На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской. Основан в 1288 году Брянским князем Романом Михайловичем. По названию реки Свини, монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский. Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами. В 1679 году возведена Сретенская церковь. В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек была снесена. Возвращён церкви и возобновлен как мужской монастырь в 1992 году.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота.
Основная часть земельных владений и угодий размещалась в Брянском, Севском и Трубчевском уу. В 1764 получил III класс. В XIX в. был одним из центров "старчества".
Свенский монастырь вначале носил другое имя – Свинский монастырь. Назван он так был по реке Свинь, рядом с которой стоял. Потом монахи посчитали, что их монастырю не пристало носить такое имя – Свинский, и переделали его на Свенский. Как мы установили, река Свинь, шлях Свиной произошли не от «свиньи», а от слова «звонкий». В Польско-Украинском языке есть слово «дзвинь», т.е. «звонок». Это самое ДЗВИНЬ дало вначале ЗВИНЬ, а потом СВИНЬ. Поэтому монастырь не Свинский и не Свенский, а Звонкий. Никакого отношения к «плохим монголам» монастырь не имеет… У реки Оки, на её притоке Неполодь, было создано княжество Звенигородское, которое находилось на Свином шляхе, т.е. Звонком. Казалось бы, родственные народы – русские, украинцы, белорусы, но стоило одним, в результате так называемой палатализации, переделать в словах звуки О на И, как тут же пошли со стороны других непонимания. Сочетание ДЗ превратилось в З. А ведь и до сих пор в тех же Смоленских землях старые жители ДЗЕНЬКАЮТ.
Судьба Брянского Свенского монастыря изменилась в связи с образованием единой административной и епархиальной структуры в этом крае, независимой от Киево-Печерской лавры. Указом императрицы Екатерины II владения монастырей передавались в казну, а те монастыри, которые не были расформированы, взяты на государственное содержание. Указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786г. Свенский монастырь был отписан от лавры и в 1788г. передан в ведомство Орловско-Севской епархии и из первоклассного монастыря был переведен во штат 3 класса.
Источник: "Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков" Автор - Комова Марианна Александровна
Увидела "вконтакте", в группе Оптина пустынь. Утащила
Известно, что старец Моисей в августе 1809 года был определен послушником в Свенский монастырь. Из жизни, тогда ещё Тимофея Путилова, в этой обители в памяти Оптинской братии сохранился один рассказ преподобного о самом себе.
"Раз, - говорил он, - живши в Свенском монастыре, пошел я за водою и возвращался с полным кувшином. В воротах монастыря встретился со мной игумен и, увидав воду, говорит :" Что, брат Тимофей, верно, для чаю?" - Я с удивлением ему ответил :" Нет, Батюшка, я ещё им не заводился". - " А не заводился, так заведись. Да знаешь ли ты, о чем я говорю? "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - вот чем заведись".
--- Прадед Силецкий Иван Рафаилович, крестьянин однодворец Витебской губернии Невельского уезда Зябкинской волости.
Священнослужители Федоровы, Путилины, Станковские, Понятовские, Поповы, Черницкие, Шакины, Шишловы из Воронежской губернии
Возничихины, Тугариновы, Курышкины, Большаковы-купцы Дмитрова
Коротоякский уезд Сообщений: 11061 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6031
Наверх##23 февраля 2022 11:4826 февраля 2022 10:10
Центральный державный исторический архив Киева
Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Иоанн (Максимович),митрополит Тобольский и Сибирский
В 1676 г. принял от архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля монашеский постриг с именем Иоанн; через некоторое время он был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1678-1679 гг. был в составе делегации Печерских монахов, командированных в Москву по делу получения средств на ремонт лаврских укреплений и передачи в ведомство Лавры двух монастырей – Трубчевского Чолнского и Брянского Свенского (впоследствии переименованного в Новопечерский). В последнем из них Иоанн Максимович был наместником с 1681 по 1696 г. Преподавал в Черниговской “латинской школе”, переведенной в 1689 г. по инициативе Лазаря Барановича и гетмана Ивана Мазепы из Новгород-Северского
Заслуженный архитектор России - В.Н. Городков (1914-1997) - первый исследователь архитектуры Свенского монастыря. Очерк В.Н. Городкова "Каменная песня", написанный в 1972-74 гг., посвящен выдающемуся памятнику истории и культуры - Свенскому монастырю.
Да посатцкие люди, которые поехали [то]рговать к Свенской ярмонке.
6 елецких посадских человек упомянуты в Крестоприводной книге от 30 июля 1645 года
Источник: "ЛЮДИ ЕЛЕЦКИЕ В ДОКУМЕНТАХ РАЗРЯДНОГО ПРИКАЗА 2-Й ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА" Авторы: Чурсин Юрий Ильич, Фошина Елена Алексеевна, Росляков Александр Александрович
>> Ответ на сообщение пользователя Лёна от 29 мая 2015 20:59
РГАДА. Фонд - 281(Грамоты Коллегии Экономии), оп.2 Крепостные акты (жалованные грамоты, купчие, закладные, духовные, вкладные, выписки из писцовых, переписных, отказных, межевых, ревизских и др. книг) на земли и вотчины патриаршей кафедры, архиерейских домов, церквей по Арзамасскому, Балахнинскому, Битюгскому, Брянскому и Белгородскому уездам. 1588 - 1760 г.г.
На самом деле это 1595 год! То есть, самое-самое начало.
Комментарий модератора: В описи ф.281 сделана приписка карандашом - 03 7 апреля. Это означает поправка к дате. На самом деле следует читать - 7103(1595) 7 апреля.
Перевод с украинского сделан через переводчик.
Лёна