Дьяковы из Тамбовской губернии
Тема о Дьяковых из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а также об их родственниках - Вольских и других.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
12 января 2018 23:59 13 января 2018 0:00 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 0:05 ИсторияИкона из Спасо-Преображенской церкви на ОрдынкеЭтот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 годах. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской Духовной Академии П. С. Казанским. В 1711 году, при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «Всех скорбящих радость». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 году. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон – на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге – являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел «Иконография»). Оставшаяся в Москве икона «Всех скорбящих радость» с 1713 года находилась в устроенном для нее приделе [1]. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х годах XX века, служба в нем возобновлена в 1948 году. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й половине XVIII века. Икона «Всех скорбящих радость», вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 год). Во время эпидемии оспы в 1768 году императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 годах церковь была полностью перестроена (архитектор Л. Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса. Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 году исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант). В 1849 году выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы. В 50-х годах по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника. Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 году – 3-й, золотой, по рисунку Ф. Г. Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 году этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П. М. Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 году художником Ф. А. Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 году, был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился. В 1932 году храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы. ИконографияНаиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих радость» относится к 1683 году. Этот образ был написан придворным живописцем И. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 года на иконе с таким названием была представлена только Богородица с 2 ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией «Gloria» (Прославление Богоматери). В 80-х годах в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европейской. «Madonna Miserdordia» (Милующая) (наиболее ранний датированный пример – «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста», 1687, ГРМ). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «Всех скорбящих радость» после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 году под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим». Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – преподобного Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа – преподобного Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел преподобного Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение «Святой Троицы» (так называемой новозаветной), под ней – картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская – списком с нее. Точные списки с московской иконы известны с начала XVIII века [4]. Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII веке способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа [5]. На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и другие отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откровения 12, 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV века, в Россию пришли в XVII веке, дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и другим). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение Святого Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример – икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А. И. Казанцева (90-е годы XVII века, МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Святой Троицы» (так называемой новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге. На рубеже XVII-XVIII веков в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (конец XVII века), О. Р. Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: • Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР), • Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» (Богоматерь Римская), • Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia» (1713, ЦАК МДА), • Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА), • Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу «mmaculata» (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР), • Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко. На рубеже XVII-XVIII веков иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К середине XVIII века на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих радость», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в том числе в старообрядческой среде (Урал, Вятка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге. С начала XVIII века на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу «Мадонны мореплавателей», впоследствии часто присутствующее на многих иконах «Всех скорбящих радость» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах «Gloria». В XIX веке наиболее устойчивыми вариантами иконографии «Всех скорбящих радость» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию. [1] Обновлялся в 1770 году; церковь перестраивалась в 80-х годах XVIII века В. И. Баженовым и в 1834-1836 годах М. И. Бове по проекту О. И. Бове. [4] Алексей Квашнин, 1710, ЦМиАР. [5] Ровинский. Народные картинки. Другие чудотворные и местночтимые иконы «Всех скорбящих радость»В Тамбове находилась икона, которая была написана в Москве во 2-й половине XVIII века по заказу графа В. П. Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А. Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил её Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевёз икону в свое имение в село Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а в 1794 году по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель. Более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в том числе смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание. Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образа «Всех скорбящих радость» и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем. Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе великомученицы Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 году теплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети XIX века священником Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 году от неё исцелилась малолетняя дочь Тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева; В 1806 году мать монастырского священника Иоанна Андреева, в 1811 году и он сам; В 1809 году надворный советник Ф. А. Смирнов. В 1814 году лютеранка Д. Е. Колтиненская; В 1828 году жена кирсановского казначея Н. Д. Куткина; В 1829 году послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск. Источник: https://drevo-info.ru/articles/13447.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 0:08 ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ (В ТАМБОВЕ) – ДОПОЛНЕНИЕ: В Тамбовском Вознесенском монастыре находится чудотворный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, называемый «Утешительницей скорбящих». Над главой Божией Матери находится изображение Пресвятой Троицы, девяти ангелов и внизу страждущих различными болезнями. Образ написан на большой доске и украшен серебряной позолоченной ризой чеканной работы. О его происхождении известно следующее. Боярин Валентин Мусин-Пушкин заказал одному живописцу сделать точную копию с московской чудотворной иконы Богоматери «Утешительница скорбящих», но скоро же забыл об этом. Через некоторое время живописец принес в ящике исполненную им работу и показал икону всем бывшим в доме боярина. Доложили Мусину-Пушкину о том, что заказ его исполнен. Он, будучи не в духе, пренебрежительно отозвался о своем заказе и об иконе и велел позвать к себе художника. Когда ящик вскрыли, то, к ужасу живописца и удивлению всех присутствующих, вместо образа там оказалась чистая доска. Разгневанный боярин выгнал из дома живописца. Сильно огорченный, он отправился к себе домой и по дороге встретил своего друга Алексея Дьякова. Последний, узнав о несчастии живописца, увел его к себе в дом и стал утешать. Они открыли ящик и, к удивлению, увидели на грунте доски начертанные прежде лики, но в неясном очертании. Со слезами упали оба друга перед образом Богоматери, и совершилось новое чудо: икона Ее представилась их взорам с таким светлым изображением, какое удивленный иконописец считал выше своего искусства. Считая себя недостойным обладать таким сокровищем, живописец подарил икону Дьякову, у которого она и оставалась долгое время. Перед своей смертью Дьяков передал образ этот своему сыну Андрею. Последний увез икону из Москвы в свое имение Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. По желанию своей матери, которая постриглась в иночество в Тамбовском Вознесенском монастыре, Андрей Дьяков в 1794 году пожертвовал свою наследственную икону в эту обитель. Здесь от образа совершилось множество чудотворений. Зимой он находится в монастыре в теплой Скорбященской церкви, с правой стороны от царских врат, а летом — в Екатерининском приделе Вознесенского храма. Источник: http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=234 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 0:13 ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ (В ТАМБОВЕ) – ДОПОЛНЕНИЕ: В Тамбове находилась икона «Всех скорбящих радость», которая была написана в Москве во второй половине XVIII века по заказу графа В. П. Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привёз икону графу утром, когда тот был ещё в постели. Ожидая в приёмной, показал её посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнёс неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалёвок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А. Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил её Дьякову. Впоследствии сын Дьякова – Андрей перевёз икону в своё имение в село Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а в 1794 году по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель. Более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в том числе смерть двух малолетних сыновей, что было воспринято как наказание. Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образу «Всех скорбящих радость» и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем. Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где её поставили в приделе великомученицы Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 году тёплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В первой трети XIX века священником Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 году от неё исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева; В 1806 году – мать монастырского священника Иоанна Андреева, в 1811 году и он сам; В 1809 году – надворный советник Ф. А. Смирнов; В 1814 году – лютеранка Д. Е. Колтиненская; В 1828 году – жена кирсановского казначея Н. Д. Куткина; В 1829 году – послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесённой к ложу умирающего, был слышен треск. Источник: http://religiocivilis.ru/hrist...ml?start=8 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 0:18 13 января 2018 0:49 ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ (В ТАМБОВЕ) – ДОПОЛНЕНИЕ: В Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре хранилась Икона Скорбящей Божией Матери с предвечным младенцем