Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

"На войне музы могли жить по совместительству"

Северо-Западный фронт

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Поляков Александр Филатович (27/29 сентября 1908 – 3? октября 1942)

Журналист, писатель, военный корреспондент газеты «Красная звезда»
Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн
Автор книг «В тылу врага: дневник военного корреспондента» (1941), «Белые мамонты: история 5-ти КВ», «Под Ржевом» (1942)
В январе 1942 г. воевал на Северо-Западном фронте под Старой Руссой рядовым экипажа танка. Автор посвященных этим событиям серии очерков «От Урала до Старой Руссы: история 5-ти КВ» и книги на их основе «Белые мамонты».

file.php?fid=773764&key=93801038

Никогда не писал – «говорят», только – «сам видел»

К жизни этого человека удивительно подходит слегка перефразированный заголовок гайдаровской автобиографии: необыкновенная биография в необыкновенное время.

Александр Филатович Поляков. Его имя выбито на мемориальной доске в вестибюле редакции «Красной звезды» – среди имен 17 журналистов газеты, погибших на фронте. Знавшие Полякова запомнили его человеком талантливым и героическим. Его военкоровская работа пришлась на самый кровавый и растерянный 1941 год и не менее тяжелый 42-й. Он всегда стремился туда, где было особенно трудно и отчаянно, и где судьба Родины висела на волоске. Журналист-краснозвездовец, первым в своих репортажах назвавший заполыхавшую войну Великой Отечественной. Автор первой документальной книги о войне «В тылу врага», которую союзники-американцы напечатали под заглавием «Русские не сдаются!». Не доживший до Победы, но уже в 1941-м твердо знавший – русские не сдадутся, увидев грядущую Победу в глазах и делах своих фронтовых товарищей.

А начиналась эта удивительная биография вполне обыкновенно, как у многих из его поколения.

Он родился в 1908 году в с. Александровка Башмаковского района Пензенской области – тогда это была Тамбовская губерния. В 1924 году семья переехала в Пачелму, старинный пензенский пристанционный поселок. В однокомнатном домике печника-трубочиста дистанции пути Филата Григорьевича Полякова, что стоял у входного семафора станции, в тесноте, но не в обиде, под присмотром матушки дружно росли шестеро его детей. Александр был старшим. Учился в Пачелмской железнодорожной школе, был активным комсомольцем – недаром вскоре его выдвинули на должность инструктора Моршанского уездного комитета комсомола,

По путевке комсомола в 1927 году Александр поступил в Московское артиллерийское училище. имени Красина, престижное по тому времени, одно из лучших в РККА. После училища был направлен на знаменитый Лужский испытательный полигон под командование будущего маршала артиллерии Николая Николаевича Воронова. Дослужился до командира батареи.

Но тут надо было случиться несчастью… На полигоне испытывали новые артиллерийские системы, и у одного из орудий разорвало ствол. Комбат Александр Поляков получил тяжелейшую контузию, и в 1932 году его комиссовали: списали из армии «под чистую». И жизнь в 24 года пришлось начинать заново.

Он заведовал клубом при Доме правительства в Москве, одновременно учился на заочном отделении журналистики при коммунистическом университете имени Свердлова. К этому времени относятся его первые литературные опыты.

В 1936 году Александра Полякова направляют в агитационную эскадрилью имени Максима Горького на должность начальника агитмассового отдела. С ней он облетел весь Союз. Работа в «горьковской» эскадрилье подарила Полякову знакомство с известными людьми страны: главным редактором «Огонька» знаменитым Михаилом Кольцовым, его братом, художником-плакатистом Борисом Ефимовы, героями-летчиками. И у начинающего литератора Полякова возникает мысль написать о них. Его первая книга «Подруги крылатых», посвященная легендарной летчице Валентине Гризодубовой, выходит в том же 1936 году, по свежим впечатлениям от агитационных полетов.

С агитэскадрильей Александру Полякову довелось побывать и в родных местах: весной 1937 года на самолете с изображением журнала «Крокодил» он прилетал в Пензу и родную Пачелму. Сколько радости он доставил тогда землякам! Оригинальный «зубатый» самолет раскидал над Пачелмой сотни листовок, взял на борт лучших представителей колхозной общественности, старика Филата Григорьевича, как отца прилетевшего агитатора, школьницу-сестру Раю, и сделал несколько кругов над Пачелмой ... Вечером железнодорожный клуб не вмещал народа, пожелавшего побывать на встрече со своим именитым теперь земляком, погордиться знакомством с ним.

А в 1938 году Александра Полякова пригласили корреспондентом в «Красная звезду» – главную «военную» газету страны.

И уже 17 сентября 39-го он отправился на свою первую войну – советско-польскую, официально названную освободительным походом в Западную Украину и Белоруссию.

Сейчас, из нашего времени, страны-участницы того давнего события как только не называют и не чернят его. Но Александр Поляков, как человек своего времени, участвуя в той военно-политической кампании, честно отрабатывал свой журналистский хлеб, подтверждая своими репортажами, что поход, в котором только убитыми РККА потеряла тогда 1173 бойца, вовсе не был легкой прогулкой, как его принято представлять. Корреспондент Поляков был прикомандирован к отдельному разведывательному батальону, и впоследствии (1940 г.) издал книжку «Разведчики в бою», вышедшую в серии «Библиотека красноармейца».

Не успел Александр Филатович отдышаться в родной Пачелме от одной войны, как тут же, в ноябре 1939-го, его призвали на новую. Финскую, «зимнюю». Такой суровой зимы в Финляндии не было 100 лет: морозы стояли под 50 градусов. Командировка на Карельский фронт была настолько поспешной, что Поляков отправился туда, не имея воинского звания: прежнего звания, которое он носил до увольнения из армии, к тому времени уже не существовало в природе, а провести переаттестацию не успели. С «чистыми» петлицами на военной форме, без знаков различия и эмблемы рода войск он был, по сути, рядовым бойцом.

Поляков был направлен в 420-й полк 9-й армии, которой предписывалось через всю центральную Финляндию выйти к Ботническому заливу. Кончилось это катастрофой: 2 из 4-х дивизий, входивших в состав армии, попали в окружение и почти полностью погибли

Так случилось, что в одном из попавших в окружение батальонов военкор Поляков взял на себя его командование, заменив убитого комбата. Это ведь каким авторитетом, самообладанием и волей надо обладать, чтобы обезглавленный батальон (где имелись командиры рот и взводов) безоговорочно подчинился не имевшему воинского звания журналисту! Поляков командовал батальоном двое суток, умело управлял подразделением и сумел вывести его из окружения.

В начале января 1940 года Поляков был тяжело ранен в ногу. На самолете его эвакуировали в Москву, где в госпитале он продолжал отписываться за финскую командировку. А в марте, по представлению войскового командования, за свой боевой подвиг Александр Поляков был награжден орденом Красного Знамени. Награду ему вручал в Кремле сам «всесоюзный староста» Калинин. Михаил Иванович запомнил опирающегося на палочку военного с «чистыми» петлицами, спецкора «Красной звезды», награждаемого не за корреспондентскую работу, а участие в боевых действиях, и не раз потом интересовался его судьбой.

