На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ЦАНО Нижний Новгород Фонд 5 Опись 51 том 2 Дело 25802 Списки увечных воинов по Нижегородской губернии, 18.07.1916 – 08.06.1917 "Список нижним чинам, уволенным за ранами и болезнями в первобытное состояние и нуждающимся в представлении им нового для них рода занятий" см. со стр.078 и со стр.292
Информация расположена следующим образом: ФИО; звание и в какой части служил; вероисповедание и сколько лет; причины увольнения от службы; семейное положение и дети; местожительства; какую желал бы занять должность; на какие курсы или мастерские желал бы определиться; отметка о личных качествах, здоровье, степени пригодности к испрашиваемой должности и степени обеспеченности
Пархаев Даниил Андреевич, рядовой 91 пехотного Двинского полка, православного35 лет, обморожены ноги, женат и двое детей, с.Пикшень Больше-Болдинской волости, волостного писаря, на Московские курсы волостных писарей, добросовестный, хорошо грамотный, здоровье слабое, малосостоятельный.
Источник: Нижегородские епархиальные ведомости. Н. Новгород, 1 января 1896 — 31 декабря 1896 № 20, № 21 Приход села Пикшени, Лукояновского уезда Нижегородской губернии
Село Пикшень Лукояновского уезда Нижегородской губернии находится в юго-восточном углу губернии на границе с Сергачским уездом и в близком соседстве с Симбирскою губернией. Название села-мордовское и происходит от слова пекша - липа; пектень - липовый. Отсюда можно с вероятностью утверждать, что свое название селение получило от липовых лесов, которыми в старину покрыта была местность, занимаемая ныне селом, и остатки которых существуют еще и теперь 1).
Нужно думать, что мордва-эрзяне, до сих пор составляющая население села Пикшени, издавна осела на этом месте. В селении Пикшень существовало старинное мордовское кладбище, на которое издалека, как говорят на месте - "из-за леса", мордва, прежде жившая в пикшевской местности, привозила своих покойников для погребения их с сородичами. Лет 40 тому назад кладбище это было найдено при рытье канав под каменную помещичью ригу. Найдено было много дубовых из цельного дерева выдолбленных гробов с такими-же крышками. В гробах находили топоры, молотки и др. вещи, соответствовавшие занятиям погребенных. Христианство, по преданию, пикшенцы приняли сравнительно в недавнее время: по общим отзывам старожилов-крестьян после того живет не более, как пятое поколение, т. е. прапрадеды их были крещены в протекающей селом речке Эче возрастными. Первоначально крестьяне сельца Пикшени все составляли собою одно общество, а потом одна часть меньшая стала называться монастырскою, затем экономическою и, наконец, государственною; а другая-большая поступила в крепостное владение к некоему ж Уварову; от него покупкой перешла в собственность Аникеевых, кои и владели ею до конца крепостного права. Первым владельцем из этой фамилии был Павел Аникеев, дворянин, из винных откупщиков; вторым и последним - Василий Аникеев. После т его смерти, последовавшей в 1875 году, земля его, кроме выделенного крестьянам надела, перешла с и торгов во владение к разным лицам, почему в районе пикшенского прихода находится несколько владельческих хуторов. Как приход, Пикшень - село сравнительно недавнее. До 1869 года в Пикшени церкви не было, самое селение называлось сельцом и вместе с деревней Аникеевкой, находящейся в 7 верстах на юго-восток от села, было приписано к двум церквам: Михалкова Майдана Лукояновского уезда и Знаменского (Пустошки)- Сергачского. Живя на половине расстояния между тем и другим селом и составляя собою довольно крупную по числу единицу (свыше 500 ревизских душ), крестьяне сельца Пикшени давно видели нужду устроить церковь в самой Пикшени. К этому побуждала их и разноплеменность вышеуказанных приходов: Михалков Майдан населяют малороссы, т. наз. в просторечии будаки 2), жители села Знаменского - русские, а жители Пикшени и дер. Аникеевки - мордва с весьма малым и то почти переродившимся, количеством крестьян, переведенных из Орловской губернии и села Знаменского. Все эти три народности имеют каждая свой язык, обычаи, одежду и т. подо, а потому понятно было желание мордвов обособиться и составить собою отдельный, самостоятельный приход. До 1861 года, - года освобождения крестьян от крепостного права, осуществлению этого естественного желания пикшенской мордвы были серьезные препятствия. Издавна сельцо Пикшень делилось на две части: одна из них во 100 слишком душ, входившая в приход села Михалкова Майдана, была Экономическою или Удельного Ведомства, а другая с деревней Аникеевкой слишком в 400 душ, принадлежавшая приходу села Знаменского, до 1861 г. была помещичьей. При разности управления, эти части были разъединены, мало имели общих житейских отношений между собою и соединиться в один приход без внешних влияний и стороннего содействия не могли, да не имели на то и права. 100 слишком душ Экономического ведомства, пользовавшиеся сравнительно самостоятельности и свободою самоуправления, составляли меньшинство; большая-же часть во всем зависела от помещиков и их управляющих. Сами помещики жили в Москве" и потому мало сознавали местные нужды своих крепостных, управляемых то бурмистрами из их-же крепостных людей, то даже людьми совершенно сторонними. С дарование ж воли, для крестьян села Пикшени наступили лучшие времена и более благоприятные обстоятельства в деле их общественного самоустроения. Мысль об основании отдельного прихода и построении церкви в Пикшени крепнет и более и более близится к осуществлению. Но и тут инициатором дела и выразителем общего желания крестьян села Пикшени и деревни Аникеевки является сторонний человек Человек этот - управляющий имением Аникеевых, Нижегородский 2-й гильдии купец Алексей Данилович Абрамов. Родом из крепостных крестьян того-же помещика из села Гнездилова Орловской губернии, он с молодых лет жил в Пикшени сначала в качестве господского конторщика, затем помощника управляющего. и наконец управляющего. Сжившись с пикшенским населением и воспитавши в себе его чувства и желания, Абрамов