старорусском направлении, и наши танкисты устраивали своеобразные «провокации», чтобы держать противника в постоянном напряжении: на одном из участков переднего края появлялись «КВ». Погремев моторами, они перебирались на другой участок, оставив здесь один-два танка. Затем все повторялось. Создавалось впечатление внушительной бронированной силы, рассредоточенной по всему фронту. Вот здесь-то кинооператор и запечатлел отважных танкистов.
В районе станции Бетлово в мае 1942 года Овсянников заснял еще один интересный эпизод. Ехал он на полуторке, чтобы запечатлеть на пленку снайперов. Низко над землей появился вражеский самолет. И вдруг из леса раздались винтовочные выстрелы, пулеметная очередь. Самолет задымил и пошел книзу. — Жми, Витя! — крикнул оператор шоферу. Видавшая виды полуторка по бездорожью добралась до горящего самолета. Застрекотал аппарат. А вскоре «хейнкель» взорвался. Так нужный сюжет сам «попал в руки».
Приходилось снимать и кадры, от которых сжималось сердце. Так, в районе села Пола он увидел расстрелянных фашистами советских моряков. Трупы носили следы пыток, руки были связаны колючей проволокой…
Несколько месяцев находился Федор Иванович на Северо-Западном фронте. Он запечатлел подвиги гвардейцев-латышей, заботы колхозников, возрождавших колхозы на отвоеванной от врагов земле. Снятые им сюжеты вошли в фильм «День воины», в киножурналы.

Ф.И.Овсянников был одним из 243-х фронтовых кинооператоров, действовавших в годы Великой Отечественной войны на фронтах. Летописцы легендарных сражений, они шли в первых рядах атакующих, а иногда даже забегали вперед, чтобы «принять на объектив» лица героев. В 1970 году в свет вышел сборник «Их оружие — кинокамера», где были опубликованы воспоминания кинохроникёров. Среди прочих воспоминаний и глава «69-я параллель», написанная Ф.И.Овсянниковым.

Пройдя всю войну с камерой в руках, мастер не расстался с ней и в послевоенное время: продолжил работу в качестве кинооператора на Ленинградской студии кинохроники. На протяжении ряда лет в объектив кинокамеры Фёдора Ивановича попадали праздничные парады на Неве в День Военно-морского флота и парады на Дворцовой площади.
Он снял множество сюжетов о значительных событиях в стране: о визитах дружбы военных кораблей России в Швецию, в Данию, в Норвегию (1953, 1956); о торжественном заседании, посвящённом 250-летию Ленинграда, и о вручении городу ордена Ленина (1953); о приезде в СССР президента Югославии Иосифа Броз Тито, актёров из Франции — Монтана, Симоны Синьоре, Жерара Филипа и других, о XXIII Съезде КПСС в Москве (1957); о приезде делегации генерального секретаря коммунистической партии Франции Мориса Тореза (1959); об испытании атомного ледокола «Ленин» (1959); о Международном конгрессе — и о множестве других событий, происходящих в то время.
Сюжеты Ф.И.Овсянникова выходили в киножурналах «Новости дня», «Наш край», «Ленинградская хроника». В октябре 1963 года Ф. И. Овсянников был делегатом первого учредительного съезда Союза кинематографистов СССР в Большом Кремлёвском дворце. 20 октября 1965 года он отмечал 30-летие творческой деятельности в кинематографии.
За долгий творческий путь Ф. И. Овсянников создал немало документальных фильмов: «Дорога к Чёрному озеру» — фильм о К. Г. Паустовском (5 мая 1961 года); «Юность Ломоносова» (август 1961 года); «Колыбель России», «Суздаль, страницы прошлого» (август 1964 года); «С тобой, Россия» — кинорассказ о творчестве участников сельской художественной самодеятельности РСФСР, выступавших на заключительном смотре в Кремлёвском Дворце съездов (март 1965 года); «Город на Неве» (1965 год); «Слово о России» (1967 год).
Отдельная строка творческой жизни Ф. И. Овсянникова — это Пушкинское Михайловское. С 1945 года Овсянников снимал сюжеты о восстановлении музея после военной разрухи, о жизни и быте местного населения, запечатлел многие народные праздники поэзии в дни рождения А.С.Пушкина. Федор Иванович Овсянников сделал сотни фотоснимков и кадров кинохроники. Всё это сегодня бережно хранится в музейном фонде и архиве заповедника.

Умер Фёдор Иванович 15 декабря 1977 года в Ленинграде.