Весной 41-го Александр Филатович прошел переаттестацию и получил воинское звание майора.

22 июня майор Поляков встретил на западной границе. Он первым из корреспондентов сообщил в редакцию «Красной звезды» о начавшейся войне.

Из дневника военкора Полякова: «Война застала меня в одном из гарнизонов Западного особого военного округа. Я находился в служебной командировке. Через несколько часов после начала войны я разговаривал с редакцией и получил приказание немедленно отправиться на фронт специальным военным корреспондентом».

Уже вечером 22 июня он выехал в знаменитую 24-ю Железную Самаро-Ульяновскую дивизию, которой командовал генерал-майор К.Н. Галицкий. С дивизией в районе города Лида Поляков принял первый бой: 26 июня ее передовые части столкнулись с 19-й танковой дивизией из армейской группы генерала Гота. Поляков оказался в 300 метрах от гаубичной батареи лейтенанта Попова, которую атаковали свыше тридцати фашистских танков. Батарейцы повели огонь прямой наводкой. Поляков пробрался к ним: он был артиллеристом, и стремился хоть как-то помочь…

Дивизии удалось с наименьшими потерями добиться больших успехов в боях с гитлеровцами, писал в своем дневнике Александр Филатович. Когда они оказались в окружении, спасением стали железная дисциплина Железной дивизии и вступившие в действие «законы Кузьмы Галицкого»:
Никто не имеет права употреблять слова «говорят», а только – «сам видел». Беспощадно бороться с болтовней и паникерскими случаями. Пищу делить поровну. Кормить в первую очередь разведчиков и раненых. Экономить патроны, стрелять только по видимым целям и в упор. За курение ночью под открытым небом – расстрел.

С 27 июня по 22 июля вместе с бойцами Железной дивизии, преодолев более 500 километров, шел с боями из окружения военкор Александр Поляков. Когда его ранило осколком немецкой бомбы – в ногу, в ту же самую, пострадавшую на финской, вместе с куском сапога вырвало кусок мышцы – он приказал товарищам оставить его и продолжать марш: «Со мной и сами пропадете. Не теряйте времени, если будет возможность, вернетесь за мной ночью». И, запасшись гранатами, залег в кустах.

Спас его генерал Галицкий: узнав о случившемся, тотчас же организовал поиски корреспондента. Полякова везли на автомашине, потом на повозке, а когда немцы разбили весь транспорт, вместе с остальными бойцами, хромая, он шел на восток. И все это время, несмотря ни на что, Поляков вел свой корреспондентский дневник: изо в день, не пропустив ни одного,

Первое, что сделал он, когда вышли к своим – через час позвонил в Москву, в редакцию, где его уже считали погибшим.

Дома Александра Филатовича едва узнали в черном, истощенном, оборванном, с забинтованной ногой и самодельными костылями человеке. Наскоро высушив после стирки гимнастерку, подшив свежий подворотничок и захватив планшет, набитый блокнотами, почти не способный передвигаться Поляков отправился в редакцию – отчитаться за «командировку».

Он болел весь август, но все это время писал. 3 августа 1941 года «Красная звезда» начала печатать его дневник – серию очерков, занявшую двадцать «подвалов». Очерки шли из номера в номер; это был динамичный, даже остросюжетный рассказ о поведении советских людей во вражеском окружении, их мужестве, стойкости, находчивости, поиске таких способов боя, которые до войны представлялись маловероятными. Но за мучительными страданиями, выпавшими на долю солдат-окруженцев, читалось главное: врага можно бить, это искусство мы осваиваем и освоим.

В «Красную звезду» звонил Калинин:
– Почему нет продолжения?
– Автор писать не успевает.

Его очерки нужны были, как хлеб: они несли правду войны, правду людей, уверенных в победе. Они были «наукой побеждать» врага в условиях окружения, учили фронтовиков в труднейшей обстановке чувствовать себя не обреченными и беспомощными «окруженцами», а «боевой частью, действующей в тылу врага». Именно такую оценку дал очеркам Полякова его товарищ, «окруженец» генерал Галицкий.

После завершения серии публикаций А. Полякова в «Красной звезде» их напечатали книжкой в четырех столичных и десяти областных издательствах. Печатали ее и фронтовые типографии. Повесть «В тылу врага» стала первым документальным произведением о войне, и в ней впервые прозвучало ее название, с которым она вошла в историю: «Прошло пять дней войны. Моя Родина, мой народ ведут Великую Отечественную войну с гитлеровскими ордами…»

Повесть «В тылу врага» перевели на 14 языков, издали в США, Англии, даже в Китае. Американские газеты в те дни писали:

«До сих пор война, не имеющая себе равных в истории, не дала еще такой книги, как этот вдохновляющий дневник 34-летнего русского военного корреспондента».

«Дневник А. Полякова – одна из наиболее волнующих книг об этой войне, написанная очевидцем и явившая нам замечательную картину великого духа у наших русских союзников».

На основе этой книги формировался героический образ русского солдата в мировой прессе.

Воинский и литературный подвиг Александра Полякова был отмечен вторым орденом Красного Знамени.

Все гонорары за книгу Александр Филатович передал в Фонд обороны.

А на фронтах книга «В тылу врага» зажила своей жизнью, пережила многие невзгоды и опасности фронтовых будней. В отделе редких книг книжных фондов Государственного литературного музея хранится фронтовой экземпляр этой книги – ее нашли наши солдаты в немецком блиндаже при освобождении Новороссийска. На обороте титульного листа надпись: «Личный состав подразделения гвардии старшего лейтенанта Дивиденко очень интересовался этой книгой. Она прочитана всеми. Подвиги и героизм, описанные в книге, вдохновили нас в бою с заклятым врагом. Гвардии старший краснофлотец Кирдюков, гвардии краснофлотец Белов. 9.9.1943 г.».

Едва зажила рана после июньских боев, как неутомимый Александр Филатович загорелся новой творческой идей. В ноябре 1941 года он предложил главному редактору сделать необычный репортаж о танках КВ – проследить путь танка и его экипажа от заводского цеха до передовых позиций на фронте. Он сразу же получил согласие Ортенберга и выехал в Челябинск, куда в то время из Ленинграда была эвакуирована часть Кировского завода, выпускающего тяжелые танки.

Командировка длилась почти два месяца. Журналист вместе с танкистами лейтенанта Астахова принимал и осваивал новые машины, а затем в качестве рядового члена экипажа танка выехал на фронт, под Старую Руссу, где Северо-Западный разворачивал Демянскую операцию по окружению и уничтожению большой группировки противника – 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий «Север». В «броневом экспрессе» вместе с пятеркой «КВ» он промчался на фронт мимо родных мест. Мимолетное свидание с родителями на станции Пачелма… Вместе с танкистами пятерки КВ военкор Поляков участвует в первых январских боях 1942-го.

