Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Каргатский район Новосибирской области

с.Ровное (Ровенск), п. Гавриловский (Гавриловка), п. Морской и др.

    Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модератор: Julia6883
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Мои предки в конце XIX- начале XX века переселились из Витебской, Могилевской и Смоленской Губерний в Каинский Уезд Томской Губернии, на территорию, в настоящее время относящуюся к Каргатскому району Новосибирской области.

Здесь родились и выросли мои дедушка и бабушка. sun.gif

Приветствую заглянувших в эту тему!
Буду благодарна за любую информацию относительно данной местности и ее старожилов.

11.jpg
Карга́тский райо́н — муниципальное образование в Новосибирской области России.
Административный центр — город Каргат.
Район расположен в центральной части Новосибирской области. Граничит c Убинским, Чулымским, Кочковским и Доволенским районами. Территория района по данным на 2008 год — 539,6 тыс. га, в том числе сельхозугодья — 369,4 тыс. га (68,4 % всей площади)[2].
На территории района находится Убинское озеро, основные реки: Каргат и Чулым.
Район образован 12 сентября 1924 года на основе Каргатского уезда Новониколаевской губернии.
После реформы «районирования» (преобразование крупных волостей и уездов в районы, губерний РСФСР — в области и края) 1925 года район вошёл в состав вновь созданного Ново-Сибирского округа вновь образованного из сибирских губерний Сибирского края. С 1930 года район находился в составе Западно-Сибирского края. В 1937 район был включён в состав вновь образованной Новосибирской области.
(информация из https://ru.wikipedia.org/wiki/Каргатский_район)

Каргатский уезд — административно-территориальная единица в составе Ново-Николаевской губернии (было также принято писать и в литературе чаще всего встречается как Новониколаевская губерния), существовавшая в 1921—1925. Центр — Каргат.
До 1919 года территория уезда относилась полностью к Каинскому уезду Томской губернии, в центре которой находилась крупная и экономически развитая Каргатская волость, с которой вдоль реки Шегарка шёл к Томску тракт Москва—Иркутск.
(информация из https://ru.wikipedia.org/wiki/Каргатский_уезд)

Карга́тская во́лость — административно-территориальная единица, входившая с 1804 по 1921 гг. в состав Каинского уезда Томской губернии. Административный центр — село (посёлок) Каргат[3], который, в частности, давал начало Шегарскому тракту — основному гужевому пути из Москвы в Иркутск (отрезок Омск — Каргат — (вдоль реки Шегарка) — село Богородское (Шегарка) — Томск).
(информация из http://towiki.ru/view/Каргатская_волость)

Полезные ссылки и информация:
http://www.kargatskiy.ru Администрация Каргатского района Новосибирской Области

http://www.kargatskiy.ru/admin...luzhy.html Отдел архивной службы администрации Каргатского района (путеводитель - здесь http://e-archive.nso.ru/BasesR/wkf.nsf/start.xsp - нужно выбрать "ОАС Каргатского района")

[q]
Отдел ЗАГС Каргатского района
Адрес: 632402, Новосибирская обл., Каргатский р-н, Каргат г., ул. Советская, 122
Телефон:+7 (383) 652-21-86
Часы работы:пн-чт 9:00–18:00, перерыв 13:00–14:00; пт 9:00–17:00, перерыв 13:00–14:00
[/q]


http://museumkargat.ru Каргатский историко-краеведческий музей (есть виртуальные экскурсии)

Архив районной газеты "За Изобилие"

http://сибиряки.онлайн/documen...reselency/ О переселенцах на Томской земле

Карта автодорог:

Прикрепленный файл: g9.gif
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Территория последовательно находилась в составе:
- Томского округа Тобольского наместничества и Сибирского царства (1746—1782);
- Колыванского наместничества (1782—1790);
- ок. 1790 — в составе Каинского уезда Томской области Тобольского наместничества;
- Каинского уезда, Томский округ Тобольской губернии (1794—1804);
- Каинского уезда (в 1870-х — Каинский округ[11]). В XX веке Каинский уезд был некоторое время Барабинским уездом Томского округа Томской губернии (1804—1921);
- Каргатского уезда Новониколаевской губернии (1921—1925).

