Ковакса
Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
5 декабря 2017 21:17 6 декабря 2017 13:45 Тема создана для сбора любой информации (воспоминания , архивы, предания, книги и т.д.) а также ее анализа по селу Ковакса. | | Лайк (2) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
5 декабря 2017 21:23 9 ноября 2020 23:51 Много разных версий происхождения названия села, одна из первых, это: якобы когда-то в тех местах жил мордовский разбойник, которого так звали.
По словам старожилов, село возникло где-то в 16-17 веках. На его месте был дремучий лес и топкие болота. Первые люди пришли в 1679 году, увидев озеро, остановились, пошло строительство домов; выкорчевывался лес, поэтому поселение назвали Пеньки. Потом вышли к реке, полной рыбы, вечерами квакало множество лягушек, село и речку переименовали в Кваксу, позднее стали называть Коваксой. С этим названием и вступили в 18 век.
Согласно другим преданиям, наверное самая правдоподобная версия, первыми поселенцами были выходцы из села Туманова, которые в середине XVII в. поселились в лесу около озера Зерина. Поселение назвали по речке Коваксе. А в переводе с эрзянского, Ковакса означает "большая вода".
Вся информация взята в открытых источниках (скорее всего не подтверждена официально). Факты будут дополняться и уточняться по ходу . | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
5 декабря 2017 21:33 12 июня 2022 22:26 В 16-ом столетии в Арзамасском уезде была начата раздача поместий, которая продолжалась вплоть до правления Романовых. Земли могли получить дворяне, бояре и иные служилые люди. Появление новых поместий приводило к тому, что крестьяне, жившие на этой территории, превращались в крепостных, что не могло не вызвать недовольство, а также бунты. Нередко воеводам того времени приходилось усмирять крестьян кнутами и тюрьмами. По мере расселения русских помещиков продолжалось вытеснение мордвы с арзамасских земель.
1675-78г. - Сведения о самосожжениях старообрядцев в Коваксе.
1775-76 год. Прошение помещика и прихожан Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви. Построена тщанием прихожан, деревянная, с деревянной колокольней. Эту дату и будем брать за время постройки первой церкви в Коваксе пока не доказано обратного.
Вначале 19 века село разделено на две половины государственную и помещичью, поэтому одна половина называлась Ходыревой, другая казенной.
1836г. – построена каменная церковь Николая Чудотворца на возвышенности рядом с озером Зерина.
Коренное население села русское, православное. В селе была деревянная церковь, которая впоследствии сгорела. В середине XIX в. в центре села на высоком насыпном месте была выстроена новая, каменная, белая церковь. Она сохранилась до наших дней. При церкви в селе имелась 4-классная церковно-приходская школа. В селе жили и старообрядцы различных толков «австрийцы», «беспоповцы», «отписные» и др.). У старообрядцев были свои две деревянные церкви и один молитвенный дом, построенный в начале XX в. В каждой церкви насчитывалось от 20 до 50 прихожан. В 1930-е гг. обе церкви и молитвенный дом были разрушены. В селе проживали приверженцы пяти религиозных направлений, большинство граждан относились к православным христианам, никонианам. Поморская старообрядческая община имела деревянную церковь в рассечке южной стороны Казенной (в Саваткином переулке). Когда не стало жестоких гонений, раскольники строили молельные дома без высоких колоколен и не на видных местах, на задах или между домами. Поморская община была малочисленнее никоновского прихода, она получила название от раскольников беломорья. На церкви висел самый большой колокол весом 305 пудов, на православной – 280 пудов. Имелись и пожарные колокола весом по 25-32 пуда. Колокольный ансамбль дополняли подзвонники от 20 фунтов до 20 пудов. По праздникам на всю округу доносился ласкающий душу звон. Третье, раскольническое направление называлось Не́товцы (самоназвание — спасовцы, Спасово согласие) — одно из беспоповских направлений старообрядчества и произошло от понятия: «пришел антихрист, и нет уже спасения». Четвертое направление Белокриницкое согласие (самоназвание - австрийское). Получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область, Украина). Пятое направление более многочисленное, входящее в секту, возглавляемую двумя старыми девами: Степанидой и Матреной. Эта секта была отписана Никоном от официальной веры, поэтому называлась отписными или стешенькины и матренушкины. Поэтому в Коваксе имелось пять кладбищ.
1861 год.На момент отмены крепостного права в селе Ковакса существовало несколько крестьянских обществ, принадлежащим помещикам и государству: 1. 1-ая часть помещицы статской советницы Анны Алексеевны Голубевой. 2-ая часть помещицы Голубевой. 2. помещика Новосильцева 3. помещицы Грацинской Л.М. и Унковской А.М. 4. помещицы Тихоцкой А.Ф. 5. банковские крестьяне 6. помещика Иванова 7. государственные 8. помещика Шипилова Л.П.