В редакцию Поляков вернулся виноватым: ему было категорически запрещено участвовать в боевых действиях, только сопроводить экипажи на фронт. Но у главного редактора «Красной звезды» Ортенберга рука не поднялась отругать своего корреспондента за нарушение приказа: этот был тот случай, когда он гордился товарищем…

Итогом поездки на Урал и на фронт стали восемь больших очерков в «Красной звезде», под заглавием «От Урала до Старой Руссы: история 5-ти КВ». Газета «Красная звезда» печатала их в феврале-марте 1942 года.

Серия публикаций в газете была окончена. Ее автор, военкор Поляков, попрощался со своими героями – экипажами танков, пообещав читателям «Красной звезды» новую встречу: «Мы еще расскажем об их делах, об отважном лейтенанте Астахове, весельчаке Дормидонтове, неустрашимом Константинове, обо всех, кого мы узнали на пути от Урала до Старой Руссы».

Но уже весной Александр Поляков узнает, что из пяти КВ осталось четыре – в неравном бою был сожжен заживо экипаж танка Калиничева... Сроднившийся с танкистами, военкор не мог смириться с мыслью, что нет больше его боевых друзей – весельчака и балагура мехвода Женьки Дормидонтова, командира танка Калиничева, стрелка-радиста Шишова, Соловьева, Писарева…

И 24 мая 1942 года в «Красной звезде» появляется заключительный очерк-послесловие «Трофей», посвященный погибшему танку и верному другу его экипажа – героической собаке по кличке Трофей...

Тогда же, в 1942-м, очерки вышли отдельной книгой «Белые мамонты: история пяти КВ». А новелла «Трофей» о дружбе танкистов и спасенной ими собаки на долгие годы стала одной из любимых детских книг о Великой Отечественной войне.

https://vk.com/@53ant-chast-pervaya-tankograd (часть 1-я)
https://vk.com/@53ant-chast-vtoraya-ledovyi-zheleznyi-marsh (часть 2-я)
https://vk.com/@53ant-chast-tretya-belye-mamonty-v-bou (часть 3-я)
https://vk.com/@53ant-chast-ch...ovom-strou (4-я)
https://vk.com/@53ant-chast-pyataya-trofei (часть 5-я)

Все лето и начало осени 1942-го Поляков провел подо Ржевом, где шли тяжелейшие бои. Туда затребовал его лично начальник артиллерии Красной Армии генерал Н.Н.Воронов – бывший довоенный командир Полякова на Лужском полигоне. В разгар войны создавалась могучая артиллерия – дивизии и корпуса резерва Верховного Главнокомандования, и по мнению Воронова, для «продвижения» этих новых формирований в печати лучшей кандидатуры, чем профессиональный артиллерист Поляков, было не найти.

Подо Ржевом основательный, дотошный военкор Поляков все время на передовой. Он днюет и ночует на наблюдательных пунктах, ползает вместе с артиллерийскими разведчиками по переднему краю, летает на самолете-корректировщике над немецкими позициями. Правда, участие его в корректировании артогня с аэростата сложилось крайне неудачно: аэростат был подбит, и во время экстренного спуска Поляков сильно ударился о землю, получив еще одну контузию. В госпиталь он идти отказался.

Серия очерков Полякова о тяжелой артиллерии «Под Ржевом», публиковавшаяся в «Красной звезде», попалась на глаза Сталину, и он приказал перепечатать их в «Правде».

Все шесть очерков со ссылкой на «Красную звезду» появились в главной газете страны. Только вот имя автора – Александра Полякова – стояло в траурной рамке.

Вернувшись в октябре в Москву, Александр Поляков пришел в редакцию, закрылся в кабинете, чтобы спокойно работать... Смерть наступила внезапно, от кровоизлияния в мозг, вызванного перенесенными тяжелыми ранениями и контузиями Ему было 34 года.

Эти последние очерки, получившие столь большой резонанс, стали как бы памятником этому мужественному, храброму и талантливому журналисту.

---------------------

В память о краснозвездовце-фронтовике на его родине, в Пензенской области с 2008 года проводится ежегодный областной журналистский конкурс имени Александра Полякова. Его имя носит улица в родной Пачелме. Материалы о нем есть в музеях Москвы, Пензы, Пачелмы и Башмакова.
https://ant53.ru/article/198/

Редактирование фотопортрета: И.А.Булатова (Кучерявая)
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (2)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Осипов Александр Георгиевич 1923-1973

file.php?fid=776267&key=439273631 file.php?fid=776266&key=699809423

Уроженец села Сторожевск Усть-Сысольского уезда Коми автономной области, ныне Корткеросского района Республики Коми, первый профессиональный коми композитор, исследователь, популяризатор музыкальной культуры коми, заслуженный деятель искусств Коми ССР, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов СССР, создатель национального песенного репертуара коми, Александр Осипов родился 98 лет назад, 15 марта 1923 года в крестьянской семье.

Из-за болезни матери с 13 лет он воспитывался в Усть-Куломском детском доме. В 1939 году поступил в Вологодское музыкальное училище, где обучался игре на домре. Параллельно осваивал скрипку. В 1937-1941 - руководитель оркестра народных инструментов в г. Усть-Кулом (Коми АССР) и артист оркестра народных инструментов Ансамбля песни и пляски Коми АССР.

file.php?fid=713826&key=474733901

Война резко повернула его жизненный путь. Призывников старших возрастов мобилизуют в армию, мужскую группу хора и оркестр расформировывают, Александра направляют в село Объячево – центр Прилузского района, где колхозно-совхозный театр остался без баяниста. Здесь спустя месяц, 15 сентября, он подает заявление в райвоенкомат и до 25 октября 1941 г. продолжает работать баянистом, попутно записывая народные песни.

А.Осипов, курсант Архангельского военно-инженерного училища, принял присягу 7 ноября 1941 г. Прибыв на Северо-Западный фронт 21–22 апреля 1942 г., воевал под городом Старая Русса в составе второго отдельного инженерного батальона 1-й ударной армии.
В мае – июле 1942 г. Александр участвовал в ряде кровопролитных наступательных операций по ликвидации демянского плацдарма противника. Однако нашим войскам не удавалось сомкнуть кольцо окружения врага и ликвидировать «Демянский котёл» до февраля 1943 г. Изнурительные для советских войск "бои местного значения" за каждую деревню, высоту, лесную опушку, сопровождавшиеся тяжелыми потерями, продолжались на старорусской земле до наступления Красной Армии в феврале 1944 г.