Об истории можно подробно прочесть здесь - http://towiki.ru/view/Каргатская_волость

О происхождении названия:
"В древности река называлась по-монгольски (тувински) "Каргаар" - ругань, проклятье. В XIII веке изменилось на созвучное ему татарское Каргат (черная смородина)." (источник - газета "За Изобилие" (Каргатский район) №31 2014 http://www.minregion.nso.ru/page/2136)
(согласно http://towiki.ru/view/Каргатская_волость - "Также существует версия, что до прихода татар слово "каарга" в древнетюркском означало валун, нагромождение валунов, ужасное место, но затем было преобразовано в татарское благозвучное "каргат" — чёрная ягода (смородина).")


Настоящим посёлком Каргат стал в 1890-х годах XIX века в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Первыми его жителями были рабочие и служащие железной дороги, торговцы зерном и скотом, мелкие ремесленники. Жители ближайших сёл занимались земледелием и скотоводством, а зимой извозом. На лошадях возили хлеб из амбаров на железнодорожную станцию.

Ст.Каргатъ в 1892-1896 гг (http://admkargat.ru/kargat/istoricheskaya-spravka.html):
perv_vok.jpeg

Бурное купеческое развитие Каргата пришлось на период XX века до революции 1917 года. Этому способствовали выгодное географическое положение на развилке путей Московско-Иркутского тракта (здесь начиналось ответвление в направлении на Алтай, минуя основные пути губернии Томск — Барнаул) и относительная близость территорий производства товаров, пользующихся спросом в основном к западу от Урала и далее в Европе.
Далеко за пределами Каргата были известны имена купцов Винокурова, Загороднева, Мариупольского.
В ходе Столыпинской реформы в районы Кулунды и Алтая устремились массы крестьян из центральных и западных губерний Российской империи. Их путь на повозках на Алтай начинался от железнодорожной станции Каргат. Переселенцы ехали из Западной и Южной Украины, из Белоруссии, Польши[12], Поволжья[13], Вятки и др. районов. Многие оставались жить в Каргатской волости.
Лайк (3)
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Информация из "Списка населенных мест Сибирского Края. Том 1. Округа Юго-Западной Сибири" (1928 год)
http://sun.tsu.ru/mminfo/000245182/
или http://book-old.ru/BookLibrary...tom-1.html

Прикрепленный файл: КР1.jpgКР2.jpg, 961197 байтКР3.jpg, 1060803 байтКР4.jpg, 1052732 байтКР5.jpg, 533342 байт
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196

Информация из газеты "За Изобилие" (Каргатский район):
http://www.uip.nso.ru/page/2136

№31 2014
В Каргате в конце девятнадцатого века в этом доме жил купец Мариупольский
file.php?fid=195513&key=1524317971
"Он торговал знаменитейшим барабинским сливочным маслом. Кстати, этот товар на одной из дореволюционных выставок получил золотую медаль…
В советские годы здание отдали под автошколу. Со временем окна опускались всё ниже и ниже, дом врастал в землю, пол прогнивал, крыша протекала… И снести этот памятник царских времён оказалось проще, чем отремонтировать. Сейчас его точное месторасположение уже и не определить. Известно лишь, что находился он справа от нынешнего двухэтажного здания сельхозуправления.
Говорят, что Мариупольскому принадлежало ещё два дома, которые стояли напротив современного военкомата. И они канули в Лету. На их месте выстроили многоэтажки."

О селе Форпост-Каргат:
"В середине восемнадцатого века на территории Новосибирской области были построены три казачьих поселения – форпоста. В Усть–Тарке, Каинске и Убинском.
Поселения были военные и предназначались для охраны и защиты «ясачных людей» от злых кочевников. Казалось бы, народ служивый и стойко переносящий тяготы службы. Но уже с 1729 года в адрес томского губернатора посыпались челобитные из Убинского с просьбой переселить из болотных и малоурожайных земель на место, где теперь и стоит Форпост-Каргат. Там, мол, климат лучше. И вот в 1746 году состоялось историческое переселение и основание села. Особо богатым и знаменитым оно никогда не было. Но доподлинно известно, что ни один декабрист мимо него не проехал. Живал там в конце девятнадцатого века купец Ерофеев, в кирпичном двухэтажном доме (большая тогда редкость для наших мест) и имевший свой, как теперь говорят, бизнес в Каинске. А ещё среди форпостовской детворы ходят легенды о зарытом где-то в полотне ныне заброшенного и заросшего старого московского тракта золотом кладе…В общем, старинное село Форпост–Каргат — это одно из самых примечательных мест нашего района."