Материал подготовила Валентина РУБИНОВА. На снимке: Федор Овсянников на башне танка со своим фотоаппаратом под Старой Руссой на Северо-Западном фронте.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Вот в эти короткие минуты затишья нас посещали фронтовые и армейские бригады артистов. Своим искусством они поднимали боевой дух и настроение бойцов и командиров. Одна из таких бригад, возглавляемая артистом эстрады Аркадием Михайловичем Громовым, в составе 12 человек приехала к нам. Они выступали в развернутом в тылу дивизионном клубе, рассчитанном на 150 человек.

Зрителями были воины, отличившиеся в боях, и раненые. Все выступления фронтовых артистов прошли с огромным успехом. Надолго в памяти воинов остались номера Аркадия Громова, Елизаветы Васильевой, Ольги Кофман, Галины Тина, Бориса Сабинова, Николая Голубцева, Владимира Мимича.

После их выступления Я.П.Островский предложил создать коллектив самодеятельности у нас в дивизии. Но для этого требовался опытный руководитель. За помощью командировали начальника политотдела дивизии батальонного комиссара С.Е.Левина в Москву, в Главное политическое управление РККА.
23.jpg
На фото: Я. П. Островский, В. М. Шатилов, С. Е. Левин (слева направо)

Вернулся он с несколькими студентами музыкального училища имени Глазунова. Из них особенно выделялась солистка Алла Валентиновна Белявская. Ее и назначили руководителем коллектива. Вскоре к нам приехал певец П.П.Твердохлебов из ансамбля А. В. Александрова. Благодаря ему авторитет наших самодеятельных артистов еще больше вырос. Очень полюбили бойцы Зою Лапину - девушку-подростка с отличным голосом, исполнительницу народных песен. Она очень удачно подражала манере пения Лидии Андреевны Руслановой. Ее любимые песни были: "Когда я на почте служил ямщиком", "Вот мчится тройка удалая", "Окрасился месяц багрянцем", "Валенки" и многие другие. Выезд самодеятельного ансамбля на передовую, в полк, был праздником для воинов...

Из книги командира 182 сд В.М.Шатилова "А до Берлина было так далеко"
http://litlife.club/br/?b=39154&p=54

Громов Аркадий Михайлович (Гробер Аркадий Моисеевич) (1896-1973) - одессит, артист Мосгосэстрады, сатирик-куплетист. С 1916 работал в дуэте со своим земляком Владимиром Самойловичем Миличем (1886-1965). В годы войны много работали на фронтах, в том числе с куплетами "Как Иван поджарил фрица на Демьянском на котле".
file.php?a=preview&fid=434946&key=1182863901

Белявская (в замужестве Дзыгар) Алевтина Валентиновна (1923-1995), Заслуженная артистка РСФСР. Во время войны служила красноармейцем военного ансамбля 182 стрелковой дивизии. Актриса Магаданского областного музыкально-драматического театра им. Горького с 1951 года. Награждена медалью «За боевые заслуги».
file.php?fid=773740&key=2050057212

Твердохлебов Петр Афанасьевич (1910-не ранее 2017) - солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски им.Александрова, во время войны кр-ц, солист музвзвода дивизионного клуба 182 сд. Кроме основной работы в ансамбле, лично взял в плен 12 немцев, а также самоотверженно ухаживал за ранеными в медсанбате. В конце войны старшина, солист концертной бригады ДКА 22 Армии. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью "За боевые заслуги". Слушать запись http://petamusic.ru/?string=%F...ort=artist
file.php?fid=403374&key=1435604093

Лапина Зоя Александровна, г.р.1922, кр-ц, солистка музвзвода 182 сд СЗФ. Награждена медалью "За боевые заслуги".

Из книги командира 182 сд В.М.Шатилова "А до Берлина было так далеко"
http://litlife.club/br/?b=39154&p=54

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Стаднюк Иван Фотиевич
file.php?fid=777030&key=1055519010
Родился 8 марта 1920 года в селе Кордышевка (ныне Винницкий район, Винницкая область, Украина) в крестьянской семье.
В 1939 году поступил в Украинский институт журналистики, но в этом же году призван в армию. В 1941 году окончил военно-политическое училище. Во время Великой Отечественной войны — сотрудник фронтовых газет. В 1957 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института.
Печатался с 1940 года. Член СП СССР с 1954 года. Член правления СП РСФСР (1965) и СП СССР (1971).

Задуманное Стаднюком огромное эпическое произведение, роман «Война» доведён лишь до июля 1941 года (в 3-й книге).
Был заместителем главного редактора журнала «Огонёк» в 1965—1972 годах. В 1970-х гг. являлся членом редакционной коллегии журнала «Советский воин».
В 1980-х годах входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг». Был секретарём Московской писательской организации.