31 июля 1942 г. А. Осипов был ранен, из медсанбата доставлен в передвижной полевой госпиталь, оттуда – в ближайший эвакуационный госпиталь в Вышнем Волочке, затем в другой, третий. В Кирове, госпитале, специализированном на ранениях в грудную клетку с поражением верхних конечностей, ему вынесли вердикт: левая рука обездвижена, пальцы не разгибаются, к военной службе – негодный.

file.php?fid=776268&key=2140921084

Но он уже не мог быть и музыкантом-исполнителем. Для Осипова это была большая трагедия, но желание состояться в музыке не покидало его. Национальному ансамблю песни и пляски Коми АССР, куда в 1943 году пришел устраиваться на работу вернувшийся с фронта А.Осипов, разрешили восстановить мужскую группу хора… за счет инвалидов и высланных. И первоначально его зачислили в хор. Пополнение пришло из интерната для инвалидов войны, который располагался в с. Ыб Сыктывдинского района. По итогам прослушивания, организованного художественным руководителем А.В.Каторгиным, нашлись и голоса, и подходящие кандидаты, некоторые пожелали работать в хоре.

В свободное время Александр сочиняет музыку для театра. В рецензии на спектакль «Зарникыв» (золотое слово) по сказке в стихах В.Юхнина отмечалось, что «с музыкальным оформлением молодой композитор А.Г.Осипов вполне справился. Он же дирижировал оркестром» (газета «Вӧрлэдзысь», 10 апреля 1943 г.).

Да, Александр Осипов не мыслил себя без музыки. Поэтому и смог так разработать раненую руку, что в 1944–52 гг. был хормейстером ансамбля песни и пляски, в 1955-59 гг. руководил хором коми радио, вел занятия в Сыктывкарской музыкальной школе и училище. Приходилось быть и концертмейстером. Да и песни он сочинял за роялем. И невдомёк публике, скольких усилий стоило ему научить искалеченную кисть быть послушной, следовать за мелодией.
Оценить «феномен Осипова» можно было, лишь находясь вблизи. Вот и удивлялись учащиеся музыкального училища, друзья и коллеги по работе, как ловко он приспособился играть левой рукой! Играл он единственным действующим пальцем, но еще и прижатым к нему указательным, и ребром ладони. Удивляло, как бегло, скачками левая кисть передвигалась по клавиатуре! Как безошибочно ударяет по клавишам! Одним словом, пианист раненой рукой играет наравне со здоровой правой. Об этом помнят ветераны коми музыкальной культуры Н.Н.Маегов, С.В.Власова, А.П.Калимов, Е.С.Самарина, Р.М.Жеребцов, И.В.Гамзина.
Это подтвердила и Альдона Степановна Шадрина, 30 лет работавшая в селе Визинга директором музыкальной школы. В 1956 г. А.Г.Осипов был ее педагогом по дирижированию в Сыктывкарском музыкальном училище. И как вдохновенно он играл на пианино, она видела своими глазами.

Из поэмы Серафима Попова «Лунная соната» с посвящением «Саше Осипову» мы узнаём, что он ухитрялся играть произведение Бетховена, в котором, в партии левой руки, звучали басовые октавы. Как можно удерживать октаву, если работает только большой палец, остальные неподвижно сжаты в кулак? Поэт рассказывал, что, стремясь передать основы гармонии, Александр мучился, сердился на себя, но не падал духом. И это вошло в поэму.
«Но ог вунӧд ме,
Кытчӧдз оз помассьы нэм,
Саша Осипов «Луннӧй соната»
Кыдзи чуньястӧг ворсӧ».

Никогда я не забуду,
пока живу,
как Саша Осипов «Лунную сонату»,
пальцев нет, а играет.

После войны он упорно учится: в 1945-1947 г. – в Саратовском музыкальном училище, 1947-1949 г. – в Горьковской консерватории, в 1949-1950 г. – в Московской консерватории, в 1951-1953 г. – в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

В 1965 году А.Г.Осипов защитил кандидатскую диссертацию «Песни народа коми». Годом раньше вышла книга с одноименным названием. В 1969 году увидела свет книга «О коми музыке и музыкантах». Эти книги стали результатом большой собирательской и исследовательской работы. В них Осипов впервые в истории коми музыкознания проанализировал вклад каждого коми композитора в развитие коми музыки, рассказал о первых исследователях коми национальной музыки.

А.Г.Осипов – первый коми профессиональный композитор и музыковед. Песенное наследие композитора состоит из 120 песен, опубликованных в 1950–1985 годах в авторских и коллективных сборниках и СМИ. Памяти поколения фронтовиков он посвятил красивейшие песни о любви на стихи коми поэтов Василия Елькина и Анания Размыслова, погибших на войне: «Луныс коли важӧн» (день прошел давно) и «Мичалунсьӧмӧс, гажа берегӧд» (в полдень на речном просторе).

Видео, песни, концерт
https://vk.com/video-170975850_456239038
https://vk.com/video-170975850_456239045
https://vk.com/video-170975850_456239024
https://vk.com/video-170975850_456239040

В его раннем творчестве были песни «Мир сторонникъяслӧн сьыланкыв» и «Народъяслы – мир!». Они стали откликом на Движение сторонников мира, зародившееся в Европе в 1948–1949 гг. Символом его стал рисунок Пикассо «Голубка» (другое название – «Голубь мира»). Тогда же по всему СССР возникли комитеты защиты мира, в том числе и в Сыктывкаре. В дальнейшем о войне А.Г.Осипов не писал. Все его песни – о счастье мирной жизни.

Особенность его музыкального стиля происходит из глубокого знания коми народных песен. Александр Георгиевич закончил аспирантуру Московской государственной консерватории и, защитив в 1965 г. диссертацию на тему «Песни народа коми», стал кандидатом искусствоведения. В конце диссертации он указал имена информаторов, напевших ему более 100 народных песен. Двадцать пять песен из своего собрания он обработал для хора и издал в 1966 г. в виде нотного сборника.

По окончании аспирантуры надо было трудоустраиваться и решать вопрос с жильем. В Сыктывкаре ему ничего не обещали. В Москве он писал в самые высокие инстанции: «Прошу предоставить мне маленькую комнату для работы. Право заниматься музыкой я не только заслужил, потому что имею высшее образование, но и завоевал с оружием в руках, став инвалидом войны». В ответ приходили отписки.

Профессор Птица Клавдий Петрович, заведующий кафедрой хорового дирижирования, высоко ценивший А.Г.Осипова, добился, чтобы его ученика поселили в композиторском доме в центре Москвы. Кстати, его соседом по лестничной площадке был Д.Д.Шостакович. Теперь напротив квартиры Д.Д.Шостаковича располагается его архив.

Умер 31 января 1973 года в Москве.