По материалам музея г. Каргат:
"Ещё до 1856 года (дата, когда город Каргат был впервые упомянут в церковных книгах) на территории современного Каргата существовало четыре посёлка.
Первый из них, Миргородский,состоял из Калманки и Миргородки. В Калманке, построенной на пригорке, было всего пятнадцать-двадцать домов. Дальше шёл мост, отделяющий Калманку от Миргородки. Там была построена церковь, которая нынче находится в полуразрушенном состоянии. Наискосок от неё стояла приходская школа, в которой позже находилась миргородская школа. В советское время это здание отдали под ПТУ-94. А в наши дни оно стоит заброшенным. Следующий посёлок – Центральный, с непроходимыми лесами, на месте которых сейчас стоит дом культуры. Южный посёлок находился на современной улице Ленина. В 1921 году эти четыре посёлка объединили в Каргатский уезд, который просуществовал до 1924 года."

№45 2014
Озерках-6 прошел праздник под названием "Живи и здравствуй, село родное". История его зарождения уходит своими корнями в далекое прошлое. Учительница Тамара Клаус долго и кропотливо собирала все, что касается нашего села (она не раз обращалась в Томский и Новосибирский областные архивы). Датой его рождения считается 1801 год. Тогда по берегам местных озер обосновались первые жители - переселенцы из Черниговской, Полтавской и Тульской губерний. привлекали их просторы сибирских полей, богатые леса и озера, где было полно ягод, грибов, дичи. Это были семьи Журбенко, Кононенко, Косяченко, Проценко, Красило. Потомки этих династий и сегодня живут в Озерках-6. Была и вторая волна переселенцев. Случилось это в 1941 году, когда в Сибирь высылали немцев с Поволжья, в основном, с Саратовской области. Именно в то время обосновались в Озерках-6 большие семьи с фамилиями Вебер, Клаус, Гиль, Кромм. Жили, работали, растили детей. И, наверное, каждый из них теперь считает Сибирь своей второй родиной. Как отметила Тамара Клаус, была у нас и третья волна переселенцев. После распада Советского Союза сюда прибыли многие жители из Казахстана. Но ненадолго задержались приезжие, не привыкшие к труду, они принялись искать места полегче, поудобнее и подались подальше из деревни."

№28 2013
"В библиотеке центральной усадьбы, что в Первотроицке хранится историческая запись о том, что прародителей д. Кубанки был Максим Митрофанович Шпильков. Среди леса он выбрал высокое место и построил двухэтажный дом, обзавелся семьей. Было это в 1900 году. Затем сюда приехали семьи Журавлевых, Попенковых. Заметное пополнение началось во время аграрных реформ Столыпина. Сюда стали приезжать переселенцы из Центральной России, а именно: из Могилевской, Тамбовской губерний. Каждой семье отводили участок под пашню. Прежде всего надо было раскорчевать лес, а потом пахать и сеять. Начали разводить овец, коров, лошадей. К 1925 году поселок Кубанский насчитывал 28 домохозяйств. Председателем Сельского совета в ту пору был избран Григорий Анатольевич Раков."
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Поселок Гавриловский Миргородской Волости
при нем
Маслодельный завод (Гавриловская масляная артель)
Кузница (владелец Пилищок О.Г.)
на 18.09.1920 года проживает 850 человек.
Год образования населенного пункта - 1886, 182 хозяйства по переписи 1926 года, 405 мужчин, 436 женщин, преобладающая национальность - русские.

