http://www.admlip.ru/about/mun...iya-kraya/История края Из истории края
Преданья старины глубокой
Село Красное - центр Краснинского района - находится в 100 км от города Липецка на краю Среднерусской возвышенности.
В далекие времена эти места считались одной из границ Московского государства. За окраиной Красного простиралось "дикое поле". До XVII века поселения в этих местах были редки и малочисленны. В первой половине XVII века для охраны государства строился целый ряд укреплений - Белгородская оборонительная черта.
Воины, защитники границы, селились вдоль укреплений и в глубине. Селения располагались на правом берегу Дона и в отдалении от него, так как татары обычно шли из-за Дона по "дикому полю". Так в середине ХУП века возникло село Красное.
Первое письменное упоминание о селе Красном в исторических документах появилось в 1678 году. По данным первой переписи населения, Красное считалось деревней, то есть оно не было церковным. Церковь была построена в 1840 году.
В 1891 году в сторону Ельца прошел первый поезд. С того момента открывается регулярное сообщение поездов. Активное участие в строительстве принимают крестьяне из деревень и сел.
Красивые заповедные места, наличие озер определили название села. Красное - значит красивое.
Краснинский район является родиной семи Героев Советского Союза, двух Героев Социалистического Труда. Здесь родились три генерала - участники Великой Отечественной войны. В селе Васильевка познакомились и обвенчались в местной церкви Мария Михайловна Арсеньева и Юрий Петрович Лермонтов, родители великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
В селе Ищеино родился писатель Андрей Сергеевич Пришвин. Родился и работает в селе Красном член Союза писателей СССР Александр Михайлович Титов.
Преданья старины глубокой
Наша малая Родина... Краснинская земля. Сколько славных страниц прошлого и настоящего связано с ней! Сколько сыновей и дочерей, достойных гордости и уважения потомков, взрастила!
История края, того места на карте Липецкой области, что зовется Краснинским районом, затерялось в глубине веков. По писцовой книге 1620 года его нынешняя территория входила в состав Елецкого уезда и относилась к рязанской округе. Много воды утекло с тех пор в Доне-батюшке, Быстрой Сосне, Красивой Мече, на брегах которых раскинулись первые поселения защитников южных рубежей государства Российского. Здесь, на холмах Черноземья, среди лесостепья, в XVII веке стали возникать первые села и деревни. Самые старые среди них -
Брусланово, Яблоново, Дрезгалово, Ищеино, Красное, Суходол... В их истории - история нынешнего Краснинского района. Со старинных поселений и начнем воссоздавать летопись. Тем паче, сам район как самостоятельная административно-территориальная единица появился на карте Черноземья лишь в 1928 году. Но его настоящее неразрывно связано с прошлым. Со станами, с однодворческими волостями, просуществовавшими вплоть до 20-х годов прошлого столетия, с жившими и оставившими на краснинской земле свой след предками...
Центр оборонительного стана
Из истории села БруслановоУ краеведов и историков не вызывает сомнений, что старейшим поселением на территории Краснинского района является село Верхнее Брусланово. Основанное елецкими служивыми людьми, оно упоминается в документах 1620 года как Бруслановский стан Елецкого уезда. (Стан в ХУ1-ХУП веках - военно-административная территория воеводств на южных рубежах Московской Руси).
В этих же документах называется село Брусланово с Покровской церковью на речке Бруслановке под Бруслановским лесом. По данным 1676 года в Брусланово было 52 двора. Позднее, с появлением поблизости деревни Нижнее Брусланово, к названию более старого селения добавилось слово Верхнее.
Покровская церковь села Брусланово более 250 лет была деревянной. В конце 70-х годов позапрошлого века прихожане решили построить церковь из кирпича. Сохранились воспоминания верхнебруслановского
старожила Степана Ивановича Хожаинова, 1890 года рождения, о том, что деревянный храм был продан в деревню Хорошиловку, а кирпичный строился около десяти лет. В память об освещении его на стене была сделана надпись: "Сия церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена стараниями прихожан и освящена в 1889 году при священнике
Павле Рассказовском и церковном старосте Якове Афанасьевиче Суховерхове". Настоятель храма отец Павел, по свидетельствам старожилов, умер в годы первой мировой войны и похоронен в ограде построенной им церкви.
Сказ о сторожевой черте и помещице блохе, "подковавшей" крестьян
Из истории села ДрезгаловоКраснинцы старшего поколения все еще говорят - Дрязгалово. Но с местным крестьянским диалектом это никак не связано. В старину село именно так и называлось. Образовано оно путем слияния сел Верхнее и Нижнее Дрезгалово. Упоминание о них опять же относится к 1620 году. Основаны поселения елецкими служивыми людьми как сторожевые посты для предупреждения набегов кочевников. Крепостные отношения сложились здесь позже, когда границы России были отодвинуты к югу и востоку.
Учебники истории и литературные источники донесли до нас свидетельства ужасающего гнета крепостничества. Но на этом фоне было и другое. Примером тому - жизнь, подвижническая и просветительская деятельность дрезгаловских помещиков.