воспользовался своим влиянием, какое имел не только на господских крестьян, но и на крестьян экономического общества и на своего помещика. Последнего, - Василия Павловича Аникеева, он склонил дать землю в количестве 36 десятин для причта будущей церкви и лесной материал для ея постройки, а крестьянам предложил принять на себя все остальное. И тот и другие охотно принесли эти жертвы, и делу положено было начало в 1864 году. В 1864 году последовало официальное разрешение на устройство церкви в селе Пикшени во имя Святителя и Чудотворца Николая; 9 Июля утвержден ни был план церкви, а 29 Декабря Преосвященным Нектарием, б. Епископом Нижегородским, выдана была храмозданная грамота. При прошении крестьян Епархиальному Начальству о дозволении им устроить церковь были приложены приговор крестьян о построении при церкви на мирской счет домов для будущего причта обязательство А. Д. Абрамова, по доверенности помещика В. 11. Аникеева, отвести к церкви 36 десятин земли. Одновременно с этим, еще с весны 1864 года, приступлено было к подготовительным работам: на негосподском кирпичном заводе крестьяне своими руками приготовляли кирпич на фундамент церкви, а зимою того же года и в начале следующего 1865 г. приступили к заготовке лесного и других материалов. Дубовый и сосновый лес Абрамов указал возить из господских дач при селе Пикшени, а сосновый приобрел покупкою от Лукояновскаго купца Д.Ф. Валова из шатковскаго леса верст за 80 от -Пикшени по дороге к Арзамасу. К весне 1805 года весь строительный материал для церкви был перевозен крестьянами на место. Несмотря на то, что начало, продолжение и окончание постройки во многом зависело от Абрамова, он почему-то отклонил от себя предложенное ему звание попечителя и строителя церкви. Но его-же указанию и единодушному приговору крестьян были избраны в это звание всеми уважаемые и действительно почтенные крестьяне: Мих. Яковл. Ястребов и Андрей Лавр. Батькин 4),-они и исполняли возложенные на них обязанности до определения причта к церкви в од 1869 году. На попечителях лежала обязанность изыскивать средства на уплату мастерам, за материалы и вести приходорасходные попечительские книги, выданные им за скрепою и печатью Благочинным, священником села Покрова Сергачского уезда, П. Веселитским. Постройка церкви со всеми работами: каменной, п плотничной, столярной, кровельной и малярной, -сдана была крестьянину села Какина Серг. у. И. Г. Радаеву га за 2100 рублей. Готовых денежных средств для построения церкви у Пикшенцев не было. По мере нужды крестьяне делали душевую раскладку, производили общественные работы в помещичьей экономии, просили у Епархиального Начальства и получали сборные книги, производили сборы по приходу разными сырыми материалами. К этим средствам и открыто и тайно поступали пожертвования, деньги из кружки, поставленной при оп устроенной близ села часовне, и арендные общественные суммы. В крайности попечители обращались ан к займам, которые впоследствии погашались из постепенно поступавших средств. Место под церковь избрано было среди селения. Западной стороной оно прилегало к помещичьей усадьбе, восточной- к порядку крестьянских домов. От господской усадьбы это место отделялось промежутком в 40- 50 саженей свободного пространства, при том покрытого березами и тополями; на восточной-же стороне крестьянские постройки оказались совсем рядом с предположенной церковью. Чтобы образовать с этой стороны необходимую площадь и место для домов и усадьбы духовенства,- пришлось снести шесть крестьянских домов, и их снесли на общественный счет за речку. В начале мая 1865 года место и закладка церкви были освящены Благочинным священником о.П. Веселитским, и мастер Радаев приступил к работе, которую и окончил в два года. Весной 1867 в начале Мая были водружены на церкви кресты, в Октябре подняты колокола, а 11 Января 1869 года освящен первый престол в приделе. Церковь имеет вид неправильной формы креста. Построена на кирпичном фундаменте в аршин высоты. Окружность пояса церкви равна 138аршивнам; высота ея до креста 37 аршин; длина основания в разрезе - 50 аршин; ширина под колокольней 15 аршин, под трапезой-21 и 1/2 арш., под главной церковью - 16 арш. и под главным алтарем - 13 арш. Колокольня увенчивается остроконечным восьмигравным куполом, трапеза шатрообразной кровлей, главная церковь также остроконечным восьмигравным куполом с пятью главами. Кресты поставлены были деревянные, обшитые белым листовым железом, а в настоящее время железные, а главы, куполы, выступы, крыша на трапезе и алтаре покрыты простым листовым железом. Стены всей церкви снизу срублены из дубового леса, в середине- из осинового и от половины вверх - из соснового леса, и обшиты тесом. Окон во всем здании-20. С западной, северной и южной сторон устроены крыльца в несколько ступеней и двери с двойным раствором. Церковь обнесена оградой, внутри которой растут, березы и липы. Наружный вид церкви массивен и красив. Трапеза имеет вид правильного равностороннего четырёхугольника Потолок поддерживается четырьмя деревянными колоннами; стены и потолок оштукатурены и выкрашены; устроено обыкновенное печное отопление. В передних углах трапезы иконостасы с алтарями: направо во имя св. Василия Великаго, налево св. Апостолов Петра и Павла Первый освящен в 1869 году 11 Января Благочинным о. П. Веселитским, второй в 1875 году 19 Января Благочинным гор. Лукоянова о, протоиереем А. Нарциссовым. Оба эти иконостаса со всеми в них иконами, кроме позолоты, строились на счет помещика В.