с изображением над главою Ея – Пресвятыя Троицы, вокруг девяти Ангелов, а внизу различного рода больных. Икона писана на деке значительного размера, украшена чеканною в позолоте серебряною ризою, которая устроена вместо обветшавшей так же серебряной с жемчугом и разными каменьями ризы в 1814 году старанием игуменьи Афанасии. Зимою она поставляется в киот с правой стороны от царских врат в теплой Скорбященской церкви, летом, так же в особой киоте, в екатерининском приделе Вознесенскаго храма. Икона Скорбящей Богоматери торжественно принята в монастырь в 1794 году, по благословению епископа Феофнла. Её пожертвовал и привез из села Курдюков Кирсановскаго уезда прапорщик Андрей Алексеевич Дьяков. В дом прапорщика Дьякова она поступила по наследству от отца его, присяжного Алексея Дьякова, которому она подарена в Москве живописцем по особому замечательному случаю. — Этому живописцу поручено было боярином Валентином Мусиным-Пушкиным сделать самую точную копию с одной иконы Божией Матери, - Утешительницы скорбящих, - иконы, которая была известна в Москве за чудотворную. Мусин-Пушкин, заказав копию по случайному побуждению, забыл о ней в вихре обычной суеты; но живописец не забывал его поручения, и в одно утро принес в ящике копию с известной иконы Скорбящей Божией Матери. На вопрос: с чем и зачем он явился? Живописец показал свою икону слугам боярина и посетителям, которые ожидали его выхода. Икона рассмотрена и заслужила одобрение. При докладе слуги о живописце с иконою, Мусин-Пушкин, был не в духе, отозвался об иконе с гневом, неуважительно; однако же приказал позвать к себе иконописца. Когда он вынул свою икону из ящика, она оказалась не более, как подмалеванною декою; лики Божией Матери, младенца Иисуса, ангелов и другие исчезли, как будто вовсе не были изображены. Иконописец оробел; боярин сильнее прежнего разразился бранью и выгнал его из дома с иконою, не смотря на уверение слуг и посторонних людей, что они видели в руках мастера совсем готовую икону. В это время расстроенный и огорченный иконописец встретился со своим приятелем, московским присяжным Алексеем Дьяковым. Последний узнав, что сейчас произошло с ним и с его иконою, увел его в дом с намерением утешить несчастного мастера и разрешить загадочное происшествие. Открыли икону и что же? На грунте её увидели начертанные прежде лики, только в тусклом, не ясном очертании. В смятении сердца оба пали перед Утешительницею скорбящих с благодарностью и с молитвою о проявлении Ея лика в том виде, как он прежде был изображен. Матерь Божия удостоила сделать для них более, нежели сколько они желали: через несколько часов икона ея явилась в таком светлом, благолепном изображении, какое изумленный иконописец считал выше своего искусства. Приписывая благоволение Царицы Небесной благочестию Дьякова и его семейства, он оставил икону навсегда в его доме, а себя видел недостойным обладать таким сокровищем. Дьяков бережно, благоговейно хранил подаренную ему и как бы самописанную икону, передал её в наследство и благословение своему сыну, который привез ее из Москвы в свое поместье, в село Курдюки. Обладанием иконы скорбящей Божией Матери Вознесенская обитель обязана преимущественно матери прапорщика Андрея Дьякова – Феодосии Яковлевой. При жизни мужа она имела постоянное, живое усердие к этой иконе, а по смерти его, следуя своему благочестивому настроению, она посвятила себя иноческим обетам в Вознесенском монастыре, и тогда-то побудила сына уступить обители святыню своего дома. После поступления иконы на новое местопребывание, обитель была свидетельницею многих чудесных исцелений, произшедших от нея и доселе проистекающих. (Запись о чудесах от иконы скорбящей Божией Матери хранится в монастырской библиотеке в рукописи). Библиография: Хитров Георгий Васильевич. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов: В типографии Коллежского Регистратора К. И. Закржевского, 1861. – С. 305 – 307. – [4], 342 с. Источник: http://elib.shpl.ru/nodes/14632#page/313/mode/inspect/zoom/7 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 17:34 ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ГОРОДЕ ТАМБОВЕ: По информации сайта Тамбовского городского благочиния: «Как правило, образованию новых женских монастырей предшествовало образования общин или богаделен. Первой основательницей монашеской женской общины, из которой позднее вырос Вознесенский монастырь, была схимонахиня Мариамна. Ей в 1676 году при Христорождественской церкви города Тамбова (приходской храм Панской слободы) было отведено для «двора и служб» усадебное место длиной 13 саженей (около 26 метров), а в поперечнике 8 саженей (около 16 метров). Схимонахиня занималась выпечкой просфор, со временем к ней присоединилось еще несколько девиц, которые желали проводить жизнь по монашеским правилам, и когда святитель Питирим вступил на Тамбовскую кафедру, то он обнаружил здесь уже «несколько келий». В 1690 году по указанию святителя Питирима и на его средства кельи были обнесены деревянной оградой. Настоятельницей монастыря была назначена родная сестра святителя игуменья Екатерина. В «Записке к сочинению иерархии и литеральной российской духовной истории» за 1794 год об этом сказано так: «Вознесенский женский монастырь построен в 1690 году по благословению Преосвященного епископа Питирима коштом благотворителей градских тамбовских». Яркий расцвет монашества в России занимает особое место в истории русской Церкви XIX – начала XX вв. В этот период особенно развивалось женское монашество, о чем говорит большое число новообразованных монастырей. Так с 1810 г. по 1914 г. число женских монастырей в России возросло в пять раз. На территории современной Тамбовской епархии в начале XIX века была всего одна Вознесенская женская обитель в Тамбове. Во второй половине XIX века в Тамбовской губернии велось строительство на территории большинства женских обителей тогда как мужские монастыри лишь подвергались