1861г. – отмена крепостного права. Деревня стала втягиваться в товарно-денежные отношения. Но несмотря на развитие торговли, главным фактором определяющим экономическое положение деревни, осталось, земледелие, им занимались 60 % населения, торговлей 3 %. В целом же по уезду земледелие, даже в лучшие годы, не обеспечивало население необходимым количеством продуктов. Если же учесть, что часто выпадали засушливые, неурожайные годы, то можно представить, что экономическое положение крестьян было достаточно тяжелым. Особенно много неурожайных лет пришлось на конец XIX в. Основными выращиваемыми культурами в уезде были зерновые хлеба, овёс, ячмень, гречиха, просо, горох, конопля. Большое место в сельском хозяйстве уезда занимало огородничество со специализацией на луке и капусте. Широко были распространены кустарные и отхожие промыслы. К концу XIX столетия в Арзамасском уезде внеземледельческие промыслы имели более 70% дворов и около 66% работников. В Арзамасском уезде по данным губернского земства, в начале нашего века в отхожих промыслах участвовало более 35% крестьян. Люди уходили на заработки на земледельческие работы в губернии Нижнего Поволжья, на рыбные промыслы Каспия, на строительные работы в Нижний Новгород и Москву, уезжали на Ленские золотые прииски в Сибирь, служили на пароходах и т. д.
1886г. Посещение Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом села Коваксы.
1891-1892 гг. – голодные (неурожайные) годы. 40,8% крестьянских хозяйств в губернии остались без лошадей, каждый пятый двор лишился коров, а 16,6% хозяйств остались вообще без всякого скота. В архиве Арзамасе есть дела на 1981 год о крестьянах ходатайствующих о ссуде на продовольствие.
1898г. 1-ого октября создана в Коваксе добровольная пожарная дружина в количестве 30 человек. На организацию была выделена помощь губернским земством выраженная в следующем: деньгами и пожарным инструментом на сумму 50 рублей.
На рубеже веков. В это время село было самое богатое в округе, работала ярмарка, 7 ветряных мельниц, всякие посевы, 5 крупорушек, 3 шерстобойни, 6 маслобоек, сады. Дома крылись соломой, отчего были большие пожары, последний соломенный дом перестроили в 1952году. Некоторые краеведы считают, что арзамасские села Чернуха, Ковакса и соседствующие с ними являлись центром золотого шитья в уезде. Медицинским обслуживанием занимался сельский лекарь. Самыми распространенными фамилиями в селе были Антоновы, Блохины, Федотовы. К югу от леса проходит большой овраг, называемый Каменным ключом, в нем жгли древесину на уголь. В селе имелось четыре торговых лавки, там продавалось все от хомутов до пряников и конфет, было три трактира, один из них на церковной площади. Обычно там происходили народные гуляния, любители подраться, мерились силой. Река Ковакса была небольшой, но полноводной с воронками посередине, ее питали: Ирзяк, Вежатка, Рамзай. Лесные ручьи питались за счет дремучих лесов, вплотную стоящих у села. В Арзамас ездили на лошадях, у кого они были, бедняки ходили пешком, дорога проходила через Костылиху, леса, Тешу, Марьевку. Костылиха, находившаяся в шести километрах от Коваксы, считалась товарной станцией, лесоматериалы и пиломатериалы подвозились для отправки потребителям. На лесоповале работало много безлошадных крестьян, на вывозе леса работали лошадники, тут же останавливались и пассажирские поезда. Из Костылихи коваксинцы получали почту, для чего держали конного экспедитора. Определяющее значение в жизни деревни имела в те годы крестьянская община. Управлял общиной мирской сход, где решались все вопросы села: организация общественных работ (ремонт и строительство дорог, плотин, колодцев и т. д.), передел общественной земли, определялось время полевых работ, распределялись подати, разрешались некоторые семейные и даже уголовные дела, принимались решения об оказании помощи нуждающимся.
1903 год - Интересный и печальный факт! 2 сентября 1903 года в селе произошел крупный пожар, в котором дотла сгорели 36 дворов со всем имуществом. В тот же злополучный день был пожар и в Котихе, где сгорело 19 дворов. Тот вторник был поистине "черным". Долгие годы главным бедствием для сельчан были частые пожары, которым очень способствовали соломенные крыши сельских домов.
Революция 1905 г. подтолкнула к началу осуществления новой аграрной реформы, которую проводил П.А. Столыпин. Крестьяне получили право распоряжаться землей по собственному усмотрению, стали ликвидировать чересполосицу земельных наделов, малоземельным крестьянам была предоставлена возможность переселиться в Сибирь. Крестьянин получил также беспрепятственное право выхода из общины, выделения "отрубов" и основания хуторов. Например, в одном Арзамасском уезде за время столыпинской реформы образовалось 3036 отрубов и хуторов. Число переселенцев из Нижегородской губернии в Сибирь составило к 1915 г. 19 809 человек. Крестьяне, выходившие из общины, получали от государства безвозвратные пособия: на обзаведение хозяйством, на мелиорацию участков, на прокладку дорог, на огнестойкое строительство.
1910 год. В лесу на расстоянии около 7 км от Коваксы поселился и имел приход архимандрит Софроний. Отец Софроний пользовался большим уважением у верующих. Могила его сохранилась до сих пор.