Центр музыкального наследия имени А.Г.Осипова Национальной библиотеки намерен организовать конкурс исполнителей песен А.Г.Осипова. Выбрать есть из чего: шуточные, патриотические, лирические песни; соло, дуэты, хоры, романсы. Двадцать пять песен написаны в ритме вальса. Есть песни для детей, молодежи, ветеранов. Конкурс станет этапом подготовки к исполняющемуся в 2023 г. столетию нашего выдающегося композитора и ученого-искусствоведа.

https://vk.com/@osipov_center-...ndr-osipov
https://www.nbrkomi.ru/str/id/312/4183
http://www.kortcbs.ru/page/kra...orgievich/
https://rus-big-biography-enc....0%B8%D1%87
http://respublika11.ru/2019/01...aya-vesna/

Редактирование фотографий: И.А.Булатова (Кучерявая)
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (1)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
История на снимках. Школьница восстановила биографию фронтового фотокорреспондента ТАСС


file.php?fid=776258&key=1033287292 file.php?fid=776256&key=890448398

"Наша работа началась в феврале 2017 года, — рассказывает учитель Александр Драхлер. — На фасаде нашей школы №293 имени А.Т. Твардовского висит мемориальная доска, на которой написано: "В этой школе 15–16 октября 1941 года формировался Ростокинский коммунистический добровольческий батальон, грудью вставший на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны". Мы решили установить список, судьбы бойцов и командиров батальона в составе 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии (МКСД), которая прошла от Москвы до города Лиепая".

Поиск начали с изучения сохранившихся в архиве Объединенного Останкинского военкомата и Центрального архива Министерства обороны РФ документов, а также материалов, собранных родственниками ополченцев. Среди них были дивизионные газеты "На защите Москвы" и "Вперед, на Запад" с фотографиями одного из них — корреспондента Фотохроники ТАСС Николая Кубеева.


file.php?fid=776259&key=1726660535

Николай Кубеев, 1941 год© Личный архив Михаила Кубеева


Боец Московского ополчения

Личного дела Николая Кубеева в ТАСС не сохранилось. Его имя есть на мемориальной доске у входа в штаб-квартиру. В фотобанке агентства осталось несколько его работ довоенного периода и снимок, датированный октябрем 1941 года.

Он был в числе добровольцев, вступивших в части Московского ополчения, сражался на Калининском, Северо-Западном фронтах и готовил фоторепортажи с места боев. Многие десятилетия в агентстве считали, что он погиб в 1942 году от тяжелого ранения.

19 марта 1975 года в корпоративной газете "Тассовец" была опубликована статья "Боевой фотокор", авторами которой стали военные фотокорреспонденты ТАСС Сергей Лоскутов, Николай Ситников и Эммануил Евзерихин. Они вспоминали, что любимой работой Кубеева были съемки спортивных соревнований. В последнюю мирную июньскую субботу 1941 года он готовился к воскресным состязаниям. Также о нем написали в книге "ТАСС на войне", она вышла в год 75-летия Победы и посвящена работе агентства в годы Великой Отечественной войны.

Первым найденным исследователями документом стал приказ от 26 апреля 1943 года о награждении заместителя командира взвода пешей разведки по политчасти гвардии лейтенанта 157-го гвардейского стрелкового полка Николая Дмитриевича Кубеева орденом Красной Звезды​​​​​. В сопроводительных материалах говорилось, что Кубеев ушел на фронт через Фрунзенский РК ВКП(б) в октябре 1941 года добровольцем в составе Дивизии московских рабочих, ставшей впоследствии 3-й МКСД.

Наряду с этим в книге "В редакцию не вернулся" была обнаружена фотография Кубеева. В подписи к ней говорилось: "Снимок сделан в 1942 г. на Северо-Западном фронте. Слева направо фотокорреспонденты: Николай Кубеев (Фотохроника ТАСС), Сергей Коршунов ("Правда"), Сергей Лоскутов ("Красная звезда") и сотрудники фронтовой газеты "За Родину!" писатель Александр Исбах и фотокорреспондент Вячеслав Шаровский. Через несколько часов после этой съемки Николай Кубеев был смертельно ранен осколком мины. Остальные выжили и здоровы по сей день. Снимок фотоаппаратом Сергея Коршунова сделал проходивший мимо автоматчик".

file.php?fid=659500&key=335130672

Именно в этом комментарии была ошибка в дате, и во всех последующих публикациях, в которых упоминается Николай Кубеев, говорится, что он погиб в 1942 году на Северо-Западном фронте.

Позже удалось разыскать сына Николая Кубеева Михаила — на момент гибели отца ему было два года. Он также подтвердил ошибку в книге. В семейном архиве сохранилось корреспондентское удостоверение отца, несколько десятков негативов военных лет и свидетельство о захоронении. Выяснилось, что ранен он был 18 февраля 1943 года. В дивизии посчитали это ранение смертельным.
Но впереди были еще два передвижных полевых госпиталя на фронте, три госпиталя в столице и больше года борьбы с последствиями осколочного ранения. Николай Дмитриевич Кубеев скончался в мае 1944 года и был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

et6S6QD6MTI.jpg?size=807x576&quality=96&sign=8ce9f6ac8cfe62e33a99640bc02fd59f&type=album

Корреспондентское удостоверение Николая Кубеева© Личный архив Михаила Кубеева


Александр Драхлер и Елизавета Соприко установили, что Николай Кубеев родился на станции Раменское 27 сентября 1910 года. В Москве жил в районе Марьиной Рощи. В юности интересовался радиоделом, увлекался фигурным катанием, посещал фотокружок и даже оборудовал дома лабораторию.

В начале 30-х годов он готовил репортажи с московских улиц, фиксируя быт жителей столицы, рассказывал о празднованиях годовщин Октябрьской революции и Первомая, ездил по заводам и сельхозпредприятиям всей страны.
В 1932 году Николая Кубеева принимают в Российское объединение пролетарских фотографов. Он много снимает спорт и парады физкультурников.
Признание в профессиональном сообществе Кубееву приносит работа на демонстрациях. Вот выдержка из журнала "Пролетарское фото" (1932, №6, с. 17): "В ответственные октябрьские съемки этого года впервые были включены молодые фоторепортеры тт. Чернов (коммунист), Евзерихин (комсомолец, в будущем фотокорреспондент ТАСС — прим. ред.) и Кубеев. Молодые фоторепортеры оправдали доверие".

С середины 1930-х годов Николай Кубеев работает в Московском отделении "Союзфото" (ТАСС был соучредителем организации — прим. ред.), а с начала 1939 года на его снимках появляется надпись "Фотоклише ТАСС" (26 ноября 1940 года "Фотоклише ТАСС" было переименовано в "Фотохронику ТАСС" — прим. ред.).

С 4 по 9 августа 1937 года на пароходе "Алексей Стаханов" в составе большой группы фоторепортеров он участвует в ознакомительной поездке по только что построенному каналу "Москва — Волга". Известно, что по результатам поездки в московском Доме печати была организована выставка лучших работ, а некоторые снимки Кубеева были выпущены как открытки и вошли в набор из 18 штук, который вышел в 1937 году тиражом 5000 экземпляров.

В годы войны на его снимках не только парадные портреты, но и процесс боевой учебы, тактические занятия, лыжные тренировки стрелковых подразделений, работа различных служб дивизии, а также ежедневный быт бойцов Красной армии.