П. Аникеева, поэтому и престолы в них посвящены святым, имена которых носили он сам (Василий), отец его (Павел) и дед (Петр). Антиминсы священнодействованы в приделе св. Василия Великого Преосвященным Нектарием, Епископом Нижегородским в 1868 году Ноября 10, а в приделе св. Aп. Петра и Павла на Высокопреосвященнейшим Иоанникием, б. Архипастырем Нижегородским, в 1873 году Октября 7. Трапеза от главной церкви отделена аркой, которая на зимнее время заделывается наглухо двойными рамами для сохранения тепла. Главный алтарь церкви в с. Пикшени посвящен имени Святителя и чудотворца Николая, почему и вся церковь носит название Николаевской. Освящение этого алтаря было совершено в 1870 году 26 Октября Благочинным о прот. А. М. Нарциссовым. Антиминс священнодействован в 1873 году 7 Окт. Высокопреосвященным Иоанникием. Алтарь Николаевский имеет форму пятиугольника длиною в 7, а шириною в 12 аршин. Над престолом устроен вызолоченный балдахин с резьбой, на четырех витых колонах. Иконостас - липовый четырехъярусный с витыми колоннами и резными царскими вратами; вызолочен; построен на средства крестьян с добавкою 170 р. от Абрамова. Пред иконостасом амвон с дубовою токарной работы балюстрадой, клиросами и заклиросными золочеными киотами с витыми колоннами и резьбой. Форма главной церкви без алтаря-квадрат, каждая сторона которого равна 15 арш. Позади боковых дверей устроены два малых иконостаса - киота, покрытых позолотой и украшенных резьбой и витыми колонами. Стены и купол алтаря и церкви окрашены масляной краской. Утварь в церкви, ризница, книги, иконы современны построению церкви, и между ними нет ничего выдающегося ни по работе, ни по ценности. Есть только одно евангелие напрестольное в формате полулиста, более или менее замечательное по древности: отпечатано в Москве в 1835 году при Императрице Анне Иоанновне и имеет на первом листе печатную надпись внизу изображения четырех евангелистов: «грыфоровал Иван Зубов». Евангелие это пожертвовано в церковь c. Пикшени свояком Абрамова Московским купцом Егором Матвеевичем Пасхиным, жена которого похоронена при Пикшенской церкви. Первый причт ко вновь выстроенной церкви села Пикшени определен был в 1869 году Преосвященным Филаретом, Епископом Нижегородским, в числе двух лиц: священника и псаломщика. Священником был определен и посвящен окончивший в 1868 г. курс Нижегородской Семинарии Алексей Иванович Раевский, прослуживший на этом месте слишком 21 год 5). Немало трудов выпало на долю первого священника в новооткрытом приходе и по устроению церкви, и по приведению в порядок прав на церковную землю, и по устроению мирского для помещения священника дома, и по устройству школы, о которой речь впереди. Вся хозяйственная часть по устроению церкви и причта, прежде лежавшая на попечителях, теперь со времени определения священника большею частью своей тяжести легла на молодого, только что оставившего ученическую скамью священника. А дела, по самым необходимым и неотложным нуждам новооткрытого прихода, предстояло еще очень много. Церковь имела в то время только один освященный придел, иконостас был еще в том виде, как он вышел из рук столяра и резчика, стены в церкви-бревенчатые и ничем не покрытые, священные сосуды были допущены медные- аплике, книги для богослужения были только - евангелие, апостол, псалтирь, часослов служебник, канонник, общая минея, одна книга октоиха и нотный обиход, большой колокол был 12 пуд. весу, дома для причтов были собраны кое из какого леса и стройкой не окончены; земля церковная межевых документов не имела. Местная летопись должна особенно отметить труды первого священника, прослужившего на этом новом месте более 20 лет. Вторым священником в с. Пикшени с 15 Октября 1890 года по 6 Ноября 1893 г. был Антоний Митрофанович Миловский; в настоящее время с 18 Ноября 1893 г. при церкви с. Пикшени священствует окончивший курс Нижегородской Семинарии студент Иван Михайлович Богоявленский. Псаломщик со времени открытия прихода доселе состоит переведенный в 1869 году из села Знаменского Ф. И.Знаменский. Церковными старостами при церкви с. Пикшени были крестьяне села: 1) М. Я. Ястребов, до выбора в старосты состоявший (с 1865 по 1869 г.) попечителем строившейся церкви; при нем освящен Николаевский алтарь и поступило в церковь вещей по крайней мере на 1500 рублей и заготовлено алебастра для штукатурки трапезы на 150 рублей. 2) Я. С. Батькин (шесть лет); при нем освящен алтарь во имя св. апостолов Петра и Павла, вызолочен иконостас Николаевский за 850 р., оштукатурены стены и потолок в трапезе за 100 р., окрашены пол, стены и потолок в главной церкви за 350 р», два раза крашена кровля, один раз стены снаружи и ограда и, кроме того, вещами поступило на сумму около 2000 р. 3) С. Е. Пархаев; при нем вызолочены два придельные иконостаса и сделаны некоторые другие работы, всего на сумму 1100 р., из коих 500 р. пожертвовал из собственных средств, - выкрашены стены в трапезе за 150 р., перелит большой колокол и поступило вещей на сумму до 250 руб. 4) С. И. Богданов; при нем окрашена кровля храма за 183 р., устроены в трапезе 2 печи, поступило вещей на сумму около 300 рублей, устроена новая каменная ограда вокруг церкви и каменное помещение для школы; при нем-же привезён колокол в 106 пуд. 5) С. М. Батькин; при нем на средства, изысканные ново-открытым церковным попечительством в 1392 г., в Сентябре храм поновлен: выкрашены стены изнутри и снаружи, сделаны железные кресты на церковь. 6) С 5 Апреля 1894 г. старостой при церкви с. Пикшени состоит управляющий имением наследников г.г. Казанцевых (в 5 верстах от Пикшени, близ д. Аникеевки), Пав. Андр. Горинов, С именем П.А. Горинова связано и возникновение при церкви с. Пикшени весною 1892 г. церковно-приходского попечительства: он первый был избран его председателем. При церкви с. Пикшени с 26 Октября 1890 года существует церковно-приходская школа, помещающаяся ныне в особом, специально для школы устроенном каменном здании против церкви. Законоучителем состоит местный священник, учителем-особое лице с жалованьем от Епарх. Училищного Совета, Насколько велики возлагаемые на школу надежды, настолько трудно дело обучения малых детей населения, в большинстве состоящего из мордвы, где в семейной жизни дети или вовсе не слышат русской речи, или слышат ее испорченную. Поэтому особенно трудно дается обучение русскому языку. В языке мордвы нет придыхательных согласных звуков, нет родов, падежей... Слово грех мордвин не может произнести иначе, как грек; как о мужчине, так и о женщине выражается он; в избу, на избу говорит в изба, на изба, а иногда и предлог опускает. При существующем еще соседстве малороссийского элемента, некоторые слова становятся до неузнаваемости непохожими на таковые-же в русской речи. Имя Ефрем, напр., перезвукованное в малороссийское Охрим, у мордвов является в виде Окрем, Федор, и у великороссов иногда переходящее в Хфедор, переходит у мордвина в Кведор, и т.