1911г. Коваксинская волость: c. Ковакса с. Никольское д. Костылиха д. Котиха (Катиха) д. Лидовка (Лидино) д. Майна д. Пиявочное Озеро
1916г. Коваксинская волость: c. Ковакса с. Никольское д. Костылиха д. Котиха (Катиха) д. Лидовка (Лидино) д. Майна д. Пиявочное Озеро
Хутора: Арзамасского Алексеевского монастыря Арзамасского Спасского монастыря Бубнова при д. Майне Высокогорского монастыря Вязовой при д. Котиха Никольского монастыря Собственников - кр. с.Никольского при д.Костылиха Ускова при д. Костылиха Братьев Чечеровых при д. Пиявочное Озеро
Водяные мельницы: П.Е.Дюдьбина Арзамасского Спасского монастыря
Железнодорожные полуказармы: при д. Костылиха при д. Котиха Разъезд Костылиха Люберцы - Арзамасской линии Лесопильный завод Моск.-Каз. жел.дор.
Кордоны: Нестерова при д.Майна Никольский Чернухинской каз. Дачи Чичеровых при с. Ковакса Чичеровых при д. Пияв. Озеро
1917 год. (17-18 ноября) - Провозглашение Советской власти в Арзамасе. Советская власть в Коваксе установилась мирным путем. Мест¬ные активисты разделили землю по едокам. На каждого едока приходилось примерно по одному гектару. Из Чернухинской волости приезжали в село продотряды искать хлеб. Частенько в Коваксе прятались дезертиры как из Красной, так и из Белой армий.
В период НЭПа в деревне проводилась работа по объединению крестьянства, производству сельскохозяйственной продукции, её сбыту, внедрению современной техники, а также по снабжению необходимыми материалами, семенами, предметами массового производства. Крестьянство оживало, получив возможность распоряжаться продуктами своего труда, среди них стали появляться состоятельные семьи. В начале 20 века село находилось в том же состоянии, как и до революции: соломенные крыши, беднота, отсталость в грамоте, лишь во времена НЭПА село стало оживать. При соединении города с деревней стали поставлять: конные молотилки, плуги, веялки, сортировки, жнейки, сноповязалки и даже двухтактные двигатели - тракторы, продаваемые по кредитам. До коллективизации крестьянские дворы делились на четыре категории: богачи (кулаки), середняки, бедняки и келейники (несостоятельные люди). Богатые: Красновы, Евстюшины, Птицыны, имели всю сельхозтехнику. Маслобойки и крупорушки держали на своей части хозяйства, а то и в проулках, на пустых местах или вблизи прудов. С целью использования ветров, большинство ветряков располагалось на дальних околицах южных сторон улиц, зимой северных ветров почти не бывает. Середняки имели: лошадь, корову, мелкий скот, свою упряжку, хлеб, семена и орудия обрабатывания почвы. Келейные (голь перекатная), имели надел земли, лошадей не было, они сдавали землю в аренду за половину урожая, селились в конце усадебных порядков по берегам Кужлея. До начала 30хгодов там стояло четыре кельи, до шести келий на прогоне, от церковной площади, до верхнего конца, называемого Козловка. Основным зерновым на селе считалась: рожь, овес, пшеница с каждым годом уменьшалась из-за плохой почвы. Хорошие урожаи давали: конопля, лен, просо, греча, чечевица, горох, греча. Во времена Хрущева пробовали сажать кукурузу, но она не прижилась, в жару сухоглинок становится, как цемент. Из конопли и льна получали семена, их перерабатывали на маслобойках, за аренду расплачивались урожаем. Масло вывозилось в дубовых бочках в города и крупные села, гречу и просо обрабатывали на крупорушках, рожь и овес скармливали лошадям, чечевицу размалывали на деликатесную крупу в пироги.
В 1922 году кредитное общество переведено в поселковое, было разрешено переселяться в мелкие хуторки. Переселенцам выделяли сельхозтехнику, машины и на три года освобождали от налогов. По этой причине появилось два поселения: Чепара и поселок Троицкий, просуществовавший до 1935 года. К этому времени Ковакса представляла крупный населенный пункт с множеством садов. Народ был трудолюбивый и дружный, даже в праздники все проходило без кулачных боев. Молодежь проводила время возле сенниц, зимой – в арендованных избах, за пребывание платили дровами и продуктами. В конце 20 годов село приближалось к культурной среде, в половине двухэтажного дома на церковной площади открылась изба-читальня, в другой – поселковое товарищество, внизу был сельмаг. Для читальни присылался комсомолец из Арзамаса, он назывался избач. Провели радио, в этом месте молодежь проводила время до пятидесятых годов.
В 1928 году началась массовая коллективизация, сопровождающаяся раскулачиванием зажиточных крестьян. Коллективизация сельского хозяйства в корне подрубила все, что было достигнуто деревней в эпоху НЭПа. Массовая коллективизация в крае началась около 1930 года и продолжалась до 1940 года. Проводилась она чаще методом кнута, чем пряника, принцип добровольности нарушался повсеместно. Началась полная ликвидация зажиточного крестьянства. До образования колхоза в Коваксе было кредитное товарищество по снабжению крестьян сельхозинвентарем. Колхоз начали организовывать в 1930 г. под руководством рабочего-двадцатипятитысячника. Назвали его "Красное Знамя". Колхоз за два года распадался три раза. К 1932 г. под угрозой раскулачивания, в колхоз вступили все. О желании вступать в колхоз не спрашивали, начались репрессии, у семей отнимали всё. Коров и мелкий скот в колхоз не брали, а инвентарь и лошадей обобществляли. Однако 9 семей наотрез отказались всту¬пать в колхоз. Земли им по полной норме не выделили, а твердое задание по сдаче сельхозпродукции установили. В 1937 г. эти 9 семей раскулачили и увезли. Вернулись после войны лишь три человека. К 1940 г. колхоз немного окреп.