незначительной реконструкции или плановому ремонту. Поэтому женские монастыри и общины становились носителями нового архитектурного стиля на территории Тамбовской епархии. XIX век стал периодом архитектурного преображения одной из старейших обителей Тамбовской епархии Вознесенского женского монастыря г. Тамбова. В начале столетия в обители нашли пристанище 150 монахинь и послушниц. В их распоряжении находились келии, расположенные по периметру четырехугольника, в южной части которого находился Вознесенский храм. Осуществлял строительство этого храма епископ Феофил, который и освятил его семь лет спустя. Вознесенский храм дважды ремонтировали – в 1863 и 1906 годах. В 1906 году, началась перестройка и расширение Вознесенского храма, причем два боковых придела, помещавшихся прежде в трапезной, вынесены и поставлены рядом с главным приделом. К 1907 году была закончена внутренняя отделка расширенного Вознесенского храма: вымощены полы всего храма и алтаря, выставлены новые оконные рамы и двери, отштукатурены и покрашены новые своды пристроек, установлены новые иконостасы, крыша и стены храма выкрашены масляной краской. В 1816 году в связи с увеличением численности сестер обители, а «придельные храмы… стали тесными и непоместительными», игумения испросила разрешение правящего архиерея на постройку нового теплого храма. 29 мая 1816 года состоялась закладка первого камня второго храма обители, его в основание будущей церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний. Через четыре года главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а придел — в честь пророка Божия и преподобного Алексия, человека Божия. Строительство храма было завершено в 1817 году, к 1820 завершена внутренняя отделка. В начале XIX века Вознесенский женский монастырь занимал земельную территорию в 12062 кв. сажени. В середине XIX столетия игуменья Евгения развернула в монастыре широкое строительство. Появилась общественная просфорня, обеспечивающая просфорами почти все церкви города и приносившая монастырю чистый годовой доход в 1000 рублей. Деньги использовались на содержание приюта для девочек (Ольгинская школа), который был открыт в 1868 году. Для приюта изначально был построен деревянный корпус, а затем за монастырской стеной в 1898 году был построен двухэтажный кирпичный особняк. Кроме того, были выстроены баня-прачечная, водоразборная будка для водообеспечения всего монастыря. Сестринский корпус в три этажа с домовой церковью во имя преподобного Антония Печерского был заложен в южной части монастыря в 1891 году. Застройка монастырской территории завершилась возведением двухэтажной трапезной. К началу XX века Вознесенский монастырь значительно преобразился. Приют для девочек в 1899 году становится двухклассной церковно-приходской школой. В 1904 году для нее было построено трехэтажное каменное здание, школа с этого времени стала носить название Свято-Ольгинской церковно-приходской, и в ней обучалось 211 девочек, 100 из них проживало в общежитии школы. Надо сказать, что ни один другой женский монастырь епархии не поставил школьное дело на такой высокий уровень. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии. Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка. До закрытия Вознесенский женский монастырь был крупнейшим духовным центром Тамбовской губернии. В 1918 году имущество монастыря было объявлено «советской собственностью». Здания, принадлежавшие обители, были полностью переданы в городское пользование. В монастырской ограде возведен двухэтажный дом послевоенной постройки. 22 декабря 1992 года Священный Синод определил открыть Вознесенский женский монастырь в городе Тамбове «для возрождения в нем монашеской жизни…». В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находятся мощи святой подвижницы Тамбовского края преподобной Марфы Тамбовской (в миру Марфы Петровны Апариной, † 14 сентября 1800 года), которые были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 23 сентября 2005 г. За последние 10 лет в монастыре кроме восстановленного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с левым приделом святого Алексия, человека Божия, был построен ансамбль монастырских зданий: двухэтажный корпус с крестильным храмом святого праведного Иоанна Кронштадского, освященный Святейшим Патриархом Алексием II в августе 1998 года; двухэтажный келейный корпус; двухэтажное здание воскресной школы, трапезный корпус и гостиница для паломников. В 2006 году монастырю было передано здание бывшей Ольгинской школы. 30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством был освящен Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря города Тамбова». Источник: http://tambov-gorod.blagochin.ru/2016/02/28/1358/ --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 17:35 13 января 2018 17:36 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 17:37 13 января 2018 17:37 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 17:39 13 января 2018 17:39 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14611 | Наверх ##
13 января 2018 17:41 ДЬЯКОВА – АЛЕКСЕЕВА – ЛУКЬЯНЕНКО ОЛИМПИАДА ГРИГОРЬЕВНА: Из дворян. Родилась в 1850 году в селе Красивка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончила институт благородных девиц. С 1873 года в революционном движении. Член «Земли и Воли» в Москве. Была арестована, но затем полностью оправдана по процессу «193-х» и выслана по месту жительства, в родовое имение отца. С 1892 года в социал-революционном движении. В 1893 году агитатор среди учащихся, вновь арестована и снова направлена в родное имение. В 1899-1910 годах член ПСР (Партии социалистов революционеров). Принимала участие в революционных событиях 1905-1907 годов. Постепенно отошла от политики и после 1917 года принимала участие лишь в кооперативном движении. Умерла в 1918 году. Источник: https://socialist-revolutionis...anenko-o-g --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|