п. Приход с. Пикшени со времени своего основания и доселе состоит из двух селений, - собственно села Пикшени с 1300 душ населения обоего пола, и деревни Аникеевки, верстах в 7 к юго-востоку от села, имеющей около 150 душ обоего пола. Деревня эта образовалась недавно чрез выселение сюда помещиком В.П. Аникеевым своих крестьян из c. Пикшени, а также и из вышеупомянутого села Гнездилова, почему и название свое деревня получила по фамилии помещика. -Господствующее население пикшенского прихода составляет мордва. Но среди них есть несколько семейств и русского происхождения (потомки гнездиловских переселенцев и одного вольноотпущенного крестьянина, перешедшего в с. Пикшень из с. Знаменского). Все говорят на мордовском языке, но и на русском объясняются довольно свободно за немногими исключениями из женщин и детей, хотя русская речь их значительно» пострадала от влияния мордовского языка. - Одежда мордвов мужчин ничем не отличается от одежды русского крестьянина; но в одежде женщин" и их украшениях есть много своеобразного. Крестьяне с. Пикшени и д. Аникеевки все православного вероисповедания и никакими сектантскими лжеучениями не заражены. Но религиозные понятия их, особенно неграмотных, элементарны, слабы, сбивчивы и представляют смесь мордовского язычества и русских народных поверий и обычаев с христианством. Влияние храма и школы, несомненно, много делает в духовном просвещении населения, но многого еще остается желать и ожидать от них в будущем. Нравственное состояние прихода более удовлетворительно: крестьяне добродушны, доверчивы, отзывчивы на всякое доброе дело, трудолюбивы, в требованиях жизни не прихотливы и терпеливы, к церкви усердны, уставам ея послушны и к внушениям священника внимательны. Конечно, и им свойственны слабости и даже пороки, но в общем и во внешней жизни эти явления составляют исключение. Скорбную старицу в летописи пикшенского прихода составляет воспоминание о недавних четырех годах, начиная с 1890 года, по тем бедствиям, которые постигли за это время пикшенское население. 1-го Августа 1890 года, вследствие шалости малых детей, пожаром истреблено в селе 120 крестьянских домов и дома причта со всеми их пристройками. Пламя быстро пожирало сразу два порядка крестьянских домов с их дворами, амбарами, сенницами, овинами и т. п. Оно шло прямо к церкви и все окончательно упали было духом, свидя неминуемую опасность и для церкви. Но в то время, как огонь пожирал все строения до храма и, казалось, наступала и его очередь,-ветер вдруг изменил свое направление и погнал пламя в сторону на дома и постройки причта, на которых страшная стихия и окончила свой грознокарающий путь. - Затем последовал падеж скота, отнявший почти в каждом доме- лошадь; наконец, общее бедствие - голодные годы, сказавшиеся здесь особенно резко, а с ними и за ними их неразлучный спутник -тиф разных видов, вырвавший много молодых и сильных людей. Все это в последнее время довело пикшенцев до крайнего обеднения.
Изложенные здесь сведения о приходе села Пикшени заимствованы из летописи сего села, составленной в 1887 году священником А. Раевским, и из дополнительных сообщений священника М. Богоявленского.
Примечания: 1) Аналогичное название имеет одна из деревень Сергачского уезда, Ивковской волости, называемая Пекшать. 2) Малорусское население кроме Михалкова Майдана находим еще в соседних приходах и деревнях сел: Слободы, Кондрыкина и Чиреси. Существование здесь малороссов объясняется помещичьими, быть может неоднократными, выводами из юго-западных губерний на новые места. Имение, в настоящее время принадлежащее фамилии Кочубей, в половине 18 столетия принадлежало графу Шереметьеву. После него им владели граф Алексей Григорьевич Разумовский, а потом Николай Григорьевич Репнин, вдовая жена которого продала в 1810 году это имение графу Виктору Павловичу Кочубей, отрасли известного Кочубея, казнённого при Петре И. Впоследствии часть этого имения отошла к крестьянам, а остальною частью доселе владеют Кочубеи, коим вблизи Пикшени принадлежат до десяти хуторов. 3) Умер лет восемь тому назад в своем имении в селе Хухореве Симбирской губ. Ардад. у 4) Оба уже умерли; последний в 1894 году 5) Священник Раевский 13 Окт. 1890 г. перемещен был по прошению к Вознесенской ц. с. Павлова, Горб. у. В настоящее время о. Михаил служит священником в з. г. Пьянском Перевозе Княгининск, у.
1671 год Писцовые книги имеются в РГАДА ф.396 Архив Московской оружейной палаты оп.2 ч.5 д.3552 Копия с переписной книги 179 г. (1671г.) князя Ивана Путятина Алатырского уезда Мордва разных станов, Мордовских деревень. 106 листов (на двух пленках) (перечень нас.пунктов https://forum.vgd.ru/post/531/72850/p2214743.htm#pp2214743 ) Низсурский стан: д.Старая Аржадеево а Пикшанцы тож
1671 год Источник: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 64. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года, Мордовское книжное издательство, Саранск 1979 (л.149-150) упоминается 3 нас. пункта, имеющих в названии "Пикшанец": "Деревня Староя Аржедеева, а Пикшанцы тож на речке на Юце", "Деревня Оржедеева, что под Пуспомрою, а Пикшанцы тож", "выстовка на речке на Леплейке-деревня Пакшанцы"
1688, 1696 годы Источник: Переписные книги Алатырского уезда 1688, 1696 и 1710 годов / сост.: В. Д. Кочетков, С. В. Видяйкин, О. И. Марискин ; [ред. совет: Г. А. Куршева (пред.) и др. ; редкол.: С. В. Видяйкин, Г. А. Куршева (отв. редакторы) и др.]. — Саранск : НИИГН, 2024. — 564 с. — (Свод документов и материалов по истории и культуре мордовского края. История) https://niign.ru/knigi/perepis...-uezda.pdf В книге есть Большие, Малые, Старые Пикшанцы и выставка из Больших Пикшанцев (Козловка). Полагаю, что в данном случае "Старые Пикшанцы". Привожу в посте ниже фрагмент для них.
