Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Стыдные вопросы о крепостном праве

Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве

← Назад    Вперед →Модератор: Юрвен
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12028
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16160
https://meduza.io/feature/2018/02/19/eto-rabstvo-krestyan-mozhno-bylo-bit-stydnye-voprosy-o-krepostnom-prave?utm_source=FB [запрещен в РФ]&utm_medium=share_fb&utm_campaign=share

Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве

19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. «Медуза» попросила просветительский проект InLiberty, который считает тот день одной из семи ключевых дат в истории России, ответить на стыдные вопросы о крепостном праве, а также рассчитать, за сколько можно было бы купить или продать читателей «Медузы», если бы они жили в Москве два века назад и были бы крепостными.
Крепостное право — это рабовладение?

Да, как минимум для многих современников крепостного права. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека».

Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем. Закон формально (но далеко не всегда на практике) защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца. Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены.

Слово «рабство» со временем заменяют «крепостным состоянием», а затем — «крестьянским вопросом». Однако сути дела это не меняет — если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов.

В основе крепостного права не было какого-то одного закона, оно складывалось постепенно и в итоге так глубоко укоренилось в сознании и повседневной жизни людей, что помыслить иное положение вещей для многих было очень сложно. В том числе поэтому его было так трудно отменить. Можно сказать, что крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России: вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу. Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, закреплялись (именно отсюда происходит слово «крепостной») за ее хозяином. Окончательно крепостное право сложилось к середине XVII века — по Соборному уложению 1649 года владельцы земли получили право на бессрочный розыск беглых крестьян. Так у крестьян появились хозяева.

Практики продажи крестьян без земли Уложение еще не фиксирует, но у государства того времени не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. Уже в конце XVII века продажа, обмен или дарение людей стали обычным делом.
Сколько людей в России были крепостными? Крепостными были только подданные Российской империи или можно было себе купить африканских рабов?

К 1861 году в России 23 миллиона крепостных крестьян. Были и другие — «государственные», прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, или «удельные», принадлежавшие императорской семье. По данным ревизии 1857 года, их было еще 29 миллионов человек, а всего в стране проживало немногим больше 60 миллионов. В некоторых губерниях крепостных было почти 70%, как в Смоленской и Тульской, в других их почти нет (в Сибири крепостных — около 4 тысяч человек).
Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг. Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей. Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов.
Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать?

Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза.

Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827–1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек. Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять.

Телесные наказания крепостных (особенно порка) были широко распространенной практикой. Свод законов 1832–1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации.

Государство наказывало помещиков за злоупотребление властью и крестьян за неповиновение примерно в одинаковых масштабах — в 1834–1845 годах по всей России было осуждено 0,13% крестьян и 0,13% помещиков от общего числа тех и других в стране.

Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением. Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных. Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.

Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года.
Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным?

История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары (это большая редкость). Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал:

«Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: „У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты, и им ничего не стоит платить нам оброк“. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. асс<игнациями> оброка».

Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200–400 рублей рублевыми ассигнациями (за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара).

В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет:

«Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства. Позже, когда Шипов убежит и начнет свою „одиссею“ странствий по всей России, после каждого бегства с необычайной энергией и талантом вновь изыскивая способы развивать начинаемые с нуля предприятия, организовывая торговлю и ремесла в Одессе или в Кавказской армии, покупая и продавая товары то у калмыков, то в Константинополе, живя то без паспорта, то по поддельному паспорту, — барин будет буквально разоряться, рассылая по всем направлениям агентов и тратя огромные деньги из своих все более скудеющих ресурсов, лишь бы поймать и жестоко расправиться с мятежным беглецом».

С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей. За время царствования Александра I была заключена 161 сделка и освобождено около 47 тысяч человек мужского пола, или менее 0,5% всего крестьянского населения. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек. Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян. В 1842–1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе.
Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными?

На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках. Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса (неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп), и размер империи.

Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными. Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа. Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее. Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок».

К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии:

1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их».
1839 год. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. <…> Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством…
1847 год. …Главным предметом рассуждений во всех обществах была непонятная уверенность, что Вашему Величеству непременно угодно дать полную свободу крепостным людям. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами.
1857 год. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью…

Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу.
Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного? Это вообще хорошая реформа или плохая?

Манифест и «Положение о крестьянах» даровали крепостным личную свободу, но являлись компромиссными (и потому половинчатыми) результатами почти четырехлетней работы над законопроектом губернских комитетов, специально учрежденного Главного комитета по крестьянскому делу и так называемых Редакционных комиссий (предполагалось, что комиссий будет две — общая и региональная, но на самом деле работа шла в одной комиссии, которой от первоначального замысла досталось множественное число в названии).