Весной в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Судьба ополченца", посвященная 80-летию Московского народного ополчения. Здесь представлены документы, письма и личные вещи добровольцев. Среди героев экспозиции — фотокорреспондент ТАСС Николай Кубеев.

Екатерина Титова


https://vk.com/@tassagency-preview-1225507404-1257706024
https://tass.ru/obschestvo/11303033
https://vk.com/3mksd.pamyat

Фотографии Николая Кубеева из статьи:
1. Бомбоубежище на Спартаковской улице, Москва, 1941 год © Николай Кубеев/ТАСС
2. Крымский мост, Москва, 1938 год © Николай Кубеев/ТАСС
3. Лодочная пристань на Нескучной набережной у Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького, Москва, 1935 год


Редактирование фотопортретов: И.А.Булатова (Кучерявая)

Прикрепленный файл: Кубеев фото 3.jpgКубеев Фото 2.jpg, 171546 байтКубеев фото 1.jpg, 198174 байт
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (1)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Максим Петрович Коробейников 1921-1999
генерал-майор, выдающийся психолог и известный прозаик

file.php?fid=776013&key=604517873

Максим Петрович Коробейников родился 4 августа 1921 г. в деревне Чекоты Вожгальской волости (ныне Куменский район Кировской области). Его родители были крестьянами.

Отец Петр Алексеевич (1887–1958) зимой уходил на отхожие заработки на кожевенный завод в поселке Вахруши. В 1927 г. он был одним из организаторов коммуны в д. Чекоты, которая впоследствии была преобразована в знаменитый на всю страну колхоз «Красный Октябрь». Председателем колхоза в течение сорока лет был дважды Герой Социалистического Труда Петр Алексеевич Прозоров. Чекотская молочно-товарная ферма десятки лет была образцовым производственным участком, давшим целую плеяду Героев Социалистического Труда. Петр Алексеевич Коробейников был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Мать М.П.Коробейникова Ольга Дмитриевна (1888–1954), простая неграмотная крестьянка, подняла на ноги одиннадцать детей (Максим был седьмым).

Вожгальскую образцовую среднюю школу Максим Коробейников окончил с отличием. Золотых и серебряных медалей тогда еще не было, и лучшим выпускникам вручался аттестат с золотой каемкой, который открывал дорогу в институт без вступительных экзаменов. С таким аттестатом приехал Максим учиться в Кировский пединститут в 1938 г.

Война началась, когда он был третьекурсником. (Окончить институт удалось лишь в 1948 г. экстерном.) 30 июля 1941 г. он был призван Молотовским районным военкоматом г. Кирова. Боевое крещение принял в январе 1942 г. молодым лейтенантом после досрочного окончания Черкасского пехотного училища, размещавшегося в г. Свердловске. В годы войны служил на Северо-Западном, Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. На СЗФ командир 7 ср 3 сб 1216-го сп 364-й сд. Был командиром пулеметного взвода, стрелковой и разведывательной рот, командовал батальоном. Участвовал примерно в сотне атак, был трижды тяжело ранен. Закончил войну в 1944 г. комбатом, в звании капитана 1216-го стрелкового полка 364-й стрелковой Тосненской дивизии 54-й армии 3-го Прибалтийского фронта.

За участие в боях награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, а всего – 26 орденами и медалями, в том числе двумя иностранными наградами.

После длительного лечения Коробейников был направлен на центральные курсы усовершенствования офицерского состава «Выстрел» в г. Солнечногорске. Окончил адъюнктуру военного педагогического института Советской армии по кафедре общей и военной психологии. Научным руководителем по кандидатской диссертации был профессор Т. Г. Егоров. М.П.Коробейников защитился в 1971 г. и стал шестнадцатым по счету доктором психологических наук в СССР. Тема его диссертации – «Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне».

До 1960 г. М.П.Коробейников был на командных должностях в армии, затем перешел на научно-педагогическую работу. В 1972–1985 гг. заведовал кафедрой общественных наук в Военно-политической академии имени В.И.Ленина. Он стал одним из основоположников военной психологии в нашей стране. Изучал поведение людей в экстремальных условиях во время землетрясений в Ашхабаде, Ташкенте и Душанбе, при чрезвычайных происшествиях и во время учений с реальным применением средств массового поражения. В 1960–1986 гг. М.П.Коробейников состоял членом диссертационных советов Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и трех военных академий.

М.П.Коробейников опубликовал свыше двухсот научных работ, был автором крупных монографий, таких как «Современный бой и проблемы психологии», «Сержанту о психологии», «Солдат и война» (руководитель авторского коллектива и автор значительной части книги), «Человек в современной войне», «Поведение воина в опасной ситуации».
Эти и некоторые другие книги М. П. Коробейникова были переведены и опубликованы практически во всех восточноевропейских странах, объединявшихся в те годы Варшавским договором.

Из армии уволился после 45 лет службы в возрасте 65 лет. И тут, – вспоминал он, – как с крыши свалился в художественную литературу. Когда приняли в Союз писателей СССР, почувствовал, что признан «товарищами по перу». Рекомендации в Союз писателей, своего рода «путевку в большую литературу» Максиму Петровичу дали два фронтовика. Одним из них был знаменитый поэт-песенник Михаил Матусовский, другая рекомендация была получена от известного прозаика Вячеслава Кондратьева.

В своей первой большой книге «Я тогда тебя забуду…», носящей автобиографический характер, М.П.Коробейников дает яркие картины сельского быта 1930-х годов. Что было с Коробейниковым на войне, о том он рассказал в книгах «Подробности войны» (М.: Молодая гвардия, 1988) и «Ненадежное время» (М.: Современник, 1991). Книги Максима Петровича были написаны и предъявлены читателю именно тогда, когда стало возможным публиковать такие факты о войне, о которых прежде было принято умалчивать.

Кировский тележурналист Леонид Добровольский еще к 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 1995 г. снял двухсерийный телевизионный фильм о М.П.Коробейникове общей протяженностью более двух часов.

Последняя работа М.П.Коробейникова вышла в 2000 г., уже после смерти автора. Это была статья «Алексей Федорович Лосев» в журнале «Наука и жизнь» (№ 2, 2000)
Скончался Коробейников 16 декабря 1999 г.

https://docviewer.yandex.ru/vi...mp;lang=ru

Книги М.П.Коробейникова доступны он-лайн.

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (1)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Васильев Борис Львович

(21 мая 1924 г., Смоленск - 11 марта 2013 г., Москва)

Русский советский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР и Премии Президента Российской Федерации.

file.php?fid=743095&key=251803939 file.php?fid=743094&key=86023343

С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев в 17 лет ушёл добровольцем в истребительный комсомольский батальон, под Смоленском попал в окружение, а затем в фильтрационный лагерь.

С 13-го октября 1942 года в звании сержанта служил в 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в 8 гв.вдп. В феврале 1943 года дивизия была включена в состав 1-й ударной армии СЗФ. После 150-километрового пешего марша дивизия прибыла в исходный район под Старой Руссой 20-го февраля и уже 26-го февраля пошла в наступление в междуречье Редьи и Порусьи. Цель - ликвидация Демянского плацдарма.