Переписные книги и ревизские сказки имеются в РГАДА ф.350 оп.2
1762-1773 годы дело 55 Сказки о дворцовых (русские) и новокрещенной (мордва) Верхосурского, Верхалатырского, Низсурского станов Алатырского уезда (1482 л.) (перечень нас.пунктов https://forum.vgd.ru/post/252/35813/p1399300.htm#pp1399300 )
Ревизские сказки ГКУ ЦАНО 1795 год ф.60 оп.239А д.204 экономические (лл.563-568)(5 ревизия) 1795 год ф.60 оп.239А д.204 экономические (лл.953-970)(5 ревизия) 1811 год ф.60 оп.239А д.490 государственные (лл.367-369)(6 ревизия) 1811 год ф.60 оп.239А д.493 Аникеев Павел Петрович (лл.461-474)( 6 ревизия) 1811 год ф.60 оп.239А д.488 (лл.119-120)(6 ревизия) 1816 год ф.60 оп.239А д.665 (лл.556-562)(7 ревизия) 1816 год ф.60 оп.239А д.670 Аникеев (лл.1-40)(7 ревизия) 1834 год ф.60 оп.239А д.1168 Аникеев Павел Петрович (лл.133-195)(8 ревизия) 1850 год ф.60 оп.239А д.1693 Аникеев Василий Павлович (лл.1-50)(9 ревизия) 1858 год ф.60 оп.233 д.2027 (10 ревизия) 1858 год ф.60 оп.233 д.1664 помещика Аникеева (лл.703-707)(10 ревизия) 1858 год ф.60 оп.233 д.1664 (лл.616-618)(10 ревизия) ГКУ ГАНО г.Арзамас: 24.08.1811 ф.85 оп.1 д.8 (лл.13-14об.) 15.09.1811 ф.85 оп.1 д.121 (лл. 1-12) 10.08.1816 ф.85 оп.1 д.61 (лл.12-17об.) 02.04.1834 ф.85 оп.1 д.198 (лл.464-477) 16.04.1834 ф.85 оп.1 д.203 (лл.486-546) 19.08.1850 ф.85 оп.1 д.222 (лл.150-167) 25.09.1850 ф.85 оп.1 д.227 (лл.152-199)
Пикшень приходская деревня селу Пустошка (Знаменское) Сергачского уезда
Исповедные росписи ГКУ ЦАНО ф.570 оп.559а: 1839 год дело 1170 (1584 л.) 1855 год дело 1418 (1263 л.) 1857 год дело 1448 (1297 л.) 1858 год дело 1464 (1142 л.)
Метрические книги и исповедные ведомости Николаевской церкви с. Пикшень Лукояновского уезда ГКУ ЦАНО ф.570 оп.10 1847 - 1878 годы дело 2057 (546 л.) С. Пикшень – метрические книги – 1870-1878 годы. С. Пикшень – исповедные ведомости – 1870-1877 годы. С. Михалков Майдан – метрические книги – 1847-1869 годы – сведения только о родившихся д. Пикшени. С. Михалков Майдан – исповедные ведомости – 1869 год д. Пикшени. С. Знаменское (Пустошка) – исповедные ведомости – 1862, 1864-1868 годы д. Пикшени. Имеется ведомость о церкви Святителя и Чудотворца Николая с. Пикшень за 1870 год. 1878 - 1889 годы дело 2058 (555 л.) Метрические книги - 1879-1889 годы. За 1889 год сведения только о родившихся. Исповедные ведомости - 1878-1888 годы. Имеются ведомости о церкви за 1879-1889 годы. 1890 - 1901 годы дело 2059 (430 л.) Имеются выписи из метрической книги, часть первая, о родившихся за 1899 год, паспорт за 1892 год, указ за 1910 год о внесении изменений в метрические книги за 1894 год, справки о рождении за 1892, 1899 годы, фрагмент призывного списка – год не установлен. 1902 - 1911 годы дело 2060 (407 л.) 1912 - 1917 годы дело 2061 (256 л.) За 1914 год сведения о родившихся и бракосочетавшихся. Имеются свидетельства о рождении за 1913-1915 годы.
1889 год Источник: ЦГА Мордовии (ЦГАРМ), ф. 57 оп.4 д.33 Метрические книги Лукояновского уезда (Раксажен) 1876-1890 гг. ( https://yandex.ru/archive/cata...5ffdcb8a21 ) по с.Пикшень есть данные за 1889 г. (л.133-160)
1908 год ГА Ульяновской области (ГАУО), фонд №76, опись №7, дело №400 Дело о высланном из Нижегородской губернии в Астрадамовский уезд под гласный надзор полиции крестьянина села Пикшени, Лукьяновского уезда Нижегородской губернии Фёдоре Лаврентьеве Святкине (22 сентября 1908 — 25 февраля 1910)
1917 год ГКУ ЦАНО ф.Р-124 оп.4 д.167 Карточки подворной сельскохозяйственной переписи 1917 года по Большеболдинской волости Лукояновского уезда - (н/п: слобода Ново-Пушкинская, Пикшень, Большое Болдино, Львовка, Пермеево, Александровка, Аникеевка, Логиновка, Михалков Майдан, Раксажон, Дмитриевка, Малое Болдино) 1772 л.
Богданов Игнатий Егорович, Богданов Кузьма Артемьевич, Богданов Иван Егорович, Богданов Филипп Федорович, Вилянов Ефим Васильевич, Вострашев Петр Федорович, Вирясов Афанасий Федорович, Вострашев Ефим Иванович, Доронин Иван Васильевич, Дрягалов Василий Степанович, Доронин Петр Евсеевич, Дивейкин Яков Васильевич, Доронин Фрол Васильевич, Комбаратов Григорий Алексеевич, Киреев Федор Степанович, Крючков Дмитрий Иванович, Крючков Иван Фролович, Ледяев Василий Васильевич, Пашков Филипп Семенович, Пыремеев Николай Константинович, Синяев Павел Степанович, Саболькин Алексей Васильевич, Саболькин Алексей Никифорович, Советкин Наум Иванович, Туршатов Федор Павлович, Ястребов Александр Ефимович, Ямушев Антон Сергеевич
Источник: "Пикшень моя – любовь моя", автор Василий ЛЮБАЕВ, заведующий музеем мордовской культуры и быта (опубликовано на сайте газеты "Болдинский вестник" 01.11.2019 по ссылке https://bold-vest.ru/?module=a...p;id=2178)
В каком же году появилась на Нижегородской земле моя малая родина? Эта тема из далёких времён интересует не одно поколение моих земляков. Мы пользуемся разными источниками информации: на стендах в школе и клубе. Но, мне кажется, есть искажения и неточности. Много лет я искал ответы, и, возможно, кое-что нашёл, но поиск придётся продолжить. Надеюсь, что к моим краеведческим изысканиям подключатся активные жители нашего села.