Скан из ГАНО, Р-1511 (1919-1924 гг.), оп. 1, д. 7:



Прикрепленный файл: Untitled-1.jpg
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Краткая историческая справка о храме во имя Св. Захарии и Елисаветы в поселке Миргородском Убинского района Каинской волости Томской губернии, 23 благочиния (ныне г. Каргат):
file.php?fid=196306&key=502454163
(фото и статья полностью на http://hramkargata.ru/?page_id=28)
[q]
В книге-отчете об использовании денежных средств из фонда им. Александра III «Сибирские церкви и школы … за 1902г.» находим запись:

«В поселке Миргородском Убинской волости, Каинского уезда строительство каменной церкви Св. Захария и Елисаветы обойдется в 18.000 р. Для построения церкви поступило 6.000 р. от покойного И.Д.Баева и 1.000 р. от В.Н. Фон-Дервиз, кроме того из фонда переведены 8.000 р., в том числе от Генерал-лейтенанта Ломачевскогобывшего Томского губернатора».

Здание храма во имя святых Захария и Елисаветы, (родителей Иоанна Крестителя было построено в 1904 году по типовому проекту №6 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях».

«Миргородский приход приписной к Каргатскому приходу. Церковь построена в 1904г. каменная однопрестольная во имя Святых Захарии и Елисаветы. Земли при ней 100 десятин. Расстояние от города Томска 375 верст. Почтовый адрес: через Каргатское почтовое отделение Каинского уезда. Состав прихода: село Миргородское Каинского уезда, деревня Михайловская в 20 верстах, переселенческие поселки Петроградский в 14 верстах, Гавриловский в 5 верстах, , Троицкий в 10 верстах, Лебедевский в 7 верстах, Архангельский в 10 верстах, Ново-Михайловский в 18 верстах.

Прихожан обоего пола 4793 души. Причт сверхштатный: один священник, один псаломщик. Сверхштатный священник Василий Николаевич Абрамушкин, 45 лет, окончил курс в учительской семинарии. Рукоположен в священники 29 июня 1903 года, на настоящем месте с 1907г. Награжден набедренником в 1909году.

Сверхштатный псаломщик Иоаким Кузьмич Бахматов, 39 лет, окончил курс в сельском училище. Посвящен в стихарь в 1907 году. На настоящем месте с 1909 года.

В селе Миргородском есть два училища и четыре школы в переселенческих поселках: Гавриловском, Ново-Михайловском, Троицком, Петроградском».

Хранящиеся в ГАНО метрические книги ц. во имя Св. Захарии и Елисаветы начинаются с 1907г. вероятно церковь была освящена в этом году.

До 1909г. таинства крещения и венчания, а также отпевание совершал один священник – о. Василий Абрамушкин, а с 19 сентября 1909г. у него появился помощник – псаломщик Иоаким Бахматов. Метрические книги обрываются на 1919г.
[/q]


[q]
План храма Захария и Елисаветы представляет собой чуть вытянутый по оси восток- запад прямоугольник. Входы в здание храма, с папертями, располагались на западном, южном и северном фасадах. Паперти полностью утрачены.

Судя по проектному чертежу, куб кафоликона был перекрыт лотковым куполом (покрытым снаружи четырехскатной кровлей) и завершен крупным световым барабаном с главкой в виде луковицы. От конструкции купола остались части западной стены с небольшим повалом, остальные стены разрушены сильнее и ниже основания купола.

К кафоликону с востока примыкала граненая алтарная абсида, с запада - короткий притвор, имеющий общую ширину с западным фасадом. Четыре малых главки размещались по углам общего объема здания. Две – с востока над дьяконником и жертвенником алтаря, две – с запада на притворе. Западные главки (или одна из них) служили звонницами. К звоннице вела круговая лестница, располагавшаяся в северном углу притвора. Лестница и перекрытие внутри притвора полностью уничтожены.

На внутренних стенах притвора видны следы от, державших перекрытие, деревянных балок. Участок стены притвора, примыкавшей к северной стене здания, в нижней части сильно разрушен и заменен металлической опорой.

По проектному чертежу, западный и восточный фасады храма были строго симметричны. Пилястры разделяли плоскость западного фасада на три прясла, центральное из которых было выше боковых, каждое завершалось треугольником фронтона. Судя по сохранившейся фотографии 1904г. сделанной сразу после окончания строительства, боковые прясла стен западного, северного и южного фасадов имеют не треугольные а лучковые завершения.