В 1993 году опубликовал мемуары «Исповедь сталиниста».

Член ВКП(б) с 1940 года.

Умер 30 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Из наградного листа на старшего политрука Стаднюка Ивана Фотиевича, при присвоении ему ордена Красной Звезды: "В боях в Западной Белоруссии, будучи в окружении организовал 36 красноармейцев и действовал с ними, как партизанский отряд. В стычках с фашистами группа уничтожила до сотни фашистов, сожгла 8 автомашин с различным немецким грузом. Товарищ Стаднюк лично вынес из-под огня раненого капитана тов.Киляшкина из 209-й мотострелковой дивизии и этим спас его жизнь. Всю группу вывел из окружения и сдал на сборный пункт в городе Могилёве в конце июля 1941 года."
Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями и Государственной премией СССР (1983) — за роман «Война».

Автор романов "Война", "Москва 41-й", сборников рассказов, повестей и киносценариев, в том числе "Максим Перепелица", "Ключи от неба", "Служу Советскому Союзу", "Меж высоких хлебов", "Война на западном направлении".
22.jpg

Из воспоминаний командира 182 сд В.М.Шатилова "А до Берлина было так далеко"

Человеческая память не всегда прочна в фиксации времени: когда именно, в какой день и час происходило то или иное событие... Но само событие и причастные к нему люди запечатляются в воспоминаниях куда надежнее. Батальонный комиссар Иван Стаднюк хорошо запомнился мне по Северо-Западному фронту. Первое наше знакомство состоялось на командном пункте 27-й армии, кажется, тогда, когда после отъезда командарма генерала Озерова прибыл новый командарм генерал Трофименко и стал приглашать нас, командиров дивизий, для совместной оценки оперативной обстановки на разных участках в полосе армии.

Я. сидел в "предбаннике" землянки начальника штаба армии генерала Лукьянченко, дожидаясь приглашения к начальству. В это время из бревенчатого кабинета генерала стремительно вышел чем-то расстроенный батальонный комиссар лет двадцати двух, веснушчатый, с курчавой рыжеватой шевелюрой и с боевым орденом на груди. Пряча в планшетку блокнот, он, ни к кому не обращаясь, сетовал: "Я один представляю в армии три газеты - "Комсомолку", фронтовую "За Родину" и нашу армейскую -' "Мужество", где нахожусь в штате. А у начальства не хватает времени растолковать корреспонденту, что происходит в полках дивизий и к чему надо призывать печатным словом фронтовиков. Топай, мол, в землянки к оперативщикам и разведчикам, они растолкуют все в подробностях. А когда наведываются журналисты из Москвы, то с ними находится время и чаи гонять!.."

Меня, признаюсь, развеселила запальчивость корреспондента и его столь глубокая уверенность в значимости тех обязанностей, которые он выполняет в действующей армии. Но молодость есть молодость, и, щадя самолюбие батальонного комиссара, я предложил ему: "А ты почаще бывай в моей 182-й дивизии, да и ко мне на наблюдательный пункт заглядывай, Я покажу тебе в деталях передний край немецкой обороны - сам многое поймешь".

"Ха-ха, - не очень учтиво засмеялся корреспондент. - Да я уже почти во всех ваших полках бывал. Первая моя корреспонденция из вашей дивизии - о Гене Дроздове, юном разведчике. Читайте в первом номере газеты "Мужество".

И тем не менее я вновь пригласил батальонного комиссара в нашу дивизию, понимая, что от газетчиков часто и во многом зависит известность героев, отличившихся в боях, тем более, что мне вспомнились корреспонденции Ивана Стаднюка в "Комсомольской правде" о том, как зенитчики и бойцы переднего края, ведя огонь по "юнкерсам", снабжавшим окруженную 16-ю немецкую армию фон Буша в районе Демянска, наносили воздушным транспортникам немалые потери.

И вот батальонный комиссар И. Стаднюк подробно описал и подвиг командира танкового десанта старшего лейтенанта Петра Шлюйкова из нашей дивизии. За этот подвиг Петр Шлюйков, как я уже рассказывал, был удостоен звания Героя Советского Союза.

И еще мне хочется заметить, что в своих ранних военных повестях и рассказах, как я убедился после войны, Иван Стаднюк изобразил немало боевых ситуаций, происшедших на Северо-Западном фронте в полосе нашей 27-й армии, в том числе и 182-й дивизии.

http://litlife.club/br/?b=39154&p=60

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
http://kinoart.ru/archive/2000/05/n5-article27

Они снимали «За Родину!»

Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов, -- это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки, 400 "Союзкиножурналов", 65 выпусков "Новостей дня", 24 событийных спецвыпуска, 67 короткометражных документальных фильмов и 34 полнометражных. Фонд был организован и снят Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ), единственной киностудией, награжденной боевым орденом Красного Знамени. С первого дня войны ЦСДФ начала создавать мобильные фронтовые киногруппы. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый четвертый, ранен или контужен каждый второй.
В сущности, фронтовые операторы были добровольцами. На фронт шли, отбиваясь правдами и неправдами от брони. В тылу тоже очень нужные материалы по теме "Все для фронта, все для победы" снимали комиссованные по состоянию здоровья, но большинство считали необходимым работать именно на передовой. В боях каждый шаг требовал героизма, но сплоченная фронтовым братством операторская каста не любит такие разговоры. Они просто честно исполняли свой профессиональный долг.

Анатолий Михайлович Рубанович 19 марта (по другим данным – 11 апреля) 1909, Ново-Николаевск (ныне — Новосибирск) — 9 февраля 2004, Москва. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член ВКП(б) с 1940 года. Член СК СССР с 1980 года.
В 1927 — 1931 — инструктор в школе рабочей молодёжи.
В кино с 1934 года. В 1936 окончил операторский факультет ГИКа.
В июле 1936 — октябрь 1937 — служба в РККА.
С 22 октября 1937 года на Московской (затем Центральной) студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Работал в группе Романа Кармена, снимавшего фильм о летчиках Северо-Западного фронта, участвовал в боевых вылетах, снимал Черняховского, получившего тогда звание генерал-майора, снимал московский парад 7 ноября 1941 года. Позже работал в Китае, потом в Карелии.
На 2-м Украинском фронте были отсняты сюжеты об освобождении Черновиц, Львова, Кишинева, Бухареста, Будапешта, часть которых вошла в фильм "Победа на Юге". Далее был Забайкальский фронт и сюжеты о пленении японского генерала Ямадо, о разоружении японской армии и об освобождении Харбина.
С июля 1941 — оператор киногрупп Северо-Западного, Северо-Кавказского фронтов.
С 22 мая 1943 года находился в командировке в Китае.
С марта 1944 — оператор киногруппы Карельского фронта; киногруппы ВВС РККА.
С июля 1944 — оператор киногруппы 2-го Украинского, Забайкальского фронтов.
С ноября 1945 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С февраля 1946 — оператор Закавказской студии кинохроники.
Позже работал в ЦНИИ экономики и информации цветной металлургии.
1944 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1944 — Орден Красной Звезды
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды
1945 — Орден Отечественной войны II степени
1985 — Орден Отечественной войны II степени
file.php?fid=403284&key=52064426 file.php?fid=773756&key=1127810047
На фото: А.Рубанович
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

file.php?fid=487537&key=1365317171
http://csdfmuseum.ru/names/242...0%98%D0%A7

Константин Ильич Широнин, советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 27 декабря 1912 года. В 1936 году окончил ГИК. Работал на Иркутской и Свердловской студиях кинохроники, кинофабрике «Москинохроника».
Фронтовой оператор. В 1942-1945 годах - на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском, 2-м Белорусском фронтах. Тяжелое ранение на Одере сделало его инвалидом войны. У него два ордена Отечественной войны -- 1-й и 2-й степени и 8 медалей.
После войны - оператор Центральной студии документальных фильмов. Член ВКП(б) с 1948 года. Скончался в 2003 году.
file.php?fid=485783&key=276574774
На фото: К.Широнин, СЗФ, 1943
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

Фролов Александр Иванович
Родился 1 (14) августа 1904 года. В 1929 году окончил ГТК, после чего начал работу в кино.
С 1941 года оператор Северо-Западного фронта, оперативной группы ЦСДФ и 2-го Украинского фронта. Снимал в партизанских отрядах.
В 1946—1949 годах — оператор Ташкентской киностудии, с 1950 года — на Алма-Атинской киностудии. Снимал также научно-популярные фильмы. Умер 25 июля 1962 года.
Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Разгром Японии» (1945).
Сталинская премия третьей степени (1952) — за фильм «Советский Казахстан» (1951).
орден Отечественной войны I степени (11.5.1945)
орден Красной Звезды (18.2.1944)
медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
Умер 25 июля 1962 года.
file.php?fid=773761&key=1334493730
На фото: А.И.Фролов
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

file.php?fid=487536&key=1537028764
Фронтовой кинооператор А.И. Фролов во время проведения киносъемки на одной из улиц г. Будапешта