Воспоминания из детства Впервые о возникновении Пикшени мне рассказал мой дядя Павел Кириллович Любаев. Эти сведения дошли до него из уст старожила кавалера двух Георгиевских крестов Антона Егоровича Богданова, а тому рассказал об этом дед. Согласно воспоминаниям, в начале 15 века первые жители пришли из Симбирской губернии Корсунского уезда села Эрселево на место, где расположена Пикшень. Они бежали от жестокого помещика. Вначале поселились в лесу, но помещик и оттуда их выжил. Тогда крестьяне «ушли далеко». Мне сначала не верилось, что это было именно так, но мою уверенность подкрепила книга «Мордва. Очерки по истории этнографии и культуры мордовского народа.»
В ней написано следующее: «В начале 15 века основная территория мордовского края по-прежнему оставалась в сфере политического влияния Золотой Орды, несмотря на упадок его могущества.» В то время эти земли не входили в состав Российского государства, и поэтому там не должно быть помещиков. С другой стороны, ни один помещик не выпустит на волю своих крепостных людей. Для тех времён не было возможности совершать такие длительные переходы на слишком большие расстояния. Крестьяне, наверняка, были безлошадными, а на пути встречались и большие реки, и леса. Кроме того, нужно было привезти с собой семена для посева и какие-то запасы продуктов питания. Из-за введения православия и уничтожения язычества мордва срывалась с насиженных мест. Многие мордовские села стирались с лица земли, их насильно заселяли русскими семьями. Общий вектор движения мордвы был направлен на юго-восток. Не может быть, чтобы кучка людей шла в противоположном направлении. Тем не менее, какая-то информация доходила до них. Шли-то через мордовские селения, и впереди их никто не ждал. Я обратился к работникам краеведческого музея Корсунского уезда с просьбой помочь мне. Поделился имеющейся информацией. Они прислали мне карту с указанием населённых пунктов, где вообще нет села Эрселева, и свои выводы о том, что крестьяне не могли переселиться к нам. Советовали искать материал в других источниках. Думаю, что поиски нужно продолжать в архивах соседних областей – Ульяновской и Пензенской. А пока будем верить в воспоминания Антона Егоровича.
Возможен другой вариант Временами ко мне приходит мысль о том, что в селе Эреслеве крестьяне были удельными, вольными. Надоело им жить с таким жестоким соседом, и они переехали в наш край, поселились на верхнем конце, что мы называем – «Верепе» (улица Мира). Наш край по тем временам был очень малочисленным. Например, в Ардатове насчитывалось 22 двора, в Ичалках – 35, в Пермеёве – 15, в Старых Селищах – 10, в Чукалах – 22 и т.д. Правительству и местным властям было также выгодно переселение людей, которые, наверняка, прибыли со своим имуществом, средствами для обработки земли, знали как вести рачительно хозяйство. Об этих качествах мордвы мы не раз слышали от своих предков. Возможно, то, что на карте не указано село Эреслево, объясняется тем, что оно сгорело. Прошло более 500 лет, старики забыли истинное название села. Нужно помнить и то, что «верепенский» конец не входил в собственность помещика. Люди, жившие там, вольными и оставались. Пришедшие люди никого не эксплуатировали. Так нам в детстве рассказывали старики. А раскулачивание в советское время началось с людей, живших на «Верепе». Работая начальником цеха, я был в командировке в Караганде. И по просьбе матери нашёл ее двоюродных братьев, чьи родители были сосланы туда в начале зарождения советской власти.
Пикшень отпочковалась от Аржадеева Жители села Аржадеева уверяют, что наше село Пикшень отпочковалось от их села. Я частично верил им, так как они ссылались на какую-то книгу, но показать её мне не смогли. Мне П.К. Любаев подарил труды научно-исследовательского института Мордовской культуры при ЦИК Мордовской АССР «Алатырская мордва по переписи 1624-1721 гг.». Автор А.Гераклитов. Но там нет конкретного ответа. В 2017 году в НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия вышла книга «Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть 17 века, с 1612 года)». Она является копией «Книги письма и меры писцов Дмитрия Юрьевича Пушечникова да подъячего Афанасия Костяева мордовских и буртасских земель 132-го, 133-го, 134-го годов». Она хранится в Московском хранилище фонда Оружейной палаты. В этой книге на стр.128 написано: «…промеж Сергеевского да Сияровского ухожья вышёл овражок крутой да Сали речки, да вверх по Сале до чорнову лесу левая сторона деревни старых Селищ, а правая сторона за Салею деревни Аржадеевы пикшенской мордвы». На стр. 129 этой же книги говорится о том, что «межа аржадеевски мордвы от усаду подле чорной лес до Третьяковой земли Срезнева до ржавца до Пожелея да ржавцом до речки до Сали по правую сторону речки Сали земля оржадеевской мордвы, а по левую селищенской мордвы да речкою Салею вверх до чорнову лесу». Обращаю внимание читателей на то, что в наше время название берегов определяется по течению реки. Прочитав эти строчки, прихожу к выводу, что часть нашего села состоит из жителей Аржадеева Игнатовского района. Эта часть – живет на «Алопе» – нижний конец (улица Ленина), а «пикшенские земли» – собственность жителей нашего села. Мать говорила,что её предки Богдановы (Иванкань) имели земли в двух местах: от Сёвоньлея до Лобасков и в районе речки Сали. Здесь же можно придти к выводу, что предки жителей «Верепе» появились в наших краях очень давно. Граница между «Верепе» и «Алопе» находилась в середине села: северная – где дом О.Д. Дивейкиной, а южная – где дом А.М. Маркина. В этом месте начинались кулачные бои между «верепенскими» и «алопенскими» мужчинами. «Осиновские» мужчины в них не участвовали. Называется улица Осиновкой более 200 лет, потому что на этом месте за рекой рос осиновый лес. На эту улицу переселяли русских крепостных из Орловской губернии села Гнездилово и из села Пустошки Сергачского уезда. Это делалось для того, чтобы мордва обрусела. Из растущей осины строились дома.