Центральный вход был выделен арочным неглубоким перспективным порталом, объединившим входные двери и, расположенный над ними, укрупненный оконный арочный проем, освещавший второй этаж притвора, где вероятно располагались хоры. Аналогично были решены центральные части боковых фасадов северного и южного.

В настоящее время, северная и южная стены разрушены до начала оконного проема. Дверной проем в северной стене заложен кирпичом, отличающимся от основной кладки храма. В южной стене оставлена прямоугольная форма проема, а арочная часть заложена деревянными балками и кирпичом.
По воспоминаниям жителей Крестьянской улицы, церковь была закрыта в 1937г. а в начале войны в нее решено было перенести чугунолитейное предприятие располагавшееся неподалеку.
[/q]

file.php?fid=196307&key=1294766123
[q]
Беседы со старожилами с. Миргородского

Самой старшей из моих собеседников оказалась Мария Васильевна Фролова, она живет на Советской улице, д.233. Скоро ей исполнится 94 года. Родилась Мария Васильевна 24 августа 1917г. и жила в д. Лебедевке, куда ее родные перебрались из Орши. Мария Васильевна хорошо помнит, как она до 14 лет с бабушкой ходила в церковь на исповедь и причастие. Когда начинали звонить к службе, в Лебедевке, находившейся за семь верст, колокольный звон был хорошо слышен, так и шли на службу по колокольному звону.

Мария Васильевна помнит, как на праздники съезжались люди со всех окрестных деревень. Вся площадь перед храмом была заполнена подводами и телегами, их оставляли за оградой храма, лошадей привязывали прямо к металлической ограде. В храм народу набиралось столько, что приходилось некоторым подниматься на хоры, где пели певчие. Очень хороший голос был у певчей Маруси Барановой.

Хорошо помнит батюшку, бывшего тогда в преклонных летах. (О.Василию Абрамушкину в конце 20-х гг. было около 60 лет). Иногда на Пасху приходилось у него в доме оставлять куличи до освящения, поэтому запомнилось, что жил он поблизости от церкви, с мамой, без жены и детей (возможно жена умерла, а дети выросли и уехали).

Запомнились трудные годы, когда случалась засуха и батюшка с прихожанами, по их просьбам, совершал крестный ход с иконами и хоругвями по полям, там служили молебен и по общим молитвам, начинался дождь.

Маша, девочкой любовалась, как венчавшиеся в храме молодые пары, выйдя из него, несколько раз объезжали на тройках вокруг церкви и только потом уезжали домой. Так хотелось самой также повенчаться, но когда настала пора выходить замуж в 1941году, венчаться стало негде – церковь уже закрыли.

В советское время, однажды, посреди Пасхальной службы, ворвались молодые ребята и взялись петь Интернационал.

А потом наступили еще худшие времена, когда снимали и сбрасывали с церкви колокола Данилка Чернов и Оськин. Старушки кричали: «Чтоб вам руки оторвало!», так и случилось с Оськиным- пришел с фронта с одной рукой.

Когда церковь стали разорять, старушки с Калманки (так называется этот район) забирали иконы из церкви по домам.

Отец Марии Васильевны – Василий Леонтьевич очень хорошо знал службу и после закрытия церкви сам дома пел Пасху.

На Советской 219 живет Вера Алексеевна Скрынник. Ей не довелось бывать в действующей церкви, но хорошо запомнилось как во время разорения церкви, когда народ выносил из нее кто что мог, родители строго сказали им, детям: «Не смейте прикасаться ни к чему – церковь и так стонет». Поэтому внутрь храма Вера заходить не смела , но часто приходила играть на площадь перед храмом. На Красную горку катали яйца. Напротив здания храма жил любимый детьми учитель и директор школы Андрей Богомазов со своей второй женой, тоже учительницей, Александрой Петровной Митяевой, они часто занимались со своими подопечными. Запомнилось Вере Алексеевне, что возле алтаря храма росли гигантские тополя, а под ними были могилки, только не знает чьи.