При начале коллективизации было создано 6-ть колхозов: 1. Красное Знамя 2. Сталинской конституции 3. Красное Озеро 4. Имени «16 октября» 5. РКК Милиции 6. Имени Фрунзе
Храм закрылся в 1936 году и в последствии разрушен. В предвоенные годы её закрыли, и какое-то время здесь располагалась машинно-тракторная станция, затем склад, потом – сельское потребительское общество и даже школьный тир.
1941-1945г.г. Но война помешала мирному труду колхозников. О начале Вели¬кой Отечественной войны сельчане узнали по телефонному звонку из Чернухи. Первыми забрали мужчин 1901-1903 гг. рождения. В июле 1941 г. призывали уже молодежь 1911 - 1920 гг. рождения. Всего из села ушли на фронт около 500 человек. Оставшиеся жители, в том числе подростки и дети, работали в колхозе, заготавливали авиационную сосну, фанерную березу. Во время войны в селе жило 20 семей, эвакуированных с Украины и Белоруссии.
После войны в Коваксе была создана МТС, обслуживавшая 8 колхозов. Работать было очень тяжело, часто случались неурожаи, бы¬вали голодные годы. В колхозе выращивали рожь, овес, лен, картофель.
В данное время село состоит из четырех основных улиц длиной по два километра, выстроенных после войны. Общее число 500 дворов. Первых поселенцев, очевидно, привлекло наличие воды. Кроме реки, текущей с запада на восток, берущей начало из речки Чепара и лесных ручейков, имеется хорошее озеро размером двести на сто метров. Раньше его называли Озёриной, потом стали называть Зериной. Из-за многолетнего периода образовалась перемычка, разделившая озеро на две неравных части. Большая часть неоднократно подвергалась чистке, поэтому ее стали называть Новым прудом, что поменьше – Попов пруд, рядом стоит каменная церковь. Улицы: Казенная, Новая, Свистовка, располагаются параллельно в направлении с запада на восток слегка в гору, отчего каждый конец улицы называется верхним. Новасильцевая улица расположена в долине Зерины, перпендикулярно трем улицам с севера на юг. Одна из новых улиц-линий стоит параллельно Свистовке и называется улицей Мира, другая, параллельная Новосильцевой – Новая линия. Каждые имеют по шестьдесят дворов. Улица Казенная названа по поселению на ней государственных, принадлежавших царской семье крестьян. Улица Новая отстроена после великого пожара, случившегося в отмену крепостного права. Она тянется от Патяева переулка до поля. Основная часть улицы сохранилась между Кужлеем, отделявшим от Новосильцевой и Патяевыми, называется еще Голубев конец. Новосильцевая улица принадлежала барину Новосильцеву. Улица Свистовка расположена на луговом пустыре, где росли раскидистые березы, в старые времена сельчане сходились туда гулять на праздник Троицы. Поскольку музыкальных инструментов не было и улицы еще не было, играли на глиняных свирелях и берестяных рожках. Вместо «по-играйте», говорили – посвистите, отсюда и название Свистовки.
1957-59 года. Начало централизованной электрофикации села. Начали ставить столбы и подключать дома.
В 1960-е гг. в селе преобладала молодежь, но уже в 1970-е гг. начался ее отток в город. Если в 1970-х гг. в селе насчитывалось более 600 хозяйств, то к концу этого десятилетия хозяйств осталось около 500. У совхозных рабочих и колхозников-пенсионеров размер приусадебной земли не превышал 0,42 га. Работники соцкультбыта и специалисты имели по 0,25 га. Основными культурами на приусадебных участках являлись тогда так же, как и сейчас, лук, картофель, кормовая свекла. Практически на каждом подворье имелись корова и мел¬кий скот.
В 1969 г. колхоз "Красное Знамя" был реорганизован в совхоз"Коваксинский".
1970г. Установлен обелиск в память об односельчанах, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Открыт в 1970 году. Обелиск стандартный, сделан в виде пирамиды из трех составляющих. Два куба, установленные один на другой и четырехгранный конус. Конус завершает пятиконечная звезда. На каждой из четырех сторон средней части сооружения закреплены памятные доски с фамилиями павших в боях жителей села Ковакса, деревни Пиявочное и деревни Чапары. Обелиск строила бригада местных жителей: Красников И.А., Федотов В.А., Абросимов В.В. и другие.
В 1970-е гг. в совхозе были построены новая мастерская и животноводческая ферма. Начали прокладывать асфальтовые дороги по селу и до райцентра пустили автобус. Построили каменную трехэтажную школу, клуб, где разместился частный продуктовый магазин. Село являлось центром сельсовета и центральной усадьбой совхоза Коваксинский . Жители брали воду из колодцев, дома отапливали печами, пользовались сжиженным газом. Работали фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, средняя школа на 900 учащихся, дом культуры, библиотека, магазины прод-, пром- и хозтоваров, почтовая контора, хлебопекарня. Населенный пункт классифицировался как перспективный.