О составе населения Отвечая на вопрос Нижегородского миссионерского комитета о составе населения и состояния религиозности прихожан, священник А.Раевский сообщал в 1886 году: «Приход села Пикшень состоит из 1500 (735 мужчин и 765 женщин) душ мордвы племени эрзи, в том числе 11 семейств русских, коих переселена помещиком лет 80 назад из села Пустошки Сергачского уезда, а часть из его имения села Гнездилова Орловской губернии. Эти русские омордвинились и представляют собой какую-то смесь мордво-руссов и в домашнем быту и в религиозных понятиях преобладающий язык мордовский, а религиозные понятия представляют смесь христианства, мордовского язычества и русских народных суеверий. В последующем указанные семьи полностью омордвинились» (Можаровский А. «Руссо-мордвы на Нижегородской почве», «Нижегородские губернские ведомости» части неофициальные 1893 №36, с.1-3»). По решению помещика Аникеева был организован посёлок Аникеевка. Мой отец рассказывал, что туда, за лес, отправляли неугодных помещику людей. Женщины, уезжая с насиженного места, рыдали. По тем временам переселение считалось большим наказанием. В 1878 году у Нижегородских мещан Даниловых покупает часть имения протоирей Андрей Иванович Стеклов – отец академика В.А. Стеклова крупнейшего русского и советского математика, первого вице-президента Академии наук СССР (Ленинградское отделение архива Академии наук), его земли были в районе хутора Раевки. В 1890 году болдинский помещик А.Л. Пушкин покупает имение при селе Пикшень площадью в 305 десятин, но вскоре оно было заложено в Нижегородский дворянский банк. Согласно столыпинской реформе (1906 – 1916), пикшенские земли переходили в руки не только местных жителей, появлялись хутора. А в 1929 году все они подверглись изъятию, было организовано три колхоза. В 1922 году из села Пикшень выделился посёлок Ивановка. 27 августа 1940 года село Пикшень и посёлок Ивановка были переведены в Большеболдинский район, чему поспособствовал депутат по Казанскому избирательному округу академик Отто Юльевич Шмидт – легендарный полярник. А вот Аникеевка отошла эрзянскому округу.
От Болдина близко деревня моя В книге «Песни и предания болдинской старины» Волго-Вятского книжного издательства 1980 года в главе «Соседи» говорится, что мордовское село Пикшень принадлежало в 18 веке дворцовому ведомству. Лишь в самом начале 19 века часть этого земельного имения, по всей видимости Алопе и Осиновка, стала помещичьей и принадлежала генералу-лейтенанту Уварову. На плане 1813 года она уже числилась за П.П. Аникеевым. Последний помещик Пикшени В.П. Аникеев умер в 1875 году. По словам П.К. Любаева, похоронен возле церкви. Больше в Пикшени не было помещиков, действовал закон об освобождении крестьян, принятый в 1861 году. Здесь же нужно сказать и о том, что церковь строилась на помещичьей земле в центре его имения, а рядом с ней стоял дом помещика.
1671 год Источник: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 64. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года, Мордовское книжное издательство, Саранск 1979 (л.149-150)
ниже приведен перечень для 3 нас.пунктов: "Деревня Оржедеева, что под Пуспомрою, а Пикшанцы тож", "выстовка на речке на Леплейке-деревня Пакшанцы", "Деревня Староя Аржедеева, а Пикшанцы тож на речке на Юце"
лл.114-115 Деревня Оржедеева, что под Пуспомрою, а Пикшанцы тож. А в ней мордовских жилых дворов: дв. Микитка Куцасев; дв. Козяшка Велдюшев, у него брат Сенка; дв. Лукашка Пятаев; дв. Фетка Байков, у него внук Максимка Иванов; дв. Гришка Сустатов; дв. Учеватка Алютин; дв. Камка Вердяксов, у него брат Енашка; дв. Сетямка Астаев, у него сын Ирка да внук Ютка Ормаев; дв. Салтанка Кастаев; дв. Пергушка Костяев, у него сын Кобайка; дв. Поркстяйка Балков, у него брат Кобайка; дв. Рамашка Боженов; дв. Бекайка Налеватов, у него сын Матюшка; дв. Исайка Полежаев; дв. Любимка Дяушев; дв. Тетюшка Ешмадев; дв. Полежайка Баюшев, у него сын Сергомаска; дв. Душанка Баюшев; дв. Апаняйка Бурнаев; дв. Нарушка Атяшев дв. Адманка Байков, у него сын Кстеска; дв. Жданка Ермензин, у него брат Якунка; дв. Болтайка Алексеев, у него брат Симдянка; дв. Боженка Шайдуров; дв. Мамлейка Ермензин, у него племянник Сучелейка Бектешев; дв. Килдюшка Богданов; дв. Начарко Иванов, у него племянник Латка Комлев; дв. Тишмайка Иркин; дв. Татайка Кожутов.
Да ис тое жа деревни выстовка на речке на Леплейке-деревня Пакшанцы А в ней мордовских жилых дворов: дв. Кофтайка Велдяев, у него брат Дюняйка; дв. Настка Видяев; дв. Келдюшка Сыскаев; дв. Кондрашка Видяев; дв. Менчаска Арзамасов; дв. Несмеянка Мелдяпин; дв. Атяйка Учаев, у него сын Живайка; дв. Стартчко Учаев, у него сын Оска; дв. Надешка Видяев, у него брат Емелка; дв. Пятайка Ермензин, у него племянни Тогайка; дв. Бигойка Порадеев, у него сын Дюняйка; дв.Нуртянка Яковлев Да пустых дворов: дв. пуст Ивашки Байкова, а приимыш ево Планка Ломакин сошел в Орзамас; дв. пуст Айтуганки Кадушева, умре; дв. пуст Серешки Велмисова, умре.