12-го марта остатки 3-й воздушно-десантной были выведены во второй эшелон, а 16-го марта Борис Васильев наткнулся на растяжку и был тяжело контужен. После излечения он был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. Уволен в запас в 1954 году в воинском звании капитан-инженер.

В том же 1954 году дебютировал в литературе. По его произведениям снято 28 фильмов, среди которых «На пути в Берлин», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Королевская регата» и другие.

Награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Орден Отечественной войны II степени к 40-летию Победы и другие ордена СССР и РФ, премии, призы и грамоты.

https://zen.yandex.ru/media/cy...04d2e22ab5
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (3)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
На Северо-Западном фронте пал военный корреспондент «Правды» Владимир Ставский. Когда солдаты переднего края узнали о его смерти, они жестоко отплатили врагу за гибель журналиста. http://dmitrovsk1943.mybb.ru/viewtopic.php?id=3864

http://militera.lib.ru/memo/ru...oy/23.html
Александр АНОХИН. Корреспондент «Красной звезды». Погиб в феврале 1943 года в период наступления частей Красной Армии у реки Ловать в районе Великих Лук.
Александр ДИМЕЕВ. Сотрудник дивизионной газеты. Погиб в ноябре 1942 года в районе Великих Лук.
Николай КУБЕЕВ. Корреспондент фотохроники ТАСС. Боец отряда Московского ополчения. Погиб в 1942 году на Северо-Западном фронте.
Николай МАРКЕВИЧ. Военный корреспондент газеты «Комсомольская правда». Погиб в апреле 1943 года в районе Великих Лук, возвращаясь из ночного боевого полета.
Владимир СТАВСКИЙ. Писатель — корреспондент «Правды». Погиб в ноябре 1943 года в районе Невеля.
Иван ФРОЛОВ. Фотокорреспондент фронтовой газеты «За Родину». Погиб при бомбежке редакционного поезда в районе Валдая (Новгородская область) в январе 1942 года.
Николай ХАЛАНСКИЙ. Заведующий отделом курской газеты «Молодая гвардия». Погиб в мае 1942 года в бою за село Рыкалово Ленинградской области.
http://vk.com/photo-12011186_317116205
Капустин Владимир Илларионович - специальный военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС.

file.php?fid=418052&key=1136085144
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Дарьин Геннадий Александрович (1922-2012)

Народный художник России.

file.php?fid=774062&key=392271145 file.php?fid=765847&key=1109560785

Родился в 1922 году в деревне Игнатово Ярославской губернии, что в пяти километрах от Ярославля.
Отец — кузнец на Урочском вагоноремонтном заводе, мать — домохозяйка.
Через четыре года семья переехала в Ярославль, где Геннадий окончил школу.

С детства увлекался гимнастикой и конным спортом, занимался в кавалерийской школе и сдал нормы на значок «Ворошиловский всадник», но летом 1937 года познакомился с ярославским художником Павлом Опариным и решил стать художником.
В 1938 году поступил в Ярославское художественное училище, но отучился только три курса — началась война.

В июле 1941 года с 3-го курса училища призван в армию, направлен в Московское военно-инженерное училище. Член ВКП(б) с 1942 года.
На фронте с августа 1942 года. Воевал на Северо-Западном и 2-м Прибалтийском фронтах.
Старший лейтенант, командир сапёрного взвода, затем сапёрной роты 400-го отдельного батальона 200-й стрелковой дивизии.
На СЗФ воевал в районе Рамушевского коридора на Ловати.
17 июля 1944 года при проведении разведки под огнём противника первый переправился через реку Сарьянка и нашёл брод, был ранен.
После госпитализации в 1945 году демобилизован.

Награжден орденами Красной Звезды (1942), Красного Знамени (1944), Отечественной войны II степени (1944) и I степени (1985), медалью «За победу над Германией».

Вернувшись с фронта, продолжил учёбу в Ярославском художественном училище, окончив которое, поступил в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Академии художеств СССР (мастерская Народного художника СССР Б. В. Иогансона).

Окончив в 1951 году институт, четыре года преподавал в Ярославском художественном училище.

Работал в различных жанрах, но наибольшее значение в творчестве занимал пейзаж: природа, традиционная деревня и быт Поволжья и Русского Севера.

Работал в творческих мастерских «Академическая дача» и Дом творчества имени Д.Н.Кардовского.

Член Союза художников СССР с 1954 года. Член правления Союза художников СССР, ревизионной комиссии Союза художников РСФСР (1983−1988), ревизионной комиссии Союза художников СССР (1988−1991).

Дипломант Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР (1977, 1980, 1985), Союза художников России (1993, 1999, 2003).

Лауреат областной премии имени М.А.Опекушина (1993).

Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Персональные выставки: Ярославль (1973, 1978, 1993, 1998, 2003, 2007), Москва (1977).
Произведения Г.А.Дарьина находятся в музейных собраниях Ярославля и области, Омска, Тулы, Рязани, Благовещенска, Челябинска, Ижевска, во многих российских и зарубежных (Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Бельгия, Япония, Китай, США, Аргентина и другие страны) частных коллекциях.

Умер в 2012 году в Ярославле.

https://zen.yandex.ru/media/po...1f79d48ce2
http://unionart76.ru/images/pictures/Darin.pdf
http://unionart76.ru/khudozhniki/memorial/darin-ga-1922.html

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

Прикрепленный файл: Дарьин 1.jpgДарьин 2.jpg, 198146 байтДарьин 3.jpg, 249634 байтДарьин 4.jpg, 246996 байтДарьин 5.jpg, 59069 байтДарьин 6.jpg, 56265 байтДарьин 7.jpg, 648157 байтДарьин 8.jpg, 709046 байтДарьин 9.JPG, 245101 байтДарьин 10.jpg, 95548 байтДарьин 11.jpg, 100453 байтДарьин 12.jpg, 492532 байт
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Лайк (2)
Alexei Berdnik

Сообщений: 929
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1355

Elena N написал:
[q]
В конце жизни оказался в Израиле, затем в ФРГ.
Умер при невыясненных обстоятельствах в больнице г.Фрайсинг, место захоронения семье неизвестно.
[/q]


Зацепило выделенное. Кажется такого не может быть в ФРГ dntknw.gif

Попробовал погуглить - по имени Шмидт Исаак Израилевич - GOOGLE (по крайней мере на 3-х первых страницах) ничего по этому сочетанию не выдает.