Борис Маркович Эйберг, советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1904 - 1995.
Фронтовой оператор, инженер-капитан кино-корреспондент-оператор киногруппы Политуправления Северо-Западного и других фронтов. За съемки обороны Севастополя, боевых действий, бойцов и командиров Северо-Западного фронта, боевых действий партизанских отрядов награжден орденом "Красная Звезда" и медалью "За боевые заслуги".
[6545058.jpg
Командующий Приморской армией генерал-майор И.Е.Петров и командир 345-й стрелковой дивизии полковник Н.О.Гузь на переднем крае обороны, 1942. Фото Бориса Эйберга.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/group/operator/
https://goskatalog.ru/portal/#...xists=true
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Блинков Александр Александрович - художник 2-й Партизанской бригады и Северо-Западного фронта

264px-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

Александр Александрович Блинков родился 12 января 1911 года в станице Лозовая Харьковской губернии на Украине. В 1932—1939 учился на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В 1939 окончил институт по мастерской батальной живописи Р. Р. Френца с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Первая Конная под Воронежем» (музей Академии художеств в Петербурге).

Участвовал в выставках с 1939 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

С началом советско-финляндской войны художник был командирован политуправлением Ленинградского Военного округа для сбора художественного материала на Карельский перешеек, в действующую армию, где провел четыре месяца. Свой первый «художественный бой» Блинков принял зимой 1940 года. Итогом зарисовок финской войны стала картина «Взятие Выборга Советскими войсками 12 марта 1940 года», ставшая очень популярной и растиражированная на почтовых открытках. Тогда же, в 1940 году, Александр Блинков был принят в Ленинградский союз художников (ЛОСХ).
regnum_picture_14484991622829946_small.jpg
«Взятие Выборга Советскими войсками 12 марта 1940 года»

23 июня 1941 года, на следующий день после известия о начале Великой Отечественной войны, Александр Блинков добровольцем вступил в народное ополчение и несколько месяцев был на передовой, командиром батареи под Павловском. Но вскоре из-за травмы руки, полученной еще в детстве, его отправили в тыл, в распоряжение Ленинградского Союза художников.
file.php?fid=487550&key=168973554
"Переход из Таллина в Кронштадт"

Многие ленинградские художники ушли на фронт, а негодные к строевой остались в блокадном городе не у дел. По специальности «художник» на фронт взяли единицы – самыми востребованными творческими профессиями были писатели, журналисты и кинематографисты, разъехавшиеся по фронтам в качестве военкоров и операторов кинохроник. И если в первые дни войны в ЛОСХе активно работали творческие бригады по созданию актуальных и мобильных жанров – плакатов, политических карикатур, то начавшаяся с сентября 41-го блокада постепенно стала рассеивать эти «творческие бригады»: силы у людей таяли. По привычке, художники еще какое-то время собирались в холодном, нетопленом здании ЛОСХа, что на ул. Герцена; многие приходили сюда умирать…

Александр Блинков пережил первую, самую страшную блокадную зиму 1941-42 гг. День 18 марта 1942 года он запомнил на всю жизнь: его вызвали в Смольный – предложить работу. Сказать, что он обрадовался – значит, ничего не сказать: это был хлеб. В приемной его провели прямо в кабинет Михаила Никитича Никитина, первого секретаря Ленинградского обкома партии, с начала войны возглавлявшего областной штаб партизанского движения (его не только партизаны, но и ленинградские художники долго помнили – многие из них были обязаны ему жизнью в самом прямом смысле).

– У партизанского штаба возникла необходимость в оперативном сборе художественного материала, нам нужен профессиональный художник-баталист с опытом работы в экстремальных, боевых условиях, поэтому руководство ЛОСХа и предложило вашу кандидатуру – участника финской войны, мастера спорта по стендовой стрельбе.

К началу 1942 г. партизанское движение на ближних подступах к Ленинграду было ослаблено тяжелой обстановкой в полосе Ленинградского и Волховского фронтов, и главным районом действий партизан стали южные районы Новгородской области. Летом 1941 г. была создана 2-я Ленинградская партизанская бригада под командованием бывшего начальника новгородского Дома Красной Армии старшего политрука Н.Г. Васильева, объединившая разрозненные отряды. В конце июля бригада перешла линию фронта и начала борьбу в тылу врага под Старой Руссой. К концу 1941 г. бригада Васильева в жесточайших боях освободила от оккупантов местность к юго-западу от Старой Руссы (новгородские и псковские земли - Белебелковский, Поддорский, Дедовичский, Дновский районы). Благодаря освобождению этих районов был создан первый в истории войны обширный Партизанский край. Эта «незамиренная» территория» площадью в 11 тыс кв. км. простиралась на 120 километров вдоль линии фронта и до 90 километров вглубь. На военных картах Край обозначался как «квадрат 28-31». В крае была ликвидирована фашистская администрация и оккупационный режим – в более чем 400 населенных пунктах в тылу вражеских войск действовали советские законы, работали органы Советской власти, школы, госпитали, издавались газеты. В марте 1942 г. жители Края совершили невозможное: через линию фронта они доставили в осажденный Ленинград обоз из 200 подвод с продовольствием.
28877?originalName=3367719.jpg
Художник Блинков отправился в Партизанский край с делегатами этого знаменитого Продовольственного обоза. Обратно делегаты везли партизанам подарки от ленинградцев – оружие, бинокли, патефоны, музыкальные инструменты – гитары и баяны, звуковую кинопередвижку и фильмы – «Разгром немцев под Москвой», «Чапаев», «Александр Невский».