На территории нынешнего
Дрезгаловского сельсовета в XVII-XVIII веках находились имения помещиков Хрущева и Коротнева, помещиц Головиной и Блохи.
Имение Хрущева было большим и доходным. Он одним из первых в округе разбил прекрасный парк, в котором росли розы, сирень, барбарис. На собственные средства построил церковь Знамения.
Помещик Коротнев был знаменит тем, что начал разработку глины для строительства кирпичного завода. Дрезгаловская
помещица Головина - родственница сподвижника Петра I Федора Головина - прославилась основанием в селе музея собранных ею икон. Позже они были переданы в Верхнедрезгаловскую церковь. Головина сумела обустроить пять прудов. Дно одного из них было выложено красным кирпичом. Именно ей принадлежали знаменитые дрезгаловские подвалы, где находился удивительный колодец с кристально чистой питьевой водой.
А вот
помещица Блоха, имение которой находилось в деревне Засосенка, первой завезла в нашу местность экзотический по тому времени картофель и научила крестьян его выращивать.
Заметный след в жизни села оставили и
купцы Дорохины. Они занимались добычей красной глины и производством из нее кирпичей. Именно в их пору в Дрезгалово стали появляться красно-кирпичные дома, считавшиеся большой роскошью. Но их становилось все больше - в XIX веке Дрезгалово было зажиточным и крупным селом. Крестьяне выращивали на продажу рожь, пшеницу, крупный рогатый скот, валяли валенки. Особенно славились своим ремеслом дрезгаловские кружевницы. Изделия продавали в Ельце, других близлежащих городах.
В том же XIX веке в Нижнем Дрезгалово была построена церковь Преподобного Сергия Радонежского. Сооружена она в основном на средства жителей этого села. Пример - достойный подражания в наши дни, когда вновь прокладывается дорога к сельскому храму, реставрируются и возрождаются порушенные святыни.
На пригорке, покрытом яблонями
Из истории села ЯблоновоСуществует легенда, что это село образовалось при Иване Грозном. Царская опричнина жестоко притесняла бояр и крестьян.
Бежавшие от нее из калужских земель крестьяне дошли до Дона и основали деревню Докторово.
Через некоторое время к ним пришли новые беженцы. Но им посоветовали основаться на другом берегу реки. А там их взору предстал пригорок, весь покрытый яблонями. Поэтому и село назвали Яблоново. На новом месте начали новую жизнь Антон Ролдугин, Сафрон Бартенев, Дмитрий Кретов, Безлепкин, Козлов... И хотя история происхождения названия села - легенда, но фамилии первых поселенцев в ней указаны правильно.Однако археологические данные говорят о том, что населенный пункт был здесь и в ХII-ХIV веках. Его жители-славяне занимались гончарным производством. Затем существование селения прервалось до начала XVII века.
В документах 1620 года отмечено - "Село Никольское на Хмелевом Верху под Гущиным лесом..." И рядом же - "деревня Яблонова Поляна". Здесь село именуется Никольским - по церкви. Вскоре оно слилось с деревней и в документах 1676 года уже отмечается, как "село Яблоново под Гущиным лесом с Никольской церковью и 51 двором".
Красное - красивое, пригожее село
Из истории будущего райцентра
По поводу красивости и пригожести села спора быть не может. Красное, действительно, раскинулось в живописном месте. Но все же своим названием оно обязано другому обстоятельству - находилось близ красного, иначе - строевого леса, который давным-давно вырублен.
Первые сведения о Красном относятся к 1678 году и содержатся в переписной книге Елецкого уезда, где упоминается находящаяся в Бруслановском стане "деревня Красная за Красным лесом" и перечисляются 23 двора населяющих ее жителей.
В деревне жили со своими семьями служивые люди гарнизона Елецкой крепости, которые несли охрану южных рубежей государства Российского от набегов крымских и ногайских татар и считались помещиками. Один из них, Федор Иванович Коротеев, владел двумя дворами подневольных людей: крестьянским и бобыльским. Бобыли - те же крестьяне, только пахавшие участки меньших размеров или вовсе без-пашенные, владевшие только усадьбами. В той же книге 1678 года отмечается, что "в деревне Красной за Красным лесом у Федора Коротеева 520 чети земли (260 га), а у Матвея Костомарова со товарищи 520 чети земли". Интересное обстоятельство: Ф. Коротеев один имел столько земли, сколько приходилось на двадцать семей помещиков-однодворцев. Все это говорит о том, что он был "начальным человеком". А помещики-однодворцы служили рядовыми и в нижних чинах. Они владели землей "сообча" - всю земельную дачу делили на паи (жребии) и каждый получал столько земли, сколько ему было написано при "верстании" на службу. Хозяином же земли было "обчество".
Письменное упоминание о Красном в 1678 году вовсе не означает, что именно тогда оно и возникло. Даже наоборот, - подтверждает существование этого поселения с жившими в нем елецкими служивыми людьми. Скорее всего, поселение было образовано в конце сороковых годов XVII века, когда завершилось сооружение грандиозной оборонительной линии Белгородской черты и крепости усиленно заселялись воинским людом.
В конце XVII века в деревне Красной была построена деревянная церковь Владимирской Богородицы, и Красное становится селом.