Реформа считалась для царской России почти безупречной: более-менее впервые в процесс были вовлечены совсем разные люди с разными идеологическими взглядами — Александру II было важно, чтобы инициатива реформы исходила не от него, а от дворян. Так она и началась: 30 марта 1856 года, выступая перед уездными и губернскими предводителями московского дворянства, Александр в первый раз пытается внушить им эту мысль: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Так начинается реформа — не вполне снизу, но настолько, насколько можно себе представить: роль инициаторов реформы берут на себя литовские дворяне, отчасти вдохновленные самим императором через виленского генерал-губернатора Владимира Назимова. 20 ноября 1857 года, в ответ на прошение дворян, император направляет Назимову рескрипт, разрешающий дворянству заняться разработкой проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», что предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем.
Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков. Но вот найти простое решение земельного вопроса реформаторам не удалось. Предполагалось, что крестьяне могут выкупить у помещика надел земли, получив на 49 лет от государства ссуду под 6% годовых. Но до перехода на выкуп бывшие крепостные считались «временнообязанными», то есть, по сути, «арендовали» землю у помещика и продолжали платить за нее плату в виде барщины или оброка. Переход к выкупу земли занял в целом более 20 лет — с 1883 года оставшиеся временнообязанные в основном переводились на выкуп принудительно.

Дополнительную пикантность ситуации придавало и то, что, освободившись по манифесту 1861 года от помещиков, крестьяне остались «зависимы» от крестьянской общины, которая регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.

Возможность получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям пришлось ждать очень долго — до закона 14 июня 1910 года.

Была ли реформа «плохой» или «хорошей»? Наверное, можно себе представить какой-то более правильный процесс с более точным результатом, но очевидно одно: после 19 февраля людей уже нельзя продать и купить — и это ее главный итог. Говорят, что окончательно крестьяне освободились в 1974 году, когда им впервые дали паспорта, говорят, что реформа и ее неполноценность явились предпосылками революции 1917 года, — это все так, но где-то должно быть начало, и это начало — 19 февраля, когда в России наконец отменили рабство.

«Медуза» и InLiberty благодарят за консультацию Игоря Христофорова, профессора Высшей школы экономики и старшего исследователя Принстонского университета, и старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Елену Корчмину
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (1)
Seagirl

Seagirl

Екатеринбург
Сообщений: 2616
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 5059

Юрвен написал:
[q]
Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков.
[/q]

confused.gif Право избирать и быть избранным относится к основным или нет?

Что такое унизительная личная зависимость?
Это когда продать можно?

А история приписных крестьян, вроде лично свободных, а вроде нет
Оно вам как?
---
"Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".

дневник Seagirl
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12028
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16160

Seagirl написал:
[q]
А история приписных крестьян, вроде лично свободных, а вроде нет
Оно вам как?
[/q]

Оно нам также! Зависимость от помещиков либо от государства продолжалась еще долгие десятилетия!

https://dic.academic.ru/dic.ns...0%AB%D0%95

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
категория феод.-зависимого населения в России в 17 - сер. 19 вв., к-рое было обязано вместо уплаты подушной и оброчной податей работать на казенных или частных заводах и фабриках. Первыми П. к. были дворцовые крестьяне Соломенской волости, к-рых пр-во в 30-х гг. 17 в. обязало работать на Тульских з-дах голландцев Акемы и Марселиса. В кон. 17 в. и особенно в 18 в. пр-во для поддержки развивающейся крупной пром-сти и обеспечения ее дешевой рабочей силой при недостатке вольнонаемных работников широко практиковало приписку крестьян к мануфактурам. П. к. пополнялись гл. обр. за счет черносошных (государственных) крестьян, а также дворцовых и монастырских (экономических) крестьян. Обычно П. к. прикреплялись к мануфактурам без указания определенного срока, т. е. навечно. Формально они оставались собственностью феод. гос-ва, но на практике промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих крепостных. По мере развертывания пром. строительства пр-во приписывало крестьян не только к заводам в Центр. России (подмосковным и олонецким), но и к уральским, алтайским и сибирским. Тяжелое положение П. к. вызывало побеги, волнения и восстания, особенно усилившиеся в 50-70-х гг. 18 в. Это вынудило пр-во Екатерины II в 1779 неск. регламентировать заводские работы П. к. В кон. 18 в. пр-во прекращает вновь приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 П. к. на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. Окончательно категория П. к. была ликвидирована после отмены крепостного права в 1861.

Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Балагуров Я. A., Кижское восстание 1769-1771 гг., Петрозаводск, 1951; его же, Приписные крестьяне Карелии в XVIII-XIX вв., Петрозаводск, 1962; Глаголева А. П., Олонецкие заводы в первой четв. XVIII в., М., 1957; Панкратова А. М., Формирование пролетариата в России (XVII-XVIII вв.), М., 1963; Карпенко З. Г., Горная и металлургич. пром-сть Зап. Сибири в 1700-1860 гг., Новосиб., 1963.

С. М. Троицкий. Москва.
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7562
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4166
Мне кажется, что кресостное право - это лишь одна грань общей иерархической структуры и норм морали вообще.
Да, помещики били крестьян, а взрослые почти всех сословий били детей, мужья били жен (вероятно, кроме дворян), в армии тоже били солдат - это общий уровень насилия в государстве.
Правда, судя по всему, в Европе дело обстояло не сильно лучше, хотя там и не было крепостного права, но у них другие "заморочки" были, касающиеся собственности и владения.

А вот это физическое насилие - это тоже лишь одна грань. Вы почитайте любое прошение на имя... ну хоть какого-нибудь местного начальника: как в них просители самоуничижаются!!! А уж если упоминается в тексте император - буквы, которым пишется весь его полный титул - раза в три крупнее всего текста!!!
И вот это раболепие и самоуничижение пронизывало все общество, от самых верхом - до самых низов. Что ж тут удивляться всему остальному!
artifico
Новичок

Новосибирск
Сообщений: 13
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 15
>> Ответ на сообщение пользователя Юрвен от 20 февраля 2018 14:52

Здравствуйте, не позавидуешь предкам многих людей, которые были тысячелетними потомственными рабами. А вот мои предки по всем линиям рабами никогда не были, хотя были хорошими земледельцами. И историю крепостного права я знаю другую. Пока попалась только одна вразумительная статья из сотни . И только один историк вменяемый Беляев. Взаимоотношения помещика и крестьянина были похожи на отношения руководителя предприятия и рабочего. Времена были таковы, что территория России увеличилась в разы, появились массы неупорядоченного населения. Далее смута, голод, бесконечные нападения крымцев, притязания поляков.Толпы людей разного этнического и социального происхождения, поддерживали в вооруженной борьбе то одних то других.После закрепления Романовых многие из этих неприкаянных сами записывались к помещику за ссуду и составили часть новоприбывшего крестьянства (однодворцы и многие др.). Как только Петр сделал первые шаги к созданию личной зависимости, многие стали уходить на свободные места. Благо все дороги были проторены во времена смуты и схода староверов. Огромную часть населения составляли казаки, им перемещаться было совсем легко. Во время первой переписи предки одного из моих прадедских родов значатся сбежавшими из Шацка. Другие уже на Дону.
Рабство действительно было. Это холопство, часть из них возможно имело рабскую психологию. Эти и стали впоследствии частью люмпенов, уничтожавших настоящих земледельцев.
И великой трагедией стало попадание основной части крестьян в рабство на несколько десятилетий. Правильно указано в статье, что реальное мракобесие началось при Елизавете. Продолжилось при Екатерине, а далее цари пытались облагородить этот ужас. Об этом объективно написано в статье. Слабым оправданием служит ситуация в России того времени. Весь этот период можно отследить по послужным спискам оф ицеров, казаков и др.. Это бесконечные войны. Есть документ, где казаки станицы предков пишут прошение перевести в староверы, чтобы заплатить двойной налог и не идти на войну. Потом эту хитрость разоблачили. Многие казаки не женаты, а уже дряхлы. Мой предок(тот Шацкий) из образцового полка в 1788 году, написано дверь при сборе в поход не открыл. В это время ,примерно, родили сына. Это я к тому ,что время было похоже на сталинское, 30-х годов. Доктрина может быть гнилая была, но гордиться нам только созданным в такие периоды. Присоединены Крым, Кубань, Кавказ, Часть Средней Азии, Польша и многое. Тоже и при Сталине. Наверняка можно было обойтись без рабства и миллионных жертв.
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12028
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16160
Медаль в память 50-летия освобождения крестьян от крепостного права , выпущенная в 1911 году

Прикрепленный файл: Медаль в честь освобожденияч крестья 1861г вып. 1911г.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (4)
← Назад    Вперед →Модератор: Юрвен
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Юрвен » <Разное> » Стыдные вопросы о крепостном праве [тема №89238]
Вверх ⇈