Блинков, как и все, кто в первый раз приезжал в Партизанский край, был поражен размахом развернувшегося здесь партизанского движения. 2-я Ленинградская партизанская бригада четко содействовала фронту, проводившему Демянскую наступательную операцию, и держала под контролем Чихачевское шоссе – дорогу от Старой Руссы к Рамушевскому коридору, пробитому гитлеровцами для своей армии, окруженной в Демянском котле. Чихачевское шоссе так и не стало транспортной магистралью – оно была местом ожесточенных боев.

Художник Александр Блинков рисовал жадно все, что видел. Чтобы быть ближе к своим героям, Блинков выходил на боевые задания, принимал самолеты с Большой земли, участвовал в засадах, в подрыве немецких эшелонов и в налетах на железной дороге. Основные наброски Блинков делал на ходу, а по возвращении в лагерь дописывал увиденное: разбитые вражеские эшелоны, сожженные карателями деревни, маленьких детей-разведчиков, партизанскую типографию, медчасть, веселых летчиков с Большой земли, угощавших всех папиросами…
file.php?fid=487539&key=412510753
"Штабная изба"

И конечно – портреты, запечатлевшие героев-партизан и жителей Партизанского края: знаменитого подрывника Владимира Доценко, помощника комбрига Александра Афанасьева, «советскую власть» д.Беседки – председателя сельсовета Дмитрия Павловича Павлова и секретаря Леню Ефимова, летчика Дмитрия Жителева и еще многих и многих. Существовал уговор: авторскую подпись художник ставил, если изображаемому портрет понравится. Как правило, работы Блинкова нравились всем, и художник даже расстраивался – может быть, это они из вежливости? Слегка недоволен, правда, был находившийся здесь уполномоченный штаба партизанского движения В.П.Гордин – в его представлении, картины партизанской жизни должны были быть не набросками в карандаше, а большими живописными полотнами – и уже в золоченых рамах. «И мне такого хочется, чтобы в рамках! – писал тогда в своем дневнике художник. – Но пока у меня другая задача – собирать материал. Живой, настоящий. Впитывать все увиденное и пережитое. А картины? Будем живы – будут и картины!».
154_1451_big.jpg

Краски, бумагу, карандаши и кисти присылал из Ленинграда М.Н.Никитин. Когда случались перебои – Блинков рисовал черной тушью для ресниц, выпрошенной у девчат из д.Беседки, где он квартировал.

И еще бесценное свидетельство оставил для истории художник Александр Блинков – дневник, который он вел с момента своего прибытия в Партизанский край. На страницах дневника – летопись великой беды и героического народного сопротивления захватчикам, впечатления художника о своей жизни в Партизанском крае и о людях, ставших ему боевыми товарищами. Очень человечный портрет легендарного комбрига Васильева – внешность, манера разговаривать, отношение к бойцам, выдающее в нем большого и умного военачальника. Немало трогательных страниц посвящено маленькому отважному разведчику Васильку Орлову и его горестной взрослой судьбе.
154_1446_big.jpg

Из дневника А. Блинкова: «На песчаном холме за Дубовкой – маленькое кладбище. Среди могил – несколько партизанских. На столбиках пятиконечные звездочки. «На этом месте похоронен партизанский боец 2-й партизанской бригады, безвременно погибший от фашистской пули…»; «Мой сыночек Лёничка. Умер за правое дело. Господь да благослови его». И сколько бы лет не отпустила мне жизнь, я запомню песчаный холм не припеке, сожженную Дубовку, которую никогда не видел живой, песню жаворонка в бездонном небе да две корявые сосны над партизанскими могилами».