На Крестьянской улице, поблизости от храма живет Николай Николаевич Беляев. Он родился в 1937г. и был крещен в храме Св. Захарии и Елисаветы, а через несколько месяцев после его крещения церковь была закрыта. Сразу после закрытия здание церкви не трогали – все оставалось по-прежнему, потом на площадь перед храмом стали пригонять по 20 грузовых машин, приезжавших на уборочную из Тогучина. В здании храма устроили пункт заготзерна и началось разорение. Из храма несли, кто что мог. Дед Михей спас напрестольную Библию, только его давно нет в живых, и сохранилась ли книга неизвестно.

Отец Николая Николаевича работал лудильщиком- жестянщиком. К нему пришла старушка с листом цинка, взятого с крыши храма, с просьбой сделать ей печку. Пришлось пристыдить ее и убедить , что затеяла пустое – взял щипцами лист и, на глазах у просительницы, сунул его в печку – лист оплавился.

По воспоминаниям Николая Николаевича, в 1946г. в здание храма решили перенести литейный завод, размещавшийся неподалеку .В самом храме разместили горячий цех чугунно-литейного завода. С востока от алтаря, в длинном одноэтажном корпусе, поместили обдирочный цех, оттуда на вагонетках, прямо сквозь пробитый в алтарной стене проем, перевозили чугунные болванки-заготовки, из которых отливали вьюшки, колосники и дверцы для печей и другие изделия. В пристройке находился жестяный цех. В небольшом доме к юго-западу от храма была баня.

Многие из жителей окрестных улиц работали на самом тяжелом производстве – в горячем цехе. Часто бывали травмы и несчастные случаи, но люди не уходили и очень сожалели о закрытии чугунно-литейного производства в 1978г.

Около алтаря храма стоял большой тополь, который страдал от близости горячего цеха у него обгорали ветви, их спиливали, а тополь продолжал жить. По словам Николая Николаевича, однажды в дупло залили горячий металл, но и после этой процедуры тополь остался жив. Под тополем находится могила священника служившего в храме. В послевоенные годы приезжала пожилая женщина на могилу отца-священника.

После закрытия литейного завода, в здании храма и сооружениях вокруг него, разместили лесхоз. Баню переделали под контору.

Напротив дома Николая Николаевича, на другой стороне улицы Крестьянской живет Александра Степановна Баткова, которой пришлось отработать в горячем цехе 10 лет с 1946г. Первое время над храмом оставалось прежнее купольное перекрытие со световым барабаном. Росписи покрывали стены и купол, в центре которого был изображен Спас Вседержитель. Работа в горячем цехе была слишком тяжелой и, в 1956г. Александра Степановна перешла работать на почту.

Мама Александры Степановны, Акулина Васильевна Санькова научила дочь видеть во всех радостях и трудностях жизни Волю Божию. Каждый день Александры Степановны освящен молитвой о ближних и о том, чтобы сподобил Господь дожить до дня, когда восстановят церковь во имя Св. Захарии и Елисаветы и вновь можно будет помолиться в ней.

Несколько лет назад Александра Степановна нашла на улице брошенную икону принадлежавшую ее соседке Татьяне, после смерти которой, икона стала дома не нужна и ее выбросили. Эта Казанская икона Пресвятой Богородицы, написанная масляными красками по доске, в простом окладе стоит теперь в красном углу у Александры Степановны вместе с ее бумажными иконами Спасителя и Тихвинской иконой Божией Матери. Александра Степановна воспитала в вере свою дочь и внуков. Ходить в храм не хватает сил, но домашняя молитва ее не угасает.

На Крестьянской улице, д. № 211 живет Мария Ивановна Краснобаева 1935г. рождения. Ее бабушка родилась в Моршанске Тамбовской губернии в 1885году. В 1905г. у бабушки родилась дочь Анастасия (мама Марии Ивановны), а когда дочери исполнилось 8лет, бабушка со своей семьей, перебралась в Сибирь, где переселенцы из Моршанска основали с. Маршанка. Бабушка привезла с собой в Сибирь икону Матери Божией «Троеручица», написанную на доске масляными красками. Икона бережно хранится в доме Марии Ивановны.

Мама Марии Ивановны, Анастасия Ивановна Каплина переехала в поселок Миргородский и дочь выросла на Крестьянской улице, рядом с храмом.