На яндексе, по крайней мере, есть ссылки на скупую информацию на популярных сайтах память народа, дорога памяти (странно, почему GOOGLE на них ссылки не дает) .... и на довольно ужасное описание его смерти в ФРГ и последующих событий, записанное, как сказано, со слов его дочери. Но все это на частных сайтах типа ЖЖ, и частных организаций.
---
Бердник, Грибанов- Вяжновка, Суражский У, Черниговская губ.
Федосеев - Акимовка, Таврическая/Запорожская. Очеретяный - Екатеринославской, Нехвороща Полтавской, Терещенко-Черниговской, Приморской. Сапега - Гомельской. Зыблев - Пенчин, Гомельской
Лайк (1)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827

Alexei Berdnik написал:
[q]
и на довольно ужасное описание его смерти в ФРГ и последующих событий, записанное, как сказано, со слов его дочери.
[/q]

Поэтому я и написала "при невыясненных обстоятельствах".

С уважением, Елена
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 6559
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13827
Каплер Алексей Яковлевич (11 октября 1904 – 11 сентября 1979)
Советский писатель-драматург и киносценарист, телеведущий

file.php?fid=1096488&key=1364161828
Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года в Киеве, в купеческой семье. В ранней юности увлекся театром, и в 1919 г. начал карьеру актера. Работал в Киеве и Петрограде. В Одессе заведовал отделом культуры Союза работников искусств, был ассистентом А. Довженко по фильму «Арсенал», снимал агитационно-пропагандистские фильмы, зачастую по собственным сценариям. Стал профессиональным кинодраматургом – писателем.

Он автор сценариев многих известных фильмов, в том числе таких любимых, как «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия». Настоящий успех ему принесло участие в создании фильмов Михаила Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». За эти два фильма в 1941 году Каплер получил Сталинскую премию.

На советском телевидении Алексей Яковлевич Каплер долгие годы вел популярную «Кинопанораму».

В годы Великой Отечественной войны Алексей Каплер – военный корреспондент центральных газет. Как военкор, в марте 1942 г. он на «кукурузнике» прибыл в Партизанский край, во 2-ю Ленинградскую партизанскую бригаду Николая Григорьевича Васильева, одного из самых прославленных партизанских командиров на Новгородчине.

2-я бригада была родоначальницей партизанского движения в полосе Северо-Западного фронта. Обосновалась она в Серболовских лесах близ Старой Руссы, у озера Полисто, в тыловом районе 16-й гитлеровской армии. 2-я партизанская бригада под руководством Васильева объединила вокруг себя разрозненные партизанские отряды в единый кулак, что позволило к концу 1941-го года создать первый в стране Партизанский край.

400 населенных пунктов на огромной территории в 10 тысяч квадратных километров (Дедовичский район Псковской, Белебелковский – Новгородской и Ашевский – Калининской областей), благодаря партизанам, продолжали жить по советским законам. Здесь действовали органы советской власти, была радиосвязь с Большой землей, выходили листовки и газеты, работали школы и госпиталь.

«Партизанская республика» в тылу 16-й немецкой армии стала колыбелью организованной массовой народной войны. Под умелым руководством Николая Григорьевича Васильева народные мстители нанесли мощные удары по регулярным частям немецкой армии, разгромили крупные вражеские гарнизоны в Дедовичах, Холме, Яссках, контролировали железные и шоссейные дороги в четырехугольнике Дно – Старая Русса – Холм – Локня, нарушая снабжение окруженной демянской группировки противника. А в марте 1942 года жители Партизанского края собрали и отправили в блокадный Ленинград обоз с продовольствием – более трех тысяч пудов зерна, мяса, гороха, меда и масла. 223 подводы с продовольствием шли в осажденный Ленинград через оккупированные территории и линию фронта.

«Партизанская республика» привлекала к себе внимание журналистов, писателей, кинооператоров. Не стал исключением и Алексей Каплер, всегда стремившийся в места, где происходили самые напряженные и героические события войны.

Вот как вспоминает об этом Иван Виноградов, во время Великой Отечественной войны – «главный писатель» Партизанского края, редактор газеты «За Советскую Родину»: «В марте 42-го у нас появился киносценарист и драматург Алексей Каплер. Невысокий, плотный, в армейском полушубке и шапке-ушанке, из-под которой выбивались черные кудри, – таким мне запомнился Алексей Яковлевич. Он знакомился с жизнью партизан, героями народной войны, участвовал в разработке боевых операций, в обсуждении письма, которое партизаны написали в Кремль, Сталину. Мы относились к Алексею Яковлевичу с особым почтением. При виде его в нашей памяти воскресали многие кадры из созданных им, как кинодраматургом, исторических кинолент «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

Сам Алексей Каплер так вспоминал о своей поездке к партизанам на страницах журнала «Советский экран» (№ 19, 1967 г.): "В Валдае из случайно услышанной реплики я узнал о существовании «Партизанского края». В те времена мы мало еще знали о партизанах. В сводках Совинформбюро иногда мелькали двухстрочные сообщения про них, но реального представления о том, как люди воюют в фашистском тылу, ни у кого из нас не было. Попасть в Партизанский край оказалось непросто: требовалось особое разрешение. Но через несколько дней его удалось добыть, и я отправился в Осташков с пакетом и посылками для партизанской бригады... Темной ночью, прижимаясь почти вплотную к земле, «кукурузник» перебросил меня через линию фронта за двести километров, в глубокий тыл врага. Первое впечатление от Партизанского края было неожиданным. Я увидел в пляшущем свете костров приближавшегося к нам человека; на груди у него висел немецкий автомат, а в руке (это никак не вязалось с моими представлениями о партизане), в руке он держал …самый обыкновенный портфель.

Так я попал к своим будущим героям. То, чему я стал свидетелем в «Партизанском крае», потрясло меня. Невозможно забыть этих людей, их величие и простоту, их подвиги и страдания, их товарищество и душевную чистоту. По возвращении на Большую землю я попытался рассказать о них в серии очерков «В тылу врага», опубликованных в «Известиях» и «Правде» и собранных в книжке с таким же названием. Но главным для меня было создать фильм об этих людях, и я засел за сценарий. Задача была военная, и сроки военные. Через месяц сценарий был послан в Алма-Ату Фридриху Эрмлеру. Как мне и мечталось, роль героини – товарища П., Прасковьи Лукьяновой, – была поручена Вере Петровне Марецкой».

Вскоре появился на свет фильм «Она защищает Родину». Созданный в 1943 году, этот кинофильм много лет спустя вторично вышел на экраны. А накануне кинопоказа о фильме было рассказано по телевидению, в «Кинопанораме», которую вел Алексей Яковлевич Каплер. В студию были приглашены исполнительница главной роли, народная артистка СССР Вера Марецкая и партизанский поэт Иван Васильевич Виноградов – свидетель событий, показанных в фильме. Передача вызвала живой интерес у зрителей: многие впервые услышали о Партизанском крае и просили рассказать о нем поподробнее. Алексей Яковлевич охотно отвечал на письма телезрителей. Отвечать ему было легко: ведь он видел жизнь и борьбу Партизанского края своими глазами.

https://ant53.ru/article/31/

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
---
Сутоки Старорусские /Залучские, Никольская слобода г.Новгород.
Книга Памяти д.Сутоки
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 Вперед →
Модератор: Elena N
Вверх ⇈