В 1991 г. в Коваксе насчитывалось 23 фермерских хозяйства с 386 га земли, 20 единицами техники, 100 головами скота.
1995 год – открыт Дом-интернат для инвалидов и престарелых.
2010г. – начало восстановления храма
2012г. В Коваксу проведен газ, началось подключение домов.
2013г. Закрыта Коваксинская средняя школа, дети будут учиться в Никольской. | | Лайк (1) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
5 декабря 2017 21:37 6 декабря 2020 12:17 Численность населения села Коваксы
• 1859г. (Центральный статистический комитет министерства внутренних дел) Количество дворов – 374. 720 мужского пола 837 женского пола; Итого – 1557 душ.
• 1865г. Географо-статистический словарь Российской Империи Количество дворов – 374. Итого – 1557 душ.
• 1884г. Ведомости к циркуляру МВД от 24 мая 1884 г. со сведениями о населенных местах и народонаселении по Ардатовскому и Арзамасскому уездам Нижегородской губернии. Итого – 1544 душ.
• 1895г. (Памятная книжка Нижегородской губернии) 737 мужского пола 796 женского пола; Итого – 1533 душ.
• 1897г.(Перепись населения). 666 мужского пола 878 женского пола; Православные – 863 Староверы - 681 Итого – 1544 душ.
• 1911г. (Список населенных мест Нижегородской губернии) Количество дворов – 412.
• 1914г. (Адрес-календарь Нижегородской губернии) Итого – 1733 душ.
• 1915г. (Адрес-календарь Нижегородской губернии) Итого – 1733 душ.
• 1916г. (Список населенных мест Нижегородской губернии) Количество душ – 1744.
• 1919г. Арзамасское уездное статистическое бюро (Фонд Р-432 ГАНО Арзамас) Количество душ - 2025
• 1937г. (Похозяйственная книга 1937 года) Количество хозяйств – 503.
• В 60е годы (Книга, Край мой Арзамасский) в селе было более 600 хозяйств.
• 1978г. (Книга, Край мой Арзамасский) в селе было 508 хозяйств и 1766 жителя.
• 1993г. (Книга, Край мой Арзамасский) число хозяйств сократилось до 422, жителей до 887.
• 1999г. (Википедия) – 818 жителей. • 2002г. (Википедия) – 658 жителей.
• 2010г. (Википедия) – 493 жителей. | | Лайк (1) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
6 декабря 2017 13:56 КОВАКСА. Здесь приведены фамилии, которые встречаются в документах нескольких десятилетий 19-нач.20вв.
Абросимов Агапов Агафонов Баин Бакулин Батанин Беззаметнов Белоусов Беляков Блохин Бобков Букин Бутусов Осянин (Васянин) Верин Власов Воскресенский Вяхирев Гамаюнов Гаранин Гогонов Горшенков Громов Дрешин Евстигнеев Еремеев Еремин Ерин Занозеев Зубчиков Исаев Кирилин Кириллов Кислов Климин Козокин Колотенков Корнев Коротков Крайнов Красников Крупников Крутов Кузнецов Кулигин Куприянов Курицын Лаврентьев Ладонин Лачугин Левин Лоськов Лоцманов Луконин Малаховский Малов Марков Медников Мелясов Мишин Морозов Мочалов Муравьев Наторов Новиков Оканин Останин Патяев Протасов Птицын Розвалов Русаков Рыбин Савосин Сальников Севастьянов Солдатов Суслов Сычев Терешин Устимов Федотов Филатов Харитонов Хохлов Чирков Чугурнов Широков Шишкин Шокуров Шустов Ядров | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
15 декабря 2017 22:31 20 декабря 2017 19:51 Братская могила на сельском кладбище с. КоваксаБратская могила на сельском кладбище села Ковакса Арзамасского района стала последним причалом военных летчиков, погибших в авиакатастрофе в далеком 1942 году. Из воспоминаний жителей села Ковакса: Устимова Петра Дмитриевича (1924 г.р.) и Протасовой Марии Михайловны (1932 г.р.) - Осенью 1942 года (снега еще не было) Устимов П.Д. находился в лесу и стал очевидцем падения самолета. Он обратил внимание что в сторону г. Горького (ныне Н. Новгорода) пролетел военный самолет, через некоторое время он летел обратно. Удивил cстранный гул самолета и то, что он летел очень низко от земли (на расстоянии около 100 метров). Он летел со стороны д. Пиявочное к железной дороге над полем, неожиданно свернул в сторону леса и упал. Упал самолет около «Баранцева» болота. Устимов П.Д и другие жители села подбежали к месту падения самолета (по мнению очевидцев, скорее всего, это был военно-транспортный самолет ЛИ-2). Самолет горел и превратился в кусок железа. Здесь же жители обнаружили сильно обгоревшие и изуродованные тела летчиков. - Тела летчиков в гроб укладывал Блохин Петр Иванович, похоронили их на православном кладбище с. Ковакса. Из политдонесения от 07.09.1942 года следует: 31.08.1942 года произошла катастрофа самолета УТ-2 звена управления бригады, который выполнял служебное задание командования бригады 1-го ЗАП, в 16-00 вылетел из Арзамаса, в г. Богородск по сроку времени не прибыл. К концу дня 02.09.1942 было обнаружено места катастрофы, которая произошла в 40-50 км от Арзамаса в лесу (по карте полета в районе с. Ковакса). Выясняя причину катастрофы на месте происшествия было установлено, что приборы оборота винта показывали : в 1-й кабине 3200, а во 2-й -2900 оборотов. На основании чего командование пришло к выводу, что во время полета произошло разрушение винта. Пилот избрал площадку для посадки, но неудачно. На ней находились пни срубленного леса которые с высоты обнаружить было невозможно. Не далеко от данной площадки (в 100-200 метрах) была вторая, на которую видимо и было решено произвести посадку. При посадке самолет правой плоскостью зацепил за впереди стоящие деревья. В результате самолет перевернулся, ударился о землю и разбился. Летчик-пилот и пассажир погибли. За могилой ухаживали жители села. Ученики Коваксинской школы при участии сельской администрации огородили могилу цепями, как памятное место, выложили из кирпича звезду, посадили цветы. Один из ребят, Краснов Василий (1976 г.