Гитлеровцы прилагали огромные усилия для уничтожения партизанской республики. Против Края были предприняты 4 карательные экспедиции. В августе 1942-го по приказу Ленинградского штаба партизанского движения Партизанский край прекратил существование. Население было эвакуировано, партизанские бригады, понеся тяжелые потери, сумели выйти из окружения и продолжили борьбу. Отход прикрывал штаб 2-й партизанской бригады во главе с комбригом Н.Г. Васильевым...

Художник Партизанского края Александр Блинков, до конца бывший со своими товарищами, вернулся в Ленинград в августе 1942 года. Собранный им за время пребывания в Партизанской республике большой художественный материал стал основой двух больших выставок.

А уже в ноябре 1942 года с группой радистов художник Блинков был снова направлен на новгородскую землю, в партизанскую оперативную группу Волховского и Северо-Западного фронтов в поселок Хвойная, где проработал более года.
file.php?fid=487551&key=1626551913
А.А.Блинков (справа) на базе в п.Хвойная, 1943

Сразу же после снятия блокады Ленинграда, в январе 1944 года, художник был отозван из Хвойной для оформления партизанского зала в Музее Обороны Ленинграда, создававшемся во время войны, буквально по горячим следам. Здесь им были выполнены две большие пятиметровые батальные диорамы «Бой на реке Сороть» и «Разгром железнодорожной станции Мшинская», над которыми он начал трудиться еще в Партизанском крае.
1298047752_5-440.jpg
"Залп гвардейских миномётчиков"
154_1449_big.jpg
"Трофейная пушка"

После войны Александр Александрович Блинков много работал, сотрудничал с военно-историческими музеями Ленинграда, принимал участие в создании музейных панорам и диорам: «Оборона Петрограда», «Штурм Зимнего дворца», «Сталинградская битва» и др. Более тридцати лет преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной.

Был постоянным участником художественных выставок. Страстный охотник и знаток природы, Александр Александрович не мог в своем творчестве обойти «охотничью» тему – она была одной из его любимых. В произведениях этого цикла художник предстает перед нами как великолепный мастер реалистического пейзажа, замечательный анималист, тонкий лиричный живописец. Ведь охота для него, это еще и «неожиданные встречи, это галерея портретов, характеров, это запах земли, это крик отлетающих журавлей и прозрачные белые ночи…».
file.php?fid=487543&key=346357507

Но все же главное место в художественном наследии А. А. Блинкова занимает тема Великой Отечественной войны, прежде всего – партизанская. В своих воспоминаниях он писал: «Требовались иные темы, иные жанры. Жизнь шла… И как это ни парадоксально, но многие ленинградские художники, пережившие блокаду, страдают ностальгией по тем незабываемым героическим дням. И многие в первые послевоенные годы возвращались к теме войны и блокады. Вот и я на протяжении многих лет снова и снова возвращаюсь к партизанской теме».
154_1448_big.jpg
"Мои товарищи" 1975
file.php?fid=395472&key=1879048587
"Хлеб Ленинграду" 1965

Александр Александрович Блинков был одним из организаторов большого монументального проекта – Кургана партизанской славы под Лугой. В 1970-е гг. появились самые известные его картины «Мои товарищи. Вторая партизанская», «Дороги Партизанского края», «Партизанский край. Хлеб Ленинграду». Вновь и вновь обращается художник к своей большой живописной работе 1943-го года «Конный портрет командира 2-й партизанской бригады Николая Григорьевича Васильева», делая с нее репродукции.
Одна из его самых пронзительных картин – «Русские люди» (1979). Как будто мирная сцена – присели отдохнуть на скамеечку пожилая женщина и старик, лица спокойные, полные достоинства. И не сразу разглядишь, что на груди у каждого – табличка с надписью «Партизан». Они не отдохнуть присели – они ждут казни…
file.php?fid=487520&key=1063992127
"Русские люди" 1979

Жизнь и творчество Александра Александровича Блинкова – подтверждение тому, что сражаться за Родину можно не только с автоматом в руках, но и другим оружием – словом и кистью художника. Его участие в Великой Отечественной войне отмечено множеством наград:
Орден «Знак почета» 2 марта 1943 год
Медаль «За оборону Ленинграда» 22 июня 1943
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-945гг.» 28 апреля 1946
Медаль «Партизану отечественной войны» I степени 24 июня 1947 года
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» 28 июня 1947 г.
6 Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной Войне» 1965 г.
Медаль «50 лет Вооруженных сил СССР» 17 февраля 1970г.
Медаль за участие в 4-й Республиканской выставке «Советская Россия»
1970 г.
Знак «Народное ополчение Ленинграда» 15 марта 1973 г.
Почетный знак СКВВ (Сов. Комитет ветеранов Войны) 17 января 1974
Знак «Ленинградских партизан» 27 января 1974
Памятная медаль в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1975 г.
Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной Войне» 19 января 1976 г.
Медаль «Ветеран труда» 28 апреля 1977 г.
Знак «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1945» 27 октября 1977 г.
Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» 17 июня 1978 г.
Памятная медаль в честь тридцатипятилетия победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 1980
Медаль за доблесть и отвагу в Великой Отечественной Войне
Орден «Отечественной Войны» II степени 11 марта 1985
Медаль «40 лет победы в Великой Отечественной Войне» 17 апреля 1985
Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР» 23 февраля 1988 г
Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной Войне» 22 марта 1995.

Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Японии, Франции, Украины, Германии и других стран. В достойных народного подвига «золоченых рамах», о которых мечтали его товарищи в старорусских лесах, в далеком 1942 году…

Блинков Александр Александрович скончался 21 июня 1995 года в Петербурге на восемьдесят пятом году жизни.
http://ant53.ru/article/60/
https://goskatalog.ru/portal/#...xists=true
https://vk.com/@53ant-budem-zhivy-budut-i-kartiny
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6537
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14046
Герцик Владимир Борисович, фронтовой "небесный диктор"
file.php?fid=773745&key=8134554 file.php?fid=773746&key=1890523072
Герцик Владимир Борисович – диктор Всесоюзного радио, заслуженный артист России, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Родился 1 декабря 1908 года в Белостоке Гродненской губернии Российской империи, ныне Польши. В 1932 г. закончил военно-химическую Академию (ныне МВТУ им. Баумана).
В 1933 г. выдержал конкурс на диктора радио и до 1993 г. (с перерывом на войну) работал диктором Всесоюзного радио. Лауреат Всесоюзного конкурса чтецов (1936).

8 августа 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях под Москвой. До 1943 г. был командиром отдельной химической роты 201-ой Латышской стрелковой дивизии Северо-Западного фронта.

С декабря 1943 г. работал в качестве "воздушного диктора", совершал полеты на самолете У-2 над позициями противника на передовой и в тылу врага с агитацией о сдаче в плен и сообщением для немецких войск о положении на фронтах, за что получил прозвище "небесный диктор". Сделал 100 боевых вылетов.

Понятно, что от качества чтения во многом зависит сила воздействия таких обращений. Надо было убедить немецких солдат в необходимости сложить оружие и сдаться в плен. Убеждать приходилось ночью, на немецком языке, с небесных высот, в условиях возможного зенитного обстрела. Много раз летал с Герциком на такие задания Герой Советского Союза Николай Шмелёв.
Полёты проходили в два этапа. Вёл самолёт опытный лётчик, а на месте штурмана сидел с патефоном, пластинками и микрофоном Владимир Борисович. Над нашими войсками пилот давал команду к началу передачи, и Герцик ставил любимые песни: «Катюшу», «Варяг» и т.п. После музыкального вступления Герцик передавал свежую сводку Совинформбюро, поздравлял с успехами на фронтах, с наградами и праздниками от имени Военного совета. Такие передачи с неба имели фантастический успех у наших бойцов.
Самолёт летел дальше, через линию фронта, и над немецкими войсками среди ночи, с неба вдруг раздавался вальс Штрауса «Сказки Венского леса». От неожиданности и удивления замолкала стрельба, и с небесных высот чистый и ясный голос Герцика на немецком языке рассказывал об успехах советских войск и гибельной политике фашистских главарей. Немцы приходили в себя только к концу передачи и открывали зенитный огонь. Пилот уходил от обстрела, непрерывно меняя курс, а Герцик по прежнему спокойно и чётко заканчивал передачу.

С апреля 1945 г. был отозван на гражданскую профессию – диктора Всесоюзного радио. Работал до 1993 года. Снимался в кино и работал в спектаклях; выступал с чтением стихов на эстраде, вел симфонические концерты, читал дикторский текст в фильме «Нюрнбергский процесс», исполнил роль Дон-Кихота в инсценировке одноименного романа М. Сервантеса, читал «Отцов и детей» И.С. Тургенева и др. Передачи с его участием о А.С. Пушкине, А.А. Блоке, Л. Бетховене, радиопьеса о А. Тосканини и других вошли в золотой фонд радио. В.И. Качалов назвал Герцика «диктором-художником».

Награжден орденами и медалями: двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Владимир Борисович ушел из жизни 7 мая 1997 года – в День радио, которому он отдал 60 лет из 89 прожитых. Похоронен в Москве на Донском кладбище
http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6366&pg=1

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Вверх ⇈