Из ранних воспоминаний осталась яркая картина тех дней, когда власти намеревались закрывать храм. На площади вокруг храма собралось очень много народа, пытавшегося препятствовать закрытию. Мария Ивановна помнит, как снимали и сбрасывали на землю кресты, один из них, самый большой, при падении воткнулся в землю и встал вертикально.

Когда церковь все таки была закрыта и в ней разместили чугунолитейный завод, Анастасия Ивановна Каплина работала сторожем в здании храма, Маленькая Маша прибегала к маме на работу и любила рассматривать изображения ангелов на потолке и поднималась по деревянной лесенке на хоры.

Мария Ивановна показала где на Крестьянской улице находился дом священника. Помнит, что фамилия жены батюшки была Бойко.

На Советской улице живет Вера Васильевна Боженко. Она работала бухгалтером в отделе культуры райисполкома. Предки Веры Васильевны, по материнской линии, переселились в Сибирь с Дона в 1892году, а родные отца приехали из Пензы в 1893г. Дед со стороны отца работал портным –шил шубы купцам. Вера Васильевна составила свою родословную – записала все что знает и помнит о дорогих ей людях, чтобы не забывали их внуки и правнуки.

Вера Васильевна ходила в храм вместе с мамой Агафьей Васильевной, а мамин отец, Мирко Василий Григорьевич, работал в храме, вероятно был старостой. Дедушкиной обязанностью было открывание дверей храма перед началом службы и закрытие – после службы.

В праздничные дни на Пасху и Рождество Христово он распределял пожертвованные в храм продукты и разносил подарки по домам нуждающихся прихожан. Вера Васильевна помнит, как батюшка благословлял после окончания службы всех заниматься своими обыденными делами.

На Советской улице живет Павел Павлович Величко, его родители переехали в Сибирь с Украины. По воспоминаниям Павла Павловича, церковь закрыли в 1941году и разместили в ней пункт заготзерна, потом литейное производство. Павел Павлович помнит, что в храме было два церковнослужителя, у одного из них была дочь (вероятно у батюшки), а у другого два сына, младше Павла, с которыми маленький Павел иногда играл и бывал в их доме. В храме Павел поднимался по лестнице на балкон-хоры на западной стене, и оттуда исподтишка бросал вниз камешки. С 1942г. до пенсии Павел Павлович отработал на чугунолитейном производстве в здании бывшей церкви.

Очень краткие воспоминания Веры Васильевны Княженцевой ее отец говорил ей, что крестился в церкви Св. Захарии и Елисаветы и ездил в храм молиться из деревни Чернявки, пока церковь не закрыли в 1937году.
[/q]

Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Честидовский переселенческий участок (Ческидовский, Ческидовка) основан в 1897 году.
Согласно Списку Населенных Мест Томской Губернии на 1899 год - 13 дворов.

В документах д. 506 фигурируют и Ческидовский, и Гавриловский.
К примеру, мой прапрадедушка, Сныткин Григорий Васильевич, согласно списка от 18 ноября 1899 года, водворился на Ческидовский переселенческий участок 1 апреля 1898 года, а 1 декабря 1899 года он пишет прошение уже как переселенец п. Гавриловского.
Братья моего другого прапрадеда, Гавриленко Данила Ивановича, Емельян и Ефим водворяются уже сразу в п. Гавриловский согласно списка от 2 февраля 1899 года.
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Переехав в 1898 году, мои предки, как и другие переселенцы, обустраиваясь на новом месте, могли рассчитывать на государственные ссуды.
В Государственном Архиве Томской области сохранились следующие Прошения Его Превосходительству Господину Томскому Губернатору от моих родственников, крестьян поселка Гавриловского Убинской Волости (на тот момент) Каинского Уезда:

"Приехав из России в зимнее время, я поселился на квартире у брата, который здесь водворен уже более года. Получив пособие 30 рублей, я приобрел себе лошадь и корову, а потому срубил себе хату, но воидти в нее у меня не хватит средств, посему честь имею почтительнейше просить Вас Превосходительство, сделать распоряжение о том, чтобы мне дали дополнительное пособие, сколько заблагорассудится." (ГАТО ф. 3 оп. 46 д. 579)