р), задался мечтой, что когда он вырастет обязательно на могиле неизвестных летчиков установит памятник. Свою мечту Краснов Василий Иванович осуществил и в мае 2011 года установил на могиле гранитную плиту с надписью «ПАМЯТЬ НЕИЗВЕСТНЫМ ЛЕТЧИКАМ ПАВШИМ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ НЕ ВЕРНУВШИХСЯ С БОЕВОГО ВЫЛЕТА 1941 – 1945» и изображением самолета У-2. Результаты поиска, о том кто захоронен в данной могиле, не мели успеха и долгих 70 лет данная могила считалась захоронением неизвестных летчиков. А в далекой Прибалтийской республике Латвия, в городе Рига на протяжении этих лет также шли поиски - родные ( жена и старший сын) искали своего мужа и отца, но их поиски так же не увенчались успехом. В декабре 2014 года, благодаря Центру розыска и информации Российского Красного Креста и продолжению поиска отца со стороны младшего сына, два звена поисковой цепи соединились. В январе 2015 года информацию, о погибших в районе с. Ковакса, подтвердили и в Центральном архиве министерства обороны Российской Федерации. К Дню 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на братской могиле установлена памятная плита с фамилиями летчиков. Это были: - капитан Фрайман Мейер Соломонович ( 1915 – 31.08.1942), начальник воздушно-стрелковой подготовки 2(6)-й запасной авиационной бригады, 3-го Запасного авиационного полка (уроженец г. Киев, проживал г.Ишим). - пилот Николаев Анатолий Андреевич ( 1922-31.08.1942) , старший сержант (г. Могилев). выполнявшие служебное задание командования бригады в 1-м запасном авиационном полку в г. Арзамас, погибли при перелете на базу в г. Богородск, в результате катастрофы самолета УТ-2, которая произошла из-за разрушения винта и неудачной попытки посадить самолет. 29 июня 2016 года Фрайман Вячеслав Михайлович, младший сын капитана Фраймана, приехал из города Рига на могилу отца в село Ковакса. Вячеслав Михайлович рассказал, как его мама – Валентина Михайловна и старший брат (оба ныне покойные) занимались поисками места захоронения отца, о том как они были эвакуированы из блокадного Ленинграда и жили в начале в г. Ишим на Урале, а затем после формирования Прибалтийского военного округа, выехали в Ригу. За время визита Вячеслав Михайлович посетил могилу своего отца в селе Ковакса, побывал на братской могиле летчиков 1-го ЗИАП в р.п. Выездное и на месте базы данного полка, в районе села Васильев Враг. В период с июня 1942 года по 1946 год на территории г. Арзамаса (Арзамасского района) дважды базировался 1-й запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП). Полк был сформирован для быстрейшего освоения новых по тем времена самолетов-истребителей Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 , их выпускал Горьковский завод. 1-й запасной истребительный авиационный полк вначале формировался в Торжке, затем его перебросили в Арзамас. Пробыл полк в Арзамасе совсем недолго и перелетел в Чебоксары. Но в 1942 году вновь вернулся в Арзамас и базировался здесь до конца войны. Аэродромы находились на землях поселений Арзамасского района: Васильев Врага, Охлопкова, Шатовки, Выездного, но полку на нем было тесно, поэтому некоторые эскадрильи базировались рядом с Саваслейкой Кулебакского района и Лопатиным Вадского района. Базовым аэродромом оставался Арзамасский. Командиром полка был назначен майор Ф.Д.Иванов. Позже, до расформирования, полком командовал полковник П.И.Анохов. Командирами эскадрильи были в то время майор И.А.Литвинов, капитан Мирошниченко, капитан Шевченко, позднее – старший лейтенант Шамрин; командирами звеньев и инструкторами – лейтенанты и старшины Бондаренко С.Ф., Гаранин Я., Алтухов В.Г., Хаморин, Костюкович А.М., Меньшутин В.А., Прошин В.А., Зеленкин М.М., Васильев Е.В., Яковлев В.С., Дорофеев А.И., Повар П.М., Артюшенко Н.Н., Петров А.Н., Шандр Д. Источник: Сайт арзамасского района Ссылка №1 Ссылка №2 | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
19 декабря 2017 20:06 Заготовка торфа в городе Балахне
В годы Великой Отечественой войны в селе Ковакса были сформированы две бригады из молодых женщин и девушек по 18 человек в каждой для заготовки торфа в городе Балахне. Одна из них – бригада Гришиной Анны Прохоровны. Бригады отправляли в г. Балахну Перевозского района Ичалковского сельсовета на поездах. Женщины уезжали на заготовку торфа, а дети оставались дома. В Балахне на центральной усадьбе располагались контора, больница, столовая, баня и другие постройки. В бараках жили бригады. По обеим сторонам располагались по девять кроватей, стояла печка, которую топили сами женщины, приходя с работы.