По переписи 1716 года в селе Красном проживало в 25 дворах 78 человек.Первопоселенцы были ратными людьми и являлись, как уже сказано, помещиками-однодворцами. В 1719 году их припишут к податным сословиям, в 1724 году они войдут во вновь образованное низшее сословие феодального государства - государственных (казенных) крестьян, "которые себе помещиков и никаких владельцев, кроме Императорского Величества, не имеют". Из полувоенных людей они превратились в крестьян-собственников. Все это - к вопросу о том, кто такие однодворцы, положившие начало начал будущему Краснинскому району.
Легенды о трех братьях, ссыльном дворянине и летопись былей
Из истории села ИщеиноПочти все легенды связаны с глаголом повелительного наклонения "ищи".
...Три брата долго искали подходящее место для поселения и часто спорили по этому поводу. Когда один находил такое место, другие ему возражали: "Не годится, ищи новое". Искали в спорах долго. А когда все же нашли место, которое понравилось всем, то так его и назвали: "Ищи иное место". В сокращенном варианте -Ищеино.
Сохранилось и предание о разбойниках, спрятавших награбленные сокровища в окрестных лесах, и которые опять же надо было искать.
Название села связывалось и с неким помещиком Ищеиным, якобы владевшим здешней землей, и при этом были ссылки на упоминание о нем в старинной рукописной книге, которую якобы нашли на чердаке барского дома в Клишино, но затем она бесследно пропала. Однако человека с фамилией Ищеин в реальных старинных документах не обнаружено.
Весьма любопытна еще одна легенда. Поселение на месте Ищеино в конце ХVI -ХVII веков основал сосланный из Москвы дворянин Коротеев. Опального москвича с домочадцами привезли на вечное поселение в эти глухие тогда места. На лесной поляне дворянин поставил избушку и начал обживаться. Но медведи и волки задирали домашний скот, а лисы повадились воровать кур. Коротеев перенес избушку на "иное место". Однако и там не стало спокойнее. И снова ссыльный перенес жилье, поселившись уже "выше иного места". Последнее пристанище Коротеева стало именоваться "Выше иного", а для краткости - Вышеино. Позже - Ищеино.
Примечательно, что в те времена, о которых повествует легенда, в Москве действительно жили городовые дворяне Коротеевы. В Министерстве иностранных дел России сохранился любопытный документ периода царствования Бориса Годунова - список "великого посольства", отправленного к персидскому шаху. В этом списке и имя городового дворянина Василия Коротеева. Кто знает, может быть именно он после возвращения на Родину попал в опалу, был сослан на южные окраины государства Российского и стал основателем Ищеино?
Название места, где по преданию было построено первое жилище, до сих пор называется Сселками, - не место ли ссылки? - что также можно трактовать в пользу легенды об основании села ссыльным человеком. Впрочем, в древние времена словом "сселки" именовалось место, на которое "сселились", то есть пришли жить, и обжитое место, с которого "сселились", покинув его.
Что же касается несколько необычного названия села Вышеино, то оно встречается в некоторых старинных документах. Например, в Указе Петра I от 22 января 1701 года, дозволявшем Троице-Сергиевому монастырю меняться землями с елецкими помещиками. Здесь среди перечисленных сел нашей округи упоминается и Вышеино.
Вопрос о происхождении названия села до сих пор открыт. Остается добавить, что любопытную топонимическую гипотезу выдвинул краснинский краевед Сергей Павлович Кириллов. Она такова: в древние времена у славян было мужское имя Вышеня. Возможно, его носил и основатель первого поселения - отсюда и название Вышеино, которое со временем обрело свое нынешнее звучание и написание Ищеино.
Но легенды легендами, а составленная краеведами и исследователями истории земли краснинской хронология событий в Ищеино достоверна. Воспроизведем ее.
1678 год. Первое письменное упоминание о деревне Ищеино Бруслановского стана.
1705. Первое письменное свидетельство об Ищеинской Михайло-Архангельской церкви в переписных книгах Воронежской епархии. Храм был деревянным.
1710. Первая перепись населения России. В Ищеино 49 дворов с 210-ю жителями обоего пола.
1797. Учреждение однодворческой Ищеинской волости.
1865. Устройство земского больничного участка с одним врачом и одним фельдшером. Лечили только амбулаторно.
1881. "По приговору" крестьянской общины в Ищеино открылась одногодичная школа грамоты. Часть средств на ее содержание выделяла сельская община, а земство обеспечивало учебными пособиями и оплачивало труд учителя. Школа грамоты размещалась в церковной караулке.
1885. Открытие Ищеинского народного училища - четырехлетней земской школы. Первыми учителями были дворяне Петр Трифонович Иорданский, Дмитрий Иванович Знаменский и сын местного священника Владимир Алексеевич Никольский.
1913-1915. Строительство зданий участковой больницы и начального земского училища (школы). Руководил строительством слепой от рождения архитектор, сын помещицы лебедянской деревни Медведево Кошелев. Осенью 1915 года начались учебные занятия во вновь построенной школе, а больница приняла первых пациентов.
<<< Вернуться