"Водворившись на участки и получив правительственной ссуды до 40 рублей, мы обзавелись необходимым хозяйством и посеяли под зиму хлеба, а так как своих семян мы не имели нам пришлось купить и задолжать каждому рублей до 40. Кроме того мы понесли убыток от неурожая ярового хлеба, теперь чтобы прокормиться до нового хлеба нам придется продавать с трудом приобретенную скотину..." (ГАТО ф. 3 оп. 46 д. 579)

"По водворении нашем на поселки мы просители получили пособие всего по 30 руб. почему ввиду нашей бедности до сего времени на этот день и устроиться окончательно не могли. Вследствие вышеизложенного, осмеливаемся вновь покорнейше просить Ваше Высокоблагородие об исходатайствовании нам дополнительного денежного пособия по усмотрению Вашему." (ГАТО ф. 3 оп. 46 д. 506)
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Именной список переселенцев, водворенным в 1898 году на Честидовском переселенческом участке Убинской волости Каинской округи Томской губернии и получившим ссуду 13го мая 1898 года из(?) аванса в три тысячи (3000) рублей, отпущенного из Каинского Окружного Казначейства по ...(?) к ...(?) за № 3188м, присланному Томским Губернским Управлением при предложении от 7го мая 1898 года за № 3189

№ по порядку Имя, отчество и фамилия переселенцев Размер ссуды, выданной порядком, указанным в предложении Переселенческого Управления от 25го января 1897 г. за № 165 Росписка в получении ссуды на условиях, указанных в 25, 26 и 27 ст. ст. Высочайше Утвержденных 15 марта 1896 года Временных Правил

1. Николай Лукьянов Филимонов 30 рублей
2. Игнат Григорьев Абрамочкин 30 рублей
По 30 руб, а всего шестьдесят руб получили крестьяне Николай Филимонов и Игнат Абрамочкин, а по безграмотству их и личной просьбе росписался крест. Е. Дегтярев.
3. Илья Николаев Филимонов 30 рублей
Тридцать руб получил крест. Илья Филимонов.
4. Петр Игнатов Абрамочкин 30 рублей
5. Николай Николаев Филимонов 30 рублей
По 30 руб, а всего шестьдесят руб получили крестьяне Петр Абрамочкин и Николай Филимонов, безграмотству их и личной просьбе росписался крест. Е. Дегтярев.
6. Петр Агафонов Косенков 30 руб
Тридцать руб получил крест. Петр Косенков.
7. Понфил Ефимов Окунев 30 рублей
8. Григорий Васильев Сныткин 30 рублей
9. Василий Фомин Сеньков 30 рублей
По 30 руб, а всего девяносто руб получили крестьяне Понфил Окунев, Григорий Сныткин и Василий Сеньков, а по безграмотству их и личной просьбе росписался крест. Е. Дегтярев.

Чиновник по крестьянским делам I участка Каинской Округи Г. Студенкин
С подлинным верно.

(ГАТО ф. 196 оп. 19 д. 320)
Julia6883
Модератор раздела

Сообщений: 622
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1196
Расчет № 36а по ссуде 330 руб, выданной 5 сентября 1898 г. переселенцам Честидовского поселка Убинской волости Каинского уезда
...

Гавриленок Даниил Иванов 30 рублей
Лысенков Фрол Климов 30 рублей
Горащенок Иван Григорьев 30 рублей
Хомченок Андрей Петров 30 рублей
Горащенков Сидор Григорьев 30 рублей
Хамченков Степан Петров 30 рублей
Гавриленок Ефим Иванов 30 рублей
Гавриленок Емельян Иванов 30 рублей
Требухин Семен Егоров 20 рублей
Силаев Лаврентий Назаров 20 рублей
Кривов Никита Давыдов 20 рублей
Кривов Григорий Давидов 15 рублей
Пименов Георгий Лукьянов 15 рублей

Всего 330 рублей.

(ГАТО ф. 196 оп. 19 д. 320)
    Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модератор: Julia6883
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Julia6883 » Каргатский район Новосибирской области [тема №70061]
Вверх ⇈