До войны на заготовке торфа работали тракторы, лошади. В войну всю работу делали женщины вручную. Приезжали рано весной. До начала добычи торфа очищали площадку – сначала валили лес, убирали сучки. Работали с утра до темна. Сначала нарезали карты – большие квадратные участки, по бокам которого рыли канавы, чтобы туда стекала вода и торф стал суше. Затем торф заливали гидромассой, чтобы он превратился в топливо. Широкими мотыгами – цепковками разрубали торф на куски около 70 см, куски торфа вынимали и сушили. Проделав несколько операций, торф складывали в штабеля. Это были настоящие стога длиною в 20 метров, но только из торфа. Торф женщины подносили в корзинах, а укладывать торф пригоняли пленных солдат. Если сказать, что на работе они уставали, это значит, ничего не сказать. Утром работала столовая. Кормили скудно – 400 граммов хлеба на день, немного супа и каши. Кормили по талонам. В обед ели то, что приносили с собой. А с собой приносили мало. Это была еда, присланная из села Ковакса. В селе сами недоедали. Спать часто ложились голодом.
В стране появилось движение целых бригад: «Работать по-фронтовому». Одной из первых инициатором этого движения выступила бригада Гришиной Анны Прохоровны из села Коваксы. За самые высокие показатели бригада Гришиной А.П. получила переходящее Красное Знамя и все военные годы оно простояло у них в комнате, хотя многие пытались его завоевать. Удерживать знамя приходилось неимоверными усилиями. Для этого бригада выходила на работу затемно, не делали перекуров. Другие бригады начали делать также. Тогда бригадир предложила ложиться спать в лаптях, чтобы утром не обуваться. И бригада поддержала бригадира, но знамя удержали. Однажды за хорошую работу дали премию – картофель средних размеров. Когда его разделили поровну, осталось пять картофелин. Их нужно было разделить на всех поровну. Одна женщина, которой не помогали родственники едой из деревни, попросила отдать ей и подруге одну картофелину на двоих. И плакали и смеялись. Бригадир уговаривала потерпеть. Сейчас всем тяжело, трудно, голодно, но здесь хотя бы не стреляют. А каково солдатам на фронте. Женщины и сами все понимали. Просто очень устали от тяжелой работы, голода, жары и холода. С весны до осени домой не отпускали. Уезжали обычно к празднику Николы 19 декабря. Зимой вывозили торф и женщин снова посылали в Балахну. Они отгребали снег от штабелей. Торф был нужен стране и его отправляли целыми составами по железной дороге.
Родина высоко оценила заслуги женщин. Бригадир Гришина Анна Прохоровна первого декабря 1943 года была награждена высшей наградой СССР — Орденом Ленина за особые заслуги в труде во время Великой Отечественной войны. Ей было всего 29 лет. В 1945 году она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945годов».
Женщины села Ковакса, работающие на добыче торфа в Балахне в годы войны, настоящие герои труда. Их подвиг вписан в историю села Ковакса периода Великой Отечественной войны. Это: Гришина Анна Прохоровна, Сычева Евдокия Ивановна, Сычева Зинаида Ивановна, Русакова Анна Петровна, Гаранина Ирина Яковлевна, Агапова Анастасия Ивановна, Тузова Пелагея Васильевна, Птицына Татьяна Григорьевна, Занозеева А, Васянина Т, Солдатова Анна Васильевна, Лачугина М, Белоусова П, Бутусова М, Муравьева Пелагея, Красникова М, Наторова Пелагея и другие. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25312 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7605 | Наверх ##
19 декабря 2017 20:46 BobkovNV написал: [q] Братская могила на сельском кладбище с. Ковакса
Братская могила на сельском кладбище села Ковакса Арзамасского района стала последним причалом военных летчиков, погибших в авиакатастрофе в далеком 1942 году.
Из воспоминаний жителей села Ковакса: Устимова Петра Дмитриевича (1924 г.р.) и Протасовой Марии Михайловны (1932 г.р.)
- Осенью 1942 года (снега еще не было) Устимов П.Д. находился в лесу и стал очевидцем падения самолета. Он обратил внимание что в сторону г. Горького (ныне Н. Новгорода) пролетел военный самолет, через некоторое время он летел обратно. Удивил cстранный гул самолета и то, что он летел очень низко от земли (на расстоянии около 100 метров). Он летел со стороны д. Пиявочное к железной дороге над полем, неожиданно свернул в сторону леса и упал. Упал самолет около «Баранцева» болота. Устимов П.Д и другие жители села подбежали к месту падения самолета (по мнению очевидцев, скорее всего, это был военно-транспортный самолет ЛИ-2). Самолет горел и превратился в кусок железа. Здесь же жители обнаружили сильно обгоревшие и изуродованные тела летчиков.