л.158 Деревня Староя Аржедеева, а Пикшанцы тож на речке на Юце. А в ней мардовских жилых дваров: дв. Панюшка Тепаев, у него племянник Кирзянка Насаев; дв. Кудашка Баженов, у него сын Демка; дв. Чапкунка Салтанов; дв. Бадякшка Мирдемасов; дв. Гришка Сюлдин; дв. Бозарка Баиков, да от него отделился брат; дв. Старко Велдяксов;дв. Смирка Буркаев, у него брат Лазырка; дв. Девайка Пораватов, у него сын Офонка да Оноска; дв. Колка Кавкаев, у него брат Мисюрка; дв. Бексанка Налютин, у него брат Чинайка. Да двор пуст Арзамаски Инемаева да брата ево Бориски, бежал тому другой год.
Источник: Переписные книги Алатырского уезда 1688, 1696 и 1710 годов / сост.: В. Д. Кочетков, С. В. Видяйкин, О. И. Марискин ; [ред. совет: Г. А. Куршева (пред.) и др. ; редкол.: С. В. Видяйкин, Г. А. Куршева (отв. редакторы) и др.]. — Саранск : НИИГН, 2024. — 564 с. — (Свод документов и материалов по истории и культуре мордовского края. История) https://niign.ru/knigi/perepis...-uezda.pdf
1688 год
[q]
«ПЕРЕПИСЬ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ПУТЯТИНА 196-ГО ГОДУ» (Л. 291) Лета 7196-го апреля в день1 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев по грамоте ис приказу Болшаго дворца за приписью дьяка Тимофея Литвинова воевода князь Василей Дмитриевич Путятин в Олаторском уезде в мордовских деревнях наличные мордовские и бобылские, и вдовьи дворы, и во дворех людей по имяном с отцы и с прозвищи, и беглой и выморочной мордвы ж пустые дворы переписал, а что по переписи деревень и выстовак, и в тех деревнях и в выстовках мордовских и бобылских, и вдовьих, и наличных жилых и пустых, беглых и выморочных дворов, и то писано в сих переписных книгах.
Стан Нисузрской27 и Чюкалской 1688 год Перепись князя Василия Путятина 196-го году (стр.104-105 д.Старые Пикшанцы) Деревня Старые Пикшанцы, а в ней жилых мордовских дворов. Во дворе Родайка Кечюшев. У него сын Еремка шти лет. 105 Во дворе Осташка Болюшев. Во дворе Челпанка Мирдемасов. У него сын Несмеянка, (Л. 366 об.) женат. Во дворе Каплунка Салтанов. У него племянник Амска Розгилдеев дватцети лет. Во дворе Киптайка Смирнов. Во дворе Родайка Бодякшев. У него брат Оска пятнатцати лет. Во дворе Акемска Вертянов. Во дворе Акемка Смирнов. Во дворе Макейка Горкин. Во дворе Кузайка Чалпанов. У него брат Ларка пятнатцати лет. Во дворе Афонка Ибрянов. Во дворе Демка Кудашев. У него сын Оска дву лет. Во дворе Левка Баженов, у него сын Раска семнатцати лет да племянник Гришка Алемасов пятнатцати лет. Во дворе вдова Орюшка Нечаева. Во дворе Росяйка Виртянов. Всего в деревне Старых Пикшанцах жилых мордовских пятнатцать дворов, людей в них по имяном дватцать один человек.
[/q]
1696 год
[q]
ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА 7204 (1696 Г.) СТОЛЬНИКА И ВОЕВОДЫ СЕМЕНА ФЕДОРОВИЧА ГРИБОЕДОВА, МОРДОВСКИХ ДЕРЕВЕНЬ АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА (Л. 1) Лета 7204-го июня в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, по грамоте ис приказу Болшого дворца за приписью дьяка Григорья Посникова столник и воевода Семен Федорович Грибоедов в Алаторском уезде в селе Троицком новокрещенские и крестьянские, и в мордовских деревнях мордовские и бобылские и вдовьи наличные жилые дворы, и во дворех людей по имяном с отцы и с прозвищи переписал, а что по переписи в селе Троецком новокрещенских и крестьянских, и в мордовских деревнях мордовских и бобылских и вдовьих наличных жилых (Л. 1 об.) дворов, и в них людей, и что пустых беглых и выморочных, ис которых дворов мордва бежали и померли после переписи князь Василья Путятина 196-го году и в которых годех, и беглецы, где ныне в бегах живут, и то писано в сих переписных книгах.
Низсурский стан 1696 год Переписная книга 7204 (1696 г.) стольника и воеводы С. Ф. Грибоедова (стр.283 д.Старые Пикшанцы) Деревня Старые Пикшанцы, а в ней жилых мордовских дворов. Во дворе вдова Секшайка Семенова дочь Азаркинская жена Байкова. У нее племянник Карпунка Салтанов женат. Во дворе Ишмайка да Демка да Купряшка Чалпановы. У них племянник Шуморка Мурзаев пятнатцати лет. Во дворе Кипкайка Смирнов женат. Во дворе Родайка да Алмайка Бодякшевы. Во дворе вдова Авдошка Тештяева дочь Русяйкина (Л. 260) жена Бодякшева. У нее сын Логинка дватцати лет. Во дворе Тяштяйка Якимов. У него сын Иванка трех лет. Во дворе Данилка Ялаев. У него племянник Родка Кирдянов десяти лет. Во дворе вдова Арлинка Китаева дочь Гараскинская жена Сюлдина. У нее племянник Исачка Зимин, у него сын Гришка пятнатцати лет. Во дворе вдова Миска Кафкаева дочь Калинкинская жена Теркина. У нее приимыш Левка Кудашев, у него сын Митка трех лет. Во дворе вдова Чеберка Кечаева дочь Ибрянкинская жена Дерюшева. У нее племянник Акимка Смирнов, у него сын Любимка пяти лет. Во дворе Афонка Лебедин. (Л. 260 об.) У него брат Макушка пятнатцати лет да сын Максимка пяти лет. Во дворе Кузоватка Чалпанов. У него сын Ларка пятнатцати лет. Во дворе Васка Гуляев, у него сын Росяйка десяти лет. Того в деревне Пикшанцах жилых мордовских восмь дворов да вдовьих пять дворов; всего жилых тринатцать дворов, людей в них по имяном дватцать шесть человек. Да в той же деревне пустых дворов, которые запустели после переписи князь Василья Путятина: двор Макейки Коркина; двор Афонки Ибрянцова, бежали во 198-м году; (Л. 261) двор Осташки Балюшева, вымер в том же году. Всего пустых три двора.