- Тела летчиков в гроб укладывал Блохин Петр Иванович, похоронили их на православном кладбище с. Ковакса.[/q]
Это откуда взято? --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 602 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 488 | Наверх ##
24 декабря 2017 18:25 14 января 2018 12:17 Историческая топонимика.
Географическое название, как и всякое имя собственное, социально. Оно возникает из практической потребности людей назвать тот или иной объект. Какая же из характеристик объекта окажется той, что дает основу для названия, зависит от уровня и характера социально-экономического и политического развития и от социальной психологии. Важным топонимическим термином, с которым придется встретиться в дальнейшем изложении, является понятие топонимического субстрата. Слово «субстрат» в буквальном переводе означает «подслой». Вероятно, именно так его бы и стоило назвать, но термин «субстрат» уже устоялся в научной литературе. Субстратом принято называть пласт названий, происходящих из языка народа, раньше жившего на данной территории.
Изучать топонимические субстраты легче всего по названиям рек и озер (гидронимам): эти названия, особенно крупных рек, наиболее стойки. Одним из древнейших языковых слоев в гидронимии является иранский, оставленный скифскими и сарматскими племенами, обитавшими в степной зоне в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. С этими ираноязычными народами связаны названия крупнейших рек степной зоны — Дона, Днепра, Днестра и Дуная. В их названии присутствует корень дн, дон. Слово «дон» на осетинском языке (а он прямой наследник аланского, в свою очередь восходящего к сарматскому) и сегодня означает воду.
Для лесной же зоны более характерен финно-угорский субстрат. Финно-угорские племена занимали еще во I I —I тыс. до н. э. обширные пространства Восточной Европы. Одним из древнейших финно-угорских формантов является уже упомянутое окончание -кша, -кса (Икша, Колокша, Шилекша, Ковакса, Юндокса и т. д.), которое в древних языках этой группы, вероятно, означало реку или ручей (например, в современном марийском языке «икса» — ручей). Названия рек, оканчивающиеся на -кша -кса, распространены на, огромной территории от правобережья Оки до Белого и Баренцева морей, но преимущественно, как выяснил археолог В.В.Седов, там, где находят памятники волосовской археологической культуры эпохи позднего неолита. Тем самым устанавливается, что эта культура оставлена древнейшими финно-угорскими племенами на территории нашей страны.
Источник: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Под редакцией профессора Г.А. Леонтьевой
Исследования как по славянской, так и по финно-угорской топонимии доказали, что в число обязательных топооснов входят определения, характеризующие свойства объектов. Они фиксируют отличительный дифференцирующий признак, выделяющий данный объект из серии однотипных. Сопоставление может идти по величине, по форме, цвету и др. При этом нередко содержание названия подтверждается географической характеристикой объекта. В данной публикации предложена реконструкция одной субстратной основы с семантикой ‘длинный’, которая представлена в гидронимии Поволжья и смежных территорий и имеет финно-угорские истоки. Идентификация по форме характерна, прежде всего, для озер. В свою очередь, мордовское прилагательное kuvaka (эрзя), kovaka (мокша) - ‘длинный’ отразилось в целом ряде топонимов как на современной, так и бывшей территории проживания мордвы. Показательны, к примеру, названия водных объектов Кувак, Кувакужка, Кувацкой, Кувековской, Кобака, Кобяка, Ковакса и некоторые другие в бассейне реки Оки. Относительно недавние исследования доказали родство саамской и мордовской лексем и позволили реконструировать в их основе древнюю финно-угорскую основу kuwa - ‘длинный’, которая сохранилась в прибалтийско-финском языковом мире как kauka- ‘далеко’, а в мордовском и саамском дополнилась суффиксальным оформлением, kuwa-kka.
Источник: Муллонен И.И. «Об одной субстратной финно-угорской топооснове в Верхневолжье»
Можно предположить что село Ковакса назвали по одноименной речке, и в переводе означает длинный/дальний ручей.
| | |
Domitian Модератор раздела
село Виняево Арзамасского района Сообщений: 842 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 689 | Наверх ##
30 декабря 2017 17:07 В архиве Арзамаса есть фото Коваксы: Ф. Р-3366 Оп.1 Все фото 1980 года 526 Символический знак «Совхоз «Коваксинский» при въезде в село. Общий вид 527 Здание, в котором располагался исполком Коваксинского сельсовета. Общий вид 528 Здание, в котором располагалось правление совхоза. Общий вид 529 Памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 530 Церковь во имя Святителя и чудотворца Николая. 531 Здания детского сада и жилого дома. Общий вид 532 Здание десятилетней школы. Общий вид 533 Учащиеся десятилетней школы на занятиях в кабинете физики 534 Учащиеся десятилетней школы на занятиях в кабинете труда 535 Здание медпункта. Общий вид 536 Здание магазина. Общий вид 537 Лучший дом члена совхоза И. М. Беззаметнева. Общий вид 538 Лучший дом члена совхоза Д. С. Устимова. Общий вид 539 Мастерская совхоза. Общий вид Т 540 Телятник совхоза. Общий вид --- Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях | | |
|